Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Вновь о реформаторах богослужения

Протоиерей Владимир ПРАВДОЛЮБОВ


Редакция журнала «Благодатный Огонь» прислала мне на отзыв некоторые материалы. Среди них – два текста, принадлежащие ещё одному реформатору богослужения – клирику Украинской Православной Церкви кандидату богословия игумену Феогносту (Пушкову), ранее служившему в Ивановской епархии.

Это, во-первых, несколько предложений об изменении богослужения, а во-вторых, – русский текст чина обручения с некоторыми уставными особенностями.

После первого их прочтения я хотел отказаться их комментировать. Мне показалось, что сам о. Феогност не верит в осуществимость своих предложений, а выдвигает их лишь для того, чтобы подобно Герострату оставить своё имя в истории. А потом я подумал: а вдруг удастся по их поводу сказать что-то полезное!

 * * *

Что же критикует и предлагает изменить в православном богослужении о. Феогност?

1) Он возмущается тем, что вечерня иногда совершается утром, а утреня почти всегда вечером – и тем, что «скомканы часы».

Конечно, скомкать можно что угодно, даже литургию, что иногда кое-где и происходит. Но у нас часы не комкают, а читают с предельным усердием и вниманием. С умилением вспоминаю нашу многолетнюю уставщицу и псаломщицу – Наталью Юльевну Адамсон. В конце жизни она несколько лет была слепой и наизусть читала часы и ежедневные тексты вечерни и утрени, что было бы невозможно, если бы прежде она их комкала. Не проявляют небрежности и другие наши чтецы. Уверен, что мы в этом далеко не одиноки.

Теперь о времени совершения служб. Игумен Феогност хвалит греков, которые совершают утреню всегда утром. Но и греки не всё в своё время совершают. Временной режим богослужения составляли для себя пустынножители: они вставали в полночь и совершали полунощницу. Остаток ночи занимала утреня. Один из её конечных возгласов: «Слава Тебе, показавшему нам свет» должен был совпадать с восходом солнца. Затем – первый час. Поскольку их потребности были сведены к минимуму, они трудились для того, чтобы не быть праздными (праздность – мать всех пороков) и избирали для себя рукоделие самое простое, не занимающее мысли. Таким рукоделием отшельник и занимался до десяти часов утра, сопровождая рукоделие непрерывной молитвой, чаще всего Иисусовой. В 10 часов – третий час. Потом рукоделие с молитвой до полудня. В час дня – шестой час. Если отшельник в этот день разрешал себе есть два раза, то после шестого часа он читал изобразительны – и вкушал пищу. Если же он в этот день должен был есть только один раз, то после шестого часа он занимался рукоделием с молитвой до 4-х часов вечера. В 4 часа – девятый час, затем – или изобразительны с вечерней (при одноразовом питании), или только вечерня и после неё — вкушение пищи. Затем повечерие и краткий сон. В полночь сон прекращается и начинается молитва и рукоделие в том же порядке. Такой подвиг поста, труда и непрестанной молитвы и привлекал к подвижнику благодать Святого Духа. Именно поэтому «отцы пустынники... сложили множество божественных молитв» (А.С. Пушкин) и постепенно выработали чёткий устав их совершения.

Созданное ими богослужебное богатство усваивали и большие монастыри с достаточно сложной хозяйственной деятельностью. В них, конечно, было невозможно сохранить время совершения всех суточных служб. А не исполнить их жалко! Поэтому в монастырях эти службы составили два блока: ночь и утро – полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и Литургия или изобразительны. Второй блок вечером – 9-й час, вечерня и повечерие. Время служб не соблюдено, но содержание сохранено полностью.

В мiрских приходских храмах пришлось сокращать и содержание. Причём, условия жизни в мiру оставляют очень мало времени для богослужения утром и гораздо больше – вечером. Поэтому, как правило, утром служится 3-й и 6-й часы – и литургия. А вечерня и утреня – вечером[1]. И в этом нет ничего крамольного, никого из верующих это не пугает. Ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.

Она в богослужении часто употребляет слово «днесь», то есть, «сегодня». Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мы не знаем даты этого события, но нас это не волнует. Мы поем: «Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится…». Так мы празднуем и другие события, ощущая их совершающимися при нас, с нашим соучастием и сопереживанием. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…». «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…». «Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя».

Также и с часами. Когда бы, в какое время суток они ни совершались, мы во время третьего часа вспоминаем сошествие Святаго Духа на апостолов и молим: «…Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене…» В шестой час состраждем Христу, страдающему на кресте. В девятый – слышим «Совершишася»… и, итожа всё это, молимся: «Иже нас ради Рождейся от Девы и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею…» То есть, для нас важнее содержание, а не время совершения. А названия, указывающие на время: полунощница, 6-й час, повечерие и особенно всенощная – мы сохраняем для памяти о подвиге святых, которым мы не имеем силы и возможности подражать, и для того, чтобы смиренно умолять их о прощении и помощи в нашем маленьком молитвенном подвиге.

Итак, у нас нет ни малейшей нужды ломать утреню и уродовать вечерню, вставляя в неё полиелей и канон, изъятые из утрени, как это предлагает о. Феогност.

2) Следующий «очень актуальный» вопрос о. Феогност формулирует так: «служение Божественной литургии в соответствии с её богословием». Если читатель ждёт рассуждения о великом Таинстве Евхаристии – он ошибается. Оказывается, этот вопрос «касается двух вещей – гласного чтения молитв и открытых царских врат алтаря». О. Феогност считает, что несоблюдение этих требований «в корне меняет структуру литургии». Ему не нравится, что есть молитвы, которые мирянин не должен читать или слышать, и есть священные места и предметы, которых мирянин не должен касаться. То есть, по существу речь идет не о богословии, а о благоговении или его отсутствии.

В конце этого пункта о. Феогност произносит совсем уж еретическую фразу: «Как у Бога нет закрытых стен от ангелов, так и у Церкви не может быть секретов от верных». Неужели о. Феогност всерьёз считает, что ангелам всё открыто в Боге? Ведь ангелы – даже самые близкие Богу серафимы – служат Ему со страхом и трепетом: «Предходят же Сему лицы ангельстии… многоочитиии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе…» (песнопение Вел. Субботы «Да молчит всяка плоть человеча»..., см. также: Ис. 6,2). С другой стороны, тайные молитвы – не секрет для верующих. Учёные миряне-богословы сверяют между собой тексты разных веков с целью проследить их развитие – и никто им этого не запрещает. Речь только о том, что мирянину нельзя молиться этими текстами. Тех молитв, которые вслух произносит диакон или поёт хор, для молящихся вполне достаточно. Дал бы Бог хоть частично освоить то богатство благодати, которое преподает мирянам Церковь своим богослужением.

Также верующего человека в храме окружает множество святынь, к которым он в определённое время прикладывается с благоговением и молитвою. Но есть некоторые священные предметы, которых он не имеет права касаться. Эти запреты существуют только для верующих людей и охраняются их совестью. Мне приходилось принимать слезные исповеди алтарников, которые при уборке алтаря нечаянно касались подножия престола. А безбожники в революцию с целью поругания святыни бросали главную святыню престола – антиминс на проезжую часть улицы под копыта лошадей и колёса повозок. Во время массового закрытия церквей усердные верующие очень следили за тем, что им можно, а что нельзя читать и петь из службы в домашних условиях. А кочетковцы без зазрения совести во время литургии читают тайные священнические молитвы, да ещё и в русском переводе. О. Феогност и подобные ему реформаторы-русификаторы (а через них сатана, внушающий им такое «богословие») желают всех верующих лишить благоговения к святыне, чтобы мы не отличались ни от безбожников, ни от кочетковцев.

3) Следующий вопрос, которого мимоходом касается о. Феогност, относится к ектении об оглашенных. То, что на неё ответ дают уже крещёные люди (поющий хор), кажется о. Феогносту «театрализмом и профанацией». В этой связи мне вспоминается, как во дни моей юности наш настоятель – почтенный протоиерей с высшим образованием – наклонял голову при словах: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните». Я спросил его – почему он так делает. Он ответил примерно так. В вопросах вероучения я (т.е. он!) ощущаю себя только в начале процесса оглашения, а в жизни по вере – ещё и не начинавшим этого процесса. Поэтому при возгласе: «Оглашеннии, изыдите!» – я чувствую раздвоение. Совесть подсказывает мне, что я должен удалиться, а обязанность уже крещёного человека, не говоря уже о священном сане, недостойно воспринятом мною, удерживает меня в храме.

Вот бы нам с о. Феогностом дорасти до такого восприятия ектении об оглашенных!

4) Перехожу к «третьей проблеме», волнующей о. Феогноста, – вопросу о причащении и подготовке к нему. На эту тему я написал статью: «Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения». Чуть сократив, её опубликовали в журнале «Благодатный Огонь», № 16.

То, что мной изложено в начале статьи, передаёт практику моих отца и дедов с их сослуживцами. И их подход к решению этого вопроса прямо противоположен тому, что говорит о. Феогност. Правда, он совершенно справедливо говорит, что практика подготовки к причастию «до сих пор отдана на произвол священнослужителей». На этот же произвол отдан и вопрос о том, как часто следует причащаться. Но ведь в этот вопиющий произвол, расцветший в наши дни, вкладывает свою лепту и о. Феогност! Он говорит: «Норма – это минимум ежевоскресное причастие». Где он взял эту норму? Естественным следствием этой «нормы» становится и норма подготовки к причастию. «Если мирянин – пишет о. Феогност – соблюдает все церковные посты (или, как минимум, пост среды и пятницы в течение года и Великий пост, а остальные – по мере физических сил), то его можно смело допускать к причастию безо всяких неудобоносимых бремен». Причем, эти «бремена», согласно о. Феогносту, – не только усиление поста, но даже и «вычитывание» правила («весь молитвослов… от корки до корки»).

Если усиленные пост и молитва перед причастием являются для человека «неудобоносимыми бременами», то ему причащаться каждое воскресение никак нельзя. Воцерковлённый человек с любовью и радостью относится и к причащению Св. Христовых Таин, и к предваряющей его подготовке постом и молитвой. В любое время года этой подготовкой он погружается в святые переживания, присущие Страстной Седмице, а само Причащение – это его личная Пасха. Эту пасхальную радость он старается сохранить как можно дольше. Именно так учили нас наши отцы относиться к говению и причащению. О таком легкомысленном подходе к этому святому делу, которое считает нормой о. Феогност, в дни моей молодости никто и помыслить не смел. Теперь же не только мыслят, но и кричат на всех углах о «неудобоносимых бременах».

А вот к «человеку с улицы», к которому о. Феогност относится так пренебрежительно, наши отцы относились бережно, понимая, что для такого человека, непривычного к посту и молитве, говение по полной программе действительно является неудобоносимым бременем. Он может из-за этого бремени отложить причастие. А ведь, может быть, его перед смертью Бог призвал к покаянию и соединению с Собою.

Поблизости от нас живёт семья, далёкая от Церкви, но всё же считающая себя православной. Юноша из этой семьи был избит и тут же на улице умер. Горе матери усугубилось тем, что его и отпеть-то нельзя – он некрещёный. Каково же было удивление и облегчение для души матери, когда она узнала от его друзей, что он тайком от семьи несколько дней тому назад крестился!

«Человеку с улицы» внушалось, что нужно причащаться хоть один раз в год, разъяснялось, как готовятся к причастию усердные прихожане – чтобы и он по мере силы и возрастания в ежедневной молитве и уставных постах и постных днях – старался им подражать. И если он искренне желал не повторять тяжких грехов, его без сомнения допускали к причащению Св. Христовых Таин.

О епитимиях. Если нет у священника возможности наблюдать за исполнением епитимии, её назначать ни в коем случае нельзя. Архимандрит Серафим (Романцов) – духовник Глинской пустыни в 50-х годах прошлого века – рекомендовал разовую епитимию – три земных поклона, исполняемые здесь, в храме, на глазах духовника. Молю Бога, чтобы прекратилось бесчиние священников в этом важнейшем деле.

5) Игумен Феогност пишет: «Еще одна проблема – богослужебный язык». «Почему на корякском, чукотском, китайском языке можно служить, а на современном русском богослужебном языке якобы нельзя?» – вопрошает он.

Отвечу! Во-первых, современным русским богослужебным языком является именно церковнославянский язык. Точно так же современной богослужебной живописью является иконопись, а современной богослужебной музыкой являются гласы, распевы и некоторые партесы.

Великий Ломоносов считал церковно-славянский язык «высоким штилем» русского языка и убежденно говорил, что русский язык так долго не будет подвержен упадку, «коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшатися будет».

Во-вторых, если бы существовали церковно-чукотский или церковно-китайский языки – на бытовом чукотском или бытовом китайском служить было бы нельзя. Но боюсь, что для создания церковно-китайского нужны века интенсивной богослужебной жизни просто китайского языка. Впрочем, апостол Японии святитель Николай (Касаткин), кажется, предпринял (подобно свв. Кириллу и Мефодию) попытку создать церковно-японский язык. Имея на руках два перевода Библии на японский язык – один осуществили протестанты, другой католики – он предпринял третий, православный. Где-то я читал, как старательно он искал в японском языке слово, которое было бы достаточно свято для перевода слова «логос». Такой отбор слов, наиболее пригодных для богословия и богослужения уже совершился в русском языке. Церковно-славянский язык в основном содержит слова, употребляющиеся только в богослужении. Эти слова связаны в молитвенных текстах с другими подобными им словами – и каждое из них помимо своего прямого значения окутано облаком священных ассоциаций.

В другом положении находятся слова бытового русского языка – они также помимо своего прямого смысла вызывают ассоциации, но бытовые, неуместные во время молитвы. Так что перевод богослужения на русский язык неприемлем, он нарушает ненужными ассоциациями молитву.

6) Эту мысль блестяще подтверждает – сам того не замечая – о. Феогност своим переводом на русский язык чина обручения жениха и невесты[2]. Но прежде, чем говорить о языке перевода, нужно отметить два других дефекта исследуемого чина обручения.

Во-первых, о. Феогност совместил его с литургией. Это, видимо, потому, что у учёных есть мнение о соединении в древности венчания с литургией. Но если даже это мнение справедливо, такое соединение могло быть приемлемым только тогда, когда приход, а может быть даже и целая епархия состояла из группы семей, близко знакомых друг другу. В наших многотысячных приходах такое соединение неуместно.

Во-вторых, о. Феогност заимствовал из требника Петра Могилы клятвы обручающихся в верности до смерти. Эта клятва порождена католическим «сверхблагочестивым» учением о нерасторжимости брака. А что делать молодой жене, которую муж бросил через месяц брачной жизни и ушёл к другой? Ведь по о. Феогносту и Петру Могиле она обещала ему верность до смерти. А вдруг ей найдётся хороший человек? Если она за него выйдет замуж, то нарушит клятву, данную другому перед лицом Божиим. И ответственность за это вместе с ней разделит о. Феогност, если – не дай Бог! – его проект когда-нибудь осуществится.

Теперь о переводе и его языке. Пересчитать его нелепости невозможно (например «приличное» время вместо «благопотребного»). Начну с текста, который мне особенно нравится и который безнадёжно испорчен русским переводом. Вот он: «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открывый: сам благослови обручение рабов Твоих, сего (имя) и сея (имя) и утверди еже у них глаголанное слово, утверди я еже от Тебе святым соединением…»

Заинтересуемся в этом лаконичном, поэтичном и глубоком по содержанию тексте самым незначительным словом «средоречие». У большинства участников это слово проскользнёт незамеченным (может быть, на нём остановит внимание как ему неизвестном гордый умник, который считает, что он может и должен всё знать и понимать – и это слово тогда перекроет ему всё остальное в этом тексте). У жениха и невесты, незнакомых с ветхозаветной историей, от этого текста останется смутное ощущение того, что здесь говорится о каких-то святых женихе и невесте, а главное для них – это молитва о том, чтобы Бог утвердил «еже у них глаголанное слово» – утвердил их признание в любви и обещание верности друг другу – и молитва о том, чтобы Он соединил их святым союзом. Если они знакомы с ветхозаветной историей, то упоминание Исаака и Ревекки, а главное – история «уневещения» Ревекки усилит их молитву о святости их собственного союза. Особенно если они понимают слова «ходатайством водоношения». Эти слова должны напомнить им о мудрой молитве слуги (отрока) патриарха Авраама: «Господи… пошли ее навстречу мне… и девица, которой я скажу, наклони кувшин твой, я напьюсь… скажет мне… пей, я и верблюдам твоим дам пить, пока не напьются – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт. 24, 10–23). И то, что Бог тут же послал добрую и трудолюбивую Ревекку в ответ на эту молитву, должно наполнить их сердца умилением и надеждой на то, что и их обручение Богу угодно. Ясно, что слово «средоречие» в этих мыслях и переживаниях не участвует. На него может обратить внимание человек, который кроме ветхозаветной истории знает и библейскую географию – в частности, священник, знающий этот текст наизусть. В его сознании это слово укажет на местоположение Харрана, с которым прямо связана история Авраама и Иакова – и косвенно, через Ревекку – Исаака. Эти воспоминания не заслонят основную мысль текста, а усилят её. Особенно впечатляет то, что через слугу Авраама действует Сам Бог: Он его посылает, Он Сам ему «сшествует», Он же «ходатайством водоношения» открывает ту, которую следует «уневестити» Исааку. Поистине «от Тебе сочетавается мужу жена в помощь и восприятие рода человеча» (Златоуст говорит: «От Бога даётся мужу жена: хорошая – в награду за добродетель, плохая – в наказание за грехи»).

Но вот о. Феогност заменяет слово «средоречие» всем известным по школе словом «Месопотамия» – и воспоминание о раскопках и глиняных табличках, о развалинах дворцов, о законах Хаммурапи и легендах о Гильгамеше – может совершенно убить молитву в этот судьбоносный для обручающихся момент. Правда, слово «Месопотамия» встречается и в славянских текстах, в частности, несколько раз в Библии. Но, во-первых, это не молитвенные тексты. Автор молитвы, о которой мы говорим, несомненно знал это слово, но решил его зашифровать словом «средоречие». Он, видимо, почувствовал, что это слово «Месопотамия» может помешать молитве. О. Феогност – не будучи автором молитвы – не имеет никакого права это слово расшифровывать.

Во-вторых, всюду в книге Бытия (в том числе и в истории обручения Ревекки – см. Быт. 24,10) этим словом обозначатся не вся обширная страна от Армении до Персидского залива, а определенная точка в ней – дом родственников Авраама. В Деяниях же (2,9) наоборот: Месопотамия только часть огромного мiра, пред которым прозвучала первая проповедь апостолов после сошествия на них Святого Духа.

В-третьих, слово Месопотамия обросло отвлекающими от молитвы ассоциациями уже в наши, а не в библейские времена, что показывает в современном переводчике, которому эти ассоциации известны, отсутствие чутья к аромату слова.

Вспомним ещё один географический термин – в тексте: «Сама десница Твоя, Господи, Моисея вооружи в Чермнем мори». Чермное море в нашем сознании тесно связано с чудесами Моисея и исходом евреев из Египта. Есть и новозаветный образ, связанный с этим словом: «В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда…» (Догматик 5-го гласа).

А что вызывает в нашем сознании словосочетание Красное море? Суэцкий канал, сомалийских пиратов, курорты и пляжи Египта. Смешно то, что о. Феогност, заменив Чермное море на Красное, оставил в этом же тексте без перевода слово «десница». Но если о. Феогност не дерзнул перевести слово «десница» словосочетанием «правая рука» из-за благоговения, то это не смешно, а достойно уважения. Нам же этот случай даёт повод поговорить о неприемлемости перевода не только географических терминов, но и всего славянского текста. Вникнем в значение слова «правая» и связанные с ним ассоциации. В русском языке есть две группы смыслов этого слова: более высокая, связанная со словом «правильная», и бытовая – «то что справа». В славянском языке слово «правая» имеет только первый смысл, а второй передаётся словом «десная». Но и это слово употребляется только в священных текстах. Нельзя сказать: десной ряд, десной поворот, десная резьба, десная партия. Для всех таких понятий необходимо русское слово: правый ряд, правый поворот, правая резьба, правая партия. Думаю, всем ясно, что партия не может называть себя «правой» в первом смысле – это тут же будет оспорено её политическими противниками. Нам должно быть совершенно ясно, что русский перевод богослужебных текстов вводит в них множество посторонних понятий, мешающих молитве, если не уничтожающих её.

Скажу ещё и о том, что это свойство не только перевода, осуществлённого о. Феогностом – это органическое свойство любого русского перевода.

Вспоминается при этом уж совсем анекдотический случай. Кто-то где-то перевёл слова из великой ектении «о благорастворении воздухов» словами «о хорошей погоде». Понятие: «хорошая погода» тесно связано в нашем сознании с отдыхом: рыбалкой, катанием на велосипеде и на лыжах, купанием и пляжем, а то и с выпивкой, если не с чем-то похуже. Для делового отношения к погоде есть другое определение: «благоприятная». Но это более высокое определение, к сожалению, адресно. Погода благоприятная для земледелия может оказаться неблагоприятной для строительства. Так что и это слово для перевода употребить нельзя. А «благорастворение воздухов» кроме практического значения для «изобилия плодов земных» напоминает нам и о красоте создания Божия – о свежем воздухе после грозы, о благоухании луговых цветов или скошенного сена и т.д.

В заключение отмечу, что старание перевести богослужение на русский язык становится всё более настойчивым и даже агрессивным. Какие цели при этой агрессии преследуются, неясно. Ясно только, что далеко не благочестивые.





[1]Основное возражение как о. Феогноста, так и всех обновленцев против служения утрени с вечера сводится к тому, что, произнося вечером на утрени прошение ектении «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», мы, якобы, утрачиваем реальный смысл времени. Однако в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»). Прим. ред.

[2]В «живом журнале» игумена Феогноста (Пушкова) приводятся и другие чинопоследования и богослужебные тексты Православной Церкви, переведённые о. Феогностом на русский язык.Прим. ред.

 

 


 

Статьи автора

Юбилей непослушания

О миссионерстве и некоторых миссионерах

О «литургическом возрождении» и «индивидуальном религиозном возрастании»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

 

НОВОСТИ

23.09.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви