Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Ересь ли кочетковщина?

Священник Константин БУФЕЕВ


Совершенно ясно и понятно воистину
всем людям, что и святителям, и
священникам, и инокам, и простым
людям — всем христианам подобает
осуждать и проклинать еретиков и
отступников...
Преп. Иосиф Волоцкий
 
Вскоре после печально известных событий, происшедших 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках, когда члены братства "Сретение", возглавляемого московским священником Георгием Кочетковым, учинили хулиганское надругательство над священником Михаилом Дубовицким, братство святителя Марка Ефесского выпустило книжку под названием "Школа церковной смуты", посвященную богословским аспектам и ходу развития этого инцидента. Книжка составлена из свидетельств очевидцев и непосредственных участников описываемых событий, церковных постановлений и гражданских документов. Главная тема книги вынесена в заголовок первой статьи сборника: "Ересь кочетковщины" (статья опубликована также и в журнале "Благодатный огонь" № 1).
Характерно, что до выхода в свет сборника "Школа церковной смуты" дискуссия в прессе велась в рамках обсуждения допустимости или недопустимости применения русского языка в богослужении, возможности служения без иконостаса или меры дозволенного в искажении уставного чина богослужения. До трагедии 29 июня полемика с о. Кочетковым и его последователями проходила не единожды и приковывала внимание православной общественности. Когда о. Кочетков спровоцировал и организовал покушение на священническую честь, здоровье и человеческое достоинство сослужащего с ним священника Михаила Дубовицкого, эфир и печать были наполнены свидетельствами о разбойном бесчинстве, равно как и попытками доказать, что этого не было. Но когда в книге "Школа церковной смуты" вопрос наконец-то был поставлен ребром и антицерковное явление названо собственным именем, это вызвало у многих неудобство и смущение. Не слишком ли резко сказано: "ересь кочетковщины"? Вот если бы, к примеру, говорилось об "особом богословском мнении священника Георгия Кочеткова" — можно было бы продолжать дискуссию до бесконечности.
С тех пор никакой содержательной критики в адрес составителей сборника не прозвучало. Поэтому осталось ответить на один-единственный вопрос: в какой степени справедливо именовать учение и деятельность о. Кочеткова ересью?
Слово "ересь" употребляется как в общепринятом, так и в богословском строгом значении. О первом, обиходном значении в Полном церковнославянском словаре писал священник Г. Дьяченко: "Ересь по большей части означает такое лжеучение, которое противно Православию". Соответственно, слово "еретичествовати" означает "иметь противное православной вере мнение". В сборнике "Школа церковной смуты" убедительно показано, что о. Кочетков содержит и распространяет противное православной традиции учение по меньшей мере по вопросам о церковной иерархии, о таинствах крещения и Евхаристии, о самой Церкви и другим важнейшим догматическим вопросам. В свете такого положения к священнику Кочеткову вполне применимо слово "ересиарх", к течению его последователей — "еретики", а к их деятельности — глагол "еретичествовати".
Рассмотрим теперь подробнее, какую оценку может иметь деятельность секты о. Кочеткова в строгом богословском значении. В своем 1-м каноническом Правиле святитель Василий Великий пишет, что древние христиане "иное нарекли ересью, иное — расколом, а иное — самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгнувшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемые непокорными пресвитерами и епископами и ненаученным народом". К какой же градации свт. Василия Великого должна быть отнесена кочетковщина?
Это зависит от того, какую вину видеть в деятельности братства "Сретение" и ее предводителя.

Уголовно-нравственный аспект деятельности кочетковцев

Можно свести всю вину деятельности кочетковцев к хулиганским и экстремистским выходкам. Тогда претензии будут не столько духовными, сколько уголовно-юридическими. Потребуется не Кормчая книга или Книга Правил, а уголовный кодекс.
К такого рода бесчинным действиям членов братства "Сретение" следует, очевидно, отнести моральное оскорбление и физическое насилие над гражданином Михаилом Дубовицким, произведенные над ним как над служащим священником 29 июня 1997 года в храме Успения Богородицы в Печатниках, заключающиеся, в частности:
— в объявлении его психически больным человеком еще до приезда врача-психиатра;
— в насильственном задержании его в алтаре;
— в угрозах и оскорблениях в его адрес;
— в насильственном снятии с него священнического креста;
— в насильственном снятии богослужебного облачения;
— в грубой, насильственной госпитализации в психиатрическую лечебницу;
— в клевете, продолжающейся поныне, будто его никто "пальцем не трогал".
Кстати, сорванный рукой мирянина священнический крест экстремисты-кочетковцы так и не вернули законному владельцу (а это тоже уголовно наказуемое деяние: хищение чужой собственности).
Однако оставим суждение об этой стороне конфликта людям, более компетентным в юриспруденции.
В чем должны каяться хулиганы и экстремисты в том случае, если они желают обратиться к Церкви?
Очевидно, они должны сокрушаться в своих содеянных бесчинствах. Не говорить, на чем настаивают кочетковцы, что "этого не было" и что никто отца Михаила "пальцем не тронул", а признать вину и испросить прощения, в том числе печатно и в тех СМИ, где они публиковали около двух лет клевету. Без признания своей вины такое прощение будет лишь фарсом и глумлением над евангельской заповедью отпускать согрешения брату "до седмьдесят крат седмерицею" (Мф. 18, 22).

Кочетковщина как самочинное сборище (парасинагога)

Можно увидеть вину о. Кочеткова в организации самочинных сборищ без благословения правящего архиерея.
Действительно, в братстве "Сретение" проводятся четко организованные различного уровня закрытости собрания. Их подробно назвал и описал сам о. Георгий в своем журнале "Православная община" (№ 1). Это так называемые "молитвенные встречи", "евангельские встречи", "огласительные встречи", "открытые встречи". Все эти самочинные сборища имеют регулярный характер, проводятся несколько раз в месяц и не имеют никакой связи с православным храмовым богослужением. Спекулятивным богословским обоснованием этих неблагословенных собраний иногда выставляется стих из книги Деяний Апостольских: "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5, 42).
Особым, более сакраментальным "полулитургическим" видом практикуемых самочинных сборищ являются "агапы". О них подробнее скажем ниже.
Если все вышеупомянутые виды самочинных сборищ кочетковцев носят характер встреч тихих, домашних, то так называемые ежегодные "соборы" проходят громогласно, собирают более тысячи человек, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кочетковские "соборы" задуманы и проходят как несомненно церковное мероприятие, имеют завидную организацию. Одна беда: совершаются в обход благословения правящего архиерея — Патриарха.
Крайне важно отметить, что и "соборы", и все прочие бесчинные сборища братства "Сретение" не прекратились после запрещения о. Георгия Кочеткова в служении. Происходит дерзейшая вещь: вместо того чтобы принести плоды покаяния и прекратить неканоническую деятельность, запрещенный священник продолжает возглавлять большие и малые молитвенные собрания.
Мало того, не прекратился набор в новые "катехизические" группы. Таким образом, кочетковская секта продолжает свой рост через новые поколения оглашаемых. Запрещенный Патриархом священник продолжает сколачивать вокруг себя новую церковную оппозицию из доверившихся ему людей!
Такие действия очевидно подпадают под определение самочинного сборища (или парасинагоги), о котором известный толкователь Книги Правил епископ Никодим (Милаш) писал: "Это определение Василия Великого парасинаноги напоминает тех непокорных власти духовных лиц, кои, обходя своих законных епископов, самочинно хотят служить и в Церкви против коих издано было много правил (Ап. 31, IV Всел. 18, Трул. 31 и т. д.)". Здесь о. Георгий Кочетков узнается очень явственно.
В чем должны каяться организаторы и участники самочинных сборищ, если они желают примириться с Церковью?
Ясно, что главными плодами покаяния должны стать объявление неправомочности проводившихся неблагословенных собраний, прекращение созыва сектантских сборищ и признание участия в них грехом против Церкви.
Без публичного исповедания этой вины секта кочетковцев не прекратит своего обособленного от Церкви существования.

Кочетковщина как раскол

Есть все основания расценивать действия кочетковцев как раскольнические. Об этом содержательно говорилось, в частности, во многих докладах на Международной богословской конференции "Единство Церкви" в 1994 году в Москве. Справедливость такого взгляда заключается в том, что братство "Сретение" явно тянет на себя церковное одеяло. При этом спокойный диалог с православными священниками (как показал и пример с о. Михаилом Дубовицким) для сектантов оказывается затруднителен.
Одним из характерных признаков кочетковщины является наличие в этой секте своей альтернативной иерархии. В сборнике "Школа церковной смуты" об этом написано весьма подробно. "Семьи-общины" неиерархичны лишь в традиционном церковном смысле в силу того, что отрицают апостольскую иерархию. Фактически братство "Сретение" представляет собой весьма организованную иерархическую структуру. Во главе каждой "общины" имеется "глава семьи", именуемый "пресвитером", различаются старшие и младшие братья, "полные" и "неполные" члены "семьи". Наконец, "главы", или "пресвитеры", всех "семей" имеют над собой единого главу — о. Кочеткова, который, таким образом, воспринимает на себя естественную функцию "епископа", как возглавляющий совет "пресвитеров" и созывающий ежегодный "собор" своего братства. Таким образом, в кочетковщине отрицается не принцип иерархичности как таковой, но церковная апостольская иерархия для "православных общин" заменяется некой новой иерархией с самим Кочетковым во главе. Подобными подменами занимались еще древние гностики, за что были обличаемы святыми отцами-апологетами: "Что, если бы апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили Церкви?" (св. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. 3. Гл. 4)
Кочетковский раскол, слава Богу, пока не проявлен так откровенно, как старообрядческий, карловацкий или украинский. Но говорить об исторжении сокрытого раскольничьего корневища можно будет только тогда, когда члены братства "Сретение" принесут покаяние в том, что пользовались услугами своих избранных общиной "пресвитеров-самосвятов". Иными словами, до тех пор, пока самими кочетковцами не будет признана, обличена и упразднена (распущена) существующая иерархия в их секте, то есть пока сохраняется иерархическая структура, чуждая Православной Церкви, они остаются нераскаянными раскольниками.

Кочетковщина как ересь

Однако вину о. Георгия Кочеткова и его последователей можно видеть не только в отдельных экстремистских проявлениях или проведении самочинных сборищ при наличии раскольнического устроения.
Главный грех кочетковцев заключается в проведении ими так называемых "агап", которые представляют собой самое настоящее кощунство, глумление над святым евхаристическим таинством тела и крови Христа Спасителя. В таком случае они оказываются хульниками, еретиками.
Лично мне осознать это помог Сам Господь. Однажды на исповеди (не в том храме, где я сейчас служу) одна женщина спросила меня: "Батюшка, а всякий ли хлеб есть тело Христово?" Я удивился неожиданному вопросу и ответил, что, конечно, нет, не всякий, но лишь тот, который освящается и возносится в Церкви на божественной литургии. Во взгляде исповедницы оставался вопрос. Поэтому я стал далее подтверждать свои слова известными рассуждениями об артосе и служебных просфорах — о том, что даже сей освященный церковный хлеб не следует почитать телом Спасителя. Вспомнил, что антидор сравнивают иногда с ризой Христовой, то есть всего лишь с одеждой, облекающей тело Господа. Прихожанка меня внимательно выслушала и под конец сказала: "Теперь я поняла, что, кажется, заблуждалась". И она исповедалась в страшном кощунственном грехе, о возможности совершения которого я никогда прежде не слышал и не читал. Грех этот заключался в том, что она, прочитав в Евангелии стих "сие творите в Мое воспоминание" и не сообразуясь с церковным содержанием его смысла, восприняла слова Иисуса Христа как призыв к действию и начала "причащаться" у себя дома хлебом и вином. Так она "причащалась" некоторое время и даже иногда разделяла "духовную трапезу" с подругой. При этом ни с какими сектантами она в своей жизни не общалась и была вполне благоговейна.
Для той женщины исповедь закончилась как обычно — разрешительной молитвой. А меня самого услышанное перед крестом и Евангелием заставило вспомнить и заново пережить то, в чем я участвовал на "агапах" в братстве о. Георгия Кочеткова. Параллели были слишком очевидны. И там и здесь — домашняя обстановка. И там и здесь — преломление хлеба и освящение вина. И там и здесь — попытка "исполнить" Евангелие, то есть заповедь Спасителя "сие творити". И там и здесь — очевидная профанация, простота, которая хуже воровства. Похоже, что и там и здесь мутил воду один и тот же бес. Различие было лишь в масштабах. Исповедавшаяся мне женщина действовала как одиночка, стихийно. Кочеткову же (между прочим, еще до его рукоположения в священнический сан) удалось организовать целые ритуально обставленные собрания — "агапы".
Я не знаю, как зовут того беса, и потому не могу увековечить описанную мною духовную болезнь его именем. Можно, конечно, было бы назвать это явление по имени той женщины, просветившей меня своей исповедью. Но гораздо больше видится оснований, чтобы назвать данное антицерковное святотатственное явление именем того, кто не остановился на собственном прельщении, но прельстил многих, кто не излечил свой духовный недуг в таинстве святого покаяния (как эта женщина), но стал насаждать враждебный православию дух в людях, вовлекая соблазненных в еретическое движение. По справедливости описанное духовное явление должно быть названо по имени своего виновника — ересью кочетковщины.
В толковании на 6-е Правило II Вселенского Собора канонист Зонара писал: "Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными". Это одна из самых метких оценок о. Георгия Кочеткова и его деятельности. Он действительно всегда "принимал" и "принимает" наши таинства — крещение, Евхаристию и другие, — но в "некоторых частях" так искажает и дополняет их, что явно погрешает против православной традиции. Об этом также обстоятельно изложено в книжке "Школа церковной смуты".
Вернемся снова к 1-му Правилу свт. Василия Великого. Вселенский учитель после перечисления нескольких ересей подчеркивает их общее отличие от кафолического Православия: "Здесь есть явная разность в самой вере в Бога". Святитель Василий Великий пишет о Боге потому, что он жил в эпоху, когда преобладающая часть лжеучений сводилась к вопросам тринитарных и христологических искажений богооткровенной истины. Иногда говорят, что в "агапической" деятельности кочетковского братства вроде бы впрямую не высказывается никакого особого учения о Боге. Однако это не так. По мнению авторитетных православных богословов нашего века: архиепископа Серафима (Соболева), архимандрита Иустина (Поповича) и других, мы живем в эпоху распространения ересей экклезиологических, то есть лжеучений о Церкви. Поэтому деятельность о. Георгия Кочеткова, его братства еретична как посягающая на чистоту Невесты Христовой, на единственность и святость Тела Христова, как пытающаяся подорвать столп и утверждение Истины, как подменяющая незыблемые вереи Церкви вратами адовыми.
Вспомним также классическое определение ереси, принятое церковными канонистами. Зонара писал, что "еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались". Это определение да заградит уста тем, кто говорит, что ересью позволительно называть лишь лжеучение, осужденное на Вселенских Соборах.
Приведем в этой связи глубокое и верное рассуждение сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) из его книги "Православная Церковь и экуменизм": "Экуменизм — это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А всему этому есть общее евангельское название — ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион". В этот легион входит и кочетковское братство "Сретение".
Кочетковщина еретична не только в своих проявлениях, но и в глубинной своей сущности, а именно в своей экклезиологии. Священник Кочетков сознательно размывает границы Церкви, при этом совершая двойной грех. С одной стороны, он предельно умаляет значение православного Предания во всех его проявлениях: в догматическом, каноническом, богослужебном. С другой стороны, напротив, гипертрофированно большое значение он придает духовным традициям других конфессий, прежде всего протестантских. Священник Кочетков писал: "Нет и никогда не будет строгих определений Православия, а значит, и инославия, православности, ереси и раскола" (Вестник РХД. 1994. № 169. С. 16). Дух у протестантов, по убеждению о. Кочеткова, "православный и не отступающий от полноты богооткровенной Истины" (Православная община. 1991. № 4. с. 52). На так называемых "Афанасьевских чтениях" в октябре 1993 года о. Георгий призывал "решительно и смело пересмотреть свое привычное... отношение с инославными церквами и даже с другими религиями", полагая, что это "не даст возможности назвать нехристианами или еретиками, не членами истинной Церкви большинство неправославных" (Афанасьевские чтения. М., 1994. С. 111). Дело его не расходится со словами.
Ересь кочетковщины является одной из частных разнородностей ереси экуменизма, поскольку о. Георгий Кочетков предложил свой практический вариант "синтеза" Православия и баптизма. В книге "Школа церковной смуты" об этом написано так: "Он сам никогда не скрывал, что идея "агап" заимствована им из духовной практики баптистов. Полноту христианства он видит как восстановление утерянного единства традиции Евхаристии, с одной стороны, и традиции "агапы", с другой стороны. Согласно такому взгляду, Евхаристию сохранило Православие, а "агапу" — баптисты". Таким образом, производится кощунственное смешение святого церковного таинства Евхаристии с измышленными человеческими установлениями сектантов.
Итак, в узком кругу членов одной "семьи-общины", считающих себя чадами Русской Православной Церкви, без всякого общения с кем бы то ни было из представителей Православия или инославия кочетковцы проводят чисто протестантские (баптистские) ритуалы хлебопреломления. Если божественную литургию нередко называют брачным пиром Небесного Жениха Христа, то "агапические" сборища кочетковцев справедливо будет сравнить с потаенным блудодеянием в извращенной форме. Более привычно под практикой экуменизма понимать внешние церковные контакты, выражающиеся в межконфессиональных диалогах, совместных молениях и в общем хлебопреломлении представителей различных религиозных конфессий. В сравнении с этим еретическая практика кочетковщины может быть названа внутренним экуменизмом.
Как должны каяться еретики, если они желают быть приняты в церковное общение? Ответ на этот вопрос однозначен. Сектанты-еретики должны отречься от своих неправославных взглядов, проклясть свои греховные заблуждения и прекратить прежнюю порочную практику. Для кочетковцев это означает: с покаянием признать вину в проведении кощунственных "агап" и отречься от них.
Без проклятия и роспуска "агапических" собраний кочетковцы так и останутся нераскаянными еретиками.

О покаянии кочетковцев и их прощении

Сразу вскоре после запрещения в священнослужении патриаршим указом священника Георгия Кочеткова и его сподручных из братства "Сретение" стали раздаваться голоса о том, что все они или ни в чем не виноваты, или уже покаялись и должны быть возвращены в лоно Церкви. Однако никаких заметных плодов покаяния — ни в тех действиях, которые подходят под разряд хулиганских бесчиний по отношению к о. Михаилу Дубовицкому, ни в тех действиях, которые квалифицируются как раскольнические или связанные с образованием парасинагоги, ни тем более в тех действиях, которые определяются как еретические, — ни о. Георгий Кочетков ни его последователи не явили. Напротив, в демпрессе из их лагеря постоянно слышатся лишь речи об их безвинности, страдании за правду, о том, что они стали жертвой какого-то мифического злого заговора. Поэтому весьма странно слышать об их якобы свершившемся покаянии.
Пусть кочетковцы сперва с извинением вернут снятый ими с шеи о. Михаила в алтаре священнический крест. Пусть публично признают греховными свои бесчинные сборища и псевдоиерархию. Пусть, наконец, проклянут свои "агапы", являющиеся глумлением над Святой Евхаристией.
В сети кочетковщины путем соблазна были вовлечены сотни и тысячи людей — поэтому покаяние о. Георгия Кочеткова может быть только гласным.
Но похоже, что еретики хотят, чтобы Церковь их простила без всякого покаяния с их стороны.
Преподобный Иосиф Волоцкий в 16-й главе своей книги "Просветитель" вынес в заглавие следующую мысль: "Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что если еретик или отступник начнет каяться не по своей воле, но лишь будучи обличен и осужден, то такое покаяние нельзя принимать". В той же главе ревностный святый муж писал: "Если бы они сами, до обличения, стали каяться и сами по себе исповедали бы свое отступление, то покаяние их было бы принято. Но они не сделали этого и стали каяться лишь тогда, когда были обличены и осуждены на смерть, и потому покаяние их не принимается. Ведь Бог говорит через пророка: "Говори о грехах своих прежде, чтоб оправдаться" (Ис. 43, 26)". На кочетковцев, сколько мы можем судить, никакого давления не оказывалось ни со стороны церковного священноначалия, ни со стороны государственных органов. Исковое заявление на обидчиков своего мужа, священника Михаила Дубовицкого, его супруга из прокуратуры добровольно забрала. Тем самым пострадавшие явили пример истинного христианского прощения своих врагов, а распоясавшиеся еретики остались один на один со своей совестью. Пусть же услышат кочетковцы грозные слова преподобного Иосифа и успеют добровольно, без понуждения принести покаяние в грехах против Церкви и лично против о. Михаила Дубовицкого! Помоги, Господи!
Нельзя лишь допускать, чтобы формальное покаяние их превратилось в глумление и фарс, чтобы после примирения в братстве сохранялись "агапы" и действовала псевдоиерархия.
В заключение приведем слово Константинопольского Патриарха Фотия в ответ на вопрос Калабрийского епископа Льва о действенности крещения, совершенного мирянином: "Если в свободной стране, где христиане наслаждаются миром и где много священников, кто-либо из мирян, презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью, дерзнет совершить это дело, то есть крещение, таковые после строгой епитимьи за свой поступок совершенно устраняются от получения священства... Ибо кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную". Что бы сказал святитель Фотий о человеке, который, "презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью", до получения благодати священства дерзает освящать именем Христовым хлеб и вино на домашних сборищах — "агапах"? Какую "строгую епитимью" и "устранение от получения священства" провозгласил бы сей ревностный православный архипастырь за посягание на совершение таинства тела и крови Спасителя? А слово его, как грозное пророчество, исполнилось на о. Георгии Кочеткове: поистине "кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную"!
1998

От редакции сайта: См. также статью священника Константина Буфеева «Повеждь Церкви» в разделе «Библиотека».



Статьи автора

Отец Александр Мень: сказочник или сочинитель апокрифов?

Об эволюционистском богословии Тейяра де Шардена и протоиерея Александра Меня

Настало время установить праздник обретения мощей Святителя Тихона

«Шестодневъ» против эволюционизма. Интервью со священником Константином БУФЕЕВЫМ

О триединстве эволюционизма, гуманизма и экуменизма

Об антиправославном устроении в братстве священника Георгия Кочеткова

Может ли православный не быть креационистом?

Эволюция в Православии

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

 

НОВОСТИ

11.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

05.08.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»