Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Протоиерей Константин БУФЕЕВ
Размышления о «Крещальной Литургии»


Намеренье издающего эту книгу
состоит в том,
чтобы утвердился в голове читателя порядок всего.
                                                                                          (Н.В.Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии»)
                                                                         

1.
«Необычное» чинопоследование

В Православных книжных и интернет-магазинах распространилось официальное церковное издание: так называемое «Последование Крещальной Литургии», опубликованное Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом в 2002 году по благословению Патриарха Алексия II. Правда, сам Святейший Патриарх подобного чинопоследования никогда не совершал, и вряд ли мог внимательно с ним ознакомиться.

«Последование» составлено на церковнославянском языке и, как явствует из его названия, объединяет два чина – Крещения и Божественной Литургии. Большая часть текста представляет собой крупные, объемом до нескольких страниц, выкопировки из Требника и Служебника. Однако, это не лишает «Последование» множества нелепостей и противоречий.

 Издание нового чина сопровождается «Исторической справкой». В ней авторы пишут: «Совершение Крещальной Литургии в наши дни многим может показаться чем-то необычным» (с. 109).

Действительно, ни в наши дни, ни в течение тысячи лет после Крещения Руси подобного богослужения в Русской Церкви еще не совершалось. Более того, ничего аналогичного предлагаемому чину не составлял никто из святых церковных учителей-литургистов Вселенской Церкви: ни свт. Василий Великий, ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Григорий Двоеслов.  

В богословской науке не существует даже такого понятия – «Крещальная Литургия». Ее никогда не изучали ни в одной из Духовных Семинарий (быть может, изучают в ПСТБИ, где этот чин был изобретен). Этот термин представляет собой новообразование XX века, нелепый неологизм.

Рассматриваемое модернистское чинопоследование является не просто «чем-то необычным», но совершенно невежественным и безграмотным с точки зрения православной литургической традиции.

Несмотря на это, данным «Последованием» уже руководствуются в практической деятельности отдельные епископы и священники (в частности – в домовом крестильном храме московского прихода храма свт. Николая в Кузнецах). Создается впечатление, что никакому серьезному критическому обсуждению этот текст никогда не подвергался. Быть может поэтому новосочиненный литургический чин воспринимается многими как «нормальный», «традиционный», «православный» (да к тому же, если верить авторам, «благословленный»!).

К сожалению, более внимательное знакомство с данным «Последованием» показывает, что это вовсе не так.
 

2.
Отсутствие аналогов «Крещальной Литургии» в Священном Писании

 Евангелие свидетельствует, что таинства Крещения и Евхаристии были установлены Господом Иисусом Христом. При этом ни в одном месте Нового Завета не говорится явно о совместном проведении этих божественных священнодействий. Вероятно поэтому авторы рассматриваемого чина «Последования Крещальной Литургии» не пытаются обосновать его законность ссылками на Священное Писание.
Это не удивительно, поскольку даже к месту совершения данных таинств предъявляются разные требования. Действительно, для осуществления Крещения нужен Иордан – место, где много воды (Ин. 3,23). Для проведения Тайной Вечери ученикам Христовым потребовалось найти горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14,15).

Это евангельское установление легло как первообраз в основание истории всех Поместных Церквей. Для Крещения киевлян хорошо подходил Днепр, а для Причастия новопросвещенных русичей потребовалось строительство собора Святой Софии.

Бесспорно, апостолы и крестили, и проводили хлебопреломление. Но в Книге Деяний ни разу не говорится об одновременном проведении этих великих таинств. Так, темничный страж в Филиппах был крещен Павлом и Силой, но не причащен немедленно после того: И крестися сам и свои ему вси абие; введ же я в дом свой, постави трапезу и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу (Деян. 16,33-34). Мы видим, что трапеза (вполне возможно – евхаристическая!) была устроена после того, как от места своего крещения хозяин привел апостолов в свой дом, на что требовалось какое-то время.

Заведомо не литургическим было Крещение апостолом Филиппом эфиопского евнуха: И снидоста оба на воду, Филипп же и каженик, и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика; Ангел же Господень восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик, идяше бо в путь свой радуяся (Деян. 8,38-39). Ангел Божий не допустил евхаристического продолжения таинства Крещения.

Подобных примеров в Деяниях Святых Апостолов можно найти немало. Прообразов же «Крещальной Литургии» в Священном Писании мы не встречаем.

 

3.
Отсутствие исторических аналогов «Крещальной Литургии»

 Авторы нового чинопоследования пишут о Крещении: «Соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности» (с. 109). «В подтверждение» этой мысли они упоминают ряд свидетельств из древних церковных источников.

Однако эта аргументация основана на лжи. Говоря о существовании в древности единого крещально-литургического чинопоследования, авторы обманываются сами и вводят в заблуждение читателя. Все приводимые ими цитаты говорят не о том, будто Крещение в древности совершалось на Божественной литургии или во время Евхаристической службы – но о том, что после Крещения новые члены Церкви впервые участвовали в таинстве Тела и Крови Христовых.

1) «Дидахэ»: «Молитвы во время Евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения» (с. 110).
Итак, сперва описывается Крещение, а «после» Евхаристия.

2) Св. мученик Иустин Философ: «После того, как умоется (т.е. примет Святое Крещение) таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание… Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина» (с. 110).

Очевидно, что Крещение совершается не на «Крещальной Литургии», но евхаристическое собрание устраивается «после того», «потом».

3) «Апостольское предание», в котором описание чина Крещения завершается фразой: «Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это (крещальный обряд), они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же (то есть после завершения крещального обряда) диаконы пусть принесут епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию» (с. 110).

Здесь также ясно говорится о начале литургического служения после завершения крещальных молитв.  

Поразительно то, что буквально все приводимые авторами исторические примеры не подтверждают, но опровергают их аргументацию. Мы видим, что и «Дидахэ», и святой Иустин Философ, и «Апостольское предание» описывают последовательное и раздельное совершение двух Таинств, в то время как авторы чина «Крещальной Литургии» смешивают их воедино. Этого смешения древняя Церковь не знала, о чем и говорят свидетельства ранних христианских писателей.

Бесспорно, многие исторические упоминания о совершении Таинств в древней Церкви говорят о связи между Крещением и последующим предстоянием на первой Божественной литургии, как это описано в «Corpus Areopagiticum»: «В заключение же (по завершении) всего чинопоследования иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии» (с. 110).

Но авторы «Крещальной Литургии» не смогли назвать ни одного (!) исторического примера чинопоследований, объединяющих воедино два великих таинства. Все приведенные ими цитаты из Евхологиев и Требников подтверждают совершенно иную мысль – что после Крещения и Миропомазания новопросвещенным следует причаститься за Божественной литургией.   

Так, в Большом Требнике содержится следующее указание: «Святое Крещение прежде Божественныя литургии должно быти, да причастится отроча на Литургии» (с. 111).

Какой странной логикой надо руководствоваться, чтобы так прокомментировать эту фразу: «Иными словами, совершение Крещальной Литургии прямо предписано ныне действующими богослужебными книгами!» (с. 112).

На самом деле, данное заключение авторов прямо противоречит указанию Большого Требника. Требник предписывает священнику прежде совершать по чину таинство Крещения, а потом по чину совершать Божественную литургию.

Из приведенного авторами исторического обзора однозначно вытекает следующий вывод: аналогов и прототипов «Крещальной Литургии», проводимой в ПСТБИ, Православная Церковь в древности не знала.

 

4. С
уществовал ли византийский чин «Крещальной Литургии»?

 Авторы «Последования Крещальной Литургии» приводят выдержку из Типикона IX-X вв. константинопольского храма св. Софии – Великой Церкви. Из анализа этого текста они делают вывод, будто «в Великую субботу совершались Крещение и Миропомазание, соединенные с Литургией» (с. 113).
Однако данный вывод никак не вытекает из приводимого источника.

Названные таинства были «соединенными с Литургией» вовсе не единым чинопоследованием, но предусмотрительно проводились раздельно, лучше сказать параллельно или синхронно. Таким образом, византийская православная традиция знала «Крещальную Литургию» не в том смысле, что крещение проводилось на Литургии как составная часть богослужения – но в том единственном смысле, что в Великую Субботу к чтению Апостола и Евангелия всех новокрещенных христиан приводили на Литургию, где они впервые причащались Святых Христовых Таин.

Священнодействие протекало следующим образом.

Божественная Литургия в Великую Субботу (как это предусмотрено и действующим Типиконом) начиналась с чинопоследования вечерни и доходила до «Господи, воззвах». Далее совершался торжественный «вход Патриарха в храм, сопровождаемого Евангелием и иереями, и большим кадилом, и тремя свечами» (с. 114).

Итак, литургическая служба проходила своим чередом – причем в отсутствие крещаемых. Начиналась она без Патриарха и продолжалась после того, как он временно покидал молитвенное собрание.

Действительно, Патриарх слушал лишь первую паремию из Книги Бытия: «И после этого спускается Патриарх с горнего места и уходит в большой баптистерий, и меняет свой стихарь на белый, и входит в помещение, где находится купель… и совершает там по чину просвещение Крещения. В это время в храме читаются прочие чтения» (с. 114).

Однозначно отмечается, что Крещение осуществлялось не в литургическом собрании, но в совершенно ином помещении – в баптистерии. В этом смысле Литургия Великой Субботы была никакая не «крещальная». Просто во время ее совершения Патриарх проводил (в другом месте!) чин Крещения. И само Крещение было никаким не «литургическим», но обычным православным (подобным изложенному в нашем Требнике). По завершении этого чина новопросвещенные вместе со своим Патриархом присоединялись к литургическому собранию.

Появление в храме Патриарха с новокрещенными христианами было, конечно, заметным: «Когда же Патриарх с новопросвещенными двинется во внутренние врата, второй примикирий возглашает: “Блажени, ихже оставишася беззакония”… Входя же во врата алтаря, Патриарх преклоняет колени трижды и входит» (с. 115). Псалом 31 звучал целиком, вход Патриарха в алтарь сопровождался вхождением туда же двенадцати архиереев.

Но это торжественное появление Патриарха в алтаре было единственной «крещальной» вставкой в чинопоследовании Литургии Великой Субботы. Ни о каком особом участии на ней новокрещенных Типикон константинопольского храма св. Софии не упоминает. Ни Крещения, ни Миропомазания, ни специального «воцерковления» на Литургии не проводилось.

Итак, никакого византийского чина «Крещальной Литургии» никогда не существовало.
 

5.
Модернистский чин Элладской Церкви

 Авторы «Последования Крещальной Литургии» смогли указать лишь один аналог своему чину, который они и взяли за образец – современное модернистское чинопоследование, сочиненное в XX веке в Элладской Православной Церкви.
Характерна мотивация оправдания этого обновленческого чинопоследования: «В связи с необходимостью заново осмыслить общецерковное измерение Таинства Крещения, практика совершения древнего чина Крещальной Литургии была возрождена» (с. 117).

Напомним, что речь идет о «возрождении древнего чина», который никогда не существовал (кроме как в фантазиях церковных реформаторов).

По нашему убеждению, желание «заново осмыслить» значение церковного таинства содержит в себе духовную опасность. Заметим также, что для обновленцев «заново осмыслить» всегда означает начать «практику» новых литургических реформ.

Многие характерные особенности модернистского чинопоследования говорят сами за себя.
1. «Святое крещение канонически можно совершать на Божественной Литургии на месте антифонов и вместо антифонов» (с. 117).

По нашему мнению, совершить требу «на месте» или «вместо» литургических антифонов можно лишь антиканонически, то есть с нарушением канонов и священнической Присяги. Действительно, каждый священник перед рукоположением дает Присягу, в которой клянется перед Престолом Божиим: «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя» [4].

2. «Так как при одновременном совершении этих Таинств последование сильно удлиняется,… Божественная Литургия должна совершаться в уставном порядке без длительных песнопений…» (с. 117-118).

Мы видим, что элладские модернисты решились на соединение чинов Крещения и Божественной литургии, но при этом они столкнулись с тем, что получившееся «последование сильно удлиняется». Это их сильно озаботило. Однако, если бы они не соединяли несоединимое, не пришлось бы сетовать об удлинении богослужения. Говорить же об «уставном порядке» данного модернистского чинопоследования могут лишь люди, давно отказавшиеся от служения по Типикону. 

3. «Незадолго до окончания утрени, как обычно, иерей облачается во все священные одежды (белого цвета) и совершает проскомидию. По отпустительном тропаре утрени иерей входит с Евангелием и фимиамом в приготовленную крестильню… Возглас “Благословено Царство” произносится в крестильне, с Евангелием» (с. 118).

Обратим внимание на то, что по-гречески выход к Святой купели совершается «с фимиамом», что в точности соответствует указанию Требника совершать каждение перед началом Крещения. В аналогичном чине, составленном в ПСТБИ, упоминается лишь изнесение Евангелия и Креста (с. 25).

Во всем остальном мы видим, насколько авторы греческого чинопоследования отступили в своей литургической практике от Типикона: они отказались от чтения часов перед Литургией, существенно сократили утреню, проскомидию предлагают совершать «до окончания утрени» и т.п. Для обновленцев подобные искажения производятся «как обычно».

Начало Литургии предлагают совершать в «крестильне»… (Хорошо еще, что не в общественной бане.)
4. «По заамвонной молитве совершаются молитвы пострижения и пострижение, молитвы омовения и омовение; их можно прочесть после службы или на другой день, чтобы не удлинять последование, особенно если случилось воскресенье или праздник» (с. 119).

Здесь указаны священнодействия, которые следует проводить на Божественной литургии… Но можно и «после» службы… А можно и «на другой день»… Комментарии излишни.

По нашему мнению, рассматриваемое чинопоследование достойно не похвальной оценки и подражания, но резкой критики.

Авторы «Последования Крещальной Литургии» из ПСТБИ упоительно и бездумно приводят эти «перлы» модернистского литургического творчества и увенчивают их следующим заключением: «Приведенное греческое последование изящно соединяет древнюю византийскую традицию и современную греческую богослужебную традицию, и поэтому, с учетом отличий греческой и русской практики, может служить парадигмой для современного русского чина Крещальной Литургии» (с. 119).

Как мы видели, упомянутая «древняя византийская традиция» является фикцией, а «современная греческая богослужебная традиция» – примером упаднического обновленческого творчества. Это – недостойный образец для подражания. Избави, Боже, нашу Церковь от такой «парадигмы» и помоги нам сохранить традиции святоотеческого благочестия!

   
6. Гипертрофированный Малый вход

Авторы нового богослужебного чина в разделе «Уставные указания» пишут: «В предлагаемом чинопоследовании Крещальной Литургии отсутствуют антифоны (наряду с тропарями и кондаками по Малом входе), место которых традиционно занимают Крещение и Миропомазание (ср. с порядком Литургии в те дни года, когда она соединяется с вечерней)» (с. 119).

Мысль о «традиционном» местоположении Крещения и Миропомазания на Литургии настолько невразумительна и абсурдна, что мы ее оставляем без комментариев.

Верно то, что в рассматриваемом чинопоследовании отсутствуют тропари и литургические антифоны – а также песнопение «Единородный Сыне» и малые ектеньи.

Фактически «Крещальная Литургия» начинается с Малого входа. Все, что полагается на Божественной Литургии прежде входа с Евангелием – на ней опущено.

Действительно, после начального (в алтаре у Престола) литургического возгласа «Благословенно Царство…» еще прежде совершения мирной ектеньи начинается вход с Евангелием: «И абие приемь иерей Святое Евангелие, вдаст е диакону и вземлет честный Крест и сосуд со Святым миром и идут от десныя страны созади святыя трапезы, и тако изшедше северною страною, предъидущим има лампадам, стают пред купелию» (с. 25-26).
Именно так (за исключением изнесения Креста и Мира) всегда совершается Малый вход на Литургии.
Однако стоит поставить один вопрос.

Если из алтаря (при открытых Царских вратах!) исходят священнослужители с Крестом и Евангелием для того, чтобы произвести чин освящения воды в Крещальной купели – прилично ли им выходить из боковых диаконских дверей, или следует торжественное исхождение совершать Царскими вратами?

Мы убеждены в том, что исходить следует именно Царскими вратами, а не боковыми. Аналогом следует выбрать ясное предписание Типикона о выходе из алтаря для освящения вод на Божественной литургии в навечерие Богоявления: «И по заамвонной молитве абие исходим вси ко священной купели в притвор, или на источник Царскими враты» (6 января) [3].

Вообще, мы никогда и нигде не встречали, чтобы на Великое или Малое водоосвящение духовенство выходило не Царскими вратами. Вне всякого сомнения, исхождение боковыми дверями снижает торжественность крещального священнодействия.

Для чего же составители «Последования Крещальной Литургии» решили отступить от уставного и общепринятого православного обычая? Очевидно для того, чтобы попытаться «вписать» чин Крещения в структуру Божественной литургии, обозначив подобие гипертрофированного Малого входа.

Но эта затея оказалась несостоятельной. Пострадал и крещальный чин, и литургическое последование. Крещальный – исходом через боковые двери. Литургический – упразднением антифонов, блаженных, тропарей и пр.

Обычно именно на Малом входе производят все награждения духовенства – такие, как возведение в сан протоиерея, игумена и т.п. Допустим, что по мысли составителей рассматриваемого чинопоследования «Крещальной Литургии», оглашенных «возводят» в достоинство христиан. Было бы логично осуществлять это именно на Малом входе. Но не понятно – почему ради этого надо ликвидировать всю начальную часть Литургии прежде Малого входа?

 

7.
Как можно заблудиться на Малом входе

 Авторы «Последования Крещальной Литургии» предупреждают читателя: «Следует обратить внимание на некоторые особенности в порядке Малого и Великого входов…» (с. 125).
Действительно, «особенностей», а вернее сказать несуразностей в новом чинопоследовании немало.
При обычном литургическом чинопоследовании сперва бывает Малый вход, сопровождаемый молитвой «Владыко Господи Боже наш», и после тропарей по Входе звучит «Трисвятое» либо «Елицы во Христа крестистеся», перед которыми читается священническая молитва «Боже Святый».

На «Крещальной Литургии» все происходит наоборот. После завершения миропомазания прежде предлагается прочтение молитвы «Боже Святый» и пение «Елицы во Христа крестистеся» (с. 40-41). Только после завершения этого песнопения читается молитва Входа «Владыко Господи Боже наш» и совершается Малый вход. Никаких тропарей по Входе при этом не предусмотрено… Но, странным образом, после этого заканчивается пение «Елицы во Христа крестистеся».

По нашему мнению, такие инверсии (перестановки) в чине Литургии ничем не оправданы. Они понадобились составителям модернистского чинопоследования для того, чтобы создать видимость его логичности и разумности, в то время как они отсутствуют. Убедиться в этом не трудно, если предположить, что «Крещальная Литургия» началась, но по каким-то обстоятельствам оглашенный не смог принять на ней Святое Крещение. В таком случае путаница в порядке прочтения священнических молитв «Владыко Господи Боже наш» и «Боже Святый» будет очевидной. Становится явной безграмотность и искусственность рассматриваемого чинопоследования.

Искажение происходит не только в структуре литургического последования, но и в символическом его осмыслении. Во всяком случае, троекратное круговое шествие новокрещенных означает иное, чем Малый вход с Евангелием на Литургии. Там – пасхальная радость принявших спасительную благодать от вод Святой купели и троекратное (как крещенных во имя Отца и Сына и Святого Духа) шествие со свечами (но без Евангелия!) вокруг купели, омывшей человеческие грехи. Здесь – символическое шествие Христа на проповедь Царства Небесного, сопровождаемое внесением напрестольного Евангелия в Царские врата.

Малый литургический вход имеет свое символическое значение и в отсутствие крещаемых. Это – прежде всего вход предстоятеля (во образ Христа) в Царские врата алтаря в сопровождении всей видимой и невидимой Церкви – клириков и Ангелов («Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти»). Малый вход не следует направлять вокруг купели.

Отметим существенное отличие рассматриваемого «Последования» от византийского чина Литургии Великой Субботы. У греков на Литургии было два разных Входа. Первый – обычный Вход с Евангелием после «Господи, воззвах» (с. 114), и второй – когда отшедший для крещения Патриарх возвращался в храм под пение 31-го псалма. «Крещальная Литургия» авторов из ПСТБИ совместила воедино эти два разных по смыслу и содержанию богослужебных элемента.

Согласно новому чину, Крещение совершается на Малом входе. Согласно древнему византийскому последованию, Вход с Евангелием был частью Литургии, а для совершения Крещения Патриарх покидал литургическое собрание. Возвращение Патриарха вместе с новокрещенными (второй Вход) происходило без Евангелия, без Креста и без Мира. Новый модернистский чин, не различая этих двух Входов, путь от Купели сопровождает следующими рекомендациями: «И абие приемь иерей Святое Евангелие, даст е диакону и вземлет Честный Крест и сосуд со святым Миром» (с. 41).

Таким образом, Малый литургический вход оказался перегружен священнодействиями, чуждыми его смыслу и символическому значению.
Если Малый вход трижды обходит вокруг купели – значит, совершающие его священнослужители просто заблудились.
 

8.
Несообразности Великого входа

Нелепым и странным представляется указание в «Последовании Крещальной Литургии» совершать также и Великий вход вокруг крещальной купели: «И аще возможно есть, идут вкруг святыя купели» (с. 56).

Для Великого входа существует солея – специально оборудованное для него место перед иконостасом. Исключение бывает в Великую Субботу, когда Вход совершается перед Господней Плащаницей. Но чтобы идти с наполненным Потиром в баптистерий – до такого, кажется, не додумывался раньше еще никто.

В духовном смысле это равнозначно тому, чтобы из Гефсимании или с Голгофы сбегать на Иордан.

Авторы «Последования» как будто одержимы навязчивой идеей освятить литургическим чином Крещение, сделать его еще более «евхаристичным». Но это – ревность не по разуму. Крещение – таинство вхождения христианина в Церковь, оно соответствует в Евангелии пришествию Спасителя на Иордан. Евхаристия соответствует совсем другому евангельскому сюжету – Тайной Вечери, уготованной для божественного священнодействия Тела и Крови Христовых и последующих за ней спасительных Страстей Господних. Совершать Великий литургический вход через крещенскую купель означает перепутать все страницы Св. Евангелия и нарушить стройный и величественный чин Божественной литургии.

Обходить на Великом входе с евхаристической Чашей вокруг купели, во всяком случае, не следует.

Сомнительным представляется предлагаемый в «Последовании» возглас на Великом входе: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и монашеский чин, и причет церковный, братию святаго храма сего, новопросвещенных рабов Божиих имярек и восприемников их имярек, и всех вас, православных христиан да помянет Господь Бог…» (с. 56).

Физически затруднительно священнику, держа в руках Потир, наполненный вином, назвать по имени всех закончивших огласительный цикл новокрещенных христиан – которых в группе могут быть десятки и даже сотни. Тем более затруднительно назвать имена всех их восприемников. Когда крещаемых один-два это, очевидно, не составит большого труда, но произнести требующееся возглашение торжественно и безошибочно при большем количестве молитвенников сможет не каждый батюшка (и даже епископ).

Однако, вопрос заключается не только в затруднительности выполнения этого требования, но, главное – в его духовной целесообразности. Зачем это надо? Кто и когда называл на Великом входе всех новокрещенных по имени, да еще вдобавок с их крестными-восприемниками? Этой чести в Церкви сподобляются лишь архиереи, но не неофиты.

 

9.
Путаница с измовением и воцерковлением

Весьма загадочным является указание в новом чине «Крещальной Литургии» о том, что должно быть после отпуста, то есть во время чтения благодарственных молитв: «В сие время иереи могут совершити измовение святаго Мира» (с. 91).

Итак, измовение Мира следует совершать после отпуста. Однако, это измовение иереи совершать не обязаны, но лишь «могут». Стало быть, измовение Мира «иереи могут и не совершати»? Или его можно совершать в какое-то другое время? Уж не на 8-й ли день? Недоумение остается неразрешенным (как и в чине элладских модернистов – с. 119).

Еще большее недоумение вызывает в «Последовании Крещальной Литургии» легкомысленное отношение к обряду воцерковления. Авторы явно не утрудились продумать этот вопрос.

Если священник служит не один, но «аще мнози суть», то воцерковление предлагается совершать во время просительной ектеньи после Великого входа: «И абие един от иерей (аще мнози суть) исходит южными дверьми и творит воцерковление новопросвещенных (Зри Приложение)» (с. 59).

Здесь нелепость на нелепости. Может ли церковное чинопоследование зависеть от количества служащих священников? Допустимо ли во время Литургии проводить священнодействие, связанное с введением мальчиков в алтарь? Продолжать ли обряд воцерковления, если просительная ектенья завершится прежде его окончания, или начинать пение Символа веры, несмотря на помехи?

Особенно восхитительна уставная ссылка «Зри Приложение». Речь идет о тексте на русском языке, который согласно «Оглавлению вещей, в книзе сей обретающихся» (с. 3), простирается со страницы 107 до страницы 121 рассматриваемого издания!

В этом «Приложении», в частности, указывается: «Чин воцерковления… не должен следовать за Причащением Св. Тайн, которое приобщает человека к полноте Богообщения и не требует дополнения, но должен предварять его. Поэтому возможны два варианта: если Крещальную Литургию служит лишь один священник, то он может совершить воцерковление новокрещенных после того, как причастится сам, но до Причастия мирян (пока св. врата затворены); если же литургисают несколько иереев, то воцерковление совершается одним из них сразу после Великого входа и затворения св. врат» (с. 120-121).

Составители нового чинопоследования «Крещальной Литургии» не удосужились найти место обряду воцерковления в своем литургическом шедевре. «Последование» ссылается на «Приложение» (Зри!). «Приложение» же говорит, что чин воцерковления «должен предварять» Причастие.

Если бы аналоги «Крещальной Литургии» существовали в древности, решение этого «неразрешимого» вопроса было бы также известно. В рассматриваемое же «Последование» чин воцерковления не вписывается гармонично, является в нем инородным телом (не имеющем даже своего определенного места!). Очевидно, что обряд воцерковления должен быть проведен между Крещением и началом Божественной литургии (только, разумеется, не «Крещальной»).

Предложение священнику проводить обряд воцерковления «после того, как причастится сам, но до Причастия мирян» можно рассматривать как литургический нонсенс.

 

 10.
«Крещальная Литургия» и суточный круг богослужения 

При составлении своего чина авторы «Крещальной Литургии» совершили серьезную литургическую ошибку. Ошибка эта заключается в том, что при изобретении нового богослужебного чинопоследования ими был проигнорирован вопрос о распределении служб суточного круга богослужения.

Как известно, суточный круг богослужения представляет собой определенную на каждый день Уставом последовательность служб (строго говоря, неодинаковую в разные дни церковного года).

В обиходной практике нередко «по немощи» опускаются некоторые службы суточного круга – полунощница, повечерие, часы, иногда даже вечерня и утреня. Но при любом подобном сокращении богослужения грамотный уставщик может указать, какие именно элементы суточного круга оказались изъяты (или были прочитаны «келейно»).

Кроме служб суточного круга проводятся иные богослужения, именуемые требами. По словам протоиерея Геннадия Нефедова, «богослужение частное выделяется из цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина…» [2, с. 5].

Главным отличием треб от уставных богослужений является следующее. Требы служатся в дополнение к суточному кругу богослужений и по желанию могут быть свободно опущены или добавлены без нарушения его порядка. Уставные же богослужения, напротив, представляют собой строго регламентируемую Типиконом последовательность служб суточного круга, не допускающую искажений или изъянов.

Литургия является одним из элементов суточного круга богослужения, Крещение же относится к требам.

В различные дни года в суточном круге богослужений Литургия может отсутствовать, а может проводиться, соединяясь либо с изобразительными (обедницей), либо с вечерней. При этом как изобразительны, так и вечерня являются неотменяемыми элементами любого суточного богослужебного круга.

Типикон предусматривает следующие соотношения изобразительных, вечерни и Литургии.
 

а) Изобразительны и вечерня в отсутствии Литургии

Существуют дни церковного года, когда по Уставу Литургия не положена. Таковыми являются Великий Пяток и прочие предписанные Типиконом будние дни Великой Четыредесятницы, среда и пяток Сырной седмицы, а также («аще прилучится и изволит настоятель») будни малых постов, когда проводится богослужение по чину «Аллилуйа».

В эти дни обедница служится после 9-го часа, и в свое время (сразу вслед за ней или отдельно) бывает вечерня.

Проведение «Крещальной Литургии» в такие дни не ломало бы структуры суточного круга – и обедница, и вечерня служились бы своим чередом. Одна беда – служение Литургии (даже «крещальной») Типикон в эти дни запрещает.

 

б) Литургия, соединенная с изобразительными

Таким образом, проводится Божественная литургия в большинство дней церковного года – кроме Рождественского и Крещенского Сочельников и будних дней Великого поста. Литургия может проводиться, в соответствии с Типиконом, по чину свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого.

Характерной особенностью суточного круга в эти дни является отсутствие отдельной службы изобразительных (обедницы), и проведение изобразительных в соединении с чинопоследованием Литургии (после 6-го часа). Действительно, практически все составляющие элементы изобразительных (по Часослову) входят в состав чинопоследования Литургии в эти дни.

Вечерня при этом проводится отдельно (после 9-го часа).

Служение «Крещальной Литургии», в которой вместо изобразительных антифонов предусмотрен чин Крещения, упразднило бы из суточного круга неотменный его элемент – обедницу. Проводить же обедницу отдельным чином (скажем после 6-го или после 9-го часа) в случае, если служится Литургия, Типикон не допускает.

Таким образом, если бы новое чинопоследование проводилось в дни, когда Литургия должна соединяться с изобразительными, возник бы невосполнимый богослужебный ущерб: изъятие из суточного круга его неотменного элемента – изобразительных.

 

в) Литургия, соединенная с вечерней

Так проводится богослужение в навечерия Рождества и Крещения (кроме субботы и воскресения) и во все будние дни Великого поста, когда, согласно Типикону, положена служба с Литургией.

В Великую Четыредесятницу это бывает Литургия Преждеосвященных Даров; в праздник Благовещения – Литургия свт. Иоанна Златоуста; в Великий Четверг и Великую Субботу (как и в оба Сочельника) – Литургия свт. Василия Великого.

В эти дни изобразительны служатся неотменно сразу после 9-го часа, то есть прежде Литургии.

Если предположить, что служение «Крещальной Литургии» будет совершено в один из этих дней, то окажется, что таинство Крещения проводится вместо вечерни – одного из основных и неотменных богослужений суточного круга.

Проводить же в эти дни вечерню отдельно от Литургии Устав не дозволяет.

Кроме трех рассмотренных случаев, других возможностей проведения Божественной литургии в круге суточного богослужения Типикон не предусматривает.

 

Мы убедились в том, что «Крещальная Литургия» не вписывается ни в один из них. Следовательно, новоизобретенное модернистское чинопоследование не может быть проведено ни в один из церковных праздников, так чтобы при этом не исказился суточный круг богослужения того дня.

Причина этого заключается в том, что «Крещальная Литургия» не является органичным православным чинопоследованием, но представляет собой требно-богослужебного «кентавра». Этот «кентавр», с одной стороны, не может быть рассмотрен как полноценная служба, подобная традиционной Литургии. С другой стороны, он не является и обычной внебогослужебной требой – нельзя же представить себе «внебогослужебную Литургию»!

 

11.
Некоторые другие несообразности в «Последовании Крещальной Литургии»
 
– Какую Литургию служить?

Авторы «Последования» совместили страницы Требника с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста. По всей видимости, они не учли того, что в главный день совершения Крещения – в Великую Субботу – следует, согласно Типикону, проводить Литургию по чину свт. Василия Великого.

Таким образом, «Последованием Крещальной Литургии» принципиально невозможно воспользоваться ни в Великую Субботу, ни в навечерие Рождества Христова, ни в Крещенский Сочельник!

 
– Входный стих на Малом входе.

Входный стих на Малом входе является украшением Божественной литургии. Он проводится лишь на Пасху и некоторые Господские праздники (включая Сретение и Духов День) и строго регламентируется Типиконом.

В новом чинопоследовании предлагается неслыханный входный стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси» (с. 42). По нашему мнению, изобретение новых входных литургических стихов – дерзкая и духовно несостоятельная инициатива. Предположим, «Крещальная Литургия» будет проводиться в один из праздников, когда Типиконом предусмотрен входный стих. Какой стих следует выбирать – уставной или новоизобретенный?

Мы уже отмечали, что в византийском чине Литургии Великой Субботы псалом 31, откуда взят данный входный стих, сопровождал не Малый вход с Евангелием, но вход Патриарха с новокрещенными.
 
– Аллилуарий.

Нельзя не признать весьма оригинальным назначение перед Евангельским чтением аллилуария, стихи которого совпадают почему-то с прокименом на утрени праздника Крестовоздвижения: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего».

Эту загадку мы разгадать не смогли…
 
– Чтение Апостола и Евангелия.

Рассматриваемое «Последование» предлагает без альтернативы читать на «Крещальной Литургии» Апостол и Евангелие из Требника (то есть 91 зачало из Послания к Римлянам и 116 зачало от Матфея).

Однако на каждый день церковного года, в соответствие со столпами Евангельскими, назначено определенное рядовое чтение, которое должно звучать первым (кроме субботы). Известны уставные случаи, когда рядовое чтение переносится на иной (обычно предыдущий) день – но поводом для такого переноса служит всегда праздник (часто – бденный Святой). Нам не известно ни одного примера, когда дополнительное требное чтение отменяло бы чтение рядовое. Общепринятой уставной практикой является добавление к рядовому (первому) зачалу требного зачала (второго). Так бывает при заупокойных службах, равно как при всех прочих дополнительных чтениях, которые содержатся в приложении к служебным Апостолу и Евангелию.

Еще более недопустимо, с точки зрения Типикона, отменять или переносить праздничные апостольское и евангельское чтения. Если рассматриваемое чинопоследование проводится в те дни, когда на Литургии полагается пение «Елицы во Христа крестистеся» (к примеру, в Лазареву Субботу), опускать рядовое чтение означает лишиться главного смысла Праздника. Такие дни наименее всего подходят для замены уставных зачал Апостола и Евангелия на «требные» – крещальные.

Неверно решается в «Последовании Крещальной Литургии» вопрос о совмещении двух чтений: «Аще хощеши, приложи и дню, Апостол и Евангелие» (с. 48).
Это снисходительное «аще хощеши» выглядит совершенно фальшивым. Если уж кому-то захотелось совместить в Праздник два чтения, то «прилагать» следует зачало требное к праздничному, а не наоборот.
 
– «Елицы вернии».

Абсурдным, если вдуматься, выглядит возглас после сугубой ектеньи (с добавленными прошениями из Требника). Диакон глаголет: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся!» (с. 50). Выходит так, что «верные» с начала службы спокойно молились, а потом вдруг услышали: «Те, которые являются верными (елицы вернии), снова Господу помолимся!» На традиционной Литургии этот возглас имеет вполне понятный смысл: сперва оглашаемым предлагается покинуть собрание: «Оглашеннии, изыдите!», а потом – верные (елицы вернии) приглашаются к усердной молитве. В «Последовании к Крещальной Литургии» этот момент явно не продуман.

Авторы пишут: «Опущена ектения об оглашенных, так как все оглашенные, участвовавшие в Крещальной Литургии, приняли на ней Крещение» (с. 120). А если не все?

Появившаяся в последние годы практика опускания ектеньи об оглашенных представляется в высшей степени сомнительной и безосновательной – в особенности, если учесть возрождающийся институт катахезации. Изъятие ектеньи и молитвы предполагает, что ни одного оглашаемого в молитвенном собрании присутствовать не может. Но где гарантия того, что кто-то из оглашенных не окажется на Литургии?..

Во всяком случае, ектеньи и молитвы об оглашенных из Последования решительно изъяты.
 
– Киноник.

Сочинители нового литургического последования решили изобрести новый текст для причастна (или киноника), причем даже не один, а целых два: «И поют лицы киноник: “Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси”. Ин:“Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь”» (с. 77-78).

Безусловно, приведенные псаломский и евангельский стихи являются очень «крещальными» и очень «литургическими». Однако Православная Церковь их все-таки никогда не использовала в качестве киноника. Типиконом такие тексты не предусмотрены.

Примечательно, что в византийском чинопоследовании Великой Субботы написано: «Причастен старый: “Хвалите”, новый: “Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас. Аллилуйа”» (с. 116).

Мы видим, что в том православном чинопоследовании, которое взято модернистами «за образец», новых киноников не предлагается. Напротив, про первый указывается, что он «старый», а второй является причастным Великой Субботы и содержится в Типиконе.

 
– Отпуст.
Не понятно, зачем на отпусте (если, конечно, не прилучится вторник) поминать «Честнаго славнаго пророка Предтечу и Крестителя Иоанна» (с. 89). Все-таки мы крещены не Иоанновым крещением в покаяние, но облеклись во Христа…
 

Заключение

Существующее в Церкви чинопоследование Крещения является древним и священным. Желание сделать его «более литургичным» представляется дерзостью, если не безумием. Наши богослужебные и требные чины настолько прекрасны и совершенны, что любая попытка их «улучшить» неизбежно оборачивается уродованием и искажением. Так вышло и с рассмотренным нами чином «Последования Крещальной Литургии».

Не нужно ни большого ума, ни фантазии для того, чтобы состряпать из чинопоследований Требника и Служебника другие подобные «чины». Например, чин «Елейной Литургии» – совмещение таинства Елеосвящения с Литургией (пособоровался – и сразу причастился!). Или – чин «Венчальной Литургии» (все повенчались – и одновременно причастились!). Или – чин «Отпевальной Литургии» (прямо во время обедни отпеть новопреставленного!). Или (для монастырей) – чин «Постригальной Литургии» (монашеский постриг во время обедни!). Или – чин «Акафистной Литургии» (совмещение молебного акафистного пения с Божественной Литургией!).

Эти экстравагантные идеи будут ничуть не менее несуразными, чем неведомый Православной Церкви нелепый и бездарный чин «Крещальной Литургии». 

Что же надо делать?  

Надо крестить по Требнику и совершать Литургию по Служебнику. А главное – удерживаться от сочинения новых модернистских чинопоследований.

 
 
Список литературы:


1. Последование Крещальной Литургии. М: ПСТБИ. 2002
2. Нефедов Геннадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви М.: «Паломникъ». 2008
3. Типикон
4. Журнал Московской Патриархии. 2011, № 5, с. 33
 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.07.2017
Священник Георгий Селин

Ольгин Псков и град Петров: сравнение двух описаний

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.07.2017
«Бегайте блудодеяния»

17.07.2017
Максим Бойко

О причащении без Исповеди

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

12.07.2017
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

20.06.2017
Алексей Смирнов

Осторожно: кочетковские «паломники»!

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года