Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Игумен-обличитель. О мнениях игумена Петра (Мещеринова)

Роман ВЕРШИЛЛО


На протяжении последних лет большой интерес вызывают сочинения и отдельные высказывания игумена Петра (Мещеринова), руководителя Миссионерского молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре. Вокруг мнений о. Петра не утихают споры, к чему он сам прилагает значительные усилия.

О. Петр настаивает всего лишь на нескольких вещах.

Во-первых, в центре церковной жизни должна стоять личность, и только личность. Из этого следует, что отдельный христианин находится в неразрешимом конфликте со всяким народом, обществом и государством.

Во-вторых, о. Петр призывает отличать суть христианства от ее конкретного выражения в Писании и Церковном Предании. Он намерен следовать только чистым Евангельским принципам, отвергая все то внешнее и историческое, что он находит в учении Церкви.

Эти два положения складываются у о. Петра в по-своему цельную систему, поскольку 1) либерализм (свобода личности от государства) и 2) модернизм (отрицание исторического христианства) хорошо сочетаются друг с другом.

Следуя либеральной догме, игумен Петр с механической последовательностью уничтожает все, что поднимается над уровнем отдельного частного человека. Он приходит к тотальному осуждению русской национальной культуры (во всяком случае, допетровской), русского государства, нравственного и духовного состояния русского народа на протяжении всей его истории. Самые резкие обличения о. Петр выдвигает против Русской Православной Церкви.

Сколько можно судить по его сочинениям, о. Петр непрерывно испытывает радость освобождения и хочет разделить ее с нами. Освобождение это, впрочем, не полное, поскольку о. Петр признает, что христианин находится все же в каких-то взаимных отношениях с Церковью, государством, народом и обществом. Но он чрезвычайно упрощает себе задачу, признавая в качестве нормы лишь непрерывную борьбу и вражду со всем, что человека окружает.

Истина же такова: Церковь воинствующая состоит не только из святых, но и из кающихся грешников. Но это не превращает Святую Церковь в ее противоположность – «церковь лукавнующих». Нечто похожее можно сказать и о ненавистных о.Петру государстве и человеческом обществе. Государство, как основанное на принципе справедливости, может исчезнуть, но никогда не превратится в полную свою противоположность. И общество человеческое, пока оно основано на началах солидарности, не перестает быть самим собой. И, напротив, стоит исчезнуть этим принципам, на месте государства появляется антигосударство (в конечном счете — государство антихриста), а в обществе начинается либеральная «война всех против всех».

Как может о. Петр служить в Русской Церкви и жить в России при таких взглядах, когда Церковь якобы не совпадает с Евангельским идеалом, а Россия принципиально враждебна любой личности? Вот тут ему на помощь приходит богословский модернизм, поскольку о. Петр неизменно отличает историческую наличность — то есть саму Русскую Церковь— от высокой сути христианства, его оснований и принципов. Он лишь физически находится в России и в Русской Церкви, на самом деле он является идеальным носителем «принципов».

 Чтобы доказать отличие евангельского идеала от церковной действительности, о. Петр выдвигает в адрес Русской Православной Церкви грубые и чрезвычайно уничижительные упреки.

«Сегодняшняя церковная жизнь чаще всего явочным порядком предлагает иную, и весьма своеобразную, катехизацию. Она основывается на четырёх “столпах”: традиционализм и национализм; ностальгический монархизм; внешняя дисциплинарность; кликушество разного рода» [1].

«Молодой человек, пришедший в Церковь к Богу, обнаруживает, что на самом деле Христос и Его заповеди церковным людям не особо-то и нужен, а нужны им совершенно другие вещи... отчего часто происходит разочарование в Православии, и молодежь из Церкви уходит» [1] .

«Благовествование Христа и спасения в Нем, как сути Церкви, нередко подменяется проповедью внешней церковности. В основе этого лежит мысль привести человека к Богу через обряд, причем последний может восприниматься с известной долей магизма. По образному выражению одного батюшки, мы склонны проповедывать купола и колокола, а не Христа и нравственную жизнь» [2]. Здесь о. Петр для убедительности решил сослаться на авторитет: «один батюшка сказал».

«Две подмены — Христа обрядом и Церкви национализмом — являются основной причиной, по которой значительный успех у молодежи имеет протестантизм» [2] .

О. Петр приводит слова какого-то юного протестанта: «Я два года ходил по московским храмам и слушал проповеди. И в 90% проповедей я не слышал ничего о Христе и Евангелии. А у протестантов хоть как-то об этом говорят». О. Петр поправляет своего собеседника: «Конечно, я думаю, что 90% — это явное преувеличение, но при всем преувеличении упрек этого юноши нельзя не признать обоснованным» [2].

«У нас плохо получается говорить о Христе Спасителе, о христианской нравственности и подлинной церковности; да и примеры этого мы слабо собою являем. Мы способны предложить людям по большей части лишь византийскую оболочку Церкви и всякие схемы, а не Живого Христа. Если наша Русская поместная Церковь не освободится от имперской охранительной византийской идеологии, то будущее ее тревожно: она совсем перестанет восприниматься нашими соотечественниками в качестве полного выражения Христовой истины» [3].

Аскетический опыт Церкви, «как и многое в церковной действительности, часто преувеличен, искажен, формализирован, часто в практическом осуществлении приносит живого человека в жертву “схеме” абстрактной... это – искажение Церковного духа» [4].

Проще всего было бы сказать, что все это клевета и ложь. Так оно и есть. Но в выпадах игумена Петра против Церкви скрыта еще большая ложь – против Евангельской истины и любви.

«Вот мы от лица Церкви бросаем те или иные призывы — а дальше что? Господь поможет? – богохульно вопрошает о. игумен. — Все проблемы, материальные и социальные, чудесным образом разрешатся? К сожалению, чудеса совершаются в Церкви независимо от социального заказа и далеко не в массовом порядке... А в результате Церковь может выглядеть довольно безответственной, в том числе и перед чиновниками» [5]. Перед чиновниками, стало быть, стыдно...

В статье «Владимир Соловьев и “соблюдающий игумен”» В.Семенко удивляется тому, что о. Петр не спорит с конкретными своими противниками, не указывает авторов тех слов, которые критикует. Но удивляться тут нечему: о. Петр осуждает церковную действительность в принципе и во всей ее полноте. Он ощущает себя агентом, который одним своим присутствием в Церкви разрушает ее «исторические формы». И с этим приходится согласиться.

 На мрачном церковном фоне автобиографические заметки о. Петра выделяются светлым пятном. Он выше всякого, по его выражению, «антуража»: «Меня отталкивала архаика, бороды, странные облачения, кадило с дымом и прочее. Но мудрый Дух привел меня к Таинствам Церкви помимо всего этого антуража» [4].  «Вся моя жизнь посвящена Богу. Говорю это, не хвалясь, но чтобы вы поверили свидетельству моему. Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне» [4]. «Я знаком со Св. Духом» [4].

Понятно, что не может быть мира, или даже временного перемирия, между верой Церкви и «знанием» о. Петра. Человек, который говорит, что знает, несовместим с Церковью, которая верует в Духа Святаго, Господа Животворящего. Однако «знание» о. Петра — какое-то необычное. О.Петр пишет, что «знает» Святаго Духа, что Святой Дух в нем пребывает, Им он «ежесекундно взывает» «Авва, Отче!».

О. Петр догматизирует, и догматизирует произвольно: «Но это не все, что я мог бы сказать про Святого Духа. Еще вот: Он чужд экзальтации, тусовочности, примитивного “попсового” аффектированного выражения эмоций. Он – Дух мудрости, порядка, устройства (1 Кор. 14:33), совершенства, полноты, я бы сказал – подлинной культуры» [4]. Кажется, что перед нами какая-то оптическая иллюзия, фата-моргана: неужели православный человек считает нужным указывать, что Господь Бог чужд «тусовочности и попсового выражения эмоций»?

После этого мы позволим себе усомниться в истинности слов о. Пет­ра: «Когда я сравниваю свой опыт получения Святого Духа с тем, что содержит в качестве Св. Предания Православная Церковь, я вижу полное совпадение. Мой опыт жизни со Святым Духом подтверждает то, что об этом говорит Церковь на протяжении 2000 лет своего существования» [4]. Не поверим мы этим словам с полным на то основанием: он не знает, что такое благодать, ибо ложно учит: «Принимается Дух даром и просто. Но вот, по принятии, удержать в себе Духа, сделать Его неотъемлемым своим достоянием – это уже не просто и не легко».

Не только «не просто и не легко», а, по учению Церкви, вовсе невозможно. Св. Григорий Палама учит, вместе со св. Максимом Исповедником: «Благодать обожения совершенно неудержима, не имея в природном никакой способности для своего принятия; иначе она не благодать вовсе, а проявление энергии природной способности, и если обоживание совершается действием природной способности, пригодной для его восприятия, в происходящем не будет ничего неожиданного; тогда обоживание явно будет делом природы, но не божественным даром, и испытавший его сможет и по природе становиться Богом и в прямом смысле называться таковым, потому что природная способность всего сущего как раз и состоит в непрестанном восхождении природы к действительности, энергии» [6].

Тот, кто «сделал благодать своим неотъемлемым достоянием», стал бы Богом по природе. И мы должны были бы молиться святому человеку в прямом смысле как Богу, а не просить святого о небесном заступничестве пред Богом.

Согласно учению Церкви, обожение — «все же состояние, хотя и не природное; и оно неудержимо не только как сверхприродное, но и как состояние; ибо как состоянию удержать опять же состояние? Сущность же Божия неудержима не как состояние, но потому что возвышается за пределами даже сверхприродных состояний. И начало обожения по-своему и соразмерно приобщено всем; а Божия сущность превознесена даже над всем приобщаемым» [7].

Дерзко противореча христианскому вероучению, о. Петр продолжает учить «о совместном усилии человека и Бога, о пути спасения, об опыте стяжания Святого Духа как неотъемлемого своего достояния, или, иными словами говоря, об очищении души от страстей» [4]. Да знает ли он о Божественном Всемогуществе? Если знает, то о каком «усилии» Бога ведет речь? И как смеет после этого говорить, что его «опыт совершенно совпал с опытом Церкви»?

О. Петр догматизирует, исходя от себя самого: «Не буду вдаваться в богословские изыскания, а засвидетельствую то, что знаю о Нем сам» [4]. И это не просто отрицание или искажение христианской догматики, это именно «моя догматика», поскольку дальше о. Петр выдвигает чисто догматические положения.

Истинное учение Церкви для него «так или иначе, индивидуально, для всех в разной мере» [4]. Он говорит о «самостоятельном погружении в глубины богословия» [8], когда «формы Св. Предания... должны быть индивидуально осмыслены и приложены к себе самим христианином» [2].

О. Петр не излагает ни христианского, ни даже своего собственного вероучения, а произвольно импровизирует каждый раз по-разному. Он непрестанно себе противоречит, поскольку опирается только на себя, а сам не опирается ни на что.

О. Петр обращает упреки только вовне: «Очень мало людей самостоятельно могут погрузиться в глубины богословия и уяснить для себя подлинный смысл, который вкладывает Церковь Христова в Таинство брака и в повседневную жизнь христианской семьи. Большинство получают образец и идеал христианского существования в наличной церковной действительности» [8].

Наличная церковная действительность непременно включает в себя Священное Писание и основные учительные книги Церкви. Плохо ли, что большинство получает из них образец и идеал христианства? Так ли уж трудно постижим подлинный смысл, который содержится в Писании или, например, в Катехизисе?

С другой стороны, мы готовы принять заявление о. Петра в качестве самокритики. Про него самого, действительно, не скажешь, что он уяснил «подлинный смысл, который вкладывает Церковь Христова в Таинство брака». Он осуждает церковное сознание, которое «продолжает считать, что невенчанный брак не есть брак, а просто сожитие; ну, в лучшем случае, “недо-брак”. Проблемы этого рода нужно обсудить» [8].

Впрочем, с его точки зрения, никакого подлинного смысла Таинства не знает и сама Церковь. Он пишет все в той же статье о «практической неразработанности православного учения о браке», и это при том, что он вообще отрицает семью, как нечто имеющее практическую цель [8].

Мы не хотели бы произносить грубых слов, но, честное слово, о. Петр напомнил нам тех, кто, желая быть законоучителями, не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 7).

Вдумаемся в сказанное им: «Семья должна жить в свободе, поскольку она живой организм, решающий не только церковные задачи, но и свои собственные. Семья не инструмент, как писал протопресвитер Александр Шмеман: “Семья не имеет «цели», она не «прагматична». Она источник, она  — та жизнь, из которой вырастают цели”» [8]. Так имеет ли семья свои цели, или она, согласно о. Шмеману, не прагматична? Если не прагматична, то не нужна ей никакая свобода, и никакие задачи — ни церковные, ни свои, ни какие-либо еще — она решать не может. Согласно о. А. Шмеману, цели могут быть только у личности, но не у семьи. Это неверно, но, по крайней мере, понятно. А что утверждает о. Петр? Понимает ли он сам им написанное?

О. Петр выдвигает следующее положение, которое мы должны принять на веру: «Православная Церковь — это не иконы, “старцы”, батюшки на мерседесах, и проч., или что-то иное, внешнее» [4].

Беда не в том, что это ненужная резкость. Беда в том, что это наглая ложь. Иконы, старцы и батюшки, — «внешнее» только по отношению к самозамкнутому «Я» солипсиста. После чего нелишне спросить: верит ли о. Петр в существование окружающего мира, или для него это морок, обманчивые видения?

 На место христианской Истины ставится «моя личная догматика», что влечет за собой целый ряд последствий. Человек освобождается от обязанности следовать истине, которая была бы принудительна для него. Он свободен и от ответственности за свои слова. Поэтому наш автор противоречит не только истине, но и самому себе. В результате с ним невозможно (и не нужно) спорить.

Вот он учит: «Православие предлагает людям громоздкую строгую внешнюю дисциплину православной жизни. Должно же быть иначе. Наша задача подготовить человека к Таинству так, чтобы оно было семенем, брошенным на подготовленную и удобренную почву. У нас же Таинства крещения и венчания являются большей частью семенем, брошенным на замусоренную и заросшую землю, и мы оправдываем себя и говорим человеку: мол, молись, постись и очищай землю, и тогда семя Таинства взойдет» [8].

В статье «О Святом Духе» наш противоречивый автор написал именно те слова, которые теперь порицает: «Таинства можно уподобить семени, залогу, заданию, — а человек сам должен потрудиться над взращиванием семени, выкупом залога, исполнением задания. Об этом, о долгом “прорастании” Духа в нас, говорит Господь в притчах о Царствии Божием (Мф. гл. 13)».

О. Петр кощунственно призывает «не превращать причастие ребенка в еженедельную магическую операцию, при том, что часто в семьях нет той среды, в которой принятое Таинство может принести действительный плод» [8].

Но сам же он это и предлагал! И даже написал по этому поводу громадную статью «О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин» [9]. Там он никак не оговаривал, что постоянно и непрестанно приступать к Причастию могут только те, кто живет в христианских семьях, где Таинство может принести плод. В той своей статье он утверждал, что нельзя смущаться собственным недостоинством, что даже священник не может выступать судьей о том, кто достоин причащаться, а кто нет. Там он утверждал, что в Древней Церкви «существовала строгая логическая цепочка: человек крестился (вступал в Церковь) для того, чтобы причащаться, исполняя завет Христа». Все это к младенцам не относится?

После сопоставления сказанного о неустанном Причащении и о Причащении младенцев мы недоумеваем: то ли о. Петр считает детей не истинными христианами, то ли вообще не людьми?

О. Петр якобы против обличительной проповеди: «Наша проповедь должна носить положительный характер и быть, прежде всего, Христоцентричной» [2]. Но ведь его собственные сочинения до отказа переполнены бесконечными филиппиками в адрес России, Российской империи, Русской Церкви, русского народа, русской культуры.

О. Петр разоблачает себя как лицемера, когда указывает России в качестве образца Запад, его государства, общественную жизнь и культуру. Ведь если народ, государство и общество всегда враждебны личности, то и на Западе тоже. Но нет: для нашего автора Запад – колыбель христианской цивилизации, а в России – что! – всего лишь храмовое искусство:

«Следует проводить дифференциацию между храмовым искусством и культурой как таковой. Русское церковное искусство достигло мировых высот в храмоздательстве, иконописи, богослужебном пении. Но вне храмовой сферы жизни серьезно говорить о культуре можно лишь с периода правления Петра I. Типичное, умиляющее многих положение вещей — прекрасный каменный храм и утопающее в грязи село — свидетельствует не только о том, что русские люди все самое лучшее отдавали храму, но и о том, что церковная красота не переплавлялась в должной мере в бытовую культуру. Литература, живопись, музыка, наука и все то, что ассоциируется у людей собственно с культурой, имеет на Руси западное происхождение» [10].

Во-первых, почему храмовая живопись, скульптура, архитектура, музыка выводятся о. Петром так резко за пределы культуры русского народа? Чем он может это обосновать? Всем известно, что в Древней Руси богослужение занимало огромное место в жизни человека. Мы не говорим уже об архитектуре, которая была видна всем слоям общества: София Киевская, София Новгородская, храм Покрова на Нерли неужели не оказывали никакого влияния на культуру русского народа?

Надо быть очень нелюбопытным человеком, чтобы не знать, что Восточное христианство всегда отличалось от Западного именно личным домашним благочестием. Повседневный быт православного византийца, болгарина, русского, серба был наполнен христианскими изображениями, текстами, символами. На Запад предметы домашнего благочестия проникли в массе своей только после разграбления Константинополя крестоносцами.

О. Петр не удовлетворился бы никаким уровнем развития русской культуры, поскольку считает, что христианство принципиально несовместимо с любым народным бытом, любым государственным и общественным устройством. Западная либеральная демократия привлекательна для единомышленников о. Петра только в одном отношении: она позволяет находиться в оппозиции без опасения быть репрессированным со стороны государства или быть извергнутым из общества.

И если при этом нам ставится в пример именно Запад, это лишь намеренная непоследовательность, вызванная ощущением, что в борьбе с Россией Запад якобы оказывается союзником христианства.

 Для резких и одновременно туманных обвинений в адрес Церкви отец  Петр выдвигает и чисто философские положения, когда усматривает различие и конфликт между формой и содержанием христианского Предания.

«Когда мы говорим о Священном Предании, необходимо, по мысли В.Н. Лосского, различать само Предание и его формы. Священное предание есть живая жизнь Святого Духа в Церкви; формы же Предания складываются исторически, выявляя эту жизнь Духа в тех или иных церковных явлениях. Принятие Священного Предания, в этом контексте, означает войти в опыт Церкви, “подключиться” к нему. Это возможно, как я уже говорил, только при условии свободной и ответственной личной нравственной христианской жизни. Формы же Св. Предания указывают рамки, направления, способы, опыт этой внутренней деятельности; но сами по себе эти формы не являются “автоматически” духовными. Они должны быть индивидуально осмыслены и приложены к себе самим христианином.

Наша основная ошибка заключается в том, что для нас исторические формы Предания становятся важнее самого Предания. Когда это происходит, тогда Предание лишается жизни, превращается в упомянутую выше “схему”, в набор правил, постановлений, запретов, раз и навсегда определенных способов аскетического поведения и т.д.» [2].

В этих по виду неброских словах скрывается настоящая революция. Вдумаемся: о. Петр указывает на фундаментальное противоречие между вечным христианским учением и его преходящими формами, от которых мы должны избавляться каждый индивидуально, своим личным усилием. При этом о. Петр не различает верные формы Предания (то есть основанные на Писании) от случайных, то есть не основанных, и от неверных, то есть Писанию противоречащих. Все, что отошло в прошлое, уже по одному этому признается чуждым сути христианства.

О. Петр не верит, что святоотеческое Предание верно излагает христианское учение, а поэтому утверждает историческую условность этого Предания. Для него это преходящая ценность.

Если рассуждать чисто метафизически, то форма не совпадает с содержанием. Но о. Петр с пафосом провозглашает: это форма, видимость! Не сущность, не реальность! «Форма в Церкви — лишь “обряжение” жизни Духа; нет Духа — бесполезны формы» [11].

Он стремится поселить в души читателей шизофреническое сомнение, когда предупреждает об опасности принять Предание за его формы. Полноте! Да существует ли такая проблема вообще, и здесь ли она коренится? Кто путает стол и слово «стол»? Как это возможно, если мы не в сумасшедшем доме?

О. Петр призывает к тому, чтобы при чтении Святых Отцов мы каждый раз имели в виду, что перед нами видимость, оболочка, а не суть христианства. Такое двоемыслие, родом прямо из «Алисы в Зазеркалье», столь же противоестественно, как каждый раз напоминать самому себе: «Стол только называется “столом”, а на самом деле...»

О. Петр критикует «жизнь по Св. Отцам»: «Это именно строевой казарменный подход: все должны жить и мыслить только так и никак иначе» [11]. Надо жить благочестиво и мыслить правильно, а в казарме или нет — это не существенно. А для либерала, напротив, — важно мыслить по-своему, а верно или не верно, не так уж важно.

Корпус писаний Св. Отцов о. Петр именует «необъятным и, бывает, противоречивым» [11]. Он учит: «Св. отцы писали каждый про себя, про свой путь к Богу, про свой опыт стяжания Святого Духа в своей жизненной ситуации. А нам нужно, внимательно изучая их творения, познавать — не формы внешние их жизни, а те принципы, которые облеклись в названные формы, те внутренние расположения, нравственные усилия их душ, которые позволили Духу Святому “прийти и вселитися в них”» [11].

Смелое утверждение! На Вселенских Соборах Отцы писали «каждый про себя»? Св. Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил про себя, про свой путь к Богу? Но святые никогда не проповедовали «мою догматику», в отличие от о. Петра. Они никогда не оглупляли слушателей намеренной противоречивостью и бессмыслицей.

Но о. Петр продолжает выкапывать пропасть между собой и Отцами: «Мы не понесем их подвигов, мы порой даже не понимаем, что они пишут— хотя думаем, что понимаем (обычно внешне, формально). Нужно разделять их высочайший опыт — потребовавший суровейшего подвижничества — и нашу меру, наши силы, наши возможности, наше устроение,— и восприняв святоотеческие принципы, искать именно свой уровень, свою меру христианской жизни» [11].

Неужели тот же св. Иоанн Златоуст говорил непонятно? Непонятно для кого? И, с другой стороны, о. Петр пишет просто глупость: если мы не понимаем Святых Отцов, то как можем воспринять их принципы?

О. Петр обличает: «христианство “расцвечивается” самыми разно­образными вещами, такими, как: видения, знамения, откровения; поездки в поисках прозорливых старцев и стариц; почитание разнообразных источников и прочих “святынек”; высчитывание признаков скорого конца света; создание огромного количества преданий о тех или иных почитаемых святых, и т.д.» [2].

Как же он сам узнал о святых, если не из рассказов о чудесах, видениях и откровениях?

Признаемся, весьма заманчиво было бы отвлечься от конкретных форм и слов и усваивать прямо принципы. Но возможно ли это? Понимает ли о. Петр, какую титаническую и, прямо скажем, невыполнимую задачу он выдвигает? Ведь это все равно, что требовать объяснений через непосредственную передачу мыслей на расстоянии. Мы вообще все усваиваем только через посредство слов, форм и понятий. Само Священное Писание изложено словами, и явно неслучайно, поскольку Всемогущий Бог мог бы и непосредственно перелить принципы в человеческие души. Нет же, Апостолы проповедовали словами, не от человеческой мудрости изученными, но изученными от Духа Святаго (1 Кор. 2, 13).

Воспринять принципы, отвлечься от внешних форм – задача не человеческая, а сверхчеловеческая. Но если понимать эти цели верно, то они с неизменным успехом достигаются в Церкви, только не в отрыве от конкретных слов, не вне форм, а через них, благодаря им. Любому грамотному человеку известно, что слово и форма не скрывают, а раскрывают содержание. Иначе сама грамотность была бы не путем к истине, а обманом и ложью.

Так как же понять принципы Святых Отцов? Поняв ими написанное.

 Отец Петр был бы не прав, даже если бы призывал делать поправку на то, что Отцы писали в другую эпоху, на другом языке. Ведь тогда исчезают все те «чисто духовные» авторитеты, на которых он ссылается. И Вл. Соловьев, и о. Шмеман, и Вл. Лосский, да и сам о. Петр тоже находятся внутри истории. И относительно них мы совершаем ту же самую работу, что и при изучении Святых Отцов. Правда, понять мысль Святых сложно по причине глубины их учения. Но самого о. Петра иногда вовсе невозможно понять из-за бессмысленности того, что он утверждает. А работа и тут и там та же.

Собственные убеждения о. Петра исторически обусловлены и сильно окрашены современными либеральными и анархическими настроениями. А если так, то почему мы должны верить его построениям, а не каким-либо другим?

 Игумен Петр (Мещеринов) — подлинный церковный реформатор и именно потому, что он настаивает на совершенно частном характере обновления Церкви.

Под нескладным ворохом упреков, обличений, саморекламы и самопротиворечий, а самое главное – за негромкими словами о «свободной и ответственной личной нравственной христианской жизни», об «индивидуальном осмыслении и приложении к себе», скрывается радикальное переустройство человека и Церкви.

Возникает новый человек, чьи убеждения более не могут быть проверены ни Писанием, ни Преданием. Диалог с ним невозможен, поскольку любой спор превращается в спор об убеждениях о. Петра, а точнее — лично о нем самом.

Для религиозных воззрений нового реформатора характерно сомнение в существовании реального мира явлений. О. Петр полагает, что вырвался из мира истории в мир виртуальной свободы. Неопределенность и необязательность вносится им внутрь собственного «я», которое отныне окружают повсюду лишь мнимости и личины, формы без содержания и содержание без формы... Это буквально киберпанк под видом Православия.

Да, Церковь состоит из личностей. Но в данном случае мы наблюдаем новое явление: «Церковь из одного человека». Но это уже весьма далеко от истины, а очень близко к солипсизму, который в Церкви еще не проповедовался.

О. Петр проводит чисто разрушительную работу. Несмотря на все призывы следовать Евангельским принципам, он беспощадно расчищает поле для «свободы» частного отдельного человека.

Мы не можем отождествить эту расчистку с христианской деятельностью.


Примечания

1. Игумен Петр (Мещеринов). О современных проблемах катехизации // http://www.cdrm.ru/project/rch-2007/02.htm

2. Игумен Петр (Мещеринов). О повседневном миссионерстве // http://www.cdrm.ru/kerigma/katehiz/petr/oPovsednevMissioner.htm

3. Игумен Петр (Мещеринов). Владимир Соловьев и национальный вопрос // Церковный вестник. 2005. №13–14 (314–315); http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=1513

4. Игумен Петр (Мещеринов). О Святом Духе // http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/teolog/petr/DeklaracoDuhe.htm

5. Игумен Петр (Мещеринов). Быть понятным // Церковный вестник. 2005, № 24 (325); http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1658

6. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. В.Вениаминова. М.: Канон, 1996. Триада 3. Ответ 1. Гл. 26. С. 290

7. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. В.Вениаминова. М.: Канон, 1996. Триада 3. Ответ 1. Гл. 29. С. 293

8. Выступление игумена Петра (Мещеринова) на круглом столе «Семья в современной Церкви» // http://www.cdrm.ru/project/26-04-07/ig-petr.htm

9. Игумен Петр (Мещеринов). О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин // http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1331/

10. Игумен Петр (Мещеринов). Размышления о преподавании ОПК // Церковный вестник. 2007. № 1–2 (350–351); http://tserkov.info/numbers/formation/?ID=2036

11. Игумен Петр (Мещеринов). О неофитстве // 1CH.ru

 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви