Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Всегда ли право «правое дело»?

Игумен Даниил (ГРИДЧЕНКО)


Дедака еще при жизни своей
сказал мне однажды, когда сидели
за столом:«Если захочешь, у тебя
в голове будет всего много».

(Дедака. Блаженный старец
Михаил Хабарский (Сметанин)

Москва – Н.Новгород –
Растяпино, 2005. С. 95)

 

Беда современной церковной жизни заключается в том, что люди, ей приобщающиеся, называющие себя православными, на самом деле нередко являют веру если не прямо противоположную христианской, то, во всяком случае, не имеющую с ней ничего общего. Чего только не умещается в головах определенной части современных российских неофитов, и не только их. Тут и царь Иоанн Грозный с Григорием Распутиным с их непризнанными «заслугами», и какие-то полумифические старцы, и свои доморощенные «христопродавцы», нередко в лице священноначалия. Кругом козни, опасности, враги. И абстрактные, и вполне конкретные, теперь уже и в архиерейском сане. Словом, антихрист присутствует явно, а вот для Христа, что самое печальное, места уже не остается. Как будто вера первых христиан, взывающих: «Ей, гряди, Господи Иисусе!», превратилась в религию, цель которой прямо противоположна — во что бы то ни стало Пришествие Христово задержать.

Однако «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И вера Православная остается неизменной. Меняются люди, их понимание веры, причем порой весьма стремительно. Например, лет 15–20 назад никому и в голову не могло прийти, что молодую женщину, отказавшуюся от медицинской помощи «страха ради электронного» и умершую вследствие этого от сахарного диабета, сочтут за мученицу, напишут икону, составят акафист. Теперь такое возможно, и нам предлагают молиться: «Радуйся, у врачей безбожных полис разтерзати потребовавшая...» («Акафист святой новомученице» Марине Нижегородской. Икос 8).

Появляется «православие» особого рода, когда люди, отказавшиеся от ИНН, паспорта, медицинского полиса, сами себя причисляют к числу исповедников. Трудно сказать, чего здесь больше: безответственности, безнаказанности или элементарного тщеславия. Во всяком случае, ситуация сильно отдает сектантской духовной недоброкачественностью, особенно если учесть, что быть гонимым, когда тебя целенаправленно не гонят, довольно-таки легко, а главное — чрезвычайно престижно. Не случайно лидеры нового правого движения «за право жить без новых паспортов», загоняющего людей в леса, стяжали себе славу харизматических лидеров. Что, кстати, им самим обеспечивает вполне безбедное существование, а в случае необходимости — лечение. Очевидно, что идея кампании, развернувшейся под шумными псевдопатриотическими лозунгами, — сугубо провокационная; и люди, инициировавшие ее, преследуя свои цели, все хорошо продумали. Чего не скажешь о подавляющем большинстве ее непосредственных участников. Но христианство без разума уже не христианство, а антихристианство, ибо рассудительность всегда считалась одной из главных христианских добродетелей. И ни с чем Православие, отцы Церкви не боролись так активно, как с ложной мистикой, с псевдомаксимализмом: докетизмом, манихейством, монтанизмом, донатизмом и т.д.

Никто не спорит — явления, связанные с процессом тотальной глобализации, представляют определенную опасность, прежде всего правозащитного характера. Однако видеть в них «корень всех зол» — по меньшей мере наивно, а для людей верующих — и вовсе непростительно. Ведь, посягая на гражданскую свободу, не лишают тем самым свободы духовной. Собственно, ничто, кроме личных грехов, ее не лишит. И поэтому не стоило бы свою чрезмерную экзальтированность превращать в орудие провокаторов — революционные протесты против предметов, составляющих неотъемлемую часть всякой государственности, например, удостоверений личности, способно породить лишь хаос, анархию; маргинализовать и тем самым ослабить Церковь. Хаос — как раз та благодатная почва, которая в свое время и произведет на свет деятеля, призванного поставить в земной истории человечества заключительную точку. По сути, наши церковные революционеры добиваются цели, прямо противоположной ими декларируемой.

Казалось бы, если бороться со своими грехами скучно, а зуд общественной деятельности распирает, можно было бы сосредоточиться на задачах, очевидно требующих неравнодушного отношения.

Ни для кого не секрет, что Россия вымирает: от пьянства, наркомании, разврата. На четырех зачатых младенцев — три аборта. Ну а «после детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово — ад. Ад на земле, ад за гробом» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 16).

Между тем эта и подобные ей проблемы в «боевых листках», циркулирующих на приходах и в монастырях, толком даже и не обозначены. Весь протестный пафос обрушивается на несчастные паспорта и ИНН, как будто при их вручении спрашивают о вере или заставляют отречься от Бога. Причем вся эта борьба — при полном невидении добра, во имя которого ведется. Борьба становится самоцелью. А борьба как самоцель неизбежно сама превращается в зло. При этом «благочестие» «благочестивых» порождает осуждение и даже ненависть ко всем «прочим», трансформируется нередко в некое «народное богословие», которое есть, по сути, не что иное как язычество. Собственно, «народничество» и язычество — синонимы — «негодные и бабьи басни» (1 Тим. 4, 7). Религия в этом случае из средства, с помощью которого человек приближается к Богу, превращается в самоцель. Религиозное вырождается в псевдорелигиозное, в идолопоклонство, в котором в качестве идолов выступают внешне вполне «благочестивые» построения, «предания старец», посредством которых Самого Бога пытаются использовать в своих чисто человеческих измышлениях, не имеющих ничего общего с учением Церкви.

Стоит человеку усвоить маску «благочестия», и для него становится необязательными правда и честность, отмирает критерий истинности чего бы то ни было. Более того — его начинает тянуть на все псевдоцерковное, лишь бы оно было «благочестивым».

В связи с этим ужасает количество апокрифической псевдоправославной литературы, повествующей о сомнительных старцах, старицах, блаженных, а то и явных шарлатанах и самозванцах, их видениях и откровениях. Исполнить функции духовного цензора каждому предоставляется самостоятельно. Но так как большинство жизнеописаний составлено на основе непроверенных слухов, то оказывается, что и священный сан не становится гарантией правильной оценки степени прельщенности того или иного из описываемых персонажей.

Так, в брошюре, изданной, если верить указанию на обложке, по благословению православного священника, повествуется о некоем «старце» Михаиле, занимавшемся целительством. «Старец святил воду особыми молитвами, благословлял ее крестом, потом всех поочередно отчитывал» (Дедака. Блаженный старец Михаил Хабарский. С. 17). Позволительно спросить: если отчитывает, «святит» воду мирянин, причем своими «особыми» молитвами, то что это? Хотелось бы ошибиться, но уж больно эта процедура напоминает проделки какого-нибудь Чумака... Примечательно, что еще в древнем язычестве платонизм создал тип «святого человека», который ничем не отличается от «волшебника». Характерно и «старческое завещание»: пейте святую водичку. О жизни в Церкви, Причащении Христовых Таин ни слова.

Рядом (с. 63–64) находим поэтическое приложение:

Молись за нас, дедушка Миша,
То бишь старец Михаил.
Антихрист на ухо нам дышит,
Молись, чтоб нам справиться с ним.
 
В борьбе пожелай нам удачи,
Чтоб справиться с шайкой зверей.
Молись, чтоб кто выживет стойко,
Попал в эшелон со Христом...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нас старцы готовят к любым испытаньям:
К насилию власти, к телесным страданьям,
Чтоб приняли мы страшный тот ИНН,
Мол, хлеб и награда вам будет взамен...
 
Не смей выходить из вагона на миг!
Враг алчет и жаждет, чтоб ты сдался, чтоб сник.
И даже по крайней нужде все — в пакет,
Иль в памперс... Запомни, то — старца совет!
 

Вот так. С помощью дедушки Миши справимся с самим антихристом! Тогда действительно Христос уже не очень нужен.

К сожалению, эти и подобные им «перлы» спокойно соседствуют на книжных прилавках с серьезной агиографической и богословской литературой, с творениями святых отцов. И нет никакой уверенности, что случайный покупатель не сочтет их за равноценные.

«Дети! Храните себя от идолов» (1 Ин. 5, 21) — предупреждает Апостол. Но иногда кажется, что само Православие заросло идолами, что чуть ли не в каждом православном сидит законспирированный старообрядец со своей безрадостной, безжизненной религией. Такая религия отталкивает. Отталкивает почти неприкрытой злобой, обращенной к жизни с позиции своей твердокаменной правоты. С другой стороны, какая-то глубокая, почти родственная связь соединяет старообрядцев и наших новых «церковных революционеров» — тот же горделивый комплекс «избранного остатка», а на деле — позиция типичного пораженца, неспособного понять свое место в мире, отрицающего присутствие в нем Божиего Промысла. Налицо симптомы внутреннего душевного кризиса, своего рода шизофрении, когда жизнь в нереальном и несуществующем мире утверждается как реальная и существующая. Вместо признания собственных грехов — призывы к покаянию в грехах давно минувших лет, давно ушедших людей, при нежелании или неспособности видеть собственные. Какая-то сектант­ская активность и ревность не по разуму, надрывное стремление спасать, которые при отсутствии духовного опыта, знания учения Церкви обращаются на частное и поверхностное. Причем все это замешено на каком-то елейном триумфализме: несмотря ни на что, уже в обозримом будущем ожидается восстановление чуть ли не православной монархии. И это не спокойная позиция, рождающаяся из опыта. Самих себя уверяют в своей правоте и уже заранее ненавидят всякого, кто посмеет в ней хоть как-то усомниться. Тогда елейность легко превращается в истерическую воинственность, не допускающую никакого возражения, даже из уст Патриарха.

Особенно остро эти недуги чувствуются в монашеской среде, которая с семидесятилетним прерыванием традиции породила внутри себя почти болезненный «реставрационный» пафос, в большинстве случаев способный осуществить разве что духовно бессильную стилизацию того, что когда-то было естественным и органичным. Некоторые современные монастыри при отсутствии здравого духовного руководства плодят сегодня «старцев», сущность которых единственно в их духовном властолюбии. Власть всегда соблазн, тем более власть духовная. Нет ничего страшнее жажды власти над душами. Святейший Патриарх Алексий II предупреждал: «Мы то и дело слышим о патологических случаях, когда вместо просвещенного благодатью Божией пастырского служения полуграмотные священнослужители запугивают свою паству. Несведущие в учении Церкви, не знающие ни догматов, ни церковных канонов монахи распространяют нелепые и ложные предсказания, сеют панику среди паломников, среди простого народа, только еще приходящего к Церкви после долгих десятилетий навязанного атеизма. Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки, а может быть, и денежный расчет вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции, например, рекомендациями избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, полагаясь только на волю Божию, срочно менять местожительство и уезжать из Москвы, так как скоро конец света, — видимо, полагают, что в другом месте конца света не будет. В этих случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственных сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз...» (Из обращения к Епархиальному собранию г. Москвы. 2003 г.).

Получается, что попытки взобраться на ангельскую высоту не научившихся еще быть просто порядочными людьми порождает нечто «бесоподобное». Беда, когда молодой иеромонах мнит себя «духовным» только потому, что оказался на месте, на котором раньше подвизались действительно святые мужи, когда верит своим впечатлениям, интуиции, мнениям, откровениям, — все это признаки болезни, на церковном языке называющейся прелестью. Наверное, в монастырь он поступал с самыми искренними стремлениями, но изначально благие намерения не могут быть гарантией от последующих заблуждений. Увы, прелесть — состояние, в которое почти автоматически впадает определенное количество современных специалистов и специалисток по «духовной жизни». Причина тому — весьма банальная: все та же «гордость житей­ская» (1 Ин. 2, 16). Случается, что люди приходят в монастырь не от любви к Богу, не из искреннего желания покаяться, а из-за желания, часто скрываемого от самого себя, возвыситься над профанной толпой уже в силу своего «иного», иноческого положения. Но измениться можно не только «вверх», приблизившись к Богу, но и «вниз» или «куда-нибудь в сторону». Препятствием такому перекосу не станет и формальное «следование» святым отцам, если воспринять их заветы лишь как механическое руководство для бездумных «духовных» манипуляций. Тогда сама вера из здравого христианского учения легко превращается в своего рода «православную магию».

Аскетизм, не растворенный христианской любовью, порождает разве что «ферапонтово» (по Достоевскому) монашество, тяжелое и осуждающее. Если же нет ни того, ни другого, то и вовсе времяпрепровождение в монастыре превращается в фарс, в маскарад ряс, клобуков, мантий, скорее в водевиль с переодеваниями, нежели в реальное монашество. На самом деле религиозность такого плана — не что иное, как эффективное средство для уничтожения веры. Ведь дело не во внешности и названии, за которыми может скрываться все что угодно.

Обитель, в прошлом знаменитая своей духовной жизнью, недавно «прославилась» снова. На этот раз, правда, в направлении несколько для себя нетрадиционном: отцы решили побороться с жидовствующими. А так как таковых в наличии не обнаружилось, их просто выдумали. Дело обернулось клеветой, а закончилось громким скандалом с разбирательством комиссии во главе со специально присланным архиереем. Вслед за этим часть братии наотрез отказалась менять свои старые советские паспорта на новые российские, и смута получила свое продолжение. Честно говоря, внятных объяснений, чем краснокожая «серпастая и молоткастая паспортина», к тому же с пятиконечной масонской пентаграммой — символом антихриста — лучше документа с изображением святого Георгия Победоносца, услышать так и не удалось. Говорили что-то о закорючках на нечетных страницах нового паспорта, смутно напоминающих шестеренки. Однако если они шестеренки и напоминают, то уж очень смутно. К тому же закорючек шесть, а не три — явный перебор.

Вся эта история могла бы показаться смешной, если бы не была такой грустной. И прежде всего — для монастырского начальства, поставленного перед непростой дилеммой. Удалить смутьянов из монастыря — значит легализовать раскол, превратить их в «мучеников» и «исповедников», на роль которых они просто нарываются. Оставить все как есть — значит и дальше травить духовной сивухой многочисленных паломников, ежедневно сотнями прибывающих в знаменитую обитель.

Но что бы там ни было, о разделении, как о явлении состоявшемся, можно говорить с уверенностью. Это тем более печально, если учесть, что монастыри исторически, как правило, являлись эталонами неповрежденного Православия, объединяли, а не разделяли. Однако бывает и так, что сама история разрушает исторические закономерности.

«Тревожно, что монашествующие и политиканствующие говорят на одном языке и об одном. И дух христианский уже, очевидно, покинул кричащие о глобализации христианские собрания. А ведь святитель Игнатий предупреждал, чувствовал, что неприметным образом дух Божий покидает волнующуюся, шумящую в Церкви толпу» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма. 2004. С. 452). И это слова человека, пострадавшего за веру, прошедшего еще сталинские тюрьмы, запечатлевшего свою жизнь не мнимым, а истинным подвигом исповедничества.

Истинного в современном мире остается все меньше... Надуманные проблемы, фальшивые отношения, ложь, лукавство, лицемерие. И даже попытки от них уклониться рождают порой такую «правоту», носители которой, при всей своей религиозности, забывают Христа, оставаясь лишь с чувством собственной важности и «исключительности». Между тем жизнь только тогда приобретает смысл и значение, бывает истинной, когда становится христоцентричной, настраивается на евангельский лад, то есть все свои поступки соотносит с Вечной Истиной — Христом Спасителем. Искание в жизни чего-то другого, даже под вывеской Православия, приводит лишь к его искажению. Ведь в стремлении быть «очень правым» можно развернуться так круто, что в конце концов окажешься от Христа с левой стороны.




Статьи автора

Что за фасадом...

Под прессом беспокойных смыслов

О чудесах

Лучше меньше, да лучше

Пусто место свято не бывает

Легко ли быть монахом...

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

14.09.2018
Николай Каверин

Настало время пересмотреть диптих Православных Церквей и предоставить в нем Русской Церкви первое место

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

2.09.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Пенсионная реформа – это политическое покушение на Президента

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

22.08.2018
Александр Буздалов

Богословский лубок «цареискупительства»

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

6.09.2018
Игумен Никон (Воробьев; †1963)

Письма к духовным чадам

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

29.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

16.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него