Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Владислава ФИЛЯНОВА
«Нет границ, только люди!»
Пятидесятники на службе глобализации



«Нет границ, только люди!» — это миссионерский лозунг одной из крупных американских пятидесятнических организаций «Глобальная стратегия», цель которой — в активной миссионерской работе по всему миру и создании пятидесятнических церквей.

Такое явление, как глобализация, дало возможность многим религиозным движениям начать осуществлять свои проекты по освоению планеты. Появились технические возможности для распространения своей религии в отдаленных уголках мира. Деятельность евангелических сект США позволяет некоторым исследователям говорить о «параллельной глобализации» — новом глобализационном проекте с комплексом сектантских ценностей. Это означает, что наряду со светскими глобализационными процессами упразднения государственных границ и культурных различий, создания единого экономического пространства в мире параллельно формируются сектантские транснациональные теократические империи. Но социологи религии признают, что пятидесятническое религиозное движение, возникшее лишь в начале ХХ века, стало самым значительным выгодополучателем от процессов глобализации, обогнав «старые» христианские течения.

Временем появления пятидесятничества его адепты считают первое десятилетие ХХ века (1901–1906 годы), когда в некоторых организациях молящиеся пережили опыт «говорения на языках». С этого момента начинается путь организационного оформления пятидесятничества, обособления его от других форм евангелизма и трансформации во всемирное движение. «Говорение на языках» на тот период уже случалось в Англии и Америке: в 30-х годах XIX века на службах пресвитерианина Э.Ирвинга в Лондоне, на службах секты шейкеров Э.Ли[1], среди мормонов в Нью-Йорке, Миссури и Юте. Но лишь пятидесятники характеризовали это явление как «дар Святого духа» и придали «говорению на языках» доктринальное значение.

Сегодня известно 740 направлений пятидесятничества. Многие из организаций существуют как независимые церкви, другие представляют собой автономные организации различных пятидесятнических ассоциаций.

Мнения исследователей о численности движения очень разнообразны. Если в 70-х годах прошлого века советские ученые на основе анализа американских научных публикаций оценивали рост числа последователей в мире цифрой в 10 млн, то американские исследователи утверждают, что в тот период речь шла о 6% пятидесятников в мировом христианстве. В 1980 году в «Мировой христианской энциклопедии» приводились такие данные о численности традиционных пятидесятников: 51 млн последователей и 11 млн в среде крупных конфессий (харизматов); в сумме — 62 млн в 100 с лишним странах.

Американские авторы, оценивая современную численность секты, как правило, ссылаются на статистику, приведенную в исследовании американского интеллектуального центра «Pew Forumon Religionand Public Life» (далее — «Pew Forum»), которая была проведена и опубликована в 2006 году под названием «Дух и власть». Согласно данным центра, численность пятидесятников в конце ХХ века возросла до 380 млн адептов, тогда как численность англикан, к примеру, — 79 млн, православных — 300 млн. Если учитывать еще и всех представителей традиционных христианских конфессий, зараженных «вирусом харизматизма», прежде всего некоторые католические общины, а кое-где и православные, которые практикуют «говорение на языках» и новые миссионерские методики, то их численность, по мнению специалистов центра, может возрасти до 600 млн. Потому, согласно смелой точке зрения «Pew Forum», пятидесятничество — чуть ли не второе по величине после католиков направление христианства, и оно превышает размеры вместе взятых православных, англикан и лютеран.

Более скептичные эксперты считают, что на самом деле пятидесятников намного меньше — от 150 до 200 млн. Но даже при такой численности их появление в начале XX века и резкий рост после Второй мировой войны, с 10 до 200 млн, — одно из важнейших статистических событий религиозной жизни за последние 100 лет.

«Церковь Бога» («Church of God») — одна из крупнейших организаций пятидесятничества середины ХХ века — к 1956 году насчитывала 138 тыс. последователей и миссии в 54 странах мира. По последним данным самой секты, у нее почти 7 млн последователей и миссии в 150 странах (к слову, С.Ряховский, чаще всего представляющий пятидесятническое движение России в публичной сфере, является представителем этой организации).

Организация «Ассамблеи Бога» («The Assemblies of God») в начале 70-х годов прошлого века объединяла 600 тыс. человек, в 1954 году более 600 миссионеров этого общества действовали, помимо англоязычных стран, в Германии, Польше, на Украине, в Латинской Америке на дотации американского бизнеса в 2 млн долларов. На сегодняшний момент это одна из крупнейших пятидесятнических организаций США, которая представлена в 213 странах.

Активность и рост пятидесятнических организаций в странах Западной Европы наблюдались в годы Первой мировой войны. Тогда несколько тысяч миссионеров — представителей диаспор, живших в Соединенных Штатах, направились в свои родные страны с проповедью. Были открыты миссионерские управления в странах Латинской Америки, в Канаде, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Российской империи (Финляндия, Польша), Швейцарии, Норвегии, Швеции, Дании и др. Активная деятельность организаций американских пятидесятников привела к тому, что уже в начале XX века это движение стало особенно широко известным в Скандинавских странах.

Сегодня миссионеры пятидесятничества направляются в страны Восточной Европы и Россию из США, Скандинавских стран, Западной Европы, Латвии, Южной Кореи. Но нужно понимать, что секты, приходящие из этих стран, изначально американского происхождения. Объектом их активного воздействия являются также бывшие республики СССР.

Больше всего пятидесятников в странах третьего мира — Африке, Азии и Латинской Америке, где движение названо своеобразным «южным путем» христианства. Главные центры пятидесятничества в развивающихся странах расположены в Чили, Гватемале, Гане, Южной Африке, Южной Корее, на Филиппинах и в Китае. Эти организации стремятся к масштабным проявлениям своего могущества и лидерству. Потому не только в США, но и в этих странах появляются огромные культовые объекты: церкви размером с футбольные стадионы в Латинской Америке, «искупительные лагеря»[2] площадью 5 тыс. га в Нигерии и т.п. Образцом наиболее богатой пятидесятнической церкви является гватемальская Fraternidad Cristianade Guatemala, которая построила себе культовый объект стоимостью 20 млн долларов. Теперь это самое большое строение в Центральной Америке, с местами на 12 тыс. человек, с бассейном для единовременного крещения 400 человек и т.п. Масштабами отличается и Церковь Полного Евангелия в Южной Корее, основанная в 1958 году на острове рядом с Сеулом. Каждое воскресенье там проводятся девять служб, которые проходят на 16 языках, их посещают 250 тыс. верующих.

Очередной рост пятидесятничества произошел в 90-х годах ХХ века. По данным Н.Митрохина, который руководил московским Институтом изучения религии в СНГ и странах Балтии, количество прихожан «Ассамблей Бога» в 90-х годах на постсоветском пространстве увеличивалось на 20–25% в год. Однако велик был и отток паствы из этих общин — так же как в Латинской Америке, появились «бывшие пятидесятники».

При знакомстве с пятидесятничеством возникает ряд вопросов.

1. Чем обусловлен столь стремительный рост секты в ХХ–ХХI веках?

2. Что означает ее «победное шествие» — отражение пути народов к истинному христианству или яркую остановку на пути скатывания к неверию и секуляризму?

3. Какова доля политического и экономического участия США в этом «победном шествии»?

Стремительный рост секты был связан, на наш взгляд, с несколькими факторами. В первую очередь с протестантскими ривайвелистскими[3] традициями. Пятидесятничество вышло из Движения святости в Америке, методистского по своей основе. Это движение возникло после Гражданской войны в ходе ривайвелистских подъемов в США. Ривайвелизм как отличительная черта религиозной жизни протестантских Соединенных Штатов стал порождением двух великих пробуждений (первое — 1735–1743 годы, второе — 1795–1830 годы), целью которых были христианизация и религиозное обновление Америки. Результатом всплесков религиозной активности стали новые церкви, трансформация теологических воззрений на спасение Церкви и общества, распространение практики и новых методов благовестничества. Тогда же была богословски осмыслена идея особого предназначения Америки — духовные пробуждения создали почву для веры в то, что Бог особым образом облагодетельствовал жителей Соединенных Штатов, изливая на них дары Святого духа.

Первое пробуждение послужило стимулом для практического оживления кальвинизма, а второе породило новую, энергичную и демократическую теологию, которая придала форму американскому протестантизму 70-х годов XIX века и стала базой для дальнейших ривайвелистских импульсов.

По сю пору для многих форм американского евангелизма и сектантства характерны ривайвелистские традиции, истоки которых находят в «Великом поручении Христа ученикам»: «Идите, научите все народы...» — в этом видят право и обязанность на персональное свидетельство и миссию в мире, что подчеркивает настоятельную необходимость ривайвелистских движений по всему свету.

Продвижению сект в Латинской Америке, Африке и Азии в ХХ веке способствовала поддержка со стороны коммерческих кругов США. Так, исследователь американского протестантизма иезуитский священник из Соединенных Штатов Дж. Гардон в середине ХХ века указывал на материальную поддержку со стороны американского бизнеса миссионерам ассоциации «Ассамблеи Бога». На деятельность 600 миссионеров за рубежом тогда было выделено 2 млн долларов.

Кроме того, спецификой религиозной жизни США является коммерческая и даже театральная основа многих организаций. Создатели крупных пятидесятнических ассоциаций были людьми коммерческого склада или прирожденными артистами, зачастую яркими ораторами, не лишенными честолюбия, и хорошими психологами.

Так, глава «Церкви Бога» («Church of God»), созданной в 1903 году, А.Томлинсон[4] был крупным торговцем из Северной Каролины, связанным в свое время с «Американским библейским обществом». Используя свои связи и финансовых покровителей, он многое сделал для развития этого сектантского движения.

«The International Church of the Foursquare Gospel» (сейчас называется «The Foursquare Church»)[5] — «Международная церковь четырехугольного Евангелия» (или Четвероевангелия) — была создана в 1918 году Э.Макферсон, которая отличалась красотой, необузданным характером, скандальностью, яркими драматическими способностями и знанием психологии масс[6]. Эти качества Э.Макферсон помогли ей получить огромные суммы от американских бизнесменов, построить во время Великой депрессии (1923) храм в Лос-Анджелесе на 5 тыс. мест, пятидесятническую радиостанцию, основать миссии в десяти странах, создать несколько колледжей. Она во многом заложила миссионерские методики пятидесятничества — богослужения в ее церкви напоминали яркие театральные действа: запоминающиеся проповеди, музыка, световые эффекты и другие сильно действующие на психику средства, что привлекало к ней массы людей. Ее опытом в свое время интересовался Голливуд. Автор биографии Э.Макферсон Р.Лиардон так оценивает ее деятельность: «Фактически Эйми была духовным пионером, проложившим путь для всех нас, и именно ей мы в значительной степени обязаны современным пониманием христианства»[7].

В 1948 году было создано пятидесятническое движение «Бизнесмены Полного Евангелия», которое помогло приобщить к пятидесятничеству многих представителей американского среднего бизнеса. В семьи простых жителей США оно вошло в 50-х годах прошлого века вместе с телевизионными трансляциями проповедей и служб пасторов О.Робертса и Дж. Коу, которые, как считалось, могли совершать чудеса исцеления. Таким образом, эта секта росла как простонародная церковь при определенной поддержке бизнеса.

Продвижению пятидесятничества на международном уровне способствовало создание крупных организационных структур, координирующих деятельность этого движения. Еще до идейного и организационного выделения пятидесятничества породившее его ривайвелистское Движение святости предпринимало меры для своего распространения в мире. В 1867 году в Америке методистскими пасторами была создана «Национальная ассоциация полевых собраний для распространения святости». В итоге обширная деятельность этого движения в Англии привела к его отходу от методизма и появлению разнообразных организаций, например «Армии спасения» и Кезуикского движения. В 1947 году в Цюрихе была проведена Первая всемирная пятидесятническая конференция (WPC), которая с тех пор регулярно созывалась раз в три года. В 1948 году в Айове было учреждено «Пятидесятническое братство Северной Америки» (PFNA). В Амстердаме был созван Всемирный конгресс пятидесятнических церквей, который положил начало «Всемирному союзу христиан евангельской веры» (пятидесятников). В 1943 году «Ассамблеи Бога», «Церковь Бога», «Пятидесятническая церковь святости», «Международная церковь Четвероевангелия» стали членами-основателями «Национальной ассоциации евангеликов США», ориентированной на контакт с другими евангелистами.

Если исторически данные организации возникали как результат очередного духовного пробуждения в протестантской среде самих Соединенных Штатов, то постепенно они стали экспортировать его в непротестантские страны, и более того, в нехристианские.

Коллизия данной ситуации будет ясна, если принять во внимание, что «ривайвелы» есть отражение ограниченности тех средств ко спасению, которыми располагают протестанты, — это лишь проповедь, добрые дела, внутреннее устремление к Богу и эмоциональные переживания. Не имея реальных таинств, протестанты должны довольствоваться лишь рассказами о Боге и чувственными ощущениями, а подлинных средств приобщения к вечной жизни (через апостольские таинства) на земле они не имеют, так как не имеют непрерывной традиции церковной иерархии и ее сакраментальной преемственности от апостолов[8]. На наш взгляд, пятидесятничество возникло как некий заменитель и компромисс в условиях протестантского мира. Движение предложило альтернативу, введя мистические манипуляции со «Святым духом». Но приход данного движения в страны, где древние церкви имеют апостольскую преемственность даров Святого духа или далеки от протестантизма и его внутренних проблем, как минимум странен.

В условиях повсеместной либерализации религиозной жизни 60–70-х годов ХХ века традиционные «элитарные» церкви стали применять эти практики ради «оживления» своей религиозной жизни. Появился термин «харизматическое возрождение», означающий проникновение пятидесятнических практик в апостольские церкви, хотя еще несколько десятилетий назад пятидесятничество повсеместно определялось как ересь. К началу 60-х годов прошлого века англиканская епископальная церковь смягчила свое отношение к пятидесятничеству — в 1963 году она провела исследование и дала ему благоприятные характеристики. Такие же исследования проводили и католики в 1969 и 1974 годах, а также пресвитериане в 1970 году. Характеристики в позитивном духе открыли путь пятидесятничеству в качестве «движений возрождения» в традиционные церкви. В католической церкви была создана специальная комиссия для диалога с пятидесятниками. А некоторые прогрессивные католики на страницах прессы в начале нынешнего века сожалели, что Ватикан выбрал приоритетным направлением диалога древние восточные христианские церкви (в том числе и православие), а не пятидесятничество.

Своеобразный «экспансионизм» американского сектантства, и в частности пятидесятничества, объясним, если учесть, что для многих сект в США характерна вера в идею «очевидного предназначения Америки», оформившаяся в 70-х годах XIX века. Она заключается в восприятии Соединенных Штатов как маяка для всего человечества — сначала истинного, «исправленного Реформацией», христианства во времена первых переселенцев-пуритан, а затем общечеловеческих ценностей, которые нашли наиболее «чистое» выражение в социально-политическом строе США. В идее «очевидного предназначения» содержится пафос экспансии и противопоставления Америки и ее ценностей остальному миру, что во многом объясняет содержание миссионерской деятельности американских сект.

Потому, зародившись как Движение святых, доказывая свою «святость» присутствием в среде последователей «мистических даров, характерных для эпохи апостолов»[9], в ХХ веке пятидесятническое движение вместе с территориальным расширением своего влияния постепенно получило политическую окраску и понесло в мир не только американские религиозные ценности, но и политические, а также экономические. Мы не можем отрицать, что наряду с пропагандой своего учения во всех иностранных миссиях они как минимум популяризируют и создают положительный образ «богоизбранных США».

Но у сект есть и свои глобальные интересы, совпадающие с основными направлениями мировой политики. Стоит прежде всего отметить, что глобализационный проект сектантского движения связан с его эсхатологией. Например, чем объяснить то, что пятидесятники были сторонниками вторжения НАТО в Ирак в 2003 году? Внешне они рассчитывали на то, что падение режима Хусейна позволит пятидесятническим миссиям наполнить страну. Вышеописанное поведение объяснимо специфически-сектантской логикой: пятидесятники, как и многие американские секты, живут в напряженном ожидании конца света. Они убеждены, что он настанет тогда, когда их проповедь достигнет всех народов и племен, населяющих планету, потому им важно попасть в те страны, куда их ранее не пускали, и преодолеть закрытые для них границы. Они провозглашают, что проповедь достигнет всех народов еще при жизни нынешнего поколения. Соответственно, приход Христа близок, потому сектантам необходимо проповедовать среди всех тех племен и народов, которые незнакомы с христианством в пятидесятнической трактовке. Об этом свидетельствует доктрина таких организаций, как «Глобальная стратегия» («Global Strategy Mission Resources, International»), «Общение Калвари» (с 1981 по 2010 год называлась «Calvary International», сегодня — «Gotonations») и др., которые специализируются на профессиональных миссионерских методиках и акциях по созданию новых церквей в тех регионах, где их не было.

В первую очередь пятидесятников интересуют беднейшие народы мира (зачастую они не имеют ни письменности, ни культуры), поскольку для них, как последователей кальвинизма, критерием богоизбранности человека и народа ко спасению является его внешняя, и прежде всего экономическая и бытовая, успешность — уровень жизни. В некоторых сектах работают профессиональные этнологи, разработаны списки всех народов и регионов, которые необходимо посетить, регулярно организуются десятки миссий, в том числе и в рискованные регионы.

Многонациональная Российская Федерация также является объектом активного интереса пятидесятников. Миссии на национальных языках действуют среди татар, алтайцев, чувашей, финно-угров и других народов РФ. Такую деятельность оправдывает лозунг организации «Gotonations», более подходящий для научной организации этнологов: «Каждое племя, каждый язык, каждый народ».

Лозунг другой крупной миссионерской ассоциации — «Глобальная стратегия»: «Нет границ, только люди!» — указывает на то, что для пятидесятников в их миссии, «возложенной Христом» («Идите, просветите все народы...»), нет границ. Но параллельно они действительно реализуют свой альтернативный глобализационный проект, где цель — достижение и воплощение идеи о мире без границ. Здесь мы можем вспомнить об интенсивном распространении новых сект в Европе в последние десятилетия как следствие фактического упразднения границ во внутриевропейском пространстве. Рекомендательные документы Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященные проблеме сект, указывают на обеспокоенность европейцев значительным расширением их деятельности: Европолу стало сложнее находить жертв «сектантских отклонений», которых тайно могут вывозить в другие страны Евросоюза; секты регистрируются в одном государстве ЕС, а распространяются и в других, не имея регистрации; в некоторых странах ЕС к ним относятся более строго, а в соседних — недостаточно бдительно. Таким образом, секты стали общеевропейским вызовом, и объединение стран Европы, упразднение границ, ограничительное антидискриминационное законодательство значительно способствовали возрастанию их влияния в мире. Но данный лозунг пятидесятников, «Нет границ, только люди!», не только указывает на миссионерские задачи, но и бросает вызов: «Нет границам!» — чем проявляет стремление к унификации мира.

Сложно не заметить, что здесь сопряжены культурологический и геополитический аспекты. Многочисленные сектантские миссии и ассоциации с разветвленной материальной и информационной структурой становятся транснациональными корпорациями. Последствия деятельности пятидесятников зачастую характеризуются даже англоязычными исследователями как «культурная лоботомия», поскольку новые члены церквей переосмысливают свою культурную историю. Если речь идет о странах третьего мира, то они, вступая в секту, рвут связи со своей прежней средой и родными. Принятие протестантской веры часто означает приобщение к европейско-американской цивилизации. Адепты голосуют за либеральные партии, за «дважды рожденных» политиков, переоценивают историю своей страны в модернистском духе.

Это не смущает пятидесятников. Напротив, в их понимании Христос должен будет прийти в усовершенствованный усилиями этой секты мир, когда в нем максимально распространятся демократические ценности, экономическое и политическое устройство по образцу «святой Америки» (напомним, что в трактовке сект это должно произойти при жизни нынешнего поколения). Поэтому часто для пятидесятников исповедовать Христа и быть сторонником западных ценностей — равнозначные величины. Соответственно, сектанты приносят в регион знание не только об «истинной вере», но и о западном политическом и экономическом укладе.

Многие пятидесятнические движения, как и большинство американских сект, ориентированы на достижение земного могущества, развитие экономического и политического потенциала своей паствы. Кальвинистский догмат об избранности Богом ко спасению только части людей задает импульс стремления к успеху, положительного отношения к деньгам, власти и преуспеянию в земном мире, поскольку это может служить (согласно трактовке М.Вебера) признаком избранности ко спасению[10]. Это основание пуританского происхождения стало одной из ценностей США, а затем и ряда сект, в числе которых пятидесятничество. Далеко не всегда приход адептов в регион сопровождается предложениями экономического характера, ставку они делают на воспитание индивидуализма и практичности. Часто быстрый рост числа сектантских организаций связан с экономической заинтересованностью в этом самих пасторов.

«Слушающий Христа бедным быть не может» — это один из вероучительных моментов так называемой «теологии процветания», или «евангелия преуспеяния», развившихся в последние десятилетия в среде пятидесятничества. Данное учение частично стало своеобразным плодом кальвинизма, оно распространено и в США, но особенно процветает в бедных странах Африки и Латинской Америки. Присутствует оно и на просторах СНГ и в своих крайностях приобретает кощунственный по отношению к Евангелию характер. Праведность человека в этом учении определяется степенью состоятельности и успешности человека, потому смыслом посещения церквей становятся обильные материальные жертвы паствы в надежде, что Бог, приняв их, воздаст им сторицей. В итоге в самих Соединенных Штатах пасторы далеко не бедны, а в африканских странах главы пятидесятнических церквей являются богатейшими людьми. Так, в Нигерии, где миллионы людей — пятидесятники, долларовыми миллионерами стали именно их пастыри (порой связанные с преступным миром и коррупцией). Например, Д.Ойедепо — лидер и основатель церкви «Живая вера», крупнейшего религиозного центра в Африке (состояние на 2011 год — 150 млн долларов), К.Ойакиломе — пастор церкви «Посольство Христово» (состояние — 30–50 млн), Т.Джошуа — основатель «Синагогальной Церкви всех народов», «пророк и целитель» (10–15 млн), и др. Интересно, что передовой нигерийский опыт стал экспортироваться в СНГ: на Украине скандальную известность приобрел нигерийский пастор С.Аделаджа, секта которого — «Посольство Божие» — стремилась и стремится оказывать влияние на политическую жизнь страны и других стран СНГ и была замешана в финансовых скандалах[11]. Хотя это не исключение — большинство проповедников «теологии процветания» знамениты скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями.

Лидер секты «Новое поколение» А.Ледяев из Риги откровенно говорит: «Бог достоин того, чтобы мы славили Его не только своими словами, но и своими деньгами... Богу не нужны слабые люди...» С его же слов, цель создания церкви — «стрижка своих овец» и «сдирание с них семи шкур». Такое высказывание противоречит евангельскому образу пастырства, где «пастырь добрый душу полагает за овцы своя».

Американские и нигерийские исследователи признают, что активное распространение такого пятидесятничества в африканских беднейших странах не способствовало их экономическому росту. Регион к югу от Сахары, наоборот, отличается тем, что уровень нищеты там в последние 25 лет вырос. И «теология процветания» не обогатила никого, кроме верхушки церквей. Это заставляет исследователей сделать вывод, что причиной массового распространения пятидесятнических сект является не столько духовный голод паствы, сколько материальная алчность или политическая заинтересованность «пастырей»[12].

Стоит отметить еще некоторые аспекты международной деятельности пятидесятнического движения. Подвигаемые идеей о скором Втором пришествии, пятидесятники используют в своем арсенале все известные миссионерские технологии. Пасторы многих пятидесятнических церквей в России составляют графики роста церкви, призывают всех членов общины проповедовать. Некоторые организации прямо заявляют о себе как об агентстве, профессионально насаждающем пятидесятничество («Глобальная стратегия», «Gotonations»). Известен их метод бомбардировки пропагандой посредством летучих миссионерских отрядов. Он не раз использовался американскими пятидесятниками в ХХ веке в Мексике, Бразилии, в странах Африки и других регионах. В регион или город командируется группа миссионеров, которые действуют там в течение нескольких недель, — идут уличные проповеди, крещения, молитвенные собрания. Сайт «Церкви Божией» сообщает, что так осуществлялись акции в некоторых городах России в 90-е годы. «Глобальная стратегия» регулярно направляет миссионеров в Чувашию; командировке группы предшествуют анализ информации, полученной с мест, составление плана действий (указывается цель — например, создание трех поместных церквей, акции экономического характера для получения возможности адептам работать в пятидесятническом бизнесе), сметы, осуществление пиар-акции будущей программы, частичный сбор средств.

В истории существуют примеры, когда подобные «летучие отряды миссионеров» выполняли и деликатные политические задачи. В 1953 году в Гватемале поднялась волна недовольства населения экономическим присутствием США и проамериканским правительством. В страну была направлена группа лучших проповедников-пятидесятников с Г.Осборном во главе. В течение пяти недель проповедники организовали множество молитвенных собраний, в то время как все остальные народные собрания были запрещены. Таким образом, Соединенные Штаты Америки без особых экономических и людских затрат разрешили свои проблемы в регионе. На сегодня в Гватемале (как мы указывали выше) пятидесятники имеют один из самых дорогих в Центральной Америке церковных центров — стоимостью 20 млн долларов.

Недавняя история Украины — лучшее доказательство действенности таких методов религиозно-политической деятельности, как направление протестных настроений в нужное для США русло: именно последователи упоминавшейся пятидесятнической секты нигерийского проповедника С.Аделаджи «Посольство Божие» были одним из оплотов «оранжевой революции» на Майдане.

К политизированным миссионерским технологиям пятидесятничества можно отнести апробированный еще во второй половине ХХ века и востребованный ныне метод использования мощных радиостанций, спутниковых телеканалов еще до появления Интернета. Первоначально радиостанции были установлены пятидесятниками в США, Аргентине, Танжере (Северная Африка), Канаде, Бразилии, Западной Германии. Сегодня спутниковый канал CNL пятидесятнической секты «Новая жизнь» вещает из Казахстана по всей Центральной Азии и в регионах России — в Западной и Восточной Сибири и на Урале.

Страны Латинской Америки являются зоной геополитического и экономического интереса США. В привычном для нас «бастионе католицизма» растет доля протестантов и пятидесятников под воздействием американских миссий, что может привести к культурно-политическим трансформационным процессам, аналогичным процессам в Южной Корее. Этот процесс идет в Латинской Америке с начала ХХ века. В Чили пятидесятническое движение присутствует с 1909 года, оно развивалось там столь интенсивно, что стало ведущим протестантским движением. Такую же роль играет пятидесятничество в Бразилии, где оно развивается с 1910 года под руководством американских иммигрантов.

К 1989 году адептов лишь одной организации, «Ассамблеи Бога», в Латинской Америке насчитывалось 10,7 млн, тогда как в 1973 году их было 2,2 млн, а в 1982-м — 3,5 млн. К началу 2014 года, согласно данным веб-сайта «Ассамблей», в этом регионе и странах Карибского бассейна было 28,8 млн последователей.

Интересный взгляд на специфику деятельности американских протестантских миссий изложен в книге Д.Мартина «Языки пламени: расцвет протестантизма в Латинской Америке», признанной в свое время лучшим исследованием латиноамериканского протестантизма. Из нее следует, что представители североамериканского протестантизма заинтересованы, чтобы их адепты в Латинской Америке постепенно стали влиятельными экономическими и политическими группами в своих странах.

Д.Мартин показал, что деятельность пятидесятничества в странах Латинской Америки «глубоко политическая по своим последствиям в долгосрочной перспективе», это отнюдь не «экспорт потертых форм североамериканского евангелизма»[13].

Развитию пятидесятничества и протестантизма вообще способствует оппозиция внутри латиноамериканских государств — региональная и социально-культурная. Например, в тех странах, где центр государства чисто секулярный, как в Венесуэле, протестантская оппозиция на периферии является слабой. Там же, где культура нации религиозная, как в Чили, протестантская оппозиция более активна и принимает явный пятидесятнический окрас. В Колумбии сильна католическая церковь, пятидесятники же находятся на культурной периферии и враждебно относятся к ее духовенству, ассоциируя его с католической контрреформацией. В Аргентине католики и протестанты связаны с этническими анклавами и у пятидесятничества сравнительно небольшое число приверженцев. В Мексике оно активно распространялось в 60-х годах прошлого столетия из более американизированного севера страны на ее юго-восток.

Пример Чили показывает, как пятидесятники используют кризисные ситуации в периоды экономической и социальной трансформации стран. На севере государства для пополнения пятидесятничества было больше социальных каналов в связи с экономической депрессией и миграцией населения, в отличие от юга страны, где ситуация была более стабильна. Пятидесятники действуют там, где рушатся старые социальные формы, они дают культурную и социальную поддержку индивиду, который потерял свою традиционную среду.

Данная секта выдвигает на первый план социальной жизни те слои, которые не были представлены там ранее. Они делают ставку на создание организаций, сообществ и направляют их на участие в государственной жизни. Например, пятидесятники объединяются в кооперативы потребителей и производителей, миссионерские общества при больницах и школах. Эти организации становятся своеобразными «трансляторами голоса периферий в центр».

Д.Мартин считает, что протестантам в Латинской Америке удастся осуществить накопление капитала, достигнуть более высоких уровней образования и доминирования в местной политике и протестантизм будет продолжать теснить католицизм. Для протестантов и США католики — «застойное», реакционное сообщество, которое поддерживает существующие режимы. Для модернизации стран (и для реализации интересов Америки) нужна более динамичная форма христианства — пятидесятничество. Но исследователи латиноамериканского протестантизма опасаются роста социального напряжения, вызванного активной протестантской миссией. Оно нарастает прежде всего в среде «застойного» католического населения, которое ранее имело доминирующие позиции в своих государствах. В перспективе и в худшем случае оно может войти в союз с государственной властью, для того чтобы «вернуть протестантов обратно на свои места».

Соглашаясь с Д.Мартином, мы видим, что религия способна стать средством политики в силу обнаруженной возможности трансформации сознания людей в целых регионах через специальные миссионерские стратегии.

Нельзя не сказать и о внешнеполитическом векторе деятельности пятидесятнического движения, а именно о поддержке Израиля опять же в связи с ожиданием конца света. Защита Израиля сектантами, в том числе пятидесятниками и баптистами, связана с их ожиданием последней битвы сил Света и Тьмы. Волюнтаристские трактовки Библии позволяют им говорить о том, что эта битва явится битвой «сторонников» и «противников Израиля». Используя произвольную трактовку Священного Писания, американские секты влияют на политику США в этих вопросах. Еще М.Олбрайт в своей книге «The Mighty and the Almighty: Reflections on America, God, and World Affairs», переведенной на русский язык под названием «Религия и мировая политика»[14], сформулировала эту взаимосвязь политики Соединенных Штатов в вопросе об Израиле с чаяниями конца света.

А прежний папа римский Бенедикт XVI, выступая перед европейским сообществом, говорил, что «Америка возложила на себя миссию в мировой политике не только и не столько политическую, сколько религиозную», так как «внеконфесиональное протестантско-христианское согласие» оказывает сильное влияние на политику США[15].

Пятидесятнические организации по сию пору оказывают информационную и материальную поддержку Израилю, волонтерские группы помогают осуществлять репатриацию туда евреев (в России это организация «Эвен-Эзер» — «Камень веры»). Существует миссионерская пятидесятническая организация «Евреи за Иисуса» — для проповеди своей версии христианства среди евреев, которая действует и в РФ. Значительное число американцев готовы стать добровольцами, чтобы с оружием в руках воевать за Израиль.

Сектанты считают, что эмиграция евреев «является одним из важнейших признаков последнего времени» (по «библейским пророчествам»), затем состоится пришествие антихриста. Суть конфликта на Ближнем Востоке, с их точки зрения, духовная. Согласно американским представлениям народ Израиля остается богоизбранным народом, завет Бога с ним в силе. Война этого государства с окружающими народами происходит из-за того, что «Израиль ненавидим диаволом и его слугами». Интересует их вопрос о границах с соседями Израиля, которые утвердятся лишь тогда, когда вновь придет на землю Христос.

Нужно отметить также, что в период холодной войны наступление конца света американские сектанты связывали с битвой СССР против США. И в период президентства Р.Рейгана их обвиняли в том, что они в угоду своим религиозным воззрениям готовы были спровоцировать ядерную войну между США и СССР как «войну сил Света и Тьмы», их деятельность характеризовалась как «апокалиптические махинации правых». И ныне их богословие и волюнтаристские трактовки Библии оказывают влияние на политику Америки на Ближнем Востоке.

Таким образом, крупнейшее на сегодня направление американского сектантства — пятидесятничество  недостаточно рассматривать как исключительно религиозное движение, поскольку религиозные воззрения в нем тесно связаны с политическими и экономическими. Помимо интересов в сфере политики, можно говорить, что пятидесятничество и американский протестантизм в целом исторически играют значительную роль в процессах глобализации и культурной трансформации целых регионов, которые связаны с геополитическими интересами США.

 
* * *

Вслед за М.Вебером, изучавшим экономический потенциал кальвинизма, мы можем поразмышлять об особенностях влияния американских сектантских учений на политику. Пятидесятничество дает почву для этого.

Так или иначе, американские секты заинтересованы в глобализации, они уже пользуются ее плодами — безграничным и безвизовым пространством, распространенностью английского языка как универсального языка общения, новыми транспортными и финансовыми возможностями, политическими способами влияния в сложившейся системе международного баланса и т.п.

Пятидесятничество в этом плане — самая динамичная форма протестантизма, обладающая методами политической, социальной, экономической мобилизации масс, лишенная обременяющей памяти о длительной истории секты и традициях, легко приспосабливающаяся ко всем региональным условиям. Эта форма протестантизма активно социально и политически ориентирована: можно сказать — это религия динамики и перемен. Причем по сию пору религия простонародная и доступная. Потому ее представители попадают в самые отдаленные уголки мира, доставляя туда знание о современном мире, о США и о глобализации.

Имея ориентацию на политический и экономический успех, данная секта заинтересована в проникновении в политику и группы влияния в любом регионе мира. Безусловно, в некоторых регионах ее присутствие вызывает конфликты, но в целом она в меньшей мере ассоциируется с изуверством культов, не имеет ярлыка «тоталитарной секты» и преследует меньше самостоятельных и опасных для Соединенных Штатов задач, чем свидетели Иеговы или Сайентология. Ее эсхатологический проект более отвечает задачам США, чем проекты указанных тоталитарных американских сект, хотя и они не сбрасываются последними со счетов и активно используются в международной деятельности.

К примеру, на сегодня украинская секта С.Аделаджи проникает в совещательные советы в местных органах власти Украины. И это только начало их продвижения во власть и сферы влияния. А сектоведы из России, работающие совместно с Русской Православной Церковью, не находят понимания у своих коллег из Франции, которые уже привыкли к пятидесятникам и не считают их социально опасной сектой.

Небезынтересно, что сегодня США рассматриваются преемником Великобритании в распространении протестантизма в мире (американского протестантизма). И здесь стоит вспомнить роль Британии и протестантов в политических вопросах, связанных со статусом святых мест в Палестине, в мощном воздействии протестантских и пиетистских (в русле идей просвещения) организаций на православное население, политические и церковные структуры Греции в XIХ веке. На сегодня расклад религиозных сил влияния XIX века немного изменился: покровителями протестантов, а также новых религиозных движений стали США (в том числе и в мусульманских странах, где их подвергают казням), не Франция уже, но ЕС по мере сил покровительствует католикам. А Россия, освободившаяся от атеистических уз, вновь обратилась к своей дореволюционной миссии и покровительствует православным в мире — это проявили беды Югославии и Сирии. Таким образом, ситуация начала ХХI века вновь напоминает ситуацию середины ХIХ столетия, когда религиозные процессы были тесно связаны с процессами международной политики.

Для понимания миссии пятидесятничества в процессах глобализации попытаемся проследить, какова роль трансформированного кальвинизма в этих процессах. Как мы видели, практики Великих пробуждений XVIII–XIX веков, подъем религиозного духа и локальная их сосредоточенность на территории Америки (отсутствие аналогичных процессов в Европе, терзаемой в то время революциями) породили в среде американских религиозных мыслителей эсхатологическую идею о богоизбранности США и близком конце времен. Это вызвало новую необходимость усилить призыв к покаянию.

После периода изоляционизма в начале ХХ века начался период экспансионистский, связанный с реализацией «Великого поручения Христа». Именно в начале ХХ века организационно оформилось пятидесятничество как малая американская секта. Не только она, но и другие евангелические секты осуществляли свою ривайвелистскую деятельность по всему миру через организацию новых церквей и призыв к персональному покаянию. Сегодня, через 100 лет, в течение которых конец света так и не случился, задачи окрепшего пятидесятничества можно охарактеризовать как стремление построить «американский рай на земле» в качестве подготовки к Тысячелетнему царству Христа.

Что касается трансформации кальвинизма в Америке, то пятидесятничество, да и сами ривайвелистские движения основываются на вере в самостоятельные и немалые возможности человека (правда, с оговоркой, что ему помогает «Святой дух») и церкви, тогда как у Ж.Кальвина человек беспомощен в деле своего спасения и судьбы церкви и людей в руках Бога, Его волю ничто не может изменить. Но для пятидесятников с самого начала характерна вера в то, что человек избран Богом ко спасению и спасен (!), если у него был яркий духовный опыт обращения к Богу (второе, духовное рождение), появление которого свидетельствует о моментальном освящении человека.

Если М.Вебер показал, как первые кальвинисты-поселенцы из штата Миссури методично занимались своим экономическим благоустройством, движимые пониманием, что их успешность в жизни даст им шанс считать, что они угодны Богу и избраны ко спасению, то в ХХ веке неокальвинисты-пятидесятники всеми силами копят и описывают опыт своих мистических переживаний, чудес, «говорения на языках», исцелений, всем сердцем и умом стремятся к ним, дабы развеять личные сомнения в том, что они избраны ко спасению и «освящены».

На наш взгляд, это связано с тем, что в условиях отсутствия сакраментальной составляющей церковной жизни — таинств и, следовательно, ощущения принадлежности к вселенскому, неотмирному организму Церкви Христа, которое ярче всего дается во время литургии и евхаристии (американский социолог религии протестант П.Бергер и американцы-конверты, перешедшие в это исповедание, характеризуют опыт православной литургии как «приобщение к космосу»), пятидесятники, дабы заполнить церковную пустоту, догматизировали роль неких мистических проявлений в своем служении («говорение на языках», дрожь тела, экзальтация), провозгласив это признаками действия «Святого духа» и повторения апостольской эры. Последнее было связано с эсхатологической идеей об обильной благодати, излитой на народ США как признаке приближения конца света.

Мы говорили о том, что опыт пятидесятничества стал частично заимствоваться другими крупными церквями. Численность пятидесятнических общин растет за счет поглощения других протестантских общин, недовольных схоластикой или окаменением форм религиозной жизни. Баптисты видят в пятидесятничестве серьезную угрозу для себя, поскольку общины, начав частично прибегать к опыту секты-конкурента, становятся в итоге пятидесятническими, присваивая имущество и материальные блага, накопленные баптистами. По мнению баптистов, проникновение «вируса» пятидесятничества в их среду возможно через музыку, теле- и радиопроповеди, литературу и т.п. Современные сектоведы характеризуют пятидесятнический харизматизм как «вирус», угрожающий всему христианству. Будет ли он принят церквями, зависит от степени их консервативности.

Сегодня пятидесятничество, увлеченное хлопотами по увеличению своей численности, социальной работой, политикой, этнологией, «теологией процветания», целительством и чудесами, по факту не имеет богатой духовной традиции, практики личной глубокой молитвы, культурной парадигмы с зафиксированным опытом религиозного благочестия. Соответственно, из-за неукорененности в истории человечества у него неопределенное будущее, как и у всех предыдущих форм евангелизма.

Но в условиях кризиса западной церковной традиции пятидесятничество стало новой ступенью для человечества, правда, сомнительно, что ступенью к истинному христианству последних времен. Скорее к дальнейшему скатыванию по пути религиозного легкомыслия — к безверию и секулярности.




———————————————————————————

[1] Эн Ли (Ann Lee, 1736–1784) — основательница Объединенного общества верующих во Второе Пришествие Христа, называвшегося в народе сектой шейкеров (трясунов). С точки зрения сектантов, тряска и дрожь во время собраний были признаками духовного очищения верующих.

[2] «Искупительные лагеря» («Redemption Camp») — территории в африканских джунглях, вдали от цивилизации, куда помещаются на время люди, находящиеся в депрессии или потерявшие смысл жизни, им предлагается путь исцеления через занятие сельским хозяйством, общение с природой, преподавание детям в местных деревнях.

[3] Ривайвелизм (от англ. revival — оживление, возрождение) — идеология религиозного пробуждения и возрождения духа апостольской церкви. Возникла в среде английских и американских протестантов в середине XVIII века, особое развитие получила в трудах пуритански настроенных проповедников и теологов США в XIX веке, сохраняет свое влияние и в позднейших идейных течениях протестантизма (Движение святости и др.).

[4] Амброуз Джессап Томлинсон (Ambrose Jessup Tomlinson, 1865–1943).

[5] Сегодня эта церковь действует в 144 странах, у нее около 8 млн последователей.

[6] Эйми Семпл Макферсон (Aimee Semple McPherson, 1890–1944). О ее жизни и пятидесятнически-харизматических методах проповеди можно узнать из книги Робертса Лиардона «Божьи генералы»  (М.: Библейский взгляд, 2008. 448 с.).

[7] Лиардон Р. Божьи генералы: Почему они добивались успеха и почему порой терпели неудачу (М.: Библейский взгляд, 2008. С. 158).

[8] Уже при первом опыте ривайвелистской деятельности и поездок пасторов по колониям они сталкивались с проявлением религиозных эмоций, экзальтацией верующих. Популярность обрели «полевые собрания» на природе. Но часто многие из участников собраний плясали, падали, содрогались, катались по земле. Опыт полевых собраний заимствовали методисты и баптисты, затем пятидесятники.

[9] Упор на исцеление от болезней в результате веры, эксперименты со змеями с целью доказать, что змеиные укусы верующим не вредят, стремление адептов пророчествовать и т.п.

[10] См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1990. 804 с.

[11] В 2009 году С.Аделаджа был обвинен по трем статьям УК Украины: «Мошенничество в особо крупных размерах», «Создание преступной организации» и «Подделка документов». Он настоятельно рекомендовал пастве закладывать свое имущество и нести деньги в финансовую пирамиду «Кингз Кэпитал». В результате деятельности пирамиды 3 тыс. человек пострадали, среди них большинство были адепты его церкви.

[12] «Появление и распространение сект во Франции и на Украине обусловлено не столько потребностью в них общества, сколько стремлением их руководителей расширить свою паству и повлиять на ход процессов в общественной сфере и общественно-политической жизни» (Рогатин В.Н. Исследование сект во Франции и Украине: исторический аспект // Сектоведение. 2012. Т. 2. С. 99–111).

[13] Дэвид Мартин занимается исследованием теоретических связей религии с политикой.

[14] Олбрайт М. Религия и мировая политика / Пер. с англ. А.Денисова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 351 с.

[15] Из книги папы римского Бенедикта XVI «Что такое Европа?» (цит. по: Никифорова М.Н. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М.: Либроком, 2010. С. 177).



Об авторе: Владислава Николаевна Филянова — кандидат политических наук, начальник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований РИСИ. Сфера интересов — российская религиозная, религиозно-политическая мысль, политические субкультуры молодежи России конца ХIХ — начала ХХ века, история Русской Православной Церкви, социология религии.




АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.06.2017
Алексей Смирнов

Осторожно: кочетковские «паломники»!

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.06.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

 

НОВОСТИ

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе