Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

И.И. СОКОЛОВЪ
Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря


Докладъ профессора И.И. Соколова «Отношеніе православнаго Востока къ вопросу о реформѣ календаря», читанный 15 марта 1918 года, на 30-мъ (совмѣстномъ) засѣданіи Отдѣла о богослуженіи и Отдѣла о правовомъ положеніи Церкви въ государствѣ на Всероссійскомъ Помѣстномъ Соборѣ 1917–1918 гг.

* * *

Въ сложномъ вопросѣ о реформѣ календаря существенное значеніе принадлежитъ церковной сторонѣ. Тогда какъ научно-астрономическая сторона вопроса не заключаетъ въ себѣ безспорныхъ данныхъ ни въ пользу юліанскаго, ни григоріанскаго календаря, <ни> [1] нейтральнаго между ними, а житейско-практическая сторона не вызываетъ существенныхъ неудобствъ, съ безусловной принудительностью побуждающихъ реформировать господствующій въ Россіи календарь, — церковное значеніе предполагаемой реформы является въ высшей степени важнымъ и по существу, и по результатамъ. Реформа неизбѣжно должна коснуться вѣковыхъ традицій Православной Церкви относительно времени празднованія Пасхи Христовой и соединенныхъ съ нею другихъ праздниковъ и церковныхъ временъ. Реформа повлечетъ за собой отмѣну «зрячей пасхаліи», церковныхъ книгъ, употребляющихся въ Россіи и имѣющихъ въ представленіи народа непререкаемый священный авторитетъ. А такая отмѣна, въ свою очередь, можетъ вызвать въ народѣ тревожную смуту съ оттѣнкомъ церковно-религіознаго разномыслія и поводъ къ неблагопріятному для Православной Церкви схизматическому движенію.

Но церковное значеніе календарной реформы не ограничивается предѣлами нашего Отечества, а простирается на весь православный Востокъ — греческій и славянскій. Православныя Церкви Ближняго Востока (Константинопольская, Іерусалимская, Антіохійская, Александрійская, Элладская, Кипрская, Синайская, Болгарская, Сербская, Черногорская, Румынская — въ Румыніи и въ Австро-Угріи) имѣютъ одну и ту же съ Церковью Русской пасхалію и руководятся одинаковыми съ ней принципами въ опредѣленіи праздничныхъ дней и временъ, примѣнительно къ господствующему на всемъ православномъ Востокѣ юліанскому календарю. Ввиду общаго для всѣхъ Православныхъ Церквей этого календаря ни одна изъ нихъ въ отдѣльности не вправѣ замѣнить его другимъ безъ предварительнаго сношенія съ остальными своими Духовными Сестрами. Общее для всѣхъ Автокефальныхъ Церквей дѣло, существеннымъ образомъ переплетающееся съ духовно-религіозными интересами всего православнаго міра, и должно подлежать обсужденію и рѣшенію представителей всѣхъ Православныхъ Церквей — греческихъ и славянскихъ. Вѣдь всѣ Православныя Помѣстныя Церкви составляютъ отдѣльныя части единой организаціи — Церкви Вселенской, всѣ онѣ суть равныя между собой духовныя сестры, или дочери одной для всѣхъ нихъ матери — Православной Каѳолической Церкви. А по слову апостола, если славится одинъ членъ единаго тѣла, съ нимъ радуются всѣ члены, если страдаетъ одинъ членъ, съ нимъ страдаютъ всѣ члены (1 Кор. 12, 26). Для православнаго Востока, особенно греческаго, календарный вопросъ является однимъ изъ импульсовъ, способныхъ вызвать чувство страданія въ области церковно-религіозныхъ отношеній. А нынѣ и для Русской Церкви настало время оцѣнивать календарный вопросъ съ точки зрѣнія жизненныхъ ея интересовъ. Вотъ почему поставленный вопросъ необходимо разсматривать при свѣтѣ отношеній къ нему всего православнаго Востока, гдѣ онъ имѣетъ свою исторію, изъ которой мы и представимъ нѣкоторыя иллюстраціи.

Въ 1582 году Римскій папа Григорій XIII произвелъ реформу календаря, положившую новую грань между православнымъ Востокомъ и латинскимъ Западомъ: тогда какъ Востокъ остался вѣренъ традиціямъ прошлаго, Римъ допустилъ не оправдываемое точной наукой нововведеніе въ празднованіе Пасхи и соединенныхъ съ ней праздниковъ и церковныхъ временъ. Не подлежитъ сомнѣнію, что это нововведеніе въ церковно-религіозной области стояло въ тѣсной, неразрывной связи съ идеей папства и было однимъ изъ проявленій господствующаго на Западѣ церковнаго абсолютизма, стремившагося распространить свое вліяніе и на православномъ Востокѣ. Примѣчательно, что введеніе на Западѣ новаго, григоріанскаго календаря было понято представителями Православной Церкви именно какъ новый походъ папства противъ Православія на Востокѣ. Современный этому событію Константинопольскій патріархъ Іеремія II (Траносъ) немедленно осудилъ (1582 годъ) вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ папское новшество какъ несогласное съ преданіями Церкви, унаслѣдованными отъ святыхъ отцовъ. А въ 1583 году, 20 ноября, патріархъ Іеремія вмѣстѣ съ находившимся въ Константинополѣ Александрійскимъ патріархомъ Сильвестромъ издалъ соборный томосъ противъ григоріанскаго календаря, гдѣ рѣзко порицалъ григоріанскій календарь какъ произведеніе папства, — силы, враждебной православному Востоку, смотрѣлъ на этотъ календарь какъ на характерное новшество въ цѣлой системѣ папскихъ нововведеній сравнительно съ традиціями православнаго Востока, считалъ его орудіемъ папистской завоевательной политики въ отношеніи къ автокефальнымъ греческимъ Церквамъ.

И въ послѣдующее время первоіерархи Православныхъ Церквей Востока высказывались противъ григоріанскаго календаря и увѣщевали православныхъ своихъ чадъ избѣгать этого орудія латинской пропаганды. Знаменитый Константинопольскій патріархъ Кириллъ I Лукарисъ, занимавшій Вселенскій престолъ шесть разъ и въ теченіе всего своего патріаршества энергично боровшійся съ іезуитами, по интригамъ которыхъ онъ и преждевременно и погибъ, неоднократно осуждалъ григоріанскій календарь, оцѣнивая его въ духѣ сѵнодальныхъ опредѣленій Іериміи II. Въ такомъ же родѣ высказывались противъ римскаго календаря и Вселенскіе патріархи — Парѳеній I (1639-1644), Паисій II (1726-1733), Кириллъ V (1748-1751), Григорій VI (1835-1840), Анѳимъ VI (1845-1848).

Предстоятели другихъ греческихъ Церквей также живо интересовались вопросомъ о календарѣ, получившимъ особое значеніе въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и на Кипрѣ въ силу широкаго распространенія здѣсь съ XVII вѣка католической пропаганды, которая привлекала въ лоно Римской церкви, засталяла новыхъ прозелитовъ отказываться отъ юліанскаго имерологія и побуждала праздновать Пасху и другіе торжественные дни по новому стилю. Патріархи Палестины, Сиріи и Египта и архіепископы Кипра, охраняя паствы отъ козней латинскихъ миссіонеровъ, путемъ посланій и грамотъ разъясняли имъ значеніе григоріанскаго календаря, оттѣняя преимущественно его связь съ цѣлымъ рядомъ новаторскихъ измышленій папства и миссіонерское примѣненіе его въ практикѣ римско-католическихъ орденовъ. Аналогичное отношеніе Александрійскаго патріарха Сильвестра къ григоріанскому календарю уже извѣстно. Можно для примѣра отмѣтить и борьбу Антіохійскаго патріарха Аѳанасія съ католической пропагандой въ Сиріи (1700), о которой говоритъ посланіе къ мѣстному православному населенію отъ имени Константинопольскаго патріарха Каллиника II: Аѳанасій, какъ и Каллиникъ, разъяснялъ склоннымъ къ уніи съ Римомъ христіанамъ Антіохійской Церкви, что празднованіе Пасхи одновременно съ латинянами, отреченіе отъ установленій Православной Церкви о постахъ и примѣненіе уставовъ Римской церкви есть измѣна Православію и отступленіе отъ святоотеческихъ завѣтовъ, гибельное для членовъ Православной Церкви. Поэтому всякій истинный христіанинъ долженъ быть твердъ въ установленіяхъ Православной Церкви и обязанъ праздновать Пасху и соединенные съ ней праздничные дни и церковныя времена примѣнительно къ практикѣ православнаго Востока, а не инославнаго Запада.

И въ наше время православный Востокъ, греческій и славянскій, въ лицѣ своихъ представителей: патріарховъ и сѵнодовъ, имѣлъ поводъ оффиціальнымъ образомъ высказаться по поводу реформы календаря. Церковная жизнь и международныя сношенія выдвинули на Ближнемъ Востокѣ этотъ вопросъ на первую, можно сказать, очередь и требовали того или иного его рѣшенія примѣнительно къ мѣстнымъ нуждамъ и потребностямъ.

Починъ въ новѣйшемъ пересмотрѣ стараго вопроса о календарѣ принадлежитъ Константинопольскому патріарху Іоакиму III (1834-1912), одному изъ самыхъ выдающихся іерарховъ православнаго Востока новаго времени, опытному и умному администратору, ревностному попечителю о благосостояніи всей Вселенской Церкви, чутко отзывающемуся на запросы времени и своей паствы. 12 іюля 1902 года патріархъ Іоакимъ III, вмѣстѣ со своимъ Сѵнодомъ изъ 12 митрополитовъ Константинопольской Церкви, обратился съ патріаршимъ и сѵнодальнымъ посланіемъ къ патріархамъ Александріи и Іерусалима и къ предстоятелямъ Автокефальныхъ Церквей на Кипрѣ, въ Россіи, Греціи, Румыніи, Сербіи, Черногоріи и просилъ ихъ оффиціально отвѣтить на четыре «важныхъ и достойныхъ тщательнаго разслѣдованія и изученія» вопроса:

1) Какими средствами слѣдуетъ укрѣпить единомысліе, взимообщеніе и любовь между Святыми Православными Церквами Божіими?

2) Какъ урегулировать ихъ отношенія къ католичеству и протестанству — этимъ двумъ великимъ отраслямъ христіанства — съ цѣлью сблизить ихъ съ Православіемъ въ духѣ христіанской любви?

3) Какъ Православныя Церкви должны относиться къ старокатоличеству, стремящемуся къ соединенію съ ними?

4) О возможности или невозможности измѣненія и болѣе точнаго опредѣленія господствующаго въ Православныхъ Церквахъ календаря.

На это посланіе Константинопольскій патріархъ получилъ оффиціальные отвѣты отъ Церквей Іерусалимской, Русской, Элладской, Румынской, Сербской и Черногорской. Нѣтъ лишь отвѣтовъ Александрійскаго патріарха, который держится вообще изолированно отъ представителей прочихъ Православныхъ Церквей; и отъ Кипрской Церкви, гдѣ еще не избранъ предстоятель-епископъ. Антіохійскому патріарху Мелетію посланіе и совсѣмъ не было отправлено, такъ какъ онъ со времени своего избранія (1899) пребывалъ внѣ каноническаго общенія съ Константинопольскимъ патріархомъ. 12 мая 1904 года Патріархъ Іоакимъ III обратился къ упомянутымъ Церквамъ съ новымъ посланіемъ, въ котромъ выяснилъ отношеніе великой Христовой Церкви къ четыремъ основнымъ вопросамъ, въ частности къ вопросу о календарѣ.

Уже одно то, что вопросъ о календарѣ поставленъ въ Патріашемъ посланіи 1902 года наряду съ крупными и существенными вопросами о взаимоотношеніяхъ Православныхъ Церквей, о католичествѣ, показываетъ всю важность принципіальной его оцѣнки со стороны Константинопольской Церкви. А въ самомъ посланіи этотъ вопросъ сформулированъ такимъ образомъ:

«Мы признаемъ достойнымъ большого вниманія то, что въ теченіе уже достаточно большого времени говорятъ и пишутъ относительно общаго календаря, причемъ, въ частности, предполагаются системы преобразованія издавна господствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, а также введеніе григоріанскаго, ввиду того, будто первый въ научномъ отношеніи менѣе совершенный, а второй отличается большей точностью; въ связи съ этимъ необходимымъ признается и измѣненіе нашей церковной пасхаліи. И въ изслѣдованіяхъ этого предмета мы видимъ два господствующихъ мнѣнія, принадлежащимъ и нашимъ православнымъ спеціалистамъ. Одни изъ нихъ полагаютъ, что издревле переданный календарь есть единственный удобный и подходящій для Церкви, такъ какъ установленъ Отцами и издавна утвержденъ церковной практикой, — поэтому <они> не только не признаютъ реформу необходимой, но и по основаніямъ, ими раскрываемымъ, рекомендуютъ совершенно избѣгать ее. Нѣкоторые же, указывая на возможно полную точность въ счисленіи времени или же на новое удобство и пользу въ примѣненіи однообразнаго стиля, являются защитниками западнаго календаря и стоятъ за введеніе его и у насъ, причемъ ихъ сотрудниками въ этомъ дѣлѣ выступаютъ, какъ и естественно, члены Западной церкви, въ надеждѣ на церковно-религіозныя отъ этого выгоды, опять, конечно, съ точки зрѣнія этихъ постороннихъ сотрудниковъ. Ввиду существующаго въ наше время спора, въ которомъ та и другая сторона настойчиво предлагаетъ различные и достойные вниманія доводы, относящіеся или къ области науки, или къ предметамъ вѣры, имѣя въ виду и то, что въ нѣкоторыхъ православныхъ странахъ обнаруживалась склонность къ уступкамъ въ пользу мнѣнія о перемѣнѣ юліанскаго календаря или нѣкоторомъ его преобразованіи, намъ представляется цѣлесообразнымъ обмѣняться съ другими Православными Церквами мнѣніями, относящимися къ этому вопросу научнаго и явно безспорнаго церковнаго значенія, дабы у нихъ образовалось общее по этому вопросу сужденіе, одно мнѣніе и рѣшеніе Вселенской Православной Церкви, которой одной только и принадлежитъ оцѣнка его и изысканіе въ случаѣ необходимости способа, по возможности примиряющаго искомую относительную научную точность съ желательнымъ сохраненіемъ освященныхъ церковныхъ опредѣленій».

Въ отвѣтъ на этотъ запросъ Іерусалимскій патріархъ Даміанъ и его Священный Сѵнодъ въ посланіи <Іоакиму III> отъ 5 іюня 1903 года писали слѣдующее:

«Переходя къ вопросу Вашего Святѣйшества о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви юліанскаго календаря, прежде всего мы должны сказать, что при тѣхъ условіяхъ, въ которыхъ нынѣ находится Православная Церковь на Востокѣ, непрерывно подвергающаяся миссіонерскимъ дѣйствіямъ со стороны приверженцевъ и слугъ Католической церкви и Протестантской, — всякое постановленіе о реформѣ господствующаго календаря, и особенно въ сторону предпочтенія григоріанскаго, послужитъ ко вреду Православія. Но если христіанскіе народы Запада когда-нибудь придутъ къ сознанію относительно противоевангельскаго и, въ интересахъ всемірнаго христіанскаго единства, гибельнаго дѣла прозелитизма, систематически ими поддерживаемаго; если, далѣе, представители этихъ народовъ пожелаютъ упразднить и навсегда устранить соблазнъ (обращенія христіанъ одного исповѣданія въ другое), то мы полагаемъ, что Православная Церковь не совершитъ ничего несоотвѣтствующаго, если приметъ календарь, съ возможной правильностью разработанный наукой — для точности времясчисленія, для удобства въ жизненныхъ сношеніяхъ, но и къ славѣ Христа, когда будетъ наблюдаться единство вѣрующихъ въ Него и въ счисленіи времени, и въ одновременномъ совершеніи спасительныхъ праздниковъ. Правда, принятіе календаря въ научномъ отношеніи болѣе совершеннаго приведетъ къ упраздненію Апостольскаго правила «совершать Пасху послѣ весенняго равноденствія и послѣ іудеевъ» и къ отмѣнѣ господствующаго со времени Перваго Вселенскаго Собора обычая праздновать Пасху въ воскресеньѣ послѣ перваго полнолунія за весеннимъ равноденствіемъ. Но коль скоро отпадутъ моральныя причины, изъ которыхъ возникли апостольскій канонъ и соборный обычай, то, очевидно, не будетъ никакого съ догматической точки зрѣнія препятствія къ тому, чтобы Православная Церковь, по согласію всѣхъ ея членовъ, инымъ образомъ и соотвѣтственно съ истинными результатами науки установила свой календарь».

Церковь Королевства Греческаго въ отвѣтномъ посланіи патріарху Іоакиму III отъ 14 іюля 1903 года такъ оцѣниваетъ вопросъ о календарѣ:

«Священный Сѵнодъ Церкви со вниманіемъ обсудилъ вопросъ о преобразованіи дѣйствующаго въ Православной Церкви календаря, разрѣшеніе коего (вопроса) кажется очень легкимъ, въ дѣйствительности же зависитъ отъ обстоятельствъ и условій народныхъ и общественныхъ. Какой изъ двухъ существующихъ календарей болѣе точенъ: нашъ ли юліанскій, или западный григоріанскій, и насколько каждый изъ нихъ нуждается въ измѣненіи и болѣе точномъ приспособленіи, — это есть вопросъ преимущественно астрономическій; а что касается религіозной и богословской его важности, то эта важность обуславливается тѣмъ, что съ календаремъ связано празднованіе церковныхъ дней. Посему, если всѣ Помѣстныя Православныя Церкви на Востокѣ будутъ убѣждены, что условія жизни народовъ различныхъ Православныхъ Церквей окажутся удобными для преобразованія календаря безъ смущенія совѣсти и религіознаго сознанія [2] болѣе простыхъ людей, неспособныхъ отличить догматы и литургическіе предметы отъ вопросовъ астрономическихъ, тогда они могутъ по взаимному соглашенію и совмѣстно съ правительствомъ каждой изъ Церквей заняться реформой нынѣ дѣйствующаго у насъ календаря, примѣнительно къ успѣхамъ и результатамъ астрономической науки».

Церковь Румынская во главѣ съ митрополитомъ Іосифомъ сдѣлала такое опредѣленіе по вопросу о календарѣ:

«Не входя въ разсмотрѣніе изысканій и выводовъ ученыхъ, занимавшихся вопросомъ о счисленіи времени, изъ коихъ одни благопріятствуютъ нашей календарной системѣ, а другіе — иной системѣ, Священный Сѵнодъ Святой Автокефальной Румынской Церкви и думаетъ и ходатайствуетъ, что слѣдуетъ остаться при существующемъ нынѣ календарѣ, такъ какъ невозможно будетъ не коснуться каноническихъ постановленій, если мы станемъ разсуждать о какой-либо перемѣнѣ или преобразованіи юліанскаго календаря, съ которымъ Православная Церковь жила столь продолжительное время и чувствовала стѣсненія. За всѣмъ тѣмъ, и пальцемъ намъ не позволяется коснуться издревле установленныхъ опредѣленій, которыя составляютъ нашу церковную славу. Богъ, Великій Господь вѣковъ, и въ этомъ дѣлѣ укажетъ Свою волю. И чтó Онъ опредѣлитъ, тó и будетъ существовать. Доселѣ Господу угодно было лишь однажды изречь Свою волю тѣмъ, кои и установили дѣйствующій отъ нашей церковной древности календарь. Если и опять будетъ Его святая воля, то Онъ просвѣтитъ насъ Духомъ Святымъ, дабы мы и въ этомъ случаѣ знали, чего намъ ждать и что дѣлать. Въ смиреніи молитвенно простирая руки къ Великому Царю, Всевышнему нашему Господу, признаемъ, что велика была и есть милость Его на насъ, поелику отъ времени Онъ сохранилъ насъ и благодатію Своею просвѣтилъ, дабы мы пребывали въ Святомъ Домѣ Его».

Сѵнодъ Сербской Церкви въ отвѣтномъ посланіи отъ 6 іюня 1903 года писалъ слѣдующее:

«Ни григоріанскій, ни юліанскій календари не отличаются точностью въ счисленіи времени. Неудобства, вытекающія изъ этой неточности, очевидны, посему сама собою становится ясной потребность устранить неточность въ счисленіи времени, а съ другой стороны, желательно ввести счисленіе правильное, принявъ во вниманіе религіозную и каноническую часть каледндаря. [3] Мы спрашивали мнѣнія по этому вопросу у спеціалистовъ и пришли къ убѣжденію, что мнѣніе господина Максима Терпковича есть болѣе основательное какъ въ отношеніи счисленія времени, такъ и касательно религіозной и канонической части христіанскаго календаря. Признаемъ умѣстнымъ сообщить, что та часть календаря, которая относится къ уравненію года, подлежитъ всецѣло компетенціи спеціалистовъ этого вопроса. Нашему же изслѣдованію и оцѣнкѣ принадлежитъ только религіозная и каноническая часть календарнаго времени. Посему Священный Сѵнодъ призналъ возможнымъ приступить (по предложенію Константинопольскаго патріарха Іоакима III) къ изслѣдованію вопроса объ исправленіи христіанскаго календаря. Послѣ слушанія дѣла Священный Сѵнодъ архіереевъ опредѣляетъ: по вопросу объ исправленіи календаря хорошо было бы выслушать мнѣніе спеціалистовъ, поскольку дѣло идетъ о предписаніи каноновъ касательно счисленія времени, дабы и Пасха, и всѣ праздники, которые съ ней связаны, были распредѣлены въ порядкѣ, всецѣло отвѣчающемъ духу Православной Церкви».

Черногорскій митрополитъ въ посланіи отъ 23 апрѣля 1903 года писалъ:

«Что касается измѣненія или частичнаго исправленія календаря, то объ этомъ во всѣхъ православныхъ странахъ уже давно ведется рѣчь. Между прочимъ, блаженно почившій митрополитъ Бѣлградскій Михаилъ (1898) имѣлъ однажды по этому вопросу переписку съ покойнымъ Вселенскимъ патріархомъ Іоакимомъ II (1884-1886). Затѣмъ, намъ извѣстно, что и въ Россіи недавно учреждена для этой цѣли спеціальная комиссія, которой дано порученіе освѣтить вопросъ съ научной точки зрѣнія. Но насколько мнѣ извѣстно, ни константинопольская, ни русская комиссіи не пришли по этому предмету къ какому-либо опредѣленному результату. Да это и понятно, потому что вовсе не легко прійти къ такому результату въ вопросѣ, имѣющемъ весьма важное значеніе. Представители Православныхъ Церквей должны быть весьма осторожны въ обсужденіи и рѣшеніи этого вопроса. Извѣстно, что измѣненіе календаря предполагаетъ измѣненіе и пасхаліи, то есть всей церковной системы счисленія годичнаго круга и подвижныхъ праздниковъ. А мы знаемъ изъ исторіи, что бывали и очень незначительныя перемѣны, которыя, когда приспособлялись къ жизни Церкви, вызывали бóльшія или меньшія нестроенія среди вѣрующихъ. Имѣя это въ виду, началовожди Православныхъ Церквей должны принять во вниманіе всѣ возможныя послѣдствія, которыя могутъ возникнуть вслѣдствіе измѣненія календаря. Посему, боясь, какъ бы намъ не подвергнуться какой-либо опасности, подобной тѣмъ, какія извѣстны изъ исторіи, я смиренно держусь того мнѣнія, что впредь слѣдуетъ примѣнять и пользоваться календаремъ юліанскимъ».

Наконецъ Святѣйшій Сѵнодъ Русской Церкви въ посланіи отъ 28 февраля 1903 года писалъ по вопросу о календарѣ слѣдующее:

«Вопросъ о перемѣнѣ или только о нѣкоторомъ преобразованіи календаря немало и давно уже волнуетъ православныхъ и въ нашей странѣ. По повелѣнію благочестивѣйшаго Государя нашего нарочито для изслѣдованія этого вопроса была образована при Императорской Академіи наукъ особая Комиссія изъ ученыхъ — представителей различныхъ относящихся къ этому предмету отраслей знанія. Но работы этой Комиссіи, весьма многосложныя и разностороннія, до настоящаго времени еще не закончены, и послѣдняго вывода ихъ заранѣе сказать нельзя. Необходимо только, по нашему мнѣнію, имѣть въ виду, что вопросъ этотъ имѣетъ много сторонъ, допускающихъ неодинаковое освѣщеніе и рѣшеніе. Примѣненіе новаго стиля въ одномъ гражданскомъ лѣтосчисленіи, безъ измѣненія пасхаліи и безъ передвиженія церковныхъ праздниковъ и съ однимъ только переименованіемъ чиселъ примѣнительно къ новому стилю (то есть тотъ день, который теперь помѣчается, напримѣръ, 6-мъ числомъ января, будетъ тогда помѣчаться 19-мъ числомъ, но останется праздникомъ Богоявленія), конечно, особенно не затронетъ церковныхъ интересовъ, такъ какъ въ церковной практикѣ во всей своей силѣ останется юліанскій календарь (только праздникъ Новолѣтія тогда совпадетъ не съ праздникомъ Обрѣзанія Господня, но съ памятью святаго мученика Вонифатія 19 декабря стараго стиля, какъ это и практикуется, напримѣръ, въ Православной Японской Церкви, которой приходится помѣчать свои праздники новымъ стилемъ, дѣйствующимъ въ Японіи). Но если затронуть вопросъ о чисто научной состоятельности того и другого лѣтосчисленія, то болѣе авторитетные ученые у насъ склоняются скорѣе въ пользу юліанскаго календаря, допуская только нѣкоторыя поправки въ немъ, а отнюдь не замѣну его менѣе осмысленнымъ, по ихъ заключенію, календаремъ григоріанскимъ. Этотъ авторитетный голосъ ученыхъ заставляетъ и насъ, блюстителей Церкви, относиться съ большей осторожностью къ желанію нѣкоторыхъ перемѣнить календарь, если при этомъ разумѣть перемѣну и пасхаліи, и всего церковнаго лѣтосчисленія. Такая перемѣна, колеблющая исконный и многократно освященный Церковью порядокъ, несомнѣнно, сопровождалась бы нѣкоторыми потрясеніями въ церковной жизни, а между тѣмъ въ настоящемъ случаѣ такія потрясенія не находятъ для себя достаточнаго оправданія ни въ исключительной правотѣ предполагаемой реформы, ни въ назрѣвшей церковной потребности. Посему мы, со своей стороны, стояли бы за сохраненіе въ церковной практикѣ юліанскаго календаря, допуская въ крайнемъ случаѣ лишь формальныя, выше изъясненныя перемѣны касательно Новолѣтія и переименованія чиселъ».

Когда Священный Сѵнодъ Церкви Константинопольской получилъ отъ различныхъ Автокефальныхъ Восточныхъ Церквей посланія въ отвѣтъ на Патріаршую грамоту отъ 1902 года, то они были подвергнуты особому разсмотрѣнію сначала въ спеціально образованной изъ духовныхъ лицъ комиссіи, а затѣмъ въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ подъ предсѣдательствомъ патріарха Іоакама III. Въ результатѣ патріархъ и Сѵнодъ обратились къ Автокефальнымъ Церквамъ православнаго Востока съ новымъ окружнымъ посланіемъ (отъ 12 мая 1904 года) по поводу взаимообщенія Помѣстныхъ Церквей и «по вопросу объ измѣненіи юліанскаго календаря». И вотъ какое мнѣніе по послѣднему вопросу изложено въ недавнемъ посланіи великой Христовой Церкви:

«Отъ вѣковъ установленная и утвержденная непрерывнымъ употребленіемъ въ Церкви пасхалія, по которой полагается праздновать Свѣтоносное Воскресеніе Господа въ первый воскресный день послѣ полнолунія, слѣдующаго за весеннимъ равноденствіемъ, должна быть свято почитаема и ненарушима, такъ что въ отношеніи ея непозволительно дѣлать нововведенія. Сохраняя же юліанскій календарь и наши святцы неизмѣнными, только выкинуть 13 дней, такъ чтобы совпадали мѣсяцесловы — нашъ и слѣдующій иному календарю, — безполезно и безцѣльно, такъ какъ съ одной стороны, пропускъ столькихъ дней не оправдается никакими основаніями — ни церковными, ни научными; а съ другой — совпаденіе мѣсяцеслововъ, которое отъ этого получилось бы, было бы временнымъ, то есть до 2100 года, когда опять возникла бы разница на одинъ день. Но и производить реформу юліанскаго календаря, какъ именно научно неточнаго, и привести такимъ образомъ средній гражданскій годъ въ большее согласіе съ тропическимъ мы считаемъ нынѣ преждевременнымъ и вообще лишнимъ. Ибо мы съ церковной точки зрѣнія не имѣемъ нужды въ перемѣнѣ календаря, и наука, какъ утверждаютъ свѣдующіе люди, еще не высказалась рѣшительно о той точности, съ которой исчисляется тропическій годъ».

Итакъ, господствующій голосъ православнаго Востока — греческаго и славянскаго — раздается не только противъ григоріанскаго календаря, какъ дѣтища враждебнаго ему католическаго Запада, но и противъ нейтральнаго или исправленнаго календаря, такъ какъ реформа крайне неблагопріятно отразится на церковной жизни православныхъ народовъ. Вѣдь всякое исправленіе юліанскаго календаря вызоветъ нужду въ весьма трудномъ и хлопотливомъ дѣлѣ исправленія пасхаліи. «Исправить пасхалію по принципамъ строго научнымъ едва ли окажется въ состояніи и вся совокупность наукъ нашего времени. А исправленіе полунаучное можетъ повести къ введенію пасхаліи или григоріанской и близкой къ ней, или совсѣмъ не похожей ни на григоріанскую, ни на православную».

Но здѣсь весьма важный вопросъ заключается и въ томъ, кому будетъ принадлежать починъ въ исправленіи календаря. Римъ, конечно, никогда и никому не уступитъ этой иниціативы, которую онъ и проведетъ въ строго папистскомъ духѣ. Но въ такомъ случаѣ православный Востокъ никогда не пойдетъ подъ власть Рима, какъ и доселѣ онъ защищалъ свою независимость относительно календаря. Если же иниціатива будетъ принадлежать Востоку, то заранѣе и увѣренно можно сказать, что онъ не встрѣтитъ на католическомъ Западѣ сочувствія и содѣйствія въ осуществленіи своего почина. Симпатіи же одного протестантскаго міра не обезпечатъ того всемірнаго единства въ лѣтосчисленіи, которое является цѣлью календарной реформы. Къ тому же православный Востокъ — греческій и славянскій — не желаетъ, какъ показано, никакихъ календарныхъ реформъ. Значитъ, и въ этомъ случаѣ дѣло, при современныхъ взаимоотношеніяхъ между првославнымъ Востокомъ и инославнымъ Западомъ, нужно считать почти безнадежными.

Что касается Русской Церкви, то она какъ Помѣстная, безъ предварительнаго сношенія съ остальными Автокефальными Православными Церквами и безъ совмѣстнаго съ ними обсужденія, совершенно не въ правѣ, да и никогда не согласится, самостоятельно произвести то или другое измѣненіе въ календарѣ, составляющемъ общее достояніе всѣхъ Церквей и имѣющемъ значеніе для всего православнаго міра. Для окончательнаго рѣшенія вопроса о григоріанскомъ календарѣ безусловно необходимо сношеніе нашей Церкви съ Автокефальными Церквами православнаго Востока, и только по общему церковному суду возможна та или иная реформа».


Примѣчанія:

[1] Текстъ рукописи испорченъ.

[2] Въ источникѣ: познанія.

[3] Текстъ оригинала испорченъ. Исправлено по изданію: Проф. И. И. Соколовъ. «Вопросъ о реформѣ календаря предъ судомъ Православныхъ Церквей Востока». СПб., 1910, стр. 15. (Прим. — А. К.)

 


Источникъ: Календарный вопросъ: Сборникъ статей. / Редакторъ-составитель Александръ Чхартишвили. — М.: Издательство Срѣтенскаго монастыря, 2000. — С. 296-313. А также : «Прибавление к Церковным ведомостям» 1906, №№ 13-14, стр. 681-694






АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

25.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине