Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Поместный Cобор 1917–1918 гг. и его предыстория

Диакон Михаил НЕМНОНОВ


Церковные Соборы не собирались в России со времени упразднения Патриаршества в Русской Церкви в начале XVIII века. Первые серьезные публикации и разговоры о подготовке большого церковного Собора начались в декабре 1904 года, когда Государем было объявлено о подготовке закона о веротерпимости. Вскоре после этого митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) направил Царю докладную записку, в которой указывалось, что дарование полной свободы вероисповедания инославным, старообрядцам и различным сектантам поставит государственную Православную Церковь в неравное положение по отношению к другим конфессиям. Митрополит указывал на необходимость созыва всеправославного совещания духовенства и мирян для решения ряда насущных проблем, касающихся положения Церкви в государстве.
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении Церкви в России ко времени интересующих нас событий. Оно отличалось некоторой двойственностью, нашедшей яркое отражение в Основных Законах Российской империи. Согласно параграфу 42, «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» — формула, вполне достойная св. Константина Великого, провозгласившего себя «епископом внешних дел Церкви».
С другой стороны, Император именовался «главой Церкви», а параграф 45 гласил, что «в управлении церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного». Отсюда если симфония священства и царства в том виде, в каком этот принцип был провозглашен императором Юстинианом, несомненно, присутствовала, то о симфонии Царя и Патриарха (или, за его отсутствием, Царя и Синода) не могло быть и речи.
Л. Тихомиров писал по этому поводу, что «если наши государственно-церковные отношения, при таких законодательных определениях, нельзя назвать полным "цезарепапизмом", то исключительно потому, что имеются в основных законах статьи, постановляющие исповедание православной веры условием для обладания престолом Российским, а так как Православие признает самостоятельность церковной власти, то отсюда можно, логическим умозаключением, вывести, что, стало быть, эта самостоятельность признается и русским государством... Но это есть положение теоретическое. Практически же церковное управление поставлено с Петра I так, как если бы Церковь никакой самостоятельной власти не имела».
Несмотря на то что официально Синод в 1721 году был провозглашен как «коллективный патриарх» и одновременно «постоянно действующий собор», очевидно, он не был ни тем ни другим. Во главе стола, за которым проходили заседания Синода, стояло кресло Императора; Император же, согласно «Духовному регламенту», должен был признаваться «крайним судией» всей деятельности Святейшего Синода.
Со временем необычайно усилилось влияние обер-прокуратуры и подведомственных ей учреждений — канцелярий и консисторий; отсюда высшее церковное управление получило официальное наименование «ведомства православного исповедания». Тихомиров отмечает, что при таком положении вещей «власть над Церковью совершенно неизбежно сосредоточивается в руках чиновников. Архиереи Синода постоянно сменяются. Если один состав наметит какую-либо меру, то у него нет времени довести ее до конца. Другой же состав имеет уже иные идеи. Да и положение дел сменяющемуся составу Синода не может быть известно так хорошо, как чиновникам канцелярии обер-прокурора. Они ведут дела церковные постоянно и специально, так что знают их лучше, чем архиереи; чиновники обдумывают меры, подготовляют дела и решают их. А архиереи в лучшем случае превращаются в простых "консультантов", в худшем же просто "рукоприкладствуют" к мерам, выработанным чиновниками».
В последних словах, несомненно, есть некоторое преувеличение. Мы намеренно привели их для иллюстрации настроения правых кругов, к которым принадлежал Лев Тихомиров к 1905 году, когда была закончена работа над «Монархической государственностью» и когда описываемые нами события были в полном разгаре.
Но если так обстояли дело «справа», то «слева» было много хуже. Уже в 60–70-е годы XIX века обнаружилось, что настроения семинаристов едва ли не более «радикальны», чем у мирских студентов. Это те самые годы, в которые обучалось в семинариях старшее поколение отцов Поместного Собора 1917–1918 гг. Дальше радикальные настроения среди семинаристов только усиливались...

* * *
Итак, в записке митрополита Антония предлагался ряд мер, призванных придать Церкви большую свободу: освободить церковную организацию от всеобъемлющего контроля со стороны государства, разрешить приходу пользоваться статусом юридического лица, священникам — участвовать в работе земств, епископам — в работе Государственного Совета и т. п.
Все эти проблемы рассматривались в декабре 1904 — феврале 1905 годов в комитете министров под председательством С.Ю. Витте. К работе были привлечены церковные иерархи, в том числе митрополит Антоний (Вадковский) и епископ Сергий (Страгородский), профессора духовных академий. В конце февраля 1905 года, когда созванное им совещание по церковным вопросам завершило свою работу, Витте вручил царю «Записку о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви» — так называемую «первую записку Витте», в которой содержалось требование немедленного созыва Поместного Собора.
Обратим внимание, что С.Ю. Витте, кем-то метко охарактеризованный как «человек без убеждений», точнее — чьи убеждения изменялись по мере того, как изменялось направление ветра (в частности, о духовном рассуждении С.Ю. Витте может свидетельствовать следующая фраза из его «Воспоминаний»: «История француза Филиппа, Саровского, Распутина-Новых — все это фрукты одного и того же дерева»), выступает здесь как поборник «освобождения» Церкви. Это довольно характерный, но далеко не единственный пример того, что идея восстановления искаженного петровскими реформами церковного устройства, вполне оправданная сама по себе, в данной ситуации приобретала несколько болезненное развитие.
Дальнейшее рассмотрение дела было передано в Синод. Тем временем в Печати развернулась широкая кампания в поддержку идеи созыва Собора. Наибольшую известность получила опубликованная 17 марта 1905 года в «Церковном вестнике» записка «группы 32 священников», известной также под именем «Союза церковного обновления» — в будущем ее члены составили ядро обновленческого движения. Они рассчитывали, что на будущем Соборе удастся провести некоторые радикально-реформаторские идеи как в области канонического устроения Церкви, так и богослужения. «Только свободно самоуправляющаяся Церковь, — говорилось в записке, — может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни будут пользоваться все виды религиозного заблуждения — и только Православная Церковь, хранительница подлинной Христовой Истины, одна будет оставаться лишенной равной с ними свободы?» Для придания Церкви свободы, от которой «горели бы сердца человеческие», предлагались следующие меры: введение женатого епископата и отстранение от епископского служения монашествующих, отделение Церкви от государства, широкие «демократические» реформы внутри Церкви, в том числе и богослужебные: русский язык вместо церковнославянского и т. л.
Одновременно раздавались и голоса иного рода. «Требуется возродить Церковь. Но это возрождение надо провести правильными путями, не повторяя самовластных способов действия 1721 года»; «поспешность поистине поразительная, вызывающая представление скорее о так называемой Виттовой пляске, чем о серьезном обсуждении святого и великого дела» — такие настроения были характерны для многих видных богословов того времени и также высказывались в печати.
22 марта Синод после трех дней работы единогласно принял обращение к Царю с просьбой рассмотреть вопрос о немедленном созыве Собора и избрании Патриарха. 31 марта на докладе Синода была наложена Высочайшая резолюция следующего содержания: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Представляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».

* * *
Здесь будет уместно упомянуть рассказ С. А. Нилуса о событии, имеющем прямое отношение к нашей теме. Рассказ этот, к сожалению, не подтвержден никакими другими свидетельствами, и потому описанное в нем не может считаться твердо установленным историческим фактом.
Дело происходило во время русско-японской войны, уже после рождения Наследника (то есть не ранее августа 1904 г.), но когда «Цусима была еще впереди» (то есть не позднее мая 1905 г.). «В те дни, — пишет Нилус, — и на верхах государственного управления, и в печати, и в обществе заговорили о необходимости возглавления вдовствующей Церкви общим для всей России главою-патриархом. Кто следил в то время за внутренней жизнью России, тому, вероятно, еще памятна та агитация, которую вели тогда в пользу восстановления патриаршества во всех слоях интеллигентного общества». (Отметим, что активная заинтересованность в этом деле интеллигенции, чрезвычайно далекой в то время от Церкви и ее интересов и в то же время в основной своей массе настроенной против самодержавия, лишний раз подтверждает, что не здоровое церковное сознание, но несколько иная стихия давала о себе знать в рассматриваемых событиях.)
Далее Нилус пересказывает слова своего знакомого иеродиакона, приближенного «одного весьма тогда популярного архиерея одной из епархий юга России» (некоторые черты вызывают в памяти образ тогда еще архиепископа Волынского Антония (Храповицкого); впрочем, это частное предположение пишущего эти строки): «В эти дни кончалась зимняя сессия Св. Синода, в числе членов которой состоял и наш владыка (то есть это было зимой 1904/05 года, в тот самый период времени, когда митрополит Антоний подал Царю упомянутую выше записку. — М. Н.). Владыка вернулся в свой град... Вот что поведал он тогда:
"Когда кончилась наша зимняя сессия, мы, синодалы, во главе с первенствующим Петербургским митрополитом Антонием (Вадковским)... отправились прощаться с Государем и преподать ему на дальнейшие труды благословение... По общему совету, решили намекнуть ему в беседе о том, что не худо было бы в церковном управлении поставить на очередь вопрос о восстановлении патриаршества в России. Каково же было удивление наше, когда, встретив нас чрезвычайно радушно и ласково, Государь с места сам поставил нам этот вопрос в такой форме.
— Мне, — сказал он, — стало известно, что теперь и между вами в Синоде, и в обществе много толкуют о восстановлении патриаршества в России. Вопрос этот нашел отклик и в моем сердце и крайне заинтересовал и меня. Я много о нем думал, ознакомился с текущей литературой этого вопроса, с историей патриаршества на Руси и его значения во дни великой смуты междуцарствия и пришел к заключению, что время назрело и что для России, переживающей новые смутные дни, патриарх и для Церкви, и для государства необходим. Думается мне, что и вы в Синоде не менее моего были заинтересованы этим вопросом. Если так, то каково ваше об этом мнение?
Мы, конечно, поспешили ответить Государю, что наше мнение вполне совпадает со всем тем, что он только что перед нами высказал.
— А если так, — продолжал Государь, — то вы, вероятно, уже между собой и кандидата в патриархи наметили?
Мы замялись и на вопрос Государя ответили молчанием.
— А что, если я (как вижу, вы кандидата еще не успели себе наметить или затрудняетесь в выборе), что, если я сам его вам предложу? Что вы на это скажете?
— Кто же он? — спросили мы Государя.
— Кандидат этот, — ответил он, — я! По соглашению с Императрицей я оставляю престол моему сыну и учреждаю при нем регентство из Государыни Императрицы и брата моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагая себя вам в патриархи. Угоден ли я вам и что вы на это скажете?
Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений (курсив мой. — М. Н.), что мы не нашлись, что ответить, и... промолчали. Тогда, подождав несколько мгновений нашего ответа, Государь окинул нас пристальным и негодующим взглядом: встал молча, поклонился нам и вышел...
С той поры, — заканчивает свое повествование Нилус, — никому из членов тогдашнего высшего церковного управления доступа к сердцу Цареву уже не было. Он, по обязанности их служения, продолжал по мере надобности принимать их у себя, давал им награды, знаки отличия, но между ними и его сердцем утвердилась непроходимая стена...»
Последнее свидетельство интересно тем, что Нилус имел широкий круг знакомств среди архипастырей и был неплохо информирован о событиях в высших сферах церковной жизни; кроме того, оно косвенно подтверждается последующими трагическими событиями, о которых речь ниже. Мы, со своей стороны, можем лишь предположить, что стена между Царем и Синодом существовала и раньше, и описанный Нилусом инцидент лишь еще раз обнаружил ее. По-видимому, Царь не находил в высшем церковном управлении человека, на которого вполне мог бы положиться в то время, когда в государстве нарастала смута и в самой Церкви, в том числе в епископате, все более проявлялись оппозиционные настроения.[1]
Тем не менее после того как вопрос о созыве Поместного Собора обсуждался в Синоде и Государь принял решение отложить его до лучших времен, епархиальным архиереям были разосланы анкеты по всем вопросам, обсуждавшимся Синодом. К осени 1905 года ответы были получены; немного позднее они были опубликованы в нескольких увесистых томах. Подавляющее большинство архипастырей требовало восстановления патриаршества, регулярного проведения Соборов, упразднения обер-прокуратуры и т. п. О том, что Николай II в принципе сочувствовал этим идеям, свидетельствует тот факт, что 27 декабря того же года он обратился к Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию с рескриптом, в котором говорилось: «Ныне я признаю благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной Церкви... Предлагаю вам определить время созвания этого Собора».

* * *
Для обсуждения программы предстоящих преобразований 6 марта 1906 года по указанию Николая II было созвано Предсоборное присутствие, действовавшее до 15 декабря того же года. За это время был выработан ряд рекомендаций, основанных главным образом на «отзывах епархиальных архиереев» 1905 года; их выполнение фактически означало бы введение автономии Церкви по отношению к государству. Несколько иначе, чем в Основных Законах, были сформулированы и функции Императора по отношению к Церкви: «Император, как православный Государь, является верховным покровителем Православной Церкви и охранителем ее благопорядка». Однако по окончании работы Предсоборного присутствия, 25 апреля 1907 года, Царь снова принял решение отложить созыв Собора на неопределенный срок. Подобным же образом в конце 1911 года было организовано Предсоборное совещание, по окончании которого Синод обратился к Царю с просьбой созвать Собор в 1913 году, к 300-летней годовщине воцарения династии Романовых, к торжественному празднованию которой готовилась вся страна. Но и на этот раз Государь предпочел созыв Собора отложить.
С. С. Ольденбург утверждает, что «одной из главных причин задержки созыва Собора было, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, существование законодательных учреждений (то есть, прежде всего, Государственной думы. — М. Н.). Основные законы не предусматривали особого порядка законодательства по церковным делам; руководящие церковные круги в то же время испытывали колебание при мысли, что внутренние вопросы церковного устройства будут решаться голосами атеистов и иноверцев. Эти сомнения разделял и Государь. Государственная дума, со своей стороны, относилась ревниво к возможности изъятия из ее ведения целой области народной жизни, и вопрос о порядке прохождения церковной реформы так и остался открытым».
Однако, по-видимому, главной причиной все же было не это. Архиепископ Антоний (Храповицкий) на Соборе 1917 года свидетельствовал о переписке Победоносцева с Государем, имевшей место в 1906 году, в которой Победоносцев указывал «на опасность патриаршества для царской самодержавной власти».
И здесь перед Царем стояла сложная дилемма. С одной стороны, было очевидно, что церковная реформа Петра Великого, следствием которой было превращение церковной организации в «ведомство православного исповедания", была не только противоестественна для Церкви, но и, по справедливому замечанию Л. Тихомирова, лишила верховную власть могущественного средства единения с нацией, «какое составляло в московский период церковное устройство». С другой — поспешное восстановление последнего в условиях, когда государство уже в течение нескольких десятилетий колебалось во всех основаниях, могло привести к еще большему разладу между верховной властью и нацией, опасному для всех, в том числе для самой Церкви, «верховным защитником» которой был он сам. Отсутствие автономии в жизни Церкви, мелочный и всеобъемлющий государственный контроль над всеми сторонами ее жизни приводили к тому, что, по словам того же Тихомирова, «в этом церковном управлении все источники духа» были «возможно более отстранены», но отмена этого контроля в условиях, когда уже давало о себе знать зарождающееся обновленчество, а значительная часть клира и епископата была готова ради «свободы» Церкви пожертвовать государственным строем, ее защищавшим, могла привести к тому, что, подобно Государственной думе, и новые церковные Соборы стали бы трибуной левых сил, еще более расшатывая и без того хрупкое status quo.
Государь не вполне разделял образ мыслей Победоносцева. В 1905 году, когда между Победоносцевым и Витте разгорелась полемика по поводу церковных реформ посредством попеременно подаваемых на Высочайшее имя записок, первый из них отстаивал преимущества синодальной системы при помощи традиционных аргументов послепетровской эпохи. Невзирая на это, Николай II дал принципиальное согласие на созыв собора и предлагавшиеся преобразования. Но он не мог не видеть, что опасения Победоносцева, о которых в 1917 году поведал Поместному Собору архиепископ Антоний, были небезосновательны, как не мог не осознавать, что не забота о подлинных интересах Церкви и церковного народа побуждала в тот момент Витте защищать соборность и патриаршество...

* * *
Дальнейшие события в истории России так и не предоставили благоприятного времени для проведения Собора. Временное и весьма относительное затишье, наблюдавшееся после 1905 года, миновало. Над Россией продолжали сгущаться тучи, внутренние противоречия продолжали обостряться. В последний раз требование о созыве Собора прозвучало в Российской империи в 1916 году, в прошении, поданном Царю думским духовенством. Здесь уместно отметить, что оно почти в полном составе входило в так называемый «прогрессивный блок», сыгравший одну из ключевых ролей в падении в России самодержавия. Аргументация: восстановление соборного управления Церковью необходимо для того, чтобы царское правительство перестало использовать Церковь как инструмент своей внутренней политики... «Внутренней политикой» в то время была забота о сохранении от окончательного распада последней в истории христианской империи, и не удивительно, что и это обращение к Царю осталось безответным.
Вызывает удивление другое. Когда обер-прокурор Раев накануне отречения Государя предложил членам Синода выступить в защиту самодержавия, ответом было молчание. Однако несколько дней спустя, когда назначенный Временным правительством новый обер-прокурор В. Н. Львов обратился к Синоду с просьбой поддержать новую власть, на свет явилось обращение нового состава Синода от 9 марта 1917 года, где говорилось следующее: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути... Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту... В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы... доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы... облегчить ему трудное великое дело внедрения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы...»
Сказать, что этот документ производит ужасающее впечатление, — значит почти ничего не сказать. Среди подписей под ним видим следующие: Владимир, митрополит Киевский — будущий первомученик, которому принадлежат известные слова о том, что «священник-немонархист недостоин стоять у святого престола»; Макарий, митрополит Московский, видевший вскоре после этого известный сон о Государе, где он из двух чаш выбирает горькую и пьет за грехи народа; Сергий, архиепископ Финляндский, будущий Патриарх, в полной мере испытавший на себе последствия своего выбора и имевший возможность в большей мере, чем другие, видеть его последствия для Церкви; Тихон, архиепископ Литовский, будущий Патриарх и исповедник...
«Чего же удивляться, — резонно замечает протоиерей Валентин Асмус, — если на Соборе 1917 года в знаменитой, цитируемой чаще всего другого, сказанного на Соборе, речи архимандрита (впоследствии архиепископа) Иллариона (Троицкого) прозвучали слова о "погубленной Петром церковной свободе и былой церковной славе", об "орле петровского, на западный образец устроенного, самодержавия", который "выклевал русское православное сердце" патриаршества, о "святотатственной руке нечестивого Петра". Лейтмотив этой яркой речи — горделивое утверждение, что мы устроим церковную жизнь, как захотим. История, а точнее, стоящий за нею Промысл, ответили на эту гордыню Октябрьской революцией, которая произошла через день после произнесения исторической речи. Вот и сбылось предостережение митрополита Филарета (Дроздова): "Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?" И все это делалось и говорилось тогда, когда истинное православное сердце России томилось в плену у нечестивых, ожидая, когда пронзит его оружие злодеев. Наверное, многие из участников великих свершений 1917 года впоследствии догадались о доле своей вины...»
«Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?..» Что касается Поместного Собора 1917–1918 гг., то история дала на этот вопрос в основном положительный ответ. Несмотря на то, что в Предсоборном совете, созванном после Февральской революции и последовавшего за ней разгона Синода, чувствовалось сильное влияние обновленческих сил, нашедшее отражение в повестке дня, предложенной Собору, несмотря на то что после падения самодержавия многие из прежних поборников патриаршества перестали о нем думать и в программе Собора этот вопрос поначалу вообще не стоял — Собор, несомненно, явился важнейшим событием в жизни Церкви и имел огромное положительное значение.
Сами события тех дней, явившиеся закономерным следствием вынужденного отречения Государя, заставили вспомнить о том, в противодействии чему его обвиняли: «Церковь становится воинствующей и должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратий. А если так, то Церкви нужен и вождь»; «Никакую войну нельзя вести без вождя, а ведь для Церкви наступает именно такое время, когда ей придется вести войну» — вот аргументы, сыгравшие, по-видимому, решающую роль в восстановлении патриаршества. Остается лишь удивляться цинизму, которым наполнено многократно муссировавшееся в годы советской власти утверждение, выраженное недавно Поспеловским в следующих словах: «Осуществление задуманного оказалось возможным только после отречения и благодаря отречению».

* * *
В заключение отметим и еще одну интересную особенность событий 1917— 1918 годов. В работе Собора были использованы материалы, накопленные в ходе его подготовки начиная с 1905 года; кроме того, как богословский, так и интеллектуальный уровень большинства его участников был исключительно высок. Эти материалы нашли отражение в целом ряде соборных постановлений, которые составляют для нас ценное богословское наследие той эпохи. Однако, помимо восстановления патриаршества, решения Собора или вовсе не были воплощены в жизнь, или спустя несколько лет в силу трагических обстоятельств того времени потеряли всякое практическое значение.
Так, были сформированы органы церковного управления — Синод и Высший Церковный Совет, но они вынуждены были прекратить свою работу уже в начале 20-х годов. Организация Синода, созванного в 1927 году митрополитом Сергием, не имела ничего общего с тем, что было решено на этот счет на Соборе. Не вдаваясь в подробности, отметим, что и сегодня она более основывается на дореволюционном опыте, чем на постановлениях 1917 года. Что касается Высшего Церковного Совета, то он (хорошо ли, плохо ли это) так и не возродился.
Собор принял интересные постановления относительно приходской жизни, но первые же постановления советской власти сделали невозможным их осуществление. Но и для нынешнего Устава РПЦ они служат скорее ориентиром, чем каноническим обоснованием. Было решено проводить Поместные Соборы каждые три года; советская власть сделала это абсолютно невозможным, но и ныне Поместные Соборы собираются значительно реже, причем порядок их созыва имеет мало общего с намеченным тогда. Предполагалось создать митрополичьи округа и архиепископии, в состав которых в свою очередь входили бы епископии, — идея так и не была воплощена в жизнь. Декларация об отношении Церкви к государству требует, чтобы глава государства был православным, — это также осталось благим пожеланием на бумаге. Предусматривалась выборность епископата — в первые же годы после Собора от этого пришлось отказаться, как не имеет это места и до сих пор. Монахам было запрещено жить в миру, а ученые монахи должны были образовывать монастырские общины; духовные школы также предполагалось устраивать исключительно в монастырях. Излишне говорить о том, что выполнить эти постановления не было никакой возможности в те годы, да и едва ли возможно сейчас. Это перечисление можно было бы значительно продолжить...
Что касается «обновленческой» программы — календарного вопроса, введения современного русского языка за богослужением и т. п., то эти проблемы так и не обсуждались; последовавшая «в результате отречения» конфискация помещения Московской семинарии и шквал антицерковных репрессий привели к закрытию Собора прежде намеченного срока. Поспеловский сетует, что, «продлись Собор в 1919 году, Церковь вступила бы в наш бурный XX век не "пережитком царизма", как представляла богоборческая пропаганда, а живым динамичным организмом, непоколебимым в своих вероучительных основах, но откликающимся на требования века, отвечающим духовным запросам и понятиям современного человека». В переводе на язык нормального церковного сознания это означает, что, если бы Промысл Божий не судил иначе, в 1919 году вполне могли быть проведены реформы, аналогичные реформам II Ватиканского Собора, с аналогичными же последствиями, столь желательными для поспеловских и Ко.
Этого не произошло. Господь Своими неисповедимыми путями сохранил Свою Церковь «невредиму и непреоборимую, проведя ее через огненные испытания. И сегодня, когда антихристианство в мире имеет значительно большую силу, чем в первые десятилетия XX века, когда Церкви не меньше, чем тогда, приходится вести войну и защищаться не только от врагов, но и от лжебратий, мы должны помнить уроки событий тех лет, всячески отметая их ложные интерпретации. В частности, те из них, в которых предстает в ложном свете участие в этих событиях последнего Царя...



Примечание

[1] Ольденбург пишет, что патриархом предполагалось избрать Санкт-Петербургского митрополита Антония (Вадковского). Если описываемые события действительно имели место, можно предположить, что Царь, зная об этом, не считал его подходящим кандидатом, о чем в свою очередь могли догадываться и «наметившие его» архиереи — члены Синода.

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

18.08.2019
Александр Солдатов

Разогнанные и очень обиженные.
Как патриарх Кирилл сам создал себе мощную оппозицию в РПЦ, «уволив» почти всех членов своей прежней команды

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

11.08.2019
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

5.08.2019
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

1.08.2019
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

8.08.2019
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

30.07.2019
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Теологумены в современном богословии

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

9.06.2019
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

25.07.2019
Священник Александр Шумский, Сергей Поляков

Освящено ли «освящённое масло»?

7.07.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

21.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Священнослужители из окружения Патриарха Кирилла практикуют обновленческие богослужения

23.06.2019
Православие и масонство.
Краткий очерк

26.06.2019
Анатолий Баданов

Грех блуда и борьба с ним

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

16.06.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

3.07.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Священный «мрак» церковнославянского языка

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

11.09.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

 

НОВОСТИ

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства