Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мария НИКИФОРОВА
О католическом присутствии в России


 Рим сфокусирован на Москве. Это больше половины православного мира.
Они думают, что если у них не будет Москвы, то у них останутся только куски и осколки.
Среди остального православного мира есть великие люди,
такие как Вселенский Патриарх Варфоломей, и живые Церкви, как в Румынии.
Но никто из них не имеет такого количества ресурсов, как Московский патриархат.

Антуан Нивер, издатель «Service orthodoxe de presse».



Говоря о присутствии в России Католической церкви, нужно сразу отметить, что оно началось не в прошлом, и даже не в позапрошлом веке, а со времён Киевской Руси, которая, как отмечает А.В. Карташев, отличалась «сравнительной веротерпимостью» [1]. Это отношение распространялось не только на католицизм, но и на другие религии: на Русь приходило много «заморский гостей», и с ними нужно было поддерживать хорошие отношения. И хотя на Руси были и католические храмы и даже несколько монастырей, русское население контактировало и с католиками-мирянами, и с духовенством, это общение не привело к каким-то прокатолическим настроениям. «В конце домонголского времени, – пишет А.В. Карташев, – под влиянием религиозного разделения с Западной Европой, все подобные следы прошлой близости к ней русских людей почти совершенно исчезают и, после катастрофы монгольского нашествия, становятся невозможными» [2].

Ради исторической справедливости нужно отметить, что, начиная с Андрусовского перемирия 1667 г., в состав Российской Империи начинают входить территории с католическим населением. Поэтому в 1773 г. Екатерина II основала Белорусское римско-католическое епископство, а в 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой к России перешла Беларусь со старейшей в Европе Минско-Могилевской архиепископской кафедрой. И хотя на землях Польши, Прибалтики, Финляндии, Западных Украине и Беларуси католичество было укоренено исторически, в центральной части Российской империи оно стало популярным только в XVIII–XIX вв. среди русской аристократии и интеллигенции. Народ же, в своей массе, католичеством не интересовался и оставался православным. Территории, где католичество исторически сосуществовало с православием, присоединялись к России на протяжении нескольких веков. Но сегодня все они находятся в составе других государств.

После распада СССР Российская Федерация стала полем битвы представителей различный религиозный деноминаций. Они должны были выдержать конкурентную борьбу не только с Русской Православной Церковью, но и друг с другом. И Рим, чей взгляд был обращён в сторону России много веков подряд, конечно, не мог оставаться в стороне от «духовной колонизации» России Америкой и Европой в «лихие девяностые». Поэтому 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II издаёт указ о создании апостольских администратур европейской и азиатской частей России и Казахстана. Апостольская администратура – административная единица Католической церкви в странах, где есть католики, но при этом нет возможности открыть епархии. Главой российских католиков был назначен белорусский епископ Тадеуш Кондрусевич. Он же в 2002 г. после реорганизации администратур в нормальные епархии возглавил поместную Католическую церковь в России с титулом архиепископа-митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве. В сентябре 2007 г. архиепископ Кондрусевич был переведён на Минско-Могилевскую кафедру. А ему на смену пришёл достаточно молодой епископ Паоло Пецци. В феврале 2010 г. он написал заметку «Католическая Церковь в России: смысл присутствия». В ней подробно говорилось о двух концепциях присутствия в России РКЦ, и о том, какую цель ставят перед собой российские католики. Наиболее любознательным читателям я настоятельно рекомендую прочесть самим эту интересную статью. Мы же коснемся нескольких её утверждений.

Говоря о присутствии в нашей стране католиков, архиепископ развивает две его концепции. «Если, в силу исключительных обстоятельств, Церковь в определённом месте или в определённый период должна ограничить свои заботы отдельными «этническими» группами (как было в России до 1905 г.), она при этом должна испытывать горячее желание “открыть” свои двери всем остальным, как только появится возможность; иначе она в конце концов задохнётся (выделено мной. – М.Н.)… Для католиков в России это означает, что нельзя отрицать или забывать собственную историю, которая гласит, что католическое присутствие в России действительно возникло именно как этническое: поляки, немцы, литовцы, украинцы, французы приезжали в Россию и в ней оставались, – но также и как русское: уже в прошлом, в ходе совершенно особой истории “русских католиков”. С другой стороны, если католическое присутствие укоренено и должно быть укоренено в своеобразии различных культур, которые доставили его в Россию, оно также должно “вливаться в универсальность, которая представляет собой обмен ради общего обогащения”. Отсюда следует, например, что типично “латинскую” традицию большинства русских католиков (она соответствует их происхождению: немецкому, литовскому и т.д.), разумеется, нельзя отвергать, нельзя ею пренебрегать. В то же время, однако, не следует смешивать своё “латинство” (равно как и свою этническую принадлежность: немецкую, литовскую, польскую и т.д.) с “католической” идентичностью. Быть католиком – значит просто следовать за Христом, жить по вере в общении с епископом, который, в свою очередь, находится в общении с епископом Рима. Но католики в России, как и в любом другом месте, строят жизнь по вере в определённой среде, а именно в России начала XXI века. А христианская вера умирает, если не воплощается в конкретных обстоятельствах времени и места, в культуре, в которой она призвана созревать. Жан Даниелу пишет: “Христос – это действие Бога, Который приходит за человеком, где бы тот ни находился, чтобы взять его и возвысить до Себя. [...] Каждый принимает Слово Божие согласно собственной форме религиозности, и ценности различных религий в христианстве сохраняются. Индиец, принимая христианство, в полной мере остаётся индийцем. [...] Часто нам кажется, что наш образ жизни – единственно возможный для христиан. Отсюда рождается желание навязать его другим. Именно в этом заключается ошибка христианского колониализма [...]”» [3].

Комментируя этот отрывок, хотелось бы остановить внимание на том, что в России среди различных христианских конфессий есть одна основная – Православие, и оно тоже учит жизни со Христом, имея в своём арсенале все необходимые для спасения души средства. Если принимающему католичество индейцу Жаном Даниелу даётся право «оставаться индейцем», то было бы прекрасно, если живущему в России русскому также будет даваться право оставаться русским, – тем, кто впитал православную традицию с молоком матери и вырос в ней даже в том случае, если он узнавал о ней не из прямых, а косвенных источников – русской литературы, музыки, живописи.

Продолжим цитату из заметки католического архиепископа. «…Второй вызов, стоящий сегодня перед Католической церковью в России; в нём неразрывно соединились миссионерская и экуменическая идеи. Вышеназванный принцип помогает нам понять, что миссия и экуменизм отнюдь не противостоят друг другу – наоборот, один является аспектом другого. Цель Церкви – возвещать Христа человеку и соединять человека с таинственным телом Христовым, не стирая личных особенностей каждого, неповторимых и отличительных, но, напротив, раскрывая их и приумножая их плодотворность; поэтому очевидно, что невозможно быть католиками в России без глубочайшего уважения к Русской Православной Церкви, без самого искреннего и горячего желания объединиться с нею: ведь она хранит бóльшую часть богатейшей духовной традиции этого народа. Несмотря на культурные различия, эта традиция укоренена в вере, которая в своих основаниях практически совпадает с католической верой. Русский православный богослов Сергей Булгаков в своей работе “У стен Херсонеса” признавал, что разделение Церкви не достигает глубин, в своей таинственной жизни Церковь остаётся единой; это можно утверждать, по крайней мере, об отношениях между православием и католичеством. Автор отнюдь не закрывает глаза на трагическое положение вещей: разделение Церкви – рана для обеих сторон. В этой перспективе важно воспринимать нашу миссию не как параллельную или конкурирующую с миссией Православной Церкви – как если бы мы старались как можно скорее обратить побольше русских в католичество, – а как подлинно “экуменическую”, то есть проникнутую желанием осуществлять и демонстрировать уже сейчас (в тех формах, какие Бог даёт) единство, которое нам ещё предстоит развернуть во всей полноте» (выделено мной. – М.Н.) [4].

Думаю, комментарии к этому утверждению архиепископа Пецци излишни: всё говорит само за себя. Так какие же цели пребывания в России ставит перед собой Католическая церковь и с помощью каких организаций она собирается впоследствии развернуть во всей полноте единство христиан?

В отличие от Православной, Католическая церковь предлагает человеку большой выбор институтов посвящённой жизни – различных орденов и конгрегаций, в которых каждый желающий может найти для себя наиболее близкий ему путь духовного развития. У каждого ордена, конгрегации и других организаций есть свой устав, традиция религиозной жизни, руководство. Как правило, ордена состоят из трёх ветвей: мужского и женского орденов, а также «третьего ордена» для мирян. Вступающие в третьи ордена люди не становятся монахами, но при этом они занимаются различным служением Католической церкви и связаны с орденами. Мы расскажем только о некоторых работающих в России орденах и организациях.



«Христианская Россия» (“Russia Cristiana”)


Это общественное движение было создано чуть более пятидесяти лет назад священником Романо Скальфи. В течение долгого времени он изучал русский язык и ежедневно просматривал советскую прессу. В годы застоя «Христианская Россия» занималась тем, что переправляла в СССР христианскую литературу на русском языке, в основном, брюссельского издательства «Жизнь с Богом» и самой «Христианской России». Вокруг него собралась группа энтузиастов, и духовных, и светских лиц, интересующихся русским религиозно-философским наследием, православием и советской действительностью. Позднее к о. Романо, как к знатоку России и православия, приезжали на стажировку и подготовку священники, направленные на служение в РФ. В их числе был и новый архиепископ Паоло Пецци. Сейчас «Христианская Россия» активно присутствует в России благодаря фонду «Покровские ворота» (второе название – «Духовная Библиотека»). У центра три направления работы – издание, распространение книг и культурная деятельность. Цель издательской работы многогранна – это служение Католической церкви и её официальным структурам; поиск и развитие экуменического диалога; изучение и распространение духовной, исторической и богословской традиции католической и православной Церквей. Книги, издаваемые Центром, относятся к богословскому и культурному наследию обеих конфессий. Сотрудники ищут «внутри русского христианского мира… авторов и тематику согласно цели и духу Центра» для того, чтобы опубликовывать их работы [5]. Особое внимание центр «Покровские ворота» уделяет «экуменической дружбе между католиками и православными» [6]. Сегодня «Покровские Ворота» проводят множество различных мероприятий – от концертов русской и западной классической музыки, детских спектаклей и выставок до циклов лекций на богословские, исторические и литературоведческие темы. Среди постоянных гостей центра много не только иностранных священников и богословов, но и российских православных деятелей.

У истоков «Христианской России» вместе с о. Романо стоял ещё один священник, отец Нило Кадонна. В советские времена он занимался тем, что переправлял в СССР духовную литературу, а в девяностые приехал в Россию и преподавал итальянский язык в Российском православном университете. После слияния «Христианской России» с «Общением и освобождением» он вместе с другим священником, Серджо Мерканцини, владельцем знаменитой лавки литературы о православии на Борго Пио в Риме, в знак протеста вышел из организации и создал свою альтернативу – Центр «Экуменическая Россия» (Centre Russia Ecumenica). О. Серджо мотивировал этот шаг достаточно примитивно: «Скальфи говорит: какая Россия христианская страна? Там верующих малое меньшинство, поэтому у нас есть полное право там обращать людей в христианство» [7]. Отметим, что ни в одном интервью о. Романо в России не говорится о полном праве обращения в христианство россиян, однако не доверять бывшему соратнику Скальфи, проработавшему с ним долгие годы, нет никаких оснований. К нам отец Романо приезжает нередко. В один из своих приездов он дал интервью Агентству религиозной информации «Благовест-инфо» и сказал следующее: «Современный кризис веры – это крик, взывающий к нашему единству. Миссия – неотъемлемое качество христианства. А современные условия заставляют экуменизм быть миссионерским экуменизмом, иначе мы строим на песке» [8].

По мнению Скальфи, экуменизм не может быть прозелитизмом, потому что он исходит из личного опыта. Его целью должно быть стремление к единству, согласие во имя Христа, пребывающее в человеческом сердце. Главная преграда экуменизма – несогласия внутри обеих Церквей, преодолев которые верующие смогут придти к единству. Цель «Христианской России» её основатель видит в том, чтобы «в России люди стали настоящими православными, потому что как может настоящий православный не любить Христа больше всего?» [9], а её главная задача – работа по «возрождению христианства в странах бывшего СССР» [10], передача в Россию её духовного и культурного наследия. Как видим, отец Романо говорит не о православии, а именно о христианстве.


«Общение и освобождение» (“Communione e Liberatione”) (CL)


Друг отца Романо, священник Луиджи Джуссани, стал основателем другого знаменитого движения, «Communione e liberatione» («Общение и освобождение»). Недавно «Христианская Россия» и «Общение и освобождение» соединились вместе. «Comunione e Liberazione» (CL) – мощная организация: в ней священники и миряне объединены в одно целое. Члены движения ведут большую работу с молодёжью. «Общение и освобождение» как организация получила благословение Иоанна Павла II в 1982 году. Сегодня более 100 000 членов Братства работают в 67 странах. Их девиз прост: «Церковь должна быть в движении, потому что она должна мобилизовать сердце (людей) к Евангелию».

Её основатель дон Луиджи Джусссани с юности интересовался православием и Россией, изучал восточное богословие со специализацией на славянофильстве, а ещё он исследовал американское протестантское богословие и рациональную мотивацию веры и присоединения к Церкви. Так что он прекрасно знал учения и философские школы многих оппонентов католичества. В России его больше всего привлекало понятие русской соборности. Перед конклавом 2005 г. «Comunione e Liberazione» вступило в альянс с другой мощной католической организацией, «Opus Dei» и обеспечило своей поддержкой победу кардинала Ратцингера . К CL принадлежит глава российских католиков архиепископ Пецци.


«Дело Божие» (“Opus Dei”)


Это одна из самых таинственных католических организаций, окутанная покровом из тайны и вымыслов. Не все страны разрешают в своих пределах деятельность этого светского католического ордена. Официально «Опус Деи» появился в России в декабре 2007 года, однако один из его представителей А. Хавард сказал, что до перехода на легальное положение организация находилась здесь уже 15 лет [11]. Как сообщает официальный сайт организации, «с 1990 г. члены «Opus Dei» регулярно ездили из Финляндии в Москву и Санкт-Петербург, чтобы поддержать духовно членов Дела, работающих в России и их друзей. 26 июня 2007 г. в Москву приехала маленькая группа членов «Opus Dei» с целью открыть в России первые центры этой организации» [12].

Примерно в начале прошлого века испанский священник Хосе Мария Эскрива увидел во сне структуру своего ордена, целью которого должна была стать населённая святыми людьми земля. Однако при всём взыскании святости орден не забывал и о политике: возникнув накануне Гражданской войны в Испании, его члены, а это, прежде всего, деятельные миряне, заняли чёткую антикоммунистическую позицию, благодаря чему после победы режима Франко смогли занять немало руководящих постов. Расцвет «Опус Деи» пришёлся на понтификат Иоанна Павла II. Некоторые историки не исключают, что именно эта организация помогла Папе занять трон святого Петра, в благодарность за это он в 1982 г. утвердил «Опус Деи» в качестве своей личной (персональной) прелатуры. Теперь орден подчинялся лично Папе, а не местным епископам. Таким образом, Войтыла получил в свои руки мощное оружие – глаза и уши на местах, а орден – власть, выраженную, прежде всего, в свободе непослушания главам национальных Католических церквей.

Об этой организации можно писать много. Её существование окружает такой поток информации, в котором бывает очень трудно отделить правду от вымысла. Отметим только одно – «Опус Деи», или, в переводе с латыни, «Дело Божие», не миссионерская или благотворительная организация, ограниченная проведением катехизации или социальной работой, и не монашеский орден. Это – разветвлённая, мощная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – проведение воли Папы именно в тех областях, в которых они работают, в том числе, и в политике. Именно «Опус Деи» со времён понтификата Папы из Польши стал одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителями его не столько духовных, сколько политических, интересов. И их приход в Россию, несомненно – знаковое явление и оно не случайно: ещё в далёкие тридцатые годы основатель ордена Хосе Мария Эскрива писал о том, что Россия – это страна, «которая со временем принесёт обильные плоды» [13].


«Фоколяры» (“Focolare”)


Движение «фоколяры» (от итал. слова il focolare – очаг) родилось в Италии во время II Мировой Войны и начиналось с группы девушек, решивших жить, подобно первым христианам. Сегодня это движение распространено по всему миру. Исповедуя, что Бог есть Любовь, фоколяры развивают идею сопричастности людей во всех сферах жизни: религиозной, социальной, экономической и политической. Одна из черт движения – «народный экуменизм»: в него могут вступать представители разных христианских конфессий. Вот что об этом пишет официальный сайт «Фоколяр»: "Хотя духовность Кьяры Любич (основательницы движения. – М.Н.) и возникла в католической Церкви, ей следуют христиане различных конфессий, так как отличительная черта общины Движения – полный отказ от любой формы прозелитизма, верность каждого своей Церкви и одновременно уважение, почтение и любовь к другим Церквам. В частности, принятие духа Движения православными христианами поощрялось тем, что, начиная с 1967 года, Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой духовной дружбы с Кьярой Любич. Многие люди, познакомившись с образом жизни участников Движения в разных православных странах, стали лучше осознавать своё место в православной Церкви, к которой они принадлежат; другие вошли в неё, приняв крещение. Оставаясь верными чадами своих Церквей, христиане, которые следуют духовности Движения, стремятся жить в братстве с представителями других конфессий, уважительно и с открытым сердцем вести диалог с верующими других религий и людьми самых разных убеждений. Кьяра Любич играла первостепенную роль в диалоге между христианами, содействуя осуществлению инициатив различных Церквей, направленных на то, чтобы сделать всё более видимым единство последователей Христа. Она участвовала в диалоге с представителями великих мировых религиозных традиций, знала многих наиболее авторитетных лидеров этих религий и являлась одним из почётных президентов Всемирной Конференции Религий за Мир (WCRP)» [14].

Ещё в шестидесятые годы ХХ века фоколяры начали появляться в странах Восточной Европы. Сегодня они есть и в России. Не смотря на их заявления о том, что каждый должен оставаться в своей конфессии, и, несомненно, положительную общественную деятельность, не надо забывать о том, что по своим сути, Фоколяры – католическое движение. Оно ставит перед собой в том числе и чисто экуменические цели по объединению христиан на основе разнообразного служения на католическом фундаменте.

С движением Фоколяриев переплетается деятельность другой организации – «Каритас».


«Каритас»


Каритас в переводе с латинского означает деятельную любовь. После выхода в 1891 г энциклики Льва XIII «Rerum novarum» («Дух перемен») среди католиков началось активное движение социальной помощи. В 1897 г. немецкий священник Лоренц Ветрманн создал первый центр для координации социальной работы среди мирян и дал ему имя «Каритас» (Любовь). Сегодня международная благотворительная организация «Каритас» – это объединение 164 гуманитарных католических организаций, работающих в 198 странах мира. В 1950 г Ватикан создал международную конфедерацию «Caritas Internationalis». «Каритас» получил статус консультанта в ООН, ЮНЕСКО, Организации африканского единства и Совете Европы. Его сотрудники, многие из которых добровольцы, работают не только в странах Европы, Африки и Америки, но и в «горячих точках». Главной задачей организации была и остаётся социальная и благотворительная помощь самым разным слоям населения.

В России эта организация появилась в самом начале девяностых годов [15]. Начав с раздачи гуманитарной помощи, «Каритас» перешёл к развитию социальной работы в католических общинах. Сегодня его отделения есть во всех российских епархиях. Общество организовывает детские дома, центры развития детей, работает с инвалидами и пожилыми людьми. На территории Российской Федерации сегодня действует более 100 организаций «Каритаса».


«
Церковь
в беде» (“Kirche in Not”)


Многие католические проекты в России осуществляются при поддержке двух немецких организаций – «Реновабис» и «Церковь в беде». Как сообщает официальный сайт «Реновабиса», его цель – укрепление Церкви и общества в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и поддержка различных просветительских, религиозных и социальных проектов на постсоветской территории этих регионов [16]. «Церковь в беде» («Kirche in Not») тоже активно участвует в различных проектах. Так, именно этот фонд дал деньги печально известной в православной среде своим экуменизмом и филокатоличеством радиостанции «София» [17] и помог открытию интернет-проекта Агентства религиозной информации «Благовест-инфо» [18]. Агенство было создано белорусским католиком И. Тарасевичем (погиб в 2002 г.). Необходимо отдать должное этому порталу – освящая события из жизни Католической церкви, «Благовест» сообщает о новостях всех основных конфессий, часто предоставляет пространство для дискуссий оппонентам. Иногда «Благовест-инфо» допускает диаметрально противоположную интерпретацию тех или иных новостей. Его отличает толерантное отношение ко всем религиями и религиозным течениям.

Помимо движений в России работают и многие монашеские ордена. Из них хотелось бы выделить несколько.


Салезианцы (Салезианцы дона Боско) (SDB)


Это – один из самых «мирских» католических орденов. Мирских, потому что его единственная цель и задача – работа с миром, а точнее, с детьми. Орден основан итальянским священником св. Джованни Боско специально для работы с уличной молодёжью. Главное направление его деятельности – социальное служение и воспитание подрастающего поколения. В России салезианцы представлены в сравнительно большом количестве, по национальному составу почти все они – поляки. Именно этот орден окормляет кафедральный собор Непорочного Зачатия в Москве. Монахини-салезианки и миряне-терциарии (третий орден) проводят занятия с молодёжью в оратории (молодёжный клуб, в котором духовные упражнения сочетаются с играми и разными занятиями). Салезианцы активно сотрудничают с благотворительной организацией «Каритас» и содержат детские приюты. Начиная с 2002 г. в связи с этим несколько раз поднимался шум в прессе по поводу обращения детей в католичество. Правда, после того, как в 2005 г. члены рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквями договорились о том, что к православным детям должно получать доступ православное духовенство, даже если они находятся в католическом приюте. С тех пор детей иногда приводят для крещения в православную церковь. (Например, в 2006 году в Москве в салезианском приюте о. Игорь Выжанов (ОВЦС) совершил крещение одного из подопечных московского приюта ордена.). Устраивают салезианцы и летние лагеря для молодёжи, куда приглашаются представители разных конфессий.


Доминиканцы (ОР)


В 2000 г. на постсоветском пространстве доминиканцы имели всего один монастырь (дом). К 2007 г. к нему прибавилось ещё четыре украинских – в Ялте, Черткове, Фастове и Киеве. Исторически сложилось, что доминиканцы, или «псы Господни» (Domini canis), как их часто называли в средневековье, занимаются наукой и образованием. В 2005 г. настоятелем Санкт-Петербургского дома стал о. Геацинт Дестивелль. Во Франции он руководит исследовательским богословским центром «ISTINA», занимающимся экуменической деятельностью. Центром издаётся одноимённый журнал. Его тематика посвящена, прежде всего, межконфессиональному диалогу. В октябре 2007 г. о. Геацинт защитил в СПбГУ диссертацию на тему «Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-18 годов и принцип соборности». В 2006 г. «ISTINA» учредила в Санкт-Петербурге Коллегию св. Василия. Её цель – предоставить православным семинаристам возможность стажировки во Франции с тем, чтобы они лучше могли понять западное христианство.


Францисканцы (OFMconv)
(Братья меньшие конвентуальные)


Это – один из самых «старых» католических орденов, основанный в 1208 г. католическим святым Франциском Ассизским. Первые монахи приехали в постсоветскую Россию в 1993 г., а в 2001 году была создана Российская Генеральная Кустодия св. Франциска Ассизского, в которую вошли три монастыря – в Москве, Калуге и Санкт-Петербурге. В 2002 г. к ним присоединились общины из Черняховска, Астрахани и Элисты. Всего орден насчитывает около 40 братьев, приехавших из стран СНГ, Прибалтики, Румынии и США. Орден занимается широкой научной, издательской и просветительской деятельностью. Имеет свои издательство с магазином, журнал «Брат Солнце» и культурный центр в Москве. Именно францисканцами подготавливается к печати многотомная Католическая Энциклопедия (гл. ред. А. Юдин). В интернете пользуется немалой популярностью основанная молодыми монахами монастыря в Санкт-Петербурге группа «Братья Франциска».


Паулинки (дочери святого Павла)


Женский миссионерский орден. Занимаются распространением католической литературы. В Москве, помимо штаб-квартиры, содержат собственное издательство и магазин «Паолине» на Б. Никитской улице. В этом магазине предлагаются книги не только католических, но и православных авторов. Издательство «Паолине» выпустило на русском языке основополагающие документы Католической церкви – документы Второго Ватиканского Собора, Катехизис Католической церкви и Компендиум Социального учения Церкви.


Редемптористы


Миссионерский орден, появившийся в Сибири лет сто назад и вынужденно прекративший свою работу после революции. Главным занятием монахов была подготовка и проведение духовных упражнений (реколекций) для народа. Сейчас монахи ордена, в основном поляки, вновь покоряют сибирские просторы. Представительства находятся в Кемерово и Оренбурге, Орске, Прокопьевске и Петропавловске. В 2008 г. орден отметил столетие своей миссии в Омске. Сейчас в стране находятся пять общин с 17 редемптористами. В РФ с 1993 г., женская ветвь ордена – с 2001 г. В 1995 г. в Оренбурге орденом был открыт Колледж католической теологии. Есть общины и в Казахстане.


Иезуиты (SI) (Общество Иисуса)


В современной России орден был зарегистрирован 21 июня 1992 г. как Независимый Российский Регион Общества Иисуса. После высылки из страны генерала Станислава Опели в 2000 г. как персоны нон грата, орден возглавил мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный своим руководством на учёбу в 2007 г. Его преемник, священник Отто Месмер, был убит вместе со своим собратом по ордену Виктором Бетанкуром. Иезуитам передали руководство Колледжем католической теологии св. Фомы Аквинского. В нём собрана библиотека, состоящая из книг не только по католической, но и православной тематике. К ордену принадлежит один из самых перспективных российских католических иерархов – епископ Иосиф Верт (Новосибирск). Его брат возглавляет телестудию «Кана». Там же работает центр духовного развития «Иниго», который занимается активнейшей просветительской деятельностью – открытый заочный «Библейский курс» для всех желающих, одна из лучших в России библиотек по философии, в которой могут работать абсолютно все. Орденом издаются периодические журналы «Точки» и «Символ». Как заявляет официальный сайт Ордена, цель его присутствия в России – «пастырская помощь Католической Церкви в РФ и странах СНГ и интеллектуальное апостольство» [19].

Говоря о деятельности католических орденов в России нужно помнить, что они создавались в католических странах людьми, избравшими путь служения Богу и ближним. Многие из них внесли огромный вклад и в духовную, и в научно-педагогическую жизнь Запада. Основатели некоторых из них, как, например, мать Тереза Калькуттская, совершили переворот в отношении к бедным и обездоленным людям, или как дон Боско, дали детям улицы возможность получить образование и профессию. Но при этом нельзя забывать, что в Россию эти ордена приехали затем, чтобы миссионерствовать и заниматься прозелитической деятельностью. Поэтому отказываться от своей основной задачи – проповеди католицизма, они вряд ли собираются.

Так в чём же для Католической церкви заключается смысл её присутствия в России? Вот что об этом говорит уже в цитируемой мною статье архиепископ Паоло Пецци: «Мне кажется, теперь мы можем отчётливо увидеть провиденциальный смысл католического присутствия в России: в традиционно православной стране можно вблизи рассмотреть опыт Римско-католической Церкви, а это – необходимый подготовительный этап, предшествующий большему желанию и более настойчивой просьбе к Богу о единстве Церквей (выделено мной. – М.Н.). Это присутствие помогает понять, что в действительности доктринальное единство между Православной и Римско-Католической Церквями уже существует: то, что нас объединяет, бесконечно больше того, что разделяет. Это верно для индивидуального христианина и для целых Церквей, поскольку единство христиан есть величайшее свидетельство об истине Христовой (ср. Ин 17,21)» [20].

Думаю, после всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что католическая миссия в России – попытка провести подготовительный этап к столь желанному для Рима объединения с Православием, а в итоге – его поглощению и конечной ассимиляции с Католичеством.

 
Примечания


1. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». т. I. С. 264.
2. Там же. С. 266.
3. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
4. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html
5. http://www.dbiblio.org/index.php?option=com_content&view=article&id=74&Itemid=86
6. Там же.
7. Баунов Александр. Установление отцовства. Русский Newsweek, №16, 01.05.2005, с. 40-46
8. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=16796
9. Там же.
10. Там же.
11. Четверикова Ольга. «Опус Деи» в Росиии: политическая миссия? // Фонд стратегической культуры. 2008
12. http://www.opusdei.ru/art.php?p=24329
13. http://www.opusdei.ru/sec.php?s=935
14. http://www.focolare.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1227&Itemid=29
15. Подробную историю Каритаса см. http://caritas.irk.ru/hist.htm
16. http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1174394
17. http://religion.ng.ru/facts/2001-02-14/3_way.html
18. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=34319
19. http://www.jesuit.ru/index.html
20. http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-02-11-12-45-33.html



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

17.08.2016
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

3.08.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии


Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)


Песенные флеш-мобы в Запорожье и Донецке (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви