Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О постхристианском модернизме. Этюд «в голубых тонах»

Андрей ТРЕТЬЯКОВ


В настоящее время Западная Европа и Северная Америка переживают так называемый период постхристианского существования. Хотя следует признать, что в европейских и (в меньшей степени) североамериканских странах остаются христиане, живущие в соответствии с традиционными устоями своих церквей (имеются в виду только традиционные конфессии — католичество и протестантские деноминации, возникшие в XVI веке). Однако следует отметить и массовый отток верующих из храмов и прекращение ими церковной жизни. Обычно эти люди отказываются не только от участия в церковных таинствах и обрядах, но и от всякого духовного делания. Это подразумевает прекращение чтения Священного Писания и ежедневных молитв, отказ от всякой религиозной символики (ношение нательных крестиков и т.п.), отказ от признания христианского вклада в национальные культуры, пренебрежение духовным образованием в общественных школах и вузах и т.д. Эта часть западного общества (причем большая его часть) уже на протяжении последних тридцати-сорока лет рассматривает христианство как нечто устаревшее, реликтовое и уже не имеющее права на существование в современном мире. Некоторые из этих людей активно борются с христианством, другие просто игнорируют его существование.

Но не эта группа представляет наиболее страшную угрозу для западного христианства, так как ее цель, в худшем случае,— уничтожение последнего, что просто невозможно в эсхатологическом плане.

Гораздо опаснее для западного христианства другие представители постхристианского общества, не утерявшие внешней связи с традиционными христианскими конфессиями своих стран. Они ходят в храмы, участвуют в церковной жизни, ведут благотворительную и образовательную деятельность, то есть внешне соблюдают определенный набор традиционных постановлений. Однако христианство для них превратилось не в духовное делание, не в общение твари со своим Творцом, а в соблюдение традиций предков, не более того. Не понимая, что такое христианство по своей сути, по содержанию, они начинают требовать от своих церквей изменения традиции в угоду своим сиюминутным желаниям, которые, как подчеркивали святые Отцы, всегда являются следствием неестественных страстей. Именно в этом прежде всего заключается опасность этой второй группы представителей постхристианского мира.

Эти люди сегодня в очередной раз пытаются реформировать церковь. Но эта новая «реформация» кардинальным образом отличается от средневековой. В XVI веке имела место попытка очищения духовной жизни западного христианства от тех ее искажений, которые возникли в католицизме. Это в итоге привело к появлению протестантизма. Но все же цель, которая ставилась реформаторами в тот исторический период, состояла в стремлении возвратиться к евангельским идеалам в духовной жизни. Протестанты того времени отвергли почти все традиционные для католического сознания предписания и постановления, касающиеся церковной практики, но не коснулись содержания Священного Писания.

То, что происходит сейчас в западном постхристианском обществе, уже не может быть даже названо христианским деланием, ибо мотивация новых реформаторов основана отнюдь не на стремлении избежать каких-либо заблуждений последнего времени. Они хотят полностью перекроить нормы христианской жизни, которые содержатся в первую очередь в Священном Писании. Они хотят «переписать» Евангелие, чтобы оно соответствовало уровню их собственной нравственной деградации. И одно из подтверждений этому — недавние заявления отдельных кругов либеральных христиан, которые все увереннее начинают утверждать, что гомосексуальные отношения и однополые браки допустимы в христианстве.

* * *
Недавно практически все новостные ленты самых крупных СМИ пестрили сообщениями: «Архиепископ Кентерберийский выступил в защиту епископа-гея»1, «Заявивший о своем гомосексуализме англиканский епископ отправлен... в отпуск»2, «В Канаде окончательно легализуют однополые браки»3, «Лидером Пресвитерианской Церкви США впервые избрана женщина, поддерживающая однополые браки»4, «Канадский суд признал, что понятие “брак” — не гетеросексуальное и разрешил геям жениться»5 и т.п.

Поскольку в основном речь идет о представителях протестантских деноминаций, то излагать нашу православную позицию в полемике с ними следует, опираясь в первую очередь на Священное Писание, которое является для них единственным авторитетным источником вероучения. Итак, рассмотрим те места Священного Писания, где поднимается этот вопрос, и постараемся проанализировать сложившуюся ситуацию.

Впервые в Священном Писании о гомосексуализме говорится в 19-й главе книги Бытия. Повествование 19-й главы книги Бытия чаще всего используется в полемике против утверждений о допустимости гомосексуализма в христианстве. Термин «содомиты», которым назывались жители города Содом, теперь употребляется как синоним для обозначения гомосексуалистов. В книге Бытия говорится о том, что Бог уничтожил только один город Содом, однако во Второзаконии (29, 22–29) список уничтоженных городов перечисляется полностью: «...по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

Первоначальные названия городов Содома и Гоморры до нас не дошли. Имя города Содом от еврейского «сдом», что означает «сожженный», а Гоморра — от еврейского слова «аморах», что означает «разрушенная куча». Эти имена, скорее всего, — лишь топонимы, которыми на территории Палестины обозначались места былого нахождения уничтоженных городов.

В упомянутой главе книги Бытия говорится о том, как жители города Содом хотели надругаться над двумя Ангелами, принявшими вид странников, которых приютил Лот, родственник Авраама. Господь уничтожил город Содом за то, что жители этого города предавались содомскому греху.

Традиционное понимание этой главы книги Бытия очевидно и не требует никакого детального анализа. Требование содомлян «выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 5) означает, что намерение толпы состояло в том, чтобы надругаться над гостями Лота. Слово «познаем» в этом стихе имеет в Библии весьма определенный, специфический смысл, обозначающий половой акт6. В контексте этой главы очевидно, что речь идет о гомосексуальном посягательстве. Именно поэтому Бог решил уничтожить и город, и его жителей, чтобы навсегда показать недопустимость гомосексуализма. О том, что подобная развращенность была широко распространена среди хананеян, свидетельствуют и другие места Священного Писания7. Поэтому не удивительно, что Господь уничтожает не только Содом, но и другие близлежащие города, погрязшие в разных грехах, и в том числе — в гомосексуализме.

Казалось бы, причина гибели этих городов не требует объяснения, но «либеральные» христиане пытаются оспорить приведенное толкование этого места Священного Писания. Вот, к примеру, некоторые комментарии этого места Писания, сделанные представителями либерального направления христианства.

Krister Stendahl, ex-dean of Harvard Divinity School: «Это — сказка, с элементами черного юмора. На самом деле, он (Лот) так стремится защитить своих гостей, что готов пожертвовать родными дочерями. Все это показывает этическую сторону библейского повествования, лишенного мудрости»8.

David Bartlett, professor at Yale Divinity School: «Многие из историй, описанных в Библии, не означают, что это все было на самом деле. Большинство исследователей книги Бытия подчеркивают, что здесь речь идет только о том, как следует проявлять обычай гостеприимства. То есть если речь заходит о проявлении гомосексуального поведения и, особенно, о гомосексуальном насилии, то здесь мы видим, что содомляне не хотят вступить с ними в добровольные отношения; они хотят изнасиловать ангелов»9.

Интересно, что либералы, стремясь выдать это историческое повествование за аллегорию или поучение, хотят подменить также и причину уничтожения этих городов. Они говорят, что люди, которые пришли к дому Лота, были и мужчинами, и женщинами, и детьми. Они ссылаются на то, что в еврейском тексте книги Бытия (19, 4) стоят слова «anshei hair, anshei Sdom», которые могут быть поняты двояким образом. В одном случае можно говорить, что к дому Лота пришли «мужчины», в другом — что вообще «люди». Из чего делается вывод: «Это говорит нам о том, что традиционалисты неправильно объясняли намерения этой толпы (содомлян): если вы планируете гомосексуальную оргию, вы не пригласите женщин и детей!»10

Либералы стремятся оспорить и другие места этого повествования, в которых бытописатель пишет о стремлении жителей города «познать» странников. Защитники гомосексуализма утверждают, что жители Содома стремились «познать» их в значении «допросить». Якобы они подозревали, что незнакомцы были шпионами, которые посланы в город, чтобы разузнать, насколько хорошо он укреплен. Интересно, что либералы, рассматривая эту историю, пытаются разбирать стихи 19-й главы книги Бытия отдельно друг от друга. Если в связи с 4-м стихом они говорят, что к дому Лота пришли все жители Содома, то в отношении 5-го пытаются объяснить посягательство толпы как желание допросить гостей Лота, устраняя всякую сексуальную окраску повествования. Переходя к следующим стихам 19-й главы, они как будто забывают, о чем говорили до этого. Причиной этого служит повествование 8-го стиха, где подчеркивается, что Лот, желая защитить своих гостей, готов отдать своих дочерей толпе на поругание. Причем Лот подчеркивает: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа... делайте с ними, что вам угодно». Слова Лота прямо свидетельствуют, что цель толпы была вызвана низменными желаниями сексуального характера, иначе не было бы нужды подчеркивать девственность своих дочерей.

Защитники гомосексуализма, разбирая этот стих, тоже говорят о похотливых намерениях толпы. Однако они забывают о своих утверждениях, сделанных ранее, и рассматривают 8-й стих как подтверждение того, что содомляне не были гомосексуалистами, иначе Лот, который жил в Содоме и знал нравы его жителей, вряд ли стал бы им предлагать дочерей. Но при этом апологеты однополых отношений забывают обратить свое внимание на следующий, 9-й стих 19-й главы книги Бытия. Следуя логике либералов, можно заключить, что те, кто пришел к дому Лота, в большинстве своем были мужчины, так как Лот предложил им своих дочерей. А в 9-м стихе говорится о том, что содомляне не приняли предложение Лота, а сказали: «Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними... и подошли, чтобы выломать двери». Мы видим, что намерения содомлян касались именно сексуального надругательства над мужчинами: над двумя странниками и также над Лотом.

Однако большинство апологетов гомосексуализма называет причиной уничтожения содомлян «жестокое и оскорбительное отношение к незнакомцам, бедным, больным, а также нанесение вреда, в том обществе, где человек был обязан защитить любых гостей в своем доме»11. Поразительно: из рассмотрения 19-й главы полностью изымается 9-й стих, в котором говорится о намерении содомлян надругаться и над Лотом. Нам же следует обратить внимание на слова св. апостола Петра: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил [Господь]» (cм.: 2 Петр. 2, 7). Апостол прямо говорит, что не отсутствие милосердия явилось причиной гибели Содома, а царивший там разврат, который, как видно, в случае с Лотом имел явно выраженный гомосексуальный характер.

Другим местом Ветхого Завета, где говорится о запрете гомосексуальных отношений, является книга Левит. В 18-й главе (22-й стих) говорится следующее: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной: это мерзость». Казалось бы, что этот стих Писания не требует дополнительного объяснения, однако и здесь апологеты гомосексуализма пытаются изменить смысл сказанного Богом. Они трактуют это место несколькими способами.

Во-первых, по мнению либералов, эти слова Господа относятся к запрету на так называемую храмовую, языческую, мужскую проституцию. Цель этого запрета — оградить еврейский народ от общения с язычниками, которые их окружали. Во-вторых, либералы усматривают в этом нарушение иерархии. В то время положение женщины в еврейском народе было социально низким, что выражалось в ее пассивном подчинении мужчине, в том числе в вопросах исполнения супружеского долга. Поэтому, когда один мужчина вступает в половую связь с другим, один из них занимает положение женщины, и якобы именно это — мерзость пред Господом. В третьих, они говорят о неправильном переводе этого стиха. Слово «мерзость», по их мнению, является неудачным переводом еврейского слова «toebah», означающего «ритуальную нечистоту». В греческом переводе «семидесяти» слово «toebah» было переведено как «bdelygma», что означает «ритуальное осквернение». Поэтому, если бы Моисей хотел обратить внимание на нравственную составляющую этого поступка, он бы использовал слово «zimah», означающее «грех». И наконец, последняя трактовка либералов состоит в том, что это место Писания не может быть отнесено к нашему времени, так как здесь говорится о храмовой проституции12.

На деле же представители постхристианского христианства выдергивают фразу из контекста 18-й главы книги Левит. Вся эта глава посвящена запретам: на браки с близкими родственниками, прелюбодеяние и блуд, а также на различные виды половых преступлений (содомия и скотоложство). В стихах 1–5 этой главы Господь говорит Моисею, что народ Божий должен исполнять постановления Его и не подражать «делам земли Египетской... и делам земли Ханаанской». После этих слов Господь запрещает Израилю все вышеперечисленные грехи. В 30-м стихе Господь предупреждает, что если они не станут соблюдать этих запретов, то «души делающих это истреблены будут». То есть здесь нет какого-либо иносказательного смысла или неправильного перевода, как этого хотелось бы защитникам гомосексуализма, в этой главе говорится, что нельзя делать верующему человеку, дабы не разгневать Бога. Нечистота ритуального характера никогда не каралась смертью. 29-й стих этой главы книги Левит прямо говорит, что «если кто будет делать все эти мерзости», тот подлежит смерти, а какой смысл несет в себе это слово в еврейском тексте, становится неважным, ибо наказание за это преступление — смерть. Что касается вопроса о мужской проституции, то здесь нет даже намека на таковую. Речь идет о недопустимости подобных сексуальных извращений в любых ситуациях.

В 20-й главе книги Левит, в 13-м стихе, повторяется запрет на однополые отношения: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». Казалось бы, что либералами это место должно быть рассмотрено в том же ключе, как и отрывок из главы 18-й, однако это не так. Конечно, и здесь ими повторяется тезис о храмовой проституции язычников, но как 18-я глава, так и это место трактуются в контексте запретов на поступки, связанные с преступлениями внутри израильского общества.

Например, D.Bartlett пишет: «Я думаю, что никто из консерваторов не станет утверждать, что гомосексуалисты должны быть казнены. Мне кажется, что те, кто читает Библию, не станут понимать это место буквально. Трудно представить, чтобы за подобное можно было предать человека смерти»13.

Подобное утверждение выглядит довольно наивно — ведь речь идет не об общественном договоре между людьми, а о заповедях, которые Господь сообщает Своему народу. Цель этих заповедей раскрывается в 26-м стихе 20-й главы книги Левит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». Господь запрещает то, что мешает достигнуть святости, что мешает общению с Ним.

Однако больше всего поражает очередная попытка так называемого дословного перевода Библии. По мысли либералов, получается, что грех, который совершают мужчины, вступившие в гомосексуальные отношения, состоит в том, что «они вступили в сексуальную связь на постели, принадлежащей женщине» и за это «они должны быть наказаны»14. Трудно комментировать такие попытки переиначить библейский текст, но если грех состоит не в поступке, а в совершении этого поступка на женской кровати, и наказание за это — смерть, то получается, что если бы они это сделали в другом месте, то греха бы не было. Следовательно, грех состоит не в поступке, а в месте его совершения, то есть виновата кровать, а не человек, делающий грех. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем в таком случае сказать, что в первородном грехе был виноват не Адам, а древо познания. Очевидно, сколь неправомочен подход так называемого дословного перевода еврейского текста Библии.

* * *

Рассмотрим теперь новозаветные тексты Священного Писания. Послание св. апостола Павла к Римлянам (1-я глава, 26–27 стихи) содержит следующие слова: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчин, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Jill Nelson, pastor of the Sunshine Cathedral Metropolitan Community Church, по этому поводу утверждает: «Павел пишет это не в качестве осуждения гомосексуализма, но приводит как критику греческой традиции поведения во время богослужений. Греческое богослужение часто включало в себя сексуальные элементы»15. D.Bartlett пишет следующее: «...совершенно точно, что Павел считает определенные виды гомосексуального поведения результатом идолослужения в языческом мире»16.

Здесь следует отметить, что ап. Павел прямо говорит о проявлении «страстей постыдных». Апостол пишет, что появление подобных страстей явилось следствием отпадения от Бога (ст. 25). Это не форма идоло­служения, а нравственная деградация личности, что и выражается в словах ап. Павла: «постыдные страсти... разжигались похотью... делая срам». Все это он говорит не о богослужебной традиции языческого мира, а о проявлении неестественной, греховной страстности, которая чаще носила не религиозный, а социальный характер. Например, мужеложество в греческом мире поощрялось только среди свободных граждан как свидетельство наличия большей свободы, чем у рабов. Языческий мир, отпавший от истинного боговедения, полностью извращает данный от Бога образ бытия полов. Вместо целомудренного единения супругов торжествует разврат, вместо любви — похоть, вместо брака — срам. Поэтому апостол демонстрирует крайнюю степень отпадения языческого мира от Бога, которая проявляется в таких ужасных формах, как гомосексуализм.

В то же время есть у либералов по этому вопросу и такая странная позиция: ап. Павел осуждает не гомосексуальные отношения как таковые, а неестественные проявления сексуальной направленности. То есть если человек по природе является гетеросексуалом, то гомосексуальные отношения для него не естественны. И наоборот, являясь гомосексуалом, человек не приемлет гетеросексуальных отношений17. Следовательно, ап. Павел якобы осуждает не содомитов-гомосексуалистов, а тех людей, которые участвуют в гомосексуальных и гетеросексуальных связях, противореча своей сексуальной ориентации, которая, по словам автора этой теории, изначально заложена в человеке.

Столь изощренная попытка истолкования этого места Священного Писания в защиту гомосексуалистов полностью не соответствует духу Библии. Если продолжить ход мысли либералов, то получается, что содомитами не становятся, а рождаются. То есть такими их сотворил Бог. Продолжая цепочку размышлений, мы приходим к дикому в своей нелепости утверждению, что гомосексуализм не может быть грехом, так как это дело рук Самого Бога, а Бог Свят, Он не может творить греха. Но это логика полностью противоречит всему Священному Писанию. Если ее принять, то становится непонятно: за что же тогда Господь уничтожил Содом и Гоморру? Почему в других местах Библии прямо говорится о запрете этого греха и нет каких-либо указаний, подтверждающих эту теорию? Зачем же тогда человек вообще был сотворен двуполым?

Однако все эти противоречия снимаются, если мы рассмотрим этот отрывок из Послания к Римлянам в его исконном христианском смысле. Апостол Павел говорит о власти греха над ветхозаветным человечеством. В языческом мире грех восторжествовал настолько, что люди достигли максимальной степени греховности, которая и проявилась в содомском грехе. Св. Иоанн Златоуст говорит о содомии: «Пойми же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно». То есть степень этого греха такова, что он уже здесь, на земле, ввергает человека в гееннское состояние мучения. Таким образом, недопустимо помыслить, что для человека гомосексуальная склонность является естественной. Поэтому апостол и пишет, что она противоестественна, то есть противна его природе.

В 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

Либералы объясняют эти слова следующим кощунственным образом: Павел якобы написал это исходя из собственного знания и опыта. По их мнению, в первом столетии даже такой образованный человек, как Павел, не мог знать все о человеческой сексуальности. Ему были недоступны современные исследования, поэтому он писал именно так18.

Однако если рассмотреть контекст, в котором апостол выступает против мужеложников, то становится ясно, что медицинское образование здесь ни при чем. Апостол говорит о недопустимости грехов в жизни христианина. Телесные грехи (блуд, мужеложство и т.п.) недопустимы, ибо «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18–20). Апостол говорит о том, что человек, став христианином, не может делать грехов, ведь за него была пролита кровь Христова. Став членом Тела Христова и храмом Святого Духа, христианин не должен осквернять этот храм, то есть свое тело. В противном случае он перестает быть христианином. Если ты не христианин, то и Святой Дух в тебе не обитает, если ты не член Тела Христова, ты и не сонаследник Христов, а если ты не сонаследник, то и Царство Божие не твое.

В 1-м Послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников... и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1, 9–10).

Но либералы отказываются признавать не только этот отрывок из Послания к Тимофею, но все Послание апостола Павла целиком. Первое Послание к Тимофею, по мнению нынешних ревизионистов Священного Писания, написано неизвестным автором, возможно, в первой половине II века. Оно якобы было написано через сто лет после смерти Павла, поэтому значение этого текста для полемики по вопросу о допустимости гомосексуализма в жизни христианина невелико19.

В наши цели не входит доказывать подлинность «пасторских посланий» апостола Павла. Мы можем только сослаться на авторитет VI Вселенского Собора, который подтвердил богодухновенность двадцати семи книг Нового Завета, в число которых вошло и Первое послание апостола Павла к Тимофею.

Мы намеренно не использовали в полемике святоотеческие труды, рассматривающие этот вопрос, по той причине, что для протестантов доводы Святых Отцов никогда не были авторитетными. Однако в заключение все же хотелось бы привести мнение самого известного православного экзегета — святителя Иоанна Златоустого, в котором он рассматривает 26–27 стихи 1-й главы Послания апостола Павла к Римлянам:

«Итак, все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях... И у женщин, и у мужчин он (ап. Павел. — А.Т.) равно отнимает возможность извинения, обвиняя их не только в том, что они имели наслаждение и, оставив то, что имели, обратились к иному, но в том, что предались, презрев способ естественный, прибегли к противоестественному... Заметь же, какие сильные выражения употребляет апостол. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение, но — разжегошася похотью своею друг на друга... И если ты спросишь: откуда такая напряженность страсти? — отвечаю: оттого, что они были оставлены Богом. А отчего произошло это Божие оставление? От беззакония оставивших Бога. Мужи на мужех студ содевающе (ст. 27)...

Так как дьявол видел, что самое вожделение больше всего соединяет полы, то и постарался разорвать этот союз (мужа и жены. — А.Т.), чтобы уничтожить человеческий род не только противозаконным расточением семени, но и взаимною борьбою и восстаниями. И возмездие, еже подобоше прелести их, в себе восприемлюще (ст. 27). Смотри, как апостол опять переходит к источнику зла — нечестивому учению — и говорит, что студ был воздаянием за это беззаконие. И так как, говоря о геенне и наказании, апостол для людей нечестивых, избравших такую жизнь, показался бы не заслуживающим доверия и даже смешным, то он разъясняет, что в самом этом удовольствии заключается наказание. И не удивляйся тому, что они не чувствуют этого, но испытывают наслаждение: ведь и безумные и одержимые болезнью умопомешательства, много мучая самих себя и находясь в жалком положении, однако смеются и радуются своим делам, по поводу которых другие о них плачут. Но мы не говорим, что вследствие этого они освобождены от наказания, напротив, по тому самому они и находятся в ужаснейшем мучении, что сами не сознают своего положения. Не больным нужно судить о положении дел, а здоровым... Смешение с блудницами хотя и беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно... Я утверждаю, что эти (мужеложники) хуже убийц, так как лучше умереть, чем жить после такого поругания. Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху...

Чтобы тебе понять, насколько велик этот грех, <представь следующее>: если бы кто-нибудь, пришедши к тебе, объявил, что он сделает тебя из человека собакою, то ты не убежал ли бы от него, как от человека самого вредного? Но вот ты сделал самого себя из человека не собакою, а животным более презренным, чем собака: она еще годна к чему-нибудь, а предавшийся <такому> распутству ни к чему негоден...

Какие же геенны достаточны для таких! А если ты, слыша о геенне, смеешься и не веришь, то вспомни об огне содомском... Помни же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно. С другой стороны, так как многие презирали речи <о геенне>, то Бог на деле показал им подобие ее в некотором новом виде. Дождь тот был необыкновенным, как и смешение содомлян было противоестественно; он затопил землю, как и похоть наводнила их души. Этот дождь по своему действию был противоположен дождю обыкновенному: он не только не возбудил утробу земли к произрастанию плодов, но и сделал ее неспособною к принятию семян. Таково было и смешение мужчин земли содомской, которое делало их тела более бесплодными. Что грязнее, что отвратительнее того мужчины, который стал блудницею?.. От роскошной жизни, от незнания Бога: всякий раз, как люди отвергают страх Божий, тогда оставляет их и всякое добро»20.

Читая столь грозные слова великого Златоуста, нам остается только сказать в ответ: аминь!


Примечания

1. «Благовест-инфо» со ссылкой на CWN от 23.06.2003.

2. РИА Новости, 22.06. 2003.

3. NEWSru.com, 18.06.2003.

4. NEWSru.com, 29.05.2003.

5. NEWSru.com, 11.06.2003.

6. См. также: Быт. 4, 1, 17–25; 24, 16; 38, 26; 1 Цар. 1, 19 и др.

7. См.: Быт. 13, 13; Лев. 18, 22–30; 20, 23–24; Втор. 32, 32–33; Ис. 3, 9; Иер. 4, 15; 2 Петр. 2, 6–8 и др.

8. Цит по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

9. Ibid.

10. См.: The sin of Sodom wasn’t what you think // National Gay Pentecostal Alliance (NGPA); at: http://groups.yahoo.com/group/

11. Ibid.

12. См.: Free to be gay: A brief look at the Bible and homosexuality // Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches; at: http://www.ualberta.ca/~cbidwell/UFMCC/

13. Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

14. См.: Anon. What does Leviticus 18:22 really say? // Pamphlet, National Gay; at: http://groups.yahoo.com/group/

15. Цит. по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

16. Ibid.

17. См.: How to be true to the Bible and say «Yes» to same-sex unions. at: http://members.aol.com/DrSwiney/bennett.html. См. также: Ann Shepherd C. The Bible & Homosexuality // at: http://hcqsa.virtualave.net/

18. См.: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

19. См.: Paul Thomas Cahill. An investigation into the Bible and homosexuality // at: http://www.yougogirl.com/

20. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. 1994. С. 516–523.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви