Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Под прессом беспокойных смыслов

Игумен Даниил (ГРИДЧЕНКО)


И ничего не бойтесь в жизни кроме греха.

Только он лишает Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании.

Из завещания схиархимандрита Иоанна (Крестьянкина) 12/25 июня 2005 г.


С недавнего времени в определенной части нашего православного сообщества стали бояться разных страхований. Причем не просто бояться, а как-то шумно и с надрывом, пытаясь навязать свои страхования окружающим. Пугают новыми паспортами, пластиковыми карточками, ИНН, Интернетом и даже мобильными телефонами — активно, но, правда, не всегда убедительно, — видимо, поэтому собственные гордость, лень, душевная нечистота по-прежнему продолжают беспокоить гораздо сильнее. Хочется верить, что не из-за равнодушия к тем же окружающим и окружающему. Каким бы значительным и не­однозначным оно ни казалось, но все-таки по-прежнему изнутри подстерегает человека главная опасность, ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека (Мк. 7, 21–23). И по-прежнему, уже в силу неизменяемости Евангелия, потеря целого мiра по сравнению с потерей мира внутреннего признается христианином чем-то менее значимым: ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою (Мк. 8, 36–37). Надо полагать, следуя этим евангельским наставлениям, христиане первых веков о политическом преобразовании тогдашней Римской империи думали меньше всего; они готовились к смерти, ждали Христово Пришествие — «Ей, гряди Господи Иисусе». И, может быть, поэтому неожиданно для самих себя преобразили языческую страну в удерживающее зло христианское государство.

В принципе, во всем следуя Евангелию, можно успокоиться и сейчас. Но, к сожалению, реалии современной жизни таковы, что покой лишь только снится, и что самое печальное— в том числе тем, кто призван к нему уже в силу приобретенного социального статуса. Речь о монашествующих...

Когда некто монах Афанасий, насельник афонского монастыря, в своей брошюре начинает иронизировать над словами преподобного Серафима о стяжании мирного духа и звать на баррикады, невольно возникает вопрос: а что он на Афоне делает? Скрывается? Впрочем, и это очень может быть, если учесть, как компетентно этот несколько политически ангажированный афонит главную силу будущего возрождения России усматривает не в ком-то, а в реально-конкретных покаявшихся благоразумных отечественных разбойниках, ныне вполне легальных бизнесменах, не утративших, однако, понятия о «понятиях». С этим и многим другим можно было бы поспорить или согласиться, если б не изначально заявленная пафосная авторская позиция: если не я открою вам истину, то кто? «А поскольку для монаха естественно более глубокое понимание духовных явлений, чем для человека мирского (всякого монаха? — Авт.), то он должен, при необходимости, открывать мирянам подлинное происходящих в мире событий, на первый взгляд к духовным не относящихся» (Монах Афанасий. Русские, с нами Бог! М., 2006. С. 6). Вести полемику с человеком, который естественно прав уже в силу своего определенного статуса, естественно, не имеет никакого смысла. Обидно, когда дефицит «мирного духа», к стяжанию которого афонский монах отнесся столь безответственно, проявляется, в том числе, и на страницах, с содержанием которых согласиться легко. Следствие такого недостатка — эффект от прочитанного, прямо противоположный желаемому автором.

Еще в 2001 году на основе материалов специально созванного Богословского пленума Русская Православная Церковь определила свою позицию относительно развернувшейся тогда шумной кампании вокруг ИНН. «Технологическое действие не может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Обратное утверждение является суеверием, противоречащим Преданию и святоотеческому учению, ибо печать ставится на тех, кто сознательно уверует в антихриста единственно ради ложных чудес. Никакой внешний знак не нарушает духовного здравия человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Казалось, после этого абсолютно внятного заявления можно было бы и успокоиться, а не обвинять богословов в злонамеренности и некомпетентности, не хамить тем, от кого принял священническое рукоположение и монашеский постриг, и не сочинять новый «катехизис», в котором говорится: «Официальные представители Церкви давно попали под масонское иго... Такое тесное сотрудничество с мирской безбожной властью, ведшее к нарушению канонов Церкви, называется сергианской ересью. По этим рельсам сергианской ереси повели Святую Церковь Патриарх Алексий I (Симанский), Патриарх Пимен (Извеков) и нынешний Алексий II (Ридигер)» (Иеросхимонах Рафаил (Берестов). Набат. 2005. С. 3). «В антикрещении человек антикрестится, беря через паспорт имя антихриста — трехкратные шестерки. И берет цифровое имя себе от масонов— личный код. Этим сочетается с сатаной и его системой в антикрещении» (Там же. С. 9).

Тут уже «богословие» богослова особого рода. Возможно, про таких говорят: свят, но не искусен. Однако существует реальная опасность, что, облекшись в одежды ревности не по разуму и приобретя гипертрофированные формы, «неискусность» эта, вырождающаяся в откровенную ересь, в конце концов искоренит собой не только святость, но и совесть. Что останется от Православия, если каждый долженствующий прежде всего молиться будет ощущать себя «судией всех и вся» и писать воззвания, обращаясь ни много ни мало ко всей Церкви, что все-таки является прерогативой Патриарха. Налицо синдромы своего рода духовного заболевания — комплекса «избранного остатка», когда жизнь в нереальном и несуществующем мире объявляется как реальная и существующая, а все христианство сводится единственно к нездоровой мистике: «не брать ни электронный жетон, ни микрочип — все это печать антихриста. Будьте верны Христу и даже с малыми добродетелями — спасетесь» (Там же. С. 26).

Произвольно поделив православных на «тех, кто против ИНН», и на «тех, кто за ИНН», некоторые особо рьяные «ревнители» отрицают для последних саму возможность спасения. Между тем подавляющее большинство так называемых «тех, кто за ИНН» с таким же успехом можно было бы идентифицировать и как «тех, кто за фонарные столбы»: отношение к первому и ко второму однозначное и определенное, а именно— никакое. Кстати, такое же — никакое — отношение заповедано святыми отцами и ко всякого рода «бесовским немощным дерзостям». Настоятельно рекомендовано: козни невидимых врагов ни во что не ставить. Непонятно тогда, зачем так активно во «что-то» ставить туманно предполагаемые ухищрения врагов хоть и видимых, но часто более абстрактных; а в каждом предмете необязательного двойного назначения — угадывать скрытый провокационный смысл. Очевидно, такая позиция — прямой путь в психоневрологический диспансер. Те же устроители ИНН— налоговые чиновники, так ни разу и не подтвердили, что номера эти — как раз то, с чем так бескомпромиссно борются их яростные противники, напрочь забывающие, что, кроме всего прочего, ИНН — еще и средство для взимания налогов. «Желаю лучше думать, что все люди добрые, но неверно понимают друг друга. Кто становится терпеливее и через терпение спокойнее: о том радуюсь» (Святитель Филарет Московский. Письма о духовной жизни. 2006. С. 497). Вряд ли бы порадовался святитель о наших церковных революционерах, думающих в прямо противоположном направлении и легко усматривающих окончательную погибель даже там, «идеже не бе страх» (Пс. 13, 5). Дела наши действительно неважные; но положение это происходит не столько из-за каких-то внешних угроз, не из-за того, что кто-то что-то о нас узнает, а из-за того, что грех все более стремительно превращается в норму жизни. Те же ежегодные четыре миллиона абортов чего-то стоят и имеют вполне осязаемые последствия. В связи, а не вопреки внешнему бедственному положению христианину, а монаху — в первую очередь, стоило бы сосредоточиться на внутреннем, на месте, из которого исходит главная опасность, — внутренней клети своего сердца, а потом уже на всем остальном. Но никак не наоборот, хотя бы уже потому, что рассчитывать на помощь Божию в чем бы то ни было не кающемуся — проблематично.

Человек, однажды, надо полагать, сознательно отрекшийся от мiра и вновь устремляющийся к мiрским проблемам в своих главных жизненных приоритетах, непременно создаст проблемы еще и в собственной душе. Такое неравнодушие оправдано, если продиктовано чувством христианской любви. Но стоит честно признаться: в воинственной риторике религиозных антиглобалистов оно как-то не просматривается. «Все начинают понимать, что дальнейшее бездействие для русского народа губительно, что пришла пора за свое выживание бороться... Только все ждут, чтобы выступил кто-то первый. Здесь не имеются в виду выступления с трибуны и прочая псевдопатриотическая галиматья, а решительные действия в защиту наших национальных интересов, при необходимости с оружием в руках», — пишет уже упоминавшийся выше монах Афанасий. Соблазн сравнить себя с преподобным Сергием и священномучеником Гермогеном, благословляющими на битву, присутствует явно; явно и другое: автор с кем-то себя перепутал— а это досадное недоразумение способно превратить в пошлую профанацию даже самые искренние и высокие стремления.

«Стояние за веру», легко трансформирующееся в культ «оранжевой революционности», есть еще одно подтверждение известного правила духовной жизни: козни дьявола не разрушаются крикливым стремлением его переспорить. Дело это абсолютно безвыигрышное. У христианина, тем более у монаха, есть и другие, гораздо более эффективные средства борьбы: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Инок потому и «иной» по отношению к этому во зле лежащему мiру, что противостоит, противоречит ему в другой, асимметричной мiру реальности. В противном случае, опускаясь до человеческого стремления быть правым непременно, похвальная озабоченность несовершенством земной жизни теряет свою духовную и прочую значимость. Более того, даже выступая под лозунгом: «Во Славу Божию!», суетное мирское мудрование впадает в искушение превратиться всё в те же «врата ада» — ереси и расколы, которые под видом усовершенствования захотят, но не смогут одолеть Христову Церковь (см. Мф. 16, 18). К сожалению, парадоксальные явления, когда старания «защитников» Православия вредят ему больше, чем усилия явных противников, приобретают характер вполне устоявшейся тенденции. Духоносный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с горечью писал: «Тревожно, что монашествующие и политиканствующие говорят на одном языке и об одном. И дух христианский уже очевидно покинул кричащие о глобализации христианские собрания. А ведь святитель Игнатий предупреждал, чувствовал, что неприметным образом Дух Божий покидает волнующуюся, шумящую в Церкви толпу» (Письма. 2004. С. 452).

Если мы люди верующие, то должны понимать, что глобализация — не причина, а следствие греховной человеческой деятельности, что настоящее есть нравственный итог прошедшего, а оставшееся время земного бытия человечества за покаяние — умножится, за беззакония — сократится. Конечно, всякий желающий вправе поразмыслить, то ли уже время, о котором в Евангелии сказано достаточно определенно: восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Только не надо свои сомнительные умственные построения выдавать за истину в последней инстанции. Как будто действительно захотят прельстить паспортами, а не чудесами.

Вообще, удивляет даже не содержательная часть творений новых «специалистов» по духовной вкупе и прочим сферам жизни — здесь, как правило, разнообразные страхи и угрозы: от реальных до сомнительных и явно мнимых, — а сам пафос навязываемых смыслов. Вместо духа евангельской свободы — если хочешь быть совершенным... (Мф. 19, 21), если хочешь, можешь меня очистить (Мк. 5, 12) — эффект морального изнасилования, вполне в духе «лучших традиций» тоталитарных сект — «не идите к антихристу, не берите электронные документы, не берите печать зверя» (Иеро­схимонах Рафаил (Берестов). Набат. 2005. С. 29). Причем апеллируют не к реальным специалистам — той же профессуре духовных школ, не к церковному священноначалию, в ответственности которого в том числе и административные решения, а к людям, только пришедшим в Церковь, готовым принять на веру и за веру все что угодно, — любую псевдобого­словскую галиматью, лишь бы это имело благочестивую наружность. Приятно, конечно, когда, лаская слух, тебя выдают за нечто, и нечто немаловажное: «теперь, как никогда, главную роль в жизни Церкви играет ее физическое тело — народ. Сам ход политических событий XX века показал, как неустойчивы пастыри в своем призвании. И это — результат духа времени. Это наша общая беда, потому что пастыри — из народа, и было бы безумием отделять их от него» (Иеродиакон Авель (Семёнов), Александр Дроздов. На рубежах веры. 2006. С. 5). Однако довольно странное рассуждение. Если пастыри — из народа, то, надо полагать, они — не худшая его часть, тем более в годы гонений, когда число только расстрелянного духовенства приблизилось к двумстам тысячам человек.

Стоит отметить: доверие народу в религиозных вопросах — занятие довольно-таки рискованное. Собственно, «народничество» и язычество — синонимы, — негодные и бабьи басни (1 Тим. 4, 7). Если несторианство — «интеллигентская ересь» — отколола от Церкви сотни тысяч, то монофизитство — ересь, так сказать, «народного благочестия» — уже миллионы. Сама история показывает, к чему может привести «базарное» богословие. Да и народная мудрость дилетантство, в том числе в себе самом, решительно отвергает: плоды трудов сапожника на ниве кулинарии и пирожника, тачающего сапоги, легко предсказуемы... Хотели как лучше, а получается как всегда... И даже еще хуже, — анархия как естественная составляющая революционной антииерархической деятельности если и «мать порядка», то только в преисподней. Очевидно, благие намерения, материализующиеся в неадекватные реакции, — не самые лучшие для того,чтобы ее избежать.

Однажды преподобного Моисея, настоятеля Оптиной пустыни, искушал некто из народа:

— Вот ты, хоть и игумен, а не умен.

— А ты, братец, хоть и умен, да не игумен, — отвечал преподобный.

Преизбыток ума при недостатке смирения — довольно шаткое основание для позитивной деятельности где бы то ни было, а особенно в посторонних сферах. Это стоит учесть и нашим умникам и вместо того, чтобы, имитируя исповедничество, воевать с ветряными мельницами и сеять бестолковую смуту и раскол в Церкви, лучше бы на своем месте заняться своим делом. Иному церковному революционеру-антиглобалисту полезней было бы в келье окна помыть... Четыре года не мыл... Или переквалифицироваться, наконец, в профессионального правозащитника. Так честнее, во всяком случае.

Хорошо, конечно, в тепле и сытости, и между прочим, за счет «тех, кто за ИНН», вести непримиримую борьбу с врагами Православия. Но только то, что имело цену при Ленине–Троцком–Сталине–Хрущеве, теряет смысл при ко всему безразличной демократии. Можно сожалеть, что страной управляет не христианский император... Но все-таки и не генсек ЦК КПСС, а какой-никакой православный президент. Но помня: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28), — не стоило бы ему гадить, хотя бы из чувства солидарности: западную неприязнь к России он испытывает на себе как никто другой. Ну, а не нравится этот, пожалуйста, есть возможность выбрать другого, на ваш взгляд более достойного, — может быть, с его помощью победим наконец ненавистный глобализм. Только не надо обольщаться: если при всем при том не научимся быть хотя бы просто порядочными христианами, то для каждого «победителя» в отдельности это будет пиррова победа.



Статьи автора

Что за фасадом...

Всегда ли право «правое дело»?

О чудесах

Лучше меньше, да лучше

Пусто место свято не бывает

Легко ли быть монахом...

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

13.05.2017
Праздничный обед митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого): захотелось отдохнуть от православия (ВИДЕО)

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина