Богородица

Архив номеров Номер 8

О регулярности причащения Святых Христовых Таин


В вопросе, как часто мирянам следует приступать к Святым Тайнам, нередко можно услышать ссылки на «колливадское» движение афонских монахов ХVIII века. На Святой горе Афон во второй половине XVIII века возник спор о том, как часто следует причащаться Святых Христовых таин. Одни считали, что Святое Причастие необходимо принимать на каждой литургии, тогда как другие придерживались мнения, что причащаться следует лишь несколько раз в год. «Колливады» в большинстве своем были сторонниками частого причащения. В то время на Афоне по этому поводу разгорелся ожесточенный спор. В 1775 году Вселенский патриарх Феодосий пытался примирить враждующие стороны. Он написал монахам на Афон, что первые христиане причащались каждое воскресение, а в последующее время христиане причащались каждые 40 дней. Патриарх советовал тем, кто чувствует себя подготовленным, следовать примеру первых, а тем, кто не готов, следовать примеру последних. Однако это послание не прекратило спора, который продолжался до начала XIX века. В 1819 году Вселенский патриарх Григорий V написал афонским монахам, что Причащение должно происходить не в определенные промежутки времени, но в любой момент, когда человек чувствует себя готовым, после исповеди и необходимых приготовлений.

Когда в настоящее время ссылаются на «колливадское» движение XVIII века, то забывают, что чисто монашескую практику совершенно недопустимо механически переносить на современную приходскую жизнь и требовать от нынешних мирян такой же строго аскетической и созерцательной жизни, как у исихастов-«колливадов» на Афоне (напомним еще раз, что и на Афоне были противники практики сверхчастого причащения). Ни в коем случае не осуждая евхаристическую практику афонских «колливадов», все же необходимо отметить, что в таком важнейшем для духовной жизни человека вопросе, как частота причащения Святых Христовых Таин, требуется строго индивидуальный подход, ибо что полезно и спасительно одному, то может повредить другому (см.: Кор. 11, 27–30) и не может становиться общеобязательным правилом.

Отметим также, что святитель Феофан Затворник, мнение которого приводится ниже, был прекрасно знаком с движением «колливадов» на Афоне и перевел на русский язык как Добротолюбие, так и «Невидимую брань» Никодима Святогорца — одного из главных вдохновителей «колливадского» движения.

Ввиду того, что современными обновленцами постоянно проповедуется и даже практикуется причащение несколько раз в неделю (!), целью чего, несомненно, является отнюдь не возврат к древнеапостольской церковной практике, как утверждают сторонники реформ в Русской Православной Церкви (ибо тогда следует отказаться и от способа причащения мирян из лжицы как позднейшей практики, введенной не ранее конца IV века святителем Иоанном Златоустом), а просто упразднение таинства исповеди перед Причащением и традиционной дисциплины постов и молитвенного приготовления к этому великому Таинству, приведем мнения некоторых подвижников XIX и ХХ века по вопросу о регулярности причащения для мирян. Отметим, что данные высказывания отнюдь не призывают к редкому участию в Трапезе Господней, но предостерегают лишь от равнодушного, без страха Божия Причащения Святых Христовых Таинств. Вопрос о частоте причащения для мирянина должен решаться строго индивидуально.

Святитель Феофан Затворник:

«Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (I, с. 185).

«Что касается до “чаще”, но не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею— говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (III, с. 500).

«О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды, или два раза — самая мерная» (IV, с. 757).

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж, к сожалению и несчастию, житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (IV, с. 368).

Из поучений великого Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974):

«Те, кто причащается каждый день, — это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...»

(Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. М., 1994. С. 467)