Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О миссионерстве и некоторых миссионерах

Протоиерей Владимир ПРАВДОЛЮБОВ


После 70 лет отлучения Церкви от общения с государственными и общественными структурами, после ожесточённой борьбы с религией и попыток атеистического перевоспитания нашего народа — наступили иные времена. В течение уже более двадцати лет Церковь наша получает всё большие возможности выхода из изоляции, созданной советской властью. И наше священноначалие призывает членов Церкви не ограничиваться внутрицерковной жизнью, а идти с проповедью Православия в народ, который в значительной своей части ждёт этой проповеди.

Недавно почивший Патриарх Алексий II предпринимал много усилий для разрушения «берлинской» стены между обществом и Церковью. В частности, с этой целью он совершал частые поездки по разным регионам, чтобы приучить местные власти к новым отношениям с Церковью и всколыхнуть народные массы призывом к воцерковлению. Этой чести — принимать Святейшего — удостоился и наш маленький городок (Касимов Рязанской области), воспоминание о чём вызывает у нас радостные слёзы благодарности.

И ныне здравствующий Патриарх — Святейший Кирилл — на всех этапах своего служения Церкви много сделал для научения ищущих дорогу к храму. Достаточно вспомнить любимые народом (причём, не только православным) телепередачи «Слово Пастыря».

У всех на слуху такие имена миссионеров, как А.И. Осипов, А.Л. Дворкин, диакон Андрей Кураев, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Всеволод Чаплин, Владимир Легойда — всех не перечислишь! Мало того, в каждом месте нашей огромной страны — пусть в меньших размерах и перед меньшей аудиторией — но тоже ведётся миссионерская работа.

Однако выход членов Церкви к невоцерковленному народу требует соблюдения некоторых правил «техники безопасности», так как «мiр во зле лежит» (1 Ин. 5, 19). По опасности он сравним с выходом космонавта в открытый космос. Ему нужен прочный скафандр и надёжная привязка к космическому кораблю. Так и миссионеру нужен надёжный скафандр смирения, покаяния и молитвы, а главное — неразрывная связь с Церковью. Причём, если космонавт (предположим невероятное) по какой-то причине оторвётся от космической станции, он сознаёт весь трагизм своего положения. А оторвавшийся от Церкви может этого даже не заметить, считая, что он-то и есть Церковь! (См. Мф. 7, 21–23) «Блюдите, како опасно ходите!» — предупреждает апостол (Еф. 5,15). Отрыв от Церкви несравнимо более трагичен, чем отрыв космонавта от космического корабля.

В этой связи мне хочется порассуждать о «залётах», случающихся с некоторыми мною глубоко уважаемыми (говорю это с полной искренностью) миссионерами.

Начну с самого лёгкого случая. Прот. Всеволод Чаплин на встрече со студентами не исключил открытие православных ночных клубов: «Может быть, и возможен был бы ночной клуб, где молодые люди могли бы посмотреть хороший фильм и потом поговорить о нём хоть до трёх, хоть до четырёх часов ночи… такой клуб может работать даже ночью. А клуб со стриптизом и водкой, думаю, не нужен в православной среде» (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182311).

Ему хорошо ответил прот. Владимир Зязев из Екатеринбургской епархии, считающий, что Церковь не должна привлекать молодёжь подобными способами: «Я это категорически не приветствую. Церковь не должна идти на поводу у народа, а народ должен идти за Церковью» (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182316).

Кое-что в дополнение скажу и я. Во-первых, о названии. Словосочетание «ночной клуб» слишком тесно срослось «со стриптизом и водкой», так что для проекта о. Всеволода нужно другое название. Ведь не будем же мы здание, приспособленное для публичных выступлений и обсуждений, называть публичным домом. Кстати, подобную грязь и смрад несёт в себе и слово «постельный» — о чём речь впереди. Я не отрицаю необходимости искать какие-то формы общения молодёжи — православных и сочувствующих. Но они должны — и по форме, и по духу — дистанцироваться от современных молодёжных тусовок.

Теперь о времени такого общения — «хоть до трёх, хоть до четырёх часов ночи». Такое допустимо только в каких-то особых случаях, но отнюдь не систематически. Мы должны весь день трудиться с полной отдачей сил. В праздники с такой же самоотдачей молиться, а потом общаться с родными и близкими, или навещать больных и беспомощных. Ночь дана нам для сна и молитвы. Сон — великий дар Божий; за него мы каждое утро славим Бога такими словами: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа: подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Возвращаясь к вышесказанному, заметим, что и сам о. Всеволод указывает на московских католиков, которые вечерами (а не ночью!) обмениваются впечатлениями.

Добавлю, что следовать примеру инославных надо с большой осторожностью. Их движение навстречу народу привело ко многим, мягко говоря, странным обычаям. Например к тому, что польские католики каждый день по пути на работу заходят на минуту в костёл вкусить облатку, а месса, идя за народом, дошла в конце концов до пляжа.

Пришла в голову мысль — а проповедь на рок-концерте не сродни ли мессе на пляже? Хотя с другой стороны, не похоже ли это на подвиг преп. Виталия монаха? (память 22 апр.) Он подвизался так: днём трудился по найму и постился (в смысле — ничего не ел). Вечером малую часть заработанных денег тратил на скудный ужин, а на остальные входил на ночь к одной из блудниц. Ей он велел спокойно спать, а сам становился в угол и всю ночь проводил в молитве. Уходя утром, приказывал блуднице никому не говорить, как он провел ночь. За такую жизнь он подвергался насмешкам и издевательствам. Не терпя этого, одна из блудниц начала было рассказывать о его подвиге, но тут же подверглась беснованию, что заставило остальных молчать до его кончины. Многие из этих блудниц исправились — одни вышли замуж, другие ушли в монастырь.

Может быть Бог так же примет проповеди на рок-концертах, так что мы будем повинны в осуждении о. Андрея Кураева. Беда только в том, что это не единственный «залёт» о. Андрея, он — абсолютный чемпион по «залётам». Так, миссионер о. Андрей Кураев против миссии среди старообрядцев. «Эта цель (соединение со староверами) — говорит о. Андрей, — связала по рукам и ногам всю жизнь Русской Православной Церкви и в том числе — её миссию, обращённую к молодёжи. Потому, что любой священник, прежде чем выйти к молодёжи, в том числе — на рок-концерт, должен будет заняться вопросом: “А что об этом скажут староверы?”» (http://diak-kuraev.livejournal.com/15901.html).

Значит, если среди староверов явится новый Павел Прусский и станет их приводить к общению с Церковью, миссионер о. Андрей Кураев будет против? Но нам сказано: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3,15). Поэтому пусть о. Андрей Кураев идёт на рок-концерты, последователи о. Глеба Каледы — к заключённым, Александр Дворкин — к сектантам, о. Даниил Сысоев — к мусульманам, о. Тихон (Шевкунов) — к алкоголикам, а о. Всеволод Чаплин — в «православные» ночные клубы. Может быть и для старообрядцев Бог найдет миссионера — самого не­ожиданного! — как послал Он зарубежникам В.В. Путина.

Хочу при этом заметить, что как о. Андрей Кураев, так и многие другие неправильно понимают суть старообрядческого раскола. Эта суть заключается вовсе не в сохранении традиции, которое служит только прикрытием главной раны, оправданием раскола и в собственных глазах, и особенно для посторонних. Суть раскола — в бунте, в революции, в восстании против духовных и светских властей, что особенно ярко видно в истории его возникновения. Желавшие ограничить власть и авторитет Патриарха, ориентировавшиеся на Запад бояре собрали вокруг царя Алексея Михайловича группу священников, противопоставив её Патриарху Иосифу и его власти. Участник этого «кружка ревнителей» Никон, поняв губительный смысл нововведения, бежал от них в соловецкое уединение. Царь извлёк его оттуда и, проведя через Новгородскую митрополию, сделал Патриархом всея Руси. Когда Никон твёрдой рукой стал наводить канонический порядок, «ревнители» стали клеветать на него по любому поводу. Сначала они отстаивали западные нововведения в иконописи, но это не встретило сочувственного отклика в народе. Более удачным оказался протест против новопечатных книг — в этом «ревнители» получили сочувствие многих русских людей, тем более, что светские власти всё более интенсивно вводили западный стиль жизни, рушивший благочестивый быт допетровской Руси. Церковь сохранила покорность власти и терпением, смирением и молитвой мало-помалу нейтрализовала инъекцию западного яда. Те, кто не захотел подчиняться власти, ушли в раскол. И этот гордый бунт продолжается до сих пор. Так что о. Андрей Кураев по существу боится осуждения своей деятельности не «староверами», а традиционалистами внутри Церкви.

Особенно, мягко говоря, удивляют пренебрежительные высказывания о. Андрея Кураева в адрес почившего Патриарха Алексия II, святителя Игнатия Брянчанинова и святого Иоанна Предтечи. Они так не соответствуют духу православного миссионера, что у меня временами мелькала мысль о том, что кто-то, пользуясь анонимностью интернета, говорит от имени о. Андрея, желая подорвать его авторитет. Тем не менее, необходимо поговорить об этих его «залётах».

Вот что пишет диакон Андрей Кураев в «Литературной газете» (21.01.09) о Патриархе Алексии II: «В дни прощания с патриархом Алексием все издания искали что-то яркое в его служении. И при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейся речи или проповеди. Не нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь патриарха пронзила их сердце. Говорили о его замечательно светлых глазах, о внутренней (как бы дореволюционной) культуре, о человеческом обаянии, которое раскрывалось через личное общение… Но не о том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служителя Слова».

Естественно, что лично встречавшиеся с Алексием II при жизни, после его смерти говорили о его личном обаянии, но это вовсе не значит, что он не имел качеств, нужных Патриарху. Говорил он, не заботясь о блеске и взвешивая каждое слово, продуманными, выверенными словами. А дела его навсегда вошли в историю Церкви. В своём докладе на Соборе в январе 2009 года Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл (ныне — Святейший Патриарх) много говорил о деятельности своего предшественника и, в частности, сказал: «Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху за всё, что он сделал для народа, для его духовного возрождения» (ЖМП, 2009, № 2, с. 45).

Мне особенно дорог один из его последних подвигов — поездка в его предсмертной болезни и вопреки запретам врачей на Украину. Цель поездки — нейтрализовать очередную провокацию против единства Церкви. И вся Украина потряслась от благодарного клича православных: «Алексий — наш Патриарх!»

Поэтому моя молитва о почившем Патриархе согревается благодарностью Богу за то, что Он дал Русской Церкви такого «мужа по сердцу Своему».

Благодарность Богу согревает мою молитву и о ныне здравствующих иерархах — Святейшем Патриархе Кирилле и нашем рязанском Владыке Павле. Этому чувству помогают и мои воспоминания об их выступлениях на Архиерейском Соборе 1992 года (ЖМП, 1992, № 7, с. 4–20). Собор, в частности, обсуждал вопрос об украинской автокефалии. Только что рукоположенный Зарайский епископ Павел — наш нынешний Владыка — огласил на Соборе мнение старцев и братии Псково-Печерской обители, наместником которой он только что был, и своё согласие с этим мнением. Псково-Печерский монастырь нам особенно дорог тем, что в нём долгие годы подвизался наш бывший настоятель — о. Иоанн (Крестьянкин). А Владыка Кирилл (нынешний Патриарх) остановил демонстративный уход с Собора митрополита Филарета (Денисенко). 2 апреля, уже ночью, когда накал дискуссии принял особую остроту, митрополит Филарет, собирая бумаги со словами: «На таком Соборе мне делать нечего», – поднялся и стал выходить из зала. За ним встали лишь два украинских епископа… И тогда Владыка Кирилл возгласил: «Прежде чем встанет кто-то еще, я хочу, чтобы все осознали, что здесь сейчас происходит. А происходит раскол Церкви — страшный раскол со всеми вытекающими последствиями для души и личного спасения каждого, кто покинет Собор». И все трое вернулись на свои места. Обсуждение продолжалось ещё два дня. Таким образом, слова митрополита Кирилла способствовали тому, что раскол, который Филарет Денисенко всё-таки учинил, имел минимальные размеры и, несмотря на мощную поддержку властей, силы на Украине не имеет, что и показала предсмертная поездка Алексия II.

Так что за Патриарха Алексия II говорят его дела, и ничья хула не сможет опорочить его имя, уже принадлежащее истории Православия.

Скажу несколько слов по поводу высказывания диакона Андрея Кураева на его Интернет-портале о святителе Игнатии Брянчанинове. В ответ своему оппоненту, заявившему, что «миссионер должен обращать ко Христу, а чтобы это обращение было настоящим обращением “на спасение”, сам миссионер не должен увлекаться», и приведшему в применение к деятельности о. Андрея Кураева обширную цитату из творений свят. Игнатия, от о. Андрея последовал совет: «Очень советую Вам отложить в сторону творения св. Игнатия Брянчанинова. Православие радостнее, человечнее, умнее и богаче» (http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=213095.msg2551260#msg2551260).

Это — совет профессора и диакона Андрея Кураева. Если о. Андрей считает, что учение святителя Игнатия не соответствует «согласию отцов», он должен это показать на конкретных примерах.

Теперь по существу высказывания. Православие очень богато, но это богатство достижимо только для «нищих духом». Оно очень человечно, но эта человечность ущербна, если не опирается на служение Богу. Мудрость Православия утаена от мудрых и разумных и открыта младенцам (см. Лк. 10,21). Радость Православия необъятна, но для достижения её нужна борьба с грехом «до крови» (Евр. 12,4). Правда, на этом трудном пути Бог часто поддерживает подвижника радостными переживаниями — залогом нескончаемой вечной радости.

Теперь самое трудное и тяжёлое — разбор высказывания о. Андрея Кураева о святом Иоанне Предтече. Оно звучит так: «Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с тех пор все конфликты православных патриархов с царями — исключительно “постельные”… Этот поступок Предтечи стал оправданием авторитарного контроля над семейной жизнью людей» (http://newtimes.ru/articles/detail/3070/).

Во-первых, о термине «постельные» — скользком и двусмысленном. Он, в частности, сливает воедино противоположные понятия: брак и блуд, тогда как слово Божие резко их различает: «Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4).

Во-вторых, о какой семейной жизни идёт речь в этом высказывании? Ирод разрушил две семьи — свою и брата.

В третьих, пример «авторитарного контроля» над прелюбодеянием, которое в тексте называется «семейной жизнью», гораздо раньше Иоанна Предтечи показал по повелению Божию пророк Нафан (см. 1Цар. 12,1–10). Вечным памятником этого обличения является 50-й псалом.

А по поводу конфликтов патриархов с царями полезно было бы о. Андрею освежить в памяти историю Церкви. Начиная с конфликта Амвросия Медиоланского с Феодосием Великим (он вызвал к жизни беседы Златоуста «О статуях») и, кончая конфликтом святителя Филиппа с Иоанном Грозным, столкновения патриархов с царями никакого отношения к семейной жизни царей не имели.

Очень важно и то, что во всех этих конфликтах нет ни малейшего намёка на бунт против царя. Иоанн Креститель не обращается к народу, чтобы тот исполнил требование Моисеева закона: «Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего — да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев. 20,10). Он только говорит самому Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6,18). Говорит он это, будучи авторитетом для Ирода, «ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его и с удовольствием слушал его» (Мк. 6,20). С тем же правом обличали царей и святители Амвросий и Филипп. Они обличали своих пасомых, ведь эти цари были православными. Обличали они их как раз за деспотизм, как этого требует о. Андрей, но не призывали народ к протесту против них.

Такой не политический, а нравственный подход — принципиальная позиция Церкви, которая следует в этом (как и во всём) примеру Господа Иисуса Христа. Вспомним два евангельских эпизода, иллюстрирующих сказанное. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто Меня поставил судить или делить вас?» (Лк. 12, 13–14). И тут же производит суд, но суд нравственный. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от обилия имения его» (Лк. 12, 15), и подкрепляет эти слова притчей о богатом, у которого случился хороший урожай (см. Лк. 12,1621 и далее).

Второй эпизод ещё красноречивее: «Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их». С какой целью они это сказали? Если Господь есть ожидаемый Мессия, как они подозревают, Он может и должен казнить Пилата, а если не Мессия, то хотя бы возмутиться таким беззаконием. Господь и это событие рассматривает с нравственной стороны, уча своих слушателей страху Божию: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1–9). Так что осуждение деспотизма — не дело Церкви.

Этот принцип чётко прослеживается в деятельности святителя Московского Тихона. Пока большевики хотя бы формально были православными, то есть, принадлежали к пастве святителя Тихона, он обличал их жестокость и несправедливость (и в то же время отказал в благословении тем, кто хотел их свергнуть силой оружия). Наконец, он отлучил их от Церкви. Когда они это отлучение проигнорировали, он перестал считать их членами Церкви и стал относиться к их деятельности как к чему-то внешнему, вроде падения Силоамской башни. По заповеди Божией он оказывал им послушание, а в остальном старался уберечь и Церковь в целом от разрушения, и кого мог из членов Церкви от репрессий.

Ему принадлежат замечательные слова: «Пусть погибнет моё имя в истории, лишь бы Церкви была польза». Святителя Тихона за то, что он не обличал деспотизм власти, осуждать редко кто решался. Вся тяжесть осуждения, непонимания и клеветы досталась его преемнику — митрополиту и на короткое время Патриарху Сергию. Время показало, что смирение, послушание, терпение и молитва всей Церкви и каждого её члена спасли православную веру в России, что и оправдало деятельность наших Первоиерархов в тяжкие времена тотального уничтожения Церкви. Но несмотря на это, осуждение Патриарха Сергия продолжается до сих пор. Боюсь, что и о. Андрей Кураев участвует в этом осуждении; ведь он даже и Иоанна Предтечу укоряет за то, что Предтеча не обличал деспотизм Ирода.

Мне, откровенно говоря, непонятны причины «залётов» о. Андрея Кураева, такого вдумчивого, умного, образованного богослова, с такими заслугами перед Церковью. Видимо, так мстит ему сатана за деятельность в защиту Православия. Но если в этом участвует его гордость (хотя кто из нас от неё свободен), хочу в предостережение о. Андрею привести случай, описанный Аввой Дорофеем в его беседе о смиренномудрии. Один загордившийся монах сказал: что мне ваши мнения — я доверяю только Зосиме и подобным ему. Затем стал говорить: что мне Зосима, я доверяю только Макарию (видимо Великому). Потом: что мне Макарий, нет никого выше Василия и Григория (видимо, Великого и Богослова). А потом: что мне Василий, что мне Григорий — нет никого достойного Петра и Павла. Потом; что мне Пётр, что мне Павел — никто ничего не значит, кроме Святой Троицы. Потом восстал и против Самого Бога — и лишился ума! («Аввы Дорофея душеполезныя поучения»). От всей души со слезами умоляю о. Андрея осмыслить всё это и покаяться перед Богом и перед святыми, которым он нанёс оскорбление — и впредь, подражая покойному Патриарху Алексию II, говорить и тем более писать более обдуманно и взвешенно, а главное, более смиренно, чтобы не вносить смуту в души верующих.

 * * *

Современные методы миссионерства нередко связаны с пренебрежением нашими церковными традициями, со смешением церковного и светского. Я в детстве по слуху подбирал на фисгармонии церковные песнопения и светские песни. Мама строго следила за тем, чтобы между ними был перерыв, чтобы церковное исполнялось благоговейно. В нашей семье не допускалось чтение светских книг после воскресной или праздничной всенощной. И что-то подобное было во многих семьях — не допускали смешения духовного со светским. И по канонам — например, во время пасхальной седмицы, несмотря на пасхальное ликование (точнее, благодаря ему) не допускаются увеселения. Это свято хранил наш народ. Хороводы начинались только с Красной горки, (т.е. Недели Фоминой — когда разрешались венчания).

Почему я так настаиваю на восстановлении и хранении православных традиций? Оговорюсь — не традиций Апостольского века или горы Афон, а наших русских православных традиций дореволюционной и, в особенности, первой послереволюционной поры. В душе русских людей живёт много принципов, воспитанных нашим тысячелетним Православием. Эти принципы могут быть ослаблены и даже в чём-то несколько искажены — но они есть, их нет нужды насаждать вновь, надо только освободить их от атеистических завалов — и они оживут. Это очень важно для возрождения Святой Руси. Приведу пример.

В наше время Церкви было возвращено множество храмов — поруганных, осквернённых, полуразрушенных. И во многих случаях — особенно в провинции, где мало денег, — эти храмы приспосабливались для службы ещё до их окончательного восстановления. Дальнейшее восстановление велось на средства, получаемые от богослужения. Что бы сказали прихожане о человеке (даже если он батюшка), который предложил бы: давайте этот осквернённый храм мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый храм построим! Ясно, что в современных условиях такое разрушение недопустимо, т.к. новый храм за недостатком средств построить не удастся.

Так и религиозное состояние нашего народа требует восстановления его в традиционном виде, без новшеств. При таком восстановлении проснутся заглушенные навыки благочестия и оживёт душа народа.

А проводимое заново, на пустом месте строительство если и принесёт плоды, то не ранее нескольких столетий. Если же оно проводится по рецептам афонских коливадов или по рок-проповедям о. Андрея Кураева, то можно безвозвратно погубить и те остатки благочестия, которые ещё хранит наш народ. Поэтому меня очень пугают смелые (а может быть, и вредительские?) эксперименты современных реформаторов. То, что требует изменений, само собой изменится, когда будет восстановлена традиция.

Хочу обратиться, в заключение, и ко всем, кому приходится миссионерствовать, словами ап. Иакова брата Господня: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове; тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 1–2). Поскольку мы уже стали учителями, нам надо просить Бога, чтобы Он не осудил нас за дерзость, а обратил наш труд на пользу тем, кого мы учим.


 

Статьи автора

Юбилей непослушания

Вновь о реформаторах богослужения

О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения