Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Соблазн радикализма и раскола

Николай СИМАКОВ


Сегодня в нашей стране вновь появился политический и религиозный радикализм. Этот русский соблазн уже не раз порождал в истории нашего отечества различные церковные и национальные расколы, тяжелые смутные времена лихолетий и разорений. Впервые религиозно-политический радикализм появился в истории России в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума, а затем Никиты Пустосвята впервые прозвучали слова и пророчества о том, что Третий Рим пал, русского православного царства больше нет. История, по мнению раскольников, окончилась в 1666 году и наступило царство антихриста. Больше нет русских православных царей, Алексея Михайловича Тишайшего и Патриарха Никона раскольники XVII века считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь «никонианская», говорили они, безблагодатная, в ней нет спасения, русское государство — царство зверя, из которого надо бежать в леса, — в «невидимый град Китеж», чтобы спастись.

Религиозный радикализм раскольников XVII века закончился проповедью самосожжения как единственного пути спасения от власти антихриста, привел к массовым гарям. Расколоучители не раз поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Поборники старой веры спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против Московского государства в 1667–1671 годах. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве. Позже разразился булавинский бунт казаков-староверов в 1708–1710 годах и даже уход их в Турцию. Особенно опасным врагом русского государства стала пугачевщина, бунт казаков-старообрядцев, ставший гражданской войной, направленной на уничтожение Российской империи. Таким образом, почти два столетия, XVII–XVIII века, раскольники поднимали народ на бунт, восстание, гражданскую и религиозную войну против Православной Церкви и Русского государства.

На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующего революционный террор,привел Россию в 1917 году к невиданной катастрофе и государственному крушению.

В России в ХХ веке многие десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за идеологию революционно-политического радикализма. Различные слои и сословия русского общества были безжалостно истреблены как «классовые враги», почти вся старая традиционная Россия погибла — таковы были горькие плоды этого крайнего мировоззрения.

В 90-е годы прошлого века наступила эпоха либерально-демократи­ческого радикализма, которая в нашем обществе пришла на смену обветшалому марксизму-ленинизму.

Радикальная либерализация обернулась для страны «великой криминальной революцией», разграблением и расчленением сверхдержавы, обнищанием и вымиранием народа. Как реакция на нынешнее положение народа и страны, пережившей в 90-е годы либеральный беспредел, родился новый, современный, национально-патриотический тип русского радикализма. В отличие от прежнего левого радикализма, который в течение двух столетий доминировал в России, современный радикализм — правый. Сегодня в патриотическом и православном общественном движении правый радикализм растет и процветает. Он набирает силы не по дням, а по часам, Начинается массовое заражение его идеями и духом. Если ты радикал, то, значит, ты настоящий патриот, ты действительно православный и борец за истину и правду, ты почти святой подвижник! Сегодня действует правило: чем радикальнее, тем истиннее! Снова, как и раньше, нынешний радикализм зовет к революции — теперь уже не левой, а правой, «национальной», как единственному пути «спасения» России и русского народа. В одном из манифестов современного радикализма с символическим названием «Не мир, но меч» автор прямо декларирует: «А полная правда такова: каждый из нас — редактор ли он, публицист или шофер такси, должен для себя ясно и недвусмысленно решить — идет он на священную войну за освобождение русского народа от вражеской оккупации или нет»1.



Теология революции как «русская идея»

Характерной особенностью современного радикализма является стремление во что бы то ни стало соединить религию и революцию, освятить ее «истинным православием», религиозно санкционировать «национальную революцию». Современные ультраправославные идеологи радикализма пишут о том, что якобы к экстремизму и революции нас призывает Сам Христос. «К православному экстремизму призвал нас Сам Господь, сказав: “Теперь... продай одежду свою, и купи меч” (Лк. 22:36)», — пишет автор книги «Не мир, но меч». «Православными экстремистами, — пишет он, были все без исключения святые угодники Божии — мученики и бессребреники, преподобные и юродивые... Думаю, что не будет преувеличением сказать, что от века и доныне вход в рай сладости Божией, в Царство Небесное, в вечную блаженную жизнь в Духе Святом возбранен всем, кроме православных экстремистов...»2. Очевидно, что автор исповедует не евангельское Православие.

Фактически современный религиозно-политический радикализм полностью отверг евангельского Христа и создал русский вариант так называемой «теологии революции».

Традиционное церковное Православие не санкционирует «национальную революцию», поэтому идеологи радикализма не принимают его, постоянно обвиняя в «толстовском непротивленчестве» и «толерантности». Они стремятся создать свое «боеспособное христианство яростного Спаса», способное поднять народ на восстание и на религиозно-национальную революцию. «Героическая сущность Христианства полностью нивелируется, — пишут авторы статьи «Мы— новые опричники», — забываются слова Спасителя: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч” (Мф. 10, 34)».

«Сегодня нам как никогда необходим Орден христолюбивых воинов подвижников, предводимый победоносным и яростным Архистратигом. Сегодня нам необходимо восстание немногих, необходимо боеспособное христианство. Нам нужен яростный Спас», — считают авторы. «Хватит отступать со своей земли, хватит отступаться от своей веры! Восстание немногих или медленное умирание; новая общность или руины — иного выбора нет. Не надо бояться гражданской войны, не надо бояться революций»3.

В истории христианства не раз уже возникали подобные варианты «теологии революции», превращающие Господа Иисуса Христа в «пламенного революционера», а Евангелие — в религиозно-революционную доктрину, санкционирующую «право народа на восстание». Уже в Средние века появились различные ереси, такие, например, как Дольчино и «апостольские братья» которые, призывали в Италии к «священной войне» народа против Церкви и государства. В XV веке появились гуситы и табориты, которые «во имя библейских заповедей» развязали в 1419–1434 годах религиозные войны в центре Европы. В XVI веке в Германии анабаптисты и Томас Мюнцер выступали с проповедью религиозно-политической революции и «священной войны», опираясь на библейские и евангельские тексты. Мюнцер неустанно призывал к беспощадному истреблению «врагов Божьих» как к исполнению заповедей Христовых: «Христос повелел многозначительно: “И приведите моих врагов и избейте их передо мной”. Почему? А потому, что они вредили Христову правлению», — писал он в своих проповедях. В результате его призывов в Германии в XVI веке началась религиозная война, в ходе которой восставшие крестьяне «во имя Евангелия, веры и Христа» истребляли духовенство, дворянство, богатых горожан, разрушили и сожгли множество городов и замков.

В России впервые «теология революции» появилась в работах известных религиозных публицистов, писателей и поэтов «серебряного века»: Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Блока и др. Они хотели соединить, «синтезировать» революцию и религию, христианство и язычество, Христа и Диониса. В их манифестах Христос очень часто превращался в «вождя религиозно-политической революции», а само христианство выступало как революционная апокалиптика, направленная против самодержавия и Православной Церкви. «Религиозная революция предельная и окончательная, ниспровергающая всякую человеческую власть, всякое государство в его последних, метафизических основаниях,— писал Д.Мережковский.— И острие меча Христова, поднятого для этой брани, есть первое пророческое слово великой русской религиозной революции, слово, недаром идущее именно от нас: самодержавие — от антихриста»4. Не случайно для Д.Мережковского «русская идея» — это прежде всего религиозная революция, которая призвана не только разрушить старую православно-самодержавную Россию, но и открыть новую эпоху так называемого «апокалиптического христианства третьего завета». Русская теология революции нашла свое отражение и в поэме А.Блока «Двенадцать». Банда насильников, грабителей и убийц «чудесным образом» превращается в поэме «Двенадцать» в «религиозных революционеров», во главе которых

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.

Идеологи современного радикализма, несмотря на трагический и страдальческий русский опыт истребительной революции 1917 года, продолжают как ни в чем небывало пропаганду «теологии русской революции» и сегодня. Они, как и прежде, неустанно утверждают и доказывают, что Россию спасет только новая революция, теперь уже не пролетарская, а национальная, которая, по их мнению, и есть «русская идея» в XXI веке. «Таким образом, сегодня русская идея есть идея национально-освободительной борьбы; я бы даже сказал войны русского народа... — пишет один из идеологов современного религиозно-политического радикализма.— ...Уверяю Вас — перед русской национальной революцией падут в прах все крепости и бастионы врага, бесполезными станут все гигантские ресурсы, которые направлены против нас»5.


Современная апокалиптика
и «православный протестантизм»

Современный русский радикализм — это не только «зилоты», но и «кафары», то есть не только идеологи «национальной революции», но и ультраправославные ревнители «истинной веры». Сегодня появились журналы и газеты такие как «Первый и последний», «На страже Православия», «Дух христианина» и другие, в которых постоянно пишется и говорится о том, что современному человечеству угрожает «электронный концлагерь», в котором человек потеряет не только свободу, но и спасение души. При этом «от электронного Дахау», утверждают авторы апокалиптических статей, нас уже не сможет спасти ни вера православная, ни Церковь, ни Промысл Божий. По мнению современных «ревнителей веры», Господь Вседержитель оказывается «бессильным» перед современным компьютерно-сетевым обществом в техногенно-виртуальной цивилизации. Современные апокалиптики полностью отвергают провиденциальный смысл истории. Для них история уже закончилась и наступила эра «электронно-типового рабства», которая и есть царство антихриста.

Религиозный радикализм современных апокалиптиков приводит их к конфликту сосвященноначалием Русской Православной Церкви, поскольку оно не поддерживает их страхов и ужасов перед «электронным царством антихриста», которые они сеют в народе. Поэтому современные апокалиптики и кафары-ревнители «истинной веры» ведут борьбу с Патриархом, Синодом и священноначалием Церкви, «обличая» их в своих многочисленных обращениях и манифестах в различных «ересях» и, конечно, в «измене Православию».

Благодаря их усилием сегодня появился своеобразный «православный протестантизм» — целое движение, которое фактически готовит проведение антицерковной реформации. Только русская реформация сегодня готовится не слева, как во времена обновленчества 20–30-х годов прошлого века, а справа, как возвращение якобы к «истинно православной соборности». Современные ультраправославные ревнители веры считают себя «большими традиционалистами» чем Патриарх и Архиерейские Соборы. Они создают новую экклесиологию «соборно-народной церкви», в которой народ является «главным хранителем православия и арбитром» во всех вопросах церковной жизни. Религиозное народничество и «теория народного суверенитета» заменили у «православных протестантов» церковную иерархию и архиереев как носителей апостольского преемства. Современные реформаторы стремятся провести «перестройку и широкую демократизацию» в самой Церкви, превратив ее из «клерикальной» в «истинно-православную» и «народно-соборную». Поэтому ревнители соборности на многочисленных собраниях, стояниях и митингах требуют немедленного созыва Поместного Собора, с участием революционно настроенных мирян, на котором они хотят дать бой «клерикалам», то есть Патриарху и архиереям, чтобы решить «все наболевшие проблемы церковной жизни». «Что же нам делать? Бороться! Нам всем необходимо бороться за восстановление принципа соборности...» — пишут современные реформаторы.

«Дело борьбы за очищение Русского Православия и возрождение Православного Самодержавия следует начать как раз с подготовки Поместного Собора, безотлагательного проведения которого народ Божий вправе требовать от священноначалия». «Владыки, нам нужно знать, с кем вы: с неисправимыми врагами Христа или с Народом-Богоносцем?»6  — вопрошают современные «православные» революционеры. Религиозный радикализм нынешних «православных» революционеров, протестантов и лжесоборян повторяет судьбу раскольников как XVII, так и ХХ века. Он несет смуту, раскол, соблазн реформации, выступая от имени якобы «истинной веры» против Матери-Церкви, ее единства и святоотеческого учения. «Самое тревожное мое наблюдение последних лет,— пишет диакон Андрей Кураев — состоит в том, что сейчас, в начале XXI века, наша Православная Церковь оказалась на пороге не то что раскола, а гораздо более серьезной вещи. Я считаю, что на наших глазах начинается русская реформация. В Европе Реформация произошла пять веков назад. У нас она припозднилась: ждала, пока не ослабнет государство. Пока была государственная власть с ясной и жесткой религиозной политикой (сначала православной, потом атеистической), мирянский активизм осаживался. Теперь этот “удерживающий” отошел. И мы увидели лицо “русского бунта”. Лицо Григория Распутина и Пелагеи Рязанской»7.



Левый радикализм, или Соблазн реформации

В наше смутное время наряду с правым религиозно-политическим радикализмом существует и левый радикализм. Своими истоками и корнями он уходит еще в эпоху так называемого ренессанса «серебряного века», знаменитых религиозно-философских собраний начала ХХ века. На них впервые была выдвинута в России программа «нового христианства», обновления старого «казенного православия» и вообще исторического христианства.

Яркие проповедники религиозного модернизма, так называемого неохристианства «третьего завета» Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Вяч. Иванов и др. создали целое общественное движение, названное ими «новым религиозным сознанием и общественностью», целью которого было проведение религиозной реформации в России. Этим планам помешала наступившая революция 1917 года. Позднее, в 20-х и 30-х годах ХХ века, появилось обновленческое движение, которое стремилось изо всех сил расколоть и уничтожить «монархическую и контрреволюционную» патриаршую Церковь. «Живоцерковники» во главе со своим «митрополитом» Александром Введенским, опираясь на поддержку советской власти, пытались вместо канонической Церкви создать свою обновленческую. Наш православный народ, несмотря на насилия и обман, не принял «красных попов-живоцерковников», инспирированных большевиками. Тысячи святых новомучеников и исповедников в это время пошли на Голгофу, чтобы ценой своей жизни сохранить православную веру и каноническую Церковь в России.

Однако идеи и взгляды христианских модернистов, обновленцев и реформаторов не умерли: они вновь воскресли в эпоху религиозных исканий неофитской интеллигенции 60–70-х годов прошлого века. Либерально настроенная интеллигенция в эти годы обращается не к святоотеческому Православию, а к близкому и родному по духу религиозно-философскому наследию «серебряного века». Отец русского религиозного модернизма Вл. Соловьев, а не святитель Игнатий Брянчанинов становится властителем дум и чаяний значительной части духовно ищущей интеллигенции в это время. В школе христианского модернизма сформировалось мировоззрение поздних эпигонов «соловьевства»: о. Александра Меня, С.Аверинцева, о. Георгия Кочеткова и других проповедников «обновленного православия», не знающего конфессиональных границ. «Я не советую ориентироваться ни на католическую, ни на православную церковь, а на единую церковь будущего надо ориентироваться»8, — писал о. Александр Мень, буквально повторяя слова и мысли своего учителя Вл. Соловьева.

Современный религиозный модернизм и неообновленческий радикализм яростно выступают против традиционного святоотеческого Православия и Церкви, упрекая их в «фундаментализме и конфессионализме». «У той церкви, которая сама себя уже называет православной, возникает сомнение в ее подлинном православии... Когда церковь начинает называть себя православной... — тут такой гордыней прет, гордыня из ушей лезет! И за эту церковь становится страшно!»9— утверждает один из современных обновленцев. Поэтому современные радикалы-реформаторы, борцы с «православным конфессионализмом» и «клерикализмом» создают свои особые обновленческие общины, свои миссионерско-катехизаторские и молодежные центры, через которые они и ведут свою лукавую проповедь о необходимости реформации в Церкви. Главная задача, которую ставят современные реформаторы, — это постепенный отказ от соблюдения догматов и канонов, принятых на Вселенских Соборах и отделяющих Православие от ложных учений и ересей. Реформация в Церкви, по их мнению должна начаться с профанации православного богослужения. Необходимо, считают они, отменить обязательную исповедь перед Причастием, сократить посты, перевести богослужение на современный русский язык и перейти с юлианского на григорианский календарь. Именно это и сделает Церковь более привлекательной для царства мiра сего, разрушит конфессиональные границы и соединит нас с современным секуляризованным христианством на Западе. Совершенно очевидно, что подобная революция в Церкви способна лишь вызвать новый раскол и смуту в душах людей.



Природа и религиозные корни русского радикализма

Несомненно и то, что религиозный и политический радикализм всегда появлялся в России в эпохи духовно-мировоззренческого кризиса. Изначально он не присущ самобытной русской культуре и традиционному православному мировоззрению. Национальный гений А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, русская святость в лице прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского убедительно свидетельствуют об этом.

Русский народ на протяжении столетий был воспитан в лоне Православия на евангельском максимализме: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 34). Однако полярные крайности и противоречия парадоксально уживались в жизни русского народа. Достоевский отличал «метафизическую широту и безграничность» русской души, в которой «идеал мадонны уживался с идеалом содома». Христианская вера и евангельский максимализм часто сталкивались со страстной, языческо-дионисийской и анархической стихией в русской душе.

В «ночной стихии» русской души можно увидеть болезненную раздвоенность, скрытое двоеверие, женственную безвольность, склонность к анархизму и бунту. Языческо-дионисийская стихийность, подпольно живущая в русской душе своей «двоеверной, потаенной жизнью», часто вырывалась наружу, на поверхность и заливала русскую историю смутой и революцией. В русской истории постоянно происходила борьба православной государственности со стихией анархической вольницы, которая часто угрожала самому существованию страны.

Природа русского радикализма духовно связана со стихией русской анархической вольницы. Она коренится в соблазне языческо-дионисийской свободы как безудержного своеволия и анархического бунта. Стихия анархического своеволия, часто пленяющая русскую душу, отвергает духовный смысл свободы во Христе, как спасения и освобождения души от рабства страстей и стихий падшего мира. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Однако прежде всего природа русского радикализма проявляет себя как анархическо-нигилистический бунт и восстание против Промысла Божия в истории. Радикализм всегда отвергает провиденциальный план истории. Он не верит в спасительный Промысл Божий, совершающийся в истории. Сама история в мировоззрении радикализма предстает как господство зла и «царство антихриста».

Согласно православному учению, историей правит Всемилостливый Промысл Божий. Он ведет человека и человечество в истории к спасению во Христе. Именно в этом заключается подлинная цель и смысл истории. «Миром правит только Промысел Божий, и в этом спасение верующему человеку, и в этом сила, чтобы перенести земные скорби», — писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Судьба России и спасение русского народа также входит в провиденциальный план истории. «Помните все, Россия идет своим, мученическим и исповедническим путем, предначертанным ей Всемилостливым Промыслом Божиим», — не раз утверждал митрополит Иоанн (Снычев). В эпоху крушения России, когда в 1918 году начался красный террор и геноцид, Патриарх Тихон благословил русский народ на исповедническую Голгофу за веру и Церковь. «А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою». Однако Патриарх Тихон отказался благословить белое движение, как его ни просили. Он благословил русский народ только на возвращение к Церкви и Православию. «Ночь будет долгой!»— пророчески прорек судьбу русского народа и России святитель Тихон. Попущением Божиим за грехи наши Господь наложил спасительную епитимью на русский народ (как когда-то во времена татаро-монгольского ига) до тех пор, пока наш народ не покается во грехе богоборчества, не вымолит и не выстрадает прощение, а главное, не вернется к вере православной в лоно Матери-Церкви. Только тогда православная Россия возродится и русский народ будет помилован и спасен. Другого пути для спасения России и русского народа вне Церкви и Всемилостивого Промысла Божия Патриарх Тихон не видел.

В отличие от православного провиденциализма, современный радикализм исповедует своего рода манихейско-гностический дуализм. Бог и добро для радикализма только на небе, там Царство Божие, а на земле только «царство зла». В наше время, говорят идеологи радикализма, уже нет спасительного Промысла Божия, так как наступила эра глобализма для всего человечества. Весь современный мир оказался во власти темных сил, он стал теперь «электронным концлагерем биороботов с печатью ИНН». Очевидно, что радикализм как мировоззрение  — это старый русский соблазн, породивший бунт Ивана Карамазова, который не хочет принять этот мир, построенный на страдании. Радикализм отвергает прежде всего путь христианкой веры в Бога — Промыслителя и Спасителя, отвергает и веру в Спасительный Крест Христов и Крестоношение как спасение в «мiре, лежащем во зле».

Таким образом, как и прежде, современный радикализм в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, свое­волие и бунт против Промысла Божьего — эти старые недуги и болезни русской интеллигенции.



От радикализма к православному мировоззрению

Современный радикализм представляет большую опасность и соблазн для нашего общества. Он легко заражает своей революционой мифологией многих людей, которые видят в нем единственную «спасительную альтернативу» современному либерализму и глобализму. Часто человек, заразившийся идеологией радикализма, становится «одномерным», он уже ни о чем больше не может говорить, ни о чем больше не думает, как только о «борьбе с антихристом и его печатью — ИНН», «электронным концлагерем» и глобализацией. Опасность радикализации нашего общества связана еще с тем, что в советское время мы долгие годы были воспитаны на революционной героике, нa романтическом пафосе борьбы «за светлое будущее», а не на Православии и вере в Промысл Божий. Сегодня необходимо духовное преодоление не только либерализации, но и радикализации русского общества. Весь многострадальный путь русского народа в ХХ веке позволяет нам сделать вывод о том, что Россию не смогут «спасти и возродить» рецепты политтехнологов «национальной революции». Очевидно также и то, что нет и не может быть «легких и быстрых» путей спасения России путем революций и социально-политических переворотов. Никакая самая «передовая идеология» не в силах заменить тысячелетнюю религиозно-нравственную традицию Православия в жизни русского народа. Об этом свидетельствует весь ХХ век. Наш народ нуждается сегодня не в новой идеологии и не в очередной революции, а прежде всего в духовно-нравственном обновлении, в возвращении к православной вере и Церкви. «Обновление, предстоящее нам, должно составить целую эпоху в истории, — писал И.А. Ильин. — Ибо старые дороги исхожены и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней технике. И близится время, когда мы все будем промышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божьей помощи и спасения»10.

Подобно евангельскому «блудному сыну», русский человек нуждается в возвращении в Отчий Дом, ко Христу Спасителю и Матери-Церкви. Воцерковление и послушание Промыслу Божьему и Церкви поможет русскому человеку духовно прозреть и покаяться, исцелиться от своих старых недугов и грехов. Даст возможность преодолеть соблазны анархического своеволия, революционного лжемессианства и радикализма. Сегодня необходима и смена парадигм в русском самосознании. Господствующее в современном обществе идеологизированное и политизированное сознание должно постепенно уступить свое место духовно-нравственному миропониманию в духе православной традиции. На смену власти различных «левых и правых» идеологий в нашем обществе должна прийти традиционная русская православная культура. Православный традиционализм призван вновь открыть душе, уму и сердцу русского человека провиденциальный смысл истории как истории спасения человечества во Христе.

В эпоху разгула своеволия и анархии крайне необходимым становится не только отказ от радикализма как идеологии, но и восстановление традиционной иерархии ценностей в современном русском самосознании. Как известно, в истории России на протяжении веков Православная Церковь была центром всей религиозной и национальной жизни. Она сумела создать из различных славянских племен великий русский народ. Она же стала духовной основой и опорой русской государственности и культуры. В традиционном русском мировоззрении Церковь занимала первое и высшее место в иерархии ценностей, затем народ и, наконец, государство. «Мы не ошибемся, если не нарушим верной иерархии ценностей: сперва Церковь, затем русский народ, а лишь потом — государство»11.

Отношение к Церкви, которая, по словам св. ап. Павла, есть «Столп и утверждение истины», определяло в истории судьбу России.

В допетровский период русской истории Церковь была мерой всех вещей для всех слоев нашего народа. Не случайно вошло в пословицу свято­отеческое изречение: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец». В Петербургский период под влиянием европеизации «умственного ига Европы» мировоззрение изменилось, государство стало занимать место Церкви.

Секулярное сознание видело в Российской империи и светской культуре центр жизни европейски-просвещенного русского общества. После падения монархии и империи в 1917 году вера в государственность и культуру рухнула и затем сменилась на новую веру — в народ и революцию. В советский период место Церкви занял «советский народ  — строитель коммунизма». Попытка заменить православную традицию в ХХ веке исказило русское мировоззрение, фактически привело к потере религиозной, национальной и культурной самоидентификации. «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви,— писал священномученик Иларион Троицкий. — Отношение и Церкви  — вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот — воистину русский. Кто отрекся от Церкви, тот отрекся от России, стал беспочвенным космополитом. В жизни исключительно религиозных народов всегда так и бывает»12.

После пережитого русским народом краха самой «передовой идеологии» ХХ века Церковь Православная сегодня вновь становится центром духовного и национального возрождения.

С момента прославления в 2000 году Церковью Собора святых новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, таинственно началась новая эпоха в русской истории. Эта эпоха православно-национального возрождения России. И мы верим, что из Церкви св. новомучеников и исповедников духовно родится и выйдет новая, обновленная православная и национальная Россия.


Примечания

1 Душенов К. Не мир, но меч. СПб., 2006. С. 240.

2 Там же. С. 234–235.

3 «Мы — новые опричники» // Газета «Русский меч». С. 5.

4 Мережковский Д. Не мир, но меч. М., 2000. С. 477.

5 Душенов К. Не мир, но меч. С. 241, 264.

6 Русь Православная. 2004. № 9/10. С. 4.

7 Диакон Андрей Кураев. Искушение, которое приходит справа. М., 2005. С.  4.

8 Благодатный Огонь. 2006. № 15. С. 42.

9 Там же. С. 37.

10 Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. Т. 3. М., 1994. С. 558.

11 Махнач В. Параметры христианской политики. М., 2000. С. 27.

12Свщмч. Иларион Троицкий. Без церкви нет спасения. М., 2001. С.  562.

 


 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

25.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине