Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Эволюция в Православии

Сергей БУФЕЕВ

НАУКА НА ПЬЕДЕСТАЛЕ КУМИРА

Научные достижения и связанный с ними прогресс цивилизации породили в человеке новую веру — веру в Науку. При этом сама наука как объект веры невольно обоготворяется, то есть становится как бы богом или, точнее говоря, кумиром. Люди с восторгом готовы превозносить «чудеса» науки и техники, восхищаться «всемогуществом» разума. Готовы «служить» науке и даже «приносить себя в жертву» на ее алтарь. За всеми подобными образами и выражениями стоит, к сожалению, печальная духовная реальность. Искусственный мир, порожденный техникой, подчас начинает входить в противоречие с бытием Божиим. Ученые мужи все чаще бросают вызов Творцу, посягают на истину Божьего откровения, подменяя ее своими мудреными теориями.

Выступать «против» науки считается обычно дурным тоном. Плодами научно-технического прогресса пользуются практически все обыватели, причем, как правило, не задумываясь об этом. Поэтому вера в Науку может перейти в религиозное чувство в невиданном прежде масштабе.

Оговоримся сразу: мы не против науки или техники. Мы говорим лишь о том, что эта сфера деятельности разума имеет тенденцию занимать не приличествующее ей место. Наука возводится на пьедестал, которого не достойна, и может стать помехой для истинного богопочитания. При этом атеист становится язычником, оккультист — сатанистом, христианин — еретиком.

Самым ярким примером превращения науки в объект для божественного поклонения является, на наш взгляд, учение В.И. Вернадского о ноосфере. Выдающийся ученый-материалист не только рассматривает научную мысль как набирающий силу геологический фактор (такой взгляд в известном смысле оправдан), но делает нечто большее. Он пророчествует о создании глобальной «сферы разума» и призывает всех служить ей, работать над ее созиданием, связывает с включением в нее надежды на светлое будущее человека. Ноосфера в таком понимании становится объектом служения и поклонения в настоящем, а в эсхатологической перспективе — спасительной надеждой в будущем. Ноосфера как соборный разум и коллективный дух человечества заменяет собою Бога, становится кумиром, служение которому несовместимо с христианским верованием и упованием.

Не менее опасной для духовного здоровья человека представляется нам попытка превратить само религиозное знание в некую псевдонауку. Этим растленным делом занимается теософия и созвучные ей направления «синтеза» науки и религии. Опыт человечества показывает, что идущие по этому заманчивому пути оккультизма в конце концов приходят к явным или скрытым формам сатанизма.

Но дух века сего неприметным образом стремится попасть и в ограду Православной Церкви, создавая искажения в святоотеческом вероучении и пытаясь подменить Священное Предание. Дух критицизма и сомнения, вполне приличный и даже желательный при научных исследованиях, привносит страшные искажения в вопросы веры. Автор этих строк не один год занимался научной деятельностью и потому может свидетельствовать, что принципы науки и веры полярны и несовместимы. Человеческий разум провозглашает: «Критерий истины — практика». Верующий же христианин исповедует вместе с апостолом Павлом: «Верою бо ходим, а не видением» (2 Кор. 5, 7), и через то воспринимает благодать от Христа Спасителя, сказавшего: «Блажени не видевшии и веровавше» (Ин. 20, 29). Когда критическое начало под благовидным предлогом наукообразия проникает в Церковь, неизбежно на месте Православия возникает,новая ересь. Так было в Александрийской школе с неканонизированными церковными учителями Климентом и Оригеном. Такой же диагноз можно ставить всем известным в древности ересиархам — Арию, Несторию и прочим, занимавшимся неприкрытым мудрованием на божественные темы. Этому же пороку откровенно предавалась еретическая западноевропейская богословская мысль в средние века, не замечая даже, что оскорбительным должен был бы считаться сам жанр их деятельности, именуемый словом «схоластика» (по-русски — «школярство»). Наследниками латинской схоластики оказались, с одной стороны, увы, — представители так называемой научно-критической школы в «православном» богословии, и в частности приверженцы «православного» эволюционизма. Для последователей этой школы и Библия, и жития Святых, и постановления церковных Соборов, и писания Святых Отцов стали не руководством ко спасению и средством к богообщению, а объектами аналитического препарирования.

Вот, к примеру, как комментирует прот. А. Мень библейское повествование о всемирном потопе. «Потоп, вероятно, захватил лишь основные районы обитания человека. Раскопки показали, что в Месопотамии от 4000 до Р. X. действительно произошло наводнение огромных масштабов, которое уничтожило местную культуру (см. Л. Вулли)». Для сравнения приведем толкование этого библейского эпизода (Быт. 7, 11) святителем Иоанном Златоустом: «Писание выражается обычными у нас словами, как бы так говоря: Господь только повелел — и вода тотчас повиновалась повелению Создателя и, стекаясь со всех сторон, потопила весь мир».

Каждый из нас может сам выбирать, какой комментарий ближе его душе — научно-критический или святоотеческий. Приведенное сопоставление с очевидностью показывает, что дух критицизма совершенно чужд православному мировосприятию. Речь идет не о тонкостях и оттенках в оценке, но о принципиальном взгляде на Бога и мир. К святыне подобает приступать не с горделивыми регалиями ученого, но лишь в простоте и благоговейном смирении. «Иззуй сапоги от ног твоих, место бо на немже ты стоиши, земля свята есть» (Исх. 3, 5) — этим Божиим повелением Моисею стоит руководствоваться и при чтении Священного Писания, и при исследовании творения, в котором отражается Создатель. В противном случае человек обречен на сознательное или бессознательное богоборчество.

Наука в принципе не способна отвечать на вопросы о действии и проявлении Бога в творении. Вот неполный перечень вопросов, на которые наука не сможет ответить никогда. Как и когда появился мир? Как и когда возникла жизнь? Как и когда появился Человек Разумный? Как произошло Рождество, Преображение, Воскресение, Вознесение Иисуса Христа? Эти и другие догматические вопросы лежат целиком в области Божественной тайны, за пределами постижения человеческого разума. Наука также бессильна объяснить все прочие «недогматические» чудеса, описанные в Ветхом и Новом Заветах и в житиях Святых.

Любая попытка «объяснить» чудеса или «демифологизировать» Священное Писание граничит с кощунством, так как посягает на святыню.

Но ученый согрешает не только, когда без благоговения вторгается своими теориями и экспериментами в область божественного, но и просто когда пытается выйти за рамки возможностей своей науки. Примером таких посяганий на область недоступного является создание космогонических гипотез — от Канта и Лапласа через Джинса и Шмидта до современнейших квантово-релятивистских концепций. Замечено, что большинство авторов этих научных гипотез имели убеждения, весьма отличные от традиционного церковного вероучения. В итоге никто не высказал гипотезы, соответствующей истине. Это, несомненно, так, поскольку создание Вселенной есть действие Премудрости Божьей, а не следования физическим законам. При всем остроумии многих из предложенных гипотез ни одна из них не описывает того, что было «на самом деле». Кроме того, ни одна из космогонических теорий не описывает появления жизни и разума, следовательно, не объясняет, по сути, ничего.

Другой пример — историческая геология. Когда ученые исчисляют время Земли миллиардами лет и возраст отдельных земных пластов десятками миллионов лет, они должны не забывать, что в основе подобных концепций лежит так называемый принцип актуализма. Смысл принципа актуализма сводится к предположению, что законы природы, которые мы наблюдаем сегодня, были таковыми всегда и будут неизменными вовеки в будущем. Но здесь-то и заключается главное противоречие между мировоззрением библейским и естественнонаучным. Если мир имеет в Боге творческое начало 7,5 тысячи лет назад, то бессмысленно говорить о возрасте горных пород или остатков флоры и фауны до этого срока. Согласно библейскому повествованию, все индивидуумы были произведены не в виде семени или зародыша, а в виде совершенных форм: «И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, его же семя его по нем, по роду на земли» (Быт. 1, 12). То есть курица появилась определенно прежде яйца. Коль скоро это так, совершенно бессмысленно определять возраст первых сотворенных существ ко дню их сотворения, поскольку еще вчера их не было, а сегодня они уже выглядят как совершенновозрастные. Первых представителей растительного и животного мира невозможно в принципе оценивать, как их потомков, по известным науке признакам (деревья — по годичным кольцам, зверей — по отросткам на рогах или по особенностям зубов и т. д.). Сказанное в полной мере относится и к первому представителю вида Homo Sapiens — к Адаму. Он, как и Ева, из него произведенная, был сотворен совершеннолетним. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Заповедь, данная прародителям, свидетельствует о зрелом их возрасте». Не мальчик, но муж способен нарекать имена животным. Адам не переживал грудного возраста. Не младенцу было поручено в райском саду «делати его и хранити» (Быт. 2, 15).

Таким образом, принцип актуализма в биологии и истории может быть применен лишь к периоду после сотворения живых существ и человека, но никак не ко времени, экстраполированному на более далекие эпохи — по той простой причине, что тогда не было физических субъектов, к которым было бы возможно применить наши научные рассуждения.

То же самое следует сказать о творении в целом. Бессмысленно говорить о возрасте камня, или планеты Земля, или Солнечной системы, или Галактики, или Вселенной до момента их сотворения Богом. Никакое исследование соотношений изотопов углерода, или урана и свинца, или калия и аргона, никакое реликтовое излучение и прочие научные оценки физических объектов исследования не могут применять принцип актуализма к этим объектам до их возникновения. Быть может, объяснять наличие в земных толщах различных ископаемых останков следует с учетом слов Божественного откровения: «И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады и звери земли по роду. И Бысть тако» (Быт. 1, 24); «Господь на землю призре и исполни ю благ Своих, душа всякаго животна покры лице ея, и в ню возвращение их» (Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, 16, 30–31).

В свете сказанного следует признать, что эволюционизм как направление научной мысли изначально бросает свой вызов Богу тем, что искажает и «корректирует» страницы Священного Писания, повествующие о сотворении мира и человека. Он вносит в библейскую историю свои временные сроки, свои естественно-природные механизмы, то есть перекраивает Божественное Откровение по мерке человеческого разума. Иначе говоря, осуществляемая «православными» эволюционистами редакция книги Бытия пересматривает Слово Божие до такой степени, что фактически отрицает его. Предлагая логичные на первый взгляд теории, эволюционисты, стремясь к «взаимному согласию», уравнивают свою науку с Божественным Откровением, тем самым сознательно умаляя премудрость и всемогущество Творца и возвышая своего кумира-науку до уровня единого Истинного Бога.

Согласно концепции эволюционизма, мир имеет начало не в Боге — Творце неба и земли, а в самом себе. Продлевая временную ось далее 7,5 тысячи лет назад и вольно переосмысливая дни творения, эволюционисты занимаются абсурдным делом — изучают мир до его создания.

В церковной традиции принято говорить, что мир — поэма, сочиненная Богом. Какой же здравомыслящий критик станет оценивать художественное произведение до его сочинения?

Священник Константин БУФЕЕВ

 

* * *

«Эволюционизм это не научный факт, а ложная философия, это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению». Не любой православный христианин готов легко согласиться с этим утверждением иеромонаха Серафима Роуза. Именно поэтому эволюционная идеология должна быть четко отделена от православного мировоззрения. Несмотря на свою научную несостоятельность, эволюционизм обладает редкой для научной теории популярностью и живучестью. Глубокое и серьезное объяснение этого факта нужно искать в том, что мир от своего Творения идет к своему Концу, и потому само это объяснение носит эсхатологический характер. Более поверхностное объяснение — в том, что эволюционизм «не замечает» своей критики, игнорирует ее. Поэтому нам представляется более конструктивным вести диалог выразителей эволюционной и креационной точек зрения не «на равных» (как недопустимо для православного, ортодоксального сознания «на равных» общаться с еретиками), но выявить порочность и несостоятельность этой теории на примере конкретных публикаций. При этом, критикуя автора этих публикаций Г.Л. Муравник, мы хотим подчеркнуть, что выступаем не против нее лично, но против ошибочных взглядов и убеждений, рождаемых этой антихристианской и лженаучной идеологией — теорией эволюции.

В № 1, 2, 4–6 журнала «Православная беседа» за 1997 год в разделе «Детское чтение. Зернышко» опубликована серия статей Г.Л. Муравник, в которых автор, обращаясь к детской аудитории, ведет «разговор о сотворении мира, дополняя его тем, что узнала об этом величественном процессе современная наука» (№ 5, с. 34. Далее цитаты из этой работы даются с указанием номера журнала и страницы). Под «современной наукой» подразумевается теория «возникновения Вселенной в результате Большого Взрыва» (№ 2, с. 30), обыгранная на христианский манер, как произошедшего по воле Творца, и теория эволюции биологических видов, однако преподнесенная также в христианском обличий — как «особый механизм развертывания Замысла Божия во Вселенной "творческой лаборатории" Создателя» (№ 5, с. 38). Главный вывод, который делает автор указанных публикаций, заключается в том, что «научная и религиозная картины мира не противоречат друг другу» (№ 6, с. 21).

Несостоятельность теории эволюции в научном отношении, а также несовместимость ее идеологии с христианским мировоззрением в плане духовном в избыточной полноте объяснена в работе иеромонаха Серафима Роуза (1). Глубокий анализ порочности теории эволюции содержится в книгах священника Тимофея (2). Пожалуй, можно согласиться с Г.Л. Муравник, что «школа "научного креационизма"[1] основана на протестантском богословии, склонном к буквальному, прямолинейному толкованию Священного Писания» (№ 5, с. 37). В чисто научном развенчании эволюционного мифа ведущая роль действительно принадлежит протестантам, причем со свойственной им методичностью и прямолинейностью (за что мы им признательны). За духовным же разъяснением эволюционного порока следует, как всегда, обращаться к святым отцам. При этом нужно помнить, что эволюционизм — это даже не просто ересь. По словам иеромонаха Серафима, «эволюционизм это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению, и она втягивает в себя такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую можно было бы легко распознать и поразить» (1, с. 73). В настоящей статье мы не ставим общей задачи объяснить еще раз мифотворческий характер эволюционизма, но хотим на конкретном примере показать неправославность «православной эволюции», служащей отправной точкой к «эволюции православия».

Однако анализ указанных публикаций начнем с критики не православной, но научной. В журнале «Православная беседа» (1997, № 1, с. 28–29) автор повествует о том, как «Эйнштейн создал общую теорию относительности, что привело... к возможности описать свойства мира как целого». Затем «Фридман показал, что уравнения Эйнштейна допускают решения, которые описывают расширяющуюся Вселенную». Далее, Хаббл привел «экспериментальное подтверждение всеобщего "разбегания" галактик. О чем же это говорит? — спрашивает автор. — Если идти в прошлое все дальше и дальше, то Вселенная становится все плотнее и плотнее. Значит, в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена (собрана) в одной точке.» Во-первых, общая теория относительности Эйнштейна не способна описывать свойства мира как целого, поскольку содержит целый ряд противоречий, принципиально не разрешимых в рамках самой теории [2] (3, 10). Во-вторых, уравнения гравитации [3] позволяют сделать вывод не о расширении вселенной, а лишь о ее нестационарности [4] (то есть зависимости от времени), что и было впервые показано А.А. Фридманом. В-третьих, упомянутое «экспериментальное подтверждение» Э. Хабблом «разбегания» галактик во Вселенной является на самом деле лишь одним из возможных способов объяснить на основании эффекта Доплера наблюдаемое красное смещение в спектрах далеких галактик в предположении, что они «разбегаются». Но существуют и другие объяснения. Например, проф. В.С. Троицкий (кстати, сторонник эволюционизма) считает (6), что такие космологические наблюдения, как прогрессирующее красное смещение в спектре звезд и микроволновая фоновая радиация, привлекаемые обычно в качестве свидетельств «большого взрыва», в действительности понимаются лучше, если их рассматривать как следствие уменьшения со временем скорости света, которое, по утверждению ученого, не нарушает ни одного физического закона [5]. Далее, даже приняв гипотезу (не факт, а гипотезу!) о расширяющейся Вселенной, нужно обладать немалой смелостью, чтобы отсюда прийти к логическому заключению, что «в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена водной точке»[6]. Теория «большого взрыва» начинает рассмотрение Вселенной с размера 10 см. Для формализации вопроса о причинах роста размеров Вселенной в рамках этой теории учеными разработана «инфляционная модель» («инфляционный сценарий») (7, 8), в которой для «большого взрыва», знаменующего собой рождение Вселенной из «физической пустоты» («квантового вакуума»), требуется гигантская сила отталкивания. Это заставляет ученых-физиков, желающих своим умом постичь тайну творения мира, наделять этот «квантовый вакуум» сверхъестественными свойствами [7]. Но ведь это всего лишь модель, а даже не научная теория! Ответа на вопрос о происхождении мира ни одна научная теория дать не может, поскольку он находится вне ее компетенции, за границей досягаемости научного метода: нельзя, находясь внутри капли и не имея связи с внешним миром, узнать, откуда возникла капля. Зато при уверовании в эту или подобную ей научную гипотезу как в абсолютную истину, мы сталкиваемся с искушением отождествить знание научное, человеческое — со знанием Откровенным, Богоданным: мол, у нас, у христиан, тоже считается, что Бог сотворил мир из ничего — значит, из «квантового вакуума». Не говоря уже о том, что теория эволюции Вселенной отнюдь не является завершенной и целостной научной теорией, и сама она непрерывно «эволюционирует» в зависимости от успехов в смежных областях науки, совершенно неоправданно сопоставление (по Г.Л. Муравник) «современных научных понятий и библейского повествования», да еще с выводом, что между ними нет противоречия.

При таком эволюционно-революционном взгляде на мир невольно приходится принести в жертву непосредственное, простое восприятие Св. Писания. Автор критикуемых публикаций пишет: «Долгие годы люди, читавшие Книгу Бытия, понимали каждое ее слово буквально, то есть считали, что в ней воспроизведено точное описание процесса творения. Однако великие отцы Церкви, такие как святитель Василий Великий, блаженный Августин и др., возражали против такого досконального прочтения Священного Писания. Наука на своих вершинах не только не противоречит Писанию, но позволяет глубже проникнуть в его сокровенный смысл» (№4, с. 26).

Действительно ли святые отцы выступали против «буквального», «досконального» прочтения Шестодневного творения? Нам не известны подобные высказывания святых отцов, а Г.Л. Муравник не считает нужным подтвердить свою мысль хотя бы одной цитатой... Посмотрим, как же святые отцы учат нас читать Книгу Бытия. В Шестодневе святителя Василия Великого читаем: «Иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, а каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно тому, как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, согласныя с собственным их намерением. А я, слыша о траве, траву и разумею; также растения, рыбу и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. Не стыжусь бо благовествованием (Рим. 1, 16). И поелику писавшие о земле рассуждали много о фигуре земли... то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах... Если умолчал он о касающемся до нас, как о бесполезном, то ужели за сие слова Духа почту маловажнее обьюродевшей мудрости? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, что бы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему разумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и, под видом толкования, вводить собственныя свои мысли. Посему, так и будем разуметь, как написано» (9, с. 137–138).

Блаженный Августин, также упоминаемый Г.Л. Муравник в приведенной выше цитате, предостерегает нас от излишнего «мудрствования» при истолковании Шести Дней, в течении которых действовала созидающая Божия сила: «Что то были за дни, нам очень трудно представить, или совсем невозможно, и еще менее возможно говорить об этом». Вместе с тем отметим, что Иппонский епископ Августин, названный Православной Церковью блаженным, не является непререкаемым авторитетом Восточной Церкви [8]. По словам свт. Григория Паламы, «если один из отцов говорит то же, что внешние, это согласие только словесное, а мысли совершенно различные. Первые, по Павлу, имеют ум Христов (1 Кор. 2, 16), а вторые выражают в лучшем случае человеческое разумение». В частности, критику учения Августина о происхождении мира как взгляда ложного можно найти в «Православно-догматическом богословии» митрополита Макария (Булгакова), где он перечисляет Августина, наряду с Оригеном, среди авторов, которые «we принимают Моисеева сказания о шестидневном творении за историю, а думают понимать его в смысле переносном, таинственном» (10. Т. 1. С. 415).

Размеры статьи не позволяют привести большого количества высказываний святых отцов в подтверждение мысли, что они не приемлют аллегорического, переносного истолкования Шестидневного творения, а следуют как раз буквальному прочтению Св. Писания, «как написано», предполагая при этом, разумеется, и духовное наполнение. Свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Книгу Бытия (XI), например, рассматривает акты Божиего творения мгновенными, а каждый из Шести Дней равным по продолжительности обычному дню; он считает, что реки в раю — действительно реки; что змей, через которого говорил диавол, был фактически змеей; что Адам был создан буквально из праха, а Ева из ребра Адама и множество других примеров именно буквального восприятия Св. Писания. Ограничим наши доводы еще одним высказыванием, принадлежащим преп. Ефрему Сирину: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить,будто бы... в описании сем представлены одни наименования или ничего не означающие, или означающие нечто иное» (12, с. 211).

Критикуя креационизм, Г.Л. Муравник пишет: «При всей кажущейся очевидности идеи креационизма не являются научно достоверными,с одной стороны, а с другой стороны, во многом вступают в противоречие с православным богословием. Почему? Креационисты утверждают, например, что возраст Земли всего 7,5 тысячи лет, но это в корне расходится с данными науки» (№ 5, с. 37). Других примеров расхождения идей креационизма с данными науки, а также с православным богословием автор не приводит.

Но то, что возраст земли 7,5 тысячи лет, утверждает не креационизм, а Церковное Предание. Креационизм лишь находит многочисленные экспериментальные доказательства этого утверждения. К числу свидетельств молодого возраста мира креационизм относит, например, следующие данные:

— соотношение концентраций солей, выносимых реками в океаны, даже в предположении совершенно пресных вод в первобытном океане, говорит о возрасте мира, исчисляемом тысячами, но не миллиардами лет;

— скорость оседания метеоритной пыли на поверхности Земли и Луны и общее количество осевшей пыли позволяют рассчитать продолжительность оседания, которая также оказывается порядка нескольких тысяч лет;

— скорость уменьшения магнитного поля Земли такова, что уже 10 тысяч лет назад жизнь на Земле не могла бы существовать;

— скорость сжатия Солнца такова, что миллионы лет назад жизнь на Земле была бы невозможна;

— процессы эрозии под воздействием ветра и воды за несколько миллионов лет полностью разрушили бы континенты до уровня моря (2, с. 16—18; 13, с. 19—25).

И не креационизм противоречит науке, а эволюционизм противоречит Церковному Преданию. Эволюцию нельзя наблюдать в обозримом времени, и потому эволюционизм, стремясь к правдоподобности своих рассуждений в соответствии с законами нынешнего, подверженного тлению мира, выстраивает все события на временном промежутке в миллиарды лет: «Примерно 4 миллиарда лет назад Земля готовилась стать колыбелью жизни» (№ 4, с. 22). Согласно же православному мировоззрению, Бог привел мир в бытие в течение Шести Дней одним Своим словом. Причем продолжительность Дней Творения святые отцы понимают равной обычным земным суткам. К примеру, святой Василий Великий пишет: «И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым? ... Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжительность одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Преподобный Ефрем Сирин: «Хотя и свет, и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов». Буквального же понимания длительности Дней Творения придерживается литургическая традиция Православной Церкви, согласно которой «дни творения это обычные дни седмицы, причем первый приходится на воскресенье, а шестой на пятницу. В литургических текстах постоянно подчеркивается параллель между творением и искуплением» (Правила Православной Церкви).

Критикуя классический эволюционизм (по Дарвину) за то, что «он пытается объяснить происхождение видов лишь естественными причинами, полностью исключив участие Разумного Начала, то есть Творца», «православный эволюционизм» (по Муравник) считает, что «эволюция осуществляется Промыслом Божиим», и потому «we вступает в конфликте идеей Божие-го творения» (№ 5, с. 37–38). Как, оказывается, просто любую научную (и лженаучную) теорию сделать «христианской»! Нужно просто после каждого утверждения добавлять слова: «по Промыслу Божию». Вот пример из другой области знаний, показывающий, как при смешении Божиих качеств Творца и Промыслителя можно «объяснить» появление всех элементов таблицы Менделеева из водорода и гелия (из которых якобы состояла Вселенная «после ее возникновения в результате Большого взрыва»): «.Для того, чтобы создать остальные элементы, Промыслитель и Творец сгустил звезды из первоначального водородно-гелиевого газа с помощью силы тяжести. А в этих гигантских сгустках в течение сотен миллионов лет поддерживались столь высокие температуры и давления, что стал возможен ядерный синтез, который привел в действие цепочки превращений, ведущих к образованию других элементов» (№ 2, с. 30).

Если «естественный отбор» и «сила тяжести», то причем тут Творец и Промыслитель? А если все же Всемогущий Творец, то зачем Ему для творения все эти «механизмы», растянутые в сотни миллионов лет?

И библейское, и эволюционистское описания появления жизни имеют общим то, что сначала возникали более простые ее формы, а потом — более сложные, а также то, что жизнь возникла из воды. Это служит основанием для следующего рода спекуляций: «Нам всем интересно было бы узнать, какими были те первые живые создания,"которых произвела вода", повинуясь Божиему повелению. Мы не знаем этого в точности, но можем предположить, что это были крошечные существа, похожие на "зверюшек" Левенгука» (№ 5, с. 34). Свт. Василий Великий пишет: «Да изведут воды гады. В числе их находятся и морския, и прибрежныя, и водящияся в глубинах, и живущия на камнях, плавающия стадами и поодиночке, киты, огромныя и мелкия рыбы», а вовсе не «зверюшки Левенгука»!

Существует непреодолимая пропасть между эволюционистской трактовкой Шести Дней Творения, как эволюционного «механизма развертывания Замысла Божия во Вселенной» (№ 5, с. 38), и православным святоотеческим толкованием этих Дней, как действительно шести дней, в течение которых Богом был полностью сотворен мир, не требующий никакого усовершенствования (поскольку сотворен, по Божией оценке, добра зело — Быт. 1, 31), но, напротив, оказавшийся подверженным разрушительным процессам, процессам всеобщего тления и смерти, причина которых заключена в грехопадении человека. Образно говоря, эволюционизм (любой, в том числе христианский) представляет всю мировую историю как процесс непрерывного развития и совершенствования, возводящий «"стрелу" эволюции по пути, который приводит к вершине творения богоподобному существу человеку» (№ 5, с. 38). В то время как православное святоотеческое миропонимание, наоборот, исходит из того, что человек был изначально помещен на эту вершину богоданного достоинства, но, поддавшись искушению самостоятельного, эволюционного развития, стремясь стать еще выше, упал с нее; и с тех пор, вновь и вновь поддаваясь этому искушению, «не взлетает вверх, но скатывается все вниз и вниз к небытию, увлекая за собой и всю тварь» (2, с. 11).

Желание «срастить» библейский и «современнонаучный» взгляды на происхождение мира (вообще присущее западной богословской мысли, но в корне чуждое Православию) вынуждает автора критикуемых публикаций в тех случаях, когда расхождения во взглядах столь существенны, что аллегорическое толкование Св. Писания уже не может помочь, просто идти на подлог. Так, Г.Л. Муравник справедливо замечает: «Сравнивая второй, третий и четвертый дни творения, можно заключить, что Земля образовалась до Солнца. Это совершенно противоположно теории возникновения Солнечной системы Канта Лапласа, созданной в восемнадцатом-девятнадцатом веках». В чем же находится выход, позволяющий утверждать, что «нет оснований для критики библейского описания с точки зрения науки двадцатого века»! — «Но в двадцатом веке академик О.Ю. Шмидт предложил новую гипотезу, которая хотя и не совпадает с библейским рассказом, но значительно ближе к нему, чем теория Канта Лапласа».

Не считая возможным приводить подробное описание упомянутых гипотез (к тому же давно устаревших), заметим только, что теория Канта — Лапласа описывает развитие Солнечной системы из раскаленной газовой туманности, в то время как, по мнению О.Ю. Шмидта, планетная система образовалась из «холодного» газопылевого протопланетного облака, некогда окружавшего Солнце. Ответить, какая из названных гипотез ближе к Моисееву сказанию, подобно тому, как выбрав ь себе более близкого родственника из шимпанзе и орангутана. Здесь уместно еще упомянуть о толковании Г.Л. Муравник понятия « суша» как одного из «множества малых небесных тел, выброшенных в космос» (№ 2, с. 30) при взрыве звезд — толковании не только не совместимом со святоотеческим, но и не имеющем ничего общего с гипотезами Лапласа и Шмидта. Для сравнения приведем слова свт. Василия Великого: «Чтобы причину осушения земли не приписали мы Солнцу, Создатель произвел сухость Земли до сотворения Солнца».

В той разновидности эволюционизма, к которой принадлежит Г.Л. Муравник и которую она сама называет «телеологический эволюционизм», происхождение человека благоразумно не «выводится» из общих с обезьяньими предков, причем разговор идет именно о невозможности «происхождения от одного генетического корня». «Утверждение, что люди это животные, возникшие в процессе длительной эволюции от других животных, является неверным», — совершенно справедливо пишет автор (№ 6, с. 25). Но тогда в теории «телеологического эволюционизма» возникает вопрос: зачем вообще нужны были эти миллиарды лет истории, сквозь которые Господь «направлял "стрелу" эволюции», создавая и уничтожая многие виды животных и растений, если в конце пути Он создает независимо от предыдущего творения "пару «существ' (и в науке их называют библейскими именами Адам и Ева)», положивших начало биологического вида Homo sapiens? Причем жили они, по мнению автора, прикрытому авторитетом «современной палеоантропологии», «примерно 200, а может быть, 100 или даже 75 тысяч лет назад» (но никак не 7,5 тысячи лет!). Этот вопрос ставит и сам автор и своим ответом на него противоречит собственному утверждению, что «никакие ископаемые человекообразных не могут считаться нашими предками»: «Можно ли как-то "примирить" идею Творения с эволюцией? Христианская точка зрения на человека, конечно, не может допустить, что человек во всей своей полноте (то есть его тело и дух) мог произойти от животного, поскольку никакой механизм эволюции неспособен дать начало духу. Что же касается происхождения тела, то можно, наверное, предположить, что оно есть результат телеологической эволюции... Эта версия... не вступает в противоречие с христианским учением о человеке» (№ 6).

Ну, к христианскому учению о человеке подобное утверждение имеет весьма сомнительное отношение. Например, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Тело и душа сотворены в одно время, а не как пустословил Ориген, что одно прежде, а другое после». Если, согласно «телеологическому эволюционизму», Адам телом эволюционировал из животного, а человеком стал после того, как Бог вдохнул в него дыхание жизни, то к какому биологическому виду принадлежал Адам до этого вдуновения? Куда девалась душа этого животного-недочеловека к моменту вдуновения? Для чего Всемогущему Богу, сотворившему весь мир из не-сущего, мгновенно исполняющему Свою волю, потребовались миллиарды лет, чтобы из «зверюшек Левенгука» вывести (при помощи механизмов мутации и естественного отбора?) «пару существ», достойных Своего образа? Вопросов к «телеологическому эволюционизму» можно поставить еще множество, но заострим внимание на последнем вопросе и подведем некоторые итоги.

Эволюционистский, прогрессистский взгляд на развитие жизни от низших форм к более высокоорганизованным совершенно несовместим с православно-догматическим мировоззрением. Теистический (телеологический) эволюционизм является наиболее опасной разновидностью эволюционизма, ибо имеет дерзновение говорить о над-божественном развитии жизни на языке божественных категорий.

Но эволюционизм всегда основан на богохульстве, ибо он:

— умаляет Божие всемогущество в способности создать мир за шесть астрономических дней только по Своему слову: Той рече и быша, Той повеле и создашася (Пс. 32, 9).

— отрицает всеблагость Бога, поскольку не признает, что Бог создал мир, в котором первоначально не было места тлению и смерти: Бог смерти не сотвори (Прем. 1, 13), единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). Тление и смерть вошли в мир только после грехопадения человека, поставленного господином над всей тварью: Проклята земля в делех твоих (Быт. 3, 17), оброцы бо греха смерть (Рим. 6, 23). Согласно же эволюционному взгляду, смерть, или «естественный отбор», считаются не следствием грехопадения, но необходимым условием формирования новых биологических таксонов. 109-е правило Карфагенского Собора по поводу такого подхода дает следующее определение: «Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть бы вышел из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема»;

— принижает Божию премудрость, поскольку пытается объяснить тайну Божиего творения при помощи «современной науки» — земной мудрости, основанной на искаженном, нецелостном и рассудочном знании, но мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19), и только в Боге сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3);

— не признает всеведения Бога, поскольку уподобляет Его лабораторному экспериментатору, творящему по человеческой, ограниченной, модельной схеме: методом проб и ошибок и от простого к сложному, но ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15,18); Боже вечный и сокровенный ведателю, сведый вся прежде бытия их! (Дан. 13, 42);

— отказывает Богу в совершенной истинности и верности, заставляя считать, что описанное Боговидцем Моисеем в Книге Бытия творение мира, жизни и человека есть не историческая правда, а лишь некоторое аллегорическое повествование, требующее еще дополнительного осмысления, которое он и осуществляет при помощи принципа, глубоко враждебного христианству. Но мы знаем, что Бог верен и несть неправды в нем (Втор. 32, 4), что слово Его истина есть (Ин. 17, 17);

— не признает святости Божией, поскольку, называя Бога Святым, мы подчеркиваем Его неотмирную, отделенную от нашей, природу — сверхъестественную и потому непостижимую. Эволюционизм же либо вовсе отрицает сверхъестественное, божественное, либо, как, например, телеологический эволюционизм, не отличает его от естественного. Но свят Господь Бог наш (Пс. 98, 9), и свято слово Его (Пс. 104, 42).

Иеромонах Серафим Роуз пишет: «Эволюционизм предлагает объяснение творения, альтернативное святоотеческому; он подводит православных под такое влияние, чтобы они читали Священное Писание и не понимали его, автоматически "подгоняя" его текст под его предвзятую натурфилософию». Эволюционное мышление, не признающее Божие творение изначально совершенным, а видящее его усовершенствование в ходе эволюции, тем самым наводит на него хулу. Потому эволюционизм служит тем удобрением, на котором произрастают всевозможные хилиастические, мистические учения, потому разлагающе он действует и внутри христианства. «Эволюционизм тесно сплетен со всею апостасийною ментальностью гнилого "западного христианства", он является орудием "новой духовности" и "нового христианства", в которые сатана ныне стремиться погрузить истинных христиан», — пишет отец Серафим. И поэтому особенно опасно его проникновение в Православие — последний оплот христианства. Выбор, который мы совершаем, состоит из двух возможностей. Либо мы вслед за св. Отцами видим нарастающие процессы тления и растления: суете бо тварь повинуся, не волею, но за повинувшаго ю (Рим. 8, 20). Либо, вместе с учеными-эволюционистами, мы верим в возможность земного достижения совершенства человека, в построении земного рая. Проникновение эволюционизма в православную апологетику и в систему православного образования неизбежно подрывает сами основы православного мировоззрения и ведет к откалыванию от Православия новых «кусков» — «обновленного православия».

 


Примечания


[1] Креационизм — научное направление, отвергающее эволюционное, прогрессивное развитие природы и общества и утверждающее концепцию создания мира Творцом.

[2] Например, отсутствие в общей теории относительности закона сохранения энергии-импульса, неоднозначность предсказания для гравитационных эффектов, зависимость инертной массы от выбора координатных осей, возможность обратить в нуль интенсивность гравитационного излучения специальным выбором координат и многое другое.

[3] Написанные, кстати, первоначально не А. Эйнштейном, а Д. Гильбертом (3, 4).

[4] Этот вывод следует и из классической Ньютоновой теории (5, с. 14—18).

[5] Опубликованы также результаты американских и австралийских ученых, согласно которым «атомные часы замедляют свой ход относительно астрономического времени» (2, с. 19).

[6] При таком схоластическом теоретизировании этот момент мог бы быть в бесконечно удаленном прошлом, уже не говоря о возможных ограничениях на физические величины в этой «точке».

[7] Например, он должен обладать отрицательным давлением, и плотность энерги. в нем не должна меняться при расширении (7, с. 69).

[8] Блаженный Августин заложил основы отделения католичества в своем учении, добавив, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (filioque), что позже (в XI веке) было официально принято и введено Римом в Символ Веры; он признавал действительность таинств, совершенных вне Церкви, что также послужило основой католического догмата, закрепленного впоследствии (в XIII веке) и признающего законность и действительность крещения, совершенного по правильному обряду, независимо от веры того, кто его совершал, и др.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Серафим (Роуз), иеромонах. Послание А. Каломиросу // Русский пастырь. 1995. № 22–23.

2. Тимофей, священник. Наука о сотворении мира. М., 1996; Эволюция или тление? М., 1997.

3. Логунов А. А., Лоскутов Ю. М., Мествиришвили М. А. Релятивистская теория гравитации и критика ОТО. М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Буфеев В.А. От Пуанкаре, Лоренца и Эйнштейна до наших дней. М.: ВИНИТИ, 1987.

5. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М.: Наука, 1983.

6. Троицкий B.C. Физические константы и эволюция Вселенной // Астрофизика и космическая наука. 1987. Т.139, с. 389—411.

7. Петренко Олег, послушник. Уверение Фомы. М., 1996.

8. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1990.

9. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения. М., 1993. Т.1.

10. Макарий, митрополит Московский. Православно-догматическое богословие. М., 1992.

11. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия // Творения. М., 1994. Т.4.

12. Св. Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия // Творения. М., 1995.

13. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

 


Статьи авторов

Отец Александр Мень: сказочник или сочинитель апокрифов?

Об эволюционистском богословии Тейяра де Шардена и протоиерея Александра Меня

Настало время установить праздник обретения мощей Святителя Тихона

«Шестодневъ» против эволюционизма. Интервью со священником Константином БУФЕЕВЫМ

О триединстве эволюционизма, гуманизма и экуменизма

Об антиправославном устроении в братстве священника Георгия Кочеткова

Может ли православный не быть креационистом?

Ересь ли кочетковщина?

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

30.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

 

НОВОСТИ

23.09.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви