Богородица

Библиотека Cовременное обновленчество – протестантизм «восточного обряда»

В эфире — радиоканал протоиерея Иоанна Свиридова

 

«Христианский церковно-общественный канал», радио «София»
 

Вопрос радиослушателя: "Скажите, пожалуйста, как правильно обращаться к священникам, почему мы должны называть их словом «отец», ведь у нас один Отец – Отец Небесный?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Я, честно говоря, смущаюсь несколько от обращения «отец Георгий», «отец Павел», «отец Иоанн»... Когда мы говорим «отец», то меня это чуть-чуть пугает, потому что в Евангелии от Матфея в 23 главе Господь говорит прямо: «У вас только один Отец – Бог». И, может быть, именно с обращением «отец» и начинается какое-то обожествление священника, что нередко бывает в церкви, увы!"

(ХЦОК, радио "София", 2.01.1996)
 

Между тем в статье священника Георгия Чистякова, посвященной книге папы Иоанна Павла II, читаем:

"Святой отец (папа. – Прим. сост.) сообщал, что, к сожалению, не может найти времени..."

"На вопрос о причинах разделения христиан в мире, святой отец отвечает..."

("Новая Европа". 1995. №6. с. 17)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Я не знаю, почему, но именно теперь и особенно часто мы бросаемся словом «ересь», и очень часто в наших устах все другие христиане – лютеране, англиканцы, католики, евангельские христиане-баптисты – оказываются еретиками. А похоже, что это все-таки не так".

(ХЦОК, радио "София", 21.12.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Если мы возьмем опыт XIX века, то и святитель Филарет митрополит Московский, и святитель Иннокентий, и многие другие епископы, архиепископы и митрополиты нашей Церкви прошлого века, священники, философы, богословы, миряне – никто никогда не говорил о том, что христиане других исповеданий не правы, что христиане других исповеданий – еретики".

(ХЦОК, радио "София", 4.01.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Вселенскость Церкви – это ее необходимая черта. Вне этой вселенскости любая поместная Церковь сразу становится сектой. И смело можно сказать, что в те времена, когда католики говорили: «Правда только у нас, а в остальных Церквах правды нет», – католики были сектанты. И когда мы, православные, в прошлом говорили: «Правда только у нас, а в других церквах правды нет», – мы были сектантами. И когда баптисты говорили и иногда говорят теперь, или и мы иногда теперь тоже говорим: «Правда только у нас, а в других исповеданиях правды нет», – они являются сектантами. Но когда мы говорим: «Мы часть Церкви, у нас правда,.. но мы уважаем и путь других, потому что у них тоже правда, они тоже такая же, как мы, часть Вселенской Церкви, и в их церкви, так же, как в нашей Церкви, и в их храмах, так же, как в наших храмах, живет Христос», – вот тогда мы действительно христиане".

(ХЦОК, радио "София", 26.03.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "Как православным христианам относиться к Машиаху, которого ожидают современные иудаисты?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Вы же знаете, что Машиах – это Христос. Вот так и относиться!"[1]
(ХЦОК, радио "София", 19.10.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков (из ответа о вере православной): "Я, например, не знаю, самая правильная она или нет. Честно вам скажу: не знаю!"

(ХЦОК, радио "София")
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Церковь наша прославляет князя Александра Невского не за то, что он был смелым воином, а за то, что он сменил кольчугу воина на плащ дипломата... Он был язычником, а стал христианином, он открыл Христа для себя – вот почему он пошел по этому пути... А что касается войн, которые он вел с немцами, то это были не религиозные войны..."

(ХЦОК, радио "София", 21.12.95 и 16.01.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "За что наша Церковь прославила Святейшего Патриарха Ермогена? Прежде всего за то, что это был верующий и честный человек, и в труднейшее смутное время патриарх Ермоген сумел остаться честным. Вот, наверное, его заслуга. Сумел остаться честным, сумел остаться добрым человеком, сумел остаться верен каким-то своим внутренним принципам".

(ХЦОК, радио "София", 25.01.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Что касается патриарха Ермогена, то он оказался в тюрьме не из-за того, что он препятствовал проникновению на Русь латинства – потому что никто не пытался никогда олатинить Русь... Поэтому патриарх Ермоген страдал не от католиков, а патриарх Ермоген страдал от безбожников".

(ХЦОК, радио "София", 30.01.96)

Свящ. Георгий Чистяков: "О святителе Николае из его жизни мы знаем с вами, увы, только один факт: как он «таяся подал узельцы три злата»... Присутствие св. Николая на I Вселенском Соборе – это легенда".

(ХЦОК, радио "София", 7, 9.11.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Поскольку известно (?) из истории Церкви, что святитель Николай не был участником I Вселенского Собора, значит эта история с заушением Ария появилась в житии святителя Николая позднее. Я знаю, что очень многие сегодня любят эту историю, любят на нее ссылаться: что вот, святитель Николай заушил Ария, то есть применил к Арию физическую силу, и на этом основании оправдывают насилие, что, мол, еретиков бить надо вот как святитель Николай. Святитель Николай не мог этого сделать, потому что он не был участником I Вселенского Собора! Значит, эта легенда попала в житие святителя Николая для того, чтобы освятить именем великого нашего святого насилие (?), для того, чтобы освятить именем великого угодника Церкви нашей физические меры по отношению к инакомыслящим... Очень часто таким замечательным святым, как святитель Николай, или святой Александр Невский, приписывалось (?) применение насилия там, где его не было на самом деле, чтобы их авторитетом освятить насилие".

(ХЦОК, радио "София", 29.08.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Преподобный Сергий Радонежский воспринимался его современниками как церковный диссидент, как обновленец, как человек какого-то особого и нецерковного пути".

(ХЦОК, радио "София", 6.06.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "От преподобного Серафима до нас дошло несколько поучений, но все эти поучения, как правило, – цитаты из святых отцов. Если внимательно их изучать, то можно понять, что там каких-то собственных мыслей преподобного Серафима почти нет. И о многих святых, которых мы любим и дорожим памятью которых и в молитве к ним прибегаем, как святитель Николай прежде всего, и многие другие – о жизни этих святых вообще почти ничего не известно".

(ХЦОК, радио "София", 6.10.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Святитель Марк Эфесский решал вопросы веры средствами чисто античной дискуссии, используя понятийный аппарат античной философии, он чисто логически доказывал правоту одного и неправоту другого исповедания... В латинстве Марк Эфесский видел прежде всего угрозу тому, что было, и противился контактам с Западом по одной только причине: лишь бы сохранить все, что было в эпоху его детства, его юности, в условиях, когда всем и каждому было ясно: Империи настал конец. Империя уходит в прошлое, в небытие. И живя в таких трагических условиях, он просто не мог не быть консерватором".

(ХЦОК, радио "София")
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Св. Марк Эфесский обычаи и традиции Византийской Церкви принимал за догматы и поэтому возражал не против какого-то особого учения католиков, а лишь против обычаев, связанных с римским ритуалом. Резкость же его была обусловлена прежде всего тем, что, видя, что Византийское государство, а с ним и его культура буквально на глазах уходят в прошлое, он стремился сохранить те конкретные исторические формы церковной жизни (ритуал и обычаи), которые, без сомнения, любил, путем объявления их догматами Церкви...

Неприятие тех форм христианского единства, которые были предложены на Флорентийском соборе, привело св. Марка к неприятию и западной духовности как таковой, и любой мысли о христианском единстве. Однако мы почитаем св. Марка как святого, но не за его богословие, а за чистоту жизни как доброго пастыря словесных овец в Эфесе".

("Русская мысль", 1995, № 4106)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Борьба за чистоту Православия напоминает борьбу за чистоту коммунистической идеологии".

(ХЦОК, радио "София", 21.09.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Когда мы заявляем, что православие – это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировозрение. Монополия на истину вообще крайне опасна... ибо истина может быть только свободной".

("Русская мысль", 1996, № 4144)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Святые очень часто разделяют предрассудки своего времени... Святой не безгрешен, безгрешен только Бог. Святые – такие же грешники, как мы с вами, они могут ошибаться. Более того, мы знаем, что очень замечательные святые бывают носителями, как богословы или церковные писатели, не вполне православных взглядов, как, например, можно встретить весьма сомнительные с точки зрения богословия утверждения у многих отцов из Добротолюбия, и эти преподобные остаются для нас примерами и образцами личной веры, хотя в этих писаниях есть какие-то весьма сомнительные места..."

(ХЦОК, радио "София")
 

Вопрос радиослушательницы: "О. Георгий! Вы в одной из своих передач говорили дословно: «что у многих отцов Добротолюбия можно встретить весьма сомнительные с точки зрения богословия утверждения». Скажите, пожалуйста, конкретно, какие именно утверждения с точки зрения богословия из отцов Добротолюбия являются сомнительными?"

Свящ. Георгий Чистяков: "В основном – это египетские монахи, сочинения которых составили Добротолюбие, ориентируют человека на жизнь вне общества, на жизнь в уединении, на уход от людей, на уход от реальности, на смерть при жизни, тогда как Господь ориентирует нас на жизнь среди людей...

К чему нас призывает Господь и в Нагорной проповеди и устами Своих святых апостолов? – Делать добро, творить добро! Носить бремена друг друга, помогать друг другу, а не только себе угождать. А очень часто тексты Добротолюбия призывают нас к уходу из реальности, уходу в пустыню, к необщению с людьми. И очень у многих отцов Добротолюбия доминирует вот такая мысль, что общение с людьми – это только источник для греха; меньше общайтесь с другими людьми, потому что это вас ведет ко греху, это вас толкает на грех. Поэтому меньше общайтесь с людьми, старайтесь быть наедине с самим собой и Богом, уходи от людей, беги от людей!

Именно вот такая чисто египетская аскетическая мысль не вполне, повторяю, не вполне православна! Ну что поделаешь! Авторы этих текстов были святыми людьми и великими подвижниками, но ведь нет человека, который жив будет и не согрешит. Все мы человеки, все мы имеем право ошибаться. Даже святые – и те ошибались. Только Бог один не ошибается!"

(ХЦОК, радио "София", 23.01.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Дело в том, что установки на борьбу со страстями в Библии нет. Новый Завет устами святых апостолов зовет нас не бороться с гневом, яростью, злобой и пр. (см. Кол. 3, 8), а «отложить», то есть снять с себя, как снимают старую одежду или «совлечь с себя» все эти пороки. Именно эти два слова многократно употребляются в Писании, когда речь идет о страстях и пороках, но о борьбе со страстями здесь нигде не говорится. Надо думать, что все, что касается борьбы со страстями, господствующими над нами и гнездящимися внутри нас, попало в христианскую литературу из стоической и вообще из античной философии в более позднее время. Святые апостолы видят путь христианина не как дорогу борьбы со страстями, а именно как сбрасывание старой одежды, как вырастание из этой одежды... Если же мы начнем разбирать грех по косточкам, подвергаем его анализу, то нас неминуемо захватывает или засасывает сам процесс борьбы, мы превращаемся в борцов, и христианство наше на этом просто кончается. Из глубин нашего сознания мы переносим борьбу во внешний мир и начинаем бороться со всеми, кто, как нам кажется, не так думает, не то делает и т. д.".

("Русская мысль", 1996, № 4120)
 

Вопрос радиослушателя: "Вы говорите, что веруете в Господа Иисуса Христа. Но об этом говорят множество христианских конфессий. Это во-первых; а во-вторых, отец! Кому же верить – сотням православных святых, которые говорят, что спасение возможно только в Православии, или отцу Георгию?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Мы должны меньше думать о том, как спастись, родные мои, а мы должны больше думать о том, как быть со Христом. Но в том и ужас наш с вами заключается, что мы идем в церковь, чтобы спастись. А задача наша на самом деле не в этом заключается! Наша задача совсем в другом: быть вместе с Ним, быть со Христом. И коль скоро нас с вами привели наши бабушки и дедушки, наши родные, наши друзья привели в православную Церковь, – будем в ней, в нашей родной православной Церкви. Но если кого-то другого и бабушки, и дедушки или друзья привели в другую церковь – в армянскую или в баптистскую, в католическую или в лютеранскую, в англиканскую или в какие-то другие еще церкви, то пусть они будут в своей церкви! Не будем их осуждать! Будем помнить, что то, что нас объединяет, несравненно больше того, что нас разъединяет!"

(ХЦОК, радио "София", 4.04.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Вера возможна только в условиях свободы. Я, например, считаю, что в школе не должно быть Закона Божия; в школе могут быть только такие уроки по истории религии, в которых бы не ставился вопрос об исповедании веры, а чтобы детям предлагалось какая-то информация для размышления".

(ХЦОК, радио "София", 28.03.96)
 

Игумен Иннокентий (Павлов): "Церковнославянский язык – это церковная феня! Понятно?.. Я как филолог об этом говорю".

(ХЦОК, радио "София", 8.01.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Очень часто от верующих людей можно услышать о том, что смысл человеческой жизни – в спасении, что мы должны спасаться, что мы должны спасать свою душу. Я с этим абсолютно не согласен. Я не согласен с тем, что мы должны спасаться, потому что я глубоко уверен, что Иисус нас спас, Иисус все сделал для нашего спасения. И это спасение мы усваиваем нашей верой в Иисуса Христа. Его воплощением, Его искупительной жертвой, смертью и воскресением Он вводит нас в жизнь вечную. И я вижу смысл жизни человека в том, чтобы сделать эту жизнь вечную радостной, наполненной миром и любовью".

(ХЦОК, радио "София", 25.08.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Да, мы должны соблюдать заповеди Христовы, да, мы не должны грешить. Но не для того, чтобы обрести спасение. Его мы уже обрели! Господь уже всех нас спас!"

(ХЦОК, радио "София", 27.10 96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Что касается праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, то скажем честно: такого события, скорее всего, в действительности, не было и быть не могло".

(ХЦОК, радио "София", 3.12.95)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Мы все пытаемся стоять в чем угодно, но только не во Христе: в каких-то догматах (!), в каких-то канонах, которые нам кажутся абсолютными и непреложными. Да чушь все это!!! Ведь эти каноны – они принимались когда-то, полторы, две тысячи лет назад... Нельзя превращать Церковь в гетто со средневековым миросозерцанием!".

(ХЦОК, радио "София", 27.10.96)

Свящ. Владимир Лапшин: "Мы должны очень осторожно относиться ко всему тому, что говорили святые отцы. Например, у святого Иоанна Златоуста очень много антииудейских, антисемитских (!) каких-то выпадов и мы не можем с этим согласиться, потому что если это принять, то мы должны будем признать, что антисемитизм, который живет сегодня в нашей Русской Православной Церкви, – это святоотеческое наследие".

(ХЦОК, радио "София", 27.10.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Отношение к экстрасенсам – неоднозначное в Церкви и у верующих людей. Мы не должны забывать о том, что в свое время, в первохристианской Церкви, практически в каждой общине христианской были свои пророки, свои прорицатели, свои целители... которые исцеляли с помощью молитвы, исцеляли силой Божией, Божией благодатью. Многие из них исцеляли и теми средствами медицинскими, которые в то время были известны, открыты... То есть это было в Церкви. Но позже получилось так, что когда в IV веке христианство стало государственной религией Римской Империи и когда для Церкви, говоря современным языком, стали составлять штатное расписание, многие пророки и целители оказались за бортом Церкви, т.е. им не нашлось места в этом штатном расписании... То, что сегодня мы говорим об экстрасенсах – я хочу сказать: есть экстрасенсы и есть экстрасенсы. Я верю, я верю в то, что действительно люди могут обладать какими-то особыми способностями, ставить диагноз и воздействовать на организм человека и облегчать, помогать человеку. Я думаю, что этот дар, которым они обладают, – от Бога".

(ХЦОК, радио "София", 14.07.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Вы помните, в свое время, во времена застоя у нас нельзя было критиковать КПСС, нельзя было критиковать Политбюро, нельзя было критиковать Родину, а теперь... нельзя критиковать Церковь".

(ХЦОК, радио "София", 17.12.95)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Что касается католиков, то я честно скажу, что для меня католики – такие же православные, как и те, кто называет себя православными, т. е. я их не хочу тут даже отделять. Ни один Вселенский Собор ни в одной ереси католиков не осудил..."

(ХЦОК, радио "София", 29.10.95)
 

Вопрос радиослушательницы: "Я вообще-то православная, но хожу в баптистскую церковь. Мне там очень, конечно, нравится... Но я боюсь, а как Господь Бог на это посмотрит? Правильно ли я делаю?"

Свящ. Владимир Лапшин: "Конечно, как православный священник, я должен вам сказать, что, конечно, если вы крещены в православной церкви, в православной вере, то вам, наверное, нужно было бы попробовать найти свое место именно в этой церкви. Но если это не получилось и если сегодня вы принадлежите к одной из протестантских церквей и все, что там окружает вас, вам нравится и вас устраивает, ну что ж, Бог в помощь. И я считаю, что путей к Богу много и Господь ведет всех нас разными путями. Может быть, ваш путь именно там?"

(ХЦОК, радио "София", 11.02.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "В раю должен быть весь род человеческий, должно быть спасено все человечество. Конечно, я понимаю, в Евангелии есть слова, которые говорят о том, что грешники будут нести наказание за свои грехи. Да, Церковь говорит об аде, Церковь говорит об огненном очищении. Да, но после того, как всякое зло будет уничтожено, после того, как всякий грех будет выжжен, – все равно, там, в раю, там, в спасенном новом мире будет полнота... Ереси в моих словах нет, и я думаю, что если бы она там была, меня давно бы уже обличили церковные власти – мое священноначалие".

(ХЦОК, радио "София", 18.08.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Я не могу ни на мгновение представить, что хотя бы один человек в этом мире не спасется. Тогда то, что Христос совершил – несовершенно, тогда то, что Он сделал – неполноценно. Я не могу представить, чтобы Бог сделал что-то несовершенное и неполноценное".

(ХЦОК, радио "София", 10.11.96)
 

Радиослушательница: "Отец Владимир! Вы знаете, я слушаю Вас и не могу оторваться от радиоприемника! Огромное Вам спасибо! Несмотря на то, что уже вроде бы теоретически кое-что я знаю, но когда я Вас слушаю – это что-то необыкновенное! Огромное Вам спасибо за Ваше умение донести основную мысль! И я не знаю, если бы Вас не было на радио, то я не знаю, чтобы делали мы! И еще я хотела сказать: Вы говорите, что относите себя к обновленцам в хорошем смысле этого слова... Поэтому именно такие люди, как Вы, которые прекрасно знают и церковную службу, и догматику, и все буквально, и умеете нас, обыкновенных современных людей, вести по пути Божьему, – огромное спасибо Вам!"

Свящ. Владимир Лапшин: "Мы можем вспомнить наших святых: Максима Грека, Серафима Саровского, Феофана Затворника, святителя Филарета Дроздова, которые все по духу были обновленцами. Мы помним слова Христа (?): «там, где Дух Господень – там свобода...К свободе призваны вы, братья». К свободе во всем: к свободе и в литургическом творчестве, и в духовности. Как можно забывать об этом!"

(ХЦОК, радио "София", 18.08.96)
 

Радиослушательница: "Отец Георгий! В вашем ответе на мой вопрос я с удивлением услышала, что священномученик патриарх Ермоген не боролся с латинством и не за это его уморили голодом в Московском Кремле в 1612 году, а нападали на нас в те времена, оказывается, не католики, а безбожники. Вероятно, в Москве они были безбожники, а когда вернулись в Варшаву, стали, значит, вновь католиками? А ведь общеизвестно, и об этом пишут наши историки – и Соловьев, и Костомаров: что поход Лжедмитрия I совершался по благословению папы римского для того, чтобы Лжедмитрий приводил русских людей к католичеству. «А кто будет непреклонен, – писал папа римский Климент VIII, – того б и убивать не ужасался». Так что в Москве были не безбожники, а верные папе римскому католики, и именно с ними и с русскими изменниками, которые примкнули к ним, боролся патриарх Ермоген. А вы, отец Георгий, искажаете жития русских святых!"

Свящ. Георгий Чистяков: "Ну, если человек идет с оружием в чужую землю, то какой же он после этого христианин? Это язычник, который прикрывается христианством... Таким образом те, кто пришли в Москву под видом католиков, то, конечно же, они были безбожниками, так же как и те русские люди, которые под видом православных отправляются в Сербию и там сегодня воюют, они тоже православными людьми не являются... Что же касается такого намеренного желания разжигать вражду между христианами, то оно само по себе носит языческий, глубоко антихристианский характер... Такая идеология, "зюгановская идеология", ничего общего с Православием не имеет. Я ее никогда не исповедовал, и никогда исповедовать ее не буду! И прислушиваться к тому, к чему призывает господин или товарищ Зюганов я никогда не буду, где бы он ни обращался к нам с этими призывами... Я никогда не буду кланяться ни Зюганову, ни Жириновскому (вопрос то был задан о св. патриархе Ермогене и римском папе! – Прим. сост.), ни тем историкам, с позволения сказать (Соловьев и Костомаров? – Прим. сост.), которые пытаются под видом исторической объективности (!) разжигать сегодня ненависть между народами и ненависть между христианами. Между прочим, и уголовным законодательством нашей страны – бесконечно дорогой мне России – карается разжигание национальной ненависти между народами. И также карается нашими законами разжигание религиозной розни (несчастные Соловьев и Костомаров! – Прим. сост.). А именно этим занимается дама, которая уже в третий раз звонит мне в эфир и задает нелепый вопрос о св. патриархе Ермогене" (так о св. Ермогене или о Зюганове и Жириновском? – Прим. сост.).

Радиослушатель: "Я должен с сожалением вам, батюшка, сказать, что грозить уголовным кодексом – это не либерально. Это первое. И второе: безусловно, католический мир и Россия были всегда разными, существуют вероисповедные различия и т.д. А что касается патриарха Ермогена, то он выражает одну из самых заветных идей и ощущений русского народа".

Свящ. Георгий Чистяков: "Спасибо вам, но давайте поставим вопрос ребром: кем мы должны быть сначала – христианами, а потом русскими, или наоборот? Я думаю так, что мы должны быть с вами христианами, любить Христа и любить всех людей, а потом уже быть русскими и любить нашу многострадальную, нашу бесконечно дорогую землю, ту землю, с которой нас, русских людей разного происхождения – грузин, армян, евреев, украинцев гонят и хотят выгнать (?). Ту землю, с которой многих, как покойного Иосифа Бродского, выгнали. Но мы ее любим и мы не хотим, чтобы нас вы (?) гнали! И даже если вы нас будете гнать с этой земли, мы (?) все равно уйдем с нее, как ушел с нее Александр Исаевич: если вы (вероятно, Соловьев и Костомаров? – Прим. сост.) нас посадите в самолеты и вышвырнете отсюда. А так просто, добровольно, мы отсюда не уйдем! Не надейтесь, господа фашисты!"

(ХЦОК, радио "София", 6.02.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "Не является ли чудесное явление схождения Благодатного Огня на Православную Пасху неопровержимым доказательством истинности именно Православной Церкви, а не инославных исповеданий?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Чудо – оно ведь никогда ничего не доказывает! Чудо дается нам не для доказательства... Ни одно чудо, запомните это пожалуйста, никогда ничего не доказывает!"

(ХЦОК, радио "София", 3.10.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "Я слушала вашу передачу, в которой выступал протоиерей Иоанн Свиридов, и там прозвучала интересная идея, что, может, в конфликт между Константинопольским и Московским Патриархами в качестве арбитра следует пригласить римского папу? Как вы считаете, о. Георгий?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Ну, во-первых, о. Иоанн – не первый, кто высказывает эту точку зрения, а, во-вторых, такое уже не раз бывало в истории христианской Церкви. Когда на Востоке возникали противоречия и конфликты, моменты непонимания между архиереями, епископами Востока... то разрешал зачастую эти конфликты римский папа. Кто станет арбитром? Быть может, действительно, старый и мудрый, не первое десятилетие совершающий свое епископское служение владыка Иоанн Павел? Быть может, действительно так".

(ХЦОК, радио "София", 7.03.96)
 

Игумен Иннокентий (Павлов) (из ответа на вопрос о заявлении Константинопольского патриарха Варфоломея, согласно которому решение Русской Церкви разорвать отношения с Константинополем является безнравственным, а принятие в подчинение Константинополю ЭАПЦ канонически оправданно, и это обеспечит защиту русскоязычного населения): "Вы знаете, о русскоязычном населении там вопроса нет, и в данном случае Константинопольский патриарх совершенно прав, по моему воззрению. Вы, к сожалению, по-видимому, не читали документы, которые были им написаны. Они опубликованы в последнем номере «Русской мысли». Ознакомьтесь, прочитайте – и все поймете...

Нынешний раскол я отношу просто за счет невежества того, кто сейчас осуществляет священноначалие... Можно выражать протест и т.д., но рвать единство Вселенской Церкви – это немыслимо. Это грех, который не смывается мученической кровью, по слову священномученика Киприана, епископа Карфагенского. И я единственно отношу это к невежеству патриарха Алексия, митрополита Кирилла, которые плохо учились в Духовных Академиях и, в общем, не знают церковного права Православной Церкви. Я просто воспользуюсь сейчас моментом и зачитаю то письмо, которое написал Всесвятейший Патриарх Вселенский Варфоломей патриарху Алексию Московскому (далее читается текст письма патриарха Варфоломея).

Я могу сказать, что когда устанавливался Московский Патриархат в 1589 году, он был установлен именно как национальная Церковь Российского, то есть Московского государства. Его границы то расширялись, а теперь они наконец (!) вернулись в свое историческое русло...

Сейчас в Эстонии никого не гонят. Более того, там вот эти самые вчерашние совки, именующие себя русскоязычным населением, даже имеют свое представительство в Парламенте".

(ХЦОК, радио "София", 4.03.96)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "В Евангелии не перевод корявый, а оригинал корявый! Я подчеркиваю, что в Евангелии корявый не перевод, а оригинал, т.е. Сам Господь, когда оставил нам Евангелие на греческом языке, так вдохновил евангелистов, что они написали Евангелие корявым языком. И именно в том заключается заслуга владыки Кассиана (Безобразова), что он сумел передать корявость евангельского языка средствами русского языка. Хотя, конечно, не каждый перевод должен быть корявым. Я, например горячо приветствую новый перевод Евангелия, сделанный на хороший, легко читаемый современный русский язык, как, например, перевод В.Н.Кузнецовой".

(ХЦОК, радио "София", 19.03.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "У меня вопрос об иконах... Почему у нас в Церкви такой культ их? Ведь буквально поклоняются, буквально целуют и носят на руках их... А потом, неужели и в правду существуют такие иконы, которые плачут, и светятся, и издают запахи благовонные? Это же все ложь, выдумки!"

Свящ. Георгий Чистяков: "Что касается того, почему же у нас, как Вы выразились, такой культ, – можно ответить только одно: именно потому, что мы с вами плохо знаем Евангелие! Или потому, что не читаем Евангелие! Икона как бы выступает в качестве замены Евангелия в тех условиях, когда наша вера – детская и ни в какой мере не обрела какие-то формы. Ведь понятно, когда простая старушка из деревни целует икону, потому что у нее другого способа выразить благоговение перед Господом нет. И поэтому я радостно поцелую и обниму эту старушку: ее вера ничем не отличается от моей веры, но только вот в такой наивной форме она ее выражает".

(ХЦОК, радио "София", 28.09.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков (из ответа о деятельности протестантских миссионеров в России): "Честно говоря, у нас особого присутствия инославных миссионеров не ощущается, потому что те американцы, которые здесь занимаются проповедью, они, как правило, привозят Евангелие!.. Вы знаете, надо сказать им спасибо: они Евангелие привозят, они приводят людей на первых порах к Богу! Поэтому у меня, в общем, никаких претензий к инославным миссионерам нет, они элементарное знакомство обеспечивают с Евангелием, и после этого люди в большинстве своем приходят к нам в православные храмы".

(ХЦОК, радио "София", 11.01.96)

Радиослушатель: "Вы назвали иеговистов христианами. Это  было несколько странно слышать от православного священника..."

Свящ. Георгий Чистяков: "Что касается иеговистов, то да, действительно, если вдуматься в их вероучение, которое насаждается верхушкой этой общности, то оно – не вполне христианство. Но мне как-то кажется, что эти люди, эти женщины, которые стоят с Библией в руках на улицах, что все-таки они в душе своей христиане! И просто я знаю по опыту общения с живыми людьми, и со студентами, которые прошли через общество «Свидетелей Иеговы», и по тем, кто приходит ко мне в церковь на исповедь или просто для беседы – я знаю, что очень многие из тех, кто прошли через иеговистов, все-таки приходят к нам, в Православную церковь и становятся православными людьми... У меня язык не поворачивается сказать, что они не христиане. Хотя конечно, если анализировать их вероучение с точки зрения догматики, то оно не вполне христианское. Но я думаю, что в этих тонкостях вероучения в общем разбираются единицы, также как и в тонкостях православного вероучения на самом деле разбираются тоже только единицы".

(ХЦОК, радио "София", 4.07.96)
 

Прот. Иоанн Свиридов: "Существует много мифов вокруг отлучения Л. Н. Толстого, писателя, которого читают и любят многие церковные люди и именно к нему не относятся как к еретику, хотя в его взглядах очень много спорного и даже сомнительного... И то, что было сделано Победоносцевым тогда, это, конечно, на самом деле антицерковно и неправильно. Осуждены Церковью взгляды толстовцев, тех последователей Толстого, которые до сих пор существуют. Но осуждать христианина и верующего человека Толстого, гениального писателя русской земли, это значило бы в общем-то порвать со всяким свободомыслием в церковном лоне..."

(ХЦОК, радио "София", 18.10.95)
 

Свящ. Георгий Чистяков: "Мне представляется сегодня, что отлучение Толстого связано прежде всего с тем, что современники не поняли того, что он вошел в те глубины веры, в которые они еще войти не могли. Что он не на 50 лет, а больше: на 70, может быть 80, может быть на 100 лет опередил свою эпоху. И когда я думаю об этом, мне вспоминается другой христианский писатель. Я имею ввиду Оригена. Не было бы Оригена, то не было бы и святых отцов – Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста! Не было бы святоотеческой традиции!.. Все они, названные мной отцы Церкви и неназванные, все святые угодники Божии, церковные писатели и отцы четвертого века, все они были очными или заочными учениками Оригена... Но если все они – святые, то он – еретик, или почти еретик. Почти или просто отвергнутый Церковью писатель. И Л.Н.Толстой – то же самое!.. Всем тем, что он делал, он разбудил не одно поколение христиан! Он, как мне представляется, разбудил христианство ХХ века: не было бы Толстого – не было бы о. Сергия Булгакова и Бердяева такими, какие они есть... Быть может не было бы ни Флоровского, ни о.Павла Флоренского, ни Г.П.Федотова, ни Бориса Вышеславцева (добавим: ни о. Георгия Чистякова, это уж несомненно! – Прим. сост.). Все они и многие другие были разбужены Толстым! Они – в Церкви, они – церковные учители сегодняшнего дня... А он – отвергнут, как некогда Ориген. Мне представляется, что тот факт, что Толстой отвергнут, говорит прежде всего об одном: о том, что он в своем религиозном опыте много опередил эпоху и не был, и не мог быть понят своими современниками. Но теперь, когда прошло уже практически 100 лет со времен Л.Н.Толстого, мы должны сказать ему запоздалое наше «спасибо» за то, что он разбудил нас для исповедания веры во Христа (!)".

Вопрос радиослушателя: "Вы сейчас о Толстом говорили. Но ведь из-за идей Толстого, который из Церкви-то сам ушел, много тысяч людей русских покинули Церковь. А известно ведь, и это – истина, что без Церкви нет спасения. И как же Вы защищаете его?"

Свящ. Георгий Чистяков: "...Наша с вами задача, я думаю, понять, до какой степени много сделал Толстой для нас, верующих во Христа людей, скольких он привел ко Христу! Нет, Толстой никого не увел из Церкви! Из Церкви вытолкнули людей те, кто его отлучили: К.П.Победоносцев и его окружение! Они – да, они оттолкнули от Церкви людей тем, что самого честного человека на Руси того времени (!) отлучили от Церкви... Уж во всяком случае таким человеком, которого можно назвать совестью нации, К.П.Победоносцев – автор документа о его отлучении никак не был... С Львом Николаевичем мы идем по дорогам за Христом в Православие ХХI века!".

Радиослушательница: "Я понимаю, как много сделал Толстой, будучи профессиональным литератором, и вместе с тем, будучи человеком православным, я хотела бы как-то напомнить, что Толстой не верил в воскресение, что Толстой хулил Святые Тайны, что Толстой не верил в евангельские чудеса, что Толстой умер без исповеди. И поэтому очень странно слушать, что Вы, священник, защищаете его так. Толстой, как художник, в защите Вашей не нуждается. А Вы, занимая такую позицию, на мой взгляд сами отлучаете себя от Церкви. И как-то странно все это выглядит. Наверно, Вы тоже должны быть отлучены в таком случае, если Вы занимаете такие позиции".

Свящ. Георгий Чистяков: "Наверно. Наверно. Я не знаю... И я вам скажу так: много было на Руси христиан во времена Льва Николаевича. Но христианский опыт Льва Николаевича – он дороже очень многих других тысяч страниц, исписанных в его времена писателями-христианами. Я повторяю, что Лев Николаевич – это удивительный христианин, и этот позорный документ, который составил против Льва Николаевича К.П. Победоносцев, вышел в свет только потому, что не поняли Льва Толстого его современники! И вышел он в свет еще потому, что Толстой выступал резко и против власти государственной, против того зла, которое творилось властью. Вот за что, а не за то, что он подвергал сомнению Таинства Церкви, был он отлучен...

У нас очень любят ссылаться на Ильина и называют его православным мыслителем, но это глубоко антиправославный мыслитель, потому что он перевернул Евангелие... и если выбирать между Толстым и Ильиным, то у меня и выбора быть не может: совершенно ясно, кто христианин из двух, кто православный. Да конечно Лев Толстой!!! Миллионы, миллионы людей именно Толстой обратил ко Христу!.. И я горжусь, что я живу в той стране, для которой ХХ век начался с Толстого и кончился А.Д.Сахаровым! Я горжусь, что я, я, священник Георгий Чистяков, я – соотечественник Льва Толстого и Андрея Сахарова...

Лев Николаевич учил нас непротивлению злу насилием. И я думаю, что до такой степени резко была встречена его теория, в которой на самом деле нет ничего не евангельского, в начале ХХ века в России в силу того, что Церковь в те времена была государственной и должна была оправдывать политику государства...

Во главе с Победоносцевым церковная иерархия его (Толстого. – Сост.) в эти годы просто-напросто травила, и травила его из зависти! Увы! Я должен сказать это слово: Константин Петрович и его окружение травили Льва Толстого из зависти, завидуя, что не к их голосу прислушивается Россия на своем пути к Богу... ХХ век, начавшийся отлучением Толстого от Церкви, необходимо должен завершиться примирением между нами всеми. Если этого не произойдет, будет страшно. Но, кажется, мы уже близки к этому примирению!"

Вопрос радиослушателя: "Вы тут называли апостола Павла, а знаете, как Лев Николаевич отозвался об апостоле?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Знаю. Я подчеркивал сегодня, что Лев Николаевич Толстой и Церковь отрицал, и Библию перекраивал на свой аршин, и отрицал апостольские писания зачастую в крайне резкой форме, но этот бунтарь вел при этом людей к Богу!"

Вопрос радиослушательницы: "Я думаю, что если бы Л.Н. Толстой был верующим человеком, то он перед смертью хотя бы исповедовался и причастился. А он этого не сделал, хотя ему предлагали. Как Вы к этому относитесь?"

Свящ. Георгий Чистяков: "Мы не можем с вами выносить такой жесткий вердикт, какой вынесли Вы сейчас Льву Толстому. Много неверующих людей перед смертью причастилось Христовых Тайн, а многие верующие и очень даже святые люди этого в последние минуты, в последние дни своей жизни не сподобились...

Толстой – это, если хотите, миссионер из будущего!..

А если подумать глубже, то от какой Церкви отказался Лев Толстой? Он не отказывался от Христа, он не отказывался от апостолов, он не отказывался от Евангелия! Он отказался от той Церкви, от той церковной организации, которую представляли такие люди, как архиепископ Никон Вологодский, который говорил про противников смертной казни: «это люди без веры, а потому и без совести, без чести, это духовные кастраты (это епископ говорит о противниках смертной казни!), которые, нося образ человека, опаснее всякого зверя. И они знают, что делают, когда кричат о необходимости законопроекта об уничтожения смертной казни для подобных себе»...

Мы все время ищем врагов, мы все время ищем еретиков, и вот в число таких еретиков попадают все новые и новые люди, и одним из них был Толстой. Но важно не то, кто еретик, а кто не еретик, – не надо вешать на людей лозунги, не надо на людей ставить клеймо!.. Наше с вами дело понять, что уход из Церкви Льва Толстого был связан прежде всего с тем, что Толстой опередил эпоху! Он ушел из той церковной организации, которая была в его время на Руси, но не из Церкви! И выставила его за церковные двери не Церковь Христова, а церковная организация того времени... Те вещи, которые говорил тот же Никон Вологодский, те вещи, которые говорил К.П.Победоносцев и многие другие – они к Господу, к Христу, к христианству, к Православию никакого отношения не имеют и не могли иметь, а то, что говорил еретик Толстой, и действительно ошибавшийся человек, – все-таки православие (!), все-таки христианство, хотя некоторым из нас хотелось бы, чтобы это было не так".

(ХЦОК, радио "София", 25,28,30.07.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "Я прочитала в одном церковном издании, что два года назад Вы, будучи в Риме, на католическую Великую Пятницу несли крест вместе с католическим духовенством во время церемонии у Колизея. Как это согласуется с Вашим православным саном? И было ли у Вас благословение от нашего Святейшего Патриарха?"

Прот. Иоанн Свиридов: "Несение креста для священника не является позором, а большой честью в первую очередь... Это событие для меня очень значительное и, действительно, какой-то отрезок пути, «крестного пути» в Великую Пятницу мог нести вот я, смиренный ваш послушник".

(ХЦОК, радио "София", 31.07.96)
 

Вопрос радиослушательницы: "Отец Иоанн! Считаете ли Вы ересью постановление I Ватиканского собора о «непогрешимости» папы римского?"

Прот. Иоанн Свиридов: "I Ватиканский собор не провозглашал «непогрешимости» папы. Дело в том, что это – вульгарное представление вообще о католической догматике. Папа не безгрешен. Это слово означает «безошибочность» в формулировании догматических вероучительных определений, и это нужно было бы знать!.. И признание это на I Ватиканском соборе явилось действительно поводом смущения, но на самом деле – это восстановление очень древнего определения роли Римского Патриарха – первого Патриарха в древней неразделенной Церкви, который в некотором смысле имел особое значение в вероучительном плане; и его подпись, присутствие его легатов и подтверждение решений Собора – было для Церкви очень важным... Поэтому ересью это не является. Спасибо Вам за провокационный вопрос".

(ХЦОК, радио "София", 16.11.96)
 

Радиослушательница: "Вы говорите об экуменизме, но ведь преподобный Феодосий Печерский говорил, что «если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере. А живущие в иной вере – не увидят жизни вечной. Не подобает также хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить свою и чужую, то он – двоеверец, близок к ереси»".

Прот. Иоанн Свиридов: "Спасибо большое, я знаю этот текст... Феодосий Печерский, как Вы знаете, жил в неразделенной Церкви, когда не было ни протестантов, ни католиков... И Феодосий Печерский говорил о других вероисповеданиях, а не о христианстве, он говорил о других религиях: он говорил о магометанстве, о котором он слышал и знал, он говорил о язычестве, о котором он хорошо знал, поскольку его монастырь находился на Руси, где подавляющее большинство были язычниками, далекими от Христа... Поэтому преподобный Феодосий Печерский прав: он говорил по отношению к другим религиям... И хорошенько подумайте, прежде чем так запальчиво приводить цитату святого из неразделенной Церкви".

Радиослушательница: "Я прошу прощения, но Вы, к сожалению, меня прервали, когда я говорила о письме Феодосия. Дело в том, что преподобный Феодосий писал это письмо князю, это – письмо-завещание, когда князя пытались совратить в католичество проповедники папы римского. И здесь не идет речь о каких-то там мусульманах и т.д., а именно о католиках. И в то время, когда жил преподобный Феодосий, католики уже были. Поэтому это письмо было князю именно по поводу того, чтобы ему не совратиться в католичество".

Прот. Иоанн Свиридов: "Я еще раз подчеркиваю: русская житийная литература не всегда соответствует историческим фактам и мы прекрасно это знаем. Мы знаем, что еще даже после Феодосия, во времена преподобного Сергия, никто не имел понятия и представления о существовании католиков как таковых! Надо знать историю просто!"

(ХЦОК, радио "София", 21.09.96)
 

Игумен Иннокентий (Павлов): "Те же эфиопы или копты – они себя, кстати, тоже православными называют, хотя, допустим, некоторые наши «ревнители не по разуму» их таковыми не считают".

(ХЦОК, радио "София", 25.11.96)
 

Свящ. Владимир Лапшин: "Как можно противостоять фашистским тенденциям в религиозной и духовной жизни?.. Эти проявления религиозного, духовного фашизма проявляются и в чисто практических вещах: выступления против переводов, например, Священного Писания и богослужения на русский язык,.. выступления против всяких литургических реформ, стремление к единообразию,.. выступления против экуменизма, против диалога с христианами других конфессий, других религий. Зачем?! Там можно увидеть, что христианство бывает не только такое, как мы проповедуем, но и другое. А вдруг людям вот то христианство понравится больше?! Что мы будем делать, как мы сможем доказать преимущество нашего христианства, вот этого, темного, мракобесного такого православия? Лучше просто всем все запретить: никаких диалогов, никаких общих молитв!"

(ХЦОК, радио "София", 20.11.96)

(Из фонотеки Марины ЛЕВИЦКОЙ)

 


[1] * Радио "Надежда", еженедельная религиозная передача, которую ведет священник Александр Борисов. Прямой эфир.

Радиослушательница: А вот машиах – мессия иудейский, которого ожидают сейчас иудеи: а как нам, православным, надо относиться к нему?

О. Александр: К кому – к нему?

Голос помощника о. Александра: Как нам к мессии относиться...

О. Александр: Ну, вы знаете, я думаю, что можно понимать так, что это БУДЕТ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА... (октябрь 1994 года).