Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Её нет — соборности вообще»

Протоиерей Андрей ТЕТЕРИН


Выступление на конференции Русского христианского движения в Великобритании на тему «Соборность»
3 декабря 2005 года 

Когда я был маленький, я очень любил фильм про Штирлица, помните? Там был такой персонаж, Мюллер. И одну из самых замечательных мыслей, которые я когда-либо услышал, сказал именно он: «Запомните, Штирлиц, что ясность есть одна из форм полного тумана». Наша конференция сегодня посвящена «соборности», и, если спросить, что же с течением времени становится менее всего ясным, отчетливым и понятным (если вообще остается таковым), то это именно понятие «соборности». Что это такое? Кого ни попроси — объяснить невозможно. Я попробую вам это объяснить.

Прежде всего необходимо сказать, что эта конференция и малочисленна, и беспредметна. Возможна ли вообще конференция на эту тему? Особенно если мы вспомним, что такое конференция: собрание людей для изложения собственного мнения, точки зрения коллектива на некую проблему, способа подхода к ней, понимания, принятия собственного решения, чаще всего практического. Дальше, уж если мы собрались на конференцию, то спросим себя, возможно ли обсуждение понятия «соборности» вообще? Конечно, нет. Такого отвлеченного понятия в русском языке вообще не существует.

Я себя никогда богословом не считал и не называл. Даже Церковь в истории своей дала всего трем людям наименования «богословов». Вы знаете — Иоанну, Григорию и Симеону.

Что такое «соборность» вообще? Ее нет — соборности вообще. Есть собрание, встреча, съезд, конференция, есть церковные соборы как конкретные явления, а вот соборности — нет, и всё. Ее нет также и как отношения между людьми. Об этом нам ясно говорит наш великий и могучий русский язык, который дан великому народу. Приведите мне пример соборного отношения между людьми. Кто и когда говорил: «Как они между собой соборны!»? Никто не говорил. «Какой соборный приход!» Тем более никто никогда не говорил: «Какая соборная семья!» Мне очень нравится, когда женщины на приходе живут мирно, между собой не ругаются, но я никогда не подойду к ним и не скажу: «Как вы соборны!» Говорят, конечно: «соборный протоиерей», но это уже совершенно другая опера, как говорится. Если и есть понятие «соборности», то только конкретное понятие — соборности Церкви и никакой другой. Соборность Церкви есть существенное свойство Церкви, без которого она перестает быть самой собой. В Символе веры указаны четыре таких свойства: единство, святость, соборность и апостольство. С другой стороны — это догматическая истина, догмат о Церкви. И вот здесь название нашего мероприятия, т.е. конференции, неизбежно заставляет вспомнить о том, что такое догмат в церковном понимании.

Догматы — это истины, качественно отличающиеся от истин нравственных, литургических, канонических, аскетических... Почему? Догматы — это истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума. Поэтому дать им твердую опору, возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение. Соборность Церкви — это тоже догматическое понятие, догматическое учение о Церкви. У догматов есть четыре основных свойства. Первое — это теологичность, т.е. вероучительный характер. Это учение о Боге и Его Домостроительстве, т.е. о деле спасения. «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Другое свойство догматов— Богооткровенность (по способу обретения, получения догматических истин). Догмат не есть плод естественного откровения, но Божественного. Научные и философские истины — плод работы разума. Правда, в преподании догматов участвует разум, но весьма в скромной мере. Главная задача разума в отношении догматов — посильное воплощение в слова. Недаром один из современных богословов сказал, что богословие— это поиск наименее неподходящих слов, потому что подходящих вообще быть не может. Слово — это творение человека. Человеческий язык — это творение человека (см.: Быт. 2, 19–20). И существует противоречие между тварностью языка и теми истинами, которые стоят выше всего тварного.

Догматы абсолютны и неизменны. Свойство их Богооткровенности означает, что догматом может почитаться только та истина, которая преподана Иисусом Христом, проповедана Его Апостолами, подтверждена и истолкована Вселенскими Соборами. Мнение, высказанное даже очень уважаемым отцом Церкви, никогда не может быть возведено на степень догмата веры.

Другая черта догматов — это их церковность (по способу существования). Только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или другой истиной веры догматический характер. Церковь — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). И в этом — качественное отличие православного вероучения от догматических систем (если они так могут называться) протестантских. Вероучение Церкви Православной изложено нам Вселенскими Соборами. А как создавалось вероучение протестантских церквей? — На богословских конференциях, таких, как наша. То есть садились люди и решали: «А как нам правильно понимать тот или иной догмат Церкви? Правильно ли мы его понимали до сих пор? А давайте его понимать немножко в другую сторону». Чем это все кончилось— мы видим. О протестантских деноминациях можно сказать то же, что бесы о себе сказали. Имя им — легион.

Последнее свойство догматов (и в том числе — о соборности Церкви) — это их законообязательность, общеобязательность. Признание истины догматов — это обязанность, это элемент церковной дисциплины. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10–11). Догматы необходимы для спасения. Это — фундамент веры, те нормы и правила, которые позволяют человеку верно организовывать и направлять религиозную жизнь. Поэтому то, что мы пытаемся сегодня делать — то есть обсуждать догмат, в данном случае о Церкви, — это примерно то же самое, как если мы организовали бы конференцию на тему «Триединство Бога». Или конференцию на тему «Богочеловечество Христа».

Нужно смиренно помнить, что не всем и не всякому дано говорить об истинах веры, даже на больших конференциях. Да, догматы должны быть человеком так или иначе осмыслены, догматы — это не магические формулы, повторяя которые можно добиться плодов в духовной жизни. Суть и задача истолкования догмата состоит в том, чтобы раскрыть содержание его, не изменив и не исказив самой вероучительной истины.

Каковы основные принципы раскрытия содержания догматических истин? Эти принципы выражены лучше всего в первых словах Ороса IV Вселенского Собора: «Последующе святым Отцам...» Именно так понимание догматов должно находиться в контексте Священного Предания веры. Поэтому, если бы мы правильно представляли интересующий нас предмет, т.е. догматическое учение о соборности Церкви, то не торопились бы обсуждать то, что и святые не дерзали обсуждать, а послушали бы, скажем, лекцию или несколько лекций на тему: «Учение Спасителя, Святых Апостолов и Святых Отцов о соборности Церкви».

Нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а наоборот — пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в такое состояние, которое позволит нам понимать смысл догмата, понимать его опытно, жизненное вхождение в него, а не обсуждение. Поэтому причину отсутствия связи догматов и нашей внутренней духовной жизни следует искать не в отсутствии дискуссии о том, что нам не дано и что мы не готовы обсуждать, а в незнании и невнимании к святоотеческому богословию (которое, кстати, отнюдь не сводится к трудам и проповедям митрополита Антония) и в греховности нашей.

Ну, а если нет «соборности» как таковой, то тем более нет «соборности в приходе и в семье». Если под этим подразумеваются единство, дружба, взаимопонимание, милосердие и забота, то так об этом и надо говорить. Но это проблемы уже не догматического, а нравственного порядка. И одно с другим смешивать я считаю ненужным. Поэтому и хромает наша конференция, что мы то о догмате, то о нравственной истине, потом опять о догмате. А в результате — ничего толком сказать здесь не можем.

Да, кто-то хорошо сказал: «Правильно поставить вопрос — значит наполовину правильно на него ответить». Ну и, конечно же, наоборот.

Должен заметить, что столь легкий подход к обсуждению церковного догмата не случаен.

У меня есть одно преимущество как приходского священника собора. Я действительно хорошо знаю его паству, ее проблемы, потому что именно я большей частью говорю с людьми.

Все начинается с пренебрежения к церковному уставу, с произвольного перекраивания церковных служб и чинопоследований, как это имеет место в богослужении здесь, в Суроже. Очень вольное отношение. Далее, это ведет к пренебрежительному отношению к исповеди как к таинству и необязательности ее (хотя, как учат св. Отцы — дар видения своих грехов есть основа всей духовной жизни, первый дар Святого Духа. Об этом говорили все от Макария Великого до Иоанна Кронштадтского). Ну а потом мы готовы к легкой непринужденной дискуссии о том, как надо правильно понимать догмат Церкви, и вынести соборное решение на пленарном заседании. Все же это, конечно, свидетельство определенного отрыва от литургической, богословской, аскетической традиции Православной Церкви, и все это весьма малоутешительно.

Я, может, немного резковато говорю, но это определяется той аудиторией, к которой я обращаюсь. Были бы здесь англичане, я бы говорил гораздо мягче.

А теперь все же кратко давайте вспомним учение о Церкви и ее соборности с православно-догматической точки зрения.

Совершив дело нашего искупления, Господь Иисус Христос дал людям средство приобщения к плодам этого подвига. Для этого Он основал Церковь. Вначале под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению, последовавших Ему и потому составляющих «род избранный» (1 Петр. 2, 9). В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь, но как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 2, 1)?

Церковь имеет две стороны — видимую и невидимую, подобно тому, как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств — видимого, человеческого, и невидимого — Божеского. С видимой стороны Церковь — это общество христиан, а с невидимой — Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех, принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры.

Согласно «Пространному Катехизису» св. митр. Филарета Московского: «Веровать в Церковь — значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа».

Благодать — это та спасительная сила Божия, которой стоит и этот мир, и Церковь. Есть в Боге та сторона, что для нас непостижима. Это все то, что касается Его Божественной сущности. И о ней Церковь говорит, что «Бога человеком невозможно видети». Но есть в Боге и другая сторона — те энергии, те силы, которые обращены к миру, которыми этот мир стоит, которыми стоит и Церковь. И о них сказал Сам Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть Богочеловече­ский организм, Тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами — все верующие во Христа и соединенные с ним как со своим Главою. Бог Отец «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело его» (Еф. 1, 22–23), как учит апостол Павел.

К Церкви принадлежат все православные христиане, живущие на земле, все скончавшиеся в истинной вере и святости, а также и ангелы. Одна часть Церкви — та, что состоит из членов, живущих на земле, обычно называемая странствующей или воинствующей, вторая часть Церкви состоит из ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной и торжествующей. Согласно «Посланию восточных патриархов», «одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду».

Основатель христианской Церкви есть Богочеловек, и Он находится в совершенно ином отношении к Своей Церкви, чем все прочие основатели религиозных обществ к созданным ими организациям.

Церковь создается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Христос не только основатель Церкви, но и ее краеугольный камень. Не только возглавитель Церкви, но и сама Церковь, которая строится на теле Господа Иисуса Христа из самого Его Тела. Основав Церковь, Господь реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней во все дни до скончания века. Иисус Христос является краеугольным камнем церковного здания, но всякий фундамент имеет смысл только в том случае, если на нем возводится здание. Церковь есть Тело Христово, но каждый живой организм должен расти и развиваться. Христос — основатель и архитектор церковного здания, определяющий законы его жизни, но должен быть еще и строитель. Таким Строителем Церкви является Святой Дух, который совершает ее рост, присоединяя верующих к Телу Христову и жизни Церкви.

Таким образом, в земном ее аспекте «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» («Пространный Христианский Катехизис»).

Послушание священноначалию в Православной Церкви обязательно, и поскольку Главой ее является Сам Господь Иисус Христос, то выражением послушания Церкви является послушание священноначалию той поместной Церкви, к которой мы принадлежим. В частности — Святейшему Патриарху. Не зря о послушании сказано, что оно выше поста и молитвы. Порой оно весьма тяжело, но положение обязывает.

Общество церковное управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца и одушевляется, живится и освящается Святым Духом. Все члены этого общества соединены со Христом, как со своим Главой, и в Нем — друг с другом и с небожителями. Таким образом, Церковь имеет две нераздельные стороны. С внутренней стороны она есть сокровищница благодати и истины, свнешней — это человеческое общество, существующее в земных условиях.

Следующий вопрос — это существенные свойства Церкви Христовой, т.е. те, как уже говорилось, утратив которые она перестает быть собой. Это — единство, святость, соборность и апостольство. Все другие свойства Церкви являются производными от этих четырех.

Единство — это принцип бытия Церкви. Христос никогда не говорил оЦеркви во множественном числе. «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Вот почему мы веруем в единую Церковь, в единую и в одну. Последняя молитва Спасителя была: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). Эти слова говорят о единстве количественном и о единстве качественном. О том, что Церковь, как сказано в «Пространном Катехизисе»: «есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим». Вот почему грех против единства Церкви всегда святыми отцами считался одним из самых страшных грехов. Св. Иоанн Златоуст говорил, что грех раскола не смывается даже мученичеством.

Церковное единство предполагает изменение образа бытия человечества из общества замкнутых индивидуумов, живущих по закону естественного отбора, закону джунглей, в единство по образу Святой Троицы, когда каждая личность, сохраняя свою неповторимость, находится в единосущном единстве с подлинным человечеством — Церковью. Это таинственная сверхжизнь обозначается в Откровении словом «любовь». Именно о ней сказано «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).

Познание таких истин, как «любовь Божия» и «соборность Церкви», не в том, чтобы говорить слишком много слов о них, часто запутывая их смысл, уходя от первоначального понятия, а в том, чтобы приобщиться к той реальности, которая стоит за этими словами. К той реальности, которая этими словами определяется. Это относится к тому, что «Бог есть любовь»; это относится и к соборности Церкви. Жить надо так, чтобы понять, что такое соборность Церкви.

Внешнее единство Церкви выражается в единстве Православной веры, исповедании одного и того же Символа веры, в единстве таинств и богослужений, в единстве иерархического преемства епископата, в единстве церковного устройства и церковных канонов.

Хотя православная Церковь не имеет единого видимого главы, существование многих поместных православных Церквей не противоречит учению о единстве Церкви, поскольку, как опять же говорит св. митрополит Филарет: «это суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единого главу Христа и единый Дух веры и благодати». Отсюда очень важный практический вывод: послушание Церкви Вселенской, повторю, конкретно выражается в послушании той поместной Церкви, к которой христианин принадлежит. Принадлежность к поместной Церкви является делом свободного выбора в зависимости от национальной, территориальной и любой другой принадлежности, но если она избрана, то обязывает к послушанию.

Поэтому когда меня спрашивают, кто на мой взгляд является недругом Русской Церкви, я отвечаю, что можно по-разному подходить к этому вопросу. Я никогда не назову врагом своей Церкви того, кто откровенно ненавидит Россию и с презрением относится к Русской Церкви… Что ж, многое есть, что может к тому подвигнуть. Но когда это говорится откровенно, это — по-честному. А вот когда человек изображает из себя друга Русской Церкви, а сам в душе ненавидит ее (да и Россию тоже) — вот это уже некрасиво.

Единство Церкви земной и небесной проявляется в почитании и молитвенном призывании святых. Этим поклонением никоим образом не нарушается вторая заповедь Декалога, т.к православное богословие строго различает поклонение как всецелое служение, подобающее только Богу, от почитательного поклонения, которое есть воздаяние чести ко всему, что заслуживает уважения и почитания. Излишне упоминать о том, что в Священном Писании мы находим немало примеров молитвенного призвания святых и почитания их. Почитание святых в Православии всегда Христоцентрично. Выражением единства Церкви являются так же, с одной стороны, ходатайства святых за верующих, живущих на земле, а с другой — молитвы Церкви за усопших, но на этом мы останавливаться сейчас не будем.

Следующий аспект бытия Церкви — ее святость. Святость — одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности грешить, с одной стороны, и причастность к полноте нравственного добра, присущему Богу, — с другой. Освящение и святость человека были целью служения Господа Иисуса Христа. «Освяти их истиною Твоею... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17, 17–19). Источник и основание святости Церкви находятся в ее Главе и в Святом Духе, который постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой. Все члены Церкви призваны к святости: «Плод ваш есть святость» (Рим. 6, 22), как наставляет апостол Павел.

Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, освящающих верующих, но и потому что в ней есть люди различной степени святости, и в том числе такие, которые достигли полноты совершенства. В то же время Церковь никогда (и даже в апостольский период своей истории) не была заповедником святых. Были грехи, и немалые. Церковь — это собрание не только святых, но и освящаемых, и потому признает своими не только праведников, но и кающихся грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Спасителя о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24–30), о неводе (Мф. 13, 47–50) и других.

Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Искренне кающиеся в грехах получают их прощение, как свидетельствует о том апостол Иоанн в 1-м послании: «Если исповедуем грехи наши, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9). «Согрешающие, не очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою» — наставляет св. митрополит Филарет Московский.

Вот почему — и вы уже начинаете, наверное, понимать — любое пренебрежение таинством Покаяния, любые попытки учить о необязательности исповеди как необходимого условия приготовления к принятию Св. Даров очень опасны, потому что подрывают святоотеческое учение об основах духовной жизни.

Присутствие согрешающих в Церкви не препятствует ей быть святою. Однако существует некий предел, переступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или невидимым действием суда Божия, или видимым действием церковной власти, через анафематствование, во исполнение апостольского повеления: «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13). К таковым относятся отступники от христианства, нераскаявшиеся грешники, пребывающие в смерт­ных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. (Вот почему Церковь очень осторожно ведет разговоры о догматах веры и дает какие-то комментарии к ним.) Так что Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей. Все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым ей.

Ну а теперь, наконец, о соборности и кафоличности Церкви — предмете нашей так называемой конференции.

Церковь ветхозаветная была ограничена пространством, временем и народом. Церковь Христова не ограничена местом. Господь сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Христианская Церковь не ограничена также и временем, и будет стоять вечно. «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф. 28, 20). Утешитель Дух Святой также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин. 14, 16). Принесение бескровной жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

Новозаветная Церковь не ограничивается никаким народом, в ней «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Спаситель заповедал Апостолам учить и крестить «все народы» (Мф. 28, 19). В «Пространном Катехизисе» говорится, что Церковь называется Соборной и Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, временем или народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». Это определение соборности в современном православном богословии принимается недостаточным, ибо отождествляются понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются. Различие между соборностью и вселенскостью в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменима к ее частям, а соборность может относиться как к целому, так и к частям. Священномученик Игнатий Богоносец еще во II веке писал: «Где Иисус Христос — там кафолическая Церковь».

Один из современных богословов считает, что соборность есть свойство, которое выражает образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Также и Церковь кафолична как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого — не сумма ее частей, т.к. каждая часть обладает полнотой всего целого. Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует тот же Христос. Таким образом, кафоличность есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви.

Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что «Церковь Соборной называется, потому что находится во всей вселенной; в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди; весь род человеческий приводит к истинной вере, повсеместно врачует и исцеляет все виды грехов; имеет в себе великое совершенство, являющееся в словах, делах и во всяких духовных формах».

Так что соборность — это, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины, и, во-вторых, полнота благодатных даров, которыми обладает Церковь; причем эта полнота и целостность относятся как ко всей Церкви, так и к ее частям.

Вот почему излишне говорить о какой-то отдельной «соборности» в приходе и в семье. Вся полнота духовных даров Церкви даруется и каждому ее составляющему, каждому человеку. Иными словами, соборность означает, что каждый человек в любое время, независимо от внешних условий может получить в Церкви все необходимое для спасения.

И наконец, четвертым существенным признаком Церкви является ее апостольство. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Поэтому она называется апостольской по цели своего бытия. Она утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2, 20). Апостолы являются основаниями Церкви в хронологическом смысле — они стояли у истоков ее исторического бытия. Они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начало ее канонической структуры, поставили первых епископов. Для исполнения своего назначения Церковь должна всегда быть такой, какой была при Апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при Апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.

Во-первых, должно сохраниться в Церкви переданное Апостолами учение или предание. Символ веры называет Церковь апостольской и учит твердо держаться учения или предания Апостолов и удаляться таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов.

Во-вторых, должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице Апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство Даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от Апостолов Богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому преданию вучении, священнодействиях и в основах церковного устройства.

Церковная иерархия, или священноначалие, ведет свое начало от Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через рукоположение в таинстве священства. Непосредственными преемниками и продолжателями служения Апостолов являются епископы. Апостолы передали им все благодатные дары, необходимые для епископского служения. Епископы поставляют на служение пресвитеров и диаконов. Высшим священноначалием, которое может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь, является Вселенский Собор. Таковы существенные свойства Церкви как Тела Христова и соборность как одно из них.

Так как у меня осталось несколько минут, позволю себе вернуться к названию того движения, которое собирает эту конференцию. В данном случае оно значится так: «Русское христианское движение в Великобритании, Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии, Сурожская епархия, Московский Патриархат». Тут все с ног на голову поставлено. Думаю, если сказать: «Московский Патриархат, Сурожская епархия», то этим и будет сказано, что речь идет о Русской Православной Патриаршей Церкви в Великобритании и Ирландии.

Во-вторых, о названии движения. Я с ним категорически не согласен, потому что оно стилистически безграмотно с точки зрения русского языка. «РХД в Великобритании проводит однодневную православную конференцию...». Но тогда возможен и такой вариант: «РХД в Великобритании проводит однодневную квакерскую конференцию».

Зачем усложнять то, что можно сказать гораздо проще. Я бы не стыдился такого названия: «Русское православное движение в Великобритании». Если бы мы услышали такое название, то получили бы некую полноту информации о движении, о двух началах, которые в нем присутствуют.

«Русское» вовсе не означало бы, что оно только для русских. Это слово означало бы, что движение призвано служить не только проповеди Православия в целом, но и изучению и знакомству с теми особенностями духовной традиции Русской Православной Церкви, которые вошли в сокровищницу вселенского Православия.

Мне кажется, такие вещи надо с самого начала четко определять. Для того чтобы не было разных истолкований, нужно называть себя правильно и определенно, чтобы не давать возможность эту четкость потом размывать идви­гаться в ту сторону, куда Православию не по пути.

Спасибо за внимание.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

 

НОВОСТИ

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви