Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Тимур ДАВЛЕТШИН
Уранополиты и воинствующие атеисты против св. Николая Японского


В своей статье «Уранополитизм против патриотизма Основ социальной концепции РПЦ» (http://www.blagogon.ru/digest/366/) я разбирал антипатриотическую идеологию уранополитизма («небесного гражданства») на примере доклада священника Алексея Шляпина, последователя убиенного миссионера о. Даниила Сысоева. О. Алексей утверждал, что «патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания»[1].   

Объем статьи не позволил мне разобрать все аргументы о. Алексея, высказавшего несогласие как с патриотическим пунктом «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском Соборе 2000 года, так и с патриотическими высказываниями наших святых. Здесь же я хочу разобрать отдельно вопрос с позицией св. Николая Японского во время русско-японской войны, которая также вызвала неодобрение о. Алексея Шляпина (и о. Даниила Сысоева).

Св. равноапостольный Николай Японский прославился как замечательный миссионер, положивший начало Японской Православной Церкви. Русскому апостолу Японии было суждено пережить русско-японскую войну. Нетрудно понять, что он оказался в весьма двусмысленном положении. Будучи русским патриотом, желая победы России в русско-японской войне, он благословил православных японцев молиться о победе своего Отечества и сражаться за него. Сторонники патриотизма нередко опираются в спорах с уранополитами на св. Николая Японского. Его пример особенно замечателен, ведь он указывал на необходимость служения Отечеству японским христианам, гражданам языческой, а не православной страны, утверждая ценность любви к Отечеству независимо от того, какую веру его граждане исповедуют: «Любовь к Отечеству естественна и священна. Сам Спаситель из любви к Своему земному Отечеству плакал о несчастной участи Иерусалима. Итак, начнётся война... всегда усердно молитесь за ваше Отечество, как подобает добрым христианам-патриотам... Думаю, что употребление колоколов на это время лучше прекратить, чтобы не раздражать... тех, которые не успели или не хотели понять, что здесь не русская церковь, а вполне японская»[2].

Если о. Даниил Сысоев, основатель идеологии уранополитизма, в статье «2 Мировая война и честность» о предателе ген. Власове говорит, что «согласно Библии государственная измена не включена в список грехов»[3] (стало быть, предательство Власова – не грех), то св. Николай говорит: «В «Иородзу-иёохо», газете плохой репутации по части правдивости, напечатано вчера, будто я «употребил 20 тысяч [й]ен на подкуп шпионов из японцев» в пользу России! Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться в пользу чужой для него России изменить своему собственному отечеству!»[4]. В дневнике святителя находим следующие его слова, обращенные к японцам: «Молитесь Богу, чтоб Он даровал победы вашему императорскому войску, благодарите Бога за дарованные победы, жертвуйте на военные нужды... сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчичам... Словом, делайте всё, что потребует от вас любовь к Отечеству»[5].

Эта позиция св. Николая осуждена в докладе священника Алексея Шляпина (в параграфе «Война между Христианами»), опиравшегося на мнение о. Даниила Сысоева:

«Война между Христианами – это явление крайне возмутительное и греховное. Христианин в этом случае не должен слушаться правительства и не должен участвовать в войне. Ситуацию со свт. Николаем Японским нельзя считать нормальной. Патриотизм довёл свт. Николая Японского до ошибки, – во время войны он благословил японских Христиан воевать против русских Христиан. Для японцев эта война, насколько я понимаю, не была оборонительной. Жизни и чести их жён русские не угрожали. Т. о., православные японцы не должны были воевать против православных же русских. И благословение свт. Николая японцам на патриотическую позицию нельзя считать правильным. Он не должен был благословлять Христиан воевать против Христиан. Это ошибка. Подлинно Христианской позицией для православного японца в той ситуации был отказ от участия в войне с православными русскими. Но такая позиция и требовала наибольшего мужества. Поскольку, участник войны может быть убит, а может остаться жив; а отказавшийся точно пострадает от властей. И не каждый способен отказаться. И бывает, что Христиане воюют против Христиан. Но, людей будет судить Бог. А от нас требуется – осудить грех. И назвать вещи своими именами, а не подгонять идеал под действительность»[6].

Т.е., если я правильно понял о. Алексея Шляпина, участие японцев-христиан в войне на стороне своего земного Отечества, Японии, – все же грех, хотя, возможно, и не смертельный. Здесь я, разумеется, не согласен с о. Алексеем, и целиком разделяю позицию св. Николая. Да, о. Алексей прав, что для японцев война эта не была оборонительной, но она не была оборонительной ни с той, ни с другой стороны. (Хотя надо сказать, что японцы первые начали боевые действия, причем без объявления войны. Что ж, позднее, в результате второй мировой они жестоко поплатились за свой милитаризм.) И Япония, и Россия воевали на чужой территории за сферы влияния. Это была война не между Православием и буддизмом (или синтоизмом), а война двух империй.

Вот что пишет св. Николай Японский о причинах поражения России в русско-японской войне: «А русскому Правительству всё кажется мало, и ширит оно свои владения всё больше и больше; да ещё какими способами! Манчжуриею завладеть, отнять её у Китая, разве доброе дело? …“Зачем вам Корея?” – вопросил я когда-то адмирала Дубасова. “По естественному праву она должна быть наша, – ответил он, – когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног; мы растем и протягиваем ноги, Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею”. Ну вот и сделали! Ноги отрубают! И Бог не защищает свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же, не защитил её от римлян... Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным»[7]. Из этой мысли св. Николая следует, что его патриотизм совершенно чужд какого-то национального превозношения, с чем обычно уранополиты связывают патриотизм вообще. Святитель видит одной из причин поражения России имперские амбиции русского правительства, и Божье наказание за это. Это может не понравиться многим патриотам, и может понравиться многим уранополитам.

У о. Даниила Сысоева есть похожие рассуждения о причинах бед, постигших нашу страну. Только акценты он там расставлял неправильно. И, кроме того, мы видим, что святитель страдает «из-за дорогого Отечества», чего мы совершенно не можем заключить из статей о. Даниила и других уранополитов. К тому же св. Николай грехом, за который Господь наказывает Россию, считал не только неверие в Бога и национальную гордость, но и отсутствие любви к Отечеству: «Наказывает Бог Россию, то есть отступил от неё, потому что она отступила от Него… Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать …гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ… Душа стонет, сердце разорваться готово»[8]. Этот упрек можно отнести и к определенной части современной интеллигенции, но уранополиты явно считают грехом только национальную гордость, которую отождествляют с патриотизмом.

Но обратимся к уранополитическому докладу о. Алексея Шляпина. Свою позицию относительно патриотизма св. Николая о. Алексей подкрепляет позицией убиенного о. Даниила Сысоева, основоположника концепции уранополитизма: «В этом я согласен со свящ. Даниилом Сысоевым: “Почему я не согласен со св. Николаем. У нас есть совершенно аналогичный пример мучеников фиванского легиона, которые отказались убивать христиан, и за это были полностью казнены. По человечески св. Николая понять можно. Его Церкви угрожало полное уничтожение, но христианским идеалом считать это нельзя. Ложная посылка, что патриотизм – это хорошо, привела его к не обоснованному на Писании решению”. Так что, благословение свт. Николаем японских Христиан на войну нельзя считать Христианским образцом. Я уже упоминал про пример одного турка Христианина, который отказался воевать против греков и умер как мученик. Итак, Христиане не имеют права воевать против Христиан»[9].

На мой взгляд, мученики Фивейского легиона о. Даниилом Сысоевым совершенно напрасно противопоставляются св. Николаю Японскому. (Примеч.: цитата о. Даниила Сысоева взята о. Алексеем Шляпиным из комментариев о. Даниила к его же (о. Даниила) статье «Кто для нас свой, а кто чужой»[10].) Дело в том, что Фивейский легион участвовал в подавлении восстания галлов. После подавления «император Максимиан Геркулий издал приказ о том, чтобы вся армия должна присоединиться к жертвоприношениям римским богам за успех их миссии. Приказ включал убиение христиан (вероятно, в качестве жертвы римским богам). Только Фивейский легион посмел отказаться исполнить приказ… Фивейский легион послал Максимиану, который все еще гневился, ответ, столь же лояльный, как и храбрый: “Император, мы – твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе…”»[11].

Прошу обратить внимание на следующие слова: «Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане)». «Кем бы то ни были», т.е. и христианами, возможно, тоже. Но участвовать в казни невинных людей (христиан) они отказались. Ключевое слово – «невинные», т.е., скорее всего, в восстании они все же не участвовали.

Я не вижу разницы между убийством невинных людей из христиан или нехристиан. Это одинаково не богоугодное дело. Неужели фивейские мученики согласились бы убить невинных и беззащитных людей, если бы те были язычниками? – Если это было бы так, то чем бы они в таком случае отличались бы от фашистов? Да и убийство пленных врагов (т.е. даже не невинных) – тоже последнее дело. Совершенно очевидно, что этот эпизод из истории христианства несопоставим с той исторической ситуацией, в которой оказался св. Николай Японский и его паства.

Я не совсем понял, что же, по мнению о. Алексея Шляпина, должны были делать японцы-христиане? Очевидно, он имел в виду то, что они должны были уклониться от участия в войне. Однако из его дальнейших рассуждений (в следующем параграфе «Критерий позиции Христианина») можно сделать и другой вывод – они должны были вообще действовать против собственной страны и собственного народа (теперь уже не собственного, ибо, по мнению уранополитов, японец или узбек, принимающий христианство, тем самым перестает быть японцем или узбеком): «Если война между единоплеменниками и единоверцами, Христианин должен выступить против единоплеменников в защиту единоверцев (если единоверцы не выступают в роли агрессора или объективно неправой стороны, – в этом случае Христианину стоит уклониться от участия в войне)»[12]. Ведь Россия не являлась агрессором для Японии в этой войне, как заявил выше сам о. Алексей. Впрочем, возможно, о. Алексей это вовсе не подразумевал.

В «Докладной записке иеромонаха Николая директору Азиатского Департамента П.Н. Стремоухову» святитель говорит о причинах неприятия христианства в Японии, причинах жестоких гонений на христианство (католичество). Дело в том, что католики, по своей всегдашней привычке смешивать политику и религию, превратили японских христиан действительно в некую пятую колонну, враждебную языческой Японии в целом. Вот что пишет св. Николай:

«“Христианская религия хороша, но она не годится для моей страны”, был короткий ответ Хидеёси одному епископу, протестовавшему против его запретительных эдиктов. И этот ответ достаточно характеризует образ мыслей Хидеёси. Он знал христианство и ценил его, но в то же время находил нужным изгнать его. Какая причина? Иной не могло быть, кроме той, что он считал христианство опасным для страны. Ему нужно было, собственно, не изгнание христианства, а изгнание европейцев, прекращение интимных сношений с ними и чрез то ограждение страны от их алчности. Пожаловаться на безрезонность и самодурство японских гонителей христианства нельзя: это не были взбалмошные Нероны, Галерии; они считали обязанностию сами знакомиться с христианством и изучали его так беспристрастно, что прямо находили его хорошим, и не стеснялись говорить это своим врагам. Чья вина, что христианство являлось им наполовину политическою интригой самого опасного свойства? Существуют факты очень недвусмысленного характера, показывающие, что подозрения японцев были основательны. Вот наиболее известный и достоверный из них: по смерти одного удельного князя, когда за некоторые вины имущество его было конфисковано, в его доме совершенно неожиданно найден был сундук, наполненный драгоценными заграничными подарками и корреспонденцией, открывшей, что князь был в самых интимных сношениях с папой и собирался предать свое отечество во власть иноземцев. Иеясу, сподвижник и наперстник Хидеёси, хорошо понявший его планы, издал новые эдикты против христиан. При Иеясу европейские пропагандисты принуждены были окончательно удалиться из страны; но туземные христиане еще находили возможность скрываться на юге Японии. В правление внука Иеясу, Иемицу, спустя двадцать пять лет по изгнании европейцев, несколько авантюристов, бежавших на юг большею частию от политических преследований, воспользовались тем, что христианство успело уже пустить в стране глубокие корни, и задумали возбудить восстание против правительства... С этих пор на христианскую веру легло новое нарекание, будто она учит противлению властям. И она была запрещена под строжайшими угрозами: «пока солнце восходит с востока, христианский проповедник не явится более в стране», «хотя бы сам Бог христианский пришел в Японию, – и Ему голова долой», – в таких и подобных выражениях написаны последние эдикты против христиан. ...Христианская вера возмущает народ против правительства, она открывает иностранцам путь к завоеванию страны: вот понятия которые японец соединял с понятием о христианстве»[13].

Вот какие причины жестоких гонений на христианство (католичество) усматривал св. Николай, и у нас нет никаких оснований не доверять ему. Конечно, можно (и нужно) восхищаться мужеством японцев-христиан, отказавшихся пройти по образу Богоматери с Младенцем (о чем также пишет св. Николай) и тем засвидетельствовать свое вероотступничество – в этом они вполне походили на ранних христиан. Однако о том, что ранние христиане устраивали какие-то восстания, я что-то не припомню. Тем более мне неизвестно, чтобы они шпионили в пользу другого государства. Все же римо-католический уклон дал себя знать в данной исторической ситуации, и я полагаю, что уранополиты, несмотря на свою выпячиваемую ортодоксальность, все же ближе к католицизму по духу (я разумею именно худшие стороны католицизма, а именно – смешивание политики и религии).

Некоторым православным, впрочем, тоже свойственно некое смешивание политики и религии. Однако на примере св. Николая мы видим, что Православию на самом деле чужд т.н. цезаропапизм, в коем нас нередко обвиняли католики-папоцезаристы. Что же до православной позиции в этой ситуации, то она четко изложена св. Николаем во «Втором окружном послании»: «О вас говорят, будто вы, как православные, зависимы от русского Императора, который будто бы есть глава Православной Церкви, и потому заподозривают вашу искренность в служении вашему собственному Императору и вашей стране. Какое ложное понятие о Православной Церкви! И какое страшное подозрение основано на этой лжи! Русский Император отнюдь не есть глава Церкви. Единственный глава Церкви есть Иисус Христос (Еф. 1:22; Кол. 1:18), …и русский Император в соблюдении сего учения есть такой же почтительный сын Церкви, как и все другие православные христиане. Нигде и никогда Церковь не усвоила ему никакой власти в учении и не считала и не называла его своим главою. Это заблуждение образовалось на Западе Европы от незнания Русской Церкви и оттуда перешло в Японию… Если русский Император не есть глава Церкви для русских, то тем менее он есть глава для вас. Для вас он есть не более как брат по вере, так же как и все русские, единоверные вам. Над вами русский Император не имеет ни тени какой-либо религиозной власти; между вами и вашим Императором он отнюдь не становится и вашей верности Отечеству вашему ни на волос не мешает. Как ваш брат по вере, русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его[14].

Некоторые последователи о. Даниила Сысоева, стоящие на более умеренных позициях, чем о. о. Алексей Шляпин и ближайшие ученики о. Даниила, говорят, что о. Даниил Сысоев не отрицал патриотизма, а учил только, что Небесное Отечество выше, чем земное (как будто кто-то из православных христиан в этом сомневается). Это не так, и не только его позиция по Власову, но и его отношение к позиции св. Николая явно свидетельствует против этого. А вот сам святитель как раз четко расставлял приоритеты: «Молитесь Богу, чтоб Он даровал победы вашему императорскому войску, благодарите Бога за дарованные победы, жертвуйте на военные нужды... сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчичам... Словом, делайте всё, что потребует от вас любовь к Отечеству. Любовь к Отечеству есть святое чувство. Спаситель освятил это чувство Своим примером: из любви к Своему земному Отечеству Он плакал о бедственной участи Иерусалима. Но кроме земного Отечества у нас есть ещё Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья меж собою. Это Отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью. Поэтому-то я не разлучаюсь с вами, братья и сёстры, и остаюсь в вашей семье, как в своей семье. И будем исполнять вместе наш долг относительно нашего Небесного Отечества, какой кому надлежит»[15].

Из этих слов мы видим, что св. Николай как раз был истинным небесным гражданином, который не стал превращать японских христиан в своеобразную пятую колонну, очень выгодную для враждебной Японии России, а стал выше этого, благословив японских христиан оставаться японскими патриотами, сам оставаясь патриотом русским. Он не стал смешивать политику и религию, предоставив Богу Богово, а кесарю кесарево.

То же мы видим и из других его слов, где он заявляет о своем патриотизме, ставя, однако, Христа выше патриотизма: «…русский флот японцы колотят и Россию все клянут – ругают, поносят и всякие беды ей предвещают. Однако же так долго идти не может для меня. Надо найти такую точку зрения, ставши на которую можно восстановить равновесие духа и спокойно делать свое дело. Что, в самом деле, я терзаюсь, коли ровно ни на волос не могу этим помочь никому ни в чем, а своему делу могу повредить, отняв у него бодрость духа. Я здесь не служитель России, а служитель Христа. Все и должны видеть во мне последнего. А служителю Христа подобает быть всегда радостным, бодрым, спокойным, потому что дело Христа – не как дело России – прямо, честно, крепко, истинно, не к поношению, а к доброму концу приведет, – сам Христос ведь невидимо заведует им и направляет его, так и я должен смотреть на себя и не допускать себе уныния и расслабления духа»[16].

Кстати, тот же уранополит о. Алексей Шляпин, осудив в своем докладе патриотическую позицию св. Николая, выше сказал нечто иное: «Св. Николай II писал свт. Николаю Японскому в конце 1905 г.: “…Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки...”»[17].

Позиция св. Николая вызвала неприятие не только у уранополитов. Для воинствующих безбожников нашего времени она явилась поводом для того, чтобы бросить камень в нашу Церковь и обвинить ее в предательстве России. Вот что находим на атеистическом сайте:

«…известный и весьма щекотливый для церкви факт, что православных японцев, как и всех остальных, в 1904-1905 гг. призывали в армию, а они, перед отправкой на войну, шли молиться за невредимое возвращение домой, за разгром своих врагов (православных русских!) и попы благословляли их на это, японцы, оставшиеся дома, ходили молиться за своих сражающихся родственников, за их победу над противником, продолжали молиться за здравие императора Муцухито – что и вымолили совместными усилиями. Россия проиграла эту войну. Вот что известно о деятельности епископа Николая и возглавляемой им японской православной церкви в тот период времени:

Он (еп. Николай) благословил православных японцев выполнять свой долг – сражаться с Россией. Божие Богу – а кесарю кесарево. Православие не равно России. Он даже не уехал из Японии (хотя предлагали – мало ли чего, русский шпион, однако). Всего лишь не принимал больше участия в публичных богослужениях, на которых в числе прочих прошений было и прошение о властях и о даровании им победы. Призвал японцев молиться о победе, как повелевает долг»[18].

Почему же воинствующие атеисты (которые, как нам известно из истории, никогда не были большими патриотами) бросили столь тяжкое обвинение? Неужели они всерьез полагают, что миссионер обязан служить политическим и военным интересам государства, из которого он прибыл? Неужели русский миссионер, прибывший в Японию, обязан превращать обращенных в Православие японцев в предателей собственного Отечества? Нет, они прекрасно понимают, что это все чушь. Ведь св. Николай отказался молиться за победу Японии, и молился за победу России и открыто заявил об этом своей пастве. Кроме того, известно, что св. Николай и его паства очень активно помогали русским военнопленным (число которых достигло 70 тыс.), делая все, что можно для того, чтобы спасти их жизнь, физическое и душевное здоровье. Об этом читаем у него в дневнике: «Усердное служение наших священников у военнопленных и хорошее обращение японцев с военнопленными вообще немало пользы принесут для Японской Православной Церкви и для сближения Японии и России вообще: больше тысячи пленных, вернувшись, разойдутся в тысячи мест России и везде молвят доброе слово о японцах и Японской Православной Церкви»[19]. Отечество для патриота – это ведь в первую очередь живые люди, народ, а не государство и территория (хотя и это – тоже).

Я бы понял, если бы эту статью написали какие-нибудь оголтелые националисты (говорю – оголтелые, ибо вовсе не желаю обидеть всех националистов) или ура-патриоты, не признающие никакого патриотизма, кроме собственного. Нет, это написали воинствующие безбожники, не просто атеисты, а именно воинствующие безбожники, которые, как известно из истории, никогда не были большими патриотами. Их мотивы мне понятны – они боятся увеличения влияния Православия в нашем государстве. А этому влиянию особенно способствует как раз патриотическая позиция в Церкви. Наши «кесари» прекрасно понимают, что без патриотизма невозможно сохранить государственность, а уж тем более – достичь преуспеяния, и потому пытаются опереться на Церковь, настроенную в целом патриотично. И вот воинствующие безбожники пытаются убедить общество в том, что церковники – никакие не патриоты, а вечные предатели России.

Увы, этому способствует и позиция некоторых церковных деятелей, утверждающих, что патриотизм противоречит христианству, противопоставляющих любовь к Богу и любовь к Отечеству. Я уже указывал на ту опасность, которую представляет для России и Православия апология коллаборационизма вообще и, в частности, предателя генерала Власова. Опасность, кроме прочего, и в том, что доля православных христиан среди русских патриотов, значительно уменьшится, а доля антихристиан – увеличится, и эти самые антихристиане, если восторжествуют, и будут строить российскую государственность. Получается, что уранополиты (конечно, сами того не желая) играют на руку воинствующим безбожникам.

 

Тимур (Сергий) Давлетшин, педагог, церковный певчий

 

—————————————————————————————

[1] Свящ. Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[2] 25 января/7 февраля 1904 г. Воскресенье. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[3] 2 Мировая война и честность http://pr-daniil.livejournal.com/48610.html?style=mine

[4] 11/24 Октября 1903.Суббота. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[5] 30 января/12 февраля 1904 г. Пятница. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[6] Свящ. Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[7] 20 мая/2 июня 1905 года. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[8] 3 (16) июля 1905. Воскресенье. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[9] Свящ. Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[10] Комментарий о. Даниила Сысоева к статье о. Даниила Сысоева «Кто для нас свой, а кто чужой» http://pr-daniil.livejournal.com/60265.html?thread=1239145#t1239145

[11] Фивейский легион. http://drevo-info.ru/articles/3347.html

[12] Свящ. Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[13] Докладная записка иеромонаха Николая директору Азиатского Департамента П. Н. Стремоухову http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t8

[14] 29 февраля /13 марта 1904. Воскресенье Крестопоклонное. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[15] 29 февраля /13 марта 1904. Воскресенье Крестопоклонное. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[16] 16/29 Февраля 1904. Понедельник 2-й недели Великого Поста.Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[17] Свящ. Алексей Шляпин. Христианство и патриотизм. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012 г. http://ieralexei.ortox.ru/uranopolit/view/id/1130425

[18] С. Моисеенко. Против кого идут в бой православные патриоты? http://www.ateism.ru/articles/moiseenko20.htm

[19] 23 Июля / 5 Августа 1904. Пятница. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.06.2017
Алексей Смирнов

Осторожно: кочетковские «паломники»!

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

 

НОВОСТИ

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе