Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Поместный Cобор 1917–1918 гг. и его предыстория

Диакон Михаил НЕМНОНОВ


Церковные Соборы не собирались в России со времени упразднения Патриаршества в Русской Церкви в начале XVIII века. Первые серьезные публикации и разговоры о подготовке большого церковного Собора начались в декабре 1904 года, когда Государем было объявлено о подготовке закона о веротерпимости. Вскоре после этого митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) направил Царю докладную записку, в которой указывалось, что дарование полной свободы вероисповедания инославным, старообрядцам и различным сектантам поставит государственную Православную Церковь в неравное положение по отношению к другим конфессиям. Митрополит указывал на необходимость созыва всеправославного совещания духовенства и мирян для решения ряда насущных проблем, касающихся положения Церкви в государстве.
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении Церкви в России ко времени интересующих нас событий. Оно отличалось некоторой двойственностью, нашедшей яркое отражение в Основных Законах Российской империи. Согласно параграфу 42, «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» — формула, вполне достойная св. Константина Великого, провозгласившего себя «епископом внешних дел Церкви».
С другой стороны, Император именовался «главой Церкви», а параграф 45 гласил, что «в управлении церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного». Отсюда если симфония священства и царства в том виде, в каком этот принцип был провозглашен императором Юстинианом, несомненно, присутствовала, то о симфонии Царя и Патриарха (или, за его отсутствием, Царя и Синода) не могло быть и речи.
Л. Тихомиров писал по этому поводу, что «если наши государственно-церковные отношения, при таких законодательных определениях, нельзя назвать полным "цезарепапизмом", то исключительно потому, что имеются в основных законах статьи, постановляющие исповедание православной веры условием для обладания престолом Российским, а так как Православие признает самостоятельность церковной власти, то отсюда можно, логическим умозаключением, вывести, что, стало быть, эта самостоятельность признается и русским государством... Но это есть положение теоретическое. Практически же церковное управление поставлено с Петра I так, как если бы Церковь никакой самостоятельной власти не имела».
Несмотря на то что официально Синод в 1721 году был провозглашен как «коллективный патриарх» и одновременно «постоянно действующий собор», очевидно, он не был ни тем ни другим. Во главе стола, за которым проходили заседания Синода, стояло кресло Императора; Император же, согласно «Духовному регламенту», должен был признаваться «крайним судией» всей деятельности Святейшего Синода.
Со временем необычайно усилилось влияние обер-прокуратуры и подведомственных ей учреждений — канцелярий и консисторий; отсюда высшее церковное управление получило официальное наименование «ведомства православного исповедания». Тихомиров отмечает, что при таком положении вещей «власть над Церковью совершенно неизбежно сосредоточивается в руках чиновников. Архиереи Синода постоянно сменяются. Если один состав наметит какую-либо меру, то у него нет времени довести ее до конца. Другой же состав имеет уже иные идеи. Да и положение дел сменяющемуся составу Синода не может быть известно так хорошо, как чиновникам канцелярии обер-прокурора. Они ведут дела церковные постоянно и специально, так что знают их лучше, чем архиереи; чиновники обдумывают меры, подготовляют дела и решают их. А архиереи в лучшем случае превращаются в простых "консультантов", в худшем же просто "рукоприкладствуют" к мерам, выработанным чиновниками».
В последних словах, несомненно, есть некоторое преувеличение. Мы намеренно привели их для иллюстрации настроения правых кругов, к которым принадлежал Лев Тихомиров к 1905 году, когда была закончена работа над «Монархической государственностью» и когда описываемые нами события были в полном разгаре.
Но если так обстояли дело «справа», то «слева» было много хуже. Уже в 60–70-е годы XIX века обнаружилось, что настроения семинаристов едва ли не более «радикальны», чем у мирских студентов. Это те самые годы, в которые обучалось в семинариях старшее поколение отцов Поместного Собора 1917–1918 гг. Дальше радикальные настроения среди семинаристов только усиливались...

* * *
Итак, в записке митрополита Антония предлагался ряд мер, призванных придать Церкви большую свободу: освободить церковную организацию от всеобъемлющего контроля со стороны государства, разрешить приходу пользоваться статусом юридического лица, священникам — участвовать в работе земств, епископам — в работе Государственного Совета и т. п.
Все эти проблемы рассматривались в декабре 1904 — феврале 1905 годов в комитете министров под председательством С.Ю. Витте. К работе были привлечены церковные иерархи, в том числе митрополит Антоний (Вадковский) и епископ Сергий (Страгородский), профессора духовных академий. В конце февраля 1905 года, когда созванное им совещание по церковным вопросам завершило свою работу, Витте вручил царю «Записку о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви» — так называемую «первую записку Витте», в которой содержалось требование немедленного созыва Поместного Собора.
Обратим внимание, что С.Ю. Витте, кем-то метко охарактеризованный как «человек без убеждений», точнее — чьи убеждения изменялись по мере того, как изменялось направление ветра (в частности, о духовном рассуждении С.Ю. Витте может свидетельствовать следующая фраза из его «Воспоминаний»: «История француза Филиппа, Саровского, Распутина-Новых — все это фрукты одного и того же дерева»), выступает здесь как поборник «освобождения» Церкви. Это довольно характерный, но далеко не единственный пример того, что идея восстановления искаженного петровскими реформами церковного устройства, вполне оправданная сама по себе, в данной ситуации приобретала несколько болезненное развитие.
Дальнейшее рассмотрение дела было передано в Синод. Тем временем в Печати развернулась широкая кампания в поддержку идеи созыва Собора. Наибольшую известность получила опубликованная 17 марта 1905 года в «Церковном вестнике» записка «группы 32 священников», известной также под именем «Союза церковного обновления» — в будущем ее члены составили ядро обновленческого движения. Они рассчитывали, что на будущем Соборе удастся провести некоторые радикально-реформаторские идеи как в области канонического устроения Церкви, так и богослужения. «Только свободно самоуправляющаяся Церковь, — говорилось в записке, — может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни будут пользоваться все виды религиозного заблуждения — и только Православная Церковь, хранительница подлинной Христовой Истины, одна будет оставаться лишенной равной с ними свободы?» Для придания Церкви свободы, от которой «горели бы сердца человеческие», предлагались следующие меры: введение женатого епископата и отстранение от епископского служения монашествующих, отделение Церкви от государства, широкие «демократические» реформы внутри Церкви, в том числе и богослужебные: русский язык вместо церковнославянского и т. л.
Одновременно раздавались и голоса иного рода. «Требуется возродить Церковь. Но это возрождение надо провести правильными путями, не повторяя самовластных способов действия 1721 года»; «поспешность поистине поразительная, вызывающая представление скорее о так называемой Виттовой пляске, чем о серьезном обсуждении святого и великого дела» — такие настроения были характерны для многих видных богословов того времени и также высказывались в печати.
22 марта Синод после трех дней работы единогласно принял обращение к Царю с просьбой рассмотреть вопрос о немедленном созыве Собора и избрании Патриарха. 31 марта на докладе Синода была наложена Высочайшая резолюция следующего содержания: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Представляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».

* * *
Здесь будет уместно упомянуть рассказ С. А. Нилуса о событии, имеющем прямое отношение к нашей теме. Рассказ этот, к сожалению, не подтвержден никакими другими свидетельствами, и потому описанное в нем не может считаться твердо установленным историческим фактом.
Дело происходило во время русско-японской войны, уже после рождения Наследника (то есть не ранее августа 1904 г.), но когда «Цусима была еще впереди» (то есть не позднее мая 1905 г.). «В те дни, — пишет Нилус, — и на верхах государственного управления, и в печати, и в обществе заговорили о необходимости возглавления вдовствующей Церкви общим для всей России главою-патриархом. Кто следил в то время за внутренней жизнью России, тому, вероятно, еще памятна та агитация, которую вели тогда в пользу восстановления патриаршества во всех слоях интеллигентного общества». (Отметим, что активная заинтересованность в этом деле интеллигенции, чрезвычайно далекой в то время от Церкви и ее интересов и в то же время в основной своей массе настроенной против самодержавия, лишний раз подтверждает, что не здоровое церковное сознание, но несколько иная стихия давала о себе знать в рассматриваемых событиях.)
Далее Нилус пересказывает слова своего знакомого иеродиакона, приближенного «одного весьма тогда популярного архиерея одной из епархий юга России» (некоторые черты вызывают в памяти образ тогда еще архиепископа Волынского Антония (Храповицкого); впрочем, это частное предположение пишущего эти строки): «В эти дни кончалась зимняя сессия Св. Синода, в числе членов которой состоял и наш владыка (то есть это было зимой 1904/05 года, в тот самый период времени, когда митрополит Антоний подал Царю упомянутую выше записку. — М. Н.). Владыка вернулся в свой град... Вот что поведал он тогда:
"Когда кончилась наша зимняя сессия, мы, синодалы, во главе с первенствующим Петербургским митрополитом Антонием (Вадковским)... отправились прощаться с Государем и преподать ему на дальнейшие труды благословение... По общему совету, решили намекнуть ему в беседе о том, что не худо было бы в церковном управлении поставить на очередь вопрос о восстановлении патриаршества в России. Каково же было удивление наше, когда, встретив нас чрезвычайно радушно и ласково, Государь с места сам поставил нам этот вопрос в такой форме.
— Мне, — сказал он, — стало известно, что теперь и между вами в Синоде, и в обществе много толкуют о восстановлении патриаршества в России. Вопрос этот нашел отклик и в моем сердце и крайне заинтересовал и меня. Я много о нем думал, ознакомился с текущей литературой этого вопроса, с историей патриаршества на Руси и его значения во дни великой смуты междуцарствия и пришел к заключению, что время назрело и что для России, переживающей новые смутные дни, патриарх и для Церкви, и для государства необходим. Думается мне, что и вы в Синоде не менее моего были заинтересованы этим вопросом. Если так, то каково ваше об этом мнение?
Мы, конечно, поспешили ответить Государю, что наше мнение вполне совпадает со всем тем, что он только что перед нами высказал.
— А если так, — продолжал Государь, — то вы, вероятно, уже между собой и кандидата в патриархи наметили?
Мы замялись и на вопрос Государя ответили молчанием.
— А что, если я (как вижу, вы кандидата еще не успели себе наметить или затрудняетесь в выборе), что, если я сам его вам предложу? Что вы на это скажете?
— Кто же он? — спросили мы Государя.
— Кандидат этот, — ответил он, — я! По соглашению с Императрицей я оставляю престол моему сыну и учреждаю при нем регентство из Государыни Императрицы и брата моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе предлагая себя вам в патриархи. Угоден ли я вам и что вы на это скажете?
Это было так неожиданно, так далеко от всех наших предположений (курсив мой. — М. Н.), что мы не нашлись, что ответить, и... промолчали. Тогда, подождав несколько мгновений нашего ответа, Государь окинул нас пристальным и негодующим взглядом: встал молча, поклонился нам и вышел...
С той поры, — заканчивает свое повествование Нилус, — никому из членов тогдашнего высшего церковного управления доступа к сердцу Цареву уже не было. Он, по обязанности их служения, продолжал по мере надобности принимать их у себя, давал им награды, знаки отличия, но между ними и его сердцем утвердилась непроходимая стена...»
Последнее свидетельство интересно тем, что Нилус имел широкий круг знакомств среди архипастырей и был неплохо информирован о событиях в высших сферах церковной жизни; кроме того, оно косвенно подтверждается последующими трагическими событиями, о которых речь ниже. Мы, со своей стороны, можем лишь предположить, что стена между Царем и Синодом существовала и раньше, и описанный Нилусом инцидент лишь еще раз обнаружил ее. По-видимому, Царь не находил в высшем церковном управлении человека, на которого вполне мог бы положиться в то время, когда в государстве нарастала смута и в самой Церкви, в том числе в епископате, все более проявлялись оппозиционные настроения.[1]
Тем не менее после того как вопрос о созыве Поместного Собора обсуждался в Синоде и Государь принял решение отложить его до лучших времен, епархиальным архиереям были разосланы анкеты по всем вопросам, обсуждавшимся Синодом. К осени 1905 года ответы были получены; немного позднее они были опубликованы в нескольких увесистых томах. Подавляющее большинство архипастырей требовало восстановления патриаршества, регулярного проведения Соборов, упразднения обер-прокуратуры и т. п. О том, что Николай II в принципе сочувствовал этим идеям, свидетельствует тот факт, что 27 декабря того же года он обратился к Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию с рескриптом, в котором говорилось: «Ныне я признаю благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной Церкви... Предлагаю вам определить время созвания этого Собора».

* * *
Для обсуждения программы предстоящих преобразований 6 марта 1906 года по указанию Николая II было созвано Предсоборное присутствие, действовавшее до 15 декабря того же года. За это время был выработан ряд рекомендаций, основанных главным образом на «отзывах епархиальных архиереев» 1905 года; их выполнение фактически означало бы введение автономии Церкви по отношению к государству. Несколько иначе, чем в Основных Законах, были сформулированы и функции Императора по отношению к Церкви: «Император, как православный Государь, является верховным покровителем Православной Церкви и охранителем ее благопорядка». Однако по окончании работы Предсоборного присутствия, 25 апреля 1907 года, Царь снова принял решение отложить созыв Собора на неопределенный срок. Подобным же образом в конце 1911 года было организовано Предсоборное совещание, по окончании которого Синод обратился к Царю с просьбой созвать Собор в 1913 году, к 300-летней годовщине воцарения династии Романовых, к торжественному празднованию которой готовилась вся страна. Но и на этот раз Государь предпочел созыв Собора отложить.
С. С. Ольденбург утверждает, что «одной из главных причин задержки созыва Собора было, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, существование законодательных учреждений (то есть, прежде всего, Государственной думы. — М. Н.). Основные законы не предусматривали особого порядка законодательства по церковным делам; руководящие церковные круги в то же время испытывали колебание при мысли, что внутренние вопросы церковного устройства будут решаться голосами атеистов и иноверцев. Эти сомнения разделял и Государь. Государственная дума, со своей стороны, относилась ревниво к возможности изъятия из ее ведения целой области народной жизни, и вопрос о порядке прохождения церковной реформы так и остался открытым».
Однако, по-видимому, главной причиной все же было не это. Архиепископ Антоний (Храповицкий) на Соборе 1917 года свидетельствовал о переписке Победоносцева с Государем, имевшей место в 1906 году, в которой Победоносцев указывал «на опасность патриаршества для царской самодержавной власти».
И здесь перед Царем стояла сложная дилемма. С одной стороны, было очевидно, что церковная реформа Петра Великого, следствием которой было превращение церковной организации в «ведомство православного исповедания", была не только противоестественна для Церкви, но и, по справедливому замечанию Л. Тихомирова, лишила верховную власть могущественного средства единения с нацией, «какое составляло в московский период церковное устройство». С другой — поспешное восстановление последнего в условиях, когда государство уже в течение нескольких десятилетий колебалось во всех основаниях, могло привести к еще большему разладу между верховной властью и нацией, опасному для всех, в том числе для самой Церкви, «верховным защитником» которой был он сам. Отсутствие автономии в жизни Церкви, мелочный и всеобъемлющий государственный контроль над всеми сторонами ее жизни приводили к тому, что, по словам того же Тихомирова, «в этом церковном управлении все источники духа» были «возможно более отстранены», но отмена этого контроля в условиях, когда уже давало о себе знать зарождающееся обновленчество, а значительная часть клира и епископата была готова ради «свободы» Церкви пожертвовать государственным строем, ее защищавшим, могла привести к тому, что, подобно Государственной думе, и новые церковные Соборы стали бы трибуной левых сил, еще более расшатывая и без того хрупкое status quo.
Государь не вполне разделял образ мыслей Победоносцева. В 1905 году, когда между Победоносцевым и Витте разгорелась полемика по поводу церковных реформ посредством попеременно подаваемых на Высочайшее имя записок, первый из них отстаивал преимущества синодальной системы при помощи традиционных аргументов послепетровской эпохи. Невзирая на это, Николай II дал принципиальное согласие на созыв собора и предлагавшиеся преобразования. Но он не мог не видеть, что опасения Победоносцева, о которых в 1917 году поведал Поместному Собору архиепископ Антоний, были небезосновательны, как не мог не осознавать, что не забота о подлинных интересах Церкви и церковного народа побуждала в тот момент Витте защищать соборность и патриаршество...

* * *
Дальнейшие события в истории России так и не предоставили благоприятного времени для проведения Собора. Временное и весьма относительное затишье, наблюдавшееся после 1905 года, миновало. Над Россией продолжали сгущаться тучи, внутренние противоречия продолжали обостряться. В последний раз требование о созыве Собора прозвучало в Российской империи в 1916 году, в прошении, поданном Царю думским духовенством. Здесь уместно отметить, что оно почти в полном составе входило в так называемый «прогрессивный блок», сыгравший одну из ключевых ролей в падении в России самодержавия. Аргументация: восстановление соборного управления Церковью необходимо для того, чтобы царское правительство перестало использовать Церковь как инструмент своей внутренней политики... «Внутренней политикой» в то время была забота о сохранении от окончательного распада последней в истории христианской империи, и не удивительно, что и это обращение к Царю осталось безответным.
Вызывает удивление другое. Когда обер-прокурор Раев накануне отречения Государя предложил членам Синода выступить в защиту самодержавия, ответом было молчание. Однако несколько дней спустя, когда назначенный Временным правительством новый обер-прокурор В. Н. Львов обратился к Синоду с просьбой поддержать новую власть, на свет явилось обращение нового состава Синода от 9 марта 1917 года, где говорилось следующее: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути... Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту... В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы... доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы... облегчить ему трудное великое дело внедрения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы...»
Сказать, что этот документ производит ужасающее впечатление, — значит почти ничего не сказать. Среди подписей под ним видим следующие: Владимир, митрополит Киевский — будущий первомученик, которому принадлежат известные слова о том, что «священник-немонархист недостоин стоять у святого престола»; Макарий, митрополит Московский, видевший вскоре после этого известный сон о Государе, где он из двух чаш выбирает горькую и пьет за грехи народа; Сергий, архиепископ Финляндский, будущий Патриарх, в полной мере испытавший на себе последствия своего выбора и имевший возможность в большей мере, чем другие, видеть его последствия для Церкви; Тихон, архиепископ Литовский, будущий Патриарх и исповедник...
«Чего же удивляться, — резонно замечает протоиерей Валентин Асмус, — если на Соборе 1917 года в знаменитой, цитируемой чаще всего другого, сказанного на Соборе, речи архимандрита (впоследствии архиепископа) Иллариона (Троицкого) прозвучали слова о "погубленной Петром церковной свободе и былой церковной славе", об "орле петровского, на западный образец устроенного, самодержавия", который "выклевал русское православное сердце" патриаршества, о "святотатственной руке нечестивого Петра". Лейтмотив этой яркой речи — горделивое утверждение, что мы устроим церковную жизнь, как захотим. История, а точнее, стоящий за нею Промысл, ответили на эту гордыню Октябрьской революцией, которая произошла через день после произнесения исторической речи. Вот и сбылось предостережение митрополита Филарета (Дроздова): "Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?" И все это делалось и говорилось тогда, когда истинное православное сердце России томилось в плену у нечестивых, ожидая, когда пронзит его оружие злодеев. Наверное, многие из участников великих свершений 1917 года впоследствии догадались о доле своей вины...»
«Будут ли хороши новые Соборы с новыми людьми?..» Что касается Поместного Собора 1917–1918 гг., то история дала на этот вопрос в основном положительный ответ. Несмотря на то, что в Предсоборном совете, созванном после Февральской революции и последовавшего за ней разгона Синода, чувствовалось сильное влияние обновленческих сил, нашедшее отражение в повестке дня, предложенной Собору, несмотря на то что после падения самодержавия многие из прежних поборников патриаршества перестали о нем думать и в программе Собора этот вопрос поначалу вообще не стоял — Собор, несомненно, явился важнейшим событием в жизни Церкви и имел огромное положительное значение.
Сами события тех дней, явившиеся закономерным следствием вынужденного отречения Государя, заставили вспомнить о том, в противодействии чему его обвиняли: «Церковь становится воинствующей и должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратий. А если так, то Церкви нужен и вождь»; «Никакую войну нельзя вести без вождя, а ведь для Церкви наступает именно такое время, когда ей придется вести войну» — вот аргументы, сыгравшие, по-видимому, решающую роль в восстановлении патриаршества. Остается лишь удивляться цинизму, которым наполнено многократно муссировавшееся в годы советской власти утверждение, выраженное недавно Поспеловским в следующих словах: «Осуществление задуманного оказалось возможным только после отречения и благодаря отречению».

* * *
В заключение отметим и еще одну интересную особенность событий 1917— 1918 годов. В работе Собора были использованы материалы, накопленные в ходе его подготовки начиная с 1905 года; кроме того, как богословский, так и интеллектуальный уровень большинства его участников был исключительно высок. Эти материалы нашли отражение в целом ряде соборных постановлений, которые составляют для нас ценное богословское наследие той эпохи. Однако, помимо восстановления патриаршества, решения Собора или вовсе не были воплощены в жизнь, или спустя несколько лет в силу трагических обстоятельств того времени потеряли всякое практическое значение.
Так, были сформированы органы церковного управления — Синод и Высший Церковный Совет, но они вынуждены были прекратить свою работу уже в начале 20-х годов. Организация Синода, созванного в 1927 году митрополитом Сергием, не имела ничего общего с тем, что было решено на этот счет на Соборе. Не вдаваясь в подробности, отметим, что и сегодня она более основывается на дореволюционном опыте, чем на постановлениях 1917 года. Что касается Высшего Церковного Совета, то он (хорошо ли, плохо ли это) так и не возродился.
Собор принял интересные постановления относительно приходской жизни, но первые же постановления советской власти сделали невозможным их осуществление. Но и для нынешнего Устава РПЦ они служат скорее ориентиром, чем каноническим обоснованием. Было решено проводить Поместные Соборы каждые три года; советская власть сделала это абсолютно невозможным, но и ныне Поместные Соборы собираются значительно реже, причем порядок их созыва имеет мало общего с намеченным тогда. Предполагалось создать митрополичьи округа и архиепископии, в состав которых в свою очередь входили бы епископии, — идея так и не была воплощена в жизнь. Декларация об отношении Церкви к государству требует, чтобы глава государства был православным, — это также осталось благим пожеланием на бумаге. Предусматривалась выборность епископата — в первые же годы после Собора от этого пришлось отказаться, как не имеет это места и до сих пор. Монахам было запрещено жить в миру, а ученые монахи должны были образовывать монастырские общины; духовные школы также предполагалось устраивать исключительно в монастырях. Излишне говорить о том, что выполнить эти постановления не было никакой возможности в те годы, да и едва ли возможно сейчас. Это перечисление можно было бы значительно продолжить...
Что касается «обновленческой» программы — календарного вопроса, введения современного русского языка за богослужением и т. п., то эти проблемы так и не обсуждались; последовавшая «в результате отречения» конфискация помещения Московской семинарии и шквал антицерковных репрессий привели к закрытию Собора прежде намеченного срока. Поспеловский сетует, что, «продлись Собор в 1919 году, Церковь вступила бы в наш бурный XX век не "пережитком царизма", как представляла богоборческая пропаганда, а живым динамичным организмом, непоколебимым в своих вероучительных основах, но откликающимся на требования века, отвечающим духовным запросам и понятиям современного человека». В переводе на язык нормального церковного сознания это означает, что, если бы Промысл Божий не судил иначе, в 1919 году вполне могли быть проведены реформы, аналогичные реформам II Ватиканского Собора, с аналогичными же последствиями, столь желательными для поспеловских и Ко.
Этого не произошло. Господь Своими неисповедимыми путями сохранил Свою Церковь «невредиму и непреоборимую, проведя ее через огненные испытания. И сегодня, когда антихристианство в мире имеет значительно большую силу, чем в первые десятилетия XX века, когда Церкви не меньше, чем тогда, приходится вести войну и защищаться не только от врагов, но и от лжебратий, мы должны помнить уроки событий тех лет, всячески отметая их ложные интерпретации. В частности, те из них, в которых предстает в ложном свете участие в этих событиях последнего Царя...



Примечание

[1] Ольденбург пишет, что патриархом предполагалось избрать Санкт-Петербургского митрополита Антония (Вадковского). Если описываемые события действительно имели место, можно предположить, что Царь, зная об этом, не считал его подходящим кандидатом, о чем в свою очередь могли догадываться и «наметившие его» архиереи — члены Синода.

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

23.09.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

14.09.2018
Николай Каверин

Настало время пересмотреть диптих Православных Церквей и предоставить в нем Русской Церкви первое место

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

2.09.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Пенсионная реформа – это политическое покушение на Президента

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

22.08.2018
Александр Буздалов

Богословский лубок «цареискупительства»

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

6.09.2018
Игумен Никон (Воробьев; †1963)

Письма к духовным чадам

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

 

НОВОСТИ

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

16.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него