Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Неообновленцы «в законе»


Статья Николая Каверина «Смердяков от православия», напечатанная в предыдущем пятнадцатом номере журнала «Благодатный Огонь», вызвала немалый интерес у наших читателей и нашла отклик среди духовенства и мирян, возмущенных омерзительными высказываниями священника Владимира Лапшина о Русской Церкви и нашей Родине, обновленческими экспериментами о. Лапшина, и в первую очередь «канонизацией» им в своем приходе протоиерея Александра Меня как «местночтимого святого».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы 5 декабря 2006 года затронул проблему неообновленчества: «К сожалению, необходимо признать, что существующие теперь церковные общины сильно отличаются от древнего идеала, даже те из них, которые искренне стремятся к нему. Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужение на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой Литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и т.д. <...> В некоторых общинах начинают без благословения правящего епископа вводить всевозможные новшества и реформы, нередко уподобляясь в этом обновленцам 1920–1930-х годов прошлого столетия и протестантам. И возникают доморощенные переводы богослужения на русский язык, поражающие своей безвкусицей и бездарностью, отдающие сектантским душком пародии на древние “агапы”, отмена исповеди в общем порядке и даже местные самостийные “канонизации” без какой-либо санкции церковной власти. Из истории протестантизма известно, что за этим может последовать появление так называемых нерукоположенных пресвитеров и епископов, пересмотр границ Церкви и ее догматического учения».

Эти слова Первосвятителя нашей Церкви как нельзя более точно отразили ситуацию в приходе священника-обновленца Владимира Лапшина. Редакция получила письмо, связанное с деятельностью этого священника и мы предлагаем его вниманию наших читателей.

Уважаемая редакция!

С болью прочел статью Н.Каверина «Смердяков от православия». Ведь о. Лапшин давно мутит воду. Я, грешный, когда о. Лапшина хотели запретить в служении, подписал письмо в его защиту. Вот до чего доводит малоцерковность! Приход священника Лапшина опасен — это трамплин в другие конфессии. Это гнездо антипатриархийной оппозиции, место, где распространяется католическая литература. Самое страшное, что чада о. Лапшина — это очень искренние люди, готовые идти за своим пастырем сколь угодно далеко. Удивительно, что он служит в самом центре Москвы, мне кажется, это указывает на его высоких покровителей. Его стоило бы снять с настоятельства и отправить в окраинный храм пятым священником, одновременно запретив богослужебные «эксперименты». Скажу откровенно, мне хождение к о. Лапшину, а ранее к о. Борисову, чуть не стоило ухода из Православия и тяжелого духовного кризиса. Мне кажется, что журнал должен привлечь внимание священноначалия к этим лицам, особенно к о. Лапшину. Пусть служит в Тмутаракани под крепким руководством какого-нибудь ортодоксального батюшки без закидонов.

С уважением,
Филипп Грилль
 

Мы связались с автором этого письма и попросили его более подробно рассказать о своем опыте пребывания в обновленческой общине.

 — В храм Космы и Дамиана в Шубино, что в Столешниковом переулке, я попал в 1992 году; мне сказали, что там замечательный батюшка, значит, и храм замечательный, тогда его только что вернули Церкви. В тот момент его как раз священник Александр Борисов получил, он же тогда был депутатом Моссовета, и там только-только начались реставрационные работы. Служили еще тогда в комнатке на втором этаже. Я влился туда, стал участвовать в восстановлении, работал там сторожем потом, и меня пригласили в алтарь, алтарничать. В алтаре была небольшая фотография Римского папы, но этому я поначалу не придал никакого значения. И знаете, сначала все было хорошо: я недавно крестился, ничего еще не знал, для меня все люди казались отзывчивыми и добрыми, мне было только девятнадцать лет, и все, как говорится, было хорошо. А потом я стал вдруг понимать, такую вещь: наш приход оторван от остальной Церкви. У прихожан нашего прихода по отношению к другим приходам какое-то было странное отношение: они утверждали, что везде черносотенцы, фашисты, то есть складывалось какое-то непонятное ощущение: где я вообще нахожусь? К тому же еще это филокатоличество всеобщее. То есть вроде я нахожусь в православной Церкви, все нормально, храм официально принадлежит Московской Патриархии, высокоинтеллектуальный пастырь во главе, потому что люди в приходе все очень подкованные, у прихожан одно-два высших образования, а то и больше, знание древних языков и любых европейских, круг интеллигентский, в основном молодежь. Малограмотного человека, который двух слов связать не может, вы там просто не встретите. И я стал испытывать ощущение, что что-то не то происходит. Туда на работу пришел один мой знакомый, и он мне как-то говорит: «Филипп, а тебе не кажется, что что-то странное здесь творится?» Он был немного меня постарше, а я вообще долго дохожу до всего. Я призадумался над его словами. Потом мне предложили шестопсалмие по-русски читать, а поскольку я был алтарником, то и Апостол читал тоже по-русски, лицом к пастве. Но мне говорили: «Знаешь, Филипп, это допустимая вещь». Но, понимаете, я же тогда не знал ничего! Мне что скажешь, как говорится, то и принимаешь, понимаете, я — человек из атеистической семьи. Однако меня стали глодать сомнения, стало зарождаться чувство протеста против этого и начались конфликты. К тому же еще этот экуменизм. Сначала я верил, что это хорошо, ведь нам говорили: «Да будут все едины». А это — слова Священного Писания. А раскол с католицизмом — это, мол, всего лишь явление исторического порядка, мало ли какие патриархи и папы когда-то были тысячу лет назад, ну что ж теперь, воевать до конца истории что ли с ними? Да и вообще, все католики — замечательные люди, а у нас здесь в православной Церкви дремучая среда.

Надо сказать, что почти все прихожане храма Космы и Дамиана — большие специалисты по иудео-христианскому диалогу. И борцы с антисемитизмом, это понятно, — там все были борцы, а поскольку у меня фамилия подходящая, то я, естественно, был там желанным человеком. Но как только взгляды мои стали меняться, то я сразу был записан в черносотенцы и антисемиты. Это происходит автоматически. Вы можете быть даже из рода талмудистов в десятом колене, но если вы сказали что-то не то — всё! Бывшая староста храма Космы и Дамиана, человек совершенно радикально-либеральных взглядов, постоянно упрекала Русскую Церковь за антисемитизм, в ней якобы царящий. Она меня назвала «охранником Варшав­ского гетто», когда увольняла из сторожей. Я ей говорю: у меня отец еврей, а вы мне такие вещи говорите, это же смехотворно! То есть уже отношение стало меняться. Потом был еще такой смешной случай: был у них старший алтарник и он попросил меня на одной из служб, не помню, к сожалению, какой, не читать тропари, обличающие иудеев.

— А почему, что такое? В нашем храме есть иудеи, что ли? — спросил я.

— Ну, ты понимаешь, это может кого-то обидеть, и что-то может произойти...

Я взял и прочитал все равно как полагается, мне выразили неудовольствие.

— Видимо, это было на Страстной седмице?

— Судя по всему, да. Это было очень давно, наверное, год 93-й.

А потом я познакомился с замечательной семьей, все в ней были прихожанами и многолетними духовными чадами отца Иоанна Крестьянкина. Они к нему ездили в Печеры, и они понимали, что тут плохо дело, куда я попал. Мне они сказали: эта община вокруг о. Александра Борисова достаточно сомнительна, и это путь в никуда, потому что плохо все это может кончиться. Попробуй написать отцу Иоанну письмо, мы передадим через келейницу. Я написал письмо, но когда мне сказали, что тысячи людей к нему пишут, конечно, внутренне я не думал, что он мне ответит. А он мне ответил через три месяца! И они говорят: надо тебе ехать туда, в Печеры, и постараться с о. Иоанном встретиться. И встреча эта произошла, это уже когда я из Космы и Дамиана ушел, то есть через месяц... Я кстати, просил у священника Георгия Чистякова благословения на поездку к отцу Иоанну, но он сказал: ни в коем случае, зачем это нужно? Это духовный туризм, вы что, Филипп? Не надо никуда ехать. Это духовный туризм! И вообще, когда я спросил в храме Космы и Дамиана об отце Иоанне, мне ответили: да что ты, он же старый человек, а это был еще 94-й год! Тогда он еще принимал людей и был в добром здравии. А мне как раз попалась его книжка «Опыт построения исповеди». И я увидел его фотографию в ней и заинтересовался, что это за человек. Но кто-то из прихожан мне сказал: да он уже умер, ну что ты, Филипп, ему уже сто лет в обед. А потом оказалось, что не умер, а здравствует, и даже получилось, что я с ним встретился. Но я не учел такой вещи: что я успел там, в Косме и Дамиане, «духовно» сформироваться. Вот про такие вещи, понимаете, как про радиацию, раньше не знали люди и облучались, болели и умирали. Я «духовно» сформировался там и не мог прижиться в других местах. Не то чтобы ко мне кто-то плохо относился, кто-то меня гнал, нет! Я просто чувствовал себя неуютно. А к тому времени священник Владимир Лапшин из храма Космы и Дамиана получил отдельный храм в Газетном переулке. Кстати, вот удивительно, что с его репутацией тогдашней ему дали такое престижное место в самом центре Москвы. И при этом постоянно велись разговоры про то, что эти люди (Борисов, Чистяков, Лапшин) противостоят «мракобесию Московской Патриархии», что они гонимы, и тут же «гонимый священник» получает в Газетном переулке храм, понимаете, не где-то в Тмутаракани разрушенные стены, когда человеку надо жизнь на восстановление положить, а получает здание со стенами, с крышей. Ну был там до этого узел телефонный, но в конце концов их выставили. И через какое-то время я попал к отцу Владимиру. Это была, конечно, роковая ошибка и грех с моей стороны, потому что этого делать было нельзя. Это был путь к уходу из Православия. Либо это вообще путь в никуда. В этой общине люди нередко вообще уходят из Церкви, либо происходит перетекание в протестантизм, в католицизм. Своеобразный «перевалочный пункт». Например, был в храме Космы и Дамиана алтарник, Андрей, не буду его фамилию называть. Он стал униатом. Это нормально для этой среды и не вызывает удивления.

— А много ли было случаев ухода из Православия прихожан храма Космы и Дамиана и храма Успения в Газетном переулке?

— Ну, достаточно. Это процесс идет постоянно; конечно, нет такого, что, например, висит доска и на ней написано: записывайтесь в католицизм! Нет, но я считаю, что происходит нечто худшее, потому что стираются догматические и канонические границы между конфессиями. И человек теряется, потому что для него это все сложно, мы ведь все выходцы из совершенно другого мира, и мы ничего не знаем. Люди оторваны от традиций, молодежь особенно; ну откуда она вся пришла, что они знают вообще о Православии? Вот в такой массе обычных людей человек, приходящий в храм, верит всему, что ему говорят. У него же нет ощущения, что здесь подвох, что здесь меня вербуют. Да нет конечно! Они берут лучшее: я вам скажу, что туда попадают энтузиасты, люди чего-то желают — я сам был таким в свое время, — люди со свежим восприятием, и они постепенно обрабатываются. Вообще, в этих приходах не любят крепких православных, это — персоны non grata. Такие люди сами уходят оттуда.

И еще раз скажу по поводу того, что эти священники — Борисов, Лапшин — «гонимы» за свою борьбу с «мракобесием Патриархии», за свою приверженность «реформам» в Церкви: никакой оппозиционности священноначалию на самом деле нет. Ну как может быть: человек — оппозиционер, который борется с системой, а система ему дает орден (как в случае с о. Борисовым), система его поощряет (дает храмы в центре Москвы). Вы знаете, мне это напоминает некоторых представителей советского диссидентства типа Евтушенко, который звонил, например, напрямую Андропову. Кто он, оппозиционер? Что это такое? Или он выполняет какие-то непонятные функции. Вообще эти люди выгодны в Православии для католицизма, потому что они готовят лояльную среду. Вот я недавно проходил мимо храма Космы и Дамиана и зашел туда. Там большая лавка, и я там купил книгу св. Феофилакта Болгарского. Что лежит на полке? Книги про мать Терезу Калькуттскую и другая инославная литература. Вот отец Иоанн Крестьянкин недавно умер, ведь это такое событие для нашей Церкви, человек — живая святость, для нашей Церкви это уже эпоха, но про него в книжной лавке ничего нет. Это никому не нужно. И получается, что либеральный «обком» действует по-прежнему: и книги об их антиправославной деятельности издавали, и проводили против них конференции, и Патриарх их обличал много раз, но ничего не изменяется...

— Похоже, что в нашей Церкви существуют неообновленцы «в законе»?

— Похоже, что так. Поймите, они проиграли сражение, но не войну! Вот, кстати, была замечательная книга, после которой я полностью уже прозрел и понял, куда я попал и что со мной было: это книга «Современное обновленчество — протестантизм “восточного обряда”». Ее надо переиздать многотысячным тиражом! Необходимо, чтобы верующие понимали, что это за опасность. Знаете, я просто схватился за голову, когда ее прочитал; я понял, что эти люди из себя представляют. Да, я часто слышал, что их называют обновленцами, но думал так: у них только какие-то общие черты есть. Но когда я прочитал эту книгу, я понял, что они прямые духовные наследники обновленческой публики начала XX века: Грановского, Введенского. Фактически я участвовал в предательстве: я подписал в свое время письмо в защиту этого священника Лапшина, после того, как Патриарх призвал его покаяться за антиправославные проповеди по радио «София».

Отец Владимир Лапшин человек сколь искренний, столь и грубый. Для него грубость — это норма. Он достаточно жесткий, открытый, но на своем он стоит твердо. Свое мнение он не смягчает и не отказывается от своих взглядов. Его не интересуют деньги, не интересуют «мерседесы», всякие блага земные как многих людей в наше время, он искренний борец за свои реформаторские идеи, и это очень привлекает молодежь. Вообще молодежь любит живых, непосредственных людей. И я поначалу думал, что раз он резковат, грубоват — значит,ы это признак его искренности, что в нем нет двойных стандартов, двойного дна, но потом я понял, что это на самом деле не так.

Его храм — просто трамплин в иные конфессии, вот и все. И это — гнойник, который будет заражать и заражать молодежь. Я раскаялся в том, что его поддерживал, и хотел про это все забыть: есть качество памяти человеческой — вытеснять негатив. Но когда мой кум, посещавший храм Космы и Дамиана, ушел к беспоповцам — в старообрядчество беспопов­ского толка, я спросил: а почему ты ушел? Я два часа с ним беседовал, приводил все аргументы, приводил исторические факты и спросил: а что тебя сломало в Косме и Дамиане? И получил ответ: а вот на Рождество 2006 года на литургии в храме пропели католическую рождественскую песнь, и я понял, что больше здесь не могу находиться и вообще в Православной Церкви. А я ему говорю: я же тебе говорил раньше, что туда — в храм Космы и Дамиана — нельзя ходить. А он на это отвечает: это же официальный храм Московской Патриархии, там совершается литургия, Таинства, и почему же туда нельзя ходить, это что же, отрицать святость Таинств? Кстати, я тоже попался на этом, но нельзя все до абсурда доводить. Вот даже если священник разрешен в служении, и он служит, то это еще не значит, что с ним можно общаться. Но это я сейчас так думаю, а тогда я полагал, что вот если отца Владимира Лапшина и отца Александра Борисова не лишили сана за их высказывания и все уладилось, то значит, все хорошо, никакой опасности нет. Потому что каноны, догматы — это все у них нерушимо. И все отцы святые писали, что пока священник не запрещен, значит все законно, вопросов нет. А вот когда епископ скажет, комиссия соберется, его запретят, тогда другое дело.

Расскажу еще один случай. Одна моя близкая знакомая, она — замечательная женщина, искренняя, врач детский, добрый человек, любит людей, и вот несколько лет назад она заявила: «А вот здесь нет общинной жизни, все здесь формально» — и стала ходить в храм Космы и Дамиана, а затем ушла к о. Кочеткову, который, кстати, тоже по-прежнему служит, несмотря на то, что его осуждали видные богословы. И по телевизору периодически выступает: я видел его полгода или год назад, в передаче Гордона. Никто из простых людей не знает, что Кочетков из себя представляет, для этого надо много-много знать; все думают, что это нормальный православный священник. Чтобы во всем этом правильно разбираться, надо пройти какой-то путь, надо читать кое-какую литературу, где говорится о «пастырстве» этих священников. И я счел своим долгом это все сказать, потому что разрушительная деятельность этих «пастырей» продолжается. И люди продолжают соблазняться. А потом я с этой своей знакомой попробовал поговорить через какое-то время, но к ней уже не достучаться. Всё, там уже «полные члены» церкви кочетковской начались и вся его идеология. А что, говорит она, отец Кочетков разрешен в служении, он официально служит, он мой духовник и что вы хотите? Вы осуждаете священников, значит, вы против Церкви идете. Вот и все. Я говорю: ну пойми же, это ведь путь в никуда.

Так же как и с протоиереем Александром Менем, то же самое. После их «окормления» мы становимся духовными калеками. В конечном итоге это ведет к духовным кризисам и печальным последствиям. Но это все обновленческое направление продолжает свое действие. Я понял, что ничего не изменилось: как отец Владимир Лапшин вещал на «Софии», так и вещает. Его Патриарх поругал, сказал, что нельзя, но тем не менее...

— А что вы можете сказать о вашем пребывании в общине священника В.Лапшина?

— Я сейчас прихожанин храма Всех Святых на Соколе, у меня там и духовник появился. А когда я был в храме Успения в общине у о. Владимира Лапшина, я был в каком-то смысле уже человек, отделенный от них, потому что они помнили мои несогласные выступления в храме Космы и Дамиана. Ну ходит человек в их храм и ходит. Чтобы понять взгляды на Церковь, на Россию священника Лапшина, надо слушать его проповеди. Я считаю, что они наиболее ярко говорят о его убеждениях. Это, конечно, касается и политических событий. В книжной лавке продавалась русофобская литература, например газета «Русская мысль», наряду с католической.

Я хотел коснуться одной темы в статье Николая Каверина, на которую я ответил письмом. Отец Владимир Лапшин по «Софии» сказал, что шахидок, которые сидели в театральном зале на Дубровке, не следовало убивать, потому что они были спящими. Это, мол, негуманно! Я хочу сказать следующее. У меня там погиб одноклассник. У него осталось двое сирот детей. И меня это глубоко возмутило: как пастырь может защищать убийц и бандитов? Быть на их стороне? Меня это глубоко оскорбило.

На богослужении в храме о. Владимира кое-что русифицировано, исповедь у о. Владимира — чистая формальность. Когда я был ещё алтарником в храме Космы и Дамиана, это было много лет назад, я попросил отца Владимира Лапшина разрешение почитать шестопсалмие на церковнославянском языке, поскольку в храме была практика чтения его по-русски. Я сказал: «Мне же нужно по-славянски учиться читать, совершенствовать практику чтения». Но он меня назвал мракобесом и вообще был очень возмущен самой этой просьбой.

В общине священника Лапшина принято очень часто причащаться, желательно на каждой литургии, за которой присутствуешь. У таких людей полностью пропадает благоговение к святыне и ее ощущение. По моему наблюдению, у них начинает явно проявляться сектанский дух, они напоминают людей, находящихся в прелести. Чувство личного греха у таких людей полностью теряется. 

Потом обычай их во время литургии целоваться и говорить: Христос посреди нас! Меня это смущало, я всегда стоял как столб, никогда старался этого не делать. Ну и то, что женщины там без платков и в штанах— это норма, на такие мелочи уже не обращают внимания. В этом своеобразный дух оппозиционности: не походить на традиционное официальное Православие, где нет любви к другим конфессиям. Понимаете, идет размывание границ между православием и другими конфессиями. Я считаю, что это даже худшая форма, чем, например, откровенно взять и уйти.

Ну, можно было попить чайку с Якуниным Глебом Павловичем, зашедшим на огонек. Как-то я пришел в храм, а он сидит в кухне, чай пьет. Я думаю, на уровне личных связей, личных контактов существует связь общины отца Владимира Лапшина с либеральной «православной церковью Возрождения», где пребывают Глеб Якунин и Яков Кротов в качестве «священников». Я, конечно, никаких совместных служб не видел, но реформы этой «церкви» очень уж созвучны тому, что происходит в общине священника Лапшина: и русский язык в богослужении, и «канонизация» протоиерея А.Меня. А Кротова я по храму Космы и Дамиана еще знаю лично. Это — самодовольный господин, обиженный на Церковь, потому что ему Владыка Кирилл отказал в рукоположении в свое время, чего Кротов добивался много лет. И он мне сказал в част­ном разговоре:

— Филипп, зря вы здесь, в Косьме и Дамиане пасетесь, сана вы здесь никогда не получите и никакой у вас тут карьеры не будет. Это все на плохом счету.

— Я, знаете, саном не озабочен, у меня столько внутренних проблем, вот только этого мне не хватало.

Ну смотрите, я вас предупредил.

Это был разговор еще десятилетней давности, даже больше. А сейчас Яков Кротов — «священник» т.н. «православной церкви Возрождение», выступает регулярно по радио «Свобода» с критикой Московской Патриархии.

Либеральный дух в приходе священника Лапшина очень силен, и я считаю, что именно это опасно. Потому что в литургической практике, допустим, люди могут вообще не разбираться, а постоянно слышать, что католичество очень хорошее — вот это очень опасно. Стирается граница, у нас же перегородки до неба теперь не доходят, вы же сами знаете.

Я согрешил, подписав письмо в защиту о. Лапшина, это был мой грех, конечно, я исповедал его, но вот шрам у меня на совести остался. До конца я не все понимал, меня спасли, я считаю, только молитвы отца Иоанна Крестьянкина.

Как-то я сказал одному человеку, что я просто хожу в этот храм, к отцу Владимиру, а он говорит: понимаешь, Филипп, никуда просто ходить нельзя. Это небезопасные вещи. Я говорю: ну ведь он же служит законно. Он ответил: я не могу этого объяснить, но ходить туда не надо. А я проявил здесь невежество, понимаете, — я скорее себя, конечно, в этом виню. Потому что надо было соображать. Я же не могу другим предъявлять претензии. Но ради других людей, новых, которые туда придут, и ради молодежи в частности, мне бы хотелось, чтобы в этом вопросе какая-то точка была поставлена.

— Вот конкретно, Филипп, что бы вы предложили молодым людям, как бы вы их предостерегли в связи с опасностью, которая угрожает духовной жизни в общине священника Владимира Лапшина?

— Я хочу сказать, что я очень сильно обжегся на этой «духовности» космодемьянско-лапшинского разлива, и я бы очень не хотел повторения этой истории у наших молодых людей. Потому что туда идет в основном молодежь от 18 до 35 лет. Это костяк этих приходов. За время пребывания в этих общинах я изучил многих католических авторов, таких как «святые» Франциск Ассизский («Цветочки»), Игнатий Лойола («Упражнения»), Тереза Маленькая, Тереза Большая, брат Фуко, брат Роже и других. И это в православном храме! Но я лично ничего не знал о подвижниках Православия: святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, не говоря уже о подвижниках и богословах Зарубежной Церкви, например, святитель Иоанн Максимович... И это участь всех прихожан этих общин — незнание своего! Поэтому я думаю, что просто нельзя посещать эти общины. Просто не посещать! Потому что каждый день, проведенный там, — это инъекция антицерковности, экуменизма и либерализма. Вы в общинах этих пастырей не будете читать святых Отцов, вы будете относиться к монашеству настороженно, это все будет для вас чуждо, вы будете чужими среди своих, православных. Вот какая вас ждет там судьба. А при наступлении кризиса — уход из Церкви и потеря спасения. Вот печальный итог этого всего. И ложные взгляды на Православие.

Нужно как огня беречься реформаторов как носителей мятежного духа, какими бы обаятельными и образованными они ни казались. Необходимо изучать свою веру, историю Православной Церкви, особенно ХХ века, читать святых Отцов. Иначе от лжеучения, от духовной надломленности, от оппозиционности к Церкви, там прививаемой, потом очень трудно избавиться. Потом уйдут годы, исправлять ложные свои выводы, пути и прочее станет трудно. И конечно, хотелось бы, чтобы священник Лапшин там не был настоятелем. Ни в коем случае! Такой человек не должен калечить души прихожан. По-хорошему, совсем бы убрать его из Церкви, а если оставлять, то только вторым или третьим священником. Потому что при нем будет продолжаться духовное растление и все будет по-прежнему. И, может быть, так нельзя говорить, но, кажется, очень хорошая «крыша» есть у этих людей.

— А как вы думаете, кто?

— Я думаю, что это в первую очередь Запад, которому выгоден развал Русской Церкви по украинскому сценарию. Возможно, и какие-то правительственные круги. И думаю, что кто-то из высших иерархов, возможно, покровительствует. Но судя по всему — очень сильная поддержка, потому что служить в таких местах — в центре Москвы, в пяти минутах ходьбы от Кремля оба храма! Неужели туда нет достойных пастырей? А с о. Лапшиным особый случай. Он вообще служит в своем храме один. Если храм Космы и Дамиана «разбавили» традиционными православными священниками, то священник Лапшин служит вообще один, он полный хозяин в храме, его некому даже осадить. Поэтому я считаю, что это весьма опасно и губительно для душ верующих.

А что вы скажете о критике Русской Православной Церкви в этих приходах и Православия в целом?

— Скажу и об отношении к Православию в целом в храме Космы и Дамиана и у о. Лапшина: «Что за дремучие люди православные. Они не пережили и не поняли никаких событий XX века, для них не было ни холокоста, ни Освенцима, ничего, это люди, выпавшие из истории. Они тупо держатся за какие-то там свои догматы, каноны, историю, “Третий Рим”, за какой-то там “страх Божий”, каких-то там праведников, это же все поросло мхом, это все — отсталое средневековье, которое пытаются перетащить в современный мир. Насколько лучше католическая церковь, она — прогрессивная, она соотносится с веяниями эпохи, там есть комиссии, которые взаимодействуют со всякими учеными, иными религиями, все это модно, толерантно, гуманно и потакает человеку. Значит, это хорошо, а у вас всё плохо и мракобесно».

И постоянные разговоры: «Хороший Запад, там — живое христианство, только мы, православные, во всем виноваты, отсталые, дремучие. И еще свою правоту агрессивно доказываем: мол у нас истина какая-то». Вот в чем варится молодежь. И что будет с этими людьми? Потому что они другого Православия, кроме экуменического, не знают, а кто потом будет их души выправлять? Останутся ли они в Церкви или плюнут на все потом? Или уйдут в другие конфессии? Некоторые прихожане о. Владимира, ездившие ежегодно в экуменическую общину Тэзе, говорили, что им разрешалось там причащаться.

— Может в этом и самая хитрость заключается: оставаясь в Москов­ской Патриархии, разрушать нашу Церковь изнутри?

— Человека подталкивают к идее, что официальная Церковь ущербна, ретроградна, не следует «прогрессивному» Западу, но делается это тонко. Поэтому тут очень трудно схватить за руку: вот вы там вербуете агентов в католицизм. Постоянно муссируется пресловутый «календарный вопрос»: почему Русская Церковь до сих пор не перешла на новый стиль? И вообще мне кажется, что католицизму выгодны эти приходы. Вы знаете, я слышал такую удивительную вещь, правда, это немножко из другой оперы: в еврейские этноконфессиональные школуы берут русских учеников. Странно, правда! Казалось бы люди из совершенно другого мира, а там их учат в этих школах! А это желание создать лояльную прослойку. Лояльно, хорошо относящихся. А вдруг потом потребуются «нужные люди»! Понимаете, это очень все полезно. Это полезные люди, они делают для католиков полезное дело. А потом из этой среды кто-то перейдет в католичество, как, например, Игнатий Крекшин, который стал иезуитом. Или Мартирий Багин. Это уже крайние варианты: люди в священном сане, перешедшие в католицизм. А из молодежи в храме о. Лапшина пытаются вырастить прозападную либеральную среду. Поэтому это все очень выгодно и хорошо для Запада, для католиков. И никто отца Владимира не перетягивает в католицизм, а зачем? Он и здесь на своем месте и делает очень нужное дело.

Конечно, и левые, и ультраправые в лоне нашей Церкви делают свое разрушительное дело. Поэтому, как правило, радикальные батюшки окружены молодежью. Потому что разрушать не будут бабушки или пожилые люди. Как правило левые и правые церковные революционеры собирают вокруг себя молодежь, старики им не нужны. Из них никаких бунтарей не получится. А молодежь является топливом для всех этих идей. И борцы с ИНН, и либеральные экуменисты — это все разрушители Церкви и они собирают все лучшее. Поэтому работа против этих двух направлений обязательно должна вестись. Иначе будут духовные жертвы, люди просто будут духовно погибать.

Расскажу еще об одном впечатлении от пребывания в храме Космы и Дамиана. Это было в период моей там работы сторожем в 92-м — 94‑м годах. В храме были так называемые молитвенные группы. Один раз мы с моим знакомым, зайдя, увидели настоящее пятидесятническое радение. А именно глоссолалия пятидесятническая. Я это видел своими глазами. Это очень страшно. Глоссолалия — это говорение языками. В пятидесятнических общинах это принято. Некоторое количество прихожан в храме Космы и Дамиана очень тогда этим увлекалось. Я слышал, что даже жена отца Александра Борисова — пятидесятница. Она появлялась в храме постоянно, поэтому, как понимаю, контакты с пятидесятниками были. В этой группе я увидел это «говорение языками» своими глазами. Я был очень сильно смущен и поражен, а мой знакомый вообще тогда хотел написать в Патриархию жалобу. Потом уже это всплыло и об этом говорили на конференции «Единство в Церкви». Сейчас такого радикализма в храме Космы и Дамиана, как в начале 90-х, нет. Времена немного изменились, там появились традиционные священники и это как бы все-таки поддерживает некий баланс.

Да, в храме Космы и Дамиана, как и Успения в Газетном переулке есть забота о прихожанах. Происходит кормление бомжей, раздача одежды, и вообще нелицемерная забота о ближнем там присутствует. Формальности нет. И сокровища на земле они не собирают. Я могу это подтвердить. В коррупции они вряд ли замешаны, это их не интересует. А интересует самое главное: души человеческие.

— То есть они своеобразные подвижники в деле экуменизма?

— Конечно. Безусловно. Это люди неординарные, готовые идти до конца, это люди, которых сломать достаточно сложно, особенно отец Владимир Лапшин. Этот тип я считаю фанатичным во многом, он всегда принципиально говорит то, что думает. И это, кстати, подкупает. Когда человек идет до конца, это может вызвать к нему расположение. Это может вести за ним людей. В этом-то его страшная опасность для не утвержденных в святоотеческом Православии душ.

Я еще хочу сказать одну вещь по поводу образовательного уровня прихожан в обоих этих приходах. Там люди высшего ранга, имеющие два, а то и три образования. В основном это гуманитарии филологической направленности. Древние языки, чтение святых отцов и Священного Писания в подлиннике — то есть это своеобразный «офицерский состав». Эти люди не будут придавать значения безграмотным басням по поводу Распутина, по поводу Ивана Грозного, этого не будет. Будет умелая и аргументированная пропаганда экуменизма, католичества и западных либеральных идей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— С одной стороны, мы видим в этих общинах резкое неприятие традиционного русского Православия, в котором они видят откровенного врага, а с другой — стремление к Западу, к католичеству, с которым надо как можно скорее объединяться. А как они относятся к Русской Православной Церкви Заграницей?

— К Зарубежной Церкви отношение крайне враждебное: там, мол, нет подлинного богословия, там господствует черносотенно-монархическая идеология, там — сборище обскурантов и фашистов! В этих общинах опасаются, что все «темные мракобесные тенденции» в результате объединения РПЦ и РПЦЗ проникнут к нам и дело реформ затормозится, да и вообще прекратится. Они очень боятся, что после объединения в РПЦ вольется здоровая консервативная струя. А тогда о каком экуменизме или католицизме можно будет говорить! Крайне отрицательно отзываются они о таких зарубежных богословах, как прот. Михаил Помазанский, так как он резко критиковал труды прот. Шмемана. Кстати, хорошо, что вы в № 12 «Благодатного Огня» опубликовали эту статью о. Михаила Помазанского.

Хочу упомянуть еще следующее: одним из самых ненавистных подвижников и богословов ХХ века является для «космодемьянцев» иеромонах Серафим (Роуз) — они его называли «фашистом» и «сумасшедшим», с подачи прот. А.Меня.

— Существует ли такая опасность, что при некоторых обстоятельствах люди из этих общин могут получить священный сан?

— Могут получить. Во-первых, я знаю, что некоторые люди, которые там обретались, его уже получили, они служат теперь в структурах Московской Патриархии. Поэтому это очень всё серьезно. Это серьезный противник, с которым сладить просто так нельзя, а только со знанием дела.

— А возможна ли какая-то просветительская или миссионерская деятельность среди прихожан? Вам удалось выйти оттуда, так, может, вы посоветуете какие-то принципы, подходы к этим людям?

— Я лично считаю по своему опыту, что если говорить, то говорящие должны быть на высочайшем уровне. Они должны знать и догматику, и канонические вопросы, и историю межцерковных взаимоотношений, особенно между католицизмом и Православием. Многие люди думают, что это всё проблемы историко-политического характера. Они не знают, что в католицизме давно разработана своя догматика, отличная от нашей, породившая нездоровую мистику; что там попрано апостольское учение Древней Церкви. Люди этого в основном, конечно, не знают. Поэтому важно именно на это делать упор.

И конечно, лишить настоятельства. Тут промедление смерти подобно: иначе все большее число молодежи будет отравляться либеральным псевдоправославием, филокатоличеством и экуменизмом.

— Возможен ли с ними какой-либо диалог?

— Диалог с их точки зрения — это реформация Православия, или же переход Православия в унию, чтоб было «прогрессивней», и это превращение Православия в беззубую покорную организацию, окормляющую старух, которая должна уйти в гетто, уединиться в свою субкультуру и не будет никому ничем мешать. Вот что им нужно. Вот что стоит за всеми этими экуменическими масками. С ними не может быть никакого взаимопонимания. Потому что ничего общего у тьмы со светом быть не может. Поэтому диалог мало возможен. Любая дискуссия с ними будет им на руку. Их надежда — на кардинальное изменение политической и вследствие этого — церковной ситуации в России в ультралиберальную сторону. Только в этом случае обновленчество со всеми их реформами имеет шансы на легализацию.

— Видимо, правильно сказал старец Иоанн Крестьянкин, что если мы не разорим это движение, они разорят Церковь.

— Да, безусловно это так, на сто процентов. И мой собственный путь жизни — он тому подтверждение. Чудом я остался в Церкви и чудом все потом наладилось. Все это очень серьезно. И очень хотелось бы, чтоб наше священноначалие обратило на это пристальное внимание и приняло бы меры.

— Филипп, скажите пожалуйста, появлялся ли священник Георгий Кочетков в храме Космы и Дамиана?

— Да, это было еще до его запрещения в служении. До всего этого скандала в 1997 году. Особенно забавен был эпизод, когда я познакомился с его чадами и они меня пытались катехизировать. Я им сказал, что в этом не нуждаюсь, поскольку имею свою голову на плечах, достаточно подготовлен и знаю православное вероучение. Они сказали, что поскольку я у их замечательного пастыря не проходил школу катехизации по «полному чину», то это говорит о том, что я ничего не знаю.

— То есть вы не «полный член Церкви», раз вы не прошли оглашение по системе Кочеткова?

— Ну безусловно. Если исходить из этих критериев, то я, конечно, вне Церкви нахожусь.

— Прихожане отца Георгия Кочеткова более харизматические, видимо, чем прихожане отца В.Лапшина?

— Безусловно, это духовный спецназ неообновленческого движения, потому что куда там косьмодемьянцам или лапшинцам до этих «высот»! До такого сплочения, понимаете, и вообще до прочих «добродетелей».

— Неообновленческий спецназ — это очень точное определение!

— Именно так.

— Филипп, вы говорили о встрече со старцем о. Иоанном Крестьянкиным. Расскажите об этом подробнее.

— В 1994 году я удостоился приема у отца Иоанна Крестьянкина. Он сразу меня назвал по имени, сказал: «О, Филипп приехал!» Я не успел еще рта раскрыть и ему представиться, а он уже все знал про меня, пожурил, поругал, дал мне епитимью... Вот память о батюшке буду хранить всю жизнь. Удивительный человек. Я это ни с чем не могу сравнить, только с чтением книг о подвижниках, о святых, как пишут об отце Иоанне Кронштадтском, об Оптинских старцах, это фигура вполне с ними сопоставимая, и я думаю, что скоро он будет канонизирован. У меня дома хранится его письмо как святыня. Вся наша семья его почитает.

Я бы в заключение хотел сказать, что это интервью и письмо в редакцию «Благодатного Огня» по поводу священника Лапшина — это есть мое покаяние за то, что я участвовал в этой деятельности, которая наносила ущерб Церкви и за то, что я в свое время поставил свою подпись в воззвании протестующих против запрещения священника Лапшина в служении. Мне стыдно об этом вспоминать.

Я хочу сказать еще одну вещь: наш разговор имеет большое символическое значение, так как сегодня день памяти святых мучеников Космы и Дамиана, в храме которых произошло многое из того, о чем я рассказал, который я помогал восстанавливать и в котором был алтарником. Это очень символично и указательный знак для нас. Да, действительно удивительно все получается по промыслу Божию!

— Спасибо, Филипп, за очень содержательную беседу.


* * *

Мы получили распечатку очередного высказывания по радио «София» священника Владимира Лапшина, где он, как в свое время Лев Троцкий, призывает к роспуску российской армии. Пусть читатель сам сделает вывод о подобном жанре «христианской» проповеди. Мы предлагаем священнику Лапшину в своем приходе организовать вербовочный пункт по набору добровольцев в НАТОвскую армию. Уверены, у него это получится.

 Радиослушатель: Подлинному христианину надо любить Бога и ближнего как самого себя. Но вот в чем вопрос: если враг хочет уничтожить меня и народ мой или поработить, что одно и то же, должен ли я этого врага уничтожить, любя его?

Священник Владимир Лапшин: Понимаете, все зависит от того, с каких позиций вы хотите получить ответ. Если с евангельских: нет, конечно!..

Другой радиослушатель: Но, по-моему, прозвучал вопрос совершенно конкретный: должен ли христианин во время военных действий с оружием в руках защищать свою Отчизну, свой дом, свою семью?

Священник Владимир Лапшин: Ну, я ответил вам конкретно, с евангельских позиций.

Радиослушатель: Так получается, что и монахи Троице-Сергиевой лавры, которые с оружием в руках обитель защищали, поступали не по-евангельски?

Священник Владимир Лапшин: А вы тогда уж у монахов спросите.

Радиослушатель вопрошает дальше: Нет, вы скажите, тогда надо распустить армию?

Священник Владимир Лапшин: Ну, на мой взгляд, да!

Радиослушатель недоумевает: То есть взять сейчас и распустить армию???

Священник Владимир Лапшин: Да! На мой взгляд, – да! Я не сторонник державности, я не сторонник того, чтобы мы были каким-то огромным государством... В мире есть огромное количество государств, у которых нет армии, понимаете, но которых любят, уважают, хотя у них нет армии, они не могут за себя постоять с помощью силы. Они не претендуют на то, чтобы влиять на мировую политику, и при этом никто их не завоевывает, никто их не покоряет. Мы изначально поставили себя в противостояние многим другим народам, всю жизнь занимались экспансией... Россия начиналась с Московского княжества, а сегодня границы простираются до Курильских островов!

...Меня вполне бы устроила жизнь в Московском княжестве, которое жило бы не силой, не насилием, не мощью, а любовью.

(Радио «София», 24.09.2006 г.)



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.12.2017
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

8.12.2017
Тимур Давлетшин

Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

12.12.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

01.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов