Богородица

Архив номеров Номер 12

Проповедники «народного православия»

Протоиерей Петр АНДРИЕВСКИЙ


В последние годы значительно выросли ряды борцов за Православие. Этому можно было бы только радоваться, если бы новоявленные «борцы», подражая древним Отцам и исповедникам веры, действительно боролись за чистоту православного вероучения. Ведь не секрет, что за последние годы многие из еретиков и неообновленцев, при советском режиме имевшие ограниченные возможности для распространения своих заблуждений через печатные издания, значительно расширили круг своих сторонников. Но «борцы-ревнители», сгруппировавшиеся вокруг некоторых изданий, как будто бы не замечают ни откровенной хулы современных еретиков на Христа, на Богоматерь, не замечают того, что неообновленцы пытаются реформировать весь строй православного богослужения и даже богословия. Более того, в своих сочинениях «борцы-ревнители» сами допускают бесчисленные искажения православной веры. Многие из таких искажений уже отмечались на страницах «Благодатного Огня». Приведу еще один характерный пример.

Главный редактор альманаха «Первый и последний» В.Манягин пишет на страницах своего издания, что «апостолы и все уверововавшие во Христа, как в Мессию и Сына Божия, ежедневно ходили в Иерусалимский храм, несмотря на то, что в нем священнодействовали те же лица, что приказали схватить и отдать на Распятие Господа» (здесь и далее выделено В.Манягиным. — П.А.). «Апостолы не только посещали Иерусалимский храм, но и исполняли обряды Ветхозаветной Церкви... Из вышесказанного видно, — пишет далее В.Манягин, — что до определенного момента христиане считали себя частью Ветхозаветной Церкви. До какого?» (Первый и последний, 2003, № 1).

Задавшись вопросом, до какого времени христиане считали себя частью Ветхозаветной Церкви, В.Манягин рассказывает своим читателям, что в 70 году по Р.Х. во время осады Иерусалима римскими войсками один из вождей Израиля отдал римлянам храмовую печать и от имени синедриона согласился на капитуляцию. За это он выторговал себе право основать в иудейском городе Ямнии новый синедрион из 71 человека. «Таким образом,— пишет В.Манягин, — в первую же ночь крушения еврейского государства вожди Израиля окончательно уничтожили Ветхозаветную Церковь».

В.Манягину следовало бы знать, что Ветхозаветная Церковь прекратила свое существование со времени распятия Спасителя. Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38) — сказал Господь иудеям. И это оставление храма Иерусалимского Святым Духом произошло, когда завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27, 51). И поскольку храм был оставлен Святым Духом, то действия иудейских священников в храме не были священнодействиями, и христиане не имели никакой нужды в ветхозаветных обрядах. Если апостолы после распятия Спасителя и приходили в Иерусалимский храм, то исключительно для проповеди Евангелия заблудшим овцам дома Израилева. Православная Церковь никогда не была частью Церкви Ветхозаветной, а берет свое начало от Святой Пятидесятницы, когда на собравшихся в сионской горнице апостолов сошел в виде огненных язык Святой Дух, Которого своим лжеучением и хулит В.Манягин. Таким образом, «борец за Православие» В.Манягин является на самом деле апологетом ереси жидовствующих и заблуждения жидовствующих популяризирует на страницах своего издания (в котором, справедливости ради, можно отметить и позитивные статьи, направленные на борьбу с глобализацией, новым мировым порядком и экуменизмом).

К сожалению, «борцы за Православие» сеют среди своих читателей не святоотеческое учение, а древние или новые ереси, а нередко и откровенное язычество в упаковке некоего «народного православия». И это не случайно. Ибо сами они исповедуют не святоотеческое Православие, а свое «новое православие». Так, в большой статье «Россия и глобализация», опубликованной в «Русском Вестнике», автор пишет: «…Православие, неизрекаемое в полной мере даже святоотеческим богословием, а выраженное, скорее, в самом историческом пути России как мировой державы, равно как и в самом строе русской жизни и русских духовных подвигах, значимостью своей превосходящих ход земных вещей, мироощущение, понимаемое лишь интуитивно, на рубеже личного рокового выбора» (Русский Вестник, 2004, №1).

Как видим, здесь автор сознательно отделяет себя от святоотеческого богословия, то есть от подлинного Православия, его «православие» — иное. Оно выражается, по словам автора, «в историческом пути России как мировой державы». Это «православие» понимается адептами «лишь интуитивно, на рубеже личного рокового выбора». Оно сильно заражено язычеством и оккультизмом. Понятно теперь, почему приверженцы нового «народного православия» так настойчиво предлагают канонизировать Г.Распутина и Иоанна Грозного, почему глухи ко всем аргументам своих оппонентов. В их новой религии эти лица — святые. Немало потрудился в становлении России как мировой державы И.В. Сталин и другие государственные мужи, которые со временем, без сомнения, составят пантеон приверженцев новой религии. Споры с адептами нового «народного православия» бессмысленны — это действительно новая религия.

В. Манягин, который для православных — проповедник ереси жидовствующих, хулящий Духа Святого, а для приверженцев новой псевдоправославной религии — исповедник и борец с новыми паспортами, пишет, что Новозаветный Израиль повторяет судьбу Израиля Ветхозаветного. И действительно, как ветхий Израиль перед пришествием Спасителя был озабочен только политическими проблемами своей страны, так и нынешние «борцы-ревнители». Как ветхий Израиль для достижения своих политических амбиций фактически отказался от Закона Божиего, заменив его преданием старцев, так и нынешние ревнители не по разуму уже не удовлетворены святоотеческим богословием и руководствуются в своей жизни предсказаниями «старцев». Но Господь при Своем первом пришествии не обнаружил у ветхого Израиля истинной веры. Обнаружит ли Он ее сейчас, когда иные монашествующие нашей Церкви, призванные к защите и утверждению правой веры, устроились добровольными книгоношами, распространяя по всей матушке-Руси «благочестивые» бредни, замешанные на ложном мистицизме, оккультизме, мифотворчестве и язычестве? Господь не случайно предупреждает нас: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).