Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Алексей МАЛЫШЕВ
Нехорошая хлыстовская «миссия» протодиакона Андрея Кураева


Одной из главных проблем современного российского православного сообщества, как лакмусовой бумажкой выявлявшихся неоднократными межличностными конфликтами последних лет, является проблема грубого неуважения к другим православным, сквернословия и неумения себя вести прилично в публичном пространстве.

И первейшим примером в нашей беседе, как это ни прискорбно, является «бродячий протодиакон» (по меткому выражению протоиерея Георгия Городенцева[1]) Андрей Кураев. Да-да, тот самый, по чьему учебнику понуждены обучаться основам православной культуры российские школьники. Именно ему мы и посвящаем сие небольшое исследование.

Кураеву по праву принадлежит первенство в списке тех, кто с легкостью неимоверной может очернить, больно обидеть человека, просто походя кинуть ему что-то болезненно обидное: «чмо» [2], «трансвестит» [3], [«фюрер», «товарищ в рясе», «подонок»] [4], «отморозки» [5], «жопа» [6], [«поджопник», «хамло»] [7], «фашик», «фашист» и мн. др. Чувствуются, ох, чувствуются «чекистские» замашки товарищей губельманов-дзержинских конца десятых годов прошлого века!

Юрий Воробьевский справедливо говорит, что и в «Живом Журнале» Кураева, где ученики Кураева берут с него пример и даже премного превосходят его в написании ругательств, царит «дух прямо-таки бандитской таверны» [8].

Известного православного публициста Владимира Семенко Кураев очернительно поименовал «маргинально-злобной семенкой» [9]. Словом «трансвестит» Кураев очернил доцента кафедры истории России и архивоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместителя декана по учебной работе, кандидата исторических наук Юлию Белоногову [10].

К Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету у Кураева давно уже явно неравнодушное (в смысле – негативное) отношение. По свидетельствам очевидцев, в своих выступлениях Кураев продуцирует ложное представление о том, что «студентки Богословского Свято-Тихоновского института – хуже Эллочки-Людоедки, потому что та хотя бы 12 слов знала, а студентки обходятся четырьмя – “смирение”, “искушение”, “послушание”, “благословение” – в общем, еще большие ханжи и лицемерки» [11]. Мы предполагаем, вся причина в том, что этот авторитетный православный вуз очень много внимания уделяет нравственному воспитанию своих студентов и студенток. И это нравственное воспитание по своей ценностной основе не имеет абсолютно ничего общего с убеждениями Кураева.

Не только означенный православный вуз пал жертвой кураевской скверной лексики. Заведующую кафедрой журналистики Российского православного университета Елену Жосул Кураев очернил, почислив её «в мерзкой роли сутенера, зазывающего элитных клиентов» и вменив ей топление Церкви «в дерьме» [12].

Налицо явная идиосинкразия Кураева к педагогам, заставляющая задуматься о, видимо, каких-то его комплексах неполноценности (возможно, в части его собственной образованности или в части его собственных педагогических навыков).

Школьных учительниц Кураев пренебрежительно именует «училками» [13]. Пафос такой, что, можно подумать, будто бы сам Кураев – это авторитет из авторитетов в российской, да что там – в общемировой, педагогической науке и практике! Более того, «со знанием дела» Кураев заявил [14], что таких людей, которые «любят детей, любят свою профессию и любят себя в профессии», которым «радостно идти на работу» в школу, в школе явное меньшинство! А остальные-то кто тогда в школе? На этот вопрос Кураев прямо отвечает в книге «Культурология православия: готова ли школа к новому предмету?» (2007 г., с. 25) – «раздраженные неудачники», не обремененные «нравственным творчеством и любовью к России» [15].

На каких это, позвольте спросить, нравственных и профессионально-компетентностных основаниях Кураев, никогда не работавший в школах и знающий российскую школу только по внешнему виду актовых залов, где он толкает малоадекватные речи абсолютного профана в образовательных вопросах, позволяет себе такие возмутительные оценочные суждения о российских учителях? Чего и сколько сам Кураев понимает в вопросах образования, легко понять, просто лишь немного почитав его творения или послушав его выступления по радио.

Вот, к примеру, неадекватный стереотип кураевского мышления относительно московских мальчишек: «Планы любого московского мажорного мальчика, мечта – устроиться на работу в торгпредство куда-нибудь, это ясное дело» [16]. В какое «торгпредство»?

Но важны не претензии на крутой профессионализм. Важно, что Кураев стал очень злым человеком. А еще, как справедливо заметил один из комментаторов в ЖЖ Кураева, у него [Кураева] «талант помнить нанесенные обиды» [17]. Этим определяется очень многое в его поведении. И вот он уже ёрничает над бедой православных, потерявших в пожаре свой храм [18].

Покажем выказывание Кураевым пренебрежения к настоятелям православных храмов: «Церковь должна обрести человеческое лицо и этим лицом станет не только настоятель, спрятавшийся за иконостасом» [19]. Вот так: настоятели в полном составе где-то «прячутся» (как тараканы?).

