Богородица

Архив номеров Номер 9

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

Николай КАВЕРИН


В последние годы публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых церковных средствах массовой информации стали обыденным явлением: мироточат тысячи и тысячи икон. Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют Божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю. Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт» (Наступить на аспида // Неожиданный Афон. М., 2000. С. 160).

Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому» с их точки зрения делу — «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.

В настоящее время некоторые силы пытаются склонить православных к мысли о святости Г. Распутина. Пишутся его «иконы», что уже является кощунством и антицерковным деянием. И эти так называемые «иконы», как нам демонстрирует фоторепортаж в газете «Русский вестник» (2002, № 10–11), как будто даже мироточат. Неужели редакции «Русского вестника» непонятно, что подобными публикациями она хулит Бога, который являет для верных подлинные чудеса, и мироточения в том числе? Никто не подвергает сомнению чудо мироточения от Иверской-Монреальской иконы Божией Матери; таких случаев немало и в России.

В Израиле, как недавно мы узнали из телерепортажа, вдруг «заплакала» Стена плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и они по случаю «слезоточения» Стены плача назначили комиссию, которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.

Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай после появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились.

Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Недавно по телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко.

Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной Веры, потому что Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10). Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в  упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).

Вера же православная основана на величайшем чуде — Чуде Воскресения Христова.

Одна моя знакомая рассказала мне, что до недавнего времени она верила всем сообщениям о чудесных мироточениях святых икон, но когда ей попался на глаза фоторепортаж «Русского вестника» о «мироточении» «иконы Г. Распутина», у нее стали возникать сомнения в подлинности и других мироточений.

Редакция «Русского вестника» не понимает, что, печатая «иконы» «святого великомученика Григория» и других сомнительных историче­ских деятелей, вводит в соблазн православных и дает повод обновленцам и просто атеистам посмеяться над Православием. Грех такого поругания Православной веры полностью ляжет на апологетов лжестарца Григория.

Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергать и не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.