http://blagogon.ru/biblio/538/

Католический орден «Опус Деи»


В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач Католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру.

Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир.

О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков — «Opus Dei».

«Опус Деи» (лат. Opus Dei — Дело Божие, полное название: Прелатура Святого Креста и Opus Dei) — персональная прелатура Католической Церкви.

Организация основана в Мадриде 2 октября 1928 года католическим священником Хосемарией Эскрива́ де Балагер: «Во время духовных упражнений он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий».

Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что «Опус Деи» — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста».

Цель «Опус Деи» — помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности — профессиональной деятельностью. «Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

В годы гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело Божие» — это религиозная, а не политическая организация.

В 1947 году «Опус Деи» утверждено Папой Пием XII конституцией «Provida Mater Ecclesia».

В 1946 году Эскрива де Балагер переносит руководящий центр организации в Рим и в 1950 году «Опус Деи» получает статус «секулярного института», формально подчиняющегося Конгрегации по делам монашествующих, что позволило организации не быть приписанной к конкретной епархии, а работать по всему миру, как, впрочем, это уже и было в реальности.

В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации «Опус Деи» статус «персональной прелатуры». Персональная прелатура — это структура, входящая в пастырское и иерархическое устройство Католической церкви и возглавляемая прелатом.

6 октября 2002 г. в Ватикане Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической церкви Хосемарию Эскриву де Балагера (1902–1975), основателя влиятельной организации, полное название которой — светский католический орден «Прелатура Святого креста и дела Бога» (Prelatura della Santa Croce e Opus Dei) или, если короче, «Опус Деи», «Божье дело».

«Opus Dei» нередко подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962–1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В некоторых публикациях утверждается, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Однако Римские Папы не раз высказывали свое одобрение «Opus Dei».


                                                                           * * *                                                                                        

Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние Католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м — в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

При явном благоволении к ордену Иоанна Павла II основатель «Опус Деи» удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической церкви), а спустя всего десять лет — к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии «Опус Деи» на папское окружение и лично на понтифика, — влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и «социальным христианством», — так и надежность механизма «непогрешимости Папы». Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги «Опус Деи», и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.


 * * *

В 30-х гг. прошлого века основатель «Опус Деи» написал «Духовные размышления». Труд, получивший название «Camino» («Путь»), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. «Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем».

Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: «Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять». Заведенный в «Опус Деи» порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день «бдения и жертв» (как правило, по субботам). Имеются и другие способы «умерщвления плоти»: мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

Непосредственно «святые бдения» включают в себя ежедневные мессу и причастие, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне.

Завет основателя ордена: «Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка» воспринимается буквально: подавляющее число членов «Опус Деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система «духовной помощи», — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями. 


* * *
 
Официально орден объединяет около 90 тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени.

Стоящие на первой из них (нумерарии) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии) относятся к «апостолату» (правоверным мирянам).

«Нумерарии» соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

«Аггрегати» могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к «Опус Деи». Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). «Супернумерарии» состоят в браке и посещают обычные места молений.

Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, «особенно руководящую». Бывшая руководительница женской организации «Опус Деи» Мария Аугустиа Морено: «Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты».

Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа. Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии.

Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

Подобно иезуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разботки стратегического характера.