http://blagogon.ru/biblio/486/

О деятельности кочетковского братства в Твери


Комментарий информационно-аналитического Центра Миссионерского отдела Тверской епархии св. Марка Ефесского к решению Епархиального совета

 

8 февраля 2007 года Епархиальный совет Тверской епархии принял решение о недопущении к Причастию членов так называемого Боголюбского братства, имеющего тесную связь со священником Г. Кочетковым. На это решение отреагировали некоторые СМИ, в частности газета «Кифа» и портал «Кредо.ру». Их реакция свидетельствует о необходимости внести разъяснения по этому вопросу. Отлучение от Причастия весьма серьезная мера, и для вынесения подобного решения необходимы весомые аргументы. И их несколько. Во-первых, это откровенно сектантский характер данного братства. Это проявляется и в том, что данное братство было организовано без архиерейского благословения, что противоречит Уставу РПЦ, и в самом поведении членов братства. Посещая приходы, члены братства ведут себя, как обособленная группа, общаются только между собой, как будто других христиан нет в храме. Невнимание к происходящему, к окружающим людям передается и их детям, что приводит к нарушениям порядка с их стороны. Казалось бы, мало ли у нас в храмах людей неблагоговейных, но поскольку на членов братства поступают жалобы, то Епархиальный Совет вынужден на подобное реагировать.

И все-таки было бы необоснованным наказывать людей только за такие мелкие дисциплинарные прегрешения. Но дело не только в них, но в той духовной среде, которая характерна для самого братства. Деятельность о. Г.Кочеткова и его духовных чад известна давно, прежде всего, различными рискованными пастырскими экспериментами, которые создают иную церковность, отличную от православной. Это и является причиной самоизоляции «кочетковцев» и распространению в их среде ощущения их духовной исключительности. Подобная «элитарность» кочетковского «клуба» есть проявление опасного греха – прелести, т.е. горделивого самообольщения. Господствующим отношением к Церкви в среде «кочетковцев» становится скепсис и откровенная враждебность. Церковь в их глазах консервативное препятствие, мешающее продвижению истинной духовности, пророком которой является их духовный вождь – священник Георгий Кочетков. Какая бы спорная ситуация не возникала в церковной жизни, сторонники Кочеткова всегда стоят на позиции противной РПЦ. Такая принципиальная оппозиционность характерна именно для раскольнического сознания. Не случайна потому и обособленность членов братства от православных общин.

Как всякая «молодая» секта, «кочетковцы» озабочены ростом числа своих сторонников. Не случайно, в начале 90-х годов о. Г. Кочетков активно ездил по стране, создавая фактически свои параллельные церковные структуры. Сами «кочетковцы» представляют себя эдакими новаторами, призванными исправить недоработки в церковном устройстве, прежде всего в катехизации, т.е. обучении новоначальных христиан основам веры. Но по причине главенства в их братствах ложной сектантской духовности, эта задача оказывается ими полностью проваленной. Ведь результатом катехизации должно стать вхождение в церковную жизнь христианина, а именно этого и нет. Вместо воцерковления, катехумен получает набор полуправославных-полупротестантских взглядов[1], вражду к Церкви-матери, и совершенную невозможность жизни в любой другой общине, кроме «кочетковской». Если бы о. Г. Кочетков действительно был обеспокоен благом Церкви, ему бы надо было признать свои опыты по катехизации неудачными. Но не польза Церкви, а создание внутрицерковной оппозиции, чуждой послушанию канонической церковной иерархии, является целью катехизации «по-кочетковски», и эта цель успешно им достигается.

Необходимо отметить, что катехизация, духовное образование прихожан составляют предмет постоянной заботы нашей Церкви и Тверского архиерея, в частности. В церквах повсеместно действуют воскресные школы для детей и взрослых, активно трудятся несколько православных школ, гимназии и детских садов, работают православные молодежные клубы. В это же время труды «кочетковцев» в Твери почти незаметны, ввиду их малочисленности. Но и это небольшое число молодых энергичных интеллигентов, попавших под влияние отца Георгия Кочеткова, были бы очень полезны, если бы они трудились в послушании Православной Церкви, укрепляя, а не расточая Ее достояние. С целью сотрудничества с членами Боголюбского братства архиепископ Тверской и Кашинский Виктор неоднократно обращался к его участникам, надеясь на их благоразумие и способность к послушанию правящему архипастырю епархии. Но к сожалению, ситуация остается все в том же состоянии, что и несколько лет назад.

Хочется предостеречь и тех, кто думает, что «кочетковство» – это интеллигентская фракция в Православии. В Церкви, помимо «кочетковцев», много людей ученых, в том числе академиков, докторов и кандидатов наук. А в 80-е годы не труды, тогда еще простого диакона отца Георгия Кочеткова, а община прот. Всеволода Шпиллера из храма Николы в Кузнецах, ставшая оплотом Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и многие другие церковные приходы были центрами притяжения православной интеллигенции в Москве.

Вызывает сожаление, что в своей полемике с тверским архиереем кочетковцы дошли до неприличных намеков на украинское происхождение архиепископа Виктора. В наше трудное время, когда украинское православие раздирается несколькими расколами, нужно обладать особой преданностью Церкви, верностью Ее канонам, и безукоризненным послушанием, чтобы, будучи западным украинцем, являться архиереем Московской Патриархии. Известно, что времена гонений и нестроений подобно горнилу выплавляют характер церковных подвижников. Тем непонятнее становятся намеки критиков владыки, которым должно быть известно, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3, 11).

Сегодня в тех местах, где «кочетковцы» допущены к участию в богослужении и к Причащению Святых Христовых Таин, ощущается серьезное внутреннее напряжение. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, проявляя должно попечение о вверенной ему пастве, заботливо оберегает ее от соблазнов и нестроений. И тем важнее, что решение о недопущению к Причастию «кочетковцев» принято коллегиально на Епархиальном Совете. Это выражает общее чаяние тверских клириков и православных верующих нашего края. 

 

Информационно-аналитический Центр св. Марка Ефесского 

01.03.2007 




[1] Богословский разбор вероучения о.Г. Кочеткова в книге: «Суд им давно готов. О вероучении священника Георгия Кочеткова». Изд-во ПСТБИ. М., 2000.