Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Соблазн радикализма и раскола

Николай СИМАКОВ


Сегодня в нашей стране вновь появился политический и религиозный радикализм. Этот русский соблазн уже не раз порождал в истории нашего отечества различные церковные и национальные расколы, тяжелые смутные времена лихолетий и разорений. Впервые религиозно-политический радикализм появился в истории России в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума, а затем Никиты Пустосвята впервые прозвучали слова и пророчества о том, что Третий Рим пал, русского православного царства больше нет. История, по мнению раскольников, окончилась в 1666 году и наступило царство антихриста. Больше нет русских православных царей, Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона раскольники XVII века считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская», говорили они, безблагодатная, в ней нет спасения, русское государство — царство зверя, из которого надо бежать в леса, — в «невидимый град Китеж», чтобы спастись.

Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как единственного пути спасения от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Поборники старой веры спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против Московского государства в 1667–1671 годах. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве. Позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708–1710 годах и даже уход их в Турцию. Особенно опасным врагом русского государства стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной, направленной на уничтожение Российской империи. Таким образом, почти два столетия, XVII–XVIII века, раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против Православной Церкви и Русского государства.

На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор,привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.

В России в ХХ веке многие десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за идеологию революционно-политического радикализма. Различные слои и сословия русского общества были безжалостно истреблены как «классовые враги», почти вся старая традиционная Россия погибла — таковы были горькие плоды этого крайнего мировоззрения.

В 90-е годы прошлого века наступила эпоха либерально-демократи­ческого радикализма, которая в нашем обществе пришла на смену обветшалому марксизму-ленинизму.

Радикальная либерализация обернулась для страны «великой криминальной революцией», разграблением и расчленением сверхдержавы, обнищанием и вымиранием народа. Как реакция на нынешнее положение народа и страны, пережившей в 90-е годы либеральный беспредел, родился новый, современный, национально-патриотический тип русского радикализма. В отличие от прежнего левого радикализма, который в течение двух столетий доминировал в России, современный радикализм — правый. Сегодня в патриотическом и православном общественном движении правый радикализм растет и процветает. Он набирает силы не по дням, а по часам, Начинается массовое заражение его идеями и духом. Если ты радикал, то, значит, ты настоящий патриот, ты действительно православный и борец за истину и правду, ты почти святой подвижник! Сегодня действует правило: чем радикальнее, тем истиннее! Снова, как и раньше, нынешний радикализм зовет к революции — теперь уже не левой, а правой, «национальной», как единственному пути «спасения» России и русского народа. В одном из манифестов современного радикализма с символическим названием «Не мир, но меч» автор прямо декларирует: «А полная правда такова: каждый из нас — редактор ли он, публицист или шофер такси, должен для себя ясно и недвусмысленно решить — идет он на священную войну за освобождение русского народа от вражеской оккупации или нет»1.



Теология революции как «русская идея»

Характерной особенностью современного радикализма является стремление во что бы то ни стало соединить религию и революцию, освятить ее «истинным православием», религиозно санкционировать «национальную революцию». Современные ультраправославные идеологи радикализма пишут о том, что якобы к экстремизму и революции нас призывает Сам Христос. «К православному экстремизму призвал нас Сам Господь, сказав: “Теперь... продай одежду свою, и купи меч” (Лк. 22:36)», — пишет автор книги «Не мир, но меч». «Православными экстремистами, — пишет он, были все без исключения святые угодники Божии — мученики и бессребреники, преподобные и юродивые... Думаю, что не будет преувеличением сказать, что от века и доныне вход в рай сладости Божией, в Царство Небесное, в вечную блаженную жизнь в Духе Святом возбранен всем, кроме православных экстремистов...»2. Очевидно, что автор исповедует не евангельское Православие.

Фактически современный религиозно-политический радикализм полностью отверг евангельского Христа и создал русский вариант так называемой «теологии революции».

Традиционное церковное Православие не санкционирует «национальную революцию», поэтому идеологи радикализма не принимают его, постоянно обвиняя в «толстовском непротивленчестве» и «толерантности». Они стремятся создать свое «боеспособное христианство яростного Спаса», способное поднять народ на восстание и на религиозно-национальную революцию. «Героическая сущность Христианства полностью нивелируется, — пишут авторы статьи «Мы— новые опричники», — забываются слова Спасителя: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч” (Мф. 10, 34)».

«Сегодня нам как никогда необходим Орден христолюбивых воинов подвижников, предводимый победоносным и яростным Архистратигом. Сегодня нам необходимо восстание немногих, необходимо боеспособное христианство. Нам нужен яростный Спас», — считают авторы. «Хватит отступать со своей земли, хватит отступаться от своей веры! Восстание немногих или медленное умирание; новая общность или руины — иного выбора нет. Не надо бояться гражданской войны, не надо бояться революций»3.

В истории христианства не раз уже возникали подобные варианты «теологии революции», превращающие Господа Иисуса Христа в «пламенного революционера», а Евангелие — в религиозно-революционную доктрину, санкционирующую «право народа на восстание». Уже в Средние века появились различные ереси, такие, например, как Дольчино и «апостольские братья» которые, призывали в Италии к «священной войне» народа против Церкви и государства. В XV веке появились гуситы и табориты, которые «во имя библейских заповедей» развязали в 1419–1434 годах религиозные войны в центре Европы. В XVI веке в Германии анабаптисты и Томас Мюнцер выступали с проповедью религиозно-политической революции и «священной войны», опираясь на библейские и евангельские тексты. Мюнцер неустанно призывал к беспощадному истреблению «врагов Божьих» как к исполнению заповедей Христовых: «Христос повелел многозначительно: “И приведите моих врагов и избейте их передо мной”. Почему? А потому, что они вредили Христову правлению», — писал он в своих проповедях. В результате его призывов в Германии в XVI веке началась религиозная война, в ходе которой восставшие крестьяне «во имя Евангелия, веры и Христа» истребляли духовенство, дворянство, богатых горожан, разрушили и сожгли множество городов и замков.

В России впервые «теология революции» появилась в работах известных религиозных публицистов, писателей и поэтов «серебряного века»: Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока и др. Они хотели соединить, «синтезировать» революцию и религию, христианство и язычество, Христа и Диониса. В их манифестах Христос очень часто превращался в «вождя религиозно-политической революции», а само христианство выступало как революционная апокалиптика, направленная против самодержавия и Православной Церкви. «Религиозная революция предельная и окончательная, ниспровергающая всякую человеческую власть, всякое государство в его последних, метафизических основаниях,— писал Д.Мережковский.— И острие меча Христова, поднятого для этой брани, есть первое пророческое слово великой русской религиозной революции, слово, недаром идущее именно от нас: самодержавие — от антихриста»4. Не случайно для Д.Мережковского «русская идея» — это прежде всего религиозная революция, которая призвана не только разрушить старую православно-самодержавную Россию, но и открыть новую эпоху так называемого «апокалиптического христианства третьего завета». Русская теология революции нашла свое отражение и в поэме А.Блока «Двенадцать». Банда насильников, грабителей и убийц «чудесным образом» превращается в поэме «Двенадцать» в «религиозных революционеров», во главе которых

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.

Идеологи современного радикализма, несмотря на трагический и страдальческий русский опыт истребительной революции 1917 года, продолжают как ни в чем небывало пропаганду «теологии русской революции» и сегодня. Они, как и прежде, неустанно утверждают и доказывают, что Россию спасет только новая революция, теперь уже не пролетарская, а национальная, которая, по их мнению, и есть «русская идея» в XXI веке. «Таким образом, сегодня русская идея есть идея национально-освободительной борьбы; я бы даже сказал войны русского народа... — пишет один из идеологов современного религиозно-политического радикализма.— ...Уверяю Вас — перед русской национальной революцией падут в прах все крепости и бастионы врага, бесполезными станут все гигантские ресурсы, которые направлены против нас»5.


Современная апокалиптика
и «православный протестантизм»

Современный русский радикализм — это не только «зилоты», но и «кафары», то есть не только идеологи «национальной революции», но и ультраправославные ревнители «истинной веры». Сегодня появились журналы и газеты такие как «Первый и последний», «На страже Православия», «Дух христианина» и другие, в которых постоянно пишется и говорится о том, что современному человечеству угрожает «электронный концлагерь», в котором человек потеряет не только свободу, но и спасение души. При этом «от электронного Дахау», утверждают авторы апокалиптических статей, нас уже не сможет спасти ни вера православная, ни Церковь, ни Промысл Божий. По мнению современных «ревнителей веры», Господь Вседержитель оказывается «бессильным» перед современным компьютерно-сетевым обществом в техногенно-виртуальной цивилизации. Современные апокалиптики полностью отвергают провиденциальный смысл истории. Для них история уже закончилась и наступила эра «электронно-типового рабства», которая и есть царство антихриста.

Религиозный радикализм современных апокалиптиков приводит их к конфликту сосвященноначалием Русской Православной Церкви, поскольку оно не поддерживает их страхов и ужасов перед «электронным царством антихриста», которые они сеют в народе. Поэтому современные апокалиптики и кафары-ревнители «истинной веры» ведут борьбу с Патриархом, Синодом и священноначалием Церкви, «обличая» их в своих многочисленных обращениях и манифестах в различных «ересях» и, конечно, в «измене Православию».

Благодаря их усилием сегодня появился своеобразный «православный протестантизм» — целое движение, которое фактически готовит проведение антицерковной реформации. Только русская реформация сегодня готовится не слева, как во времена обновленчества 20–30-х годов прошлого века, а справа, как возвращение якобы к «истинно православной соборности». Современные ультраправославные ревнители веры считают себя «большими традиционалистами» чем Патриарх и Архиерейские Соборы. Они создают новую экклесиологию «соборно-народной церкви», в которой народ является «главным хранителем православия и арбитром» во всех вопросах церковной жизни. Религиозное народничество и «теория народного суверенитета» заменили у «православных протестантов» церковную иерархию и архиереев как носителей апостольского преемства. Современные реформаторы стремятся провести «перестройку и широкую демократизацию» в самой Церкви, превратив ее из «клерикальной» в «истинно-православную» и «народно-соборную». Поэтому ревнители соборности на многочисленных собраниях, стояниях и митингах требуют немедленного созыва Поместного Собора, с участием революционно настроенных мирян, на котором они хотят дать бой «клерикалам», то есть Патриарху и архиереям, чтобы решить «все наболевшие проблемы церковной жизни». «Что же нам делать? Бороться! Нам всем необходимо бороться за восстановление принципа соборности...» — пишут современные реформаторы.

«Дело борьбы за очищение Русского Православия и возрождение Православного Самодержавия следует начать как раз с подготовки Поместного Собора, безотлагательного проведения которого народ Божий вправе требовать от священноначалия». «Владыки, нам нужно знать, с кем вы: с неисправимыми врагами Христа или с Народом-Богоносцем?»6  — вопрошают современные «православные» революционеры. Религиозный радикализм нынешних «православных» революционеров, протестантов и лжесоборян повторяет судьбу раскольников как XVII, так и ХХ века. Он несет смуту, раскол, соблазн реформации, выступая от имени якобы «истинной веры» против Матери-Церкви, ее единства и святоотеческого учения. «Самое тревожное мое наблюдение последних лет,— пишет диакон Андрей Кураев — состоит в том, что сейчас, в начале XXI века, наша Православная Церковь оказалась на пороге не то что раскола, а гораздо более серьезной вещи. Я считаю, что на наших глазах начинается русская реформация. В Европе Реформация произошла пять веков назад. У нас она припозднилась: ждала, пока не ослабнет государство. Пока была государственная власть с ясной и жесткой религиозной политикой (сначала православной, потом атеистической), мирянский активизм осаживался. Теперь этот “удерживающий” отошел. И мы увидели лицо “русского бунта”. Лицо Григория Распутина и Пелагеи Рязанской»7.



Левый радикализм, или Соблазн реформации

В наше смутное время наряду с правым религиозно-политическим радикализмом существует и левый радикализм. Своими истоками и корнями он уходит еще в эпоху так называемого ренессанса «серебряного века», знаменитых религиозно-философских собраний начала ХХ века. На них впервые была выдвинута в России программа «нового христианства», обновления старого «казенного православия» и вообще исторического христианства.

Яркие проповедники религиозного модернизма, так называемого неохристианства «третьего завета» Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Вяч. Иванов и др. создали целое общественное движение, названное ими «новым религиозным сознанием и общественностью», целью которого было проведение религиозной реформации в России. Этим планам помешала наступившая революция 1917 года. Позднее, в 20-х и 30-х годах ХХ века, появилось обновленческое движение, которое стремилось изо всех сил расколоть и уничтожить «монархическую и контрреволюционную» патриаршую Церковь. «Живоцерковники» во главе со своим «митрополитом» Александром Введенским, опираясь на поддержку советской власти, пытались вместо канонической Церкви создать свою обновленческую. Наш православный народ, несмотря на насилия и обман, не принял «красных попов-живоцерковников», инспирированных большевиками. Тысячи святых новомучеников и исповедников в это время пошли на Голгофу, чтобы ценой своей жизни сохранить православную веру и каноническую Церковь в России.

Однако идеи и взгляды христианских модернистов, обновленцев и реформаторов не умерли: они вновь воскресли в эпоху религиозных исканий неофитской интеллигенции 60–70-х годов прошлого века. Либерально настроенная интеллигенция в эти годы обращается не к святоотеческому Православию, а к близкому и родному по духу религиозно-философскому наследию «серебряного века». Отец русского религиозного модернизма Вл. Соловьев, а не святитель Игнатий Брянчанинов становится властителем дум и чаяний значительной части духовно ищущей интеллигенции в это время. В школе христианского модернизма сформировалось мировоззрение поздних эпигонов «соловьевства»: о. Александра Меня, С.Аверинцева, о. Георгия Кочеткова и других проповедников «обновленного православия», не знающего конфессиональных границ. «Я не советую ориентироваться ни на католическую, ни на православную церковь, а на единую церковь будущего надо ориентироваться»8, — писал о. Александр Мень, буквально повторяя слова и мысли своего учителя Вл. Соловьева.

Современный религиозный модернизм и неообновленческий радикализм яростно выступают против традиционного святоотеческого Православия и Церкви, упрекая их в «фундаментализме и конфессионализме». «У той церкви, которая сама себя уже называет православной, возникает сомнение в ее подлинном православии... Когда церковь начинает называть себя православной... — тут такой гордыней прет, гордыня из ушей лезет! И за эту церковь становится страшно!»9— утверждает один из современных обновленцев. Поэтому современные радикалы-реформаторы, борцы с «православным конфессионализмом» и «клерикализмом» создают свои особые обновленческие общины, свои миссионерско-катехизаторские и молодежные центры, через которые они и ведут свою лукавую проповедь о необходимости реформации в Церкви. Главная задача, которую ставят современные реформаторы, — это постепенный отказ от соблюдения догматов и канонов, принятых на Вселенских Соборах и отделяющих Православие от ложных учений и ересей. Реформация в Церкви, по их мнению должна начаться с профанации православного богослужения. Необходимо, считают они, отменить обязательную исповедь перед Причастием, сократить посты, перевести богослужение на современный русский язык и перейти с юлианского на григорианский календарь. Именно это и сделает Церковь более привлекательной для царства мiра сего, разрушит конфессиональные границы и соединит нас с современным секуляризованным христианством на Западе. Совершенно очевидно, что подобная революция в Церкви способна лишь вызвать новый раскол и смуту в душах людей.



Природа и религиозные корни русского радикализма

Несомненно и то, что религиозный и политический радикализм всегда появлялся в России в эпохи духовно-мировоззренческого кризиса. Изначально он не присущ самобытной русской культуре и традиционному православному мировоззрению. Национальный гений А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, русская святость в лице прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского убедительно свидетельствуют об этом.

Русский народ на протяжении столетий был воспитан в лоне Православия на евангельском максимализме: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 34). Однако полярные крайности и противоречия парадоксально уживались в жизни русского народа. Достоевский отличал «метафизическую широту и безграничность» русской души, в которой «идеал мадонны уживался с идеалом содома». Христианская вера и евангельский максимализм часто сталкивались со страстной, языческо-дионисийской и анархической стихией в русской душе.

В «ночной стихии» русской души можно увидеть болезненную раздвоенность, скрытое двоеверие, женственную безвольность, склонность к анархизму и бунту. Языческо-дионисийская стихийность, подпольно живущая в русской душе своей «двоеверной, потаенной жизнью», часто вырывалась наружу, на поверхность и заливала русскую историю смутой и революцией. В русской истории постоянно происходила борьба православной государственности со стихией анархической вольницы, которая часто угрожала самому существованию страны.

Природа русского радикализма духовно связана со стихией русской анархической вольницы. Она коренится в соблазне языческо-дионисийской свободы как безудержного своеволия и анархического бунта. Стихия анархического своеволия, часто пленяющая русскую душу, отвергает духовный смысл свободы во Христе, как спасения и освобождения души от рабства страстей и стихий падшего мира. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Однако прежде всего природа русского радикализма проявляет себя как анархическо-нигилистический бунт и восстание против Промысла Божия в истории. Радикализм всегда отвергает провиденциальный план истории. Он не верит в спасительный Промысл Божий, совершающийся в истории. Сама история в мировоззрении радикализма предстает как господство зла и «царство антихриста».

Согласно православному учению, историей правит Всемилостливый Промысл Божий. Он ведет человека и человечество в истории к спасению во Христе. Именно в этом заключается подлинная цель и смысл истории. «Миром правит только Промысел Божий, и в этом спасение верующему человеку, и в этом сила, чтобы перенести земные скорби», — писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Судьба России и спасение русского народа также входит в провиденциальный план истории. «Помните все, Россия идет своим, мученическим и исповедническим путем, предначертанным ей Всемилостливым Промыслом Божиим», — не раз утверждал митрополит Иоанн (Снычев). В эпоху крушения России, когда в 1918 году начался красный террор и геноцид, Патриарх Тихон благословил русский народ на исповедническую Голгофу за веру и Церковь. «А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Однако Патриарх Тихон отказался благословить белое движение, как его ни просили. Он благословил русский народ только на возвращение к Церкви и Православию. «Ночь будет долгой!»— пророчески прорек судьбу русского народа и России святитель Тихон. Попущением Божиим за грехи наши Господь наложил спасительную епитимью на русский народ (как когда-то во времена татаро-монгольского ига) до тех пор, пока наш народ не покается во грехе богоборчества, не вымолит и не выстрадает прощение, а главное, не вернется к вере православной в лоно Матери-Церкви. Только тогда православная Россия возродится и русский народ будет помилован и спасен. Другого пути для спасения России и русского народа вне Церкви и Всемилостивого Промысла Божия Патриарх Тихон не видел.

В отличие от православного провиденциализма, современный радикализм исповедует своего рода манихейско-гностический дуализм. Бог и добро для радикализма только на небе, там Царство Божие, а на земле только «царство зла». В наше время, говорят идеологи радикализма, уже нет спасительного Промысла Божия, так как наступила эра глобализма для всего человечества. Весь современный мир оказался во власти темных сил, он стал теперь «электронным концлагерем биороботов с печатью ИНН». Очевидно, что радикализм как мировоззрение  — это старый русский соблазн, породивший бунт Ивана Карамазова, который не хочет принять этот мир, построенный на страдании. Радикализм отвергает прежде всего путь христианкой веры в Бога — Промыслителя и Спасителя, отвергает и веру в Спасительный Крест Христов и Крестоношение как спасение в «мiре, лежащем во зле».

Таким образом, как и прежде, современный радикализм в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, свое­волие и бунт против Промысла Божьего — эти старые недуги и болезни русской интеллигенции.



От радикализма к православному мировоззрению

Современный радикализм представляет большую опасность и соблазн для нашего общества. Он легко заражает своей революционой мифологией многих людей, которые видят в нем единственную «спасительную альтернативу» современному либерализму и глобализму. Часто человек, заразившийся идеологией радикализма, становится «одномерным», он уже ни о чем больше не может говорить, ни о чем больше не думает, как только о «борьбе с антихристом и его печатью — ИНН», «электронным концлагерем» и глобализацией. Опасность радикализации нашего общества связана еще с тем, что в советское время мы долгие годы были воспитаны на революционной героике, нa романтическом пафосе борьбы «за светлое будущее», а не на Православии и вере в Промысл Божий. Сегодня необходимо духовное преодоление не только либерализации, но и радикализации русского общества. Весь многострадальный путь русского народа в ХХ веке позволяет нам сделать вывод о том, что Россию не смогут «спасти и возродить» рецепты политтехнологов «национальной революции». Очевидно также и то, что нет и не может быть «легких и быстрых» путей спасения России путем революций и социально-политических переворотов. Никакая самая «передовая идеология» не в силах заменить тысячелетнюю религиозно-нравственную традицию Православия в жизни русского народа. Об этом свидетельствует весь ХХ век. Наш народ нуждается сегодня не в новой идеологии и не в очередной революции, а прежде всего в духовно-нравственном обновлении, в возвращении к православной вере и Церкви. «Обновление, предстоящее нам, должно составить целую эпоху в истории, — писал И.А. Ильин. — Ибо старые дороги исхожены и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней технике. И близится время, когда мы все будем промышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божьей помощи и спасения»10.

Подобно евангельскому «блудному сыну», русский человек нуждается в возвращении в Отчий Дом, ко Христу Спасителю и Матери-Церкви. Воцерковление и послушание Промыслу Божьему и Церкви поможет русскому человеку духовно прозреть и покаяться, исцелиться от своих старых недугов и грехов. Даст возможность преодолеть соблазны анархического своеволия, революционного лжемессианства и радикализма. Сегодня необходима и смена парадигм в русском самосознании. Господствующее в современном обществе идеологизированное и политизированное сознание должно постепенно уступить свое место духовно-нравственному миропониманию в духе православной традиции. На смену власти различных «левых и правых» идеологий в нашем обществе должна прийти традиционная русская православная культура. Православный традиционализм призван вновь открыть душе, уму и сердцу русского человека провиденциальный смысл истории как истории спасения человечества во Христе.

В эпоху разгула своеволия и анархии крайне необходимым становится не только отказ от радикализма как идеологии, но и восстановление традиционной иерархии ценностей в современном русском самосознании. Как известно, в истории России на протяжении веков Православная Церковь была центром всей религиозной и национальной жизни. Она сумела создать из различных славянских племен великий русский народ. Она же стала духовной основой и опорой русской государственности и культуры. В традиционном русском мировоззрении Церковь занимала первое и высшее место в иерархии ценностей, затем народ и, наконец, государство. «Мы не ошибемся, если не нарушим верной иерархии ценностей: сперва Церковь, затем русский народ, а лишь потом — государство»11.

Отношение к Церкви, которая, по словам св. ап. Павла, есть «Столп и утверждение истины», определяло в истории судьбу России.

В допетровский период русской истории Церковь была мерой всех вещей для всех слоев нашего народа. Не случайно вошло в пословицу свято­отеческое изречение: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец». В Петербургский период под влиянием европеизации «умственного ига Европы» мировоззрение изменилось, государство стало занимать место Церкви.

Секулярное сознание видело в Российской империи и светской культуре центр жизни европейски-просвещенного русского общества. После падения монархии и империи в 1917 году вера в государственность и культуру рухнула и затем сменилась на новую веру — в народ и революцию. В советский период место Церкви занял «советский народ  — строитель коммунизма». Попытка заменить православную традицию в ХХ веке исказило русское мировоззрение, фактически привело к потере религиозной, национальной и культурной самоидентификации. «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви,— писал священномученик Иларион Троицкий. — Отношение и Церкви  — вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот — воистину русский. Кто отрекся от Церкви, тот отрекся от России, стал беспочвенным космополитом. В жизни исключительно религиозных народов всегда так и бывает»12.

После пережитого русским народом краха самой «передовой идеологии» ХХ века Церковь Православная сегодня вновь становится центром духовного и национального возрождения.

С момента прославления в 2000 году Церковью Собора святых новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, таинственно началась новая эпоха в русской истории. Эта эпоха православно-национального возрождения России. И мы верим, что из Церкви св. новомучеников и исповедников духовно родится и выйдет новая, обновленная православная и национальная Россия.


Примечания

1 Душенов К. Не мир, но меч. СПб., 2006. С. 240.

2 Там же. С. 234–235.

3 «Мы — новые опричники» // Газета «Русский меч». С. 5.

4 Мережковский Д. Не мир, но меч. М., 2000. С. 477.

5 Душенов К. Не мир, но меч. С. 241, 264.

6 Русь Православная. 2004. № 9/10. С. 4.

7 Диакон Андрей Кураев. Искушение, которое приходит справа. М., 2005. С.  4.

8 Благодатный Огонь. 2006. № 15. С. 42.

9 Там же. С. 37.

10 Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. Т. 3. М., 1994. С. 558.

11 Махнач В. Параметры христианской политики. М., 2000. С. 27.

12Свщмч. Иларион Троицкий. Без церкви нет спасения. М., 2001. С.  562.

 


 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

 

НОВОСТИ

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора