Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Русскость» Русской Зарубежной Церкви в аспекте церковной икономии (1920–1945 гг.)

Инокиня Васса (ЛАРИНА)


Выехавшее в Константинополь в ноябре 1920 года Высшее Церковное Управление не сразу стало называться «Русским». На первых порах заграничное ВЦУ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) продолжало именовать себя «Высшее Церковное Управление на Юге России». С середины декабря 1920 года в протоколах ВЦУ опускаются слова «на Юге России» и некоторое время пишется просто «Высшее Церковное Управление». Так именуется ВЦУ — без прибавления слов «Русское» и «заграницей» — до конца января 1921 года. Новое же название — «Высшее Русское Церковное Управление заграницей» находим впервые в Протоколе от 21 января (3 февраля) 1921 года.

С этого времени для Зарубежной Церкви характерна некая подчеркнутая «русскость», вернее — подчеркнутая принадлежность к Церкви Русской. Настаивая на своей принадлежности именно Русской Церкви, РПЦЗ не вошла ни в одну из заграничных Поместных Церквей, не пошла и на создание собственной автокефалии. Таким образом, «русскость» Русской Зарубежной Церкви — каноническое самоопределение заграничной Церкви, а вместе с тем — феномен, определивший ее исторический путь.

Чем было обусловлено такое самоопределение Русской Зарубежной Церкви при митрополитах Антонии и Анастасии? Почему церковный организм, ими возглавляемый, не отказался от связи с Русской Церковью и не пошел, можно сказать, более естественным путем растворения в других Поместных Церквах? 

Эти вопросы уже привлекали внимание многих исследователей как в России, так и за рубежом. При этом нередко определенная «патриотическая» позиция РПЦЗ рассматривалась в чисто политической плоскости, так что до недавнего времени Русская Зарубежная Церковь в 20-е и 30-е годы рассматривалась как некая монархическая организация, в военные же годы — как профашистская. При такой постановке вопроса различные проявления «патриотизма» Русской Церковью в России и Русской Церковью за рубежом в названные периоды естественно вызывало взаимное непонимание в двух частях единой Русской Церкви. 

Однако документы из Синодального Архива в Нью-Йорке и из Государственного архива Российской Федерации в Москве, доселе не изданные, позволяют поставить проблемный вопрос о «русскости» заграничной Русской Церкви в ином аспекте. А именно Протоколы заседаний заграничного ВЦУ 1920–1921 годов, затем отдельные Постановления заграничного Собора, личная переписка митрополитов Антония и Анастасия и секретарей Архиерей­ского Синода проливают новый свет на пастырские, церковно-созидательные предпосылки, из которых исходила мысль иерархов Зарубежной Церкви касательно России и Русской Церкви. Документы из названных архивов позволяют раскрыть то пастырское строительство Русской Церкви, то есть то действие церковной икономии, которое являлось вместе и основной задачей и исходным пунктом канонической позиции заграничных иерархов Русской Церкви.


Задачи «русскости» Зарубежной Церкви в годы ее основания

С Россией заграничную Церковь связывало прежде всего чувство всесторонней ответственности перед Матерью — Русской Церковью. Это чувство ответственности было обусловлено рядом предпосылок, из которых исходили иерархи-эмигранты:

1. Вера в скорое освобождение России от большевицкой власти.

2. Обязанность окормлять заграничную русскую паству в рассеянии.

3. Обязанность соблюсти достояние Русской Церкви за пределами России.

4. Обязанность помогать из-за границы гонимой на Родине Церкви.

В протоколах заграничного ВРЦУ за 1921–1922 годы постоянно высказывается уверенность в том, что в России вот-вот будет восстановлен «порядок» и «власть, всеми признанная», что заграничное ВЦУ вернется в лоно Матери-Церкви, в Россию. исходя из этого, например, ВРЦУ заботится о правильной метрической записи венчаний и крещений русских беженцев, имея в виду будущую необходимость в этих документах по возвращении в Россию. «Метрикация этих актов по Российским законам имеет юридически-правовое значение...» — отмечается в Протоколе ВРЦУ от 3/16 августа 1921 года, «между тем в будущем, по восстановлении в России порядка и возвращении беженцев в Россию, получение документов об этих актах... будет крайне затруднительным...»1. Иными словами, заграничное ВРЦУ отмечает важность ведения метрических записей именно русским церковным управлением, поскольку получение метрических записей от иностранных церквей может в будущем, по возвращении в Россию, оказаться затруднительным.

Конечно, пастырская ответственность ощущалась заграничным ВЦУ не только в области метрических записей. Беженские условия жизни заграничной паствы поставили перед российскими архипастырями и пастырями, оказавшимися за границей, исключительные задачи. Проблемы нищенского существования беженцев, последствия трагедий разбитых гражданской войной семейств, опасность отпадения от Православия русских детей в ино­славной среде — со всем этим столкнулось заграничное ВЦУ в первые же месяцы своего пребывания в Константинополе. О трудностях православного воспитания детей за рубежом ВРЦУ имело суждение в апреле 1921 года, причем был поднят вопрос «о наблюдавшихся попытках к совращению в католичество русских детей, обучающихся в французских учебных заведениях». Против этих попыток ВРЦУ выступает, обращаясь к апостолическому делегату2, а в мае 1922 года составляет «Обращение к Папе Римскому по поводу использования им тяжелого положения русских в целях совращения их из Православия», а также «Обращение к родителям русских детей с предостережением от католической пропаганды»3.Заметим, что восьмидесятилетний опыт Зарубежной Церкви в данном вопросе может быть небезынтересным для современной Православной Церкви в России, испытывающей в настоящее время католическую экспансию. Вскоре помимо инославной агрессии зарубежному ВЦУ пришлось иметь дело и с обновленцами, которые действовали в зарубежье при поддержке совет­ской власти4.

В это время заграничные иерархи имеют попечение и о подготовке образованных пастырей для Русской Церкви. Разумеется, что при крайней скудости средств Высшего Церковного Управления образование духовных учебных заведений было более чем затруднительным. Тем не менее уже в апреле 1921 года в Константинополе организованы Высшие богословские курсы, которые вел архиепископ Анастасий (Грибановский), а в январе 1922 года ВРЦУ утверждает проект создания пастырского училища в Болгарии под управлением епископа Дамиана. Характерно, что при этом имелась в виду нужда в пастырях не только за границей, но и в будущей, освобожденной России: «ВЦУ имеет в виду учреждение курсов четырехгодичных, дабы воспитанники их могли явиться правоспособными кандидатами священства и по возвращении в Россию»5. Примерно в это же время постановлено издавать официальный церковный журнал при заграничном ВЦУ, «Церковные ведомости», с целью оповещения заграничной паствы о постановлениях ВРЦУ, а также с целью постепенной публикации всех постановлений Всероссийского Собора 1917–1918 годов.

Наряду с заботой о русской пастве на заграничное ВЦУ легла и забота о заграничном имуществе Русской Церкви. Важно отметить, что ВЦУ не само на себя взяло эту заботу, а отвечало на просьбы о защите церковного имущества со всех концов зарубежья. Начиная с ноября 1920 года, то есть в первую неделю своего пребывания за границей, ВЦУ получает прошения о принятии под покровительство от заграничных русских храмов и целых миссий, прежде всего Иерусалимской, на имущество которой притязал Иерусалимский Патриархат6. Первое такое обращение, от 23 ноября (6 декабря) 1920 года, касается храма в Буэнос-Айресе, на который притязал российский посланник Е.Ф. Штейн7. Месяц спустя в ВЦУ поступает письмо из Бари с просьбой от имени Палестинского общества «принять в ведение Высшего Русского Церковного Управления имущество (храм и дом) Общества в Бари для ограждения его от возможных покушений большевиков»8. На все подобные обращения заграничное ВЦУ отвечало ходатайствами перед иностранными государствами, выдачей документов о своей ответственности за имущество Русской Церкви. 

Мы уже упоминали, что забота ВРЦУ о заграничной Русской Церкви сопровождалась постоянной заботой о Церкви в самой России. Примером такой заботы были попытки помочь голодающим, а также многократные обращения к правительствам иностранных государств по поводу гонений на верующих в России. 

Так, например, в августе 1921 года ВРЦУ постановило: «установить во всех русских православных заграничных церквах тарелочный сбор за каждым богослужением в пользу голодающего и страждущего населения России...»9, несколько же дней спустя при ВРЦУ был образован «Церковный Комитет помощи голодающей России», причем ВРЦУ обращается с особым воззванием «о голодающих в России, ко всем верующим в Бога правительствам и народам всего мира»10. Далее читаем в том же протоколе: «пожертвования денежные предложено направлять в Белград, в ВЦУ, а снаряженные вагоны и пароходы на имя Всероссийского Патриарха Тихона в пограничные города или в Константинополь...»

В мае 1922 года ВРЦУ выступает в защиту арестованного Святейшего Патриарха Тихона. При этом по всем приходам Зарубежной Церкви рассылается указ: служить молебны о Святейшем Патриархе. А на ектеньях впредь постановлено на всех богослужениях, кроме обычного возношения имени Святейшего Патриарха Тихона, особые прошения «о в узах пребывающем Патриархе». Митрополит Антоний также обращается с протестами по поводу ареста Святейшего Патриарха «ко всем главам Православных и ино­славных церквей и ко всем светским главам государств мира».

С заботой о гонимой Церкви в России и с борьбой за достояние Русской Церкви за рубежом тесно связано стремление ВРЦУ соблюсти единство заграничной Церкви. Единство мыслилось как необходимое условие для успешной борьбы с врагами Русской Церкви как в России, так и за рубежом. В соблюдении единства русского заграничного церковного управления Архиерейский Собор РПЦЗ видел и непременный пастырский долг — соборно осуществлять жизнь Русской Церкви. 

По мысли протоиерея Николая Артемова в его капитальном исследовании об Указе Святейшего Патриарха Тихона № 362, этот принцип — пастырский долг соборности — был зафиксирован в это время названным указом Святейшего Патриарха11. Из приведенных же документов видно, что и другие аспекты церковно-созидательной деятельности, иначе говоря — деятельности по принципу церковной икономии — восприняты Зарубежной Русской Церковью как осознанная пастырская обязанность еще до получения письменной канонической фиксации этой деятельности в виде Указа Всероссийского ВЦУ от 7/20 ноября 1920 года за № 362. Как известно, этот указ был получен в Сремских-Карловцах лишь в январе 1922 года и явился необходимой, дополнительной опорой заграничного ВРЦУ в его борьбе за соблюдение достояния и единства Русской Церкви за пределами России. Таким образом, Указ № 362 зафиксировал в письменной форме уже действующий неписаный закон Церкви — закон о церковной икономии. Вместе с тем этот Указ зафиксировал принадлежность Зарубежной Церкви Матери— Русской Церкви, служа в течение долголетнего советского периода напоминанием не только о русскости Зарубежной Церкви, но и о временности ее автономной деятельности. 


Отношение РПЦЗ к монархизму

Приступая к «политической» части нашей статьи, мы считаем излишним делать экскурс по теме «Церковь и политика», поскольку этот вопрос достаточно освещен в «Основах социальной концепции РПЦ»12.

Мы также оставляем в стороне вопрос о «реальности» или «нереальности» политических взглядов иерархов рассматриваемого периода13, считая такой вопрос неправомерным с точки зрения методологии истории. Необходимо всегда учитывать уникальность каждой эпохи, в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях.Иными словами, нам представляется необходимым исследовать данный период Зарубежной Церкви в ее собственных, тогдашних условиях, учитывая ее собственный опыт, без навязывания ей иного опыта, ей неизвестного, или же установок нашего времени. Такой подход поможет способствовать и чаемому взаимопониманию двух частей Русской Церкви. 

Итак, политическую сторону жизни РПЦЗ мы будем рассматривать так, как мыслили ее иерархи РПЦЗ в 1920–1930-х годах, а именно — в контексте тех пастырских задач и того церковного строительства, которые легли в основу канонического бытия Зарубежной Церкви. Зарубежных иерархов, чувствовавших пастырскую ответственность за судьбу Русской Церкви, занимала мысль о положении Русской Церкви в будущей, освобожденной России. Наряду с этим пережитая революция и радикальная перемена прежних форм церковной жизни вызывали во всех кругах эмиграции — как церковных, так и нецерковных — попытки осмысления прошлого и чаяние лучшего будущего. Под «лучшим будущим» церковное сознание понимало нечто не совсем определенное: Россию, освобожденную от богоборческой власти и основанную на христианских началах. Для этой мысли имела значение и идея о восстановлении православной монархии. Однако эта идея, как нам пришлось убедиться из приведенных ниже документов, имела для иерархов РПЦЗ лишь привходящее значение. Монархическая умеренность иерархов РПЦЗ, как мы увидим, даже вызывала раздражение у деятелей заграничных монархических организаций.

Не останавливаясь на общеизвестных сведениях о монархизме Зарубежной Церкви, как-то: на послании Карловацкого Собора, на отдельных посланиях митрополита Антония, на монархизме митрополита Евлогия и так далее, мы обратимся к доселе не исследованным документам. Новый свет на данную тему проливает хранящаяся в Российском государственном военном архиве (РГВА) переписка молодого графа Ю.П. Граббе с Ве­ликим князем Андреем Владимировичем 1925–1926 годов. Из переписки мы узнаем о попытках этих двух деятелей так называемого «верноподданнического» движения14 привлечь на свою сторону Архиерейский Собор РПЦЗ. Поскольку это не удается, Андрей Владимирович пишет к Граббе в письме от 3 марта 1925 года: «Я не оспариваю ваше положение, что большинство иерархов по духу монархисты, но должен сознаться, что это свое чувство они проявляют крайне разнообразно и своеобразно... Ежели Карловацкий Собор и выразил мысль о монархе из Дома Романовых... но я все же далеко не убежден, что все они одинаково с нами мыслят о монархии»15. В письме от 1 января 1925 года Великий князь сетует на митрополита Антония. По мнениюВеликого князя, на митрополита оказала отрицательное влияние книга профессора Зызыкина: «яд, брошеный Зызыкиным, засел глубоко, видно из писем митрополита Антония ко мне. Его доводы в греховности... Императоров... до того чудовищны, что из простого уважения к его сану должен воздержаться их приводить в этом письме целиком... Но в этих странных по меньшей мере мыслях митр. Антония сквозит старый дух критики светской власти, тот же дух, который способствовал и революции». Напомним, что митрополит Антоний, последовательный борец за восстановление патриаршества в России и ревностный критик синодального строя, был далек от идеализации дореволюционной России. Немалый интерес представляет письмо графа Граббе от 19 апреля 1926 года. Он пишет Великому князю, что на заседании Синода одним архиереем была высказана неблагоприятная для легитимистов «оговорка» о том, что Собор РПЦЗ не имеет права принимать к исполнению государственные акты всероссийского значения. Граф упрекает тогдашнего секретаря Синода Е.И. Махароблидзе за то, что он эту оговорку поместил в протоколе (журнале) Синода так, как она была высказана, а не «средактировал» ее в более приятном для «легитимистов» виде. «Эта мысль, — пишет Граббе, — была весьма неудачно сформулирована, за что я упрекнул Махароблидзе, ибо если уже формально для обсуждения проекта требовалась такая оговорка, ее можно было бы средактировать несколько деликатнее, так, чтобы она не унижала легитимного принципа»16. А ранее, в письме от 19 апреля 1925 года, граф излагает Великому князю свои соображения о возможности примирения различных враждующих между собой монархических группировок. Отметим, что речь идет о восстановлении единства среди паствы митрополита Антония.

Из переписки выявляются не только расхождения во взглядах между иерархами РПЦЗ и светскими представителями монархических организаций. Здесь обнаруживается и некоторый прагматизм графа Ю.П. Граббе — как по отношению к архиереям, так и по отношению к протоколам Синода РПЦЗ, которые он находит возможным «средактировать» согласно своим соображениям. При огромном нашем уважении к Ю.П. Граббе, ставшему впоследствии многолетним секретарем Архиерейского Синода и виднейшим канонистом Зарубежной Церкви, мы не можем не отметить его весьма целенаправленное — и доселе не исследованное — влияние на Архиерейский Синод РПЦЗ начиная с конца 20-х годов и заканчивая 80-ми годами. С источниковеднической точки зрения роль этого редактора большинства протоколов и посланий РПЦЗ на протяжении почти всей ее истории должна учитываться исследователями.

В высказываниях иерархов РПЦЗ в 1930-е годы можно отметить те же надежды на освобождение России и воссоздание ее на «христианских началах», но без догматизации монархизма. Именно в таком смысле говорит архиепископ Дамиан в своем докладе Архиерейскому Синоду в 1933 году по поводу известного послания того же года митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Сербскому Варнаве: «Митрополит Сергий говорит, что возврата к старому строю государственному быть не может и мы должны отказаться от политики. Эти два положения правильны, но обоснование неверно. Очень возможно, что монархии мы восстановить не сможем, но и сделать поворот к большевицкому строю также не сможем. Наша задача — созидание жизни на христианских началах...»17 Мы бы хотели выделить последние слова архиепископа Дамиана: наша задача — созидание. Эти слова, по нашему убеждению, подводят итог всему вышесказанному о деятельности и о «политике» РПЦЗ в годы ее основания. 

Переходя к периоду первоиераршества митрополита Анастасия, надо сказать, что он сам, несомненно, сочувствовал идее восстановления в России монархии и многократно говорил об этом в предвоенные годы. Однако умеренность взглядов митрополита Анастасия в этом вопросе обнаружилась на Соборе 1938 года в следующем: архиепископ Серафим Богучарский выступил с докладом об одной эмигрантской политической организации, которая просила Церковь о благословении ее деятельности. Архиепископ Серафим считал, что Церковь не может благословить организацию немонархическую. В ответ на это, говорится в протоколе, «М. Анастасий указывает, что нельзя отвергать людей, идущих к Церкви и ищущих руководства ея, и полагает, что самодержавие входит в православное миросозерцание, но не является предметом веры нашей, как это выходит из доклада архиепископа Серафима»18. 


Отношение РПЦЗ к фашизму и к РОА

С конца 1920-х годов молодое поколение русских эмигрантов стало образовывать политические объединения фашистского типа. Входить в подробности различных оттенков этих организаций мы в настоящей статье не имеем возможности, но должны хотя бы несколько слов сказать об этом малоисследованном явлении.

Самая большая эмигрантская организация этого типа, Российская фашистская партия, была образована в 1931 году на Дальнем Востоке, в Харбине, Константином Владимировичем Родзаевским. В 1933 году эта организация состояла из 5000 членов, а к 1938 году открыла филиалы в Европе и насчитывала в своих рядах уже 20 000 человек. От немецких нацистов так называемые «русские фашисты» отличались, естественно, отсутствием антиславянских мотивов, но им импонировали не только восстановление национального величия государства, к которому стремился фашизм всех видов, но и подчеркнутый антикоммунизм и антикапитализм фашистской идеологии. таким образом, фашизм представлялся неким «третьим путем» молодому поколению эмигрантов, которое в коммунизме видело поработителя своей Родины, а в западном капитализме — чуждый России дух. На волне советского патриотизма, прокатившейся по Дальнему Востоку во время Второй мировой войны, большинство «русских фашистов» с восторгом приветствовало Советскую армию при вступлении ее в Маньчжурию. Сам Родзаевский после войны написал покаянное письмо Сталину, в котором, между прочим, писал, что «сталинизм— это как раз то самое, что он (Родзаевский) ошибочно называл российским фашизмом: это — наш “российский фашизм”, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений»19. Родзаевский вернулся в Советский Союз и был в 1946 году расстрелян. В его судьбе своеобразно отобразилась трагедия русского патриотизма в период Второй мировой войны.

Возвратимся к документам Русской Зарубежной Церкви. в Протоколах Всезарубежного Собора 1938 года уделяется внимание новому явлению — «русскому фашизму». Констатируя, что программа фашистов противоречит русскому православному народному идеалу, Собор постановил, что Церковь должна проявить заботу о вразумлении неправомыслящих и о направлении деятельности русских общественных организаций согласно православным началам. «Собор признает настоятельной необходимостью, — гласит резолюция, — чтобы наша Святая Русская Православная зарубежная Церковь в лице Священного Синода, епархиальных Преосвященных и настоятелей приходов обратила свое попечительное внимание на русские зарубежные национальные организации и помогла им выйти на путь подлинно православных и подлинно русских миропонимания и общественно-государственного идеала»20.  

15/28 июля 1936 года митрополит Анастасий ясно высказался против фашизма на свято-Владимировском Торжестве в Белграде: «Фашизм — такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы — нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства»21. В своем Рождественском послании 1939 года митрополит Анастасий излагает, в противовес фашистской расовой теории, церковное понимание любви к своему народу и к своей Родине: «Самое понятие Родины в нашем сознании никогда не было грубо материалистическим, и наш национальный образ никогда не определялся чисто внешними, зоологическими, расовыми признаками. То, что мы называем нашим Отечеством, это не физический воздух, которым мы дышим, не широкие просторы полей и лесов, рек и морей, какими в изобилии обладала Россия... а прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, — нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей...»22Надо считать это высказывание митрополита Анастасия ключевым для правильного понимания его дальнейшей позиции в годы Второй мировой войны. Глубоко характерна для владыки выраженная здесь чисто духовная постановка вопросов, даже таких вопросов, которые обычно считаются политическими. Так и коммунизм вовсе не воспринимался им в политическом ключе. Борьба с коммунизмом — врагом Церкви — была для митрополита Анастасия не борьбой с плотью и кровью, и вести эту борьбу он считал прежде всего своим естественным, христианским долгом. В таком именно ключе воспринимали этот вопрос и митрополит Антоний,  и большинство иерархов РПЦЗ.

Переходя к военному периоду, мы не находим новых мотивов в «русскости» Русской Зарубежной Церкви: по-прежнему главными оставались пастырские задачи, проявившиеся в заботе о русских военнопленных,и чаяние освобождения Церкви от безбожной власти. Опять-таки о политической стороне этих чаяний можно говорить только весьма условно, с той оговоркой, что политической программы — кроме общего понятия о «России, построенной на христианских началах», и борьбы с безбожной властью — Архиерейский Собор РПЦЗ не имел. Известно, что Синод РПЦЗ вообще избегал проявлять одобрение политике «третьего рейха» и вместе с тем пытался использовать сложившуюся ситуацию для желаемого участия в церковном и национальном возрождении России.Известно и то, что митрополит Анастасий никакого послания в связи с началом войны на территории СССР летом 1941 года не написал, несмотря на возможное давление со стороны нацистов23.  

Однако мы не увидим ясности в политических позициях митрополита Анастасия: перед войной, на Архиерейском Соборе 1939 года, он выражает надежду на то, что Великий князь Владимир Кириллович «в подобающее время выступит на великое дело освобождения порабощенной безбожной властью Русской земли, объединив вокруг себя весь русский народ...»24. К концу же войны митрополит Анастасий такие же надежды связывает с Русской освободительной армией, политическая программа которой значительно отличалась от программы Владимира Кирилловича.

Во время войны духовенство РПЦЗ, помимо военнопленных, окормляло и Русскую освободительную армию, насчитывавшую к марту 1945 года (после присоединения казачьего корпуса) 80 000 человек. Российские и зарубежные исследователи замечают, что «русское зарубежное духовенство выполняло в армии генерала Власова чисто церковную миссию, не занимаясь какой-либо политической деятельностью»25. Несомненно, впрочем, что, не занимаясь политической деятельностью, руководство РПЦЗ разделяло чаяния Русской освободительной армии о падении безбожной власти. О взгляде на этот вопрос самого митрополита Анастасия свидетельствует его письмо от 1/14 декабря 1944 года некоему Б.Н. Сергеевскому. Сергеевский написал митрополиту Анастасию, что советский генерал Власов, как человек советский, «подвиг освобождения» правильно понять не может, да и власовский манифест не упоминает о Боге... Из этого Сергеевский делает вывод, что от советского генерала доброго ожидать нельзя. В ответ на такое эмигрантское превозношение над генералом митрополит Анастасий пишет со свойственной ему умеренностью: «На дело это Вы смотрите слишком мрачно. Конечно, в идеологическом отношении многое, и в том числе отмеченное Вами, нехорошо, но это не столько по сознательно отрицательному отношению ко всему доброму, а по идеологической недозрелости. Наравне с тем, что в манифесте ничего не говорится о Боге — может быть, по непривычке бывших подсоветских упоминать Его в официальных актах,— Комитет пожелал начать свою работу с молебна. Сам Власов, с которым я виделся, много говорил о значении церковной миссии и в разговоре неоднократно цитировал Св. Писание. Другие сотрудники его тоже с почтением и вниманием относятся к Церкви. Поэтому есть надежда, что в новом движении Церковь сможет выполнять свою миссию. В политическом же отношении надо всем объединяться вокруг Власова, ибо никого другого, кто имел бы возможность собрать русские силы для борьбы с коммунизмом, сейчас налицо нет»26. Заметим, что здесь ни слова нет о Гитлере, о фашизме. Впрочем, нацистская идеология была чужда и идеологам власовского движения, на котором мы, к сожалению, в настоящей статье остановиться подробно не можем. Для митрополита Анастасия «политическая» сторона вопроса сводится к борьбе с поработившей Церковь советской властью, а главная надежда — что Церковь сможет выполнять свою миссию

После войны митрополит Анастасий и Архиерейский Собор РПЦЗ не без патриотического воодушевления отмечали подвиг русского народа во второй мировой войне, не отождествляя, однако, этот народ с советским правительством. «[Наша Родина], осиянная славою своих побед, — пишет митрополит Анастасий в октябре 1945 года, — в которых так ярко проявили себя русский военный гений и исконная доблесть нашего солдата, собравши снова в своих руках свое достояние, отторженное от нее судьбами истории, и распространивши свои границы до их естественных пределов... могла бы быть подлинно благословенной и счастливейшей страной в мире, если бы в ней водворился новый порядок жизни, основанный на камне нашей отеческой православной веры и на началах полной свободы, братства и правды... Об этом мы не перестаем молить Всевышнего теперь, когда Россия находится на новом переломе своей истории. Наша молитва столь же искренна, как и наша любовь к своей родине»27.Архиерейский Собор РПЦЗ, состоявшийся в мае 1946 года, в своей «Резолюции об отношении к Московской Патриархии» с ясностью высказался о жертвах как нацистского, так и советского режима:

«Мы не хотим закрывать глаза перед тем фактом, что советская власть со времени войны должна была возвратить Церкви некоторые из отнятых у нее законных прав. Однако свобода, данная Русской Церкви, носит очень ограниченный и притом [скорее] внешний и кажущийся, чем подлинный и существенный, характер. <...>

Склоняясь с благоговением перед образом наших великих страстотерп­цев, пострадавших за веру и Божию правду, мы усердно молимся об упокоении их, как и о других многочисленных русских людях, особенно о тысячах военнопленных, принявших мученическую кончину от жестокой руки так называемых немецких нацистов. Уповаем, что жертва тех и других была не напрасна, что на их мученических костях воздвигается новая, свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которою она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны ее без всякого насилия и принуждения28, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия ее. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелою для него, хотя и победоносною войной, и благословил его миром и полным благоволением»29.

Таким образом, подводя итоги второй мировой войны, Архиерейский Собор РПЦЗ подтверждает ту патриотическую позицию, которая сложилась уже в начале 20-х годов: неразрывное духовное единство с Русской Церковью на Родине и чаяние освобождения ее от безбожной власти.

В заключение повторим слова митрополита Анастасия: «наша молитва [о своей Родине] столь же искренна, как и наша любовь к своей Родине». Митрополит Анастасий, как мы видели, верил в искренность любви к своей Родине русского солдата, воевавшего во второй мировой войне и в Красной Армии, и в РОА. Русская Зарубежная Церковь, сама находясь по ту сторону фронта, также в искренней любви к России не прекращала свою молитву об этой — общей всей Русской Церкви — Родине. Должны ли мы заподозрить неискренность этой молитвы и этой любви Русской Зарубежной Церкви к своей Родине? Если вера в искренность единой молитвы и любви к своей Родине разделенных частей Русской Церкви возможна, то не она ли то общее наше основание, на котором созидалась и продолжает созидаться единая Русская Церковь, где бы она ни находилась? 


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Синодальный Архив в Нью-Йорке (далее — СА), Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

2. СА, Протокол ВРЦУ от 6/19 — 8/21 апр. 1921 г.

3. СА, Протокол ВРЦУ от 7/20 мая 1922 г.

4. Прот. Николай Артемов. Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 г. и закрытие зарубежного ВВЦУ в мае 1922 г. Историческое и каноническое значение // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. с. 141.

5. СА, Протокол ВРЦУ от 25 янв./7 фев. 1922 г.

6. Письмо митр. Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону от 11/24 августа 1923 г. // Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Мюнхен, 2002. С. 560.

7. СА, Протокол ВЦУ на Юге России от 23 ноября (6 дек.) 1920 г.

8. СА, Протокол ВЦУ от 12/25 янв. 1921 г.

9. СА, Протокол ВРЦУ от 3/16 авг. 1921 г.

10. СА, Протокол ВРЦУ от 18/31 авг. 1921 г.

11. Прот. Николай Артемов. Указ. соч. c. 96.

12. Церковь «допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания <...> Неучастие церковной Полноты в политической борьбе... не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. <...>   Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества...» (Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ: Сборник докладов и документов. Спб., 2000. с. 167, 169, 170).

13. Наше мнение расходится с утверждением священника Георгия Митрофанова, что ВРЦУ было «далеким от реального понимания российских событий». См.: Свящ. Г. Митрофанов. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. с. 22.

14. Имеются в виду «легитимисты», отстаивавшие права на престол брата Андрея Владимировича, Великого князя Кирилла Владимировича.

15. РГВА, ф. 500, оп. 3, д. 450, л. 184.

16. Там же. Л. 133.

17. СА. Письмо Св. Патриарха Сербского Варнавы митрополиту Антонию от 5/18 июля 1933 г. Приложение 3: Доклад по содержанию послания Митрополита Сергия к Патриарху Сербскому. с. 8.

18. ГАРФ, ф. 6343, оп.1, д.18. Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г., Протокол № 6 от 13/26 авг., л. 13 на обор.

19. Письмо К.В. Родзаевского И.В. Сталину // Отечественная история. 1992. № 3. с. 98.

20. Доклад Б.Р. Гершельмана «Современные общественные течения и их нравственное значение» // Деяния Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград, 1939. с. 252.

21. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк, 1945. с. 34.

22. Церковная жизнь. 1939. № 12, дек. с. 180.

23. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 194.

24. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 22, л. 2 на обор.

25. Шкаровский М.В. Указ. соч. c. 35. 

26. СА. Дело об эвакуации Архиерейского Синода в Германию. Письмо митр. Анастасия Б.Н. Сергеевскому от 1/14 дек. 1944 г.

27. Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Джорданвилл, 1948. с. 228.

28. Необходимо заметить, что в 1945–1947 гг. западными союзниками производилась насильственная репатриация советских военнопленных, по соглашению со Сталиным на Ялтинской конференции. Зарубежная Церковь была свидетельницей ужасов репатриации, живая память о которой сохраняется Русским Зарубежьем и по сей день.

29. Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ от 26 апреля (9 мая) 1946 г. Цит. по: Н.А. К 50-летию со дня кончины архиепископа Венедикта (Бобковского) // Вестник Герман­ской епархии. 2001. № 5. С. 18.

РПЦЗ, Мюнхен



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

16.06.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

28.05.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Заметки к статье Кирилла Мозгова о переводе церковнославянских текстов на русский язык

4.06.2019
Протоиерей Андрей Новиков

Прелюбодейная ересь Константинопольского Патриархата

26.06.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

21.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Священнослужители из окружения Патриарха Кирилла практикуют обновленческие богослужения

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.05.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

2.05.2019
Евгений Копарев

Битва цивилизаций: Евросоюз против СССР в 1941–1945 гг.

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

6.03.2019
Михаил Тюренков

Геополитика мирового Православия: Будут ли созданы церковные «НАТО» и «Организация Варшавского договора»?

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

25.02.2019
Сергей Смирнов

Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

31.01.2019
Диакон Илья Маслов

К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Война за Традицию

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

17.01.2019
Протоиерей Алексий Чаплин

Протоиерей Алексий Чаплин: Порошенко – орудие в руках разрушителей чуждой Западу цивилизации

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

30.11.2018
Павле Рак

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Водою и духом, или О разбавленном христианстве

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2019
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

 

НОВОСТИ

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе