Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О посте телесном

Игорь ДРУЗЬ


Когда приходит пост, то нередко его начинают хулить даже не атеисты, часто видящие в нем пользу для здоровья, а представители околоцерковной либеральной секты и плавно переходящей в нее секты «миссионэров». То есть они, как правило, не хулят его прямо, но противопоставляют пост телесный как воздержание от пищи и супружеских отношений некоему надуманному «чисто духовному посту». При этом с их стороны идет постоянная насмешка над «простецами», которые, мол, «евангельский дух забыли», а думают только о «постных рецептах». Тысячи лет Церковь в определенные периоды строго предписывала воздерживаться от пищи или от ее отдельных видов, но вот, наконец, в нее пришли «разумные» — вчерашние «научные атеисты» и сектанты, и «разъяснили» всем, что она была неправа...

То, что человек, хотя и имеет безсмертную душу, очень сильно зависит от тела и сильно связан с землей, совершенно очевидно. Эта мысль много раз в разных вариантах прописано в Святом Писании: «Земля еси, и в землю отыдеши» (Быт 3:19).

Весьма большую зависимость человека от тела, а следовательно — и от еды, признают не только святые отцы, но даже и блудники. Ну кому может быть непонятна важность правильного питания для определенных видов деятельности? Разве что т.н. «православному интеллигенту» — недавнему безбожнику, или протестанту, у которого вовсе нет смирения, советски-, но не духовно-образованному.

Едой можно разжигать страсти, увеличивать ненужную энергию, и, напротив, ее уменьшение может гасить соблазны. Неудивительно, что либеральные маргиналы, вслед за «ненужностью» воздержания от скоромной еды выдвигают и лозунги «ненужности» супружеского воздержания в пост, и даже пытаются это «богословски» и «миссионэрски» обосновать. Конечно, если каждый день питаться яичницей и рыбой, не говоря уж о мясе, то воздержание от супружеских отношений в пост действительно станет практически невозможным. Не зря ведь в пост, особенно в Великий, предписывалось быть несколько изможденным.

Да, это категорически противоречит современному культу силы и здоровья, но зато приближает человека к молитве и состраданию, добрым делам, раздаче милостыни. Ведь воистину «сытый голодного не разумеет». Постящийся скорее подаст бедняку на пропитание, чем самодовольный и сытый. Постящийся скорее встанет на молитву, чем пресыщенный, ведь после сытного обеда спасть хочется куда больше, чем читать молитвослов.

Постящийся куда более, чем сыто-самоуверенный, понимает хрупкость жизни и радость вкушения дарованных Богом благ, даже самых простых. К слову сказать, поэтому и благочестивый русский обычай купания в проруби на Крещение тоже весьма ценен. Ведь с молитвой и верой не страшен и 25-градусный мороз, и даже наоборот — он помогает как бы пережить свое крещение заново, выныривая из ледяной воды укрепленным духом и телом.

Чтобы понять радость дарованного Богом и ближними тепла, надо всей кожей ощутить грозный зимний пейзаж. Чтобы возблагодарить Бога за свой дом, в котором потом можно отогреться, надо всем телом почувствовать жестокую хватку мороза. Чтобы понять, насколько мы все зависим друг от друга, насколько важно сохранять мир и любовь в обществе, дающую возможность поддерживать системы жизнеобезпечения в нашем суровом климате и не выходить на очередной майдан для бессмысленного и беспощадного бунта.

Но вернемся к «новым богословам». Перед нами обычный «блуждающий сюжет дьявола» — веками повторяющийся сценарий соблазнения больших групп христиан. Сначала реальной, исторической Церкви противопоставляется некий идеальный образ, надуманный и никогда не бывший в действительности. А потом в угоду этому миражу предлагается отбросить вполне реальные ценности. Реальному церковному народу, который, при всех его грехах, явно карабкается вверх, к Царству Божьему, противопоставляются некие «верующие разумно», которые не снисходят с высот своей «разумности» до постных рецептов, а постятся «чисто духовно». Если бы враг рода человеческого открыто призвал отбросить сразу все вероучение, то за ним мало кто пошел бы. Поэтому он выдает призывы отбросить Священное Предание по частям, искусно противопоставляя эти части друг другу, под лозунгом «возврата к истокам» и «очищения от поздних наслоений». Многие современные публицисты справедливо пишут, что таким образом нас толкают на скользкий путь II Ватиканского собора, который нанес страшный вред Католической церкви. Тогда для католиков пост был фактически полностью отменен под предлогом улучшения «миссионерства» и делания акцента на «добрых делах». И постепенно Ватикан превратился в центр вымирающей, старой богадельни, от него ушла молодежь. Это правда, однако, такой сценарий имел место и в куда более ранние периоды. И древние ереси гностиков, и средневековые движения катаров и альбигойцев, и возникшие впоследствии на их основе протестантские секты все время только и обличали иерархов и мирян в реальных и надуманных грехах, говорили о «возврате к первохристианству», к «истинному Христу». И под этим предлогом требовали убрать аскетические практики, менять таинства и обряды в сторону мірской легкости и приятности.

Глубоко закономерно, что вопрос о «ненужности» телесного поста более всего педалируют неофиты, недавние постсоветские «научные материалисты» и постпротестантские либеральные агностики, которые всегда мыслят исключительно категориями «мiра сего». Для них еще понятны этика и мораль, социальное служение, облегчающие жизнь в этом мiре. Но вот пост и молитва, предназначенные для спасения в мiре ином, это уже нечто запредельное их плоским, рационалистическим умам. Церковь для них — полезный светский институт, занимающийся благотворительностью и стоящий на страже морали. И не более того.

Адепты модернизации получают в их собственных СМИ почетные титулы «реформаторов» и чуть ли не «совести Церкви», церковное же большинство, верное учению святых отцев, получает эпитеты «тоталитарных охранителей» и «дремучих обрядоверов».

При этом идет постоянное издевательство либеральных маргиналов над священными книгами, в которых написано совсем обратное их политкорректным взглядам. Процитируем «Карла Маркса» неообновленцев, протопресвитера Александра Шмемана, который едва ли не сетует, что люди от безбожия начали возвращаться к вере, при этом соблюдая пост (монашескую диету, как он презрительно выражается):
«...Все эти дни — наслаждение от зимних Олимпийских игр в Иннсбруке по телевизии. Я не вижу “пользы” от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей “духовности”. Мой опыт таков: как только люди решали эту “духовность” вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздраженными фарисеями...»

«Причина этого “возвращения Бога”, конечно, — крах рационализма... И вот — “бегут в горы...” Бегут к любому credo, quia absurdum, к любому типикону или талмуду, к любой “духовности”. И характерно — чем образованней человек, чем больше он вкусил “позитивизма” и “рационализма”, тем более “глупую” религиозность он выбирает».
«Новый богослов» прямо кощунствует, приравнивая талмуд — книгу, которая призывает евреев проклинать Христа и христиан, к Типикону. Но сравнение многозначительно. И талмуд и Типикон — это как бы истолкования Писания, дающие правила повседневной жизни и богослужения. Протопресвитер А. Шмеман явно хочет сказать, что истолкование Библии и ее аскетического духа святыми столь же ложно, как и талмудическое.

Между тем над Типиконом работал целый сонм святых, и еще неизмеримо больше — жили по его правилам. И засомневаться в правильности такой важной части Предания Церкви означает засомневаться в том, что в ней действует Святой Дух. А «мастистый богослов» не просто усомнился, он издевательски называет это «глупой религиозностью». Характерно и его желание объявить тех, кто почитает Церковь и ее Предание обильно «вкусившими позитивизма и рационализма». На деле это можно сказать о нем, впадающем в прямой агностицизм, и его последователях — недавних «научных материалистах», советских интеллигентах до мозга костей. А по Типикону веками жили поколения природных православных, и вовсе не вкушавших уродливых плодов позитивизма. За «политкорректным постом» всегда совершенно неизбежно следует отредактированное «политкорректное евангелие». Именно так было на Западе: сначала облегчали пост, потом его и вовсе отменяли, а потом создали свое «священное писание», такое, чтобы оправдало уж все слабости сразу, от чревоугодия до гомосексуализма. В Предании всегда так: тронь что-то одно, и повалится все.

Церковь всегда прекрасно понимала, что без поста телесного нет и поста духовного. «Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив; очистим душу, очистим плоть, избегая с едой всякой страстности и наслаждаясь добродетелями духа; совершенствуясь в них любовью, сподобимся все созерцать всечестные страдания Христа Бога, и, духовно радуясь, Святую Пасху», — так говорится в службе вечерни Прощеного Воскресенья.

«Если удержишь чрево, — сказал святой Василий Великий, — то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост.

Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности... Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.

И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством (Лук. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете (Лук. 6, 25). Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем. будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?»

Св. Игнатию вторил его младший современник cв. прав. Иоанн Кронштадтский. Последний был очень большим постником. Известен пример, когда в юности он сильно заболел, и врачи буквально принуждали его поесть мяса в Великий пост ради того, чтобы выжить. Он отказывался. Наконец, досаждаемый их просьбами, он сказал, что поест мяса, если его на это его благословит мать. Однако мать не благословила. И он отказался, но выжил Божьей милостью.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел... Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственною для молитвы, для благодарения и славословия Божия. Сытое сердце отвращается от Господа и делается как камень твердо и бесчувственно. Вот почему Спаситель заботливо предостерегает нас от объедения и пьянства, да не внезапу найдет на нас день смерти (Лк. 21, 34), по причине гнева Господня на нас, за легкомысленное и праздное препровождение времени в пище и питии.

Вот на это ваше ежедневное действие, на принятие пищи и пития, обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и пития, от качества и количества их, зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность. Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34)».

Кроме того, что прямо кидается в глаза (разжигание страстей определенными видами еды), есть и много чисто мистических аспектов поста как послушания Богу, как достижения духовного совершенства. Самим фактом воздержания от царской пищи в вавилонском плену из боязни съесть запретное отрок Даниил завоевывает милость Божью и становится боговдохновенным пророком. Прославлен в Ветхом Завете и подвиг мученика Елеазара, замученного со своей женой и семью детьми за отказ вкушать запретное тогда свиное мясо. Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась мать. Да уж, «современные христиане» объявляют верующих мракобесами и обскурантами даже за неизмеримо меньшие примеры стойкости в аскетизме...

В Новом Завете Христос побеждает искушения дьявола только после сорокадневного поста и молитвы. Это и неудивительно, ибо они всегда изгоняются лишь «постом и молитвой», как Он сказал.

 * * *

И мы можем ясно видеть, что бывает с теми «новыми христианами», которые не только не воздерживаются, но и призывают к этому церковный народ. Их начинает «корежить» по жизни во всех планах — в личном, церковном, общественном.

На Украине есть три самых известных священника-реформатора, в каждый пост больше или меньше хулящих пост, искусственно противопоставляющих ему любовь к ближнему, социальное служение, и т.д.

Из троих — двое дважды женаты, и находятся в сане только по сильнейшей икономии (снисхождению священноначалия). Один из них даже побывал в расколе. Деятельность всех их сопровождается сильнейшими скандалами, их не уважают в среде духовенства и воцерковленых мирян, и потому они вынуждены переходить с места на место.

Их постоянно «заносит» в утопические, но модные в среде далекой от веры постсоветской интеллигенции политические проекты. Все трое вопреки позиции УПЦ МП и Блаженнейшего Владимира, который благословил на президентство Януковича, а не Ющенко, стояли на майдане в 2004 году, кричали имя политического «мессии», подписали более чем нелепое пропагандистское обращение к церковной полноте в его пользу (http://archiv.kiev1.org/page-1140.html), не имея на то никаких полномочий (такие обращения — прерогатива Блаженнейшего Митрополита Владимира). Потом Ющенко, естественно, с презрением закрыл к себе все двери для ранее обласканных им «культ-массовиков-затейников» в рясах, занявшись серьезными вопросами дележа собственности и государственных денег. Ющенко покровительствовал раскольничьим погромщикам храмов, организовывал на Церковь массированные клеветнические кампании в государственных СМИ. Либеральные маргиналы предпочли идеологическую близость христианской солидарности.

Чтобы было понятно, с каким высокомерием эта троица относится к посту, процитируем заметку самого известного из них — протоиерея Петра Зуева. Она, в целом, типична для деятелей этого направления и написана им в балаганном тоне для гламурного журнальчика.

«Так о чем это я?.. Да. О посте... Итак, господа, пост близок, и каждому из нас необходимо подумать не только о том, поститься или нет, но и как сделать это таким образом, чтобы не вызывать улыбок у окружающих» (http://top10-kiev.livejournal.com/85353.html).

Священнику П. Зуеву хорошо бы вспомнить, что верующие люди постятся для Бога, а не для того, чтобы «не вызывать улыбки у окружающих». А если у окружающих безбожников чья-то ревность к Богу вызовет злословие и издевательские «улыбки», то это даже хорошо, поскольку «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Лк. 6:22).

Но гораздо хуже, если чья-то деятельность вызовет иронические улыбки вполне ортодоксальных церковных иерархов. А ведь именно этого добился о. Петр Зуев, богословские познания которого Управляющий делами УПЦ МП владыка Митрофан публично назвал «смехотворными».

Нет бы ему призадуматься о жизни, так он еще и придумал свои «10 правил поста» Вот, например:

«Правило 3. Прежде чем начать пост, взвесьте все “за” и “против”. Правила поста вырабатывались в монашеской среде, исходя из монашеского образа жизни».

Обычный стиль «шмеманиста». Священник не призывает поститься, а говорит: взвесьте все за и против! А то ведь это все придумали монахи, а мы не монахи, нужен ли нам вообще этот пост?

«Увы, пост сегодня превратился в массовое театральное представление. Он стал не только диетой, но и игрой... Пост стал модным. Постящиеся — гламурными...».

Опять стиль незабвенного протопресвитера А. Шмемана. Тот тоже издевался над постом, называя его «диетой». Значит, ранее, по мнению священника Зуева, пост был только некой странной «диетой», а теперь стал еще и «игрой». Но если бы священник П.Зуев пошире раскрыл глаза, то увидел бы рядом с собой огромное множество людей, для которых это вовсе не игра и не фарисейство, которые постятся серьезно и правильно. А «показуха» была всегда. Но праведников было все же куда больше грешников. И любой нормальный священник не может этого не отметить.

И снова повторяется миф о том, что людям, живущим в современном мегаполисе, сложнее соблюдать воздержание от еды, чем давним монахам. На деле им это гораздо легче, ведь они не заняты такой тяжелой физической работой на холоде, как те монахи. А большая часть энергии тела расходуется именно на холоде, в тепле же, где большую часть времени проводят горожане, голодать намного легче. Либеральная секта на деле просто ведет оправдание позорной слабости современных людей, которые уже не годны ни на что: ни для защиты Родины, ни для создания семьи, ни для молитвы, ни для поста. Но каждый, присевший на иглу комфорта, похож на человека, «присевшего на стакан», повторяя: я, мол, могу «спрыгнуть со стакана» в любой момент. Мы могли бы служить в разведке, сниматься в кино, породить много детей, соблюдать пост... Да ничего ты не можешь! Потому как — позорно слаб! А чтобы стать сильнее, надо осознать свои пороки, покаяться, и начать трудится над собой, а не заниматься самооправданием.

Да, все мы подвержены этим болезням слабости, но только кучка либералов желает их оправдать и не меняться к лучшему.

«Правило 4. Лучше есть мясо, чем своих ближних! Постарайтесь меньше осуждать окружающих, и в Вашу жизнь вернется утерянное когда-то в детстве переживание полноты жизни».

Как уже говорилось, нужно соблюдать все церковные правила. Святые отцы отмечали, что нет неважных правил. Иначе со временем снова повторятся «блуждающие сюжеты дьявола». И либеральные маргиналы, получившие уступки, подобно своим предшественникам — протестантам поставят перед нами и новые вопросы. Вам кто важнее, иконы, или Христос? Евангелие, или труды святых отцев? Проповедь, или исповедь?

А тогда их наследники в свою очередь смогут сказать, что в гомосексуализме нет прямого социального вреда и почему бы не веначать «однополые пары»? И как уже говорилось, троица наиболее известных либеральных священников Украины своей жизнью четко доказала, что, нарушая заповеди поста, и агитируя за это других, вы непременно начнете и «есть ближнего». Ибо такие скандалы, конфликты и разводы не сопутствуют жизни ни одного сообщества священников, как только либерального. Их жизнь показывает, что святые отцы, над наследием которых они так любят иронизировать, полностью правы. И грешник получает преддверие ада уже здесь, на земле.

Согрешил раз, согрешил два, и с хохотом «убедился», что небо за это не разверзлось, кары вроде как и нет... Да оно разверзлось над ними давным-давно, просто некоторые настолько погрязли в своих пороках, что «будут иметь глаза и не увидят»! Их личная и общественная жизнь превратилась в «ад всесмешливый», а они и дальше пытаются «исправить Церковь».

«Правило 6. Не ставьте заповедь поста выше заповеди любви. Если Вас пригласили на день рождения к непостящемуся другу, Вам лучше оказаться именно другом, а не постником. И если Вы из уважения и любви к этому человеку отведаете чего-то скоромного, Ваш поступок будет оправдан Вашей любовью».

Да, в некоторых случаях из любви к согласию можно нарушить пост. Но сплошь и рядом ядение скоромного в пост со стороны воцерковленного человека становится соблазном для окружающих. Поэтому и делать такой явный акцент на душепагубной «приятности» общения друзей в ущерб общению с Богом никак нельзя.

«Правило 9. Во многих христианских семьях во время поста существует традиция воздержания от половых отношений. Однако, если Ваша вторая “половинка” не согласна с таким требованием, то уклонение от близости с Вашей стороны по причине “благочестия”, с моей личной точки зрения, было бы неоправданно».

Обратите внимание на слова этого священника: не Церковь требует и предписывает воздержания в пост, а «во многих христианских семьях во время поста существует традиция воздержания от половых отношений». Прямой лжи как будто нет, а вся суть вывернута наизнанку. Ну, уж конечно, главное — удовольствие, гламурное согласие супругов, а не какие-то там требования веры. Над словом «благочестие» о. Петр Зуев закономерно ставит кавычки.

«P.S. Не нужно осуждать меня за сумбурное изложение мысли. Жанр колонки в TOП 10, на мой взгляд, не предполагает перечитывания автором написанного. Иначе все будет слишком правильно и скучно».

Протоиерей Петр Зуев даже не понимает, что о священном не пишут в балаганно-шутовском тоне. И более всего, как все люди его склада, боится показаться «скучным». Но человек, который гоняется за оригинальностью и иронизирующий ради иронии, всегда является весьма скучным. Трудно найти более нудные заметки, чем у него. Печатается он обычно в ультралиберальном украинском еженедельнике «Зеркало недели», которое финансирует известный «любитель православия» Сорос. Открывая газету с его статьей, сразу можно предвидеть, что священник Петр Зуев, бывший раскольник, староста общины которого вербовал украинских националистов ехать убивать русских в Чечню, станет снова агитировать за автокефалию УПЦ от «тоталитарно-имперской-азиатской» Москвы. Хотя он со временем стал осторожнее выбирать выражения, суть его материалов осталась полностью той же, что и 10, и 20 лет назад. Недавно он снова удивил церковный народ своей высокой оценкой состоявшимся переговорам между иерархами УПЦ и раскольничьими «епископами». Раскольники не прекратили погромов даже на время переговоров, спеша, пока у власти еще был их покровитель Ющенко, силой отбирать храмы у православных. Из-за нападения в Тернопольской области был зверски избит один из прихожан, в ход были пущены дубинки. Сфотографировавшись вместе с «иерархами» «УПЦ КП» украинские архиереи дали им повод утверждать, что они — каноничны. Потому соблазнять народ им стало гораздо легче. И укоренились в своем расколе еще больше.

А о.Петр Зуев в это время нудно долдонит штампованные фразы грантоедов: «успешное развитие диалога», «уврачевание раскола», «отказ от конфронтации», «избавлении от неверных стереотипов в отношениях церквей». Словно комсомолец об «успешном изживании отдельных недостатков», «борьбе с предрассудками». И движение УПЦ к автокефалии от Москвы — это так прекрасно...

Словно тот одержимый бандеровец из известного анекдота, которому дали выступить по теме экологии, а он посетовал, что деревья сохнут, реки мелеют... И скоро негде будет повесить или утопить москаля...

Только наш националист, как и любой киевский «щирый укр» — выходец из богемной русскоязычной среды, где отродясь не говорили по-украински...

Неужели ему неясно, что для церковного народа и просто для любых вменяемых, мыслящих людей его нападки на аскетику, его утопии «мощного» национального государства времен позапрошлого века, политические прожекты создания «единой поместной церкви» с помощью хоружевских колхозников, не только совершенно неосуществимы, но и беспросветно, бесконечно серы, занудны и скучны! Так же, как и его статьи о гламурных певцах — матерщинниках, дурацкие песенки которых для зарабатывания денег он иногда прославляет заумными фразами о постмодернизме и «культуре юродства на Руси» (http://www.zn.ua/3000/3690/63612/).

В общем, можно согласиться с той оценкой, которую сам себе дал о. Петр Зуев:

«Когда-то в детстве я мечтал стать художником. Или священником. В итоге из меня толком не получилось ни первое, ни второе... с благочестием вообще, и в частности с благочестием фарисейским, у меня не сложилось. Костюм не прибавил святости, а врожденная склонность к иронии взяла верх над благоразумием. В результате я потерпел полное духовное фиаско...»

Еще он заметил, что вот «уже более 10 лет собираю коллекцию религиозного бреда». Боюсь, что его политические и околоправолсавные прожекты подпадают именно под эту самую любимую им категорию. Все его писания сводятся к одному: во всем склонить голову перед мiром. Сделать Церковь политкорректной, украинизировав ее.

Почему он решил, что «благочестие фарисейское» — это непременно частный случай общего благочестия? Почему он решил, что хвастовство своими страстишками (а эта статья полна самолюбования своей «особой» ироничностью) допустимо для священника?

Мы привели этот пример для того, чтобы объяснить, что хула на пост всегда является частью обширного конгломерата других антицерковных комплексов: требования (и реализация) второженства для священства, воплощения антицерковных политических утопий (сейчас это либерализм, а у прежних обновленцев был большевизм — его предтеча).

И хулители поста и всяческого воздержания всегда своей исковерканной еще на этом свете жизнью доказывают, что такие вещи не бывают безнаказанными. Простой пример: жизнь бывшего патрона протоиерея Петра Зуева лжепатриарха Украины Денисенко, который в монашеском сане завел троих детей, судьба которых тоже, кстати, складывается очень непросто.

Очень часто несоблюдение неким лицом поста телесного, невоздержание в еде, влечет за собой блуд, а тот, в свою очередь, антицерковные религиозно-политические утопии. И уж особенно — если этот человек так закоренел в пороке, что еще и пропагандирует свое невоздержание.

Приведем мнение известного современного писателя Игумена N, чьи книги благословил издавать Патриарх Алексий II:

«Анализ жизнеописаний родоначальников различных ересей и сект, отошедших от изначального апостольского учения, приводит к выводу о том, что главной причиной повреждения сознания почти всех основателей сект (ересиархов) является грех блуда.

Уязвленная грехом совесть обычно заставляет человека либо отвергнуть грех (чего он, в данном случае, вовсе не желает), либо искать ему оправдание в «обновленном» с этой целью христианстве, поскольку в неискаженном Христовом учении оправдания найти им никак не удается. Таким образом, как это ни парадоксально, в основе почти всех догматических искажений сектантства лежит грех блуда, выковавший новое оружие для бунта против Бога, — еретическое учение. Этот вывод, сделанный умозрительно на основании письменных источников, включая жизнеописания многих ересиархов (в том числе: Ария, Аполлинария, Лютера, Цвингли, Л. Толстого и проч.), я могу подтвердить и своими собственными наблюдениями. Так, например, все лично мне известные экуменисты любого уровня, к сожалению, причастны к указанному греху...

Как показала сама жизнь, мыслительные способности еретиков (как, впрочем, и всех других людей) повреждаются, когда от человека, в результате блудного греха, отходит благодать. Эта удивительная взаимосвязь казалось бы далеких друг от друга явлений была, тем не менее, замечена очень давно. Поразительно точно (на основании личного опыта нравственных падений) в конце своей жизни сказал об этом премудрый Соломон: «Волнение похоти развращает ум» (Прем. 4, 12). Существование взаимосвязи между качеством мыслительных способностей и сексуальным поведением можно видеть и в том, что слово целомудрие, которое обозначает целое, неповрежденное мудрование, иначе — целостное разумение, объемное вѝдение (по греч. sojrosunh — благоразумие), издавна употребляется для обозначения телесной чистоты и непорочности, потеря которых, как оказалось, непосредственно влечет за собой и потерю правильного мышления, т.е. того самого целого, неповрежденного мудрования. Разорванность мышления, которым страдает сегодня все человечество — результат потери целомудрия, т.е. телесной чистоты (напоминаю, что интимные отношения в законном браке вполне законны и не нарушают целомудрия)».

То, что у либеральных хулителей поста некогерентное мышление, очевидно. Они постоянно требуют изменения церковных канонов на основании того, что каноны часто нарушаются. «Логика» железная: вы начали курить? Так пора начать каждый день пить водку и блудить, все равно ведь согрешил, так чего теперь стесняться! Вы зазря обругали человека? Так теперь еще и набейте ему морду лица! Чего уж теперь стыдится.

Так, постепенно, можно придти и к дальнейшему умозаключению: «Заповеди постоянно нарушаются. Так отменим же их совсем! Ура товарищи!»

Все это напоминает действия бывшего политического кумира украинских маргиналов либерального толка. На основании того, что ГАИ плохо работало, он решил... отменить ГАИ (им бы понедельники взять и отменить!). И сводки с дорог стали напоминать сводки боевых действий...

Церковь выдвигает запредельно высокий идеал стать совершенным, как Отец наш Небесный. Запредельно высокие заповеди и аскетические правила. Чтобы мы, стремясь к ним, достигли хоть небольшой части нужной высоты. А там уж есть надежда, что Божья Благодать восполнит недостающее. Кому это непонятно, тот не христианин. Если не де-юре, то де-факто. Ведь любое антицерковное действие или высказывание может моментально отобрать Благодать и отрезать человека от Церкви, даже если Церковь земная не успевает этого сделать.

Посему надо отбросить навязанное нам деление на «консерваторов» и «либералов». Есть одно деление: церковный народ и антицерковные силы. Церковный народ тоже погряз в нехороших вещах, но он хоть сознает свое недостоинство. Кается и пытается стать лучше. Его оппоненты, вместо того, чтобы стать лучше, пытаются Церковь сделать хуже.

К несчастным можно испытывать только жалость, осуждая при этом их грехи. Но крайне мала вероятность их покаяния. Легко может исправится тот, кто просто грешит. Но очень тяжело тот, кто учит грешить других.


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

13.10.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

4.10.2017
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Еще раз о «Царе-Искупителе»

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

 

НОВОСТИ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян