Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Не надо возмущать Серафимов источник


Уважаемая редакция журнала «Благодатный Огонь»!

Мне хотелось бы принять участие в полемике между Ольгой Буковой и ее оппонентами, развернувшейся после публикации в № 14 «Благодатного Огня» статьи об о. Иоасафе (Толстошееве) — первом жизнеописателе преподобного батюшки Серафима и его возлюбленнейшем ученике.

Преподобный Серафим Саровский очень почитается в нашей семье. Моя девичья фамилия (Белокопытова) совпадает с девичьей фамилией Агафьи Семеновны Мельгуновой (в девичестве Белокопытовой). Старинный род нетитулованных дворян Белокопытовых восходит к началу XVII века. Наш общий предок служил пушкарем при царе Алексее Михайловиче.

Меня интересовало всегда все, что касается Серафимо-Дивеев­ской обители. И естественно, полемика между Ольгой Буковой и ее оппонентами привлекла мое внимание.

Первое знакомство с «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым), у меня произошло в 1996 году, как только я приобрела репринтное издание 1903 года (М., 1996). Чтение этой книги почему-то не пошло сразу. Возможно оттого, что я узнала, что цензор прот. Григорий Дьяченко не пропустил в печать около двадцати страниц, и я стала нетерпеливо ждать полного издания.

И вот однажды в любимом мною книжном магазине Сретенского монастыря я обнаружила то, что искала: в конце книги нашла изъятое цензурой. Первое, что мне бросилось в глаза...

Сейчас мне физиологически неприятно приводить эту цитату, изъятую в свое время прот. Г.Дьяченко. Именно на нее-то обращает внимание в своей статье и Ольга Букова. Отвратительная подробность промелькнула в моей голове, и я почувствовала, что получила от тех строк ядовитую инъекцию: в моей душе тогда появилось некоторое сомнение в святости Преподобного. Дома я убрала «Летопись» в дальний угол и решила больше не открывать ее никогда. Каждое утро, молясь Преподобному, я просила у него помощи, но жало сомнения продолжало меня мучить. Помог мне святитель Игнатий Брянчанинов. Противоядием были его слова: «...Можно предложить наставления Серафима Саровского, сочинения Паисия Нямецкого и его друга схимонаха Василия. Святость этих лиц и правильность их учения несомненна» (М., 2001. Т. 2. С. 261). «Летопись» я запрятала и уже не чаяла, что когда-нибудь настанет время нового знакомства с ней.

Позже в Интернете на сайте «Русская линия» и на других сайтах стали появляться статьи, косвенно касающиеся «Летописи» и ее автора, наполненные возмущением от публикации в журнале «Благодатный Огонь» и бранью по адресу иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) и Ольги Буковой. Журнал честно встал на защиту оклеветанных, отметая разного рода поношения.

Из статей на «Русской линии» я узнала, к примеру, следующее.

Иван Тихонов (он же о. Иоасаф) — самозванец, чуждопосетитель, казнокрад и любодеец (см.: «Кому нужна “праведность” неправедных», инсинуации А.Арцибушева). «Букова и ее сторонники плюют на священную память преп. Серафима», — выражается он языком улицы. В других опусах тот же нажим пера: «У некоторых в душе дух злобы Иоанна Грозного, у других льстивого и лживого Ивана Тихоновича Толстошеева» — инокиня Надежда (Красовицкая).

Некто Николай Алексеев в статье «Борьба миров» озадачил меня «небывшим кормлением медведя» и сообщил о «злобных завистливых действиях монаха Иоасафа». А написанное через абзац после слов «наглый интриган», относящихся к тому же о. Иоасафу, мне все объяснило. Цитирую: «Если бы человек, выдающий себя за “Патриарха”, принадлежал не к мифической общине…» (интересно, что именно этот термин применен был в «Летописи» к отцу Иоасафу). В безумии своем автор цитаты оскорбил не только Святейшего Патриарха и в его лице все священноначалие, оскорбления его прямо задевают преп. Серафима Саровского и священномученика Серафима (Чичагова), прославленных не «мифическою общиною», а Русской Православной Церковью. Хочется заметить, что митрополит Серафим был верным чадом именно нашей Церкви, не уклонялся в обновленчество и другие расколы, а в 1927 году признал власть митрополита Сергия (Страгородского).

После такого оскорбления Патриарха я, естественно, засомневалась в справедливости других нападок на отца Иоасафа, которого сам батюшка Серафим называл «возлюбленнейшим» (об этом указано в «Летописи» на с. 488), и на Ольгу Букову.

В обширном бумаговороте заштатного священника Георгия Павловича на сайте «Русская линия» я все же прочла и для себя отметила следующее:

1. Архимандрит Платон (Фивейский), будущий архиепископ Костромской, говорит в своем письме к о. Исайе: «Прошу Вас потрудиться передать от меня благодарность о. Иоанну (будущему о. Иоасафу) за его сладкую беседу об о. Серафиме, которого память привлекла меня в обитель Саровскую».

2. Существует некая рукопись, написанная до 1842 года, и эта рукопись наполнена похвалами Ивану Тихонову (о. Иоасафу).

После интернетовской шелухи принялась снова читать «Летопись», и далось мне это с большим трудом. Перечитала и статью О.Буковой в журнале «Благодатный Огонь», и только что вышедшую в свет книгу самого о. Иоасафа (Толстошеева) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» (репринтное издание 1849 г.), с обложки которой на меня смотрел скорбный лик монаха — батюшки Серафима Саровского, которого изобразил его возлюбленный и многоскорбный ученик иеромонах Иоасаф, первый жизнеописатель Саровского старца. Книга издана репринтным способом впервые после революции. В отличие от «Летописи» впечатление от прочитанных этих «Сказаний» сравнимо с чистой родниковой водой — Серафимовым источником, не замутненным никакими выдумками, небылицами и легендами.

Первое издание «Летописи», составленное священником Леонидом Чичаговым, вышло в свет в 1896 году, а второе издание — в 1903 году, и подписано уже оно было архимандритом Серафимом (Чичаговым). Позже автор не переиздавал свою книгу, и лишь за последние 15 лет «Летопись» напечатана несколько раз, причем огромными тиражами, из-за чего у многих православных людей представление о преп. Серафиме Саровском, к сожалению, складывалось искаженным — ведь то была довольно поздняя интерпретация жития Преподобного. А книга самовидца и сотаинника батюшки Серафима — иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) все пребывала под спудом и впервые после 1913 года переиздана только что сейчас.

Сразу подчеркну, что я не отождествляю составителя «Летописи»— молодого священника Леонида Чичагова — сорокалетнего, полного сил, не аскета, не духоносного старца, а обычного человека с его страстями и пристрастиями — с убеленным сединами владыкой Серафимом, прошедшим тюрьмы и лагеря, на 81-м году жизни принявшим мученическую кончину и уже прославленным в лике священномученика.

Сравним две книги: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (М., 1996; репринт со второго издания 1903 года) и «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» (М., 2006; репринт с издания 1849 года!) — одно из самых первых жизнеописаний преп. Серафима Саровского, составленное иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым) в то время, когда другие еще молчали о святом Старце.

Посмотрим, что говорит о «Сказаниях» автор «Летописи» архим. Серафим (Чичагов). Например, на с. 596: «...посетив здесь всех лиц, которые ему (Иоасафу) до сих пор покровительствовали заглазно, по письмам, и затем напечатав свои вымышленные рассказы в 1849 году о батюшке Серафиме…» Итак, по мнению автора «Летописи», иеромонах Иоасаф, автор «Сказаний», — лживый лжеученик преп. Серафима, а сами его «Сказания» — вымышленные рассказы. Однако существовали иные оценки «Сказаний» иеромонаха Иоасафа. Например, митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Преподобный Серафим сообщил о том, как сподобился видеть небесные обители. Вот что записал со слов его послушник Иоанн Тихонов...» (Митрополит Вениамин (Федченков). Житие преподобного Серафима Саровского Чудотворца. М.: Отчий дом, 2006. С. 34).

Отмечу также, что книга бывшего саровского послушника Гурия, опубликованная в журнале «Маяк» в 1845 году, называлась «Сказание о Жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни, извлеченные из записок ученика его» (иеромонаха Иоасафа).

Почти все жизнеописания преп. Серафима Саровского, вышедшие в период с 1903 по 1917 год, ссылаются именно на «Сказания» иеромонаха Иоасафа, а не на «Летопись» архимандрита Серафима (Чичагова), то есть труд о. Иоасафа стал основополагающим для всех житий старца Серафима.

Примечательно, что кормление медведя Преподобным, описанное в сказаниях о. Иоасафа, отрицается только «Летописью» архимандрита Серафима. По иронии судьбы именно рисунок на данную тему помещен на с. 90 «Летописи». Очевидно, издатели больше доверяли о. Иоасафу, нежели автору «Летописи».

Посмотрим, как характеризуется о. Иоасаф автором «Летописи» архимандритом Серафимом (Чичаговым).

На с. 628: «Что такое был о. Иоасаф? Простой мещанин города Тамбова, плохой живописец»[1].

И какие эпитеты при этом используются:

На с. 508 и 513 — вкрадчивый, льстивый, несколько начитанный.

На с. 550 — озлобленный, лжеученик.

На с. 554 — страшнейший враг.

На с. 561, 576, 589, 655 — лжеученик.

На с. 309 — вкрадчивый, льстивый, тщеславный.

На с. 573 — жестокий по своим замыслам.

На с. 586 — духовно ослепленный.

На с. 569 — настойчивый в своих планах канонарх.

На с. 578, 655 — лжеученик Серафимов.

Как правило, такое количество повторяющихся отрицательных определений, когда даже слова «канонарх» и «живописец» (с. 453, 483) употребляются в уничижительном смысле, указывает на отсутствие реальных фактов и говорит о пристрастии автора, который хочет сделать еще ужаснее этот образ «страшнейшего, озлобленного лжеученика».

Откроем «Летопись» и попытаемся проверить, пользовался ли ее автор рассказами так не любимого им о. Иоасафа.

Сравнивая тексты «Сказаний» о. Иоасафа и «Летописи» архимандрита Серафима, ясно выявляется, что заимствования из рассказов о.Иоасафа бисером рассыпаны по страницам «Летописи», и каждый может в этом убедиться. Правда, сам о. Иоасаф обозначается под разными именами: Иоанн Тихонов, Иван Толстошеев, иеромонах Иоасаф, брат, инок или просто «он». Иногда его заменяет другое лицо, и получаются, мягко говоря, курьезы.

В «Сказаниях» о. Иоасафа на с. 28 читаем:

«...тотчас же, от этого прикосновения Матери Божией, вся материя, наполнившая тело больного и производившая его болезнь, направилась к правому бедру его и вылилась через открытое отверстие. Из раны, которою вылилась мокрота, образовалась впадина, которую я (о. Иоасаф) осязал сам неоднократно... Она была так глубока, что почти вся кисть руки входила в нее» (речь идет об исцелении преп. Серафима).

В «Летописи» на с. 49 о. Иоанн заменен на церковницу Ксению (девицу!)

«...На правом бедре-то и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла... Матушка, погляди-ка, дай ручку. И батюшка сам, бывало, возьмет, да и вложит мою ручку в яму, прибавляла матушка Ксения, ныне Капитолина».

В отличие от «Сказаний» в «Летописи» получилось нечто весьма соблазнительное, не имеющее никакого духовного смысла: девица Ксения, ее ручка, оголенное бедро батюшки Серафима...

Своеобразно характеризуются в «Летописи» и сподвижницы о.Иоасафа, именуемые почему-то «поклонницами», которые «мало развиты умственно и ослепленные духовно» (с. 628); «...ослепленные духовно Иоасафовы сестры, разумеется, малообразованные и неразвитые» (с. 659).

Среди основных «поклонниц» о. Иоасафа архим. Серафим совершенно справедливо называет м. Гликерию (Лукерью Занятову) — будущую игуменью Серафимо-Понетаевского монастыря, Елизавету Татарникову — будущую игуменью Серафимо-Влахернского монастыря.

А вот что говорят другие исторические лица об этих персонажах.

Анна Тютчева (дочь поэта) — фрейлина императрицы Марии Александровны вспоминает: «...там-то я и познакомилась с Лукерьей (Занятовой), поразившей меня своим умственным развитием, совершенно непонятном в женщине, не учившейся ни чтению, ни письму»; «...эта девушка обладала от природы удивительным красноречием...»; «...она имела дар, когда советовала и утешала»; «...Лукерья принесла мне полумантию Серафима... эту-то святыню… я тотчас отнесла к больной» (единственной дочери царствующего императора Марии; далее рассказ об исцелении) (Тютчева А.Ф. Святой Серафим Саровский. СПб., 1903. С. 9).

Любопытно, что в «Летописи» на с. 500 избранная по жребию кандидатка в игуменьи Дивеевской обители Лукерья Занятова почему-то превращается в Елизавету Татаринову.

Что касается второй «поклонницы» о. Иоасафа — Е.А. Татариновой, хочется привести цитату из 3-го тома Собрания сочинений свят. Игнатия (Брянчанинова) под редакцией А.Н. Стрижева.

«Петр Александрович (Брянчанинов) в бытность по делам в Петербурге встретил у брата своего (свт. Игнатия) сборщицу Дивеев­ской пустыни Е.А. Татаринову и ее келейную. Они пребывали у Александровых, но были знакомы и с Брянчаниновыми» (с. 585).

Это знакомство говорит о многом. Можно вполне предположить, что книга «Сказаний» иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) была подарена святителю Игнатию, и потому святитель так высоко отзывался о Саровском старце, что читал «Сказания» о. Иоасафа.

Своеобразно в «Летописи» трактуется и объединение двух Дивеевских общин 27 июля 1842 года: «этот ужасный и вражий план он (о.Иоасаф) привел в исполнение» (с. 551); «горестное, никем неожиданное событие» (с. 554); «злобный план» (с. 560).

«День объединения двух Дивеевских общин я (автор «Летописи».И.Б.) называю наибедственнейшим (чему же тогда посвящена «Летопись»?И.Б.), потому что творившиеся до того втайне беззаконное извращение смысла и толка и сущности воли Божией Матери и завещаний великого старца, в этот день обнаружилось во всей силе своей» (с. 561–562).

А вот что по этому поводу думает известный духовный писатель, монах-аскет митрополит Вениамин (Федченков): «Впоследствии в 1842 году обе общины соединены были в одну, и там собралось до 1000 сестер. Детище Серафимово выросло и окрепло. Великая обитель осуществилась» (Митрополит Вениамин (Федченков). Житие преподобного Серафима Саровского Чудотворца. М.: Отчий дом, 2006. С. 24).

На с. 626–722 «Летописи» излагаются события смуты в Дивеев­ской обители в 1861 году (100 страниц — почти целая книга) и не последняя роль в ней Н.А. Мотовилова.

«...По записке Мотовилова начато Святейшим Синодом дело и назначено следствие об избрании настоятельницы Дивеевского монастыря» (с. 673).

Вот какие оценки Мотовилову дает святитель Филарет (Дроздов).

Из письма Митрополита Московского Филарета графу А.П. Толстому: «...некоторые обстоятельства записки г. Мотовилова не внушают к ней доверия, потому что представляют признаки неспокойного духа» (с. 661).

Из письма Митрополита Филарета архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры: «Прибавляют, что Мотовилов личность сомнительная...» (с. 703).

А вот мнение и самого автора «Летописи» о Мотовилове:

«...Записки Мотовилова, которыми я пользовался, наравне с другими источниками, моим доверием не пользовались ввиду того, что Мотовилов знал [преп.] Серафима всего два года, а также вследствие ненормальности в последние годы жизни самого Мотовилова» (Из протокола допроса митрополита Серафима (Чичагова) // Неизвестный Нилус. М.: Паломник, 1995. Т. 2. С. 514).

С непозволительной скрупулезностью рассматриваются в «Летописи» кляузы, доносы, взаимные оскорбленеия и обвинения: в винопитии, прелюбодеянии и т.д. Ушаты грязи льются со всех сторон, при том, что большинство цитируемых автором «Летописи» документов стоят под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Хотя на с. 671 мы читаем: «...не расширять далее гласности позорной для обоих монастырей».

Как могли отнестись к напечатанному еще не ушедшие в вечность участники описываемых событий?! Например, «маститая 80-летняя серафимовская старица Дорофея (Фомина)» (с. 788), а ведь именно она обвинялась в прелюбодеянии (с. 677).

Хочется обратить внимание, что к моменту первого издания «Летописи» (1896 год) священником Леонидом Чичаговым все страсти в обители уже улеглись. Взаимные обвинения, оскорбления, сплетни, ложь— все осело на дно и покрылось толстым слоем ила. Смута прошла, и Серафимов источник стал снова спокойным и прозрачным. Спор между двумя кандидатками в настоятельницы был решен к спасению всех сестер. И та и другая сделали все, чтобы сохранить память о Преподобном.

В 1884 году почил о Бозе многострадальный схиигумен Серафим (о. Иоасаф) и уже дал свой ответ пред Господом.

Но пишется и дважды издается «Летопись» (1896, 1903). Я задаю себе вопросы: а как же была принята она дореволюционной Россией и сколько раз переиздавалась после прославления преп. Серафима? И вот ответ: ни через год после прославления, ни через пять лет, ни через десять «Летопись» не переиздавалась. После 1903 года она вообще не была переиздана ни разу! «Сказания» же о. Иоасафа выдержали пять изданий, последнее было в 1913 году, на десятилетнюю годовщину прославления Преподобного.

Обратим внимание на следующие даты и высказывания.

В 1885 году А.Братановский выпускает брошюру «Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря» (Ярославль, 1885), посвященную о. Иоасафу, в схиме Серафиму.

В 1892 году священник А.Лебедев в статье «Павло-Обнорский монастырь» в «Церковных ведомостях» (с. 46) пишет: «Как многие дорожили его (игумена Иоасафа) советами и наставлениями, считая их за безусловное решение в своих затруднительных обстоятельствах».

В 1903 году известный церковный писатель Евгений Поселянин в статье «Птенцы старца Серафима» («Русский паломник», с. 18–19) пишет: «Многие обстоятельства из жизни старца Серафима Саровского стали известны только потому, что были открыты великим старцем молодому саровскому иноку Иоанну, в монашестве Иоасафу, впоследствии схиигумену Серафиму. Чрез него стал известен дивный подвиг тысяченощного моления на камне… Пред ним произошло великое чудо “преклонения древа”, которое старец испросил у Бога в знамение того, что Господь повелевает ему заботиться о той малой общине сестер, тех “дивеевских сиротах”, что составили первоначальное зерно, развившееся в великий Серафимо-Дивеевский монастырь… Все то главное, что знал он об отце Серафиме, — иное видел в нем, иное услышал от него, — он записал и собрал в книгу. И многие чрез эту книгу привязались к великому старцу пылкой любовью».

В том же 1903 году в «Церковных ведомостях» на с. 48 было напечатано: «Отец Иоасаф стоит самого благоговейного почитания и сам по себе, а как любимый ученик преподобного Серафима и тем паче» (И.К.М.).

Еще одно слово Евгения Поселянина из статьи 1903 года «Птенцы старца Серафима»: «Ведь должно же быть что-нибудь особенное в этом человеке, которому великий старец Серафим предпочтительно пред другими открыл столько тайн, оказал столько доверия! Во всяком случае он горячо любил своего старца и, как умел и понимал, служил ему». Достойный ответ оппонентам О.В. Буковой!

В 1906 году издается «Биографический очерк настоятеля Павло-Обнорского монастыря в Вологодской епархии игумена Иоасафа, в схиме Серафима», а в 1914 году в Вологде этот труд А.Воскресенского выходит вторым, расширенным изданием.

И в 1913 году, как уже было сказано выше, выходит в свет пятое издание книги о. Иоасафа (Толстошеева) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима».

Все эти факты свидетельствуют о том, что дореволюционная православная Россия чтила о. Иоасафа (схиигумена Серафима) и читала его «Сказания», а пристрастно представленное архим. Серафимом (Чичаговым) в «Летописи» доброе имя о. Иоасафа было к 1917 году полностью реабилитировано, как сказали бы в послесталинской России.

Обратимся еще раз к «Сказаниям»: преп. Серафим «не ударил меня, а только прикоснулся к моему уху и сказал: “вот, кто тебя таким образом залепит — это духовная и самая тяжелая верига... А если кто-нибудь заплюет тебе глаза — вот это духовная и самая спасительная власяница”» (с. 64). Сказано это о клевете на о. Иоасафа, которую прозревал Преподобный.

И еще один маленький, но очень важный штрих. Протоиерей Стефан Ляшевский передает в своей книге рассказ архимандрита Серафима (Чичагова) о явлении ему в 1902 году преп. Серафима Саровского. «...Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: “Спасибо тебе за «Летопись», проси у меня всё, что хочешь, за нее”».

Странным и неестественным кажется светское «спасибо» в устах Преподобного, где злонамеренно заглавная буква «Б» спрятана в середину слова и становится кощунственно прописной. «Спаси Бог», «спаси Христос» — вот только какими могли бы быть слова батюшки Серафима. И мог ли батюшка Серафим использовать слова известного евангельского персонажа «Проси у меня всё, что хочешь»? И каждый помнит, что именно попросила Саломея, мать Иродиады.

Тщательно изучив «Летопись», я вынуждена согласиться с мнением вологодского старца о. Александра (Благодатный Огонь. № 14. С. 47) — «читать ее (Летопись) не полезно». Может быть, осознав, что «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» хотя и послужила канонизации батюшки Серафима, все же не стала душеполезной назидающей книгой, владыка Серафим (Чичагов) воздерживался после 1903 года от переиздания своего труда? «Сказания» же о. Иосафа произвели на меня совершенно противоположное впечатление. Они позволили мне духовно соприкоснуться с батюшкой Серафимом, за что я очень благодарна их автору. Ведь именно благодаря иеромонаху Иоасафу до нас дошли дивные слова преподобного Серафима, некогда сказанные ему, тогда еще послушнику Иоанну, ученику Преподобного, и вошедшие в сокровищницу святоотеческой мысли: «Радость моя, молю тебя: стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» («Сказания», с. 54).

Я с почтением отношусь и к памяти игуменьи Серафимы (Черной), бережно храню подаренную мне третьим лицом ее книгу с надписью: «...Ирине на добрую и молитвенную память, 13.09.99», поминаю ее в своих молитвах, а теперь в мой поминальный список включен схиигумен Серафим.

А при написании этого письма я обращалась с просьбой о молитвенной поддержке к преп. Серафиму Саровскому и священномученику Серафиму (Чичагову), кровью своей омывшему все свои грехи и ошибки, свойственные каждому смертному человеку.

р.Б. Ирина Белокопытова


[1] Икона-портрет преп. Серафима, написанная иеромонахом Иоасафом, и по сей день украшает церковь на Серафимовом кладбище в С.-Петербурге.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

13.12.2019
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

10.12.2016
Песенные флеш-мобы в Запорожье и Донецке (ВИДЕО)

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

 

НОВОСТИ

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

12.12.2019
15 декабря состоится презентация трёхтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем