Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Соблазн радикализма и раскола

Николай СИМАКОВ


Сегодня в нашей стране вновь появился политический и религиозный радикализм. Этот русский соблазн уже не раз порождал в истории нашего отечества различные церковные и национальные расколы, тяжелые смутные времена лихолетий и разорений. Впервые религиозно-политический радикализм появился в истории России в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума, а затем Никиты Пустосвята впервые прозвучали слова и пророчества о том, что Третий Рим пал, русского православного царства больше нет. История, по мнению раскольников, окончилась в 1666 году и наступило царство антихриста. Больше нет русских православных царей, Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона раскольники XVII века считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская», говорили они, безблагодатная, в ней нет спасения, русское государство — царство зверя, из которого надо бежать в леса, — в «невидимый град Китеж», чтобы спастись.

Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как единственного пути спасения от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Поборники старой веры спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против Московского государства в 1667–1671 годах. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве. Позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708–1710 годах и даже уход их в Турцию. Особенно опасным врагом русского государства стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной, направленной на уничтожение Российской империи. Таким образом, почти два столетия, XVII–XVIII века, раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против Православной Церкви и Русского государства.

На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор,привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.

В России в ХХ веке многие десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за идеологию революционно-политического радикализма. Различные слои и сословия русского общества были безжалостно истреблены как «классовые враги», почти вся старая традиционная Россия погибла — таковы были горькие плоды этого крайнего мировоззрения.

В 90-е годы прошлого века наступила эпоха либерально-демократи­ческого радикализма, которая в нашем обществе пришла на смену обветшалому марксизму-ленинизму.

Радикальная либерализация обернулась для страны «великой криминальной революцией», разграблением и расчленением сверхдержавы, обнищанием и вымиранием народа. Как реакция на нынешнее положение народа и страны, пережившей в 90-е годы либеральный беспредел, родился новый, современный, национально-патриотический тип русского радикализма. В отличие от прежнего левого радикализма, который в течение двух столетий доминировал в России, современный радикализм — правый. Сегодня в патриотическом и православном общественном движении правый радикализм растет и процветает. Он набирает силы не по дням, а по часам, Начинается массовое заражение его идеями и духом. Если ты радикал, то, значит, ты настоящий патриот, ты действительно православный и борец за истину и правду, ты почти святой подвижник! Сегодня действует правило: чем радикальнее, тем истиннее! Снова, как и раньше, нынешний радикализм зовет к революции — теперь уже не левой, а правой, «национальной», как единственному пути «спасения» России и русского народа. В одном из манифестов современного радикализма с символическим названием «Не мир, но меч» автор прямо декларирует: «А полная правда такова: каждый из нас — редактор ли он, публицист или шофер такси, должен для себя ясно и недвусмысленно решить — идет он на священную войну за освобождение русского народа от вражеской оккупации или нет»1.



Теология революции как «русская идея»

Характерной особенностью современного радикализма является стремление во что бы то ни стало соединить религию и революцию, освятить ее «истинным православием», религиозно санкционировать «национальную революцию». Современные ультраправославные идеологи радикализма пишут о том, что якобы к экстремизму и революции нас призывает Сам Христос. «К православному экстремизму призвал нас Сам Господь, сказав: “Теперь... продай одежду свою, и купи меч” (Лк. 22:36)», — пишет автор книги «Не мир, но меч». «Православными экстремистами, — пишет он, были все без исключения святые угодники Божии — мученики и бессребреники, преподобные и юродивые... Думаю, что не будет преувеличением сказать, что от века и доныне вход в рай сладости Божией, в Царство Небесное, в вечную блаженную жизнь в Духе Святом возбранен всем, кроме православных экстремистов...»2. Очевидно, что автор исповедует не евангельское Православие.

Фактически современный религиозно-политический радикализм полностью отверг евангельского Христа и создал русский вариант так называемой «теологии революции».

Традиционное церковное Православие не санкционирует «национальную революцию», поэтому идеологи радикализма не принимают его, постоянно обвиняя в «толстовском непротивленчестве» и «толерантности». Они стремятся создать свое «боеспособное христианство яростного Спаса», способное поднять народ на восстание и на религиозно-национальную революцию. «Героическая сущность Христианства полностью нивелируется, — пишут авторы статьи «Мы— новые опричники», — забываются слова Спасителя: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч” (Мф. 10, 34)».

«Сегодня нам как никогда необходим Орден христолюбивых воинов подвижников, предводимый победоносным и яростным Архистратигом. Сегодня нам необходимо восстание немногих, необходимо боеспособное христианство. Нам нужен яростный Спас», — считают авторы. «Хватит отступать со своей земли, хватит отступаться от своей веры! Восстание немногих или медленное умирание; новая общность или руины — иного выбора нет. Не надо бояться гражданской войны, не надо бояться революций»3.

В истории христианства не раз уже возникали подобные варианты «теологии революции», превращающие Господа Иисуса Христа в «пламенного революционера», а Евангелие — в религиозно-революционную доктрину, санкционирующую «право народа на восстание». Уже в Средние века появились различные ереси, такие, например, как Дольчино и «апостольские братья» которые, призывали в Италии к «священной войне» народа против Церкви и государства. В XV веке появились гуситы и табориты, которые «во имя библейских заповедей» развязали в 1419–1434 годах религиозные войны в центре Европы. В XVI веке в Германии анабаптисты и Томас Мюнцер выступали с проповедью религиозно-политической революции и «священной войны», опираясь на библейские и евангельские тексты. Мюнцер неустанно призывал к беспощадному истреблению «врагов Божьих» как к исполнению заповедей Христовых: «Христос повелел многозначительно: “И приведите моих врагов и избейте их передо мной”. Почему? А потому, что они вредили Христову правлению», — писал он в своих проповедях. В результате его призывов в Германии в XVI веке началась религиозная война, в ходе которой восставшие крестьяне «во имя Евангелия, веры и Христа» истребляли духовенство, дворянство, богатых горожан, разрушили и сожгли множество городов и замков.

В России впервые «теология революции» появилась в работах известных религиозных публицистов, писателей и поэтов «серебряного века»: Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока и др. Они хотели соединить, «синтезировать» революцию и религию, христианство и язычество, Христа и Диониса. В их манифестах Христос очень часто превращался в «вождя религиозно-политической революции», а само христианство выступало как революционная апокалиптика, направленная против самодержавия и Православной Церкви. «Религиозная революция предельная и окончательная, ниспровергающая всякую человеческую власть, всякое государство в его последних, метафизических основаниях,— писал Д.Мережковский.— И острие меча Христова, поднятого для этой брани, есть первое пророческое слово великой русской религиозной революции, слово, недаром идущее именно от нас: самодержавие — от антихриста»4. Не случайно для Д.Мережковского «русская идея» — это прежде всего религиозная революция, которая призвана не только разрушить старую православно-самодержавную Россию, но и открыть новую эпоху так называемого «апокалиптического христианства третьего завета». Русская теология революции нашла свое отражение и в поэме А.Блока «Двенадцать». Банда насильников, грабителей и убийц «чудесным образом» превращается в поэме «Двенадцать» в «религиозных революционеров», во главе которых

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.

Идеологи современного радикализма, несмотря на трагический и страдальческий русский опыт истребительной революции 1917 года, продолжают как ни в чем небывало пропаганду «теологии русской революции» и сегодня. Они, как и прежде, неустанно утверждают и доказывают, что Россию спасет только новая революция, теперь уже не пролетарская, а национальная, которая, по их мнению, и есть «русская идея» в XXI веке. «Таким образом, сегодня русская идея есть идея национально-освободительной борьбы; я бы даже сказал войны русского народа... — пишет один из идеологов современного религиозно-политического радикализма.— ...Уверяю Вас — перед русской национальной революцией падут в прах все крепости и бастионы врага, бесполезными станут все гигантские ресурсы, которые направлены против нас»5.


Современная апокалиптика
и «православный протестантизм»

Современный русский радикализм — это не только «зилоты», но и «кафары», то есть не только идеологи «национальной революции», но и ультраправославные ревнители «истинной веры». Сегодня появились журналы и газеты такие как «Первый и последний», «На страже Православия», «Дух христианина» и другие, в которых постоянно пишется и говорится о том, что современному человечеству угрожает «электронный концлагерь», в котором человек потеряет не только свободу, но и спасение души. При этом «от электронного Дахау», утверждают авторы апокалиптических статей, нас уже не сможет спасти ни вера православная, ни Церковь, ни Промысл Божий. По мнению современных «ревнителей веры», Господь Вседержитель оказывается «бессильным» перед современным компьютерно-сетевым обществом в техногенно-виртуальной цивилизации. Современные апокалиптики полностью отвергают провиденциальный смысл истории. Для них история уже закончилась и наступила эра «электронно-типового рабства», которая и есть царство антихриста.

Религиозный радикализм современных апокалиптиков приводит их к конфликту сосвященноначалием Русской Православной Церкви, поскольку оно не поддерживает их страхов и ужасов перед «электронным царством антихриста», которые они сеют в народе. Поэтому современные апокалиптики и кафары-ревнители «истинной веры» ведут борьбу с Патриархом, Синодом и священноначалием Церкви, «обличая» их в своих многочисленных обращениях и манифестах в различных «ересях» и, конечно, в «измене Православию».

Благодаря их усилием сегодня появился своеобразный «православный протестантизм» — целое движение, которое фактически готовит проведение антицерковной реформации. Только русская реформация сегодня готовится не слева, как во времена обновленчества 20–30-х годов прошлого века, а справа, как возвращение якобы к «истинно православной соборности». Современные ультраправославные ревнители веры считают себя «большими традиционалистами» чем Патриарх и Архиерейские Соборы. Они создают новую экклесиологию «соборно-народной церкви», в которой народ является «главным хранителем православия и арбитром» во всех вопросах церковной жизни. Религиозное народничество и «теория народного суверенитета» заменили у «православных протестантов» церковную иерархию и архиереев как носителей апостольского преемства. Современные реформаторы стремятся провести «перестройку и широкую демократизацию» в самой Церкви, превратив ее из «клерикальной» в «истинно-православную» и «народно-соборную». Поэтому ревнители соборности на многочисленных собраниях, стояниях и митингах требуют немедленного созыва Поместного Собора, с участием революционно настроенных мирян, на котором они хотят дать бой «клерикалам», то есть Патриарху и архиереям, чтобы решить «все наболевшие проблемы церковной жизни». «Что же нам делать? Бороться! Нам всем необходимо бороться за восстановление принципа соборности...» — пишут современные реформаторы.

«Дело борьбы за очищение Русского Православия и возрождение Православного Самодержавия следует начать как раз с подготовки Поместного Собора, безотлагательного проведения которого народ Божий вправе требовать от священноначалия». «Владыки, нам нужно знать, с кем вы: с неисправимыми врагами Христа или с Народом-Богоносцем?»6  — вопрошают современные «православные» революционеры. Религиозный радикализм нынешних «православных» революционеров, протестантов и лжесоборян повторяет судьбу раскольников как XVII, так и ХХ века. Он несет смуту, раскол, соблазн реформации, выступая от имени якобы «истинной веры» против Матери-Церкви, ее единства и святоотеческого учения. «Самое тревожное мое наблюдение последних лет,— пишет диакон Андрей Кураев — состоит в том, что сейчас, в начале XXI века, наша Православная Церковь оказалась на пороге не то что раскола, а гораздо более серьезной вещи. Я считаю, что на наших глазах начинается русская реформация. В Европе Реформация произошла пять веков назад. У нас она припозднилась: ждала, пока не ослабнет государство. Пока была государственная власть с ясной и жесткой религиозной политикой (сначала православной, потом атеистической), мирянский активизм осаживался. Теперь этот “удерживающий” отошел. И мы увидели лицо “русского бунта”. Лицо Григория Распутина и Пелагеи Рязанской»7.



Левый радикализм, или Соблазн реформации

В наше смутное время наряду с правым религиозно-политическим радикализмом существует и левый радикализм. Своими истоками и корнями он уходит еще в эпоху так называемого ренессанса «серебряного века», знаменитых религиозно-философских собраний начала ХХ века. На них впервые была выдвинута в России программа «нового христианства», обновления старого «казенного православия» и вообще исторического христианства.

Яркие проповедники религиозного модернизма, так называемого неохристианства «третьего завета» Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Вяч. Иванов и др. создали целое общественное движение, названное ими «новым религиозным сознанием и общественностью», целью которого было проведение религиозной реформации в России. Этим планам помешала наступившая революция 1917 года. Позднее, в 20-х и 30-х годах ХХ века, появилось обновленческое движение, которое стремилось изо всех сил расколоть и уничтожить «монархическую и контрреволюционную» патриаршую Церковь. «Живоцерковники» во главе со своим «митрополитом» Александром Введенским, опираясь на поддержку советской власти, пытались вместо канонической Церкви создать свою обновленческую. Наш православный народ, несмотря на насилия и обман, не принял «красных попов-живоцерковников», инспирированных большевиками. Тысячи святых новомучеников и исповедников в это время пошли на Голгофу, чтобы ценой своей жизни сохранить православную веру и каноническую Церковь в России.

Однако идеи и взгляды христианских модернистов, обновленцев и реформаторов не умерли: они вновь воскресли в эпоху религиозных исканий неофитской интеллигенции 60–70-х годов прошлого века. Либерально настроенная интеллигенция в эти годы обращается не к святоотеческому Православию, а к близкому и родному по духу религиозно-философскому наследию «серебряного века». Отец русского религиозного модернизма Вл. Соловьев, а не святитель Игнатий Брянчанинов становится властителем дум и чаяний значительной части духовно ищущей интеллигенции в это время. В школе христианского модернизма сформировалось мировоззрение поздних эпигонов «соловьевства»: о. Александра Меня, С.Аверинцева, о. Георгия Кочеткова и других проповедников «обновленного православия», не знающего конфессиональных границ. «Я не советую ориентироваться ни на католическую, ни на православную церковь, а на единую церковь будущего надо ориентироваться»8, — писал о. Александр Мень, буквально повторяя слова и мысли своего учителя Вл. Соловьева.

Современный религиозный модернизм и неообновленческий радикализм яростно выступают против традиционного святоотеческого Православия и Церкви, упрекая их в «фундаментализме и конфессионализме». «У той церкви, которая сама себя уже называет православной, возникает сомнение в ее подлинном православии... Когда церковь начинает называть себя православной... — тут такой гордыней прет, гордыня из ушей лезет! И за эту церковь становится страшно!»9— утверждает один из современных обновленцев. Поэтому современные радикалы-реформаторы, борцы с «православным конфессионализмом» и «клерикализмом» создают свои особые обновленческие общины, свои миссионерско-катехизаторские и молодежные центры, через которые они и ведут свою лукавую проповедь о необходимости реформации в Церкви. Главная задача, которую ставят современные реформаторы, — это постепенный отказ от соблюдения догматов и канонов, принятых на Вселенских Соборах и отделяющих Православие от ложных учений и ересей. Реформация в Церкви, по их мнению должна начаться с профанации православного богослужения. Необходимо, считают они, отменить обязательную исповедь перед Причастием, сократить посты, перевести богослужение на современный русский язык и перейти с юлианского на григорианский календарь. Именно это и сделает Церковь более привлекательной для царства мiра сего, разрушит конфессиональные границы и соединит нас с современным секуляризованным христианством на Западе. Совершенно очевидно, что подобная революция в Церкви способна лишь вызвать новый раскол и смуту в душах людей.



Природа и религиозные корни русского радикализма

Несомненно и то, что религиозный и политический радикализм всегда появлялся в России в эпохи духовно-мировоззренческого кризиса. Изначально он не присущ самобытной русской культуре и традиционному православному мировоззрению. Национальный гений А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, русская святость в лице прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского убедительно свидетельствуют об этом.

Русский народ на протяжении столетий был воспитан в лоне Православия на евангельском максимализме: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 34). Однако полярные крайности и противоречия парадоксально уживались в жизни русского народа. Достоевский отличал «метафизическую широту и безграничность» русской души, в которой «идеал мадонны уживался с идеалом содома». Христианская вера и евангельский максимализм часто сталкивались со страстной, языческо-дионисийской и анархической стихией в русской душе.

В «ночной стихии» русской души можно увидеть болезненную раздвоенность, скрытое двоеверие, женственную безвольность, склонность к анархизму и бунту. Языческо-дионисийская стихийность, подпольно живущая в русской душе своей «двоеверной, потаенной жизнью», часто вырывалась наружу, на поверхность и заливала русскую историю смутой и революцией. В русской истории постоянно происходила борьба православной государственности со стихией анархической вольницы, которая часто угрожала самому существованию страны.

Природа русского радикализма духовно связана со стихией русской анархической вольницы. Она коренится в соблазне языческо-дионисийской свободы как безудержного своеволия и анархического бунта. Стихия анархического своеволия, часто пленяющая русскую душу, отвергает духовный смысл свободы во Христе, как спасения и освобождения души от рабства страстей и стихий падшего мира. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Однако прежде всего природа русского радикализма проявляет себя как анархическо-нигилистический бунт и восстание против Промысла Божия в истории. Радикализм всегда отвергает провиденциальный план истории. Он не верит в спасительный Промысл Божий, совершающийся в истории. Сама история в мировоззрении радикализма предстает как господство зла и «царство антихриста».

Согласно православному учению, историей правит Всемилостливый Промысл Божий. Он ведет человека и человечество в истории к спасению во Христе. Именно в этом заключается подлинная цель и смысл истории. «Миром правит только Промысел Божий, и в этом спасение верующему человеку, и в этом сила, чтобы перенести земные скорби», — писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Судьба России и спасение русского народа также входит в провиденциальный план истории. «Помните все, Россия идет своим, мученическим и исповедническим путем, предначертанным ей Всемилостливым Промыслом Божиим», — не раз утверждал митрополит Иоанн (Снычев). В эпоху крушения России, когда в 1918 году начался красный террор и геноцид, Патриарх Тихон благословил русский народ на исповедническую Голгофу за веру и Церковь. «А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Однако Патриарх Тихон отказался благословить белое движение, как его ни просили. Он благословил русский народ только на возвращение к Церкви и Православию. «Ночь будет долгой!»— пророчески прорек судьбу русского народа и России святитель Тихон. Попущением Божиим за грехи наши Господь наложил спасительную епитимью на русский народ (как когда-то во времена татаро-монгольского ига) до тех пор, пока наш народ не покается во грехе богоборчества, не вымолит и не выстрадает прощение, а главное, не вернется к вере православной в лоно Матери-Церкви. Только тогда православная Россия возродится и русский народ будет помилован и спасен. Другого пути для спасения России и русского народа вне Церкви и Всемилостивого Промысла Божия Патриарх Тихон не видел.

В отличие от православного провиденциализма, современный радикализм исповедует своего рода манихейско-гностический дуализм. Бог и добро для радикализма только на небе, там Царство Божие, а на земле только «царство зла». В наше время, говорят идеологи радикализма, уже нет спасительного Промысла Божия, так как наступила эра глобализма для всего человечества. Весь современный мир оказался во власти темных сил, он стал теперь «электронным концлагерем биороботов с печатью ИНН». Очевидно, что радикализм как мировоззрение  — это старый русский соблазн, породивший бунт Ивана Карамазова, который не хочет принять этот мир, построенный на страдании. Радикализм отвергает прежде всего путь христианкой веры в Бога — Промыслителя и Спасителя, отвергает и веру в Спасительный Крест Христов и Крестоношение как спасение в «мiре, лежащем во зле».

Таким образом, как и прежде, современный радикализм в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, свое­волие и бунт против Промысла Божьего — эти старые недуги и болезни русской интеллигенции.



От радикализма к православному мировоззрению

Современный радикализм представляет большую опасность и соблазн для нашего общества. Он легко заражает своей революционой мифологией многих людей, которые видят в нем единственную «спасительную альтернативу» современному либерализму и глобализму. Часто человек, заразившийся идеологией радикализма, становится «одномерным», он уже ни о чем больше не может говорить, ни о чем больше не думает, как только о «борьбе с антихристом и его печатью — ИНН», «электронным концлагерем» и глобализацией. Опасность радикализации нашего общества связана еще с тем, что в советское время мы долгие годы были воспитаны на революционной героике, нa романтическом пафосе борьбы «за светлое будущее», а не на Православии и вере в Промысл Божий. Сегодня необходимо духовное преодоление не только либерализации, но и радикализации русского общества. Весь многострадальный путь русского народа в ХХ веке позволяет нам сделать вывод о том, что Россию не смогут «спасти и возродить» рецепты политтехнологов «национальной революции». Очевидно также и то, что нет и не может быть «легких и быстрых» путей спасения России путем революций и социально-политических переворотов. Никакая самая «передовая идеология» не в силах заменить тысячелетнюю религиозно-нравственную традицию Православия в жизни русского народа. Об этом свидетельствует весь ХХ век. Наш народ нуждается сегодня не в новой идеологии и не в очередной революции, а прежде всего в духовно-нравственном обновлении, в возвращении к православной вере и Церкви. «Обновление, предстоящее нам, должно составить целую эпоху в истории, — писал И.А. Ильин. — Ибо старые дороги исхожены и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней технике. И близится время, когда мы все будем промышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божьей помощи и спасения»10.

Подобно евангельскому «блудному сыну», русский человек нуждается в возвращении в Отчий Дом, ко Христу Спасителю и Матери-Церкви. Воцерковление и послушание Промыслу Божьему и Церкви поможет русскому человеку духовно прозреть и покаяться, исцелиться от своих старых недугов и грехов. Даст возможность преодолеть соблазны анархического своеволия, революционного лжемессианства и радикализма. Сегодня необходима и смена парадигм в русском самосознании. Господствующее в современном обществе идеологизированное и политизированное сознание должно постепенно уступить свое место духовно-нравственному миропониманию в духе православной традиции. На смену власти различных «левых и правых» идеологий в нашем обществе должна прийти традиционная русская православная культура. Православный традиционализм призван вновь открыть душе, уму и сердцу русского человека провиденциальный смысл истории как истории спасения человечества во Христе.

В эпоху разгула своеволия и анархии крайне необходимым становится не только отказ от радикализма как идеологии, но и восстановление традиционной иерархии ценностей в современном русском самосознании. Как известно, в истории России на протяжении веков Православная Церковь была центром всей религиозной и национальной жизни. Она сумела создать из различных славянских племен великий русский народ. Она же стала духовной основой и опорой русской государственности и культуры. В традиционном русском мировоззрении Церковь занимала первое и высшее место в иерархии ценностей, затем народ и, наконец, государство. «Мы не ошибемся, если не нарушим верной иерархии ценностей: сперва Церковь, затем русский народ, а лишь потом — государство»11.

Отношение к Церкви, которая, по словам св. ап. Павла, есть «Столп и утверждение истины», определяло в истории судьбу России.

В допетровский период русской истории Церковь была мерой всех вещей для всех слоев нашего народа. Не случайно вошло в пословицу свято­отеческое изречение: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец». В Петербургский период под влиянием европеизации «умственного ига Европы» мировоззрение изменилось, государство стало занимать место Церкви.

Секулярное сознание видело в Российской империи и светской культуре центр жизни европейски-просвещенного русского общества. После падения монархии и империи в 1917 году вера в государственность и культуру рухнула и затем сменилась на новую веру — в народ и революцию. В советский период место Церкви занял «советский народ  — строитель коммунизма». Попытка заменить православную традицию в ХХ веке исказило русское мировоззрение, фактически привело к потере религиозной, национальной и культурной самоидентификации. «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви,— писал священномученик Иларион Троицкий. — Отношение и Церкви  — вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот — воистину русский. Кто отрекся от Церкви, тот отрекся от России, стал беспочвенным космополитом. В жизни исключительно религиозных народов всегда так и бывает»12.

После пережитого русским народом краха самой «передовой идеологии» ХХ века Церковь Православная сегодня вновь становится центром духовного и национального возрождения.

С момента прославления в 2000 году Церковью Собора святых новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, таинственно началась новая эпоха в русской истории. Эта эпоха православно-национального возрождения России. И мы верим, что из Церкви св. новомучеников и исповедников духовно родится и выйдет новая, обновленная православная и национальная Россия.


Примечания

1 Душенов К. Не мир, но меч. СПб., 2006. С. 240.

2 Там же. С. 234–235.

3 «Мы — новые опричники» // Газета «Русский меч». С. 5.

4 Мережковский Д. Не мир, но меч. М., 2000. С. 477.

5 Душенов К. Не мир, но меч. С. 241, 264.

6 Русь Православная. 2004. № 9/10. С. 4.

7 Диакон Андрей Кураев. Искушение, которое приходит справа. М., 2005. С.  4.

8 Благодатный Огонь. 2006. № 15. С. 42.

9 Там же. С. 37.

10 Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. Т. 3. М., 1994. С. 558.

11 Махнач В. Параметры христианской политики. М., 2000. С. 27.

12Свщмч. Иларион Троицкий. Без церкви нет спасения. М., 2001. С.  562.

 


 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны