Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О чудесах

Иеромонах Даниил (ГРИДЧЕНКО)


Род лукавый и прелюбодейный знамения
ищет, и знамение не дастся ему,
кроме знамения Ионы пророка.

Мф. 16, 4
 
Не так давно в деревне неподалеку от псковских Печор в домах членов общины известного протоиерея замироточили иконы: сначала несколько, затем большинство, наконец, все. Дело это, само по себе удивительное, хотя в последнее время и нередко встречающееся, стало привлекать к себе паломников и просто любопытствующих; но после того как иконы стали не только мироточить, но и двигаться и даже, как утверждают очевидцы и во что все-таки с трудом верится, — летать, радость свидетелей чудесного события сменилась стойким недоумением.

Действительно, в чем смысл явлений, о которых приходится слышать постоянно: свечения и мироточения икон, уже давно не сотен, а тысяч? Всегда ли эти мироточения коренным образом отличаются, например, от истечения влаги от портрета известного рок-идола Элвиса Пресли? Откуда сны, видения, откровения, описаниями которых пестрят современные околоцерковные издания? В чем вообще критерий истинности чудес и какова их роль в поисках пути к Богу?

Кажется, ответы на эти вопросы даны уже давно. На зыбкость и недостаточность веры, основанной только на признании внешних чудес, указывали еще древние святые отцы. Так как большая часть публикуемых ныне в печати чудес основана на сновидениях, то полезно помнить, что святые отцы строго запрещали верить каким-либо снам. Св. Диадох в «Добротолюбии» говорит даже об особой «добродетели неверования снам». Сны от Бога мы из-за своей греховности и неочищенности от страстей видеть недостойны. Об этом же говорит и более поздняя аскетическая и богословская литература.

По слову русского религиозного философа Ивана Ильина, тот, кто желает приобрести и выносить в душе настоящий религиозный опыт, должен прежде всего не придавать чуду особого значения, преодолеть в себе беспокойное искание чудес. Он должен приучить себя к мысли, что «религиозное» и «чудесное» не одно и то же, что путь, ведущий через «чудеса», есть самый легкий, самый общедоступный, но и самый недостоверный путь (ибо бывают ложные чудеса), что этот путь может и вовсе увести от Бога; и что сущность чуда познается не на первых ступенях религиозного восхождения, а лишь на более высоких (И.Ильин. Аксиомы религиозного опыта).

Еще более категоричен исповедник, подвижник ХХ века архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский), когда пишет, что «до полного очищения от страстей, до всецелого исполнения Воли Божией истинных явлений не бывает, а бывают лишь демонские наваждения» (Архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский).О молитве Иисусовой и Божественной благодати).

Возможно, в этом правиле есть исключения. Теперь уже всем известно о безусловно Божием чуде схождения Благодатного Огня в Великую Субботу в иерусалимском храме Воскресения Христова. Казалось бы, одно это должно было бы привести человека к Богу. Но многих ли оно по-настоящему воодушевило, привело в Церковь, сделало православными? Судя по всему, немногих. Взгляд на чудо пустыми, безразличными глазами только увеличивает вину смотрящих. Чудо само по себе не делает душу нравственной. Ее трогает, скорее, незримое, тихое схождение Божией благодати. Бывает, что чудеса, воздействуя внешне, подавляют человеческую личность, заставляют отказаться от дурного действия, но не от дурной воли, не от скверной греховной жизни сердца. Ни Священное Писание, ни отцы Церкви не заповедовали нам искать чудес и тем более основывать на них свою веру. Вера, основанная исключительно на чудесах, как дом, построенный на песке, слаба и недолговечна. Во время суровых испытаний, которые рано или поздно наступают, она испаряется, порождая в человеке только ропот и недоумение. Только истинная вера научает нас безропотно терпеть скорби и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых им страданий и самой жизни. Тогда человека укрепляют не поверхностные воспоминания о чем-то беструдном, само собой происходящем, о где-то виденном и слышанном, а внутреннее глубокое сопереживание и сопричастность искупительному подвигу Спасителя, навык и умение молиться, терпеть, не отчаиваться и смиряться. Вера от внешнего слышания (Рим. 10, 17), но рождается все-таки в глубине сердечной, в сердце сокрушенном и смиренном, она, как и само Царство Божие, внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Господь не множит чудеса, ибо блаженны не видевшие, но уверовавшие (Ин. 20, 29). Даже в Своей земной жизни Он совершает их как бы нехотя, подчиняя Свое Божество Своему Человечеству. Христос милосердствует о наинской вдове и воскрешает ее сына (Лк. 7, 12–16); Ему жаль бедных жениха и невесту, и Он превращает воду в вино на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–11); Он идет по водам Геннисаретского озера не для того, чтобы поразить Своих учеников, а, так сказать, из соображения внешней необходимости, чтобы вовремя к ним успеть (Мф. 14, 24–34).

Чудо Божие, как правило, имеет некую человеческую предпосылку и объяснение: оно или плод молитвы взыскующего смиренного сердца, или дар утешения истинным рабам Божиим, или особый и редкий знак Промысла Божия — во времена бедствий и всеобщего покаяния Матерь Божия посредством Своих Чудотворных Икон спасала целые города и народы. Но оно никак не православная разновидность распространившегося полтергейста, вносящего в жизнь смущение, хаос и бессмыслицу. Нередкие же попытки вписать в разряд Божественного то, что таковым не является, есть лишь проявление соблазнительной самоуверенности, пустословия наразборчиво верящих всякому духу дилетантов, которые нисколько «не боятся Бога» и «не стыдятся людей». Их усилия внести в духовно-нравственную сферу идеологию и политику, придающую предметам, для вечности маловажным, гиперпреувеличенное значение, порождает только пошлость.

Так, в одном скандальном псевдопатриотическом издании было описано явление некоему человеку Царя-страстотерпца Николая II, в котором тот якобы призывал не повторять его ошибок. Причем в контексте прилагаемой статьи под ошибками почему-то подразумевались прежде всего терпение, смирение, прощение обид, мужественное несение своего креста — в общем, все, что и послужило поводом для причисления последнего российского императора к лику святых; вольно или невольно горе-патриоты попросту его деканонизировали.

Конечно, проявляющийся в последнее время религиозный идиотизм не может уничтожить святость святых, но зато вполне способен поколебать веру неутвердившихся душ, вымывая из христианства самую его суть, примешивая к учению Церкви мутный поток языческих предрассудков. Безответственность в религиозном опыте разрушительна и преступна; лучше честный агностицизм, признание своей неосведомленности, чем недомыслие, становящееся всеобщим достоянием и порождающее псевдоцерковное мифотворчество и пустосвятство, не лишенное порой чисто меркантильных интересов.

К сожалению, получают распространение явления наподобие того, что приходится наблюдать близ Дивеева у источника преподобного Серафима Саровского, где идет бойкая торговля камнями, «освященными» неизвестно кем придуманным и благословленным чином — посредством прикладывания их к камню, на котором молился Преподобный. В прилагаемой «аннотации», между прочим, указывается, что новые камни приобретают «сугубую благодать». Надо полагать, что такое «почитание» преподобного Серафима скорее оскорбляет, чем прославляет.

Можно по-разному относиться к практике православной проповеди на рок-концертах, но во всяком случае трудно не согласиться с диаконом Андреем Кураевым, когда он пишет: «Ну-ка, борцы с “православным роком”, молвите словечко о “православных короедах”! Считаете ли вы нормальным, что наши прихожанки в буквальном смысле съедают ёлочки, которые стояли в храмах на Святках, и березки, что украшали церкви на Троицу? Не коробит ли вас, когда в церковных лавках вы видите “наборы паломника”, состоящие из флакончика с “землей с могилы преподобного…” и флакончика с “водой из могилы преподобного…”? Эти гробокопательские субстанции творцы “паломнического бизнеса” рекомендуют не просто принести домой, а съесть и выпить, добавляя потихоньку в домашний суп.

Что-то я не могу вспомнить ни одной публикации, в которой ревнители чистоты нашей веры обличали бы эти пристрастия, культивируемые сегодня некоторыми монастырями. Люди едут в такие монастыри уже не за Причастием, а за “песочком с могилки”».

Та наивная доверчивость, с которой большинство наших современников относятся к своим «духовным» переживаниям, — открытая дверь к заблуждениям, искажающим самое понятие духовной жизни. Иеромонах Серафим Роуз в семидесятых годах прошлого века ввел даже специальный термин «христианского медиумизма», чтобы обозначить все возрастающий поток «богоданных чудес», столь опасных для духовно-подслеповатых христиан нашего времени.

Тиражируемые сегодня «чудеса» порождают не веру, а суеверия, и еще раз свидетельствуют о духовной болезни современного общества. Само их описание своей безответственностью делает их мало отличимыми от газетной рекламы каких-нибудь «народных целителей» или астрологов. Для людей, серьезно относящихся к духовной жизни, они не новость, так как часто приводятся в Житиях святых подвижников, например, афонских, а предупреждение о некоторой внутренней аномалии, неправильности молитвы, отношения к себе и окружающим. Современному человеку вообще не нужно доказывать, что Бог есть, — абсолютный атеизм по нынешним временам встречается довольно редко; беда заключается в другом: многие думают, что кланяются Богу, хотя на самом деле повернуты к Нему спиной.

Когда у хорошего духовника в тюрьме на исповеди спросили: что такое чудо? — он ответил: чудо то, что ты стоишь передо мной и каешься. Действительно, истинное чудо, когда гордый становится смиренным, развратный целомудренным, жестокий милосердным, но такие чудеса в среде экзальтированной части нашего православного сообщества не заслуживают внимания. Гораздо интересней оказываются махинации какой-нибудь «лечилки» или «вещания» очередной «пророчицы» о скором конце Света, о безблагодатности священства и о том, что современные архиереи только о том и думают, как бы побольше православных загнать в преисподнюю. Эти настроения, как правило, подкрепляют воинственный пафос борьбы с чем угодно, кроме собственных грехов: с новыми паспортами, ИНН и тому подобным.

То, что люди, в том числе и клирики, вопреки определенному мнению, высказанному по этому поводу Синодом и целой Богословской комиссией, а теперь еще и прошедшим Архиерейским Собором, прикрывающиеся Православием как щитом, остаются в ограде Церкви, которую считают нечистой, — нонсенс, несуразица, вносящая дополнительную путаницу и в без того путаную жизнь. Впрочем, в среде особо рьяных «ревнителей» прошедший в октябре 2004 года Архиерейский Собор уже получил наименование «неканонического» и даже «разбойничьего», причем по весьма своеобразной причине: просто из-за того, что этих «ревнителей» на него не пригласили.

Иногда кажется: чтобы понять, что раскол в Церкви уже существует, нужно только честно в этом признаться; невежество в синтезе с фанатизмом раскололи Русскую Церковь в XVII веке, и сегодня они находят благодатную почву в среде нашего крещеного, но не просвещенного народа. Свойство русской души таково, что веру в ней убивают интеллектуализм и палочная дисциплина. С другой стороны, слепое следование букве обряда без понимания и принятия его истинного смысла, лихорадочное искание прозорливых старцев и стариц, отчиток и мироточений являют веру по видимости православную, по сути же не вполне христианскую. Проблемы эти можно назвать и проблемами роста: за последние пятнадцать лет храмов и монастырей открылось больше, чем за столетие в период существования царской России; есть, однако, существенная разница: раньше храмы открывались для людей церковных, а сейчас — для нецерковных, склонных принимать за религиозное учение все, что не вписывается в рамки прежнего материалистического мировоззрения. Иногда между тем, что было и что должно быть, и тем, что есть — сходство только внешнее, внутри же— сплошные подмены: вместо послушания — раболепство и «стукачество», вместо смирения — лицемерие, вместо старцев — лжестарцы с их ложными чудесами и чудачествами. Не стоит поэтому испытывать чрезмерной эйфории по поводу нашего количественного роста: количество в сфере духовной не всегда переходит в качество. То и дело приходится наблюдать, как люди, называющие себя православными христианами, уклоняются то в модернизм и обновленчество, то в обскурантизм, то в крайний национализм, то в оголтелый оккультизм, — советская привычка ко всяким «измам» остается непреодолимой; причем ситуация такова, что ожидать существенных перемен в лучшую сторону, во всяком случае в ближайшее время, не приходится: и воспитание человека, и его перевоспитание — процесс длительный, а в среде твердо усвоивших сектантскую тактику — слушать только самого себя — и вовсе бесперспективный. Это как раз тот случай, когда достижение позитивного результата будет являться чудом.

Есть и такие, кто за десятки лет своего пребывания в Церкви успели побывать в ней и экуменистами и антиэкуменистами, обновленцами и консерваторами, диссидентами-демократами и монархистами, эволюционируя в своем мировоззрении по замысловатой кривой в зависимости от того, какие книги приходилось читать и с какими людьми общаться. Это и неудивительно. Например, в семидесятые годы, когда кроме «Журнала Московской Патриархии» не было вообще никаких церковных изданий, а экуменизм естественно вписывался в официальную церковную политику, человеку, только пришедшему в Церковь и мало что о ней знающему, стать сторонником экуменизма было легко и естественно. Подобная ситуация складывается и сейчас. Если обложить себя газетами типа «Русский Вестник» или «Жизнь вечная» или книгами, содержащими апологию Г.Распутина, не имея или не желая иметь доступа к подлинно церковной информации, незаметно для себя легко превратиться в страстного почитателя Григория Распутина и царя Иоанна Грозного, в пламенного борца с несуществующими паспортными угрозами, в распространителя нелепых слухов, «пророчеств» и фобий. Причем гарантией от ошибок в данном случае не является даже праведная жизнь. И ранее случалось, что в неправомыслие уклонялись даже святые, и сегодня от этого никто не застрахован.

Весьма примечателен и одновременно печален в этой связи случай с известным и всеми любимым священником — протоиереем Николаем Гурьяновым, оказавшимся в последние годы в изоляции, в окружении людей, мягко выражаясь, не вполне добросовестных, которые небезуспешно пытались внушить ему свое лживое мнение о святости так называемого «старца» Григория Распутина, чтобы, спекулируя на авторитете отца Николая, «подтолкнуть» неискушенных людей к вере в святость «старца Григория». Свойство любви таково, что она всему верит (1 Кор. 13, 7), и бывает, что человеку, в данном случае — приснопамятному о. Николаю, стяжавшему любовь, при определенных обстоятельствах ошибиться даже проще, чем тому, кто оценивает ситуацию, исходя из соображений здравого смысла и знания истинного положения дел.

Ситуация становится абсолютно критической, когда при недостатке любви не хватает еще и ума, зато наблюдается избыток самоуверенности.

Умаление любви как следствие умножения беззаконий (Мф. 24, 12), все возрастающее количество ложных чудес (Мк. 13, 22) — самые характерные черты наступающего или уже наступившего «последнего времени». Но несмотря ни на какие времена, положение Церкви в мире остается таким, что жатвы по-прежнему много, делателей на ней по-прежнему мало, и по евангельской заповеди (Мф. 9, 37) остается только молиться, чтобы Господь явил делателей, способных отличить пшеницу от плевел.

Дело спасения по-прежнему устрояется исканием золотой середины, царского пути, шествие по которому следует совершать имея не только неравнодушное сердце, но и трезвую голову, не скатываясь ни влево, по-протестантски отрицая все чудесное и таинственное, ни вправо, превращая христианскую веру, по сути, в языческую, только в яркой православной упаковке.

Тот факт, что иконы в жилище православного христианина движутся так же, как мебель в квартире какого-нибудь нераскаянного экстрасенса, говорит о многом: болезнь запущена, и самое страшное, что в отличие от обычной болезни, ведущей к смерти тела, она приводит к смерти духовной — к вечному разлучению с Богом.

Совершенно не подготовленные к духовной брани современные христиане не знают или легко забывают, что у диавола есть свой набор «чудес», что он при определенных условиях может имитировать даже те чудеса, которые являются истинными чудесами Бога. Причем главным условием такой подмены является стремление видеть чудеса и даже творить их. Об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге «О чудесах и знамениях», отмечая, что «такое стремление открывает самообман, основанный на самолюбии и тщеславии, которое обитает в душе и владеет ею» (с. 32.) Истинные чудотворцы стали редки и даже исчезают совсем, но люди «жаждут чудес более, чем когда-либо прежде... Мы постепенно приближаемся к времени, когда откроется широкое поприще для многочисленных и поразительных чудес, чтобы привести к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены этими чудесами» (с. 48–49). Святитель Игнатий указывает, что само внимание к подобным явлениям, даже без симпатии к ним, чревато многими вредными впечатлениями и серьезными искушениями.

Множащиесясегодня «чудеса», порожденные миром, ищущим знамения, но лишенным дара различения духов, дающих эти знамения, само по себе есть знамение времени.Писание ясно предупреждает нас, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1).

Сегодня мы отчетливо видим, как лихорадочная активность достойная лучшего применения иных идентифицирующих себя с Православной Церковью, в действительности делает их малоотличимыми от членов любой маргинальной секты, похваляющейся своими «харизматическими дарами»; как полное забвение истинно православных принципов порождает лжехристианскую духовность, вполне соответствующую так называемому «новому религиозному сознанию». Современные движения «чудодеев» вполне естественно вписываются «в религию последних времен», призванную приобщить христиан к «посвящению», ранее возможному лишь в язычестве. Противостоять им Церковь может лишь вооружившись глубоким познанием православного христианства, его задач и конечной цели. Единственное, что может сохранить человека в мире все возрастающих соблазнов и искушений, — это благодатная сила Божия, подаваемая в церковных таинствах, ревностное соблюдение себя от духов прелести, называемое трезвением. Трезвение, помогающее сохранить чувство реальности в противовес призрачности и иллюзорности, которые навязывают сознанию лукавые духи, есть необходимое условие правильной духовной жизни. Связанное со смирением, трезвение определяет верные жизненные приоритеты, дабы даже при самом искреннем стремлении достигнуть Царствия Небесного не оказаться в положении человека, впустую потратившего время и силы для достижения ложных целей и задач.



Статьи автора

Что за фасадом...

Под прессом беспокойных смыслов

Всегда ли право «правое дело»?

Лучше меньше, да лучше

Пусто место свято не бывает

Легко ли быть монахом...

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

13.05.2017
Праздничный обед митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого): захотелось отдохнуть от православия (ВИДЕО)

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору