Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Беседа с Любовью Петровной МИЛЛЕР о Распутине


Любовь Петровна Миллер (урожд. Бабушкина) родилась в одной из областей Китая— Маньчжурии. Родители ее были русскими эмигрантами, так как страшные события, происходившие в России на рубеже ХIХ–ХХ вв., вынудили их покинуть родину. Мать Любови Петровны, родившуюся в Курске, еще девочкой родители привезли в Маньчжурию во время Первой мировой войны, а отец ее, уроженец Санкт-Петербурга, приехал сюда с волной беженцев после гражданской войны 1918–1922 годов.

Маньчжурия стала в Китае центром русского зарубежья. В одном только городе Харбине, где родилась Л.П. Миллер, было двадцать пять православных церквей. Русские, проживавшие в нем, хранили чистоту родного языка, быт, старые традиции и, самое главное, православную веру.

Любовь Петровна окончила среднюю школу, а затем — Харбинский политехнический институт, получив образование инженера-экономиста.

Когда к власти пришли коммунисты, жизнь в Китае резко изменилась к худшему, и русские эмигранты вынуждены были покинуть ставшую им родной Маньчжурию. Одни поехали в Советский Союз, на целину, другие— в Канаду, Бразилию или Австралию. Л.П. Миллер в 1957 году уехала в Австралию. Нелегка была жизнь в эмиграции, вдали от родной России, охваченной волнами безбожия и коммунизма.

В 1974 году Любовь Петровна совершила паломничество в Святую Землю, к святыням Иерусалима. Там, в Гефсиманской обители, из уст игумении Варвары она впервые услышала рассказ об удивительной жизни и мученической кончине Великой княгини Елизаветы Феодоровны...

Летом 2001 года Л.П. Миллер вновь посетила Россию, в ходе своей поездки она побывала и на Урале, где Царственные Страстотерпцы и св. преподобномученица Елизавета Феодоровна совершили свой мученический подвиг. 17 июля, в день убиения Царской Семьи, в небольшой домовой церкви Свято-Игнатьевского скита Екатеринбург­ского Ново-Тихвинского женского монастыря собрался тесный круг верующих, чтобы побеседовать с Любовью Петровной. За окном шел проливной дождь, но среди собравшихся атмосфера была очень теплой: всех объединяла светлая память о Царской Семье и Великой княгине Елизавете Феодоровне...

Предлагаем читателю ответы Л.П. Миллер на вопросы собеседников, связанные с личностью Г.Е. Распутина.

 
* * *

Вопрос. Как Вам пришла мысль написать о Царской Семье?

Любовь Петровна. Написать о Царской Семье я решила потому, что я узнала, что в России начинают возвеличивать Распутина. Это меня напугало. Мы, в зарубежье, знаем о нем очень хорошо, поскольку нам была доступна всякая литература и мы читали и о Царской Семье, и о Распутине и т.д. А в России все это было запрещено, и кто-то, вероятно, стал возвеличивать Распутина, что и было подхвачено народом. Потому я и решила написать эту книгу, чтобы показать, кем он был и кто он такой. Я пользовалась главным образом первоисточниками, то есть теми книгами, которые были написаны свидетелями, жившими в то время (в двадцатые годы). Те же, кто восхваляет Распутина, пользуются книгами последнего времени, а там уже есть вымысел. Вот почему я взялась за эту тему.

Моя первая книга была о Елизавете Феодоровне. Я писала о ней потому, что прониклась очень большой любовью к подвигу Великой княгини, к ней самой. Я знала, что о ней фактически ничего не было написано на русском языке. О ней была написана книга на английском языке, на французском, а на русском, кроме небольшой брошюры архиепископа Анастасия и главы в книге «Новые мученики Российские» протопресвитера М.Польского, — фактически ничего. И мне стало как-то больно, что о такой подвижнице, такой замечательной женщине никто ничего не написал. Тогда я и стала работать над первой книгой. А вот за тему о Царской Семье я взялась только для того, чтобы изложить правду о Распутине. Эта книга, в сущности, история, энциклопедия последнего царствования. И кто читал ее, тот видел, что у меня очень много сносок на разные источники и везде стоит издательство, год издания и номер страницы, откуда я беру какие-либо сведения. Для чего я это делала? Чтобы читатель мог проверить, правду ли я пишу или нет, чтобы он достал ту книгу, тот источник, посмотрел ту самую страницу и увидел, что я написала правду. Я везде ставила страницы и издательство, а не то что: такой-то, такой-то написал то-то, то-то. Так, шаг за шагом, я описала характер Государя, Государыни, показала, что они из себя представляли; рассказала о девочках, о Цесаревиче, а также о том, как появился при царском дворе Распутин, кем он был, когда он родился. Я ссылалась на многие источники, в том числе на две книги его дочери. Одна из них называется «Мой отец», а другая, на английском языке, которую она написала уже, вероятно, в последние свои годы, — «Человек вне мифа» (если так перевести название на русский язык). И если в первой книге дочь Распутина отрицала принадлежность отца к секте хлыстов, хотя признавала, что он любил танцевать, упивался танцем и даже обращал внимание на женщин и т.д., ходил в разные рестораны и кабаре нехорошего уровня, то во второй своей книге она прямо описывает радения хлыстов и участие там своего отца. Почему она это сделала, я не знаю. Также я рассказала о встрече Распутина со Столыпиным, о том, какое впечатление он на него произвел. Распутин ведь обладал страшной гипнотической силой (ее еще называют магнетизмом). И даже Столыпин— человек железной воли — в его присутствии почувствовал, что не может совладать с собой, но в конце концов он взял себя в руки и сказал: «Уходи вон отсюда». Другие государственные деятели тоже не терпели Распутина. Но были при дворе и его сторонники, конечно, преследовавшие корыстные цели.

Почему Государыня относилась к нему хорошо? Потому что она была уверена в том, что он исцеляет ее ребенка. Какая мать от этого откажется? Ведь у них было четыре девочки, и когда родился долгожданный Цесаревич, сразу же выяснилось, что он болен неизлечимой болезнью. Каждая мать хватается, как утопающий, за соломинку. Императрице представили Распутина как целителя, как Божьего человека, поэтому она его около себя и держала. В моей книге обо всем этом подробно написано, и кто из вас ее не читал, я советую прочитать, и тогда вам все будет очень ясно — с самого начала до самого конца, то есть ужасной смерти бедной Царской Семьи.

Вот почему, господа, я написала эту книгу.

Вопрос. Может быть, вопрос очень простой, но мне непонятно, как в России могла образоваться такая волна почитания Распутина? Откуда? По Вашему мнению, где скрываются корни этого явления?

Л.П. Мое мнение таково, что здесь, в России, действует какая-то сила, которая хочет подорвать Православие. Возьмем пример: писатель Олег Платонов. Он ездил в Соединенные Штаты, в Европу, и везде у него одна и та же тема — о Распутине. На какие деньги он ездит, почему он за эту тему схватился? Я читала его книги и видела, что там сплошная ложь. Почему? Кто-то хочет, чтобы Распутина прославили, дабы этим высмеять Православие, подорвать его авторитет. Я считаю (и так оно и есть), что Распутин был просто воплощением самого сатаны. Как Иуда был послан для того, чтобы предать Спасителя, так и Распутину — это мое мнение — было позволено жить на земле, чтобы подорвать авторитет нашего трона.

Вопрос. В Русской Зарубежной Церкви, в среде эмиграции, нет таких мнений, какое распространяется сейчас здесь: якобы Распутин — святой старец?

Л.П. Нет, нет, никто так не считает. Мы все знаем, кто он такой.

Вопрос. У нас возвеличение Распутина как-то связывается с Царской Семьей. Царскую Семью прославили, поэтому некоторые считают, что она как бы абсолютно во всем свята, никаких погрешностей быть не может, и Распутин якобы тоже святой старец, который руководил ею в духовном отношении. Русская Зарубежная Церковь прославила Царскую Семью гораздо раньше, чем Московский Патриархат (по-моему, в начале восьмидесятых годов), и тем не менее там вот такого заблуждения по поводу личности Распутина не существовало. Как это объяснить?

Л.П. Я думаю, это очень просто. Потому что мы видели, что из себя представляет Распутин, и считать его святым, конечно, нельзя. Это заблуждение. Говоря же о Царской Семье, надо сказать, что не было рождено ни одного человека, который бы не совершил греха, не правда ли? Государыня также сначала приблизила к себе месье Филиппа из Франции, значит что же, и в нем видеть святого? У нас никогда не поднимался никакой вопрос в отношении Распутина. Никогда. Все его считали темной силой и считают.

Вопрос. Как относились к Распутину люди духовные, истинные подвижники, старцы предреволюционного времени, его современники? Есть ли такие сведения?

Л.П. Современники Распутина его ненавидели. И когда Юсупов и Пуришкевич его убили, было всенародное ликование, особенно в Петербурге. Когда князь Дмитрий появился в театре, ему устроили буквально овацию, потому что он тоже был участником этого заговора. Одна фрейлина, согласно книге Н.Соколова, сказала, что если бы не было Распутина, не было бы революции в России. Конечно, к нему все относились очень отрицательно. Окружали же его такие поклонники, главным образом поклонницы, которые искали вообще каких-то сильных ощущений. Он проводил время в пьянстве, танцевал. Разве, например, Серафим Саровский стал бы плясать русскую? С цыганками развлекался бы? Никогда в жизни. Или святой Иоанн Кронштадтский? А Распутин это делал постоянно: напивался пьяным, проводил время в ресторанах и имел, извините, много женщин всяких сословий. Это факт неоспоримый. Так вот, кто же он? Он называл себя старцем, но он не был старцем, было ему сорок с чем-то лет, он еще был молодым мужчиной. Распутин носил священнический крест, а крест ему никто не давал, он не имел священного сана. Значит, он сам надевал на себя крест. Когда Распутин появлялся в царском дворце, он принимал личину святого, произносил изречения из Священного Писания. Хотя он был малограмотным, но он что-то говорил, внушал. А когда Распутина никто не видел, то его окружали женщины, да и всякие просители, искавшие какого-нибудь повышения по должности или чего-то подобного, либо хотели получить денег, которые он как принимал, так и раздавал. Но кроме того, он был хитрым человеком. И вполне вероятно, что во время Первой мировой войны Распутина также окружали немецкие шпионы, поскольку они имели намерение выведывать у него военные тайны, что и получалось. Конечно, я не говорю, что он выдавал тайны нарочно. Нет. Он просто выбалтывал, как любой пьяный человек что-то выбалтывает. Об этом рассказывает в своей книге князь Юсупов, да и другие пишут то же самое, например Соколов. Поэтому вполне вероятно, что так оно и было. И чтобы Распутин исцелял Цесаревича, тоже большой вопрос. Соколов пишет, что обыкновенно получалось так: Цесаревич заболевал, вызывали докторов — Федорова, других, применяли всевозможные лекарства и лечения. И когда, говорит Соколов, кризис уже проходил, Цесаревич как будто начинал поправляться, тогда моментально кто-то (вероятно, госпожа Вырубова) звонил Распутину в его квартиру, он приезжал и заявлял, что Цесаревич «поправляется благодаря моим молитвам». И он говорил Государю: «Пока я жив, ты будешь жить». Но на самом деле Распутин был просто хитрым человеком, который хотел удержаться на своем месте.

Вопрос. Можно ли считать, что Государь понимал, кто такой Распутин на самом деле, ведь он практически не наказал его убийц? Почему царь Николай не отстранил его, хотя ему очень много о нем рассказывали?

Л.П. Почему Государь не наказал убийц Распутина? Я думаю, что он, судя по его письмам, Распутину не доверял. Царь Николай ведь много писем посылал Государыне, и я все их письма очень хорошо изучила. Он о Распутине в своих письмах почти нигде не упоминает, но в одном пишет: «Нашему другу <так они называли Распутина> об этом не говори», значит, «ты ему не сообщай этого». Таким образом, Государь ему не доверял. Также я читала не то у Родзянки, не то у другого — сейчас не помню, — что, когда Государь узнал об убийстве Распутина, он весь день находился в хорошем настроении. Почему он не наказал убийц? Он просто, вероятно, не хотел этого делать. Юсупова он послал в его имение Ракитное в Курской губернии, Дмитрия — в Персию и тем самым спас его, потому что большевики его бы убили. Потом Дмитрий оказался в Соединенных Штатах, женился и умер своей смертью. Пуришкевич заболел тифом, и я в своей книге пишу (это согласно книжке Симановича, который был секретарем Распутина), что ему медицинский персонал дал выпить холодного шампанского, зная, что оно его убьет. Но персонал состоял главным образом из приверженцев Распутина. Они хотели отомстить Пуришкевичу, и он скончался в Новороссийске.

Вопрос. Сейчас в связи с тем, что у нас в России тоже прославили Царскую Семью, распространяется очень много разных рассказов, восхваляющих духовную жизнь Императора и Императрицы. А вот читая Вашу книгу, видишь, что в действительности не совсем уж так все было ярко и духовная жизнь не была такой великой. Не могли бы Вы немножко более реалистично раскрыть духовную жизнь Царской Семьи?

Л.П. Они были очень-очень религиозными. В моей книге написано, что Государь во время пения «Слава в вышних Богу» и «Тебе поем, Тебе благословим...» стоял на коленях, и он много времени проводил в храме. Почти все члены Дома Романовых были очень религиозными, в том числе, конечно, и Великий князь Николай Николаевич, и Царица Александра. В одном из своих писем она пишет: «Была у “Знамения”». Она ходила в церковь иконы Божией Матери «Знамение», ставила свечи, молилась. Все были чрезвычайно религиозными, и девочки также. Это была исключительная семья, религиозная, очень дружная. Этим тогда вообще отличалось большинство русского народа, а члены Дома Романовых особенно. Ведь ничего у них не начиналось без молитвы. Самым главным в России являлось Православие, и так было всегда.

Вопрос. Но в то же самое время Императрица прельстилась ложным старчеством, ложной духовностью Распутина; значит, она была недостаточно опытна?

Л.П. Вы знаете, я сама об этом думала. Например, в ее письмах есть высказывание, что месье Филипп подарил ей какие-то колокольчики и что они извещали о том-то и том-то. Здесь уже было заблуждение. Но когда я об этом читала, то находила, что тут была вина духовника, а духовником ее являлся, по-моему, отец Александр Васильев. Это ему необходимо было сказать Государыне, что так быть не должно. С ним беседовали и просили его повлиять на Государыню, однако он, как пишет протопресвитер Георгий Шавельский, не понес этого креста. Значит, он не сделал того, что он обязан был сделать, не выполнил своего долга духовника. Или он боялся потерять место, или другая имелась причина, я не знаю.

Вопрос. Когда обсуждался вопрос о канонизации Царской Семьи, то высказывалось против этого такое возражение (сам-то я и до канонизации являлся ее сторонником, просто пересказываю то мнение, поскольку в нем имеется известный смысл). Почему Семья Государя общалась с Распутиным, когда в то время так много было духовных старцев, допустим, в Оптиной пустыни? И у них не было тесного общения с отцом Иоанном Кронштадтским.

Л.П. У меня все время возникал этот вопрос, когда я писала книгу: почему Царская Семья не обращалась к отцу Иоанну Кронштадтскому? И ответа на свой вопрос я нигде не нашла. Они никогда не призывали его во дворец, не беседовали с ним. Но опять-таки, у меня в книге написано, что, когда Распутин подошел к отцу Иоанну Кронштадтскому под благословение, тот креста ему не дал, сказав: «Уходи вон! Потому что твоя жизнь— по твоей фамилии». Значит, жизнь распутная.

Вопрос. А Вы не читали воспоминания Льва Тихомирова? Был такой террорист, революционер, ставший потом монархистом. В частности, он пишет, хотя очень кратко, о Царской Семье и о Распутине. Он, собственно, лишь передает воспоминания, и причем не рассуждает, а просто рассказывает то, что он знал от одного своего хорошего знакомого, бывшего в каком-то придворном чине. Так вот, он говорит, что месье Филипп был удален от Царского двора после письма на этот счет отца Иоанна Кронштадтского.

Л.П. Такого я не читала. Я только читала, что этот месье Филипп стал интересоваться государственными делами, и Государь узнал о том. Значит, месье Филипп хотел иметь какое-то влияние, и поэтому его отстранили. Но Государыня все равно всегда его вспоминала, что видно по ее письмам. Это тоже как-то непонятно и странно.

Вопрос. Почему многим казалось, будто Распутин творил чудеса, будто слова его часто сбывались и он, таким образом, произносил пророчества?

Л.П. То, что Распутин совершал чудеса и пророчествовал, — неправда. Потому что его слова: «Пока я жив, в России все будет благополучно, Царская Семья будет жива» — нельзя считать пророчеством. И ваши священники говорят (да и это очень понятно), что в старые времена у царей, высокопоставленных особ были свои звездочеты, колдуны и другие лица, у которых царь спрашивал совета, которые хотели находиться около него. Такое лицо, чтобы удержаться ближе к трону, всегда говорило: «Пока я жив, с тобой ничего не случится». И конечно, царь, или король, или герцог, или еще кто-то старался оберегать того человека. То же самое сделал и Распутин. «Пока я жив, все будет хорошо», — говорил он. Он знал, что его положение шаткое, что у него много врагов, и хотел удержать свое место. Это очень легко понять. А чудес Распутин никаких не творил. Он обладал чудовищной гипнотической силой, вот и все, и очень влиял на человека, если даже Родзянко и Столыпин не могли перед ним устоять. Когда он на них устремлял свой гипнотизирующий взгляд, то они чувствовали себя просто скованными.

Вопрос. Что Вы скажете о пристрастии к Распутину Анны Вырубовой, его поклонницы?

Л.П. Она испытывала к нему пристрастие потому, что была женщиной очень ограниченного ума. Вырубова не была умной женщиной. И к Царице она привязалась именно лестью: бросалась ей на шею, плакала, говорила о своей верности и т.д. Государыня ей поверила, потому что была очень чувствительной. Когда Вырубова выходила замуж за офицера, она спросила Распутина, будет ли она счастлива. Он ей так загадочно ответил, что ну уж, семейная жизнь — в ней, знаете, бывает и горе, и радость, и плохое, и хорошее и т.д. И она решила, что Распутин открыл ей, что жизнь ее будет очень несчастливой. Кроме того, Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и была тяжело ранена, лежала в беспамятстве. Позвали Распутина. Он на нее посмотрел и сказал: «Анна, открой глаза»— и она их открыла. Но это можно, конечно, отнести и к гипнотической силе Распутина.

Вопрос. Вырубова знала о развратной жизни Распутина. Пусть его беззакония были прикрыты, он как бы находился в темной комнате, но все-таки многое было и видно. Как Вы считаете, она искренно верила, что Распутин был святым человеком, или она заблуждалась?

Л.П. Я думаю, что она заблуждалась. Потому что Распутин внушал тем женщинам, которые его окружали, что можно и танцевать, и пить, и гулять, и прочее, что это не грех, все это хорошо, во славу Божию. И я лично думаю, что Вырубова просто по скудости своего ума заблуждалась. Причем уже после того, как Распутин был убит и когда Царская Семья находилась в Тобольске, она устраивала спиритические сеансы. Кроме нее там участвовал Соловьев — зять Распутина, который был женат на его дочери. И они фактически обманули Царскую Семью: Вырубова собирала деньги, они обнадежили Государыню тем, что идет спасение. И она во время пребывания в Тобольске до последнего момента верила, что триста хороших русских солдат приедут и их освободят, спасут. Она смотрела в окно, и когда примчались красноармейцы, по-моему, это был Яковлев, Царица говорила: «Вот, вот, это хорошие русские солдаты приехали нас спасти». Во всем этом, конечно, косвенно была замешана Вырубова, а Соловьев оказался провокатором. После него и бриллианты, и другие царские ценности исчезли. А как и где кончила свою жизнь Вырубова? Конечно, она была за границей, но где она скончалась, при каких обстоятельствах, я не знаю.

Вопрос. Вы сказали, что у Распутина, когда он был выпивши, шпионы выведывали какую-то информацию, касающуюся государства. В Вашей книжке, если я правильно понял, говорится, что он уже целенаправленно встречался с агентами каких-то западных структур. В частности, князь Юсупов видел, как он встречался с некими агентами, которых Вы назвали в своей книжке «зелеными». С Вашей точки зрения, какую цель они преследовали? Либо они хотели через деятельность Распутина как-то морально подорвать мощь России, либо это больше было связано с войной?

Л.П. Какую цель они преследовали — это, конечно, ясно. Соколов пишет, что немецкие агенты не могли не воспользоваться шансом окружить Распутина своими представителями и что-то от него получить, ведь тогда же было военное время. Это, конечно, факт. Но сообщал ли Распутин что-либо нарочно, или в пьяном виде, или еще как — неизвестно. Видите ли, я думаю, что если он какие-то тайны и выдавал, то не осо­знавая, что он делает. Он же был простым мужичком, малограмотным.

Вопрос. То есть целенаправленно он ничего не рассказывал?

Л.П. Я уверена, что нет, проговаривался он не нарочно. Распутин не был достаточно умен, он всего лишь выбалтывал в пьяном виде какие-нибудь известные ему сведения.

Вопрос. Скажите (это по поводу гибели Столыпина), Распутину просто было известно, что Столыпин погибнет, или все-таки он сам свел с ним счеты за то, что тот выставил его из Петербурга?

Л.П. В своей книге Симанович пишет, что и он, и Распутин знали о предстоящем покушении. Распутин сказал что-то вроде: «Старик засиделся уж довольно, значит, пора его убирать» (он называл «стариком» Столыпина). Отсюда можно делать вывод, что Распутину было известно о том, что готовится покушение на Столыпина. Эти сведения — из книжки Симановича, секретаря Распутина. А кроме Симановича в его окружении были Рубинштейн, банкир, Манус, и все эти люди — нерусского происхождения.

Вопрос. Есть ли какие-нибудь источники, говорящие о происхождении Распутина, и правда ли, что в юности он был конокрадом? И как он появился при дворе?

Л.П. Как он появился при дворе, в моей книге подробно написано. То, что его отец торговал крадеными лошадьми, подтверждает, по-моему, Палеолог; другие говорят, что сам Распутин тоже был конокрадом. Он очень любил лошадей. У него была чрезвычайно беспокойная натура. Когда он был еще мальчиком (я пишу об этом в своей книге), они с братом тонули в реке, и брат утонул, а Григория спасли. Но после этого он начал страдать бессонницей и, вероятно, общим нервным расстройством, стал очень неспокойным, у него появилось какое-то чувство ясновидения. Женившись, Распутин все равно не остепенился: он куда-то рвался, поехал на Афон, там нашел какой-то «грех», отправился на Святую Землю, вернулся домой, потом стал ездить по всей России, выдавать себя за старца, когда был совсем молодым человеком. Потом он познакомился с двумя сестрами— Анастасией и Милицей, черногорками, дочерьми короля Черногории, которые интересовались теософией, оккультизмом и т.д. Они-то его и обнаружили. Причем одна из них была замужем за Николаем Николаевичем, так что потом Великий князь всю жизнь сокрушался: «Подумайте, ведь Распутин прошел в царский двор через мой дом, через мой дом». Анастасия и Милица представили Распутина Вырубовой, а она представила его Государыне. Вот как это получилось.

Вопрос. Существует мнение, что Распутин через Императрицу влиял на Николая II и оказывал воздействие на ход дел в государстве, то есть заправлял при дворе.

Л.П. То, что Распутин влиял на государственные дела, ставил своих людей на большие посты, это, конечно, факт неоспоримый. Можно убедиться в том, если перечитать письма Императрицы; например, она пишет, что «наш друг хочет поставить такого-то, такого-то, такого-то». Этот факт нельзя отрицать, это на самом деле было.

Вопрос. Мне запомнился следующий момент, кажется, из Вашей книги. В одном из писем Императрица пишет, что их друг советует приостановить успешное наступление или на Кавказе, или на Карпатах, потому что в противном случае будут немалые жертвы. Его не послушали (там, по-моему, был Николай Николаевич — я точно не помню), вследствие чего наступление захлебнулось и были большие потери. Что Вы окажете об этом?

Л.П. Я помню как раз обратное: поступили по желанию Распутина и действительно были большие жертвы. Об этом случае говорится, по-моему, в сноске писем Императрицы. Я о нем не упомянула, поскольку не хотела уж слишком много писать, но помню, что такое письмо было, которое я просто решила не включать, равно как и некоторые фрагменты, где Государыня не совсем хорошо отзывалась о Великой княгине Елизавете. Я поставила там многоточие. Ведь Великая княгиня Елизавета была против Распутина, которого она называла темной силой, и на ее стороне был Самарин (обер-прокурор Синода. — Ред.), честный человек. Как вы знаете, уже в последнее время, или незадолго до революции, произошло следующее. Великая княгиня вообще никогда не вмешивалась в политические, государственные дела, а тут она решилась поехать и поговорить с Государем, чтобы убрали Распутина. Но Императрица ее не допустила. Она сказала: «Государя нельзя тревожить, завтра он уезжает на фронт, в ставку. Я сама с тобой поговорю». Речь зашла о Распутине, и тогда все кончилось очень печально, они расстались нехорошо. И Елизавета Феодоровна уже после революции, будучи еще в своей обители, всегда вспоминала этот случай с большой горечью. Это был первый раз, когда Великая княгиня решила сама вмешаться, чтобы удалить Распутина, а раньше она вообще ничего подобного не делала, в государственные дела она никогда не вторгалась.

Вопрос. Лев Тихомиров передает такие якобы слова Государя. Когда ему кто-то из близких людей говорил о необходимости убрать Распутина из двора, то он сказал: «Оставьте, господа, мне лучше терпеть десять Распутиных, чем ее нервные припадки», имея в виду Императрицу.

Л.П. Да. Государь, когда Столыпин открыл ему глаза на Распутина, сказал: «Лучше мне терпеть его, чем истерики моей супруги». Это написано, кажется (я точно не помню), в книге одного из потомков Столыпина.

Вопрос. А можно ли тогда сделать вывод, что сам Государь знал правду о Распутине, но не говорил супруге, так как понимал, что это бесполезно?

Л.П. Да, да. Я уверена, что он видел, кто такой Распутин. Ведь в своих письмах Государь о нем умалчивает, за исключением одного письма, когда Николай II пишет: «Ты нашему другу об этом не говори». Кроме того, он радовался в день, когда убили Распутина, как бы так думая: «Наконец пришло освобождение». Но, видите ли, он не хотел конфликта дома, и поэтому просто его терпел и считал, что это личное дело их семьи, что это не должно никого касаться.

Вопрос. Читала, что княгиня Елизавета прислала Феликсу Юсупову телеграмму с благословением на убийство Распутина, когда узнала о заговоре. Действительно ли сохранилась ее телеграмма и насколько все это достоверно?

Л.П. Сохранилась ли она или нет, но она, конечно, была, потому что во многих книгах эта телеграмма есть. Елизавета Феодоровна не осудила Дмитрия, она смотрела на готовившееся убийство как на решение Провидения, то есть считала, что Бог выбрал ее приемного сына Дмитрия, Пуришкевича, Юсупова как бы орудием для того, чтобы убрать Распутина. Она их не осуждала. Но я читала, что Дмитрий долгое время не приобщался Святых Тайн, хотя он и не принимал прямого участия в убийстве. Ведь он был очень чистый, честный, хороший человек, и он понимал, что быть причастным к чьему-то убийству — это уже грех. Поэтому, как думают, Дмитрий долгое время не приступал к Чаше. Не потому, что он имел отношение к убийству именно Распутина, а вообще человека.

Вопрос. Существует мнение, что мать Императора Николая недолюбливала Александру Феодоровну. Что вы об этом скажете?

Л.П. Это правда, в самом деле Мария Феодоровна недолюбливала царицу Александру, но причиной тому был опять же Распутин. Вдовствующая Императрица была умной женщиной, и она видела, какой вред причиняет Распутин и всей России, и Царской Семье.

Вопрос. А распутинцы как-то реагировали на вторую Вашу книгу?

Л.П. Распутинцы молчат, потому что сказать они ничего не могут, ведь везде документы.

Вопрос. Олег Платонов тоже никак не реагировал?

Л.П. Никогда никакого письма я от него не получала, а произведения я его не читаю.

Одна из собеседниц. У нас недавно даже составили акафист Распутину. И икона написана, распутинцы ее везде раздают. На ней Распутин держит в руках Цесаревича, Цесаревич — со свечой. Так что люди молятся Распутину.

Л.П. Я вчера вечером, когда была на месте убиения Царской Семьи, увидев у одного молодого человека икону Распутина, просто закричала: «Это сатана, это сатана, уберите, уберите». Я не могла выдержать.

Да, конечно, церковная власть должна высказываться определенно и точно, чтобы все знали. Действительно, людям не известны факты и они не понимают, кем был Распутин. Необходимо, бесспорно, обратиться к Святейшему.

Одна из собеседниц. Еще, видимо, происходит какая-то спекуляция отношением народа к Царской Семье. Ведь их считают святыми и очень почитают люди, возвеличивающие Распутина. То есть они как бы убеждают: «У Царской Семьи не могло быть заблуждений».

Л.П. Вы же знаете, что апостол Петр отрекся от Спасителя и потом каялся всю ночь. Даже апостол Петр согрешил, правда ведь? Стало быть, Царская Семья тоже могла согрешить. Вот об этом также нужно подумать. Императорская Семья была очень хорошей, благочестивой, значит, и месье Филиппа, и Вырубову, и всю эту компанию тоже надо считать такими? Конечно, нет.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

18.08.2017
Николай Стариков

Болеть за своих

16.08.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

14.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Умеем ли мы молиться Богу?

8.08.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.08.2017
Рассказы матушки Силуаны

31.07.2017
Священномученик протоиерей Михаил Чельцов (†1931)

Протоиерей Михаил Чельцов: «Не переменять, а растолковывать...»

4.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Старая звезда

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви