Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова


Николай Николаевич Неплюев (1851–1908) — основатель Крестовоздвиженского трудового братства. Русский дворянин, помещик, христианин, по-новому осознавший свою ответственность помещика и богатого человека и своё христианское призвание перед Богом (Николай Неплюев заслуженно считается одним из предшественников обновленчества в Русской Церкви. — Ред.). Его память особенно почитается в общине о. Георгия Кочеткова.

По воспоминаниям Н. Неплюева (Неплюев 2010, 25), в то время, когда им почти утрачен был смысл жизни («не стоит скучно жить»), в его душе происходит переворот: «Раз, вернувшись с придворного бала во дворце нынешнего регента Баварского, принца Луитпольда, я был более духовно утомлён, чем когда-либо. Мысль, что вся моя жизнь пройдёт в светской суете, среди изящного коварства и утончённого лицемерия, приводила меня в отчаяние. В эту ночь я увидел себя во сне в крестьянской избе, в окне виднелась церковь моего родного села; я был окружён крестьянскими детьми, беседовал с ними и чувствовал в душе такой мир, такую радость, каких наяву уже давно не испытывал» (Неплюев 2010, 25-26). Н.Н. Неплюев бросил дипломатическую службу, ушёл в отставку и после двухгодичного посещения (в качестве вольнослушателя) Петровской сельскохозяйственной академии основал в своём имении школу для крестьянских детей-сирот, из которой постепенно выросло христианское трудовое братство.

Опыт Неплюева интересен сам по себе. Но цель этой статьи — показать, почему его стали использовать представители Преображенского содружества братств (естественно, с благословения их патрона о. Георгия Кочеткова).

Н.Н. Неплюев стремился к «стройной организации жизни на началах братолюбия». Для него христианское трудовое братство было «проповедью в действии» и «лучшей апологией православия» (Неплюев 2010, 36). Стоит назвать хотя бы основные составляющие этого братства: школы для крестьянских детей (преподавались предметы: катехизис, Евангелие, православное богослужение, Деяния и Послания, русский язык, пение, рисование, география, арифметика, геометрия, физика, химия, анатомия и физиология, энтомология, ботаника, русская история, законоведение, межевание, пчеловодство, скотоводство, коневодство, молочное хозяйство, земледелие, садоводство и др.); женская школа (помимо общих предметов, девочек учили шить, заниматься хозяйством); младший и старший братские кружки; трудовое братство.

Как бывший член братства о. Георгия Кочеткова, могу сказать, что из опыта Неплюева членами Преображенского братства было взято лишь то, что послужило формированию «общинно-братской экклезиологии».

Предлагаю сравнить темы книг Н.Н. Неплюева («Беседы о трудовом братстве» и «Отчёты блюстителя о жизни трудового братства») и их интерпретацию в общине о. Георгия Кочеткова:


Обращение к традиции раннехристианских общин

Н.Н. Неплюев отмечал как нечто общее между Трудовым братством и древнейшими христианскими общинами «самый принцип организации жизни и отношений на началах братолюбия» (Неплюев 2010, 60). Любовь Божья, так ярко проявившаяся в жизни раннехристианских общин, по мнению Неплюева, способна преодолеть все противоречия, над разрешением которых бьется мир: «Главная причина всего зла и всех страданий — отсутствие смиренной любви и добровольной дисциплины любви по отношению к Хозяину мира — Богу Живому» (Неплюев 2010a, 249). «Братское общение является высшей потребностью, и удовлетворение этой потребности дает живую радость», — писал Неплюев (Неплюев 2010, 23).

Братство о. Георгия Кочеткова также признаёт для себя основополагающим опыт первохристианских общин, но в центре здесь не общение людей во Христе, и даже не братское общение, а так называемая «харизма братства». Какая харизма? Конечно же «возрождение Церкви» или даже «воскресение Церкви» (естественно, имеется ввиду Русская Православная Церковь). Это слова самого «духовного попечителя». Оказывается, Церковь всё ещё нуждается в воскресении.

Опыт Неплюева пришёлся ко двору именно из-за стремления Николая Николаевича к целостности христианской жизни. Но и эта нераздвоенность, целостность по примеру первохристиан в общине о. Кочеткова толкуется весьма своеобразно.

Что же главное? «Служение Богу и Церкви». Конкретно это означает, что член братства должен стремиться как можно интенсивнее участвовать в братской жизни. Идеальным было бы вообще всё свободное время отдавать делам братства. Известны примеры, когда люди увольнялись с работы, занимаясь только «служениями в братстве», как бы переходя на работу в братство. Для рядовых же братчиков почти все вечера на неделе и выходные оказываются занятыми всевозможными братскими встречами, собраниями и т. д. Для личного же общения между людьми, так ценимого Неплюевым, ни времени, ни сил братчикам уже не хватает.

Дружеские отношения также довольно быстро подменяются «приятельскими» (почему-то считается, что если я посижу рядом на очередном собрании или отвечу на вопрос «как дела?»–«хорошо», то глубокое личностное общение уже состоялось…). Вообще среди так называемых «старших» самый популярный совет тем, кто чувствует, что «что-то не так», что нет дружбы, поддержки, общения: «а ты служи, участвуй в братских всех мероприятиях, приноси пользу и будет у тебя общение в служении, это и будет для тебя “общением любви”, как у Неплюева». Таким образом, используя слова Неплюева братство наполняет их своим содержанием.


Десятина

В братстве Неплюева велась общая трудовая деятельность ради общего блага. Помимо общих средств братства и общего недвижимого имущества у каждого брата и сестры был свой личный счёт в банке. Если человек принимал решение уйти из братства, ему выплачивались его личные средства, накопленные за время жизни в братстве. Сам же Неплюев завещал братству всё своё состояние и все свои земли.

В братстве о. Георгия Кочеткова материальным благополучием отдельных членов братства интересуются постольку, поскольку человек сдаёт пожертвования в пользу братских организаций. Члены братства обязаны сдавать десятину (а на данный момент даже больше — от 12-до 16% своих доходов). Десятина распределяется на «общебратские» нужды: содержание большого двухэтажного дома в с. Холщевики (где живет о. Кочетков); содержание Свято-Филаретовского института (филиала общины о. Кочеткова); книжные выставки, на который продаются книги о. Кочеткова и его единомышленников; помощь катехизации, которая проводится по системе о. Кочеткова. Отчётливо прослеживается забота только о своих «органах управления». Самое интересное, что кого ни спросишь из рядовых братьев или сестёр «Ты понимаешь, зачем тебе нужен братский дом в Холщёвиках?», почти все отвечают: «Не понимаю, но, наверное, братству нужен».

Хотя в братстве о. Георгия есть небольшое подразделение – «Братство благотворительности и милосердия», но это не имеет общебратского значения и в основном оно существует для исключительных случаев. В каждом малом братстве ещё существуют так называемые «заботники». Люди, которых назначили заботниками, узнают и сообщают, какая помощь требуется и кому, общаются с сомневающимися так называемыми «слабыми» или «младшими» братьями и сестрами. Это ли не показатель отсутствия настоящих дружеских отношений между людьми — мол, там у кого-то кто-то умер, а я и не знал, да и не спрашивал, да потому что мне не до него, тут ведь такая интенсивная братская жизнь…

На вопрос, а почему именно в братство, а не в храм надо относить десятину, ответ бывает примерно такой: «Братство делает дело Божие, это стопроцентно, ведь оглашение — это дело Божие, а вот если в церковь отнести десятину, то ещё неизвестно, на какие дела она пойдёт, и вообще мы братство от церкви не отделяем, братство это и есть церковь».

За время моего пребывания в братстве община о. Кочеткова приобрела половину дома в Старосадском переулке в Москве и упомянутую мной бывшую помещичью усадьбу в селе Холщевики. Когда усилиями членов общины этот дом привели в достойный вид, то со всех приезжающих туда братьев и сестёр стали взимать плату за проживание (там, конечно, как в гостинице есть люксы и номера с нарами в 14 коек), причем плата сопоставимая с московскими отелями. Естественно, приезжать туда «по послушанию» о. Георгий Кочетков рекомендует как можно чаще, и, опять-таки, естественно, лучше не по одиночке, а всем братством того или иного города.


Возрастание / Просвещение

Просвещение в православной вере занимало важное место у Неплюева. Этим и симпатично братство Неплюева движению о. Кочеткова.

Неплюев начал своё дело с воспитания крестьянских детей-сирот. Он проводил с ними целые дни, отдавая этим детишкам все свои силы и всё своё время. Позже, когда уже существовали младший и старший школьные братские кружки, частично роль воспитателей взяли на себя старшие ученики. Дети изучали в школе катехизис, православное богослужение, пение, — в общем, приобщались к вероучению Православной Церкви. Кто знает, может быть именно это было главным оправданием перед Богом для Неплюева!

Давайте вспомним, что значили для Неплюева эти дети: «Часто, почти ежедневно, эти дети народа производили на меня, барича-эстетика, самое тяжёлое впечатление. Всё в них напоминало мне великий, многовековой грех отцов моих, тех, которые имели такую большую власть над отцами их, не любили их до ревности о духовном благе их, до сознания своих отеческих и братских обязанностей по отношению к ним, допустили их до одичания. Сознание это заставляло, как собственного греха, покаянно стыдиться их нравственной грубости и любить их не только любовью жалости, но и любовью раскаяния» (Неплюев 2010a, 16).

Преображенское братство видит в воспитании Неплюевым детей-сирот лишь внешнюю форму. В газете «Кифа» (издание общины о. Кочеткова) мы читаем: «Собрать детей-сирот, конечно, можно, и это, вне всякого сомнения, будет замечательным и благородным делом, особенно, если человек посвятит этому делу всего себя, как это сделал Николай Николаевич Неплюев. Однако, я бы не сказала, что это будет воплощением его идей, потому что главным делом его жизни было все-таки созидание Трудового братства. Воспитание детей служило этой главной цели, подготавливая к общей жизни и труду на братских началах» (Интернет-конференция «Школа любви и труда: нужен ли сегодня опыт Трудового братства Н.Н. Неплюева?»).

Мне лично верится с трудом, что для Неплюева христианское воспитание было только формой, а само братство — содержанием. Скорее, братство — это форма жизни, форма христианского единения (как и семья — тоже форма единения людей в любви). Попробуйте-ка, уважаемые члены Преображенского братства, собрать как Николай Неплюев детей-сирот, дать им дом, подарить им свою любовь, воспитать их хорошими людьми, да ещё и (самое главное) свидетельствовать им о Христе!

Но христианское воспитание для членов общины о. Георгия Кочеткова заменяет катехизация, в ходе которой не столько излагаются основы православия, сколько подменяются «общехристианскими ценностями», а главное непрестанно идет исподволь идеологическая обработка оглашаемых.

Например, человеку постоянно, то вскользь, то намёками, внушается, как в Церкви всё плохо; как вредно читать Святых отцов в первые лет пять после воцерковления, лучше протестантские книжки почитать; как постепенно Церковь деградировала от общинного устройства к поместно-приходскому; как произошла антропологическая катастрофа во время советского режима; как надо каяться, вместо того, чтобы праздновать 70-летие победы в Великой Отечественной войне, и что вообще это было никакая не победа… и подобных примеров могу привести великое множество.

Вместо открытости и честного диалога получается псевдооткрытость, недоговаривание, граничащие уже с ложью. Дальнейшее духовное образование (богословский колледж, Свято-Филаретовский институт) продолжается в той же тональности.

Человеку ни на оглашении, ни после оглашения читать Святых отцов не рекомендуют, говорят, что, вот ты сам когда в вере утвердишься, тогда и читай. То есть получается, что человек вообще потом по-другому воспринимает Святых отцов, ведь он привык уже к манере о. Кочеткова, к более поверхностным псевдоцерковным текстам. К тому же добавляется большая доля критицизма в восприятии церковного наследия (особенно после советов старших «фильтровать» Святоотеческое учение в свете современного богословия).

В результате человек, прошедший катехизацию, заражается духовной гордыней, фанатичностью (в братстве часто говорят, что фанатизм — вера без любви, но забывают о том, что фанатизм — ещё и неприятие критики и мания исключительности), отвыкает от «самостояния» перед Богом, от вдумчивого молитвенного чтения Святых отцов, обретает «привычку к братской жизни».[1]


Послушание

Это, пожалуй, самый спорный пункт в практике Н.Н. Неплюева. И, кто знает, может быть, здесь его опыт наиболее пригодился общине о. Георгия Кочеткова.

С первых дней пребывания в школе каждый ребенок имел старшего друга, члена старшего «братского кружка», который пытался привить ему христианское мировоззрение, опекал его, помогал: «Этот старший старается пробудить в нем самодеятельность (сейчас бы мы, наверное, сказали творческую самостоятельность. — Авт.), объясняет ему, что в деле воспитания он не может играть пассивную роль, только подчиняясь педагогическим мероприятиям воспитателей. Он свободный дух, которого насильно заставить быть любящим и благоразумным мы не можем. На воспитателей он должен смотреть как на старших друзей, готовых помочь ему в деле самовоспитания примером, опытом, знаниями, советом. Познать волю Творца и возможно лучше подготовиться к честной жизни по вере составляет высшее благо для него самого» (Неплюев 2010, 31).

Всё трудовое братство подчинялось решениям братской Думы: «От тех, которые по свободному изволению веры и любви добровольно вступили в братство, оно требует на всё время пребывания в братстве во имя общего блага и порядка отказаться от своеволия, добровольно признавая авторитет братской Думы, руководящих правил братства и добровольно им подчиняясь» (Неплюев 2010, 247).

Характерно, что Николай Неплюев называл старших в трудовых общинах высшей совестью общины, а себя как блюстителя братства — высшей совестью всего братства. И, конечно же, на этот почётный титул обратил внимание о. Георгий Кочетков: «Меня здесь потрясло прежде всего то, что он не только себя – кающегося блюстителя братства — назвал высшей совестью, но и старшин в нём называл так же. Это значит, что община и братство имеет единую совесть пред Богом и голос Божий для всех членов звучит одинаково, а не для каждого по-своему, кому как захотелось. Это значит, что люди имели возможность увидеть свои грехи, сверяя себя с этой совестью, что не отменяло их личной совести пред Богом. То, что была совесть высшая, не означало, что другая, низшая, уже не совесть. Ответственность могла быть разная, но каждый человек призывался слушать голос совести внутри себя — и в общине, и в братстве. И именно эта совесть могла призывать к покаянию, именно она более всего указывала на грехи. Не только каждый сам о себе думал, в чём он согрешил, потому что быстро оказывалось, что то, о чём думает отдельный человек, чаще всего вещи мелочные, а больший масштаб человек обретает лишь в соборном разуме Церкви».

Давайте же проанализируем эти слова о. Кочеткова. Он как будто пытается сказать нечто, но не открытым текстом. Во-первых, появляется выражение «низшая совесть» (Неплюев не употреблял такого выражения вообще). То есть нам уже рекомендуют различать «высшую» и «низшую» совесть. Во-вторых, степень «высоты» совести определяется «ответственностью» (= занимаемым в общине о. Кочеткова постом). То есть человек, наделённый «высшей» совестью, берёт на себя ответственность за «низшие» совести. Браво! Папа Римский бы просто расцеловал православного священника за подобную близость к «истине»! В-третьих, о. Георгий Кочетков вскользь упоминает о «мелочности» низших совестей. То есть это предлагается понимать так, что низшие совести каются в мелочах, или что «низшая» совесть не общается со Христом, не анализирует, почему совершила грех, в чём его причина, не способна понять больше своих «мелочных» грехов» и уж конечно права не имеет обличать «высшую совесть» в неправде перед Богом?

В-четвёртых, здесь о. Кочетков открыто заявляет, что «голос Божий для всех членов братства звучит одинаково». В контексте других полунамеков становится понятно, что голос Божий старшие «совести» транслируют «младшим». Вот и всё ясно. Таким образом, в братстве призывают к духовному подчинению не только о. Кочеткову, но и старшим в группах и общинах. Понятно, что после соответствующей катехизации человек уже готов к такому духовному подчинению.

Как вовремя, как кстати пришлись эти формулировки Неплюева!

Интересно, что после выхода книги Неплюева в братстве начались разговоры о послушании не только Богу, но и старшим и друг другу. Про послушание Богу как-то всё время умалчивается (чисто теоретически допускается такая возможность: а вдруг помимо старших человек, наделённый «низшей совестью», понял волю Божью о себе!).

Послушание друг другу тоже не обсуждается и, честно говоря, никто и не понимает, что оно означает. А самое главное — послушание старшим! Самый старший — это конечно о. Георгий Кочетков. Он — совесть братства! Потом идут председатели малых братств (их около двадцати). Потом — старшие внутри конкретных групп и общин. Практически выстраивается вертикаль, структура, повторяющая во многом структуру РПЦ (не зря братство обвиняют в создании параллельной иерархии).

На словах в общине о. Георгия Кочеткова признаётся принципиальная неиерархичность, а на деле — слова, проповеди, книги о. Кочеткова вообще критике не подлежат, а подлежат исполнению; его одобрительный отзыв о том или ином фильме означает рекомендацию его посмотреть; книга, которую он рекомендует прочитать, — как можно скорее надо прочитать и сделать соответствующие выводы! Характерный пример — книги о Великой Отечественной войне, например, книга Никулина «Воспоминания о войне», в которой предлагается такая «оппозиционная» точка зрения: заслуг русского народа нет, надо всем срочно каяться, «освободиться от прошлого», ощутить всю его «мерзость, муть и свинство» и т. п.. Фактов в этой книге минимум, а в основном транслируются какие-то слухи и даже предположения автора.


Покаянная дисциплина

В братстве Н.Н. Неплюева все братья и сёстры исповедовались у братского священника. Но при этом сам Неплюев писал «отчёты блюстителя о жизни трудового братства», в которых анализировал сложившуюся духовную ситуацию в братстве, то, что мешает осуществлению правды и любви Божьей в братстве, касался вопросов покаянной дисциплины, радел о духовном возрастании каждого брата и сестры, призывал к размышлениям на тему молитвы, духовной бодрости: «Многие ли из нас постоянно живут с Богом, духовно ходят перед Богом, ищут Бога, постоянно желая духовного общения с Ним, радуясь ощущению причастия любви Его, имея добрый, спасительный страх Божий в форме постоянного опасения отдалиться от Него, изменить Ему, оскорбить Его?» (Неплюев 2010a, 50).

Конечно, сам Н.Н. Неплюев никогда не считал себя недоступным критике, чувствовал своё несовершенство, всегда был готов смиренно признать свои недостатки. Стоит привести его слова относительно критических замечаний одного из братьев: «Если бы из-за обидной для меня буквы выражения я бы проглядел и не оценил живую правду этих слов, я бы не имел настоящей любви к делу братства, был бы недостоин быть блюстителем братства, я был бы не только барином, но и дурным барином, ставящим своё мелкое самолюбие выше очевидной правды» (Неплюев 2010a, 180).

Особенно отчётливо проявилась роль Неплюева как блюстителя братства в кризисные для трудового братства 1898–1900 гг. В своих «Отчётах блюстителя о жизни трудового братства» он подробно разбирает причины нескольких случаев ухода людей из братства и призывает всех братьев и сестёр к покаянию и изменению жизни. Позже члены братства приняли решение издать эти отчёты: «Радуемся тому, что, появляясь в печати как издание Братства, они приобретают характер честной всенародной исповеди нашей и всенародного покаяния за всё человечество в нас, выказавшего всю силу своей греховности и своего грехолюбия, как только от слов и мечтаний о добре мы перешли к практическому делу осуществления добра в жизни» (Неплюев 2010a, 19).

О. Георгий Кочетков отчётов не пишет. Наоборот, ему обязаны писать отчёты все старшие о своих общинах или группах (итоги жизни общины/группы за прошедший год). Наиболее духовно близко о. Георгий общается со своими так называемыми «послушниками» (люди, которые проходят послушание у о. Георгия; итогом такого послушания, например, может стать обет безбрачия, принесённый послушником ради того, чтобы полнее служить в братстве). На «соборах» Содружества (то есть, когда приезжают все-все братства из всех городов) над послушниками, завершившими своё послушание, читаются особые молитвы «о целожизненном служении». То есть те братья и сёстры, над которыми о. Георгий читал эти молитвы, становились как бы монахами/монахинями в миру, обещали Богу целомудрие, послушание, нестяжание. У меня еще тогда возникли сомнения — почему эти люди не постригаются в монахи?

Что же касается рядовых членов братства, то они обязаны 2 раза в год исповедоваться у о. Георгия Кочеткова. Причём заранее должны написать покаянные грамоты и сами предположить, как им избавляться от того или иного греха. Исповеди эти проходят очень по-разному. Бывали случаи, когда о. Георгий даже не выслушивал людей и не читал их покаянные грамоты.

Есть в братстве о. Георгия ещё и такой жанр как «запись на беседу с батюшкой» (с о. Кочетковым). На такой беседе мне он в начале сказал: «Только не надо, пожалуйста, мне рассказывать всю свою жизнь, всякие подробности»… Конечно, меня это оттолкнуло. Было ощущение, что от тебя хотят поскорее избавиться. Впрочем, допускаю, что мне просто «не повезло», настроение у батюшки было неподходящее…

Также частью покаянной дисциплины в братстве являются «общие исповеди», которые о. Георгий произносит в Москве на братских вечернях. Эти исповеди все остальные члены братства, не живущие в Москве, слушают в записи на магнитофоне.

Это считается более полезным, чем пойти в храм и исповедоваться у какого-нибудь священника. Объясняется такая практика тем, что священник — «внешний» по отношению к братству и некоторые реалии братской жизни просто не поймёт. Итак, получается, что покаяние в братстве зачастую проходит «на расстоянии» и сам о. Кочетков не в силах осуществлять пастырское руководство каждого члена братства. Конечно, есть ещё два священника в братстве, но духовный попечитель — о. Георгий Кочетков.


«Измена делу братства»

И наконец, еще одна «точка соприкосновения». Н.Н. Неплюев тяжело переживал уход из трудового братства какого-нибудь брата или сестры, пытался проанализировать, как и почему это произошло. Но в любом случае ушедшему человеку выплачивались деньги, которые он лично заработал, трудясь на благо братства. Весьма приличная сумма по тем временам. Однако всё-таки получалось, что выход из трудового братства осуждался как «измена делу любви».

Как раз перед выходом книги Н.Н. Неплюева (надо же, какое совпадение!) из общины о. Кочеткова ушло много людей (примерно человек 200–300, хотя официальная версия о. Георгия Кочеткова – «не более 100 человек»). Повод для их ухода — жёсткая реакция духовного попечителя, то есть о. Кочеткова, на частную миссионерскую инициативу некоторого малого братства. Но на самом деле причины были гораздо глубже и серьёзнее: люди эти чувствовали, что-то не то стало происходить в братстве (хотя от себя замечу: ощущение, что «что-то не то в братстве», было и у людей, стоявших ещё при основании братства), какие-то претензии на исключительность, на «харизму возрождения церкви» (распространённое выражение из проповедей о. Кочеткова, хотя всем членам братства рекомендовали в официальных разговорах говорить, что наша харизма — «содействовать возрождению Церкви»). Причём люди ушли далеко не новоначальные, ушли те, кто был с первых лет основания братства. О. Кочетков как-то на «соборе» назвал этих людей «диссидентами, всерьёз диссидирующими» в братстве — очень любопытный пример использования коммунистической терминологии, не правда ли? К этому и приходят подобные организации — начинают с обещания свободы и любви, христианского братства, а заканчивают епитимьями «диссидентам».

В братстве о. Георгия Кочеткова для ушедших также не существует уважительных причин. То есть достойного выхода из братства быть не может. Хотя неоднократно о. Кочетков говорил, что уйти из братства можно только в другое, более лучшее братство, но, мол, такого братства пока в России не существует, значит, и уходить некуда.

Когда человек приходит на оглашение, все в братстве демонстрируют, «какую любовь имеют между собою», как им интересен этот человек, какой он замечательный и т. п. И на оглашении (которое длится год-полтора), и на братских собраниях, особенно в проповедях (особенно о. Кочеткова) людям внушают, что только в данном братстве — истинно христианская жизнь «истинно-воцерковлённых» «полных» членов Церкви, следование за Христом, настоящая Церковь и настоящая любовь, что Церковь у нас «в параличе, почти при смерти» (это текст молитвы на Вечерне в братстве). Человеку постоянно навязывают веру в само братство, в общину, фактически подменяя этими словами Христа, христианство. Почему бы не верить в Церковь? А потому что ещё на оглашении людям внушалось, что братство это и есть Церковь в лучшем смысле этого слова и как было бы замечательно, если бы вместо церковных приходов появились братства! Ведь нигде больше человек не найдёт таких братских отношений, такого счастья как проводить вечера и выходные в «братском общении» (не случайно это выражение у меня в кавычках).

В чём же состоит это «братское общение»?

— Встречи в середине недели: сначала служат Вечерню по сборнику «Православное богослужение» (перевод на русский язык о. Кочеткова) с проповедью, потом ужин. Старший в общине и группе рассказывает новости братской жизни. В конце концов, где-то в 21.00–21.30, приступают к обсуждению какой-либо темы. Примерный список тем: предстоящие мероприятия в братстве; как стать общиной; ситуация вокруг братства; что бы такое сделать для Церкви и общества; как миссионерствовать; как важно учиться в СФИ. Если темы вдруг не оказалось — ну что ж, давайте что ли Евангелие почитаем? Такое случается, я имею ввиду чтение Евангелия, примерно 1 раз в месяц и реже.

— «Братские дни». Сначала литургия в храме, затем «агапа». После агапы — часа полтора идёт организационная встреча, на которой все обсуждают какую-нибудь проблему/тему, имеющую значение для всего братства или даже Содружества братств (например, как наладить диалог с нашим митрополитом, что бы такого сделать, чтоб нас заметили, как собрать средства на братские помещения).

— «Братские соборы». Здесь до недавнего времени обсуждались вопросы жизни всего Преображенского братства, люди задавали вопросы о. Георгию Кочеткову, некоторые даже осмеливались дискутировать (правда, не с о. Кочетковым). Впрочем, на последнем «братском соборе» 2015 года о. Кочетков выразился предельно ясно, сказав, что вы, мол, дорогие братья и сёстры, здесь собрались не для того, чтоб обсуждать решения Большого совета, а для того, чтоб исполнять, и чтобы вам их разъясняли, если вам вдруг что-то непонятно.


Гонения

Деятельность Н.Н. Неплюева постоянно вызывала горячие споры, непонимание, всевозможную критику (мягкую и не очень) со стороны сщмч. Романа Медведя, о. Сергия Четверикова, К.П. Победоносцева. Даже учитывая это, по сравнению с братством о. Кочеткова, трудовое братство Неплюева было гораздо более открытым. Неплюев неоднократно открыто вступал в дискуссии со своими критиками, иногда и признавал некоторые недостатки братской жизни.

В Преображенском же братстве тема гонений на о. Кочеткова и на братство постоянно педалируется. Любая, даже самая адекватная критика воспринимается как гонения (конечно же несправедливые). Всем новеньким в братстве практически сразу рассказывается о ситуации в храме Успения в Печатниках 1997 года. Сам о. Георгий часто вспоминает слова «кто хочет жить благочестиво — будет гоним», не допуская, что есть нечто с его стороны, провоцирующее такую реакцию.

Тема гонений на братство постоянно служит средством «сплочения рядов», а её муссирование способствует еще большей идеологизации и закрытости братства.


Создание Всероссийского братства

Н.Н. Неплюев стремился поделиться своим опытом устроения трудового братства и по возможности распространить этот опыт по всей России.

Также цель создания Всероссийского братства — покаяние. По мнению Неплюева, каяться нужно было в отвержении заповеди о любви к ближним и к Богу, что «неизбежным последствием этого великого векового преступления русского народа и явился ужас и позор нами переживаемого… что и поставило Россию на край гибели и лишило Русскую Православную Церковь поместную возможности быть тем, чем она быть должна — светом мира и солью земли». Н.Н. Неплюев полагал, что «необходимо, чтобы соединились все люди доброй воли и сознательно приняли на себя роль живой совести и миротворца». Проект создания Всероссийского братства имел конкретную программу, цели и задачи.

Программа деятельности:
  1. Главная цель — пробуждение церковного, государственного и национального самосознания и стройная организация жизни на основе православия.
  2. Объединение людей доброй воли, духовенства и мирян, на дело созидания добра в жизни.
  3. Устройство братских собраний для интеллигенции, народа, юношества и детей для достижения этих целей.
  4. Покровительство и содействие частным починам, родственным задачам братства: священников в приходах, учителей в школах и т. д. (См. Неплюев 1901, 131–169)

Идея Неплюева о создании Всероссийского братства также оказалась востребованной в модернистской общине о. Георгия Кочеткова. На эту тему пишут статьи члены братства, всячески популяризируют этот опыт Неплюева.

Идея всенародного покаяния (тут же, кстати, пришлась идея антропологической катастрофы ХХ века) давно уже обсуждается в их среде. Много говорилось о поиске близких по духу людей, их собирание, поддержка связей с ними. В общем, эта идея Неплюева сейчас у «старших» братства находится в стадии разработки (хотя, допускаю, что «старшие» уже в курсе, а «младшие» вообще не понимают, зачем это нужно). Сам о. Георгий Кочетков неоднократно сокрушался, что численность Преображенского братства очень медленно растёт (сейчас примерно 2000–2500 человек), что много людей уходит в последнее время из братства, что нужно всем братьям и сёстрам активнее свидетельствовать, приглашать народ на миссионерские встречи, экскурсии и выставки, проводимые членами братства.

Из всего происходящего можно сделать лишь один вывод — целью создания всероссийского братства мыслится распространение опыта Преображенского Братства (адогматическая катехизации, перевод богослужения на русский язык и т. п.), а также идея всеобщего покаяния за всё, что происходило в советский период.

Хотелось бы, конечно, коснуться и других тем: отношение к семье и детям; отношение к приходам Русской Православной Церкви; вопрос о Крещении и вообще о Таинствах Православной Церкви. Тем более что эти стороны жизни Преображенского братства вызывают лично у меня (после 15-ти летнего пребывания в братстве) массу недоумений, вопросов и горячих возражений. Возможно, я решусь написать об этом в следующей статье.


Выводы

Община о. Георгия Кочеткова безусловно способствовала большей известности опыта Н.Н. Неплюева, но не столько ради памяти Неплюева или ради его идей, сколько ради своих целей: например, показать, что в истории России XX века существовало братство мирян, вдохновлявшееся опытом первохристианских общин; что вся жизнь человека была посвящена братству, все силы и время; что человек перерождался в этом братстве и т. п.

Есть определённые сходства, но и различия между опытом Н.Н. Неплюева и деятельностью «Преображенского братства».

В братстве Н.Н. Неплюева главными целями провозглашались любовь, единение людей во Христе, дружеские открытые отношения и стремление к совместной трудовой деятельности на благо государства, что на деле воплотилось в создании трудового братства. Отметим как очень важное — воспитание крестьянских детей в духе Православия.

Цель же существования общины о. Кочеткова — «возрождение церкви», что практически означает исключительно распространение идей о. Георгия Кочеткова, количественное возрастание братства, преподавательскую деятельность СФИ, финансовую поддержку всех учреждений братства.

Опыт послушания старшим у Н.Н. Неплюева и его отношение к людям, вышедшим из трудового братства, способствовали «процессу закручивания гаек» в общине о. Кочеткова и усиления роли старших, что практически привело к созданию жёсткой структуры и к невозможности достойного выхода из общины.

Усилия Н.Н. Неплюева в большей мере были направлены на социальную реформу, а не на реформу Церкви или создание новой квазицерковной общины «по принципу первохристианских общин», как это делается у о. Георгия Кочеткова.

Поэтому, обращаясь к членам Преображенского братства, хочу сказать:

Дорогие мои, не обманывайтесь — того, что вы ищете в этом братстве, вы не найдёте. Уходите оттуда и стройте самостоятельно отношения во Христе с вашими близкими, родными, друзьями, ищите дружбы во Христе. Вместо этого вы тратите колоссальное количество сил и времени на то, чтобы поддерживать инфраструктуру общины, оплачивать зарплату сотрудникам СФИ, который, мягко говоря, дает сомнительное по качеству духовное образование, да ещё и с соответствующим идеологическим уклоном.

Сдавайте десятину на строительство храмов, на помощь детям-сиротам (если для вас важен опыт Неплюева), на поддержание воскресных школ для взрослых…

Хватит духовного подчинения людям (старшим в братстве), жаждущим духовной власти, а подчас и вовсе неадекватным, зараженным если не манией величия, то духовной прелестью.

Хватит искать себе врагов и этим поддерживать свой угасающий братский энтузиазм.

Хватит считать Русскую Церковь организацией, лишённой благодати Св. Духа, а себя последней надеждой (конечно, никто открыто так не смел выражаться, но поверьте, на братских собраниях можно было услышать нечто ещё более категоричное). Помогайте Церкви, читайте Святых отцов и просвещайтесь.

Стремитесь к воцерковлению жизни, целостности, нераздвоенности, опираясь действительно на Христа и Евангелие, а не на «общинно-братскую» идеологию.

Ищите духовного совета у священников, ходите на исповедь в храм, не заменяя покаяние прослушиванием по магнитофону так называемых «общих исповедей» о. Георгия Кочеткова, сами вопрошайте Бога, не ссылаясь на «старших в братстве», стремитесь к духовной зрелости.

В конце концов создавайте христианские общины, но с благословения священноначалия, не пытаясь построить грандиозную параллельную структуру и «Царство Божие на земле».

Творите дела милосердия, помогайте ближним, не перекладывая эти христианские качества на плечи так называемых «заботников» братства. И хватит примерять на себя образ пророков, провозглашая своей главной задачей (по выражению о. Кочеткова, «харизмой нашего движения») «возрождение Церкви». Давайте смиренно начнём со своего собственного возрождения, своей семьи и друзей, обратясь всем сердцем ко Христу.

Елена
 

Библиография

Неплюев Николай

1901 — Всероссийское братство // Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. СПб., 1901–1908. С. 131–169

2010 — Беседы о трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. М. Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010

2010a — «Отчёты блюстителя о жизни трудового братства». М. Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010




[1] См. у А. С. Пушкина: «Два чувства дивно близки нам/ В них обретает сердце пищу/ Любовь к родному пепелищу,/ Любовь к отеческим гробам./ На них основано от века / По воле Бога Самого/ самостоянье человека/ Залог Величия Его».

 


АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.05.2017
Захар Прилепин: «За други своя» (ВИДЕО)

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

17.05.2017
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

13.05.2017
Праздничный обед митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого): захотелось отдохнуть от православия (ВИДЕО)

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

 

НОВОСТИ

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору