Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Наследие митрополита Антония (Блума)



От редакции

Многие православные верующие России с большим уважением относятся к проповедям скончавшегося в Лондоне в 2003 году видного иерарха митрополита Сурожского Антония (Блума). Однако знакомство с наследием митрополита Антония является для большинства «заочным»: только по проповедям на волнах русской службы Би-би-си да по издающимся ныне огромными тиражами в России его трудам, весьма полезным для воцерковляющихся людей. Правда, некоторые из радиопроповедей маститого архипастыря нередко носили «нетрадиционный» и даже соблазнительный характер, что наш журнал уже отмечал на своих страницах (см.: Митрополит Антоний (Блум) допускает возможность абортов // Благодатный Огонь. 2002. № 8).

Признавая немалые заслуги владыки Антония, более пятидесяти лет окормлявшего свою лондонскую паству, в распространении Православия на Британских островах, тем не менее полезно будет узнать взгляд из Лондона на нездоровую духовную обстановку, царившую в Сурожской епархии — детище приснопамятного митрополита.

Ниже приводится письмо прихожан Успенского Патриаршего собора в Лондоне, написанное до смуты, спровоцированной раскольнической деятельностью епископа Василия (Осборна).

 

Глядя из Лондона

В редакцию журнала «Благодатный Огонь»

Сурожская епархия в Великобритании — это особая церковная организация, которую с трудом можно назвать православной, несмотря на то, что епархия продолжает использовать имя РПЦ МП. Порядки и традиции там весьма далеки от понятия церковности и православного благочестия.

Несмотря на вопиющий пробел в вопросе полноценного окормления русскоязычных верующих и недостатка русских священников, страсть к независимости от Москвы в Сурожской епархии настолько велика, что любой представитель Московской Патриархии, появившийся в Великобритании, вызывает у сурожского священноначалия приступы негодования. Так, три года назад только за верность Патриаршей Церкви был оболган и изгнан епископ Иларион (Алфеев). Недавно из «Сурожа» «вытеснили» русского священника протоиерея Андрея Тетерина только за то, что он высказал свое мнение о многочисленных нарушениях, имеющих место в Лондонском соборе.

Сурожское священноначалие в лице епископа Василия (Осборна) только делает вид, что послушно Московскому Патриархату. На самом деле они откровенно не желают тесного контакта с Русской Церковью в России и укрепления истинно православного духа в русских традициях в Патриаршем соборе Успения Божией Матери и Всех Святых. Они приветствуют только тех русскоговорящих, которые не воцерковлены или не чувствуют лояльности к родной Церкви. Такие люди часто чувствуют неприязнь к Русской Православной Церкви и к русским. Им порой свойственен дух диссидентства и космополитизма. Как три года назад стараниями епископа Василия и прот. Сергия Гаккеля был изгнан епископ Иларион как «агент Москвы», так сейчас стал неугоден другой священник из России— о. Андрей, 25 лет прослуживший Церкви Христовой. С приездом к нам о.Андрея не только русские люди смогли получить полноценное пастырское окормление, но, благодаря высоким духовным качествам о. Андрея, его полюбила и увидела в нем своего пастыря вся наша многонациональная община. Прот. Андрей стал истинным духовником для большинства прихожан Лондонского собора, но теперь мы остались и без него.

Стиль богослужения и своеобразные традиции в Сурожской епархии заложены митрополитом Антонием Сурожским, который в течение пятидесяти лет занимал двойственную позицию. С одной стороны клялся в верности Московскому Патриархату, а с другой стороны — создавал Церковь в Великобритании по своему образцу, далекую от традиций Русского Православия. За пятьдесят лет своего служения митрополит Антоний (Блум) не открыл ни одного русского прихода в Великобритании и всегда был против дополнительного прихода в Лондоне. Единственный русский собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, где около 90% прихожан являются русскоязычными, находится в руках у тех, кто не признает традиции Русского Православия и уставы РПЦ.

Русские священники в Великобритании всегда были нежеланны «сурожским». Везде здешним руководителям чудится «рука Москвы». Митрополит Антоний (Блум) открыто заявлял, что если Московская Патриархия пришлет неугодного ему священника, то он сделает так, что этому священнику не дадут визу для въезда в Великобританию. А вот ныне покойного прот. Сергия Гаккеля, призывавшего к изменению богослужебных текстов Страст­ной седмицы из-за якобы их «антисемитского содержания», митрополит Антоний представлял как достойнейшего пастыря. Тот же прот. Сергий Гаккель на протяжении многих лет в своих передачах на радио Би-би-си систематически обливал грязью священноначалие Русской Церкви, воспроизводя клевету и ложь, распространяемые западными СМИ. Приветствуются только такие гости, как свящ. Г.Кочетков и последователи прот. А.Меня.

Священноначалие в Сурожской епархии, включая ныне управляющего епископа Василия (Осборна), не имеют достаточного богословского образования со всеми вытекающими из этого последствиями (сам епископ Василий почти не владеет русским языком). Отсюда и проистекала его «ревность» к присланному к нам епископу Илариону, в котором епископ Василий видел конкурента в наследовании Сурожской кафедры, ведь епископ Иларион на фоне епископа Василия выделялся во всех отношениях в лучшую сторону.

Владыка Иларион начал ездить по приходам, где встречал теплый и радушный прием со стороны духовенства и мирян. Но вслед за его посещением протоиерей Сергий Гаккель или кто-либо другой из сторонников еп. Василия начинали звонить духовенству и прихожанам, настраивая их против еп. Илариона.

Вот свидетельство самого владыки Илариона: «За мной была установлена постоянная слежка. Мои слова записывались, разговоры подслушивались. Неоднократно я подвергался оскорблениям и публичному унижению. Создавалось ощущение, будто я оказался внутри тоталитарной секты с очень жесткими правилами и полным отторжением всякого, кто в них по тем или иным причинам не вписывается… Обвинение состояло в том, что мой стиль богослужения не соответствует “стилю” Сурожской епархии. В епархии, вернее, в Лондонском соборе, существует своеобразный стиль, созданный митрополитом Антонием. То, что при совершении богослужений я следовал церковному уставу, а не сурожскому стилю, было представлено владыкой Василием как нарушение традиций епархии и стремление ввести в ней “московский стиль”».

Сурожские священники просто не знают богослужебного устава и правильного порядка ведения богослужений. Божественная литургия, вечерняя и утренняя службы сокращены и изменены до такой степени, что любой священник с богословским образованием хватается за голову. Несмотря на то что русскоязычных прихожан около 90%, службы на церковнославянском языке проводятся очень редко. Сурожские священники благословляют подавать на проскомидию имена некрещеных и неправославных людей. При этом архиепископу Керченскому Анатолию (Кузнецову) и протоиерею Андрею Тетерину, которые знают устав и церковные традиции, служить правильно просто запрещают.

Прихожане Лондонского Патриаршего собора не имеют возможности регулярно исповедоваться, так как сурожское священноначалие считает исповедь перед Причастием Св. Таин нежелательной и даже вредной. Нередко за литургией причащают католиков и англикан. Перед началом литургии не читаются часы.

В своем письме от 8 декабря 2005 года приходскому совету Лондон­ского Свято-Успенского собора прот. Андрей Тетерин в частности писал:

«По благословению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода я приехал служить в Лондон более полутора лет назад.

Для церковного человека первое, о чем он вольно или невольно судит,— это богослужение. То, что мы видим в Русском кафедральном соборе в Лондоне, могло существовать только в СССР при полуграмотном и нерадивом священнике в каком-нибудь захолустном приходе, но не иначе.

Запрещено (именно запрещено!) вне Великого Поста чтение третьего, шестого и девятого часов, говорящих о рождении Церкви от Святого Духа и о крестных страданиях и смерти Спасителя. Во время вечернего богослужения выброшена половина ектений, практически выброшено из богослужения стихословие Псалтири.

Урезан и искажен до неприличия чин заупокойного богослужения.

Настойчиво и последовательно запрещается пение многолетия Святейшему Патриарху при каких бы то ни было обстоятельствах. Запрещается чтение Рождественского и Пасхального посланий Его Святейшества. Когда я на свой страх и риск все же это сделал, мне было это поставлено на вид.

Неуклонно проводится в жизнь идея об излишности и старомодности таинства покаяния и связанной с ним исповеди (особенно перед Причастием). Когда во время упомянутой “конференции” я все-таки сказал об этом, один из западноевропейских “собратьев” по священному сану вскочил, крича: “Этими словами вы бросаете камень в митрополита Антония!” (Отмена исповеди перед Причастием являлась одним из основных требований в области реформы православного богослужения у обновленцев 1920‑х годов. В ту революционную эпоху исповедь перед Причастием считалась у обновленцев несовместимой с наступлением “светлой эпохи небывалых политических и религиозных свобод”, рассматривалась как “средневековое насилие” над совестью человека; см.: Современное обновленчество — протестанизм «восточного обряда». М., 1996. С. 45. — Ред.) Отмена таинства исповеди перед причастием или вообще упразднение частной исповеди, проповедуемое либеральными священнослужителями (в частности, прот. Александром Шмеманом; †1983), имеет целью примирение человека с грехом и, следовательно, оправдание греха. Одновременно тем самым намеренно разрушается традиционная дисциплина постов и молитвенного приготовления к Таинству причащения Тела и Крови Христовых, ибо пост и молитва без покаяния в грехах не угодны Богу. (О регулярности причащения Святых Христовых Таин см.: Благодатный Огонь. 2002. № 8. С. 28–29. — Ред.)

До непристойного минимума урезан и годовой круг церковных служб. Основная мишень — великие русские святые и вселенские, особо чтимые Русской Церковью. Создается впечатление, что руководство Сурожской епархии и Лондонского собора поставили своей целью заставить приехавших сюда забыть о том, что они русские и что их Церковь — Русская Православная. Храм закрыт, даже когда положено совершать память тех, чей пример веками воспитывал лучшее, что есть у православных народов...

Среди прихожан происходит воспитание беспамятства, забвения своих духовных корней. Я вижу в этом признаки глубочайшего неуважения к русскоязычным православным людям. Все как будто делается для того, чтобы оказавшиеся в Англии забыли о своей Родине, часто вынужденно покинутой, о своей Церкви, языке, вековых духовных ценностях.

Неуважение и презрительное отношение к Русской Православной традиции в полной мере относятся к духовному носителю ее — Высокопреосвященному Анатолию, архиепископу Керченскому. Хотя он давно и демонстративно отстранен от реального участия в административных делах, хотя все чаще не считают нужным даже представить его официальным лицам, прибывающим в Англию, именно на его молитве, авторитете, духовной силе и терпении стоит Сурожская епархия, особенно после ухода митрополита Антония. Архиепископ Анатолий уже около пятнадцати лет живет в сыром подвальном помещении, получает жалованье, равное пособию какого-нибудь иммигранта из дальних стран, прибывшего в эту страну без определенных целей. Но несмотря на все именно он, а не кто другой, является духовным отцом и поддержкой десятков, если не сотен, как русскоязычных прихожан, так и тех, чей родной язык — английский, о чем многие из них готовы засвидетельствовать.

И тем местным грубиянам (как малолетним, так и не очень), что не стеснялись и не стесняются даже прилюдно хамить Владыке за его верность Русской Православной Церкви (хорошо зная, что это всегда и везде останется безнаказанным), хочется напомнить о том, что за его плечами — более сорока пяти лет монашеских трудов и священства (из них более тридцати трех лет — в архиерейском сане). И о том, что воспитывали его новомученики и исповедники русские, платившие за свою принадлежность к Русской Православной Церкви тюрьмами и жизнью...

В повседневной жизни собора русскоязычные прихожане составляют девять десятых от общего числа прихожан. Но знают ли они, куда идут их пожертвования? Конечно, нет. Вопрос о церковных средствах, может быть, и не стоял бы так остро, если бы не неряшество алтаря, утвари, замызганных облачений, недостойных даже самого захолустного российского прихода, не то что собора, стоящего в сердце капиталистического мира...

Есть огромное (без преувеличения) число русскоговорящих православных людей, живущих во многих городах Англии. Их существование не волнует Сурожскую епархию. Их никто не ищет, не собирает, не сплачивает... Русскоязычных православных здесь боятся. Ибо большая часть их наверняка предпочтет жить по тому самому “плохому” Уставу Русской Православной Церкви со всеми вытекающими правами и обязанностями, нежели по Сурожскому “уставу”, не утвержденному священноначалием Русской Церкви, русский вариант которого вообще толком никто и никогда не видел. Но упомянутый виртуальный “устав” в то же время весьма выгоден: именем митрополита Антония можно оправдать все искажения, все злоупотребления, все небрежение — все!».

Эти слова о. Андрея точно отражают нашу печальную действительность.

Приведем еще одно очень важное свидетельство епископа Илариона (Алфеева). В Заявлении Епархиального совета Сурожской епархии (по поводу назначения Священным Синодом Московской Патриархии епископа Илариона на место второго викарного епископа) «наиболее загадочным пунктом является утверждение о том, что вера, исповедуемая Епархиальным советом, отличается от опыта Русской Церкви, восстающей после­ десятилетий гонений… В епархии широко распространено унаследованное от времен холодной войны подозрительное отношение к “официальной” Церкви, недоверие к ее священноначалию. Но никогда до сих пор епархия не заявляла — устами своего официального органа — о вероучительном расхождении между нею и Русской Церковью».

В беседе с верующими митрополит Антоний открыто говорил, что «между обычным Православием в России и нашим (“сурожским”. — Авт.) Православием есть разница, и это очень важно». Митрополит Антоний являлся сторонником рукоположения женщин в священный сан (об этом он, в частности, говорил на Епархиальной конференции в мае 2002 г.). Он заявлял, что все люди, независимо от их вероисповедания, спасутся; поощрял аборты, если ребенок будет с отклонениями в развитии.

Если митрополит Анатолий (Блум) всегда отличался своей приверженностью к модернизму, то его духовно вскормленные наследники, следуя тем же обновленческим путем, пошли еще дальше: поощряют причащаться без исповеди и поста, культивируют презрительное отношение к Матери-Церкви в России, ее архиереям, духовенству и богослужебным традициям. «Сурож» не признает устава РПЦ, утвержденного на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, несмотря на то что нынешний управляющий Сурожской епархией епископ Василий голосовал за принятие этого устава вместе с другими епископами. Финансовая деятельность епархии строго-настрого засекречена: ревизионной комиссии не существует. Всех обязуют сохранять полную конфиденциальность обо всех вопросах и решениях, как в масонских ложах. Приходское собрание не имеет права голоса и просто игнорируется.

Мнения, отличные от «сурожского», разрешенного, не допускаются и караются. Получается, что игнорируется мнение основной части всего прихода, которая не имеет права выразить свои взгляды и даже не может узнать, что за спиной у прихожан решил приходской совет.

Когда самолеты НАТО бомбили Сербию, здесь не разрешалось зачитывать воззвание Русского Патриарха о прекращении бомбардировок.

Количество новых прихожан из России увеличивается, но, не получая должного духовного окормления, многие люди уходят из нашей церкви вдругие приходы (где атмосфера более благочестивая), особенно после фактического игнорирования сурожским священноначалием братской сербской Церкви во времена трагических событий 1999 года, после изгнания епископа Илариона и других сурожских беззаконий. Многие уходят из Церкви совсем. Нет сил смотреть, как разваливается община, как люди разочаровываются и уходят.

Только благодаря высокому духовному авторитету смиренного и пользующегося огромным уважением архиепископа Керченского Анатолия верующие еще не покинули наш храм. Однако те, кто остается верными РПЦ МП, не находят никакой поддержки из России и подвергаются всяческому уничижению, травле и клевете. Люди обеспокоены: куда идти и где искать настоящую русскую патриаршую церковь в этой стране и что нас ждет, если окончательно возобладает протестантский и раскольнический дух? В частных разговорах с духовенством и мирянами управляющий ныне Сурожской епархией епископ Василий (Осборн) уже несколько лет проводит идею отделения от Московского Патриархата и присоединения к какой-либо другой юрисдикции, настраивает духовенство против Москвы и против Святейшего Патриархата. Этот раскольнический склад ума еп. Василия выражался в словах, сказанных во всеуслышание: «У меня нет будущего в Московском Патриархате». Эта же идея отделения Сурожской епархии от Матери-Церкви нашла свое отражение и на страницах английской католической газеты «The Universe» от 14 июня 2002 года, где было помещено интервью с епископом Василием и прот. Сергием Гаккелем: «“Британская Церковь” должна отделиться от Московского Патриархата и стать “независимой епархией”».

Сурожские смутьяны повторяют на все лады, что РПЦ, делая акцент на усилении епископской власти, пытается руками ОВЦС «захватить в свои руки» Сурожскую епархию (как будто эта епархия уже и не относится к Русской Церкви).

Для многих уже очевидно, что Сурожская епархия готовится к уходу из Московского Патриархата в Константинопольский. Собственность епархии пытаются оформить таким образом, чтобы в будущем не было никаких препятствий отделиться от РПЦ МП и увести всю собственность за собой. Но почему Лондонский приход, который изначально был устроен как Русская Православная Церковь Московского Патриархата и где 80% прихожан являются русскими, должен следовать за людьми, которые не видят своего будущего в юрисдикции Московского Патриархата? Но перестав использовать имя РПЦ МП, сурожские расколоучители прекрасно понимают, что тем самым они рискуют остаться не только без паствы, но и без денежных поступлений, ибо в случае ухода в иную юрисдикцию Сурожскую епархию покинут все русскоговорящие, на пожертвования которых и существует епархия. А без финансов и паствы далеко не уедешь.

В любом случае, мы считаем, что Лондонский храм и впредь должен оставаться в каноническом подчинении Русскому Патриарху, даже если вся епархия уйдет в другую юрисдикцию.

Русская Церковь всегда была открыта для верующих всех национальностей, при этом оставаясь русской Церковью с русскими православными традициями. Она никогда не была Церковью только для русских. Также как и греки, сербы, румыны имеют возможность иметь свои национальные церкви с правящим епископом их национальности, также и мы, русские люди в Лондоне, хотим иметь русскую Церковь с русским правящим епископом, который может позаботиться о нуждах русских верующих, которому понятны нужды и чаяния русских людей.

Несмотря на обширное книжное проповедническое наследие митрополита Антония (Блума), плод всей его жизнедеятельности — Сурожская епархия — представляет собой больной организм на теле Русской Православной Церкви. Если духовный распад в Сурожской епархии не остановить сейчас, то в будущем бороться будет не за что, так как от истинного Православия ничего не останется: прикрываясь дорогим для многих именем митрополита Антония, епископ Василий и его окружение будут продолжать свою антицерковную деятельность. .

Мы не видим нашего будущего в Сурожской епархии в том виде, в каком епархия находится сейчас. Порой создается впечатление, что мы находимся не в Церкви Христовой, а в какой-то странной тоталитарной обновленческо-сектантской общине «протестантов с иконами».

Но мы хотим пребывать в настоящей Русской Православной Церкви, подчиняющейся и верной Московской Патриархии, с русскими православными традициями, с богослужением на церковнославянском языке, с уставом, соответствующим уставу Русской Православной Церкви.

Мы желаем лишь одного — сохранить для себя и своих детей истинное, а не «сурожское» обновленческое Православие и быть на деле верными чадами Русской Православной Церкви, оставаться с ней в каноническом единстве.

Просим помолиться о нас, православных русских людях в Великобритании.

Прихожане Лондонского Патриаршего Успенского собора.
Апрель 2006 г. Лондон
Послесловие редакции

Следует заметить, что уход епископа Василия (Осборна) в юрисдикцию Константинопольского (Вселенского) патриарха, произошедший в мае–июне 2006 года, не только грубо нарушает церковные каноны, но и противоречит взглядам покойного митрополита Антония (Блума). Вот что говорил на одной из своих последних бесед (28 ноября 2002 г.) владыка Антоний:

«Я получил несколько писем с замечаниями и вопросами. И я хочу начать с одного очень важного момента. Это вопрос о том, каково наше отношение к Московской Патриархии, к Русской Церкви. Этот вопрос для меня никогда не поднимался в течение всей моей взрослой жизни. Но сейчас он поставлен мне другими людьми. Для меня он остается разрешенным и кристально ясным. Наша епархия, и наш приход, и все те, кто хочет быть верным приходу, и епархии, и за пределами его — Церкви, должны быть всецело верны Русской многострадальной, мученической Церкви… Поэтому наша Сурожская епархия была и останется верной Русской Церкви до конца».



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

12.08.2018
Архиепископ Никон (Рождественский)

Славянский язык – родная стихия нашей церковности

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

9.08.2018
Священник Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

1.07.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.05.2018
Архиепископ Никон (Рождественский)

О рассуждении

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

14.07.2017
Документальный фильм «Эти».
Комментарий священника Алексия Чаплина

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

14.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?