Согласно кураевским призывам, Церковь нуждается в обретении «человеческого лица». А сейчас у Церкви какое «лицо»? По логике, исходя из этого высказывания «бродячего протодиакона», лицо не-человеческое? «Звериное», «птичье», «лицо» насекомого? Или «беса»? Кураев головой когда-нибудь думает, прежде чем выдать очередной ляп?

Или вспомним обидные выпады Кураева против православных священников: «Если батюшка с любым встречным общается только о спасении его души, этот батюшка – он [в этот момент Кураев, по свидетельству очевидцев, крутит пальцем у виска] на пути в психушку» [20].

Из многих его речей сквозит презрительное пренебрежение, явное и открыто проявляемое неуважение к людям. К учителям, к православным вузам [21], к настоятелям православных храмов. Пренебрежение, облеченное в форму бранную, ругательную.

«Перепады блатного сленга и высокопарных тирад – один из любимейших приемов оратора», – вот так справедливо оценивает стилистику кураевских «миссионерских» речей Николай Каверин [22].

Внутреннее отношение Кураева в целом к православному христианству и к Иисусу Христу проявляется в его высказывании: «И мы должны это понять, это наша карма, раз мы избрали такую странную веру какого-то Йешуа Ганостри…» [23]. Не стоит обманываться, это не эдакая речевая форма, использованного для лучшего понимания аудиторией речей Кураева, это именно чувствование самого Кураева. Так нам представляется. Иначе чем объяснить такое вот ёрничание Кураева над образом Русской Православной Церкви: «Такое ощущение, что мы – Церковь не правомыслящих, а правоскулящих» [24].

Префразируя Б.Брехта, хочется задать вопрос, а может быть, Кураеву поменять столь ненавистные ему Православие и Церковь на какую-нибудь секту? Из числа тех, хотя бы, где будут благоговейно относиться к его сакрально-сексуальным «духовным учениям» (об этом чуточку ниже)? Ведь Кураеву там было бы намного комфортнее, никто не задавался бы каверзными вопросами, никто не критиковал бы…

Вообще формулирование вопросов Кураеву для уточнения его прозвучавших околобезумных высказываний вынужденно становится уже частым занятием многих православных, с болью в сердце встречающих очередной перл «бродячего протодиакона». Жаль не все решаются сделать это вслух.

Например, Кураев говорит в своей ставшей уже скандально известной пропагандистской речи: «Регентши – студентки регентского отделения – это девочки православные, в основном из поповских семей. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать: “а у меня папа так не делал, а мамочка так не советовала; это можно есть, а это нельзя есть; сюда целуй, а сюда не целуй и т.д.” Поэтому лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!» [25].

Эдакий «секспросвет» в фирменной словоблудной упаковке от протодиакона Андрея Кураева. А куда, согласно Кураеву, надо «целовать»? Или, куда «целуют» своего гуру Кураева его поклонники? «По самое не могу катехизнуть» (кураевский растленный новояз – в смысле совершить половой акт) – это куда и в какой степени, в какой форме?

В статье Владимира Семенко транслируются ещё некоторые вопросы к Кураеву в связи с приведенной цитатой из числа его [Кураева] «нетленок»:

«1. Девочку миссионерить прямо на дискотеке в назидание остальным неверующим или отвести в подворотню?

2. Что делать, если она будет сопротивляться, кричать, драться и кусаться?

3. Как быть, если неверующие пацаны с дискотеки не оценят благого желания откатихизнить их девочку и сами примутся катихиздить миссионера? Их по какой статье привлекать, по 282-й?

4. Зачтутся ли принятые от этих гонителей миссии … в исповедничество?

5. Не связано ли номинальное безбрачие отца Андрея с неудачным опытом катехизации девочек по этой схеме?» [26].

От себя добавим еще вопрос: страшно подумать, но не в этом ли смысле Кураев «приводит к Богу» своих учеников, столь желчно и рьяно его защищающих в форумах его интернет-сайтов?

Нет, размышления над мерзкими фантазиями и изречениями «бродячего протодиакона» Кураева способны завести в невесть какие глубины ада…

В своем блоге один из вынужденных выслушивать эти скверные изречения Кураева так выразил свое возмущение: это текст «читать неудобно, да и смотреть на него стыдно, но именно эти слова были вынуждены выслушать из уст протодиакона мои собратья-семинаристы» [27].

Это Кураеву пора, наконец, обрести «человеческое лицо», а вдобавок еще ум и христианское смирение, дабы не оскорблять направо и налево людей и не совращать неокрепшие души.

Вот характерный кураевский стиль в выступлении этого «знатока психологии молодежи» перед студентами-железнодорожниками в Волгограде: «Имейте в виду, в 90 случаях их 100 это означает “Слышь, телка, я тащусь от тех ощущений, которые я испытываю в твоем присутствии”. А влюбленность – это другое» [28]. Принцип «бешеному диакону семь сальных скабрезных фантазий – не проблема!» работает. Остается только добавить, что это было выступление Кураева по теме реализации школьного учебного курса «Основ религиозной культуры и светской этики»!

Вспоминается, как во время лекции «Почему Бог один, а религии разные», которую Кураев прочел 11 декабря 2006 г. в Санкт-Петербургском политехническом университете, он заявил, что всего два человека в России, по его [кураевскому] мнению, могут написать «нормальный учебник» для преподавания «Основ православной культуры» в светских школах – это он сам и известный автор «Вредных советов» Григорий Остер [29]. Но Остеру с его аморальными «поучалками» очень далеко до «генитально-семантически-остроумных» фишек Кураева.

Кураев все больше и все чаще проговаривается о своей духовной сродненности с «остерами», то заявляя о наличии какой-то «вины» православных перед евреями [30], то требует от украинского народа покаяния за «антисемитские погромы» [31], то клянется в любви известной антихристианке, пседоправозащитнице Л.Алексеевой [32], то порочит русского царя Иоанна Грозного в своем школьном учебнике «Основы православной культуры» [33], то расхваливает «Шулхан Арух», стараясь сформировать его «благочестивый» образ [34], хвалит бизнес на «холокосте» [35], [36]. Наверно, именно потому этот ценитель «Шулхан Аруха» Кураев с такой легкостью находит общий язык и с русофобом Борисом Якеменко [37], и с печально известным Исааком Калиной, и всякими прочими евро-персонажами.

И потому Кураев так рьяно взялся за монополизацию учебника по основам православной культуры. Каким он видел такой учебник изначально, вот что он писал несколько лет назад: «На мой взгляд, ни один из существующих сегодня учебников, и уж тем более самый массовый учебник Аллы Бородиной, не подходит для преподавания в общеобразовательной школе. Проблема в том, что все эти учебники отождествляют православную культуру с археологией, а православие – со Средними веками. Православно-средневековая культура представляется чем-то далеким, закованным в золотые цепи и закрытым на большой амбарный замок, ключи от которого находятся в Патриархии или в Историческом музее» [38].

И вправду, в таком подходе не хватает околосексуальных новаторских подходов Кураева, как и прочих его фирменных фишек.

Характерны еврейские анекдотцы Кураева про Мессию, систематически рассказываемые Кураевым перед православными аудиториями [39].

На этом фоне очень яркой выглядит ёрническая клоунада Кураева, выказывающая его полное пренебрежение к Церкви: «Знаете, высшей наградой епископа является “право ношения двух панагий”; высшим отличием священника является “право ношения двух крестов”... Так вот я мечтаю о том, чтобы меня наградили “правом каждения двумя кадилами”! Представляете, как красиво это смотрелось бы: выходит диакон на амвон, в каждой руке по дымящемуся кадилу, и он машет ими, как китаец нунчаками! Просто супердиакон!» [40]. Кураев, похоже, готов превращать в клоунаду все вокруг себя.

Стремление все вышучивать и высмеивать не превращает Кураева в «рубаху-парня», а поднимает некоторые неудобные для него вопросы относительно его адекватности.
«Когда он [Кураев] поучает студентов духовной школы, как выбирать себе матушку, которая, по его мнению, должна позволить себя везде целовать, то так и кажется, что еще немного и Кураев запоет известную похабную песню: “Ты целуй меня везде, я уж взрослая уже”. А может быть, еще под нее какой-то эротический танец исполнит? И вправду не знаешь, какой очередной выходки следует ожидать от этого миссионера», – с болью в сердце говорит клирик Одесской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии протоиерей Георгий Городенцев [41], определенно выражая общее мнение многих и многих православных.

На фоне сказанного как-то видятся совсем в ином свете слова Кураева о созданном им учебнике основ православной культуры: «Я назначен главой редколлегии этого учебника, и мне бы хотелось, чтобы этот учебник донес до ребенка прежде всего одну вещь: ты любим» [42]. Проблема в том, что когда Кураев говорит о любви, он все реже говорит о любви к Богу и все чаще о каких-то нехороших формах «любви». «Такое ощущение, что авторы учебников озабочены тем, чтобы доказать церковной стороне свою ортодоксальность» [43] – это еще одно характерное заявление Кураева.

Интересно личное отношение Кураева к духовно-нравственному воспитанию школьников: «А если это духовно-нравственное воспитание. Ну, простите, я не могу понять, как это будут воспитывать моего ребенка, причем, именно давать ему какие-то нравственные, фундаментальные ориентиры, не спросив меня» [44]. Отрицание возможности и обязанности школы давать духовно-нравственное воспитание школьникам – это снова из разряда кураевского нигилизма, поскольку в этот подход никак не вписываются околосексуальные самого фантазии Кураева.

Все сильнее прогрессирующее состояние «прелести», в котором давно уже с головой всецело погружен и «радостно» пребывает «бродячий протодиакон» Андрей Кураев, обуславливает такую его «манию величия», каковая мало кому вообще снилась! Эдакий весь в белом рыцарь Церкви…

Сразу на память приходит нетленное: «Мы, Гольбасто Момарен Эвлем Гердайло Шефин Молли Олли Гой, могущественный император великой Лилипутии, отрада и ужас Вселенной, самый мудрый, самый сильный и самый высокий из всех царей мира, чьи ноги упираются в сердце земли, а голова достигает солнца, чей взгляд приводит в трепет всех земных царей, прекрасный, как весна, благостный, как лето, щедрый, как осень, и грозный, как зима…»

Но ведь все с точностью до наоборот! Нет причин для кураевских самочувствований и самоощущений, схожих с «манией величия». Их – этих причин – просто нет, и всё! Филистерски примитивизированное «богословие» Кураева, составленное им из нахватанных им «по вершкам» обрывков знаний (что уже не раз было доказано авторитетными богословами), никому не нужно. А по его лжебогословским фантазиям вообще запретительное решение церковного суда давно плачет.

И правильно пишет М.Шмелев в комментарии к полемизирующему с Кураевым материалу протоиерея Михаила Ходанова: «дребезжащая медь гордыни неподъёмно тяжела. Окамененное нечуствие “миссионера всероссийского масштаба” всё сильнее затягивает его в трясину хамства и высокомерия. Если так пойдёт и дальше, то рухнет наш многопудовый бронзовый “гений” в геенну огненную. Там его и “катехизнут по самое не могу”. Заслуженно и по справедливости» [45].

Но ведь немало людей признают Кураева миссионером? Всё верно. Так и есть. Он миссионер. Но весь вопрос в ценностных основаниях, в содержании и в целях Миссии. Церковна ли, православна ли миссия «миссионера» Кураева? Нет, нет и ещё раз нет. Это – хлыстовская миссия, сатанистская миссия, бесовская миссия, извращенская миссия, какая угодно еще, можно здесь спорить до бесконечности. Понятно одно. Миссия Кураева отношения к православному христианству не имеет никакого. Христианскую лексику Кураев просто использует в качестве оболочки, упаковки своих идей, как он использует русский язык для доведения своих мыслей до слушателей, зрителей, читателей.

Так что же такое произошло и что же такое происходит сейчас с протодиаконом Андреем Кураевым? Откуда такое совершенно радикальное духовное негативное перерождение этого ранее уважаемого церковного деятеля?

Один из авторов высказывает предположение: «А потом что-то произошло с о. Андреем. Какой-то неизвестный общественности внутренний переворот, заставивший прежде вполне прилично выглядящего в публичном пространстве человека извергать из себя горы дерьма. Это уже не мелкие модернистские глюки и не хаос с неверными ссылками, а именно тот случай, когда “от избытка сердца глаголют уста”. Обычно церковный человек начинает направо и налево разбрызгивать фекалии после заключения какого-то особо убийственного компромисса со своей совестью. На моей памяти подобные резкие перемены происходили, например, с ортодоксами, впавшими в блуд. Что там было с о. Андреем – не знаю, да и рана ли на совести является причиной фонтанирования вонючих струй из протодиаконского источника? И какая разница, в чем причина? Человеку нужна помощь, это очевидно. И призыв молиться о его вразумлении – это лучший вариант, без сомнения» [46].

О безмерном производстве Кураевым речей с окологенитальной и анальной семантикой уже не раз писали разные авторы [47]. И правильно говорит Андрей Мельков, что стала «традиционной и ключевой скабрезная окологенитальная семантика высказываний Кураева». Андрей Мельков справедливо указывает, что «у Кураева все время какое-то странное, можно даже сказать – болезненное, отношение к сексу» [48]. Это всем очевидный факт! Только добавим от себя – не болезненное, а бесстыдно ненормальное отношение к вопросам секса. Но также и к «анальной семантике». Словечки и выраженьица, типа: «сексуальная маньячка», «фаллоимитатор», «затраханный», «лингам», «параша» [49], «отмиссионерить» и «катехизнуть» [50] (в семантическом значении «совершить половой акт»), «бл…» [51], «пошел в жопу» [52], самым печальным образом вошли в постоянный обиход Кураева, стали неотъемлемой частью его ценностного мышления и, что гораздо страшнее, его «лекций» перед православным народом.

И что самое шокирующее, Кураев при всем этом еще смеет что-то толковать про «отсутствие культуры» [53]! И по учебнику такого человека российские школьники сегодня изучают основы православной культуры!

Свидетельствует православная женщина из провинции, которую посетил Кураев: «он тут приехал и … в аудитории с 17-летними девушками употреблял слова вроде “анальное отверстие”… Девушки только в стулья вжимались, все присутствующие батюшки угодливо смеялись. Мерзость» [54].

Вот что пишет очевидица выступления Кураева в Перми: «Бросалось в глаза, что с особенным удовольствием о. Андрей куражился над женской половиной православных за излишне показную ревность в соблюдении поста: – Идет такая раба Божия и плакат несет перед собой: “Я сегодня особо духовитая, ко мне не приближайтесь”» [55].

Вспомним его наставления православным о том, как надо спорить с астрологами посредством перевода темы обсуждения на тему «энуреза» [56].

Ранее фиксировалось, как Кураев с особым смаком мусолил темы «неприятных запахов», «кровяных следов на полу храмов» и «прилипания к полу» ног женщин во времена менструаций [57].

Вполне в этом русле близкое к кощунству туалетно-семантическое смакование Кураевым деталей трагической смерти Патриарха Алексия II, его [Кураева] высказывания про «уборную» [58] и про «кончину патр. Алексия… как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви… ясное предостережение против его канонизации. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории» [59].

В том же бесовском наваждении коренятся духовные источники возмутительных кураевских фантазий «про 16-летнего святого Стефана Патриарха Константинопольского, который скончался от поедания брома или мышьяка для убиения в себе восстания похоти» [60]. Там же Кураев черпает свое вдохновение для своей косвенной пропаганды педерастии [61].

Сексуальные псевдобогословские фантазии – это фирменная фишка, фирменный отличительный знак псевдоправославных «евро-миссионеров» Андрея Кураева, Димитрия Першина с его скандальной попыткой низвержения церковных правил о половой жизни, Иоанна Экономцева с его литературными гермафродитами и живыми описаниями секса между земноводными и прочими тварями, Льва Шихлярова с его апологетикой гомосексуализма в его книжке «Христианство и проблемы половых отношений» [62], прочих евро-миссионеров, которых постепенно набирается в церковных структурах целый легион, если не несколько легионов.

Сошлемся на мнение Павла Петровского, представляющееся нам аргументированным: «Мы наверно в сотый, если не в тысячный раз понуждены коснуться того возмутительного случая, когда Кураев в споре с владыкой Феофаном (Ашурковым) шокировал православных людей абсолютно недвусмысленном и горячным порывом защитить гомосексуализм [63], выразив тем самым свою личную самую живую заинтересованность этой темой, остающуюся за печатью тайны, как можно предположить, личную к ней причастность. Что там было – общеизвестно. Но ведь в продолжение той выходки Кураев развил целую теорию [64] … Если человек не совершает гомосексуальные акты, но одержим идеей педерастии (в какой степени, это уже иной вопрос), постоянно или систематически претерпевает гомосексуальные искушения (от чего, к счастью избавлено абсолютное большинство православных), то какой из него может быть священник? Каким пастырем он станет? Это бесовское проклятие будет довлеть над ним и все равно как-то определять его поведение. Какие бы фантазии ни приводил Кураев, но рукополагать таких людей нельзя. Вводя православных в смущение, Кураев что-то толкует про какие-то неясности и разночтения. Нет никаких неясностей. Нет никаких разночтений. Есть кураевская игра в лингвистические наперстки, есть лишь бесовская ловкость языка Кураева, который подленько, пока только по чуть-чуть, понемногу, неявно, но систематически подкладывает православным змеев сомнения в мерзости гомосексуализма» [65].

С ним совершенно согласен А. Рогозянский: «алкоголик священником быть НЕ должен, двоебрачный священником быть НЕ должен, человек, покупающий священство за деньги, священником быть НЕ должен, имеющий одержимость, священником быть НЕ должен. И так далее. Что кого-то таки рукополагают, не отменяет общего правила. Один мой знакомый еврей, благочестивый православный человек, одно время волновался, каким образом спасаться еврею. Ездил в Печоры, специально спрашивал, ответ был таким: крещёному еврею, если хочет спастись, оставаться мирянином и ни на какие должности в Церкви не лезть. По поводу же алкоголизма, наркология даёт очень отчётливый пример. С самого начала принято формировать у человека твёрдое понимание: я – алкоголик. Не “с кем не бывает” и “выпиваю, как многие”, а “я – алкоголик”. Иначе не бросить. Раз я алкоголик, модель поведения строится соответственно: я не могу делать то-то, общаться с теми-то, находиться в тех-то ситуациях. Точно такие же, если не более жёсткие, ограничения должны быть и у бывшего содомита. Тем более, священство-отцовство-руководство. Ему что, просто быть в христианином в Церкви мало? С каких это пор мы стали переживать и бороться за права рукоположения для девиантных групп? У нас что, больше проблем нет? Заняться нечем? В качестве ремарок можно предусмотреть ещё пару замечаний. Первое и самое очевидное. Коль у нас мужское священство, то нет никаких оснований посвящать в сан того, кто сам себя считает не вполне мужчиной. Второе. Гомосексуальность даже и без прямых плотских эксцессов внешними наблюдателями ясно прочитывается. Сегодня это субкультурный код, от которого нелегко отделаться, как нелегко отделаться, например, от усвоенных блатных манер. Конечно, это двусмысленно и никуда не годится, если священник во время Литургии даёт возгласы или читает проповеди с амвона с характерным для гей-культуры прононсом, одевается некоторым “сигнальным” образом и т. д. Просто ради общего блага и спокойствия, без всех остальных сложных рассуждений, такого человека необходимо держать подальше от священства. Что же тут непонятного?» [66].

Но такой вариант совсем не годится для Кураева. Потому Кураев и пытается внушить, что церковные каноны отжили свое, забыты Церковью: «Нарушили и забыли его. Господи, забудьте про этот канон… Церковь их [каноны] давно забыла… Вы их поцелуйте и положите на книжную полочку» [67].

То, что протодиакон Андрей Кураев серьезно духовно нездоров и радикально неправославен, для нас нет сомнений. И как бы ни пришлось скоро переосвящать те православные храмы, в алтари которых по недомыслию пустят Кураева…

Мы слишком много, чересчур много привели даже в этом материале странных или явно ненормальных высказываний Кураева, чтобы их можно было списать на «эдакие полемические приемы».

Протоиерей Георгий Городенцев дает православную духовную оценку тому, почему Кураев церковные и даже богословские вопросы все чаще сводит к вопросам «ниже пояса и преимущественно сзади»:

«Поясню свою позицию в отношении творчества диакона Андрея Кураева следующим примером из жизни и богословия. Лет 10 тому назад я дал студентам Одесской духовной семинарии в рамках преподаваемого мною предмета Основное богословие сочинение на тему “Нравственное содержание Талмуда”. И вот один, надо заметить, неплохой студент подал мне очень оригинальное сочинение. Критикуя Талмуд, он очень подробно остановился на том, как последний учит о Божией Матери. Причем он подробно, страницах этак на 5–7 привел все хулы Талмуда в отношении Нее. Все эти страницы я перечеркнул, снабдив их красноречивыми надписями типа – “это хула!”, “ты что, дурак!”, “надо быть идиотом, чтобы так подробно перечислять все эти хулы!” и т.д. Когда впоследствии, при разборе сочинений я попытался выяснить, откуда же черпал этот студент свое так сказать “творческое вдохновение”, он, не обинуясь, тут же признался, что этим источником послужили “творения” диакона Андрея Кураева. Исходя из этого, можно оценить степень благочестия и глубину ума о. диакона следующим сравнением: все это похоже на то, как если бы кто-то издал объемную книгу против порнографии, обильно снабдив ее выполненными на высоком типографском уровне порнографическими фотографиями, с такими, например, обличительными надписями: “Посмотрите-ка, что они делают!”; “Как им не стыдно!”; “Ай-яй-яй, как это нехорошо!” и т.д. Конечно, мы, православные христиане, имели бы весьма негативное суждение о такой книге, но вынуждены были бы признать, что она пользовалась бы большим успехом и шла бы нарасхват. Так и деятельность о.А.Кураева» [68].

Что имеет в виду протоиерей Георгий Городенцев?

Полагаем, это была с его стороны попытка прокомментировать известные случаи публичного смакования Кураевым антихристианских высказываний о том, что будто бы «душа Иисуса [Христа] после смерти пребывает в аду, где вечно кипятится в котле, наполненном испражнениями» (именно так и сказал публично Кураев), повторения Кураевым зачем-то прочих лживых антихристианских фантазий [69].

Прав Юрий Воробьевский, когда говорит, что протодиакон Андрей Кураев «уникален в первую очередь своими многочисленными и систематическими упоминаниями срамного. Количество произнесения отцом Андреем Кураевым молитв бесам (каковыми и являются его ругательства) превышает число случаев его служения в одном московском храме, где он почислен заштатным клириком. Гнилословие – это протуберанцы, которые исходят из больной души. Страшно за духовное состояние этого образованного и талантливого человека!» [70].

Еще более хлесткие оценки прозвучали в адрес протодиакона Андрея Кураева от наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры викария Киевской епархии архиепископа Почаевского Владимира вместе с братией: «Зная о “деяниях” протодиакона Андрея и о том, что он в последнее время все чаще и все более открыто выражает не учение Матери-Церкви, а свое личное заблуждение, этим самым уводя души людей в противоположную спасения сторону, молим Бога, чтобы прекратилось это бесчиние… Его неправославные, неканоничные выражения болью отдают в сердцах верующих, – пишет братия Почаевской обители. Всем уже известно, как он несколько лет назад неподобающе отозвался о чуде Благодатного Огня, который снисходит в Великую Субботу на Гробе Господнем, намекая на зажигалку в кармане патриарха Иерусалимского. В этом году он позволил себе выразить несогласие с Петровым постом. По слову протодиакона, и каноны уже “можно поцеловать и положить на полку” [71], гомосексуалисты же имеют право на священство (каноны ведь уже на полке!)… Такое учение ведет не к Божественной любви, а к вечной погибели…» [72].

Еще более жесткой, но доказательной критике подвергло Кураева в своем коллективном обращении от 18 июня 2010 г. множество украинских православных священников и мирян [73].

Любой другой клирик Церкви после таких оценок, как минимум, задумался бы.

Но весь ужас ситуации в том, что Кураев, занимающийся «раскольничьей политизированной деятельностью» [74], в действительности, не считает себя связанным церковными канонами. Он, думаем, не считает себя и клириком (в признанном понимании этого слова) и не считает, что обременен обязанностью и может нести хоть какую-то ответственности за свои слова, ему просто так удобно [75]. Кураев открыто выказывает неуважение церковных канонам, откровенно говорит, что не подчиняется им, что не считает необходимым для исполнять церковные дисциплинарно-канонические установления [76].

А потому вся критика, все увещевания православных – что о стенку горох. Кураев и его секта опять отмахнутся, выпалив, что это какие-то «раскольники клевещут». Похотливый и иудействующий, со-философствующий бесам псевдостарец Кураев – это «Церковь», а все, кому не нравятся его сальные скабрезности, это раскольники.

Tиповой риторический прием хамитов. На самом деле, ситуация с точностью до наоборот.

«Берутся постоянно какие-то… вопросы о латентном мужеложестве, какие-то исключения, нарочито сложные в контекстуальном отношении патериковые эпизоды, не знаю, что там ещё. И всё только с одной целью: обойтись без собственно “тела” православного вероучения, которое для отца протодиакона категорически скучно», – озвучивает свою версию происходящего А. Рогозянский [77].

Вряд ли именно потому что Кураеву «скучно», он и оживляет свои «миссионерские лекции» генитально-семантической и туалетно-семантической нагрузками. Батюшки правильно говорят, сердце человека, бесконечно обращающегося ко срамному, закрыто для Господа. Только бесам. Мелким или крупным, ему виднее.

Некоторые доказательно полагают, что в содержании кураевской генитально-семантической пропаганды имеются признаки вероучения секты хлыстов. Это именно, что сам Кураев уже давно ушел в хлыстовский раскол. И манит за собою в пропасть своих почитателей. Кураев дискредитирует Русскую Православную Церковь и открыто уже теперь ей вредит. И ведь неслучайно он использует направо и налево выражение «диагноз: “необратимо воцерковленный человек”» [78].

Своим «учебником» по будто бы основам православной культуры он стремится воспрепятствовать воцерковлению российских школьников, делает им прививку от православия, а своими «лекциями» старается сделать из людей сначала «обратимо воцерковленных», а после де-воцерковить.

К сожалению, церковносвященноначалие делает вид, будто бы ничего не видит и ничего не слышит, и словно нарочно осыпает Кураева своими милостями, тем бросая прямой вызов православным верующим, более не желающим видеть и слышать скверных проделок «сладострастного» «бродячего протодиакона»…



————————————————————————————

[1] В Одесской епархии защитили Общество блж. Матроны, а Андрея Кураева назвали «не православным, бродячим протодиаконом» // http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/6571-v-odesskoj-eparxii-zashhitili-obshhestvo-blzh-matrony-a-andreya-kuraeva-nazvali-ne-pravoslavnym-brodyachim-protodiakonom.html, 01.11.2010.

[2] http://diak-kuraev.livejournal.com; Здесь и в последующем – все скриншоты (фото) страничек с соответствующими кураевскими высказываниями нужным образом отфиксированы и определены на хранение. Также см.: Открытое обращение к протодиакону Андрею Кураеву в связи с полемикой, возникшей между ним и общественным деятелем, к.ф.н., преподавателем Коломенской духовной семинарии А.С.Мельковым // http://ruskline.ru/analitika/2011/08/24/otkrytoe_obrawenie_k_protodiakonu_andreyu_kuraevu/, 24.08.2011.

[5] Андрей Кураев: проповедь на концерте ДДТ (5 канал) // http://www.youtube.com/watch?v=4NBA60fIU1c&feature=related

[8] Воробьевский Ю. Несколько слов о супердиаконе Андрее Кураеве // http://www.ruskline.ru/analitika/2011/08/25/neskolko_slov_o_protodiakone_andree_kuraeve/, 25.08.2011.

[11] Цитируется по: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[13] Эхо Москвы. Особое мнение. 24.07.2009 19:08.

[14] Эхо Москвы. Особое мнение. 24.07.2009 19:08.

[15] Цитируется по: Иерей Александр Шумский. Я возмущен словами протодиакона Андрея Кураева // http://3rm.info/434-ierej-aleksandr-shumskij-ya-vozmushhen-slovami.html, 06.10.2009.

[16] Духовно-нравственное воспитание в школе // Эхо Москвы: Родительское собрание, 30.03.2008, 11:05.

[19] http://diak-kuraev.livejournal.com/218060.html; Андрей Кураев мечтает о Церкви с человеческим лицом // http://www.66.ru/news/society/101613/, 25.08.2011

[20] Лекция Кураева в Славянском университете Республики Молдова 09.11.2010. Цитируется по: http://3rm.info/religion/6098-kuraevskie-koshhunstva-na-lekcii-v-moldove-audio.html

[21] См. описание ситуации: Мельков А.С. Скабрезник Кураев развязал подлую кампанию порочения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // http://eparhial.livejournal.com/292109.html, 21.08.2011

[22] Каверин Н. Когда наши танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни... // Благодатный Огонь: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[23] Лекция Кураева в Славянском университете Республики Молдова, 09.11.2010. Цитируется по: http://3rm.info/religion/6098-kuraevskie-koshhunstva-na-lekcii-v-moldove-audio.html

[24] Цитируется по: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[26] Семенко В. Отмиссионерить и закатехизить // http://pravaya.ru/look/20120, 20.10.2010.

[27] http://seminarist-vp.livejournal.com/12950.html

[28] Диакон Андрей Кураев встретился с волгоградскими студентами // ГТРК «Волгоград-ТРВ», 18.02.2010, 17:00.

[29] Диакон Андрей Кураев хочет написать в соавторстве с Григорием Остером «Ужасный Закон Божий», так как «нормальных учебников» по ОПК сейчас нет // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=49999&cf=, 12.12.2006.

[30] Видеозапись этого высказывания Кураева на телепередаче В.Соловьева: http://www.youtube.com/watch?v=TIPWRmFvEic&feature=related

[31] Отец Андрей Кураев поддержал призыв к покаянию за «массовый геноцид евреев времен гетмана Украины Богдана Хмельницкого» // http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/11/otec_andrej_kuraev_podderzhal_prizyv_k_pokayaniyu_za_massovyj_genocid_evreev_vremen_getmana_ukrainy_bogdana_hmelnickogo/, 11.10.2010

[32] Кто поднял руку на Людмилу Алексееву? // Радио Свобода – Темы дня, 01.04.2010.

[33] Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010, с. 33.

[35] Духовно-нравственное воспитание в школе // Эхо Москвы: Родительское собрание, 30.03.2008, 11:05.

[36] Также см.: Селищев Н. Евро-батюшки // Русский вестник, 25.12.2005. http://www.rv.ru/content.php3?id=6057

[37] Борис Якеменко – о создании Православного корпуса в движении «Наши» // Радио Свобода – Программы, 01.06.2007, 10:16.

[38] Кураев А. Верующих могут лишить среднего образования // Советник Президента. 2005, № 29.

[41] В Одесской епархии защитили Общество блж. Матроны, а Андрея Кураева назвали «не православным, бродячим протодиаконом» // http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/6571-v-odesskoj-eparxii-zashhitili-obshhestvo-blzh-matrony-a-andreya-kuraeva-nazvali-ne-pravoslavnym-brodyachim-protodiakonom.html, 01.11.2010.

[42] Дмитрий Медведев предложил преподавать в школах основы религии // Радио Свобода – Программы, 23.07.2009.

[43] Духовно-нравственное воспитание в школе // Эхо Москвы: Родительское собрание, 30.03.2008, 11:05.

[44] Духовно-нравственное воспитание в школе // Эхо Москвы: Родительское собрание, 30.03.2008, 11:05.

[47] Воробьевский Ю.Ю. Несколько слов о супердиаконе Андрее Кураеве // http://www.ruskline.ru/analitika/2011/08/25/neskolko_slov_o_protodiakone_andree_kuraeve/, 25.08.2011.

Петровский П. За будущее Церкви без «кураевщины». Открытое письмо всем православным // http://www.mamif.org/25.08.11.htm, 25.08.2011.

Мельков А.С. Скабрезник Кураев развязал подлую кампанию порочения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // http://eparhial.livejournal.com/292109.html, 21.08.2011.

Богохульник, матерщинник и хулитель православных людей Кураев должен предстать перед церковным судом / Заявление ИФ МАМИФ // http://www.mamif.org/19.08.11.htm, 19.08.2011.

[48] Мельков А.С. Скабрезник Кураев развязал подлую кампанию порочения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // http://eparhial.livejournal.com/292109.html, 21.08.2011.

[49] «Сексуальный» предтеча // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=73132&topic=668, 24.09.2009.

[54] Цитируется по: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[55] Цитируется по: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[57] Дьякон А. Кураев – буревестник гигиенической революции // Русский вестник, 05.03.2003. http://www.rv.ru/content.php3?id=721

[58] http://diak-kuraev.livejournal.com/33939.html?thread=4776339;

Также см.: В патриархии призывают воздержаться от «смакования» возможных деталей кончины Алексия II // http://www.compromat.ru/page_28235.htm

[60] Цитируется по: http://www.blagogon.ru/biblio/351/

[61] Видеозапись скандальных изречений Кураева: http://www.youtube.com/watch?v=PUUrWHAbZoE

[62] Косенко А. Несколько слов об оккультной библиографии «православных» деятелей // Русский вестник, 08.02.2005 №3. http://www.rv.ru/content.php3?id=5514

[63] Видеозаписи этих высказываний Кураева: http://www.youtube.com/watch?v=PUUrWHAbZoE,

http://3rm.info/video/full/217/

[64] Диакон А. Кураев. Право на надежду имеет любой человек // http://www.overcoming-x.ru/site/church2,

http://www.overcoming-x.ru/site/book/export/html/12, 20.03.2008.

[65] Петровский П. За будущее Церкви без «кураевщины». Открытое письмо всем православным // http://www.mamif.org/25.08.11.htm, 25.08.2011.

[66] Комментарий к материалу Ю. Воробьевского: http://ruskline.ru/analitika/2011/08/25/neskolko_slov_o_protodiakone_andree_kuraeve/

[70] Воробьевский Ю.Ю. Несколько слов о супердиаконе Андрее Кураеве // http://www.ruskline.ru/analitika/2011/08/25/neskolko_slov_o_protodiakone_andree_kuraeve/, 25.08.2011.

[71] Видеозапись высказывания Кураева: http://3rm.info/video/full/217/

См. также: Почаевская Лавра осудила деяния протодиакона Кураева // http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/10/pochaevskaya_lavra_osudila_deyaniya_protodiakona_kuraeva/, 10.11.2010.

[73] Дать оценку позорной и деструктивной деятельности протодиакона Андрея Кураева // http://3rm.info/3763-dokument-dat-ocenku-pozornoj-i-destruktivnoj.html, 18.06.2010.

[75] Подробно на этот счет Кураев проговаривается тут: http://www.golden-ship.ru/knigi/5/kuraev_nAM_.htm

[77] Комментарий на форуме обсуждения статьи: http://www.ruskline.ru/analitika/2011/08/25/neskolko_slov_o_protodiakone_andree_kuraeve/

2011 год


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

2.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

27.09.2018
Об антинародном характере пенсионной реформы

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

 

НОВОСТИ

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина