Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Ересь ли кочетковщина?

Священник Константин БУФЕЕВ


Совершенно ясно и понятно воистину
всем людям, что и святителям, и
священникам, и инокам, и простым
людям — всем христианам подобает
осуждать и проклинать еретиков и
отступников...
Преп. Иосиф Волоцкий
 
Вскоре после печально известных событий, происшедших 29 июня 1997 года в храме Успения в Печатниках, когда члены братства "Сретение", возглавляемого московским священником Георгием Кочетковым, учинили хулиганское надругательство над священником Михаилом Дубовицким, братство святителя Марка Ефесского выпустило книжку под названием "Школа церковной смуты", посвященную богословским аспектам и ходу развития этого инцидента. Книжка составлена из свидетельств очевидцев и непосредственных участников описываемых событий, церковных постановлений и гражданских документов. Главная тема книги вынесена в заголовок первой статьи сборника: "Ересь кочетковщины" (статья опубликована также и в журнале "Благодатный огонь" № 1).
Характерно, что до выхода в свет сборника "Школа церковной смуты" дискуссия в прессе велась в рамках обсуждения допустимости или недопустимости применения русского языка в богослужении, возможности служения без иконостаса или меры дозволенного в искажении уставного чина богослужения. До трагедии 29 июня полемика с о. Кочетковым и его последователями проходила не единожды и приковывала внимание православной общественности. Когда о. Кочетков спровоцировал и организовал покушение на священническую честь, здоровье и человеческое достоинство сослужащего с ним священника Михаила Дубовицкого, эфир и печать были наполнены свидетельствами о разбойном бесчинстве, равно как и попытками доказать, что этого не было. Но когда в книге "Школа церковной смуты" вопрос наконец-то был поставлен ребром и антицерковное явление названо собственным именем, это вызвало у многих неудобство и смущение. Не слишком ли резко сказано: "ересь кочетковщины"? Вот если бы, к примеру, говорилось об "особом богословском мнении священника Георгия Кочеткова" — можно было бы продолжать дискуссию до бесконечности.
С тех пор никакой содержательной критики в адрес составителей сборника не прозвучало. Поэтому осталось ответить на один-единственный вопрос: в какой степени справедливо именовать учение и деятельность о. Кочеткова ересью?
Слово "ересь" употребляется как в общепринятом, так и в богословском строгом значении. О первом, обиходном значении в Полном церковнославянском словаре писал священник Г. Дьяченко: "Ересь по большей части означает такое лжеучение, которое противно Православию". Соответственно, слово "еретичествовати" означает "иметь противное православной вере мнение". В сборнике "Школа церковной смуты" убедительно показано, что о. Кочетков содержит и распространяет противное православной традиции учение по меньшей мере по вопросам о церковной иерархии, о таинствах крещения и Евхаристии, о самой Церкви и другим важнейшим догматическим вопросам. В свете такого положения к священнику Кочеткову вполне применимо слово "ересиарх", к течению его последователей — "еретики", а к их деятельности — глагол "еретичествовати".
Рассмотрим теперь подробнее, какую оценку может иметь деятельность секты о. Кочеткова в строгом богословском значении. В своем 1-м каноническом Правиле святитель Василий Великий пишет, что древние христиане "иное нарекли ересью, иное — расколом, а иное — самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгнувшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками — разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами — собрания, составляемые непокорными пресвитерами и епископами и ненаученным народом". К какой же градации свт. Василия Великого должна быть отнесена кочетковщина?
Это зависит от того, какую вину видеть в деятельности братства "Сретение" и ее предводителя.

Уголовно-нравственный аспект деятельности кочетковцев

Можно свести всю вину деятельности кочетковцев к хулиганским и экстремистским выходкам. Тогда претензии будут не столько духовными, сколько уголовно-юридическими. Потребуется не Кормчая книга или Книга Правил, а уголовный кодекс.
К такого рода бесчинным действиям членов братства "Сретение" следует, очевидно, отнести моральное оскорбление и физическое насилие над гражданином Михаилом Дубовицким, произведенные над ним как над служащим священником 29 июня 1997 года в храме Успения Богородицы в Печатниках, заключающиеся, в частности:
— в объявлении его психически больным человеком еще до приезда врача-психиатра;
— в насильственном задержании его в алтаре;
— в угрозах и оскорблениях в его адрес;
— в насильственном снятии с него священнического креста;
— в насильственном снятии богослужебного облачения;
— в грубой, насильственной госпитализации в психиатрическую лечебницу;
— в клевете, продолжающейся поныне, будто его никто "пальцем не трогал".
Кстати, сорванный рукой мирянина священнический крест экстремисты-кочетковцы так и не вернули законному владельцу (а это тоже уголовно наказуемое деяние: хищение чужой собственности).
Однако оставим суждение об этой стороне конфликта людям, более компетентным в юриспруденции.
В чем должны каяться хулиганы и экстремисты в том случае, если они желают обратиться к Церкви?
Очевидно, они должны сокрушаться в своих содеянных бесчинствах. Не говорить, на чем настаивают кочетковцы, что "этого не было" и что никто отца Михаила "пальцем не тронул", а признать вину и испросить прощения, в том числе печатно и в тех СМИ, где они публиковали около двух лет клевету. Без признания своей вины такое прощение будет лишь фарсом и глумлением над евангельской заповедью отпускать согрешения брату "до седмьдесят крат седмерицею" (Мф. 18, 22).

Кочетковщина как самочинное сборище (парасинагога)

Можно увидеть вину о. Кочеткова в организации самочинных сборищ без благословения правящего архиерея.
Действительно, в братстве "Сретение" проводятся четко организованные различного уровня закрытости собрания. Их подробно назвал и описал сам о. Георгий в своем журнале "Православная община" (№ 1). Это так называемые "молитвенные встречи", "евангельские встречи", "огласительные встречи", "открытые встречи". Все эти самочинные сборища имеют регулярный характер, проводятся несколько раз в месяц и не имеют никакой связи с православным храмовым богослужением. Спекулятивным богословским обоснованием этих неблагословенных собраний иногда выставляется стих из книги Деяний Апостольских: "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5, 42).
Особым, более сакраментальным "полулитургическим" видом практикуемых самочинных сборищ являются "агапы". О них подробнее скажем ниже.
Если все вышеупомянутые виды самочинных сборищ кочетковцев носят характер встреч тихих, домашних, то так называемые ежегодные "соборы" проходят громогласно, собирают более тысячи человек, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кочетковские "соборы" задуманы и проходят как несомненно церковное мероприятие, имеют завидную организацию. Одна беда: совершаются в обход благословения правящего архиерея — Патриарха.
Крайне важно отметить, что и "соборы", и все прочие бесчинные сборища братства "Сретение" не прекратились после запрещения о. Георгия Кочеткова в служении. Происходит дерзейшая вещь: вместо того чтобы принести плоды покаяния и прекратить неканоническую деятельность, запрещенный священник продолжает возглавлять большие и малые молитвенные собрания.
Мало того, не прекратился набор в новые "катехизические" группы. Таким образом, кочетковская секта продолжает свой рост через новые поколения оглашаемых. Запрещенный Патриархом священник продолжает сколачивать вокруг себя новую церковную оппозицию из доверившихся ему людей!
Такие действия очевидно подпадают под определение самочинного сборища (или парасинагоги), о котором известный толкователь Книги Правил епископ Никодим (Милаш) писал: "Это определение Василия Великого парасинаноги напоминает тех непокорных власти духовных лиц, кои, обходя своих законных епископов, самочинно хотят служить и в Церкви против коих издано было много правил (Ап. 31, IV Всел. 18, Трул. 31 и т. д.)". Здесь о. Георгий Кочетков узнается очень явственно.
В чем должны каяться организаторы и участники самочинных сборищ, если они желают примириться с Церковью?
Ясно, что главными плодами покаяния должны стать объявление неправомочности проводившихся неблагословенных собраний, прекращение созыва сектантских сборищ и признание участия в них грехом против Церкви.
Без публичного исповедания этой вины секта кочетковцев не прекратит своего обособленного от Церкви существования.

Кочетковщина как раскол

Есть все основания расценивать действия кочетковцев как раскольнические. Об этом содержательно говорилось, в частности, во многих докладах на Международной богословской конференции "Единство Церкви" в 1994 году в Москве. Справедливость такого взгляда заключается в том, что братство "Сретение" явно тянет на себя церковное одеяло. При этом спокойный диалог с православными священниками (как показал и пример с о. Михаилом Дубовицким) для сектантов оказывается затруднителен.
Одним из характерных признаков кочетковщины является наличие в этой секте своей альтернативной иерархии. В сборнике "Школа церковной смуты" об этом написано весьма подробно. "Семьи-общины" неиерархичны лишь в традиционном церковном смысле в силу того, что отрицают апостольскую иерархию. Фактически братство "Сретение" представляет собой весьма организованную иерархическую структуру. Во главе каждой "общины" имеется "глава семьи", именуемый "пресвитером", различаются старшие и младшие братья, "полные" и "неполные" члены "семьи". Наконец, "главы", или "пресвитеры", всех "семей" имеют над собой единого главу — о. Кочеткова, который, таким образом, воспринимает на себя естественную функцию "епископа", как возглавляющий совет "пресвитеров" и созывающий ежегодный "собор" своего братства. Таким образом, в кочетковщине отрицается не принцип иерархичности как таковой, но церковная апостольская иерархия для "православных общин" заменяется некой новой иерархией с самим Кочетковым во главе. Подобными подменами занимались еще древние гностики, за что были обличаемы святыми отцами-апологетами: "Что, если бы апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили Церкви?" (св. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания. Кн. 3. Гл. 4)
Кочетковский раскол, слава Богу, пока не проявлен так откровенно, как старообрядческий, карловацкий или украинский. Но говорить об исторжении сокрытого раскольничьего корневища можно будет только тогда, когда члены братства "Сретение" принесут покаяние в том, что пользовались услугами своих избранных общиной "пресвитеров-самосвятов". Иными словами, до тех пор, пока самими кочетковцами не будет признана, обличена и упразднена (распущена) существующая иерархия в их секте, то есть пока сохраняется иерархическая структура, чуждая Православной Церкви, они остаются нераскаянными раскольниками.

Кочетковщина как ересь

Однако вину о. Георгия Кочеткова и его последователей можно видеть не только в отдельных экстремистских проявлениях или проведении самочинных сборищ при наличии раскольнического устроения.
Главный грех кочетковцев заключается в проведении ими так называемых "агап", которые представляют собой самое настоящее кощунство, глумление над святым евхаристическим таинством тела и крови Христа Спасителя. В таком случае они оказываются хульниками, еретиками.
Лично мне осознать это помог Сам Господь. Однажды на исповеди (не в том храме, где я сейчас служу) одна женщина спросила меня: "Батюшка, а всякий ли хлеб есть тело Христово?" Я удивился неожиданному вопросу и ответил, что, конечно, нет, не всякий, но лишь тот, который освящается и возносится в Церкви на божественной литургии. Во взгляде исповедницы оставался вопрос. Поэтому я стал далее подтверждать свои слова известными рассуждениями об артосе и служебных просфорах — о том, что даже сей освященный церковный хлеб не следует почитать телом Спасителя. Вспомнил, что антидор сравнивают иногда с ризой Христовой, то есть всего лишь с одеждой, облекающей тело Господа. Прихожанка меня внимательно выслушала и под конец сказала: "Теперь я поняла, что, кажется, заблуждалась". И она исповедалась в страшном кощунственном грехе, о возможности совершения которого я никогда прежде не слышал и не читал. Грех этот заключался в том, что она, прочитав в Евангелии стих "сие творите в Мое воспоминание" и не сообразуясь с церковным содержанием его смысла, восприняла слова Иисуса Христа как призыв к действию и начала "причащаться" у себя дома хлебом и вином. Так она "причащалась" некоторое время и даже иногда разделяла "духовную трапезу" с подругой. При этом ни с какими сектантами она в своей жизни не общалась и была вполне благоговейна.
Для той женщины исповедь закончилась как обычно — разрешительной молитвой. А меня самого услышанное перед крестом и Евангелием заставило вспомнить и заново пережить то, в чем я участвовал на "агапах" в братстве о. Георгия Кочеткова. Параллели были слишком очевидны. И там и здесь — домашняя обстановка. И там и здесь — преломление хлеба и освящение вина. И там и здесь — попытка "исполнить" Евангелие, то есть заповедь Спасителя "сие творити". И там и здесь — очевидная профанация, простота, которая хуже воровства. Похоже, что и там и здесь мутил воду один и тот же бес. Различие было лишь в масштабах. Исповедавшаяся мне женщина действовала как одиночка, стихийно. Кочеткову же (между прочим, еще до его рукоположения в священнический сан) удалось организовать целые ритуально обставленные собрания — "агапы".
Я не знаю, как зовут того беса, и потому не могу увековечить описанную мною духовную болезнь его именем. Можно, конечно, было бы назвать это явление по имени той женщины, просветившей меня своей исповедью. Но гораздо больше видится оснований, чтобы назвать данное антицерковное святотатственное явление именем того, кто не остановился на собственном прельщении, но прельстил многих, кто не излечил свой духовный недуг в таинстве святого покаяния (как эта женщина), но стал насаждать враждебный православию дух в людях, вовлекая соблазненных в еретическое движение. По справедливости описанное духовное явление должно быть названо по имени своего виновника — ересью кочетковщины.
В толковании на 6-е Правило II Вселенского Собора канонист Зонара писал: "Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными". Это одна из самых метких оценок о. Георгия Кочеткова и его деятельности. Он действительно всегда "принимал" и "принимает" наши таинства — крещение, Евхаристию и другие, — но в "некоторых частях" так искажает и дополняет их, что явно погрешает против православной традиции. Об этом также обстоятельно изложено в книжке "Школа церковной смуты".
Вернемся снова к 1-му Правилу свт. Василия Великого. Вселенский учитель после перечисления нескольких ересей подчеркивает их общее отличие от кафолического Православия: "Здесь есть явная разность в самой вере в Бога". Святитель Василий Великий пишет о Боге потому, что он жил в эпоху, когда преобладающая часть лжеучений сводилась к вопросам тринитарных и христологических искажений богооткровенной истины. Иногда говорят, что в "агапической" деятельности кочетковского братства вроде бы впрямую не высказывается никакого особого учения о Боге. Однако это не так. По мнению авторитетных православных богословов нашего века: архиепископа Серафима (Соболева), архимандрита Иустина (Поповича) и других, мы живем в эпоху распространения ересей экклезиологических, то есть лжеучений о Церкви. Поэтому деятельность о. Георгия Кочеткова, его братства еретична как посягающая на чистоту Невесты Христовой, на единственность и святость Тела Христова, как пытающаяся подорвать столп и утверждение Истины, как подменяющая незыблемые вереи Церкви вратами адовыми.
Вспомним также классическое определение ереси, принятое церковными канонистами. Зонара писал, что "еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались". Это определение да заградит уста тем, кто говорит, что ересью позволительно называть лишь лжеучение, осужденное на Вселенских Соборах.
Приведем в этой связи глубокое и верное рассуждение сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) из его книги "Православная Церковь и экуменизм": "Экуменизм — это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А всему этому есть общее евангельское название — ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион". В этот легион входит и кочетковское братство "Сретение".
Кочетковщина еретична не только в своих проявлениях, но и в глубинной своей сущности, а именно в своей экклезиологии. Священник Кочетков сознательно размывает границы Церкви, при этом совершая двойной грех. С одной стороны, он предельно умаляет значение православного Предания во всех его проявлениях: в догматическом, каноническом, богослужебном. С другой стороны, напротив, гипертрофированно большое значение он придает духовным традициям других конфессий, прежде всего протестантских. Священник Кочетков писал: "Нет и никогда не будет строгих определений Православия, а значит, и инославия, православности, ереси и раскола" (Вестник РХД. 1994. № 169. С. 16). Дух у протестантов, по убеждению о. Кочеткова, "православный и не отступающий от полноты богооткровенной Истины" (Православная община. 1991. № 4. с. 52). На так называемых "Афанасьевских чтениях" в октябре 1993 года о. Георгий призывал "решительно и смело пересмотреть свое привычное... отношение с инославными церквами и даже с другими религиями", полагая, что это "не даст возможности назвать нехристианами или еретиками, не членами истинной Церкви большинство неправославных" (Афанасьевские чтения. М., 1994. С. 111). Дело его не расходится со словами.
Ересь кочетковщины является одной из частных разнородностей ереси экуменизма, поскольку о. Георгий Кочетков предложил свой практический вариант "синтеза" Православия и баптизма. В книге "Школа церковной смуты" об этом написано так: "Он сам никогда не скрывал, что идея "агап" заимствована им из духовной практики баптистов. Полноту христианства он видит как восстановление утерянного единства традиции Евхаристии, с одной стороны, и традиции "агапы", с другой стороны. Согласно такому взгляду, Евхаристию сохранило Православие, а "агапу" — баптисты". Таким образом, производится кощунственное смешение святого церковного таинства Евхаристии с измышленными человеческими установлениями сектантов.
Итак, в узком кругу членов одной "семьи-общины", считающих себя чадами Русской Православной Церкви, без всякого общения с кем бы то ни было из представителей Православия или инославия кочетковцы проводят чисто протестантские (баптистские) ритуалы хлебопреломления. Если божественную литургию нередко называют брачным пиром Небесного Жениха Христа, то "агапические" сборища кочетковцев справедливо будет сравнить с потаенным блудодеянием в извращенной форме. Более привычно под практикой экуменизма понимать внешние церковные контакты, выражающиеся в межконфессиональных диалогах, совместных молениях и в общем хлебопреломлении представителей различных религиозных конфессий. В сравнении с этим еретическая практика кочетковщины может быть названа внутренним экуменизмом.
Как должны каяться еретики, если они желают быть приняты в церковное общение? Ответ на этот вопрос однозначен. Сектанты-еретики должны отречься от своих неправославных взглядов, проклясть свои греховные заблуждения и прекратить прежнюю порочную практику. Для кочетковцев это означает: с покаянием признать вину в проведении кощунственных "агап" и отречься от них.
Без проклятия и роспуска "агапических" собраний кочетковцы так и останутся нераскаянными еретиками.

О покаянии кочетковцев и их прощении

Сразу вскоре после запрещения в священнослужении патриаршим указом священника Георгия Кочеткова и его сподручных из братства "Сретение" стали раздаваться голоса о том, что все они или ни в чем не виноваты, или уже покаялись и должны быть возвращены в лоно Церкви. Однако никаких заметных плодов покаяния — ни в тех действиях, которые подходят под разряд хулиганских бесчиний по отношению к о. Михаилу Дубовицкому, ни в тех действиях, которые квалифицируются как раскольнические или связанные с образованием парасинагоги, ни тем более в тех действиях, которые определяются как еретические, — ни о. Георгий Кочетков ни его последователи не явили. Напротив, в демпрессе из их лагеря постоянно слышатся лишь речи об их безвинности, страдании за правду, о том, что они стали жертвой какого-то мифического злого заговора. Поэтому весьма странно слышать об их якобы свершившемся покаянии.
Пусть кочетковцы сперва с извинением вернут снятый ими с шеи о. Михаила в алтаре священнический крест. Пусть публично признают греховными свои бесчинные сборища и псевдоиерархию. Пусть, наконец, проклянут свои "агапы", являющиеся глумлением над Святой Евхаристией.
В сети кочетковщины путем соблазна были вовлечены сотни и тысячи людей — поэтому покаяние о. Георгия Кочеткова может быть только гласным.
Но похоже, что еретики хотят, чтобы Церковь их простила без всякого покаяния с их стороны.
Преподобный Иосиф Волоцкий в 16-й главе своей книги "Просветитель" вынес в заглавие следующую мысль: "Здесь же собраны свидетельства святых книг о том, что если еретик или отступник начнет каяться не по своей воле, но лишь будучи обличен и осужден, то такое покаяние нельзя принимать". В той же главе ревностный святый муж писал: "Если бы они сами, до обличения, стали каяться и сами по себе исповедали бы свое отступление, то покаяние их было бы принято. Но они не сделали этого и стали каяться лишь тогда, когда были обличены и осуждены на смерть, и потому покаяние их не принимается. Ведь Бог говорит через пророка: "Говори о грехах своих прежде, чтоб оправдаться" (Ис. 43, 26)". На кочетковцев, сколько мы можем судить, никакого давления не оказывалось ни со стороны церковного священноначалия, ни со стороны государственных органов. Исковое заявление на обидчиков своего мужа, священника Михаила Дубовицкого, его супруга из прокуратуры добровольно забрала. Тем самым пострадавшие явили пример истинного христианского прощения своих врагов, а распоясавшиеся еретики остались один на один со своей совестью. Пусть же услышат кочетковцы грозные слова преподобного Иосифа и успеют добровольно, без понуждения принести покаяние в грехах против Церкви и лично против о. Михаила Дубовицкого! Помоги, Господи!
Нельзя лишь допускать, чтобы формальное покаяние их превратилось в глумление и фарс, чтобы после примирения в братстве сохранялись "агапы" и действовала псевдоиерархия.
В заключение приведем слово Константинопольского Патриарха Фотия в ответ на вопрос Калабрийского епископа Льва о действенности крещения, совершенного мирянином: "Если в свободной стране, где христиане наслаждаются миром и где много священников, кто-либо из мирян, презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью, дерзнет совершить это дело, то есть крещение, таковые после строгой епитимьи за свой поступок совершенно устраняются от получения священства... Ибо кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную". Что бы сказал святитель Фотий о человеке, который, "презирая порядок церковных священнодействий и надмеваясь гордостью", до получения благодати священства дерзает освящать именем Христовым хлеб и вино на домашних сборищах — "агапах"? Какую "строгую епитимью" и "устранение от получения священства" провозгласил бы сей ревностный православный архипастырь за посягание на совершение таинства тела и крови Спасителя? А слово его, как грозное пророчество, исполнилось на о. Георгии Кочеткове: поистине "кто презрел благодать до ее получения, тот не усомнится попрать и полученную"!
1998

От редакции сайта: См. также статью священника Константина Буфеева «Повеждь Церкви» в разделе «Библиотека».



Статьи автора

Отец Александр Мень: сказочник или сочинитель апокрифов?

Об эволюционистском богословии Тейяра де Шардена и протоиерея Александра Меня

Настало время установить праздник обретения мощей Святителя Тихона

«Шестодневъ» против эволюционизма. Интервью со священником Константином БУФЕЕВЫМ

О триединстве эволюционизма, гуманизма и экуменизма

Об антиправославном устроении в братстве священника Георгия Кочеткова

Может ли православный не быть креационистом?

Эволюция в Православии

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

4.12.2018
К 10-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

30.11.2018
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

20.11.2018
Священник Александр Шумский

«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

13.12.2018
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

30.11.2018
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия