Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Русскость» Русской Зарубежной Церкви в аспекте церковной икономии (1920–1945 гг.)

Инокиня Васса (ЛАРИНА)


Выехавшее в Константинополь в ноябре 1920 года Высшее Церковное Управление не сразу стало называться «Русским». На первых порах заграничное ВЦУ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) продолжало именовать себя «Высшее Церковное Управление на Юге России». С середины декабря 1920 года в протоколах ВЦУ опускаются слова «на Юге России» и некоторое время пишется просто «Высшее Церковное Управление». Так именуется ВЦУ — без прибавления слов «Русское» и «заграницей» — до конца января 1921 года. Новое же название — «Высшее Русское Церковное Управление заграницей» находим впервые в Протоколе от 21 января (3 февраля) 1921 года.

С этого времени для Зарубежной Церкви характерна некая подчеркнутая «русскость», вернее — подчеркнутая принадлежность к Церкви Русской. Настаивая на своей принадлежности именно Русской Церкви, РПЦЗ не вошла ни в одну из заграничных Поместных Церквей, не пошла и на создание собственной автокефалии. Таким образом, «русскость» Русской Зарубежной Церкви — каноническое самоопределение заграничной Церкви, а вместе с тем — феномен, определивший ее исторический путь.

Чем было обусловлено такое самоопределение Русской Зарубежной Церкви при митрополитах Антонии и Анастасии? Почему церковный организм, ими возглавляемый, не отказался от связи с Русской Церковью и не пошел, можно сказать, более естественным путем растворения в других Поместных Церквах? 

Эти вопросы уже привлекали внимание многих исследователей как в России, так и за рубежом. При этом нередко определенная «патриотическая» позиция РПЦЗ рассматривалась в чисто политической плоскости, так что до недавнего времени Русская Зарубежная Церковь в 20-е и 30-е годы рассматривалась как некая монархическая организация, в военные же годы — как профашистская. При такой постановке вопроса различные проявления «патриотизма» Русской Церковью в России и Русской Церковью за рубежом в названные периоды естественно вызывало взаимное непонимание в двух частях единой Русской Церкви. 

Однако документы из Синодального Архива в Нью-Йорке и из Государственного архива Российской Федерации в Москве, доселе не изданные, позволяют поставить проблемный вопрос о «русскости» заграничной Русской Церкви в ином аспекте. А именно Протоколы заседаний заграничного ВЦУ 1920–1921 годов, затем отдельные Постановления заграничного Собора, личная переписка митрополитов Антония и Анастасия и секретарей Архиерей­ского Синода проливают новый свет на пастырские, церковно-созидательные предпосылки, из которых исходила мысль иерархов Зарубежной Церкви касательно России и Русской Церкви. Документы из названных архивов позволяют раскрыть то пастырское строительство Русской Церкви, то есть то действие церковной икономии, которое являлось вместе и основной задачей и исходным пунктом канонической позиции заграничных иерархов Русской Церкви.


Задачи «русскости» Зарубежной Церкви в годы ее основания

С Россией заграничную Церковь связывало прежде всего чувство всесторонней ответственности перед Матерью — Русской Церковью. Это чувство ответственности было обусловлено рядом предпосылок, из которых исходили иерархи-эмигранты:

1. Вера в скорое освобождение России от большевицкой власти.

2. Обязанность окормлять заграничную русскую паству в рассеянии.

3. Обязанность соблюсти достояние Русской Церкви за пределами России.

4. Обязанность помогать из-за границы гонимой на Родине Церкви.

В протоколах заграничного ВРЦУ за 1921–1922 годы постоянно высказывается уверенность в том, что в России вот-вот будет восстановлен «порядок» и «власть, всеми признанная», что заграничное ВЦУ вернется в лоно Матери-Церкви, в Россию. исходя из этого, например, ВРЦУ заботится о правильной метрической записи венчаний и крещений русских беженцев, имея в виду будущую необходимость в этих документах по возвращении в Россию. «Метрикация этих актов по Российским законам имеет юридически-правовое значение...» — отмечается в Протоколе ВРЦУ от 3/16 августа 1921 года, «между тем в будущем, по восстановлении в России порядка и возвращении беженцев в Россию, получение документов об этих актах... будет крайне затруднительным...»1. Иными словами, заграничное ВРЦУ отмечает важность ведения метрических записей именно русским церковным управлением, поскольку получение метрических записей от иностранных церквей может в будущем, по возвращении в Россию, оказаться затруднительным.

Конечно, пастырская ответственность ощущалась заграничным ВЦУ не только в области метрических записей. Беженские условия жизни заграничной паствы поставили перед российскими архипастырями и пастырями, оказавшимися за границей, исключительные задачи. Проблемы нищенского существования беженцев, последствия трагедий разбитых гражданской войной семейств, опасность отпадения от Православия русских детей в ино­славной среде — со всем этим столкнулось заграничное ВЦУ в первые же месяцы своего пребывания в Константинополе. О трудностях православного воспитания детей за рубежом ВРЦУ имело суждение в апреле 1921 года, причем был поднят вопрос «о наблюдавшихся попытках к совращению в католичество русских детей, обучающихся в французских учебных заведениях». Против этих попыток ВРЦУ выступает, обращаясь к апостолическому делегату2, а в мае 1922 года составляет «Обращение к Папе Римскому по поводу использования им тяжелого положения русских в целях совращения их из Православия», а также «Обращение к родителям русских детей с предостережением от католической пропаганды»3.Заметим, что восьмидесятилетний опыт Зарубежной Церкви в данном вопросе может быть небезынтересным для современной Православной Церкви в России, испытывающей в настоящее время католическую экспансию. Вскоре помимо инославной агрессии зарубежному ВЦУ пришлось иметь дело и с обновленцами, которые действовали в зарубежье при поддержке совет­ской власти4.

В это время заграничные иерархи имеют попечение и о подготовке образованных пастырей для Русской Церкви. Разумеется, что при крайней скудости средств Высшего Церковного Управления образование духовных учебных заведений было более чем затруднительным. Тем не менее уже в апреле 1921 года в Константинополе организованы Высшие богословские курсы, которые вел архиепископ Анастасий (Грибановский), а в январе 1922 года ВРЦУ утверждает проект создания пастырского училища в Болгарии под управлением епископа Дамиана. Характерно, что при этом имелась в виду нужда в пастырях не только за границей, но и в будущей, освобожденной России: «ВЦУ имеет в виду учреждение курсов четырехгодичных, дабы воспитанники их могли явиться правоспособными кандидатами священства и по возвращении в Россию»5. Примерно в это же время постановлено издавать официальный церковный журнал при заграничном ВЦУ, «Церковные ведомости», с целью оповещения заграничной паствы о постановлениях ВРЦУ, а также с целью постепенной публикации всех постановлений Всероссийского Собора 1917–1918 годов.

Наряду с заботой о русской пастве на заграничное ВЦУ легла и забота о заграничном имуществе Русской Церкви. Важно отметить, что ВЦУ не само на себя взяло эту заботу, а отвечало на просьбы о защите церковного имущества со всех концов зарубежья. Начиная с ноября 1920 года, то есть в первую неделю своего пребывания за границей, ВЦУ получает прошения о принятии под покровительство от заграничных русских храмов и целых миссий, прежде всего Иерусалимской, на имущество которой притязал Иерусалимский Патриархат6. Первое такое обращение, от 23 ноября (6 декабря) 1920 года, касается храма в Буэнос-Айресе, на который притязал российский посланник Е.Ф. Штейн7. Месяц спустя в ВЦУ поступает письмо из Бари с просьбой от имени Палестинского общества «принять в ведение Высшего Русского Церковного Управления имущество (храм и дом) Общества в Бари для ограждения его от возможных покушений большевиков»8. На все подобные обращения заграничное ВЦУ отвечало ходатайствами перед иностранными государствами, выдачей документов о своей ответственности за имущество Русской Церкви. 

Мы уже упоминали, что забота ВРЦУ о заграничной Русской Церкви сопровождалась постоянной заботой о Церкви в самой России. Примером такой заботы были попытки помочь голодающим, а также многократные обращения к правительствам иностранных государств по поводу гонений на верующих в России. 

Так, например, в августе 1921 года ВРЦУ постановило: «установить во всех русских православных заграничных церквах тарелочный сбор за каждым богослужением в пользу голодающего и страждущего населения России...»9, несколько же дней спустя при ВРЦУ был образован «Церковный Комитет помощи голодающей России», причем ВРЦУ обращается с особым воззванием «о голодающих в России, ко всем верующим в Бога правительствам и народам всего мира»10. Далее читаем в том же протоколе: «пожертвования денежные предложено направлять в Белград, в ВЦУ, а снаряженные вагоны и пароходы на имя Всероссийского Патриарха Тихона в пограничные города или в Константинополь...»

В мае 1922 года ВРЦУ выступает в защиту арестованного Святейшего Патриарха Тихона. При этом по всем приходам Зарубежной Церкви рассылается указ: служить молебны о Святейшем Патриархе. А на ектеньях впредь постановлено на всех богослужениях, кроме обычного возношения имени Святейшего Патриарха Тихона, особые прошения «о в узах пребывающем Патриархе». Митрополит Антоний также обращается с протестами по поводу ареста Святейшего Патриарха «ко всем главам Православных и ино­славных церквей и ко всем светским главам государств мира».

С заботой о гонимой Церкви в России и с борьбой за достояние Русской Церкви за рубежом тесно связано стремление ВРЦУ соблюсти единство заграничной Церкви. Единство мыслилось как необходимое условие для успешной борьбы с врагами Русской Церкви как в России, так и за рубежом. В соблюдении единства русского заграничного церковного управления Архиерейский Собор РПЦЗ видел и непременный пастырский долг — соборно осуществлять жизнь Русской Церкви. 

По мысли протоиерея Николая Артемова в его капитальном исследовании об Указе Святейшего Патриарха Тихона № 362, этот принцип — пастырский долг соборности — был зафиксирован в это время названным указом Святейшего Патриарха11. Из приведенных же документов видно, что и другие аспекты церковно-созидательной деятельности, иначе говоря — деятельности по принципу церковной икономии — восприняты Зарубежной Русской Церковью как осознанная пастырская обязанность еще до получения письменной канонической фиксации этой деятельности в виде Указа Всероссийского ВЦУ от 7/20 ноября 1920 года за № 362. Как известно, этот указ был получен в Сремских-Карловцах лишь в январе 1922 года и явился необходимой, дополнительной опорой заграничного ВРЦУ в его борьбе за соблюдение достояния и единства Русской Церкви за пределами России. Таким образом, Указ № 362 зафиксировал в письменной форме уже действующий неписаный закон Церкви — закон о церковной икономии. Вместе с тем этот Указ зафиксировал принадлежность Зарубежной Церкви Матери— Русской Церкви, служа в течение долголетнего советского периода напоминанием не только о русскости Зарубежной Церкви, но и о временности ее автономной деятельности. 


Отношение РПЦЗ к монархизму

Приступая к «политической» части нашей статьи, мы считаем излишним делать экскурс по теме «Церковь и политика», поскольку этот вопрос достаточно освещен в «Основах социальной концепции РПЦ»12.

Мы также оставляем в стороне вопрос о «реальности» или «нереальности» политических взглядов иерархов рассматриваемого периода13, считая такой вопрос неправомерным с точки зрения методологии истории. Необходимо всегда учитывать уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях.Иными словами, нам представляется необходимым исследовать данный период Зарубежной Церкви в ее собственных, тогдашних условиях, учитывая ее собственный опыт, без навязывания ей иного опыта, ей неизвестного, или же установок нашего времени. Такой подход поможет способствовать и чаемому взаимопониманию двух частей Русской Церкви. 

Итак, политическую сторону жизни РПЦЗ мы будем рассматривать так, как мыслили ее иерархи РПЦЗ в 1920–1930-х годах, а именно — в контексте тех пастырских задач и того церковного строительства, которые легли в основу канонического бытия Зарубежной Церкви. Зарубежных иерархов, чувствовавших пастырскую ответственность за судьбу Русской Церкви, занимала мысль о положении Русской Церкви в будущей, освобожденной России. Наряду с этим пережитая революция и радикальная перемена прежних форм церковной жизни вызывали во всех кругах эмиграции — как церковных, так и нецерковных — попытки осмысления прошлого и чаяние лучшего будущего. Под «лучшим будущим» церковное сознание понимало нечто не совсем определенное: Россию, освобожденную от богоборческой власти и основанную на христианских началах. Для этой мысли имела значение и идея о восстановлении православной монархии. Однако эта идея, как нам пришлось убедиться из приведенных ниже документов, имела для иерархов РПЦЗ лишь привходящее значение. Монархическая умеренность иерархов РПЦЗ, как мы увидим, даже вызывала раздражение у деятелей заграничных монархических организаций.

Не останавливаясь на общеизвестных сведениях о монархизме Зарубежной Церкви, как-то: на послании Карловацкого Собора, на отдельных посланиях митрополита Антония, на монархизме митрополита Евлогия и так далее, мы обратимся к доселе не исследованным документам. Новый свет на данную тему проливает хранящаяся в Российском государственном военном архиве (РГВА) переписка молодого графа Ю.П. Граббе с Ве­ликим князем Андреем Владимировичем 1925–1926 годов. Из переписки мы узнаем о попытках этих двух деятелей так называемого «верноподданнического» движения14 привлечь на свою сторону Архиерейский Собор РПЦЗ. Поскольку это не удается, Андрей Владимирович пишет к Граббе в письме от 3 марта 1925 года: «Я не оспариваю ваше положение, что большинство иерархов по духу монархисты, но должен сознаться, что это свое чувство они проявляют крайне разнообразно и своеобразно... Ежели Карловацкий Собор и выразил мысль о монархе из Дома Романовых... но я все же далеко не убежден, что все они одинаково с нами мыслят о монархии»15. В письме от 1 января 1925 года Великий князь сетует на митрополита Антония. По мнениюВеликого князя, на митрополита оказала отрицательное влияние книга профессора Зызыкина: «яд, брошеный Зызыкиным, засел глубоко, видно из писем митрополита Антония ко мне. Его доводы в греховности... Императоров... до того чудовищны, что из простого уважения к его сану должен воздержаться их приводить в этом письме целиком... Но в этих странных по меньшей мере мыслях митр. Антония сквозит старый дух критики светской власти, тот же дух, который способствовал и революции». Напомним, что митрополит Антоний, последовательный борец за восстановление патриаршества в России и ревностный критик синодального строя, был далек от идеализации дореволюционной России. Немалый интерес представляет письмо графа Граббе от 19 апреля 1926 года. Он пишет Великому князю, что на заседании Синода одним архиереем была высказана неблагоприятная для легитимистов «оговорка» о том, что Собор РПЦЗ не имеет права принимать к исполнению государственные акты всероссийского значения. Граф упрекает тогдашнего секретаря Синода Е.И. Махароблидзе за то, что он эту оговорку поместил в протоколе (журнале) Синода так, как она была высказана, а не «средактировал» ее в более приятном для «легитимистов» виде. «Эта мысль, — пишет Граббе, — была весьма неудачно сформулирована, за что я упрекнул Махароблидзе, ибо если уже формально для обсуждения проекта требовалась такая оговорка, ее можно было бы средактировать несколько деликатнее, так, чтобы она не унижала легитимного принципа»16. А ранее, в письме от 19 апреля 1925 года, граф излагает Великому князю свои соображения о возможности примирения различных враждующих между собой монархических группировок. Отметим, что речь идет о восстановлении единства среди паствы митрополита Антония.

Из переписки выявляются не только расхождения во взглядах между иерархами РПЦЗ и светскими представителями монархических организаций. Здесь обнаруживается и некоторый прагматизм графа Ю.П. Граббе — как по отношению к архиереям, так и по отношению к протоколам Синода РПЦЗ, которые он находит возможным «средактировать» согласно своим соображениям. При огромном нашем уважении к Ю.П. Граббе, ставшему впоследствии многолетним секретарем Архиерейского Синода и виднейшим канонистом Зарубежной Церкви, мы не можем не отметить его весьма целенаправленное — и доселе не исследованное — влияние на Архиерейский Синод РПЦЗ начиная с конца 20-х годов и заканчивая 80-ми годами. С источниковеднической точки зрения роль этого редактора большинства протоколов и посланий РПЦЗ на протяжении почти всей ее истории должна учитываться исследователями.

В высказываниях иерархов РПЦЗ в 1930-е годы можно отметить те же надежды на освобождение России и воссоздание ее на «христианских началах», но без догматизации монархизма. Именно в таком смысле говорит архиепископ Дамиан в своем докладе Архиерейскому Синоду в 1933 году по поводу известного послания того же года митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Сербскому Варнаве: «Митрополит Сергий говорит, что возврата к старому строю государственному быть не может и мы должны отказаться от политики. Эти два положения правильны, но обоснование неверно. Очень возможно, что монархии мы восстановить не сможем, но и сделать поворот к большевицкому строю также не сможем. Наша задача — созидание жизни на христианских началах...»17 Мы бы хотели выделить последние слова архиепископа Дамиана: наша задача — созидание. Эти слова, по нашему убеждению, подводят итог всему вышесказанному о деятельности и о «политике» РПЦЗ в годы ее основания. 

Переходя к периоду первоиераршества митрополита Анастасия, надо сказать, что он сам, несомненно, сочувствовал идее восстановления в России монархии и многократно говорил об этом в предвоенные годы. Однако умеренность взглядов митрополита Анастасия в этом вопросе обнаружилась на Соборе 1938 года в следующем: архиепископ Серафим Богучарский выступил с докладом об одной эмигрантской политической организации, которая просила Церковь о благословении ее деятельности. Архиепископ Серафим считал, что Церковь не может благословить организацию немонархическую. В ответ на это, говорится в протоколе, «М. Анастасий указывает, что нельзя отвергать людей, идущих к Церкви и ищущих руководства ея, и полагает, что самодержавие входит в православное миросозерцание, но не является предметом веры нашей, как это выходит из доклада архиепископа Серафима»18. 


Отношение РПЦЗ к фашизму и к РОА

С конца 1920-х годов молодое поколение русских эмигрантов стало образовывать политические объединения фашистского типа. Входить в подробности различных оттенков этих организаций мы в настоящей статье не имеем возможности, но должны хотя бы несколько слов сказать об этом малоисследованном явлении.

Самая большая эмигрантская организация этого типа, Российская фашистская партия, была образована в 1931 году на Дальнем Востоке, в Харбине, Константином Владимировичем Родзаевским. В 1933 году эта организация состояла из 5000 членов, а к 1938 году открыла филиалы в Европе и насчитывала в своих рядах уже 20 000 человек. От немецких нацистов так называемые «русские фашисты» отличались, естественно, отсутствием антиславянских мотивов, но им импонировали не только восстановление национального величия государства, к которому стремился фашизм всех видов, но и подчеркнутый антикоммунизм и антикапитализм фашистской идеологии. таким образом, фашизм представлялся неким «третьим путем» молодому поколению эмигрантов, которое в коммунизме видело поработителя своей Родины, а в западном капитализме — чуждый России дух. На волне советского патриотизма, прокатившейся по Дальнему Востоку во время Второй мировой войны, большинство «русских фашистов» с восторгом приветствовало Советскую армию при вступлении ее в Маньчжурию. Сам Родзаевский после войны написал покаянное письмо Сталину, в котором, между прочим, писал, что «сталинизм— это как раз то самое, что он (Родзаевский) ошибочно называл российским фашизмом: это — наш “российский фашизм”, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений»19. Родзаевский вернулся в Советский Союз и был в 1946 году расстрелян. В его судьбе своеобразно отобразилась трагедия русского патриотизма в период Второй мировой войны.

Возвратимся к документам Русской Зарубежной Церкви. в Протоколах Всезарубежного Собора 1938 года уделяется внимание новому явлению — «русскому фашизму». Констатируя, что программа фашистов противоречит русскому православному народному идеалу, Собор постановил, что Церковь должна проявить заботу о вразумлении неправомыслящих и о направлении деятельности русских общественных организаций согласно православным началам. «Собор признает настоятельной необходимостью, — гласит резолюция, — чтобы наша Святая Русская Православная зарубежная Церковь в лице Священного Синода, епархиальных Преосвященных и настоятелей приходов обратила свое попечительное внимание на русские зарубежные национальные организации и помогла им выйти на путь подлинно православных и подлинно русских миропонимания и общественно-государственного идеала»20.  

15/28 июля 1936 года митрополит Анастасий ясно высказался против фашизма на свято-Владимировском Торжестве в Белграде: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы — нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства»21. В своем Рождественском послании 1939 года митрополит Анастасий излагает, в противовес фашистской расовой теории, церковное понимание любви к своему народу и к своей Родине: «Самое понятие Родины в нашем сознании никогда не было грубо материалистическим, и наш национальный образ никогда не определялся чисто внешними, зоологическими, расовыми признаками. То, что мы называем нашим Отечеством, это не физический воздух, которым мы дышим, не широкие просторы полей и лесов, рек и морей, какими в изобилии обладала Россия... а прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, — нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей...»22Надо считать это высказывание митрополита Анастасия ключевым для правильного понимания его дальнейшей позиции в годы Второй мировой войны. Глубоко характерна для владыки выраженная здесь чисто духовная постановка вопросов, даже таких вопросов, которые обычно считаются политическими. Так и коммунизм вовсе не воспринимался им в политическом ключе. Борьба с коммунизмом — врагом Церкви — была для митрополита Анастасия не борьбой с плотью и кровью, и вести эту борьбу он считал прежде всего своим естественным, христианским долгом. В таком именно ключе воспринимали этот вопрос и митрополит Антоний,  и большинство иерархов РПЦЗ.

Переходя к военному периоду, мы не находим новых мотивов в «русскости» Русской Зарубежной Церкви: по-прежнему главными оставались пастырские задачи, проявившиеся в заботе о русских военнопленных,и чаяние освобождения Церкви от безбожной власти. Опять-таки о политической стороне этих чаяний можно говорить только весьма условно, с той оговоркой, что политической программы — кроме общего понятия о «России, построенной на христианских началах», и борьбы с безбожной властью — Архиерейский Собор РПЦЗ не имел. Известно, что Синод РПЦЗ вообще избегал проявлять одобрение политике «третьего рейха» и вместе с тем пытался использовать сложившуюся ситуацию для желаемого участия в церковном и национальном возрождении России.Известно и то, что митрополит Анастасий никакого послания в связи с началом войны на территории СССР летом 1941 года не написал, несмотря на возможное давление со стороны нацистов23.  

Однако мы не увидим ясности в политических позициях митрополита Анастасия: перед войной, на Архиерейском Соборе 1939 года, он выражает надежду на то, что Великий князь Владимир Кириллович «в подобающее время выступит на великое дело освобождения порабощенной безбожной властью Русской земли, объединив вокруг себя весь русский народ...»24. К концу же войны митрополит Анастасий такие же надежды связывает с Русской освободительной армией, политическая программа которой значительно отличалась от программы Владимира Кирилловича.

Во время войны духовенство РПЦЗ, помимо военнопленных, окормляло и Русскую освободительную армию, насчитывавшую к марту 1945 года (после присоединения казачьего корпуса) 80 000 человек. Российские и зарубежные исследователи замечают, что «русское зарубежное духовенство выполняло в армии генерала Власова чисто церковную миссию, не занимаясь какой-либо политической деятельностью»25. Несомненно, впрочем, что, не занимаясь политической деятельностью, руководство РПЦЗ разделяло чаяния Русской освободительной армии о падении безбожной власти. О взгляде на этот вопрос самого митрополита Анастасия свидетельствует его письмо от 1/14 декабря 1944 года некоему Б.Н. Сергеевскому. Сергеевский написал митрополиту Анастасию, что советский генерал Власов, как человек советский, «подвиг освобождения» правильно понять не может, да и власовский манифест не упоминает о Боге... Из этого Сергеевский делает вывод, что от советского генерала доброго ожидать нельзя. В ответ на такое эмигрантское превозношение над генералом митрополит Анастасий пишет со свойственной ему умеренностью: «На дело это Вы смотрите слишком мрачно. Конечно, в идеологическом отношении многое, и в том числе отмеченное Вами, нехорошо, но это не столько по сознательно отрицательному отношению ко всему доброму, а по идеологической недозрелости. Наравне с тем, что в манифесте ничего не говорится о Боге — может быть, по непривычке бывших подсоветских упоминать Его в официальных актах,— Комитет пожелал начать свою работу с молебна. Сам Власов, с которым я виделся, много говорил о значении церковной миссии и в разговоре неоднократно цитировал Св. Писание. Другие сотрудники его тоже с почтением и вниманием относятся к Церкви. Поэтому есть надежда, что в новом движении Церковь сможет выполнять свою миссию. В политическом же отношении надо всем объединяться вокруг Власова, ибо никого другого, кто имел бы возможность собрать русские силы для борьбы с коммунизмом, сейчас налицо нет»26. Заметим, что здесь ни слова нет о Гитлере, о фашизме. Впрочем, нацистская идеология была чужда и идеологам власовского движения, на котором мы, к сожалению, в настоящей статье остановиться подробно не можем. Для митрополита Анастасия «политическая» сторона вопроса сводится к борьбе с поработившей Церковь советской властью, а главная надежда — что Церковь сможет выполнять свою миссию

После войны митрополит Анастасий и Архиерейский Собор РПЦЗ не без патриотического воодушевления отмечали подвиг русского народа во второй мировой войне, не отождествляя, однако, этот народ с советским правительством. «[Наша Родина], осиянная славою своих побед, — пишет митрополит Анастасий в октябре 1945 года, — в которых так ярко проявили себя русский военный гений и исконная доблесть нашего солдата, собравши снова в своих руках свое достояние, отторженное от нее судьбами истории, и распространивши свои границы до их естественных пределов... могла бы быть подлинно благословенной и счастливейшей страной в мире, если бы в ней водворился новый порядок жизни, основанный на камне нашей отеческой православной веры и на началах полной свободы, братства и правды... Об этом мы не перестаем молить Всевышнего теперь, когда Россия находится на новом переломе своей истории. Наша молитва столь же искренна, как и наша любовь к своей родине»27.Архиерейский Собор РПЦЗ, состоявшийся в мае 1946 года, в своей «Резолюции об отношении к Московской Патриархии» с ясностью высказался о жертвах как нацистского, так и советского режима:

«Мы не хотим закрывать глаза перед тем фактом, что советская власть со времени войны должна была возвратить Церкви некоторые из отнятых у нее законных прав. Однако свобода, данная Русской Церкви, носит очень ограниченный и притом [скорее] внешний и кажущийся, чем подлинный и существенный, характер. <...>

Склоняясь с благоговением перед образом наших великих страстотерп­цев, пострадавших за веру и Божию правду, мы усердно молимся об упокоении их, как и о других многочисленных русских людях, особенно о тысячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и других была не напрасна, что на их мученических костях воздвигается новая, свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которою она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны ее без всякого насилия и принуждения28, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия ее. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелою для него, хотя и победоносною войной, и благословил его миром и полным благоволением»29.

Таким образом, подводя итоги второй мировой войны, Архиерейский Собор РПЦЗ подтверждает ту патриотическую позицию, которая сложилась уже в начале 20-х годов: неразрывное духовное единство с Русской Церковью на Родине и чаяние освобождения ее от безбожной власти.

В заключение повторим слова митрополита Анастасия: «наша молитва [о своей Родине] столь же искренна, как и наша любовь к своей Родине». Митрополит Анастасий, как мы видели, верил в искренность любви к своей Родине русского солдата, воевавшего во второй мировой войне и в Красной Армии, и в РОА. Русская Зарубежная Церковь, сама находясь по ту сторону фронта, также в искренней любви к России не прекращала свою молитву об этой — общей всей Русской Церкви — Родине. Должны ли мы заподозрить неискренность этой молитвы и этой любви Русской Зарубежной Церкви к своей Родине? Если вера в искренность единой молитвы и любви к своей Родине разделенных частей Русской Церкви возможна, то не она ли то общее наше основание, на котором созидалась и продолжает созидаться единая Русская Церковь, где бы она ни находилась? 


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Синодальный Архив в Нью-Йорке (далее — СА), Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

2. СА, Протокол ВРЦУ от 6/19 — 8/21 апр. 1921 г.

3. СА, Протокол ВРЦУ от 7/20 мая 1922 г.

4. Прот. Николай Артемов. Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. с. 141.

5. СА, Протокол ВРЦУ от 25 янв./7 фев. 1922 г.

6. Письмо митр. Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону от 11/24 августа 1923 г. // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. С. 560.

7. СА, Протокол ВЦУ на Юге России от 23 ноября (6 дек.) 1920 г.

8. СА, Протокол ВЦУ от 12/25 янв. 1921 г.

9. СА, Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

10. СА, Протокол ВРЦУ от 18/31 авг. 1921 г.

11. Прот. Николай Артемов. Указ. соч. c. 96.

12. Церковь «допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания <...> Неучастие церковной Полноты в политической борьбе... не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. <...>   Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества...» (Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ: Сборник докладов и документов. Спб., 2000. с. 167, 169, 170).

13. Наше мнение расходится с утверждением священника Георгия Митрофанова, что ВРЦУ было «далеким от реального понимания российских событий». См.: Свящ. Г. Митрофанов. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. с. 22.

14. Имеются в виду «легитимисты», отстаивавшие права на престол брата Андрея Владимировича, Великого князя Кирилла Владимировича.

15. РГВА, ф. 500, оп. 3, д. 450, л. 184.

16. Там же. Л. 133.

17. СА. Письмо Св. Патриарха Сербского Варнавы митрополиту Антонию от 5/18 июля 1933 г. Приложение 3: Доклад по содержанию послания Митрополита Сергия к Патриарху Сербскому. с. 8.

18. ГАРФ, ф. 6343, оп.1, д.18. Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г., Протокол № 6 от 13/26 авг., л. 13 на обор.

19. Письмо К.В. Родзаевского И.В. Сталину // Отечественная история. 1992. № 3. с. 98.

20. Доклад Б.Р. Гершельмана «Современные общественные течения и их нравственное значение» // Деяния Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград, 1939. с. 252.

21. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. с. 34.

22. Церковная жизнь. 1939. № 12, дек. с. 180.

23. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 194.

24. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 22, л. 2 на обор.

25. Шкаровский М.В. Указ. соч. c. 35. 

26. СА. Дело об эвакуации Архиерейского Синода в Германию. Письмо митр. Анастасия Б.Н. Сергеевскому от 1/14 дек. 1944 г.

27. Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Джорданвилл, 1948. с. 228.

28. Необходимо заметить, что в 1945–1947 гг. западными союзниками производилась насильственная репатриация советских военнопленных, по соглашению со Сталиным на Ялтинской конференции. Зарубежная Церковь была свидетельницей ужасов репатриации, живая память о которой сохраняется Русским Зарубежьем и по сей день.

29. Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ от 26 апреля (9 мая) 1946 г. Цит. по: Н.А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) // Вестник Герман­ской епархии. 2001. № 5. С. 18.

РПЦЗ, Мюнхен



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.09.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

14.09.2018
Николай Каверин

Настало время пересмотреть диптих Православных Церквей и предоставить в нем Русской Церкви первое место

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

2.09.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Пенсионная реформа – это политическое покушение на Президента

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

22.08.2018
Александр Буздалов

Богословский лубок «цареискупительства»

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

6.09.2018
Игумен Никон (Воробьев; †1963)

Письма к духовным чадам

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

29.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

16.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него