Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Не умолчим о главном! Светлой памяти прот. Николая Гурьянова

Игорь ИЗБОРЦЕВ


Слово, как учит святитель Иоанн Златоуст, жертва Богу самая великая, самая драгоценная, всех жертв лучшая... Эта мысль Вселенского Учителя Православной Церкви подразумевает бережное, трепетное отношение к слову, и главное — ответственное, совестливое. Слово — это реализация образа Божия в нас, связанных с ним наших творческих способностей и, конечно же, реализация возможности свободного выбора. Как, куда обратим мы свое слово? На что направим его преображающую мир силу? На созидание, в соответствии с Божиим о нас замыслом, или на разрушение, идя на поводу у извечного врага рода человеческого?

Об отце Николае уже написано немало. Но все это, как мне кажется, выглядит несколько отлакированным, потому как делалось с определенным деликатным умалчиванием об острых или, скорее, трагических моментах последних лет жизни старца. Мне рассказывали, что когда один близкий к о. Николаю человек привел к нему лиц из его будущего окружения, старец воскликнул: «Что ж ты делаешь? Ты же меня на крест возводишь...» Были ли действительно сказаны эти слова, утверждать не берусь, но крест, который на раменах понес старец, видели все, особенно мы, псковичи, живущие по соседству с ост­ровом— всего-то в каких-нибудь двадцати-тридцати километрах. Мне известны некоторые люди, которые бывали у батюшки три-четыре раза каждый месяц. И пусть их не пускали, пусть стояли они перед запертой калиткой и лишь мысленно могли обратиться к дорогому для них старцу, но закрыть им глаза и уши было невозможно. Каково им, простоявшим в общей сложности дни, недели у заборчика батюшкиного дома, прочитать в солидной многотиражной газете («Русский вестник». 2003. № 8), например, следующее: «По строкам автора (речь идет о моей книге «Я помолюсь за вас». — И.И.), матушка Николая чуть ли не цербер, три года не допускавшая никого к старцу. От начала до конца ложь! Он принимал, сколько мог и кому была воля Божия». Это пишет человек, который, похоже, не видел старца ни единого раза. Понятно, что ничего-то он толком знать не мог и писал с чьих-то слов; впрочем, с чьих — вполне очевидно... Ими, этими людьми, сегодня, собственно, переписывается ход истории, пусть и совсем крохотный ее участок, всего-то в несколько лет. Но это пока... Сейчас ими создается новый, удобный для них, все им благословляющий, образ старца — великого, осиянного лучами небесной славы, но всегда сохраняющего место подле себя для их собственных персон. Пребывая в этом сиянии, они и сами рассчитывают «сиять» и оттуда, из недосягаемо­сти, изрекать от имени старца все новые и новые оракулы. Вот тогда можно переписывать всю историю, да что там переписывать — делать ее: одних (это может относиться, например, к Иоанну Грозному, Григорию Распутину, Сталину) объявлять святыми, других — предателями и изменниками; отменять существующие каноны; именовать синодальные структуры нашей Церкви «богоборческим кланом», самим санкционировать посты, направлять в угодном им направлении массовые крестные ходы и т.д.

Как справедливо сказал Святейший Патриарх на Епархиальном собрании, «...перед нами не внутрицерковная дискуссия. Все более очевидным становятся намерения организаторов — внести разделения в церковную среду. Противопоставить старчество — иерархии, белое духовенство — монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся собору русских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю...»

Безмолвствовать ли деликатно или все-таки возвышать голос в защиту истины? Позволять ли окутывать облаком лжи образ дорогого всем нам старца — протоиерея Николая Гурьянова — или правдиво писать о его жизни? Если бы путь таковой «деликатности» избрал в свое время Архиепископ Мир Ликийских Николай и не ответил бы на неправду Ария пощечиной, почитали бы мы его сегодня нашим молитвенником и заступником? А святых Отцов I Вселенского Собора, если бы они также из деликатности промолчали? То-то. Да вы только представьте, каково сейчас нашему дорогому батюшке Николаю из горнего мира наблюдать, как некоторые из окружающих его людей толкают перед собой все разрастающийся ком неправды, а другие, скромно потупив глаза, стараются этого не замечать. Ведь правды не избыть, в какие бы одежды ни рядилось лукавство...

Итак, о трагических моментах жизни отца Николая. Вскоре после батюшкиной кончины я познакомился в «Русском вестнике» со статьей келейницы почившего старца м. Николаи (Гроян). «Небесный Ангел» — так называлась статья (а позднее и брошюра. Ее раздавали всем прибывшим на сороковины батюшки, то есть издали ее в самые короткие сроки и на средства не поскупились). Однако по прочтении я почувствовал некоторое душевное смятение. Многое в тексте вызывало отторжение: неряшливое обращение с языковыми средствами, неумеренная восторженность тона, экзальтация, свойственная скорей экстатическим переживаниям католиков, нежели православному опыту агиографии. Посмертные «чудеса», чрезмерное количество эпитетов, восхваляющих добродетели старца— все это виделось неким искусственным оправданием святости батюшки и выпадало из контекста его жизни, которая сама по себе и есть великое чудо. Святость отца Николая столь очевидна, что не нуждается в подобных оправданиях (тем более в придуманных чудесах). Его кротости и смирению не требовались восхваления при жизни, не нужны они и теперь, после смерти, ибо противоречат высоте его духовного совершенства. Батюшка искал простоты, достиг ее, достоин ее, и его святость невозможно вместить в конструкцию из фантазий и экстатических видений. Прискорбно, что туман ложного духовного опыта пытается окутать светлый образ старца и вещать его голосом...

Тщетно искал я в статье строчки о самом важном. Есть ли для стоящего на пороге смерти христианина что-то более насущное, нежели причащение Святых Христовых Таин? Да нет же! Забота об этом — главное свидетельство любви окружающих к отходящему в вечность. Читаю про поклоны, молитвы, каноны, а о последнем напутствии — ни слова. Об этом не пишет — потому что не о чем писать. Мне удалось выяснить, что последний раз отца Николая причащал о. Валериан Кречетов (из Москвы) за 4–6 дней до смерти, и это при всем том, что на острове постоянно проживает свой, местный священник, почему-то оказавшийся «негодным» для «наших». Думаю над этим и не нахожу слов. До храма от дома батюшки Николая едва ли будет сто метров...

И еще о чудесах. Читаю в брошюре «Небесный Ангел» о них, пытаюсь поверить, вместить — и не могу. Не потому, что слишком они невероятны (в житиях святых встретишь множество величайших чудес), и не из-за того, что, кроме автора «Небесного Ангела», их никто не видел, нет. Сама плоть повествования, хотя и перенасыщенная, как уже говорилось, экстатическими переживаниями, отторгает их, делает «не бывшими». Хочется отгородить от них батюшку... Кто-то, возможно, скажет: ну и пусть сочиняют, какое до этого дело мирянину Изборцеву и вообще кому бы то ни было? Однако так ли это на самом деле безобидно?

Не стоит обольщаться кажущейся незначительностью вопроса относительно выдуманных чудес. «Соблазн» и «вредные последствия» налицо уже сегодня. Нашей общей — всех верных чад Православной Церкви — обязанностью является свидетельствование об Истине и противостояние всяческой неправде (и конечно, не по собственному усмотрению и самочинию, а в духе смирения и послушания священноначалию). Непросто сегодня стоять за Истину, ибо противники ее рядятся в одежды праведности и благочестия. Но «свойство Истины таково, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — что она возвышается и в то время, когда многие восстают против нее». Понятно, когда делают это неприкрытые богоборцы, полагающие борьбу с Истиной целью своей жизни; но когда это люди в монашеских клобуках... Впрочем, и об этом мы предупреждены, причем устами Самого Господа: Лицемеры! — говорит Спаситель, — хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:  приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 7–9). К тому же зачастую монашество монашеству — рознь.

Монашеский постриг келейниц отца Николая (Полищук и Гроян) совершил игумен Роман (Загребнев), являющийся благочинным Плюсского округа Псковской епархии. Отец Роман много лет ездил к батюшке Николаю, любил его глубокой сыновней любовью, ценил каждое сказанное старцем слово. Когда о. Николай благословил на тайное (!) монашество своих келейниц, отец Роман, считая это для себя послушанием, постриг совершил. Впоследствии, когда монашество келейниц из тайного стало явным (?), отец Роман подъял много скорбей, ибо благословения архиерея на этот постриг в свое время получено не было, и вполне естественно со стороны Владыки было поднять этот вопрос (кто благословил?) на епархиальном собрании. Но главное даже не это. Когда о. Николай занемог, игумен Роман стал частенько бывать на острове, чтобы причащать старца. Он считал это великой для себя милостью и до сих пор бережно хранит память о тех благословенных днях. Но наступили «другие» времена. Однажды о. Романа не пустили (!) за калитку, и он, как и все «не наши», остался стоять за заборчиком. «Как же,— спросил я батюшку, — как же вас могли не пускать ваши же духовные чада?» Отец Роман задумался и с грустью в голосе ответил: «Наверное, времена нынче такие». Спрашивал я отца Романа и о том, как он относится к сегодняшней «эксплуатации» (в своих собственных интересах и по своему самовольному разумению) имени старца некоторыми лицами из его (старца) окружения. «Грех это», — коротко ответил батюшка.

Во всем вышеописанном отец Роман проявил себя человеком глубоко смиренным — истинным монахом. Но у меня, признаюсь, это никак не укладывалось в голове. Действительно, каково это: закрыть дверь перед духовным отцом; использовать его по своим «нуждам», а потом отбросить, как ненужную вещь? Есть повод для размышлений, не так ли? Однако с течением времени приходится с грустью убеждаться, что не только это отягощает совесть лиц из окружения старца...

Вот что пишет в «Русском вестнике» (05.03.2003) смиренная раба Божия схимонахиня НИКОЛАЯ, келейница старца Николая (так подписана ее статья «Россия почитает старца»): «Иеромонах Нестор (Кумыш), перед отъездом в служебную командировку в Прибалтику, позвонил нам и поинтересовался, не открылось ли имя Владыки. Мы, естественно, поделились с ним радостью, назвав и имя, и место погребения, и другие детали жизни приснопоминаемого отца. Отец Нестор, несмотря на свою загруженность, смог найти возможность и посетил Свято-Духов монастырь по нашей просьбе, дабы пораспрашивать о батюшке. Среди прочих встреч в обители ему довелось побеседовать с одним отцом Архимандритом, который знал лично Батюшку. На вопрос иеромонаха Нестора о том, был ли Батюшка схимником, отец Архимандрит ответил утвердительно такими замечательными словами: “Вы ведь как молитесь святому Александру Невскому, как Александру или как Алексию, ведь он в схиме Алексием был”. Такое Старец Архимандрит провел сравнение. Отец Нестор ответил, что он молится ему как благоверному Великому князю Александру. А нам отец Нестор заметил, что теперь ему понятно, что Батюшка был схимником, подобно Александру Невскому (выделено мной. — И.И.). Такой радостью поделился с нами отец Нестор».

А вот что по этому же поводу рассказывает сам иеромонах Нестор (Кумыш)1:

«Сейчас распространяются фотографии, где батюшка в клобуке и монашеской рясе. Действительно, был эпизод в его жизни, когда он принял постриг. Постриг был не мантийный, а рясофорный. При рясофорном постриге не принимают обетов. Это предуготовительная ступень к монашеству. Это был период, когда батюшка находился в Вильно, во время войны. Эта было оккупированная территория. Он был рукоположен во священника 15 февраля 1942 г. на Сретение Митрополитом Сергием (Воскресенским), экзархом Прибалтики. Потом экзарх послал его в Рижский монастырь в Югаву. После этого он переходит в Вильно в Свято-Духовский монастырь и исправляет обязанности уставщика. Он был в числе братии чуть более одного года. В это время и сделаны фото, которые вводят в смущение многих. В рясофорном постриге он имени нового не получал, остался священноиноком. В десяти минутах ходьбы от Свято-Духова женский монастырь святой Марии Магдалины. Руководила этой обителью игумения Нина (Баташова). Они с батюшкой были близки. Действительно, батюшка готовился к мантийному постригу. Его мантийное облачение хранилось у матушки Нины в одном из корпусов монастыря св. Марии Магдалины. Во время ожидания мантийного пострига случилась бомбежка, и один из снарядов попал в корпус, где как раз хранилось это мантийное облачение. Корпус сгорел. Сгорело и облачение. Батюшка воспринял это как неблаговоление Божие к монашескому постригу и никогда не дерзал возобновить попыток мантийного пострига. Он остался священником, протоиереем. Это мне рассказала игумения Варвара, настоятельница Пюхтицкой обители.

Я однажды, за год или за два до смерти, приехал к батюшке. Он спросил: “Ты молишься за меня?” Что за вопрос? Конечно. “Мое имя Николай. Меня Николай зовут”, — сказал батюшка. Тогда я воспринял это как юродство, и лишь сейчас мне стало понятно, какой смысл батюшка вкладывал в эти слова: мое имя Николай, ты не сомневайся!»

Разница, как говорится, налицо. Вышеприведенное свидетельство иеромонаха Нестора видится очень важным в свете вновь открывшихся «фактов» о якобы имевшей место в жизни о. Николая епископской хиротонии. Факт этот практически ничем не подтверждается, кроме упоминания в книге «Небесный Ангел». Но и это незначительное упоминание повлекло за собой весьма значительные последствия. Вплоть до того, что теперь пишутся иконы старца Николая в архиерейском облачении. Кто-то скажет: что, мол, здесь такого? Ну, был епископом, и что? В действительности это важно для всех. И для тех, кто инициирует возникновение подобных «фактов» — тем, например, чтобы сделать легитимным вызывающий сомнение в своей законности постриг (Кто благословил? Старец. Но старец не архиерей. Теперь архиерей!) или чтобы придать законность своим неканоническим, противоцерковным деяниям; ведь согласно Церковному праву, лица, принадлежащие к одной и той же степени священства (то есть епископы, архиепископы, митрополиты и даже Патриарх), равны между собой и различаются лишь первенством чести. Вспомним слова Патриарха Сергия (Страгородского), произнесенные им при своем наречении во епископа: «Само епископское служение в его сущности... всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или в ничтожном Сасиме»2. Итак, одно дело прикрываться просто именем старца, другое — старца-епископа, благословение которого приравнивается к апостольскому. А для нас, тех, кто любит отца Николая, дорожит светлой о нем памятью, всякое привнесение лжи в его святой образ совершенно недопустимо. Тем более такой лжи. Задумаемся, что влечет за собой признание сконструированного автором «Небесного Ангела» факта о епископстве о. Николая?

В соответствии с нормами Церковного права (1-е Апостольское правило), рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев: «Епископа да поставляют два или три епископа». Также в Православной Церкви не допускается абсолютная хиротония, дающая сан без определенного места служения (кафедры). И пусть времена для Русской Церкви действительно были сложные, трудно предположить, чтобы епископская хиротония (и кафедра, куда ему предполагалось бы быть определенным) о. Николая осталась в совершенной безвестности. Не сохранилось свидетелей? (Как раз сохранились, но они, как мы видим из рассказа о. Нестора, свидетельствуют об обратном.) Все забыли? И даже сам отец Николай? Неужели кто-то может предположить что-либо подобное? Вздор!

Согласно утверждению автора «Небесного Ангела», епископская хиротония о. Николая могла произойти до 16 июня 1943 года, так как именно с этой даты началось достаточно долгое служение батюшки в Свято-Никольском храме села Гегобрасты, и в этой хиротонии не мог не принимать участие митрополит Литовский и Виленский Сергий. Но согласно хранящемуся в личном деле о. Николая послужному списку, именно митрополит Сергий (Воскресенский) награждал его (уже епископа?) в 1944 году первой наградой священника — набедренником. Есть ли во всем этом глумлении над таинством священства здравый смысл? Вполне очевидно, что затея с «епископством» о. Николая граничит с прямой хулой на старца (и не только на него, но и на известного иерарха). Впрочем, не граничит, а собственно таковой и является. Значит, батюшка «забыл», что он епископ, когда в 1947 году архиепископ Корнилий награждал его скуфьей? А в 1949-м архиепископ Фотий — камилавкой? Забыл, что он епископ, когда в 1956 году возводили его в сан протоиерея? Забыл, когда писал своей собственной рукой в автобиографии, что он протоиерей? Да не будет! Да не дерзнет никто из нас возводить хулу на старца! «Мое имя Николай. Меня Николай зовут» — вот подлинные слова старца и его нам о себе напоминание. Слова протоиерея Николая Гурьянова!

Небезынтересно свидетельство монаха Алипия, насельника Псковского Мирожского монастыря, который расписывал кладбищенские врата напротив батюшкиного домика (в свете того, что о. Николай якобы благословлял самочинное почитание некоторых сомнительных исторических лиц):

— Когда я спросил у о. Николая, можно ли мне писать Распутина в мастерской, тот ответил: иди, спроси у Владыки, то есть дал понять, что не надо самовольничать, а делать так, как сказал архиерей.

Во время нашей беседы я спросил о. Алипия:

— Как вы относитесь к тому, что уже пишут иконы батюшки Николая и даже изображают его в архиерейском облачении?

— Видел я икону, где батюшки в скуфейке с крестиком. — ответил о. Алипий. — Икона эта слабенькая. Нельзя так делать. Иконы пишут с благословения архиерея, по послушанию Церкви, чтобы иметь благодать. Ушел человек из жизни — дай возможность упокоиться, придет время и канонизируют, но отца Николая не оставляют в покое.

А вот еще свидетельства некоторых лиц о том, как жилось о. Николаю в последние два-три года.

Рассказывает Зинаида Петровна Максимова, регулярно ездившая к батюшке Николаю с 1977 года:

— В последнее время келейницы приказали мне ничего не говорить и не спрашивать у батюшки, и я только слушала, что он мне говорил. В это время бывало так: приезжаешь к батюшке, а келейница Николая обязательно выйдет и сядет между нами. Я прошу: «Батюшка, ну что это такое? Приедешь, каждая минутка дорога, с батюшкой хочется поговорить, а она тут». Тогда меня совсем перестали пускать. Когда 13 марта 2002 года, в батюшкин день Ангела, я приехала его поздравить, она (Николая) меня не пустила. «Батюшка лежит, — сказала, — он болен». Тут я громко воскликнула: «Батюшка, миленький, поздравляем с днем Ангела, многая лета, хорошего здоровья!» А батюшка внутри дома около стола сидел и оттуда голос подал: «Зинаидушка, все хорошо будет, благословляю в путь-дорожку. Спаси тебя Господи!» Так перекличку и делали: я на камушке стояла, а батюшка в домике. Его не выпускали на улицу и к нему не допускали.

Предпоследний раз я приехала к батюшке в конце весны. Стояла у забора, как и все, которых не пускали. Вдруг выходит охранник и спрашивает: «Кто здесь Зинаида?» Я отозвалась. Он открыл калитку и провел меня к батюшке. Оказывается, тот сам, не видя меня, почувствовал, что я приехала, и позвал. Еще на входе Михаила меня предупредила: «Молчи, не слова не говори». Вошла, а батюшка мне: «Ну иди скорей ко мне». Я к нему на коленках подползла, голову в колени. Батюшка говорит: «Зинаидушка, я скоро умру.» А раньше батюшка мне говорил, что умрет в 2013 году. Я ему со слезами: «Батюшка, помолитесь, чтобы я вперед умерла, как же я буду без ваших молитв мытарства проходить?» Он сразу же замолчал, а потом говорит: «Зинаидушка, не плачь, я тебе буду больше помогать, когда умру. Не плачь, а то сама скоро умрешь, а так поживешь, так Господу угодно». Тут батюшка стал просить келейницу Михаилу: «Матушка, дорогая, благослови Зинаидушку остаться со мной ночевать». А та: «Нет!» Батюшка опять просит: «Ну, она на стульчике посидит рядом со мной, нам надо поговорить». А та все: «Нет и нет». Батюшка тогда стал меня успокаивать: «Ну ладно, Зинаидушка, на другой раз она тебя пустит. Только ты с острова сегодня не уезжай, устройся где-нибудь на ночь».

В начале лета я видела батюшку в последний раз. Мне чудом удалось к нему пройти. «Знай, — сказал мне тогда батюшка, — вся преисподняя вышла наверх. Бери оружие и на передовую с врагом». Так он благословлял меня в последнюю нашу встречу. Он опять умолял келейницу оставить меня подле себя на ночь, говорил, что нам надо поговорить, но та опять не разрешила. Так я и не узнала, о чем хотел со мной поговорить батюшка.

«Батюшка, — вспоминает жительница С.-Петербурга Надежда Иванова,— задолго до своей смерти, еще до 1999 года, когда его не стали выпускать, говорил: “Я буду в тюрьме”. Мы не могли тогда понять, в какой же это тюрьме он будет? И только теперь поняли, о чем шла речь: ведь действительно, три года его не выпускали — вот какая была у него тюрьма!»

«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Эти слова священномученика Киприана Карфагенского связующим стержнем пронзают все века христианства. Отец Николай очень любил напоминать их приезжающим к нему паломникам. Впрочем, эту истину хотя бы однажды говорили своим пасомым все пастыри: и сельские священники, и монастырские иеромонахи, и городские соборные протоиереи, и самый опытные из всех духовных званий и чинов, коих в народе Божием уважительно и значимо именуют старцами. Последние, верно, особенно часто, ведь цена авторитета Церкви — это цена единства в духе и истине всех ее членов; цена спасения их душ. Напомним и другие слова священномученика Киприана: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, то пусть даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, ибо неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником; оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования».

Возможно ли ставить свое мнение выше мнения Церкви? Ответ очевиден, хотя, увы, не для всех... Что же движет заблуждающимися? Что заставляет их в заблуждениях своих прикрываться авторитетом святости, старческим авторитетом? Ясно одно — не любовь к своему старцу и своей Церкви. И если есть у них какие-то благие намерения, то явно из тех, коими вымощена дорога в ад. Не всякому дано быть учителем и наставником. Хорошо бы почаще приводить себе на ум мудрое высказывание преподобного Макария Египетского о том, что только«хороший пастырь врачует больную овцу; овца овцу врачевать не может» (Духовные беседы, 284-я).

Вспоминаю недавнюю беседу с протоиереем Борисом Николаевым, старейшим клириком Псковской епархии. «Теперь, после смерти отца Николая, будет полно легенд, — качает головой о. Борис, — многие станут говорить от имени старца. Возмущает возня вокруг его имени. Вот, к примеру, книга “Небесный Ангел”. Читаю слова о. Николая: “Кто будет за мной ухаживать, будет спасен”. Вздор. Не было у о. Николая такого самомнения. Это был смиреннейший человек. Или еще эти призывы от его имени действовать без благословения Церкви? Сектантство какое-то. Да разве ж стал бы он так делать? Нет! Как Церковь, так и мы».

Как Церковь, так и мы... Какая великая мудрость — идти царским путем, купно со всем церковным стадом, вслед за Патриархом, архипастырями и пастырями, и старцами — этими святыми и добрыми нашими наставниками. Как это разумно и спасительно! Опасно и погибельно сворачивать с этого пути, пусть и руководствуясь «высокими» целями.

Вспомним трагическую историю с возникновением секты иоаннитов. Так называли неумеренных почитателей св. прав. Иоанна Кронштадтского. Вот несколько фрагментов из книги крупнейшего духовного писателя XX века митрополита Вениамина (Федченкова).

«Возвращаясь к иоаннитам, нужно сказать, что те, которые обособились в самостоятельные общины и обвиняли судивших их, уже тем виноваты, что они погрешали против Церкви Божией, выделяясь из нее. Ведь слово “сектанты” означает тех людей, которые отделяются (секто — секу, отрубаю, отделяю) именно от Церкви Божией. А у иоаннитов это желание отделения несомненно было: то есть психология была сектантская...

Самое главное — ...в их неумеренном почитании о. Иоанна. В крайних формах оно выражалось в том, что такие почитатели “обожали” его, в буквальном смысле этого слова: т.е. считали его за Бога или воплотившегося в нем Бога... На съезде миссионеров в Одессе, уже по кончине Батюшки (в 1909 году), из книжек о нем приводятся такие выражения: “Люди, простые сердцем, называют о. Иоанна — богом”; “О. Иоанн теперь есть Богочеловек”; “Божественный муж, святой небесный Ангел (знакомое название, не правда ли? Выд. мной. — И.И.) совета Отча, отец Иоанн Кронштадтский”... Портреты его помещались рядом с иконами... Перед ними теплились лампадки. Некий Пономарев заживо составил о. Иоанну акафист <...>

Приведу здесь факты, в коих изображается картина с натуры <...>

Говорил потом профессор Казанской Дух. академии Н.И. Иванов­ский. “Обращаясь к доктрине иоаннитов, мы видим, что это — люди, которые чтут известное и в наших глазах досточтимое лицо; но чтут — через край, называя его богом. Я затрудняюсь сказать, действительно ли здесь есть признаки сектантства, прежде чем не узнаю — молятся ли они на о. Иоанна Кронштадтского. Если они молятся на него, то это движение есть в первичной своей основе — движение сектантское, хлы­стовское. Здесь, как и в учении хлыстов, в основе лежит идея перевоплощения. Так же точно, как и у хлыстов, есть богородицы. И богородица не одна, а несколько”. И в заключение он говорил: “Во всяком случае, это движение — характера сектантского и еретического-хлыстовского”.

В самом деле, у иоаннитов появилась и своя “богородица”, и “апостолы”, и “Иоанн богослов”, и “Михаилы архангелы”. Особенно выдающееся значение в этом движении стала иметь мещанка Порфирия Киселева(в нашем случае таким персонажем могла бы, к примеру, стать какая-нибудь схимонахиня с филологическим образованием. — И.И.). Собственно, имя ее не Порфирия, а Матрона. Она жила в Ораниенбауме. Вот она объявлена была — “богородицей”. Указанный выше афонский иеромонах Харлампий, выйдя на палубу парохода, столкнулся у машинного отделения с “иоаннитками”, которые пели свои канты: то в честь Киселевой: “Дева мудрая Порфира, ты страдала за Христа! Христа, Камень многоценный, ты имела у себя” и т.д.; а то — в честь Михаила Ивановича, и толстяка этого величали в своих кантах “Михаилом Архангелом”. Мне поясняли, будто эти стихи одобрены и благословлены им петь Батюшкой о. Иоанном (неправда ли, знакомая присказка? Выд. мной. И.И.), но я не мог при личном свидании с ним спросить: правда ли это?— Потом из разговоров их узнал, что их ежемесячно отпускают в Кронштадт, по очереди, для приобщения Св. Тайн из рук самого о. Иоанна, так как от рук другого иерея они отнюдь никогда не хотят приобщаться. Так же и исповедываться к другому иерею они не ходят, а милосердный Батюшка о. Иоанн — сердцеведец и воплощенный бог, как бог прежде являлся в виде пророка Илии. — Этого своего учения главари не высказывали, а простушки-иоаннитки мне все высыпали, и я припомнил, что в их квартирах заметил между иконами портреты о.Иоанна. Тогда я понял, что у иоаннитов — сектантский дух, и сделался осторожнее и недоверчивее к ним» <...>

«Ближайшими лицами у иоаннитской “богородицы” были “Архангел Михаил”, крестьянин Ярославской губернии Михаил Петров, несколько раз попадавший под уголовное преследование за мошенническое обирание доверчивого люда именем о. Иоанна Кронштадтского; и — “Иоанн Богослов” — крестьянин Новгородской губернии Назар Дмитриев. В близких отношениях к ним стояла “мироносица Соломония” — крестьянская девица Екатерина Коргачева... Под именем “пророка Илии” иоанниты почитали бывшего банщика, а затем — редактора “Кронштадтского маяка” Н.И. Большакова; “Енохом” же считали В.Ф. Пустошкина, известного мошенническим собиранием денег на коляску для о. Иоанна Кронштадтского». Так написано у Скворцова.

«У этих главарей были книгоноши, распространявшие прекрасные книги о. Иоанна, а вместе с ними — и иоаннитскую литературу... Эти общины и книгоноши распространились широко по всей России. Предполагают, что одних книгоношей было на земле Русской до пятисот человек! Они зарождались на своих местах и там существовали на местные же средства, а центр их был в Ораниенбауме и Кронштадте <...>

...Кроме этого, иоанниты очень усердно занимались <...> распространением веры в “близкую кончину Мiра и Страшный суд”, ссылаясь опять-таки на о. Иоанна: “В нем пребывает Господь на престоле славы Своей, а посему он и есть Сам Господь, раскрывший книгу ведения о скорой кончине мiра”. Эти слова взяты из Iвторой части книжки “Ключ разумения”, там же приведены слова: “Человек сей (т.е. о. Иоанн) — есть уже Бог, или в нем во плоти Сам Бог — Господь Иисус Христос со Отцом и Духом”, т.е. вся Святая Троица, ему повелено быть “Судиею мiра”.

А известно, что “на простой народ особенно сильно действует проповедь,— говорит миссионер Т-в.,— о скором конце Мiра, сопровождаемая рассказами о небесной безмятежной жизни в городе Кронштадте”3.

В книге “XX век и кончина мiра” (и сегодня нередко можно встретить книгу с подобным названием и с подобным духом, не правда ли? — И.И.), изданной иоаннитами в 1908 году, говорится, что кончина мiру будет в восьмой тысяче... Еще 15 лет пройдет, будет 1922 год, и тогда конец мiра! Вот прошел 1922, и 32, и 52-й год; прошло 47 лет после 1907 года, а конца все нет. Измышления их оказались ложными. На этом и остановимся об иоаннитах в главе о скорбях о. Иоанна.

Как же отвечал он?

Когда распространилось это нелепое учение о нем, что он — Бог, конечно, он глубочайше возмутился этим! И изрек анафему на таких безумных людей! Не раз говорил об этом и в проповедях своих. И по предложению Св. Синода даже должен был ехать в провинцию, чтобы там лично остановить это безумие... А уже старость пришла... Болезни... И все же он ездил... И конечно, все это имело свое действие. Но сколько пришлось перетерпеть из-за этого о. Иоанну!

И недаром, повторю, прот. Орнатский в своей речи по кончине его обратился и к ним, иоаннитам, с прискорбным и строгим упреком, что к концу жизни его и они принесли ему большую долю мук!..

— Несчастные! — говорит он. — Вы причиняли величайшее горе вашему Батюшке! Вы отравляли последние его дни! Вы не давали ему спокойно умереть! Если вы говорили и учили так из-за корысти, гнусного ради прибытка, вы — повинны в христопродавстве, если иные так думали по неведению, то и для них нет оправдания и извинения после обличения со стороны Батюшки. Сам он перед смертью простил вас, как Христос простил со креста Своих врагов, “не ведают бо, что творят”, — это его предсмертный пастырский долг; но вы ищите прощения от Единого Всепрощающего Господа Иисуса Христа. Опомнитесь! Образумьтесь! Идите на его могилу, кайтесь, просите, чтобы он вымолил вам у Господа прощение вашего страшного греха богохульства!»4

 Итак, обособление, сектантство — прямой путь к расколу. К хаосу раскола... Хотелось бы, чтобы слова эти были услышаны и вопросы не прозвучали всуе, ибо сейчас, увы, они особенно актуальны.

Но полно! Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Все пустое и суетное в конце концов расточится, отсеется от светлой памяти об отце Николае, конечно же, если мы не будем «деликатно» молчать, в то время, как от его имени творятся беззакония. Подвиг же его старческого служения навеки будет вписан — и вписан уже! — в историю Церкви Православной.


Примечания

1 Приводится по видеофильму «Свете тихий». Это документальный фильм о старце Николае (ОАО «Восхождение», 2002).

2 Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947. С. 54.

3 Время идет, а методы не меняются. Не о том же разве говорил 25 марта 2003 года Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании г. Москвы: «Некоторые силы, которые самозвано выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающих мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют “апокалиптический” страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно-полезной деятельности».

4 Митр. Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2000. С. 524–529.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.12.2017
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

8.12.2017
Тимур Давлетшин

Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

12.12.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

01.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов