http://blagogon.ru/biblio/56/

Католический мессы в православном монастыре
(что довелось увидеть паломникам в России)

 

Его Высокопреосвященству

Преосвященному архиепископу Сергию,

управляющему делами Московского Патриархата,

Члену Священного Синода Русской Православной Церкви

 
Ваше Высокопреосвященство!

Живя в Аргентине и не имея возможности соприкоснуться с дорогими нашему сердцу православными святынями, мы считаем своим долгом и душевной потребностью хотя бы раз в год приехать в Россию и совершить паломничество по святым русским местам.

Так случилось и в этом году. Однако тот шок, который мы с супругой испытали на этот раз, не дает нам возможности уехать из России, не прояснив для себя очень важный вопрос.

Совершая паломничество по монастырям, мы, по Воле Божией, оказались в Мирожском монастыре Псковской епархии. Двери старого храма-музея были на замке, но встретившийся нам рабочий объяснил, что богослужение в монастыре совершается, но не для всех, а только по пропускам, и не ежедневно, а по особым случаям. И в этот день как раз оказался "особый случай".

Вскоре появился и первый увиденный нами монах. Им оказался архимандрит Зинон, наместник монастыря, который, узнав, что мы издалека, радушно пригласил нас на службу... Каково же было наше изумление, когда внутри храма мы не увидели ни иконостаса, ни Царских врат, а вместо православного богослужения – католический священник в сослужении еще двух католиков и православного архимандрита Зинона совершали католическую мессу! Помимо нас и служащих в храме находились еще примерно 25 иностранцев, как оказалось позже – итальянцев, учеников иконописца Зинона. В конце мессы, а она, как оказалось, была посвящена католическому Успению, вслед за пастором-католиком и православным архимандритом все присутствующие стали потреблять облатки, обмакнутые в вине, от чего мы, естественно, отказались...

Мы являемся членами Зарубежной Церкви. Сын наш рукоположен там во священники. Однако мы считали и чувствовали, что с Русской Православной Церковью и Московским Патриархатом связаны наши корни. Так же мы воспитывали и нашего сына. Что сможем мы сказать ему по поводу увиденного? Многие, как и мы, в Зарубежной Церкви мечтают о молитвенном единении с Московским Патриархатом. Но не означает ли это теперь, что наше молитвенное единение могло бы означать молитвенное единение с католиками? Зарубежная Церковь всегда считала и считает это невозможным. А Московская Патриархия? Ее отношение к католицизму изменилось? Она допускает совместное с католиками богослужение в православном монастыре? Нам бы хотелось получить определенный ответ на наши недоумения по этому поводу прежде всего от священноначалия Русской Православной Церкви. Это, в случае отрицательного ответа, помогло бы избежать углубления раскола между нашими Церквами. Если же окажется, что Московский Патриархат допускает совместные богослужения православного монашества с католиками, заменяя Святое Причащение вкушением облаток, мы боимся, что Русская Православная Церковь пойдет по пути потери своей святости, что явилось бы и для нас огромным ударом.

К счастью, Господь дал нам утешение и сподобил в полной мере насладиться благодатию настоящего глубокого и возвышенного православного Богослужения в Псково-Печерском монастыре в День Успения Пресвятой Богородицы.

Смиренно просим Вашего прощения и архиерейского благословения.

 
Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна
Беликовы
Буэнос-Айрес, Аргентина.
 
 
* * *

Из интервью архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия
об архимандрите Зиноне (Теодоре)
 

«Мой комментарий может быть только в соответствии с канонами и традициями нашей Русской Православной Церкви, которые преступил архимандрит Зинон. В нарушение своей присяги, он имел молитвенное общение с отступниками от Православной Церкви. За это он подлежит церковному прещению... Я ему заявил, что раз он действует в нарушение своей присяги и не советуется с правящим епископом, то я не могу считать его клириком своей епархии. Виной всему – гордость. Он не стал считать наших старцев за духовных пастырей, он не считает за духовника о. Иоанна Крестьянкина, о. Николая с острова Залит, ни с кем не советуется, ни с кем не беседует. Он находится в каком-то нервном состоянии и пускается в разные вот такие истории. Да, мы ценим его талант, но, облеченный в сан архимандрита, занимая должности в иконописной школе в Мирожском монастыре, он позволяет себе такие своевольные действия, что не приличествует ему как монаху, прежде всего, и как носителю священного сана... Я пошел на то, чтобы дать ему как можно больше свободы: занимайся своим делом, иконописанием, и приноси тем самым пользу нашей Церкви. Но он воспользовался свободой с тем, чтобы иметь общение с католиками. Он винит Православную Церковь и оправдывает католичество... Мне его жаль, как сына Церкви. Но мы не можем ему позволить порочить Церковь. У него даже в мыслях нет покаяться. Более того, он дал интервью радио "Свобода" и там также заявил, что во всем виновата Православная Церковь, а католичество больше сохранило в себе вот этого, духа, что ли (я уж не знаю чего), но смысл его выступления по радио "Свобода" был в обвинении Православия.

Ну, тогда с Богом, иди туда, куда тебе нравится. Это человек, который пятнает жизнь Православной Церкви, находясь в Церкви...»

 
(«Радонеж». 1996. №21–24.)

ПОСЛЕСЛОВИЕ

28 ноября 1996 г. архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) подписал указ о запрещении в священнослужении известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора).

Как известно, 15 августа 1996 года в день католического Успения, в Мирожском монастыре, где расположена и возглавляемая о. Зиноном иконописная школа, несколько итальянских католических священников во главе с о. Романо Скальфи совершили мессу, на которой причастился и сам архимандрит Зинон с иноками обители.

В Псковской епархии уже давно хорошо известно, что архимандрит Зинон литургически сослужит с еретиками-католиками. Это было одной из причин разрыва его отношений с братией Псково-Печерского монастыря, который он покинул несколько лет назад. Братия монастыря были крайне возмущены тем, что архимандрит Зинон осквернил Псково-Печерскую обитель, тайно пригласив служить католическую мессу в тогда еще не освященном храме на Святой Горке о. Антония Ламбрехта из католического монастыря восточного обряда (Шеветонь, Бельгия).

В интервью газете “Радонеж” архиепископ Евсевий заявил, что архимандрит Зинон заслуживает канонических прещений и что в Псковской епархии он точно не останется. Дело архимандрита было рассмотрено на состоявшемся 14 ноября епархиальном совете, большинство членов которого высказалось за запрещение о. Зинона в служении из-за евхаристического общения с еретиками, а один клирик даже предлагал лишить его сана.

Обсуждалось нарушение о. Зиноном 45-го правила Святых Апостол, дословно гласящего: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен”.

Уже после того, как архимандриту стало известно мнение собратьев по клиру Псковской епархии, он направил владыке Евсевию объяснительное письмо, датированное 23 ноября. Отвергая ряд обвинений, о. Зинон не скрывает, что испытывает симпатии к католичеству, и излагает свой взгляд на единство Церкви.

“Раньше я думал, как меня учили, что Рим отпал от Вселенской Церкви, – заявляет архимандрит Зинон. – Теперь я так не думаю. Никакого отпадения, никакого разделения не было, ибо Церковь разделиться не может, как не может разделиться Христос. Разделились и враждуют люди с разным менталитетом, по причинам прежде всего национальным и политическим”.

Католичествующий архимандрит в своем письме призывает владыку Евсевия помнить о том, что “многие правила византийской эпохи сейчас не работают, многие из них отменила сама жизнь”. “Мы живем не в XVI веке, а в конце XX, – говорится далее в письме иконописца. – За это время время Церковь накопила огромный опыт и на многое смотрит по-иному”.

Однако объяснения архимандрита Зинона не представились епархиальным властям достаточно убедительными, и указ о запрещении был подписан.

Архимандрит Зинон запрещен в священнослужении за нарушение присяги, данной им при рукоположении, пяти правил Святых Апостол и двух правил Поместных Соборов. Архимандрит будет пребывать под запрещением “до признания своей вины и раскаяния в ней”.

Тем же указом наложены прещения на иноков Мирожской обители, причастившихся вместе с о. Зиноном у инославных отступников от Православной Церкви. Им запрещается принимать Святые Христовы Тайны в Православной Церкви и носить иноческие одежды до их раскаяния.

Тем же указом запрещенному архимандриту Зинону сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является.

Духовенство Псковской епархии считает о. Зинона одним из самых активных пропагандистов латинства в Русской Православной Церкви и идеи ее подчинения “римскому первосвященнику”.