Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Сетевые беседы с народом игумена Петра (Мещеринова)

Николай КАВЕРИН


Имя игумена Петра (Мещеринова) — руководителя Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре в последнее время все чаще и чаще встречается в церковных СМИ. Православные журналы и газеты считают за честь напечатать очередное размышление просвещенного и либерально-критически смотрящего на современную церковную жизнь игумена, пригласить его в радиоэфир или ежевоскресное околоцерковное ток-шоу на телевидении. У многих православных верующих, ознакомившихся с нетрадиционными высказываниями о. Петра о Церкви, возникают сразу же недоуменные вопросы: ну, мы знаем о разрушительной реформаторской деятельности московских священников-неообновленцев Георгия Кочеткова и Владимира Лапшина. Но неужели и в центральном московском монастыре подвизается игумен, чьи взгляды никак не укладываются в традиционное православное вероучение? К тому же игумен Петр (Мещеринов) уже прослыл как выразитель крайних антипатриотических идей, как пламенный борец с «клерикализмом» в Русской Церкви и хитрый противник введения в российские школы, вопреки усилиям всей церковной общественности, общеобразовательного предмета «Основы православной культуры», разжигающего, по мнению о. Петра, «антизападную истерию и ксенофобию», «ура-патриотизм и обскурантизм».

Игумен Петр отличается и неуместным для православного священнослужителя крайним рационализмом при оценке церковного Предания. Почти всё сверхъестественное в житиях святых и в современной жизни Церкви сразу объявляется о. Петром «яко не бывшее». Такой рационалистический подход к Преданию Церкви, отрицающий всяческие чудеса, присущ обыкновенно крайним протестантам.

Но можно предположить, что скорее всего не только рационализм мышления заставляет о. Петра отрицать некоторые события церковной истории. Например, святителя Николая якобы не было на Никейском Соборе, ибо житийное описание его конфликта с Арием не политкорректно, и действия его — заушение еретика Ария — не толерантны, а следовательно, не совместимы с евангельскими представлениями. В общем, святитель Николай — опасное воплощение воинствующего клерикализма, а любое проявление клерикализма в Церкви, ведущего возмутительную активную борьбу с «либерализмом», согласно о. Петру, не соответствует «евангельским ценностям».

Справедливости ради нельзя не отметить, что помимо явно протестантских и космополитических идей, которые, по мнению о. игумена, и есть чисто евангельские («я представляю Евангельские интересы»![1] — смиренно заявляет он на своем интернет-форуме Центра духовного развития молодежи www.cdrm.ru), о. Петру свойственна порой и глубокая проницательность по некоторым проблемам нашей церковно-общественной жизни. Так, например, его трезвая оценка младостарчества, кликушества вокруг ИНН и новых паспортов, современного околоцерковного мифотворчества и даже резко отрицательная, как это ни странно, оценка реформаторской деятельности священника Георгия Кочеткова («он отталкивается от действительно существующих в Церкви проблем, но решает их на уровне ужаснейшей, кондовейшей самодеятельности — типа духовного оркестра клуба им. Зуева, что приводит его почти к сектантству»[2]) являются весьма здравыми и вызывают полное согласие. Очень глубоко церковной и актуальной представляется и статья игумена Петра «О ценностях имперских, либеральных и других». По всем этим проблемам неоднократно с болью выступал и наш журнал.

Но, к сожалению, в целом мы не можем принять либеральный дух, содержащийся в идеях игумена Петра, — «частного лица», как он сам себя позиционирует в своих «критических высказываниях». «Я выступаю с позиции частного лица, считая ее наиболее приемлемой для себя»[3], — заявляет о. Петр. Но часто «позиция частного лица» вступает в резкое противоречие с позицией священнослужителя Русской Православной Церкви — игумена Петра (Мещеринова), что может быть чревато раздвоением личности.

Особое негодование вызывает у о. Петра патриотическая идея. Патриоты, в сочинениях о. игумена, только и занимаются как «поисками врагов» в лице масонов, евреев, Америки и мировой закулисы. «Русь!!! Армия!!! Держава!!! Все плохие, одни мы хорошие!!!»[4] — смердяковствует о. Петр. Ко всему этому о. игумен ставит на вид церковным людям «имперский национализм», «ксенофобию», «традиционный зоологический антисемитизм», «обскурантизм», «антиамериканизм» («в церковных СМИ наличествует, мягко выражаясь, злобное отношение к США, утверждение, что они для нас — враг номер один»), хотя «нравственный уровень американцев гораздо выше, чем у нас» (из статьи о. Петра «Церковные СМИ и патриотизм» 2005 года[5]).

На интернет-форуме игумену Петру был задан вопрос: «Внешних врагов и злопыхателей у нее (Америки) никогда не было?»

Отец Петр отвечает непонятливому совопроснику: «Я вот, хоть тресни, не понимаю: ну что нам плохого сделала Америка??? Создаётся какая-то ксенофобская иррациональная мифология. Ну приведите реальные примеры, подтверждённые фактами, доказывающие злодеяния Америки против нас... Между прочим, Америка — страна более христианская, чем Россия… Если уж говорить о геополитике, то не противовес нам Америка, а естественный союзник… Я думаю, что если бы наша матушка-Россия имела бы такую же военную мощь и такой же силовой авторитет в мире, как Америка, мы бы вели себя точно так же (если не хуже): насильно вернули бы себе всякие прибалтики и украины, развязав в них войну, навязывали бы миру национально-псевдоправославную идеологию, и т.д. Мир во зле лежит, сказал Апостол. Обратите внимание: весь мир; Россия вовсе не исключена из этого. Кстати, именно на этом настаивает наша мифология: мы — особые, не такие, мы святые (ну или малые дети, коих соблазняет кто хочет)... мы всё равно лучше, Америка — всё равно хуже...»[6] Но «надоедливый» вопрошающий никак не может «угомониться» и задает следующий вопрос: «Так врагов у нас никогда и никаких не было?» На что получает «оригинальный» ответ:

«Господи! Ну никак русскому человеку от еврейского вопроса не уйти... Что же за наваждение!!! Конечно, жиды во всём виноваты. Это они наш бедный народ развращают, спаивают, мешают г-ну Путину во всех его замечательных начинаниях... и т.д., и т.п. Вообще, удобная позиция. Мы — ангелы с крыльями, и всё бы у нас было бы “в шоколаде”, если бы не эти коварнейшие евреи, пьющие по субботам кровь христианских младенцев...»[7]

Русская культура, согласно о. игумену, вторична по отношению к западной, вследствие чего игумен Петр признается в пламенной любви ко всему западному (от Баха, Моцарта, Диккенса до США)[8] и нелюбви к таким русским православным писателям, как Иван Шмелев («сводит православную церковность к лубочности и еде…»)[9], Иван Ильин («глубоко не евангельский философ»)[10], Сергей Нилус («кликуша, параноик, духовно крайне нетрезвый человек, фальсификатор»)[11]. Ну, последнее очень даже понятно: ненавистные «Протоколы» не дают спокойно спать о. игумену в своей келье. «Кто такой старец Филофей? — вопрошает отец Петр. — Святой? Но его нет в святцах… Если подходить к этому со строгих святоотеческих позиций, возникает вопрос — не в прелести ли он? Очень не исключено»[12].

Касаясь вопроса о подвиге воина-мученика Евгения Родионова, о. Петр (Мещеринов) заявляет, что «имеется полуистеричная кампания»[13] по его канонизации. Да и вообще о. Петр на своем форуме высказывается за то, чтобы «Страсбургский суд объявил Российскую армию организацией, осуществляющей преступления против человечности»[14].

Итак, мы видим, что поиском врага в лице православных русских людей — от старца Филофея до митрополита Иоанна (Снычева) (труды которого «просто глупы»[15]) — да и традиционного Православия в целом занимается сам игумен Петр — «уполномоченный представитель Евангельских интересов» в Русской Православной Церкви (см. выше). В качестве «евангельской» альтернативы патриотизма о. Петр предлагает проповедь Христа. Кто же бы с этим спорил, только вот, читая многие сочинения руководителя Центра развития молодежи, никакой проповеди Христа в них не найдешь. Только лишь злобное обличение «клерикализма» в ограде Церкви, «имперского ура-патриотизма» и антисемитизма, да еще откровенный призыв к расколу: «Вообще-то я тоже в некотором смысле экстремист. Я понимаю, что раскол — это ужасно. Но иногда мне (я высказываю сугубо личное мнение) думается, что неплохо, чтобы было что-нибудь типа раскольчика. Пусть в него уйдут все зилоты, ревнители, ИНН-исты, геронтофилы, национал-патриоты и прочая публика. Пусть в своей церкви делают, что хотят»[16]. А может, лучше самому о. игумену в раскольчик уйти, да заодно прихватив с собой оо. Г.Кочеткова и В.Лапшина? Пусть тогда в своей церкви делают что хотят: хоть по-русски, хоть по-григориански, хоть без иконостаса, хоть даже совсем без икон — как захочется! И тогда не надо будет о. игумену так напрягаться и «противостоять существующей клерикально-детсадовской идеологии»[17].

Приведем мнение о. Петра о некоторых православных СМИ. На реплику из полемики на Интернет-форуме: «У нас уже есть один канал — Радонеж. Там выступают достойнейшие люди. Уровень передач высочайший, содержание в большинстве случаев тоже очень высокого уровня» — отец Петр отвечает так: «Да, там и я выступаю время от времени. Но выступления по меньшей мере 50% авторов лично меня совершенно не устраивают, а к некоторым (В.Н. Осипов, В.Л. Махнач и др.) вполне применима статья уголовного кодекса за разжигание межнациональной розни»[18]. Ну что ж, грозить собратьям по вере уголовным кодексом — это очень даже либерально и, вероятно, соответствует «евангельским принципам» о. игумена.

Следующий вопрос на форуме отцу Петру: «Что Вы думаете о журнале “Москва”? Насколько выступающие на его страницах священнослужители отражают официальную позицию Русской Православной Церкви?»

Отец Петр отвечает: «Вы имеете в виду, наверно, приложение к оному журналу под названием «Благодатный огонь». Моё мнение о нём двойственное. С одной стороны, там бывают хорошие статьи. Например, в 11-м большая и трезвая статья про Распутина; в 11-м и 12-м ?? наконец, поднят вопрос о пророчествах Прп. Серафима Саровского, которые приписаны ему, и др. — С другой же стороны, журнал занимает “зилотскую” позицию и крушит всех подряд: о. Меня, Осипова и проч. Слон в посудной лавке. Особенно меня раздражают статьи архим. Рафаила Карелина. Вот образец (по моему мнению) злобного фарисейства и некорректной полемичности»[19].

Еще один вопрос: «Как улучшить Русский Дом? В смысле журнал...» Ответ о. Петра — сама воплощенная толерантность вкупе с политкорректростью: «Им бы всем (редакции и авторам упомянутого журнала) неплохо было бы поработать с хорошим психотерапевтом... А может, даже и с психиатором...»[20] А может быть уж, батюшка, всех сразу в психовозку да на принудительное лечение? Смерть врагам плюрализма и толерантности?!

Любовь к отечеству, согласно представлению о. Петра, не заповедуется нам в Священном Писании. Любовь к отечеству, к Святой Руси — это, согласно о. игумену, «не по-евангельски», зато в конфликте на Ближнем Востоке игумен Петр определился сразу: «Я целиком и полностью на стороне Израиля»[21]. Вот это — «по-евангельски», по-нашему!

Игумен Петр заявляет: «Нет учения о патриотизме и у Отцов Церкви… Лишь в XIX веке у некоторых церковных писателей (свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский и др.) в связи с начавшимися глобализационными процессами появилась, как противостояние им, патриотическая проповедь. Но это, очевидно, прикладной случай в Церкви»[22]. Здесь о. игумен совершает подмену: во времена вышеупомянутых святых начинались не «глобализационные процессы», а революционные, которые не вызывают у о. Петра никаких отрицательных эмоций, как в случае ненавистной патриотической проповеди (всего лишь «прикладной случай»!) Не является ли и сам игумен Петр (Мещеринов) либерально-протестантским «прикладным случаем» в Православии? Правда, этот «прикладной случай» из Центра развития молодежного движения при Даниловом монастыре претендует на непогрешимость, безапелляционно утверждая: «абсолютное большинство членов Русской Православной Церкви (и, возможно, большинство клириков) имеют об учении и жизни Церкви очень смутное представление»[23]. Подразумевается, что только игумен Петр (Мещеринов), «выступающий с позиции частного лица», а не священнослужителя Русской Православной Церкви, имеет об учении и жизни Церкви подлинно евангельское представление. А если выступать не с «позиции частного лица», то это уже махровый клерикализм, с евангельскими представлениями никак не совместимый.

Баптистский подход к церковной жизни у игумена Петра выражается очень отчетливо: Евангелие в его сочинениях постоянно противопоставляется Церкви и ее Преданию, канонам, церковности. Например, пост, оказывается, можно рассматривать или с позиции «евангельских ценностей», или с позиции «церковных ценностей». И вообще, церковность в понимании о. Петра никак не может быть тождественна с Евангелием: церковность — это «клерикализм, неуважение к людям, агрессивность, обскурантизм, недоверие к свободе, неприятие правды, сребролюбие»[24]. Церковность, в отличие от Евангелия (какое вообще нелепое противопоставление для служителя Церкви!), «вполне может призывать гнушаться врагами Божиими и ненавидеть врагов Отечества», «церковности необходимо количество (поэтому у нас 80% населения — “православные”)»[25]. Или вот такое странное противопоставление: «Старание современных воцерковителей направлено на проповедь Церкви, а не Христа, на привитие людям прежде всего церковных, а не евангельских ценностей»[26].

Противопоставление о. Петром Церкви Христовой и Христа, ценностей церковных и евангельских — это откровенная протестантская проповедь, своеобразный «православный баптизм», граничащий с хулой на Спасителя и Его Евангелие: Церковь — Тело Христово, а ценности церковные всегда зиждутся на ценностях евангельских. Иначе мы пребываем в какой-то лжецеркви, основанной не Христом и не на Евангелии.

Вообще-то такие воззрения руководителя Школы молодежного служения не удивительны, если учесть, кто для «молодежного игумена» является духовным ориентиром. На вопрос корреспондента газеты «Кифа», издаваемой братчиками священника Георгия Кочеткова: «А какие-нибудь вдохновляющие примеры есть в окружающей действительности?», — игумен Петр отвечает: «В окружающей действительности я могу назвать имена митрополита Антония Сурожского и о. Александра Шмемана…»[27]

Напомним, что именно протопресвитер Александр Шмеман отличался крайне критическим отношением к Православной Церкви, презрением к церковности, Священному и церковному Преданию, святоотеческим трудам, аскетизму, традиционному православному благочестию, церковным традициям, молитве, постам, духовности… Прот. А.Шмеман в своих «Дневниках» даже не скрывал этого: «…Я не люблю, не могу любить Православной Церкви» (с. 248), которая, по мнению о. Шмемана, к тому же больна подспудной «шизофренией». Вероятно, именно такая оценка о. А.Шмеманом Православной Церкви наиболее близка игумену Петру: «Протопресвитер Александр Шмеман… пожалуй, как никто другой в наше время, чувствовал суть и смысл Церкви — это несомненно»[28].

«Книгу дневников о. Александра Шмемана я читал, как будто пил чистую свежую воду»[29], — пишет игумен Петр. Комментируя слова отца А.Шмемана из его «Дневников»: «Лично я вообще бы отменил частную исповедь» (с. 35), о. Петр признается: «И я не люблю исповедовать — может быть, потому, что в Русской Церкви исповедь “привязана” к Причастию»[30]. Итак, один священнослужитель не любит исповедовать — это мучительно и скучно, другой — крестить детей, третий вообще тяготится каким-либо богослужением и уходит за штат, чтобы иметь много времени сниматься в кино в роли «старца Григория Распутина» — спрашивается: зачем вообще такие люди принимают священнический сан? Священство, и тем более монашество, — это крест, который не может быть легким. А судя по космополитическим и проамериканским высказываниям о. Петра, его стремлению как можно сильнее и быстрее «отолерантить» российское общество и Русскую Церковь, из него мог бы получиться неплохой активист СПС, воинствующий либерал каспаровской «Другой России» или, на худой случай, ведущий радиокомментатор «Эха Москвы». Вот где пригодились бы его таланты, не будь он игуменом.

Впрочем, нельзя сказать, что о. Петр никогда не размышлял о таком пути. Отвечая на вопрос «Почему разводиться можно, а уйти из монахов нет?», он подчеркивает: «Всегда нужно учитывать вот что: имеет ли человек право на ошибку? В брачных отношениях вопрос этот решается Церковью хоть и со снисхождением, и с сожалением, но — положительно. Почему монашество — исключение? Вот человек понял, что он переоценил свои силы, ошибся… Бывает же так? Кольми паче Бог... а у нас из Бога делают тирана какого-то»[31].

Так что не только исповедовать не любит игумен Петр (Мещеринов). «А я скажу, какие службы я не люблю, — пишет он:

1) Вмч. Фёдору Тирону в субботу 1-й седмицы В. Поста… Ни одному двунадесятому празднику нет стольких песнопений; вдобавок, все они весьма византийские (т. е. многословные и витиеватые)…

2) Патр. Гермогену Московскому… Основное ее содержание — ура-патриотическое экзальтированное восхваление Святой Руси…

3) Всем святым, в земле Российской просиявшим…

4) Казанской иконы Б. М. — в икосе канона службы написано, что Божия Матерь погубляет не чтущих образ Её. Приплыли!»[32]

Или такое признание о. игумена: «Будь моя воля, я бы всенощные вообще не служил (служу их за послушание о. Наместнику — он так благословил) — мне — за два часа

очень нравится утреня с Литургией по-гречески, без часов можно всё отслужить»[33].

И еще пара откровений игумена Петра на интернет-форуме сайта ЦДРМ.

Вопрос: Буду благодарен за информацию по «календарному вопросу». Почему Юлианский календарь правильнее Григорианского?

Ответ игумена: Нипочему. Правильнее григорианский[34].

Вопрос: Скажите, а приход у вас новостильный?
Ответ: Новостильный[35].

Удивительное откровение! Если это действительно так, то игумен Петр (Мещеринов) не только позиционирует себя в прессе и в Интернете «как частное лицо», но и служит на своем подмосковном приходе в с. Долматово «как частное лицо», ибо Русская Православная Церковь на новый календарный стиль не переходила и переходить не собирается. О послушании Церкви уже не говорим, о послушании о. наместнику можно в отдельно взятом приходе и позабыть. Главное для «частного лица» — это свобода! В том числе и в богослужебном «творчестве». Игумен Петр так и пишет: «Русские православные люди в массе своей малочувствительны к свободе. Свобода для них — отнюдь не одна из главных христианских ценностей. Старый стиль, например, или охранение церковно-национальных внешних традиций гораздо значимее и важнее порой нежелательной и даже опасной свободы… Нечувствителен к свободе? Но в порядке ли тогда твое христианское делание?»[36] Тут мещериновский анархизм «частного лица» замешивается на махровой русофобии да на трудах нового «учителя Церкви» протопресвитера Александра Шмемана.

«Вообще я считаю, — заявляет о. Петр, — в Церкви всего должно быть много и “по интересам”… Например: нравится людям русский язык богослужения — пусть будут соответствующие приходы. Не нравится — приходы традиционные… Латинский обряд — пожалуйста, пусть будет соответствующий приход. И т.д.»[37]. Прямо-таки образец либеральной толерантности и плюрализма! От какого еще православного батюшки услышишь такие «прогрессивные» словеса! Ведь кругом, по выражению о. Петра, окопались «так называемые “ревнители” казарменно-строевого единообразия»[38]. Ну не понимают эти проклятые обскуранты, шовинисты да зилоты трэнда нашего либерального времени!

«Я считаю,— продолжает о. игумен, — что Священное Писание за богослужением непременно нужно читать на русском языке»[39].

«А может ли настоятель храма решить этот перевод своей волей?» — вопрошает прогрессивного игумена участник интернет-форума.

«Настоятель храма может в том случае, если он уверен, что на него не настучат Епископу… Многие осознают необходимость. Но почти никто не делает. Потому что православные тут же поднимут ужасный шум: обвинят в ереси, обновленчестве, модернизме, жидовстве, масонстве, непатриотизме и проч. Никто не хочет связываться; а высшая церковная власть более всего хочет мира и стабильности»[40].

Странно, если бы наша высшая церковная власть хотела не мира и стабильности в Церкви, а революции, церковной смуты и раскола. По мысли же о. Петра, в Церкви только великие потрясения могут вернуть ее к «евангельским принципам».

Может быть поэтому, когда один из собеседников игумена Петра, высказываясь о Святых Отцах, пишет: «Как раз для меня в Отцах Христос отобразился мало. Кроме некоторых случаев из их жизни и совсем некоторых отрывков из их трудов ничто в них не отображает для меня Христа…», — игумен отвечает ему: «Браво! в самую точку… Всё так и есть. Из Отцов сделали — уж не знаю, чуть ли не идолов, по которым мы непременно должны “равняйсь — смирно”, поэтому они не убедительны для человека, который заведомо не принял установку на их сверхобязательную авторитетность»[41].

Если авторитетность прот. Александра Шмемана да митрополита Антония Сурожского для о. Петра выше святоотеческих творений, то можно только констатировать душевно-протестантскую прелесть, в которой пребывает критически мыслящий игумен.

В рамках ответа о книге свт. Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» пользователь интернет-форумом Центра духовного развития молодежи получает от о. Петра такой совет: «Сожгите эту книгу… Читайте Священное Писание, и Новый, и Ветхий завет… читайте владыку Антония Сурожского… Любовь Божия сильнее, чем Ваши грехи. Плюньте на грехи, смотрите на Христа»[42]. Совет, достойный войти в «сокровищницу» баптистской мысли! А «плюньте на грехи» — это уже из шмемановского наследия. Самому святителю Игнатию (Брянчанинову) игумен Петр дает на своем форуме такую оценку: «…Свт. Игнатий не имел систематического духовного образования (профессора богословия его раздражали), а богословствовал только “по Отцам”. Итог: очень узкое, тяжелое и во многом неверное и неточное богословие самого свт. Игнатия»[43].

К о. Петру (Мещеринову), а точнее — к его «интернет-советам» читать Священное Писание, не прибегая к учению Отцов, применимы слова самого святителя Игнатия: «Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание» (Сочинения… Т. I. СПб., 1865. С. 26; М., 1993. С. 108).

Но игумен Петр сам себя, видимо, считает великим «духоносцем», о чем он без лишней скромности заявляет в своей «Декларации о Святом Духе»: «Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне… Иногда же Дух чувственно касается моего сердца, и тогда я эмоционально ощущаю, переживаю Его… И вот, я свидетельствую: “я знаком со Св. Духом”»[44]. Ну прямо-таки «православный пятидесятник»! Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает остерегаться подобной экзальтации и самообольщения: «Если же прежде явственного пришествия Святаго Духа — удела святых Божиих — кто возомнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывая себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете яко бози(Быт. 3, 5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!» (Истина и дух // Сочинения… Т. I. М., 1996. С. 121).

Поэтому к чему такому экзальтированному «духоносцу» какие-то там «Отцы», когда есть подходящий современный «заменитель» святоотеческой мудрости — сочинения прот. А.Шмемана и митрополита Антония Сурожского, — «духовный» суррогат нашего времени.

А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о выборе духовного руководства. «Нахожу учение, повторенное всеми Отцами, что единственный путь к спасению — последование неуклонное наставлениям Святых Отцов. “Видел ли ты, — говорят они, — кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов — знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви”» (Плач мой // Сочинения... Т. I. М., 1996. С. 560).

В заключение скажем, что мы не занимаемся «поиском врага» в лице игумена Петра (Мещеринова) — человека весьма умного и талантливого — и полемика с руководителем Школы молодежного служения на страницах «Благодатного Огня» пусть будет воспринята как некое братское увещание (хотя и нелицеприятное), в надежде, да вразумит Господь наш Иисус Христос о. игумена перестать выискивать врагов в православных людях, воспитанных в традициях и Предании Церкви, и сеять в неутвержденные молодые души плевелы церковного либерализма, космополитизма, реформаторства и откровенного протестантизма в православном обличии. И это братское увещание «молодежного батюшки», на наш взгляд, носит строго евангельский, а не ксенофобский характер.Ru


Примечания

Цитаты из высказываний о. Петра (Мещеринова) приведены по материалам открытых некоммерческих источников (основная часть которых расположена на Форуме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. http://forum.cdrm.ru/ ). Формулировка некоторых вопросов незначительно изменена, формулировка высказываний игумена Петра приведена с сохранением всех грамматических и синтаксических особенностей, за исключением собственных имен авторов вопросов. Цитируемые сообщения охватывают период с 23.02.2004 по 10.05.2007 и даются по состоянию на 10.05.2007)

1. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1847&st=45
2. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1192&st=10
3. Там же.
4. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=74&st=15
5. Доклад на конференции «Церковь и СМИ» 4 октября 2005 г. в Издательском отделе РПЦ. Полный текст см. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1129/
6. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=721&hl
7. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=390&hl
8. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3535&st=75
9. Доклад на круглом столе «Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях». 9 ноября 2006 г. в Даниловом монастыре. Полный текст см. http://www.cdrm.ru/project/09-11-06/2.htm
10. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1596&st=30
11. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=24&st=30
12. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=708&hl
13. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=190&st=30
14. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1847&hl
15. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=390&hl
16. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=116&st=15
17. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1383&st=30
18. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1192&st=40
19. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=183&hl
20. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1262&hl
21. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2651&hl
22. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3598&st
23. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=74
24. Проблемы воцерковления. Доклад на конференции «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви» на Рождественских чтениях. МГУ, 31 января 2007 г. Полный текст см. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3578
25. Там же.
26. Там же.
27. Игумен Петр (Мещеринов). Мы не осознаем, что время изменилось. Газета «Кифа», 2007, № 3, 4. Полный текст см.: http://gazetakifa.ru/content/view/803/ , http://gazetakifa.ru/content/view/887/
28. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=2868&hl
29. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана. Альфа и Омега. 2006. № 2. Полный текст см.: http://www.kiev-orthodox.org/site/bookshelf/1332/ .
На ту же тему см.: Образ Церкви в дневниках протопресвитера Александра Шмемана: Круглый стол в редакции газеты «Церковный вестник» // Церковный вестник. 2006. № 6.
30. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана…
31. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1512&st=15
32. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=209&st=15
33. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=1353&st=10
34. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=1712&hl
35. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=393&st=20
36. Игумен Петр (Мещеринов). Читая Шмемана…
37. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=55&st=70
38. Там же.
39. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=116&st=10
40. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=116&st=20
41. http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=2294
42. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=423&hl
43. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=751&st=15
44. Игумен Петр (Мещеринов). Декларация о Святом Духе. См.: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/teolog/petr/DeklaracoDuhe.htm

Статьи автора

Постмиссионерский декаданс

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

Миссионерский патерик

Обновленчество под маской «миссионерства»

Сверхчастое причащение и обновленчество

Смердяков от православия

Неполиткорректные заметки: глядя из Москвы

Царский путь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Священство выше царства

Толерантность — это не добродетель, а диагноз

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

3.09.2014
Нина Павлова

Забытая веревка

 

НОВОСТИ

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора