Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Игумен-обличитель. О мнениях игумена Петра (Мещеринова)

Роман ВЕРШИЛЛО


На протяжении последних лет большой интерес вызывают сочинения и отдельные высказывания игумена Петра (Мещеринова), руководителя Миссионерского молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре. Вокруг мнений о. Петра не утихают споры, к чему он сам прилагает значительные усилия.

О. Петр настаивает всего лишь на нескольких вещах.

Во-первых, в центре церковной жизни должна стоять личность, и только личность. Из этого следует, что отдельный христианин находится в неразрешимом конфликте со всяким народом, обществом и государством.

Во-вторых, о. Петр призывает отличать суть христианства от ее конкретного выражения в Писании и Церковном Предании. Он намерен следовать только чистым Евангельским принципам, отвергая все то внешнее и историческое, что он находит в учении Церкви.

Эти два положения складываются у о. Петра в по-своему цельную систему, поскольку 1) либерализм (свобода личности от государства) и 2) модернизм (отрицание исторического христианства) хорошо сочетаются друг с другом.

Следуя либеральной догме, игумен Петр с механической последовательностью уничтожает все, что поднимается над уровнем отдельного частного человека. Он приходит к тотальному осуждению русской национальной культуры (во всяком случае, допетровской), русского государства, нравственного и духовного состояния русского народа на протяжении всей его истории. Самые резкие обличения о. Петр выдвигает против Русской Православной Церкви.

Сколько можно судить по его сочинениям, о. Петр непрерывно испытывает радость освобождения и хочет разделить ее с нами. Освобождение это, впрочем, не полное, поскольку о. Петр признает, что христианин находится все же в каких-то взаимных отношениях с Церковью, государством, народом и обществом. Но он чрезвычайно упрощает себе задачу, признавая в качестве нормы лишь непрерывную борьбу и вражду со всем, что человека окружает.

Истина же такова: Церковь воинствующая состоит не только из святых, но и из кающихся грешников. Но это не превращает Святую Церковь в ее противоположность – «церковь лукавнующих». Нечто похожее можно сказать и о ненавистных о.Петру государстве и человеческом обществе. Государство, как основанное на принципе справедливости, может исчезнуть, но никогда не превратится в полную свою противоположность. И общество человеческое, пока оно основано на началах солидарности, не перестает быть самим собой. И, напротив, стоит исчезнуть этим принципам, на месте государства появляется антигосударство (в конечном счете — государство антихриста), а в обществе начинается либеральная «война всех против всех».

Как может о. Петр служить в Русской Церкви и жить в России при таких взглядах, когда Церковь якобы не совпадает с Евангельским идеалом, а Россия принципиально враждебна любой личности? Вот тут ему на помощь приходит богословский модернизм, поскольку о. Петр неизменно отличает историческую наличность — то есть саму Русскую Церковь— от высокой сути христианства, его оснований и принципов. Он лишь физически находится в России и в Русской Церкви, на самом деле он является идеальным носителем «принципов».

 Чтобы доказать отличие евангельского идеала от церковной действительности, о. Петр выдвигает в адрес Русской Православной Церкви грубые и чрезвычайно уничижительные упреки.

«Сегодняшняя церковная жизнь чаще всего явочным порядком предлагает иную, и весьма своеобразную, катехизацию. Она основывается на четырёх “столпах”: традиционализм и национализм; ностальгический монархизм; внешняя дисциплинарность; кликушество разного рода» [1].

«Молодой человек, пришедший в Церковь к Богу, обнаруживает, что на самом деле Христос и Его заповеди церковным людям не особо-то и нужен, а нужны им совершенно другие вещи... отчего часто происходит разочарование в Православии, и молодежь из Церкви уходит» [1] .

«Благовествование Христа и спасения в Нем, как сути Церкви, нередко подменяется проповедью внешней церковности. В основе этого лежит мысль привести человека к Богу через обряд, причем последний может восприниматься с известной долей магизма. По образному выражению одного батюшки, мы склонны проповедывать купола и колокола, а не Христа и нравственную жизнь» [2]. Здесь о. Петр для убедительности решил сослаться на авторитет: «один батюшка сказал».

«Две подмены — Христа обрядом и Церкви национализмом — являются основной причиной, по которой значительный успех у молодежи имеет протестантизм» [2] .

О. Петр приводит слова какого-то юного протестанта: «Я два года ходил по московским храмам и слушал проповеди. И в 90% проповедей я не слышал ничего о Христе и Евангелии. А у протестантов хоть как-то об этом говорят». О. Петр поправляет своего собеседника: «Конечно, я думаю, что 90% — это явное преувеличение, но при всем преувеличении упрек этого юноши нельзя не признать обоснованным» [2].

«У нас плохо получается говорить о Христе Спасителе, о христианской нравственности и подлинной церковности; да и примеры этого мы слабо собою являем. Мы способны предложить людям по большей части лишь византийскую оболочку Церкви и всякие схемы, а не Живого Христа. Если наша Русская поместная Церковь не освободится от имперской охранительной византийской идеологии, то будущее ее тревожно: она совсем перестанет восприниматься нашими соотечественниками в качестве полного выражения Христовой истины» [3].

Аскетический опыт Церкви, «как и многое в церковной действительности, часто преувеличен, искажен, формализирован, часто в практическом осуществлении приносит живого человека в жертву “схеме” абстрактной... это – искажение Церковного духа» [4].

Проще всего было бы сказать, что все это клевета и ложь. Так оно и есть. Но в выпадах игумена Петра против Церкви скрыта еще большая ложь – против Евангельской истины и любви.

«Вот мы от лица Церкви бросаем те или иные призывы — а дальше что? Господь поможет? – богохульно вопрошает о. игумен. — Все проблемы, материальные и социальные, чудесным образом разрешатся? К сожалению, чудеса совершаются в Церкви независимо от социального заказа и далеко не в массовом порядке... А в результате Церковь может выглядеть довольно безответственной, в том числе и перед чиновниками» [5]. Перед чиновниками, стало быть, стыдно...

В статье «Владимир Соловьев и “соблюдающий игумен”» В.Семенко удивляется тому, что о. Петр не спорит с конкретными своими противниками, не указывает авторов тех слов, которые критикует. Но удивляться тут нечему: о. Петр осуждает церковную действительность в принципе и во всей ее полноте. Он ощущает себя агентом, который одним своим присутствием в Церкви разрушает ее «исторические формы». И с этим приходится согласиться.

 На мрачном церковном фоне автобиографические заметки о. Петра выделяются светлым пятном. Он выше всякого, по его выражению, «антуража»: «Меня отталкивала архаика, бороды, странные облачения, кадило с дымом и прочее. Но мудрый Дух привел меня к Таинствам Церкви помимо всего этого антуража» [4].  «Вся моя жизнь посвящена Богу. Говорю это, не хвалясь, но чтобы вы поверили свидетельству моему. Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне» [4]. «Я знаком со Св. Духом» [4].

Понятно, что не может быть мира, или даже временного перемирия, между верой Церкви и «знанием» о. Петра. Человек, который говорит, что знает, несовместим с Церковью, которая верует в Духа Святаго, Господа Животворящего. Однако «знание» о. Петра — какое-то необычное. О.Петр пишет, что «знает» Святаго Духа, что Святой Дух в нем пребывает, Им он «ежесекундно взывает» «Авва, Отче!».

О. Петр догматизирует, и догматизирует произвольно: «Но это не все, что я мог бы сказать про Святого Духа. Еще вот: Он чужд экзальтации, тусовочности, примитивного “попсового” аффектированного выражения эмоций. Он – Дух мудрости, порядка, устройства (1 Кор. 14:33), совершенства, полноты, я бы сказал – подлинной культуры» [4]. Кажется, что перед нами какая-то оптическая иллюзия, фата-моргана: неужели православный человек считает нужным указывать, что Господь Бог чужд «тусовочности и попсового выражения эмоций»?

После этого мы позволим себе усомниться в истинности слов о. Пет­ра: «Когда я сравниваю свой опыт получения Святого Духа с тем, что содержит в качестве Св. Предания Православная Церковь, я вижу полное совпадение. Мой опыт жизни со Святым Духом подтверждает то, что об этом говорит Церковь на протяжении 2000 лет своего существования» [4]. Не поверим мы этим словам с полным на то основанием: он не знает, что такое благодать, ибо ложно учит: «Принимается Дух даром и просто. Но вот, по принятии, удержать в себе Духа, сделать Его неотъемлемым своим достоянием – это уже не просто и не легко».

Не только «не просто и не легко», а, по учению Церкви, вовсе невозможно. Св. Григорий Палама учит, вместе со св. Максимом Исповедником: «Благодать обожения совершенно неудержима, не имея в природном никакой способности для своего принятия; иначе она не благодать вовсе, а проявление энергии природной способности, и если обоживание совершается действием природной способности, пригодной для его восприятия, в происходящем не будет ничего неожиданного; тогда обоживание явно будет делом природы, но не божественным даром, и испытавший его сможет и по природе становиться Богом и в прямом смысле называться таковым, потому что природная способность всего сущего как раз и состоит в непрестанном восхождении природы к действительности, энергии» [6].

Тот, кто «сделал благодать своим неотъемлемым достоянием», стал бы Богом по природе. И мы должны были бы молиться святому человеку в прямом смысле как Богу, а не просить святого о небесном заступничестве пред Богом.

Согласно учению Церкви, обожение — «все же состояние, хотя и не природное; и оно неудержимо не только как сверхприродное, но и как состояние; ибо как состоянию удержать опять же состояние? Сущность же Божия неудержима не как состояние, но потому что возвышается за пределами даже сверхприродных состояний. И начало обожения по-своему и соразмерно приобщено всем; а Божия сущность превознесена даже над всем приобщаемым» [7].

Дерзко противореча христианскому вероучению, о. Петр продолжает учить «о совместном усилии человека и Бога, о пути спасения, об опыте стяжания Святого Духа как неотъемлемого своего достояния, или, иными словами говоря, об очищении души от страстей» [4]. Да знает ли он о Божественном Всемогуществе? Если знает, то о каком «усилии» Бога ведет речь? И как смеет после этого говорить, что его «опыт совершенно совпал с опытом Церкви»?

О. Петр догматизирует, исходя от себя самого: «Не буду вдаваться в богословские изыскания, а засвидетельствую то, что знаю о Нем сам» [4]. И это не просто отрицание или искажение христианской догматики, это именно «моя догматика», поскольку дальше о. Петр выдвигает чисто догматические положения.

Истинное учение Церкви для него «так или иначе, индивидуально, для всех в разной мере» [4]. Он говорит о «самостоятельном погружении в глубины богословия» [8], когда «формы Св. Предания... должны быть индивидуально осмыслены и приложены к себе самим христианином» [2].

О. Петр не излагает ни христианского, ни даже своего собственного вероучения, а произвольно импровизирует каждый раз по-разному. Он непрестанно себе противоречит, поскольку опирается только на себя, а сам не опирается ни на что.

О. Петр обращает упреки только вовне: «Очень мало людей самостоятельно могут погрузиться в глубины богословия и уяснить для себя подлинный смысл, который вкладывает Церковь Христова в Таинство брака и в повседневную жизнь христианской семьи. Большинство получают образец и идеал христианского существования в наличной церковной действительности» [8].

Наличная церковная действительность непременно включает в себя Священное Писание и основные учительные книги Церкви. Плохо ли, что большинство получает из них образец и идеал христианства? Так ли уж трудно постижим подлинный смысл, который содержится в Писании или, например, в Катехизисе?

С другой стороны, мы готовы принять заявление о. Петра в качестве самокритики. Про него самого, действительно, не скажешь, что он уяснил «подлинный смысл, который вкладывает Церковь Христова в Таинство брака». Он осуждает церковное сознание, которое «продолжает считать, что невенчанный брак не есть брак, а просто сожитие; ну, в лучшем случае, “недо-брак”. Проблемы этого рода нужно обсудить» [8].

Впрочем, с его точки зрения, никакого подлинного смысла Таинства не знает и сама Церковь. Он пишет все в той же статье о «практической неразработанности православного учения о браке», и это при том, что он вообще отрицает семью, как нечто имеющее практическую цель [8].

Мы не хотели бы произносить грубых слов, но, честное слово, о. Петр напомнил нам тех, кто, желая быть законоучителями, не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 7).

Вдумаемся в сказанное им: «Семья должна жить в свободе, поскольку она живой организм, решающий не только церковные задачи, но и свои собственные. Семья не инструмент, как писал протопресвитер Александр Шмеман: “Семья не имеет «цели», она не «прагматична». Она источник, она  — та жизнь, из которой вырастают цели”» [8]. Так имеет ли семья свои цели, или она, согласно о. Шмеману, не прагматична? Если не прагматична, то не нужна ей никакая свобода, и никакие задачи — ни церковные, ни свои, ни какие-либо еще — она решать не может. Согласно о. А. Шмеману, цели могут быть только у личности, но не у семьи. Это неверно, но, по крайней мере, понятно. А что утверждает о. Петр? Понимает ли он сам им написанное?

О. Петр выдвигает следующее положение, которое мы должны принять на веру: «Православная Церковь — это не иконы, “старцы”, батюшки на мерседесах, и проч., или что-то иное, внешнее» [4].

Беда не в том, что это ненужная резкость. Беда в том, что это наглая ложь. Иконы, старцы и батюшки, — «внешнее» только по отношению к самозамкнутому «Я» солипсиста. После чего нелишне спросить: верит ли о. Петр в существование окружающего мира, или для него это морок, обманчивые видения?

 На место христианской Истины ставится «моя личная догматика», что влечет за собой целый ряд последствий. Человек освобождается от обязанности следовать истине, которая была бы принудительна для него. Он свободен и от ответственности за свои слова. Поэтому наш автор противоречит не только истине, но и самому себе. В результате с ним невозможно (и не нужно) спорить.

Вот он учит: «Православие предлагает людям громоздкую строгую внешнюю дисциплину православной жизни. Должно же быть иначе. Наша задача подготовить человека к Таинству так, чтобы оно было семенем, брошенным на подготовленную и удобренную почву. У нас же Таинства крещения и венчания являются большей частью семенем, брошенным на замусоренную и заросшую землю, и мы оправдываем себя и говорим человеку: мол, молись, постись и очищай землю, и тогда семя Таинства взойдет» [8].

В статье «О Святом Духе» наш противоречивый автор написал именно те слова, которые теперь порицает: «Таинства можно уподобить семени, залогу, заданию, — а человек сам должен потрудиться над взращиванием семени, выкупом залога, исполнением задания. Об этом, о долгом “прорастании” Духа в нас, говорит Господь в притчах о Царствии Божием (Мф. гл. 13)».

О. Петр кощунственно призывает «не превращать причастие ребенка в еженедельную магическую операцию, при том, что часто в семьях нет той среды, в которой принятое Таинство может принести действительный плод» [8].

Но сам же он это и предлагал! И даже написал по этому поводу громадную статью «О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин» [9]. Там он никак не оговаривал, что постоянно и непрестанно приступать к Причастию могут только те, кто живет в христианских семьях, где Таинство может принести плод. В той своей статье он утверждал, что нельзя смущаться собственным недостоинством, что даже священник не может выступать судьей о том, кто достоин причащаться, а кто нет. Там он утверждал, что в Древней Церкви «существовала строгая логическая цепочка: человек крестился (вступал в Церковь) для того, чтобы причащаться, исполняя завет Христа». Все это к младенцам не относится?

После сопоставления сказанного о неустанном Причащении и о Причащении младенцев мы недоумеваем: то ли о. Петр считает детей не истинными христианами, то ли вообще не людьми?

О. Петр якобы против обличительной проповеди: «Наша проповедь должна носить положительный характер и быть, прежде всего, Христоцентричной» [2]. Но ведь его собственные сочинения до отказа переполнены бесконечными филиппиками в адрес России, Российской империи, Русской Церкви, русского народа, русской культуры.

О. Петр разоблачает себя как лицемера, когда указывает России в качестве образца Запад, его государства, общественную жизнь и культуру. Ведь если народ, государство и общество всегда враждебны личности, то и на Западе тоже. Но нет: для нашего автора Запад – колыбель христианской цивилизации, а в России – что! – всего лишь храмовое искусство:

«Следует проводить дифференциацию между храмовым искусством и культурой как таковой. Русское церковное искусство достигло мировых высот в храмоздательстве, иконописи, богослужебном пении. Но вне храмовой сферы жизни серьезно говорить о культуре можно лишь с периода правления Петра I. Типичное, умиляющее многих положение вещей — прекрасный каменный храм и утопающее в грязи село — свидетельствует не только о том, что русские люди все самое лучшее отдавали храму, но и о том, что церковная красота не переплавлялась в должной мере в бытовую культуру. Литература, живопись, музыка, наука и все то, что ассоциируется у людей собственно с культурой, имеет на Руси западное происхождение» [10].

Во-первых, почему храмовая живопись, скульптура, архитектура, музыка выводятся о. Петром так резко за пределы культуры русского народа? Чем он может это обосновать? Всем известно, что в Древней Руси богослужение занимало огромное место в жизни человека. Мы не говорим уже об архитектуре, которая была видна всем слоям общества: София Киевская, София Новгородская, храм Покрова на Нерли неужели не оказывали никакого влияния на культуру русского народа?

Надо быть очень нелюбопытным человеком, чтобы не знать, что Восточное христианство всегда отличалось от Западного именно личным домашним благочестием. Повседневный быт православного византийца, болгарина, русского, серба был наполнен христианскими изображениями, текстами, символами. На Запад предметы домашнего благочестия проникли в массе своей только после разграбления Константинополя крестоносцами.

О. Петр не удовлетворился бы никаким уровнем развития русской культуры, поскольку считает, что христианство принципиально несовместимо с любым народным бытом, любым государственным и общественным устройством. Западная либеральная демократия привлекательна для единомышленников о. Петра только в одном отношении: она позволяет находиться в оппозиции без опасения быть репрессированным со стороны государства или быть извергнутым из общества.

И если при этом нам ставится в пример именно Запад, это лишь намеренная непоследовательность, вызванная ощущением, что в борьбе с Россией Запад якобы оказывается союзником христианства.

 Для резких и одновременно туманных обвинений в адрес Церкви отец  Петр выдвигает и чисто философские положения, когда усматривает различие и конфликт между формой и содержанием христианского Предания.

«Когда мы говорим о Священном Предании, необходимо, по мысли В.Н. Лосского, различать само Предание и его формы. Священное предание есть живая жизнь Святого Духа в Церкви; формы же Предания складываются исторически, выявляя эту жизнь Духа в тех или иных церковных явлениях. Принятие Священного Предания, в этом контексте, означает войти в опыт Церкви, “подключиться” к нему. Это возможно, как я уже говорил, только при условии свободной и ответственной личной нравственной христианской жизни. Формы же Св. Предания указывают рамки, направления, способы, опыт этой внутренней деятельности; но сами по себе эти формы не являются “автоматически” духовными. Они должны быть индивидуально осмыслены и приложены к себе самим христианином.

Наша основная ошибка заключается в том, что для нас исторические формы Предания становятся важнее самого Предания. Когда это происходит, тогда Предание лишается жизни, превращается в упомянутую выше “схему”, в набор правил, постановлений, запретов, раз и навсегда определенных способов аскетического поведения и т.д.» [2].

В этих по виду неброских словах скрывается настоящая революция. Вдумаемся: о. Петр указывает на фундаментальное противоречие между вечным христианским учением и его преходящими формами, от которых мы должны избавляться каждый индивидуально, своим личным усилием. При этом о. Петр не различает верные формы Предания (то есть основанные на Писании) от случайных, то есть не основанных, и от неверных, то есть Писанию противоречащих. Все, что отошло в прошлое, уже по одному этому признается чуждым сути христианства.

О. Петр не верит, что святоотеческое Предание верно излагает христианское учение, а поэтому утверждает историческую условность этого Предания. Для него это преходящая ценность.

Если рассуждать чисто метафизически, то форма не совпадает с содержанием. Но о. Петр с пафосом провозглашает: это форма, видимость! Не сущность, не реальность! «Форма в Церкви — лишь “обряжение” жизни Духа; нет Духа — бесполезны формы» [11].

Он стремится поселить в души читателей шизофреническое сомнение, когда предупреждает об опасности принять Предание за его формы. Полноте! Да существует ли такая проблема вообще, и здесь ли она коренится? Кто путает стол и слово «стол»? Как это возможно, если мы не в сумасшедшем доме?

О. Петр призывает к тому, чтобы при чтении Святых Отцов мы каждый раз имели в виду, что перед нами видимость, оболочка, а не суть христианства. Такое двоемыслие, родом прямо из «Алисы в Зазеркалье», столь же противоестественно, как каждый раз напоминать самому себе: «Стол только называется “столом”, а на самом деле...»

О. Петр критикует «жизнь по Св. Отцам»: «Это именно строевой казарменный подход: все должны жить и мыслить только так и никак иначе» [11]. Надо жить благочестиво и мыслить правильно, а в казарме или нет — это не существенно. А для либерала, напротив, — важно мыслить по-своему, а верно или не верно, не так уж важно.

Корпус писаний Св. Отцов о. Петр именует «необъятным и, бывает, противоречивым» [11]. Он учит: «Св. отцы писали каждый про себя, про свой путь к Богу, про свой опыт стяжания Святого Духа в своей жизненной ситуации. А нам нужно, внимательно изучая их творения, познавать — не формы внешние их жизни, а те принципы, которые облеклись в названные формы, те внутренние расположения, нравственные усилия их душ, которые позволили Духу Святому “прийти и вселитися в них”» [11].

Смелое утверждение! На Вселенских Соборах Отцы писали «каждый про себя»? Св. Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил про себя, про свой путь к Богу? Но святые никогда не проповедовали «мою догматику», в отличие от о. Петра. Они никогда не оглупляли слушателей намеренной противоречивостью и бессмыслицей.

Но о. Петр продолжает выкапывать пропасть между собой и Отцами: «Мы не понесем их подвигов, мы порой даже не понимаем, что они пишут— хотя думаем, что понимаем (обычно внешне, формально). Нужно разделять их высочайший опыт — потребовавший суровейшего подвижничества — и нашу меру, наши силы, наши возможности, наше устроение,— и восприняв святоотеческие принципы, искать именно свой уровень, свою меру христианской жизни» [11].

Неужели тот же св. Иоанн Златоуст говорил непонятно? Непонятно для кого? И, с другой стороны, о. Петр пишет просто глупость: если мы не понимаем Святых Отцов, то как можем воспринять их принципы?

О. Петр обличает: «христианство “расцвечивается” самыми разно­образными вещами, такими, как: видения, знамения, откровения; поездки в поисках прозорливых старцев и стариц; почитание разнообразных источников и прочих “святынек”; высчитывание признаков скорого конца света; создание огромного количества преданий о тех или иных почитаемых святых, и т.д.» [2].

Как же он сам узнал о святых, если не из рассказов о чудесах, видениях и откровениях?

Признаемся, весьма заманчиво было бы отвлечься от конкретных форм и слов и усваивать прямо принципы. Но возможно ли это? Понимает ли о. Петр, какую титаническую и, прямо скажем, невыполнимую задачу он выдвигает? Ведь это все равно, что требовать объяснений через непосредственную передачу мыслей на расстоянии. Мы вообще все усваиваем только через посредство слов, форм и понятий. Само Священное Писание изложено словами, и явно неслучайно, поскольку Всемогущий Бог мог бы и непосредственно перелить принципы в человеческие души. Нет же, Апостолы проповедовали словами, не от человеческой мудрости изученными, но изученными от Духа Святаго (1 Кор. 2, 13).

Воспринять принципы, отвлечься от внешних форм – задача не человеческая, а сверхчеловеческая. Но если понимать эти цели верно, то они с неизменным успехом достигаются в Церкви, только не в отрыве от конкретных слов, не вне форм, а через них, благодаря им. Любому грамотному человеку известно, что слово и форма не скрывают, а раскрывают содержание. Иначе сама грамотность была бы не путем к истине, а обманом и ложью.

Так как же понять принципы Святых Отцов? Поняв ими написанное.

 Отец Петр был бы не прав, даже если бы призывал делать поправку на то, что Отцы писали в другую эпоху, на другом языке. Ведь тогда исчезают все те «чисто духовные» авторитеты, на которых он ссылается. И Вл. Соловьев, и о. Шмеман, и Вл. Лосский, да и сам о. Петр тоже находятся внутри истории. И относительно них мы совершаем ту же самую работу, что и при изучении Святых Отцов. Правда, понять мысль Святых сложно по причине глубины их учения. Но самого о. Петра иногда вовсе невозможно понять из-за бессмысленности того, что он утверждает. А работа и тут и там та же.

Собственные убеждения о. Петра исторически обусловлены и сильно окрашены современными либеральными и анархическими настроениями. А если так, то почему мы должны верить его построениям, а не каким-либо другим?

 Игумен Петр (Мещеринов) — подлинный церковный реформатор и именно потому, что он настаивает на совершенно частном характере обновления Церкви.

Под нескладным ворохом упреков, обличений, саморекламы и самопротиворечий, а самое главное – за негромкими словами о «свободной и ответственной личной нравственной христианской жизни», об «индивидуальном осмыслении и приложении к себе», скрывается радикальное переустройство человека и Церкви.

Возникает новый человек, чьи убеждения более не могут быть проверены ни Писанием, ни Преданием. Диалог с ним невозможен, поскольку любой спор превращается в спор об убеждениях о. Петра, а точнее — лично о нем самом.

Для религиозных воззрений нового реформатора характерно сомнение в существовании реального мира явлений. О. Петр полагает, что вырвался из мира истории в мир виртуальной свободы. Неопределенность и необязательность вносится им внутрь собственного «я», которое отныне окружают повсюду лишь мнимости и личины, формы без содержания и содержание без формы... Это буквально киберпанк под видом Православия.

Да, Церковь состоит из личностей. Но в данном случае мы наблюдаем новое явление: «Церковь из одного человека». Но это уже весьма далеко от истины, а очень близко к солипсизму, который в Церкви еще не проповедовался.

О. Петр проводит чисто разрушительную работу. Несмотря на все призывы следовать Евангельским принципам, он беспощадно расчищает поле для «свободы» частного отдельного человека.

Мы не можем отождествить эту расчистку с христианской деятельностью.


Примечания

1. Игумен Петр (Мещеринов). О современных проблемах катехизации // http://www.cdrm.ru/project/rch-2007/02.htm

2. Игумен Петр (Мещеринов). О повседневном миссионерстве // http://www.cdrm.ru/kerigma/katehiz/petr/oPovsednevMissioner.htm

3. Игумен Петр (Мещеринов). Владимир Соловьев и национальный вопрос // Церковный вестник. 2005. №13–14 (314–315); http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=1513

4. Игумен Петр (Мещеринов). О Святом Духе // http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/teolog/petr/DeklaracoDuhe.htm

5. Игумен Петр (Мещеринов). Быть понятным // Церковный вестник. 2005, № 24 (325); http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1658

6. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. В.Вениаминова. М.: Канон, 1996. Триада 3. Ответ 1. Гл. 26. С. 290

7. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. В.Вениаминова. М.: Канон, 1996. Триада 3. Ответ 1. Гл. 29. С. 293

8. Выступление игумена Петра (Мещеринова) на круглом столе «Семья в современной Церкви» // http://www.cdrm.ru/project/26-04-07/ig-petr.htm

9. Игумен Петр (Мещеринов). О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин // http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1331/

10. Игумен Петр (Мещеринов). Размышления о преподавании ОПК // Церковный вестник. 2007. № 1–2 (350–351); http://tserkov.info/numbers/formation/?ID=2036

11. Игумен Петр (Мещеринов). О неофитстве // 1CH.ru

 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

25.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине