Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Феликс КАРЕЛИН
О домостроительных пределах богоизбранности еврейского народа


Диптих

Часть 1. Судьба отпавших

...Израиль чего искал, того не получил:
избранные же получили, а прочие ожесточились

Рим. 11,7

Сторонники мнения о продолжающейся богоизбранности еврейского народа, стоящие при этом на христианской почве т. н. «иудеохристиане» (и те, кто им сочувствует), старательно обходя все те места Нового Завета, которым их мнение слишком явно противоречит[1], пытаются обосновать его ссылками на 11 главу послания Апостола Павла к Римлянам. Ссылки эти совершенно неосновательны. В 11 главе к Римлянам говорится не о продолжающейся, якобы, богоизбранности всего еврейского народа, но лишь об избранном «остатке» (Рим. 11, 5), т.е. о святых Апостолах и тех первых крестившихся евреях, которые вместе с Апостолами стали основанием нового богоизбранного народа (1 Пет. 2, 9) – Церкви Христовой.

Вот как говорит об этом сам Апостол: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. (Именно на этом «НИКАК» пытаются строить свою идеологию «иудеохристиане». Послушаем, однако, что говорит Апостол дальше). Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля, говоря: “Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут” (3 Цар. 19, 14). Что же говорит ему Божеский ответ? “Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом” (3 Цар. 19, 18). Так и в нынешнее время, по избранию благодати сохранился остаток... Что же? – спрашивает затем Апостол. И отвечает: “Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились...”» (Рим. 11, 1-7). Таково учение Апостола Павла об «избранном остатке». Что же касается «ожесточившихся», т.е. тех евреев, которые Христа отвергли («отпавшие ветви». Рим. 11, 17), то Апостол Павел не об их избранности учит, – что противоречило бы всему Новому Завету, – но рассматривает их религиозную судьбу под двумя аспектами, по отношению к двум основным реальностям Божественного Домостроительства:

1. «В отношении к благовестию», т.е. по отношению к Христу, Новому Завету, Церкви, Евангельской проповеди, обращенной ко всем народам, и

2. «В отношении к избранию» (Рим. 11, 28), т.е. по отношению к национально-мессианской истории Ветхого Завета. По отношению к Новому Завету отпавшие евреи – враги (в Промысле Божием – для того, чтобы на место отпавших привились язычники. Рим. 11, 31), по отношению к национально-мессианской истории Ветхого Завета – «возлюбленные Божии ради отцов» (Рим. 11, 28). Несмотря на то, что евреи отвергли Мессию, о Котором свидетельствовали Моисей и пророки, Милосердный Бог «ради отцов» не исключил отпавших из круга Своей мирообъемлющей Любви, но так же, как и все народы, определил к спасению через обращение к вере. Что и совершится после того, как «войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25), т.е. в конце времени.

Предложенное толкование полностью согласуется с мнениями Святых отцов и авторитетных церковных экзегетов. Приведем несколько примеров.

Так, изъясняя слова Апостола «не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим. 31, 2), Св. Иоанн Златоуст пишет: «Смысл сих слов таков: Бог не отверг народа. Ибо если бы отверг, никого бы не принял. А если некоторых принял, то не отверг. Но ежели не отверг, говоришь ты (здесь Иоанн Златоуст как бы обращается к современным «иудеохристианам»!), то значит, всех принял? Нимало. Ибо и при Илии спаслось не больше семи тысяч... Ты спросишь, идет ли сие к настоящему времени? (Т. е. ко временам Апостолов. – Ф. К). Весьма идет. Ибо сим доказывается, что Бог и всегда обыкновенно спасает достойных, хотя обетование дано и целому народу»[2].

Подробно изъясняя сопоставление, которое Апостол Павел делает между современными ему событиями и временами пророка Илии, преосвященный Феофан Затворник пишет: «Как тогда было, что и царь, и вельможи, и все власти, и все на кого ни взгляни, богоборствовали, а между тем среди них было у Бога семь тысяч истинных Его чтителей: так и теперь есть. И цари наши (пишет преосвященный Феофан как бы от лица самого Апостола, имея в виду Иродов), и правители народные, и первосвященники, и ученые, и весь народ, если смотреть на него в целом, богоборствует, противится Христу Господу и апостолов Его преследует и убивает; но между тем среди его же, во всех местах, есть верующие в Господа искренно, прилепляющиеся к Нему всем сердцем и от всей души служащие Ему. Вот эти (подчеркивает преосвященный Феофан) и суть собственно люди Божии, свои Богу, соблюденные Им для Себя, прежде предвиденные и теперь призванные и через призывание выбранные из народа. Как тогда свои Богу были только те семь тысяч, а прочие все были чужие Ему, так и теперь весь народ, когда смотреть на него в целом, чужд Христу и Богу нашему. Свои же Ему суть только эти верующие, исчезающие будто среди общей массы народа, на деле составляющие настоящий народ Божий»[3] (выделено мной. – Ф. К.).

А вот что пишет блаж. Феофилакт Болгарский на слова Апостола «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцев. Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11, 28-29): «Поелику, говорит, вы покорились Евангелию и приняты Богом, то они стали упорнее и более отшатнулись и сделались врагами; но так как предки их изначала избраны Богом, то Бог не попустит им погибнуть совершенно (ибо они возлюбленные), но примет их, если уверуют»[4] (выделено мной. – Ф. К.).

Итак, в словах Апостола «в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцев» блаж. Феофилакт понятие «избрание» относит не ко всему еврейскому народу, как это пытаются делать «иудеохристиане», но только к «отцам». Правда, Преосвященный Феофан употребляет слово «избрание» так же и по отношению ко всему еврейскому народу в целом, но в отличие от «иудеохристиан» только лишь в том смысле, что отпавшие евреи не отвергнуты Богом навсегда, но вслед за язычниками определены ко спасению. Против такого словоупотребления, естественно, возражать никто не станет. Как говорил св. Григорий Богослов: «Нимало не будем препираться о словах, если они ведут к той же мысли».

Отпавшие евреи не отлучены Богом навсегда, но так же, как и все народы, определены к спасению, – вот мысль, которую (по мнению авторитетных церковных экзегетов) Апостол Павел внушает христианам из язычников, чтобы они не «мечтали о себе» (Рим. 11, 25) и не превозносились над отпавшими. Мысль эта – чрезвычайно важное дополнение к тому, что сказано о судьбе отпавших евреев в других местах Нового Завета. Если бы не 11 глава послания к Римлянам, то некоторые из этих мест (Мф. 21, 33-46; Гал. 4, 21-31; 1Фес. 2, 14-16) можно было бы легко истолковать в том смысле, что отпавшие евреи отвергнуты Богом навсегда.

Благодаря 11 главе послания Апостола Павла к Римлянам утверждение, что отпавшие евреи не отлучены от любви Божией, приобретает догматическую силу. Но надо обладать слишком пылким воображением, слишком «мечтать о себе», чтобы из того факта, что Бог отпавших евреев не отверг навсегда, сделать вывод, что Бог сохранил за отпавшими их особую историческую избранность.

Богоизбранность это не парадный сюртук, который можно носить в отставке, но призвание к определенному служению.

В чем состояло служение древнего Израиля совершенно ясно: в том, чтобы дождаться Мессии (для этого нужно было сохранить истинное Единобожие, находиться «под стражею закона» [Гал. 3, 23], вместить пророков), а затем понести Благую Весть о пришествии Мессии всем народам Земли, что и совершили Апостолы.

Умереть ради Христа в качестве особого народа для того, чтобы воскреснуть во Христе начатком Вселенской Церкви, – вот он, венец национальной Богоизбранности, 2000 лет назад сполна восхищенный «избранным остатком».

Но в чем же видят содержание продолжающейся, по их мнению, богоизбранности еврейского народа современные «иудеохристиане»?

«И придут иноземцы и будут пасти стада ваши, – пророчествовал Исаия, утешая «сетующих на Сионе», – и сыновья чужеземцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа – служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их» (Исаия, 61, 5-6).

Если это и подобные ему пророчества понимать духовно (а другого понимания этих пророчеств Церковь не допускает), то все они уже сполна сбылись. Вот уже 2000 лет «иноземцы» пасут «словесное стадо» Святых Апостолов и «сыновья чужеземцев» обрабатывают Апостольские виноградники. Во главе вселенского священства – избранные сыновья Израиля; первые строители Вселенской Церкви, они воспользовались культурным достоянием древних народов и слава христианских народов по праву принадлежит им.

Если же приведенное пророчество (и все подобные ему) понимать буквально, усматривая в вещественных образах пророческой речи не духовное, но плотское содержание, то перед нами окажутся обольщения религиозного нацизма. С такими обольщениями не раз приходили к еврейскому народу обманщики, и всякий раз, когда еврейский народ такому обману поддавался, это оканчивалось для него очередной национальной катастрофой.

Если вера в продолжающуюся богоизбранность еврейского народа имеет у «иудеохристиан» (и тех, кто им сочувствует) хоть какое-либо духовное содержание, связана с какой-либо возвышенной мыслью, то было бы хорошо, если бы кто-нибудь из их главных идеологов эту мысль высказал, дабы все остальные христиане могли обсудить ее по существу.

До тех пор, пока это не произойдет, мы вынуждены считать, что единственное преимущество, которое отпавшие евреи действительно имеют перед древними и современными язычниками, состоит в том, что евреям, признающим пророков, объективно легче принять Иисуса Христа, чем тем народам, которые находятся вне библейской традиции. Но это преимущество скорее не похвала евреям, а укор им от Бога. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).

Что же касается самой иудеохристианской идеологии, то в ee иудейской составляющей мы пока что не можем усмотреть ничего иного, кроме раздутой до мессианских притязаний национальной самости.

 

Часть 2. Притязания вошедших

Сними обувь твою с ног твоих,
ибо место, на котором ты стоишь, свято

Иис. Нав. 5,15


В №117 «Вестника РХД» опубликовано интервью, данное прот. Александром Менем сотруднику самиздатского журнала «Евреи в СССР». На наш взгляд почти все основные положения интервью о. Александра вызывают серьезные возражения. Однако сейчас я собираюсь коснуться только тех из них, которые имеют непосредственное отношение к теме «диптиха».

1. Отвечая на вопрос корреспондента, в чем он усматривает призвание еврейского народа, о. Александр заявил, что в силу того, что через еврейский народ «было дано Откровение и совершено Воплощение, этот народ навсегда посвящен Богу»[5]. Таков, по мнению о. Александра, «смысл слов, сказанных некогда на Синае: “Вы будете царством священников и народом святым”».

То, что через еврейский народ действительно было «дано Откровение и совершено Воплощение», – факт непреложный. Но почему из этого факта следует, что еврейский народ посвящен Богу навсегда? Не естественнее ли предположить, что вместе с окончанием служения закончилось и посвящение? «Когда окончите все порученное вам, – учил Спаситель, – говорите: “Мы рабы ничего не стоющие”» (Лк. 17, 10).

Что же касается ссылки на Синайское обетование, то о. Александр не учел следующего: хотя Господь наш Иисус Христос, по Его собственным словам, «пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить» (Мф. 5, 17), из этого однако не следует, что новозаветные исполнения должны совпадать с ветхозаветными обетованиями по мертвой букве. Напротив того, согласно учению Апостола Павла, особенно ясно выраженному в третьей главе второго послания к Коринфянам, правильное понимание Ветхого Завета (а, следовательно, и всех его обетований!) возможно через Завет Новый.

Известно, что Христова Церковь не знает никакого иного священства, кроме того, которое установил ее Основатель – «Священник во век по чину Мельхиседека» (Евр. 7, 15-20). Воспринятое Святыми Апостолами («двенадцатью» и «семи десятью»), в лице которых «избранный остаток» Израиля действительно стал «царством священников и народом святым», новозаветное священство было сообщено далее всем народам, вошедшим в состав Вселенской Церкви, и простерлось от высшего священства Иерархии до всеобщего священства Народа Божия (1 Пет. 2, 9). Совершенно очевидно, что христиане и христианские священники из евреев не имеют в этом священстве ни малейшего преимущества перед представителями других народов.

Догматически этот вопрос совершенно ясен. Что же касается стороны психологической, то возникает следующее недоумение: неужели о. Александр, совершая Божественную Литургию, исповедуя и причащая народ, участвуя в богословских собеседованиях или стоя на келейной молитве, ощущает при этом какие-либо национально-обусловленные преимущества перед своими собратьями по сану – православными или католическими священниками других национальностей?

Если о. Александр что-либо подобное ощущает, то ему необходимо немедленно обратиться к духовно-опытному наставнику за исцелением от националистического недуга; если же не ощущает, – а мы хотим надеяться, что дело обстоит именно так, – то это значит, что во внутренней жизни о. Александра произошел раскол, так что его доброе христианское сердце оказалось в «прекрасном противоречии» с его же отнюдь не добрыми и совсем не христианскими идеями.

В самом деле, что доброго и что христианского в том, чтобы ради удовлетворения чьих бы то ни было национальных амбиций добиваться деканонизации святых? Ведь единственный мотив для сомнения в святости мучч. Евстратия и Гавриила состоит в том, что эти святые не нравятся евреям[6].

Евреи очень любят упрекать русский народ в шовинизме. Но скажите, уважаемый читатель, какому русскому человеку придет в голову добиваться отмены празднования «Субботы Акафиста» (совершается в субботу пятой седмицы Великого Поста) на том основании, что в этот день Православная Церковь, – а следовательно и Церковь Русская, – прославляет чудесное избавление Константинополя от нашествия Руси?

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, рабы Твои Богородице...» – так русские православные люди вот уже тысячу лет благодарят Пресвятую Богородицу за избавление христианской Столицы от нашествия своих диких предков. Есть чему поучиться у них христианам из евреев!

2. Отстаивая иудеохристианскую концепцию, согласно которой крещеным евреям следует исполнять основные предписания «иудаистского ритуала», о. Александр сказал: «В ту эпоху, когда Церковь состояла в основном из евреев, многие христиане считали, что крещение должно предваряться принятием иудаизма. В связи с этим в 51 году н. э. был созван собор, который постановил, что иудаистские обряды (обрезание, суббота и др.) не обязательны только для христиан из язычников, но сохраняют прежнюю силу для евреев христиан. Решения этого апостольского собора не отменены. Да и вряд ли можно “отменить” слово апостолов».

То, что Апостольский Собор в Иерусалиме оградил духовную свободу уверовавших во Христа язычников от покушения со стороны самочинных ревнителей закона – это, конечно, несомненный факт. Но утверждение, будто согласно постановлению того же Собора иудаистские обряды (обрезание, суббота и т.п.) «не обязательны только для христиан из язычников», но сохраняют, однако, «прежнюю силу для уверовавших во Христа евреев», является ни чем иным как собственным изобретением о. Александра. Ни в 15 главе «Деяний», в которой повествуется об Апостольском Соборе, ни в каком-либо другом месте Священного Писания об этом не сказано ни слова.

Апостольский Собор не запретил уверовавшим евреям исполнять закон – это верно. Но одно дело не запретить, и совсем другое дело – признать обязательным. Если бы Собор в Иерусалиме, действительно, постановил, что закон для кого бы то ни было «сохраняет прежнюю силу», – то он был бы не Собором Апостолов, но сборищем христоборцев. (Да не будет!). Ибо слишком хорошо известно (и в посланиях Апостола Павла многократно разъяснено), что закон как обязательное установление раз и навсегда отменен. И не каким-либо авторитетным постановлением церковной власти, а самой Крестной Жертвой Господа нашего Иисуса Христа, Который истребил «бывшее о нас рукописание», пригвоздив его ко Кресту (Кол. 2, 14). Ибо Христос – «конец закона» (Рим. 10, 4).

Но если закон – в принципе – отменен, то почему Апостольский Собор в Иерусалиме не запретил иудеям исполнять его?

Я думаю, по двум причинам:

а) для того, чтобы свобода во Христе утверждалась только на Крестной Жертве, а не на каком-либо внешнем узаконении (чем собственно и отличается свобода Христианская от свободы конституционной), и

б) ради снисхождения к иудейской немощи.

Следует ли в наше время снова проявить Церкви подобное снисхождение?

Вопрос этот по преимуществу пастырский и ответить на него может только сама Церковь.

Но как бы Церковь ни ответила на этот вопрос, ясно одно: соблюдение закона никак нельзя рассматривать как преимущество, ибо рабство отнюдь не преимущество в сравнении со свободой. «Скажите мне вы, желающие быть под законом, – как бы обращается к современным «иудеохристианам» Апостол Павел, – разве вы не слушаете закона? Ибо написано: “Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной” (Быт. 16, 15; 21, 2-3). Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму; потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен; он – матерь всем нам. Ибо написано: “Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа” (Ис. 54, 1). Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? “Изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной” (Быт. 21, 10). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4, 21-31).

Так для чего же крещенным евреям исполнять закон, отрекаясь от свободы во Христе?

С точки зрения «иудеохристиан» ответ может быть только один: ради подчеркивания национальной исключительности еврейского народа. (Дескать, нам одним закон писан!).

Известно, что иные крещеные евреи очень любят упрекать русских в «ветхозаветном мессианизме», который привел, якобы, к «отречению от свободы». Но скажите, уважаемый читатель, кто из русских мессианистов, начиная с Достоевского, когда-либо считал национальную самобытность большей ценностию, чем свободу во Христе? Не все ли они превыше всего на свете святили духовную свободу? Кто из русских мессианистов призывал русский народ к нарочитой выделенности из среды других христианских народов? Не все ли они проповедовали братство, а верховную задачу русского народа видели прежде всего в том, чтобы этому братству послужить!

3. Отвечая на один из заданных ему вопросов, о. Александр сказал, что «для христианина-еврея родство по плоти с пророками, апостолами, Девой Марией и Самим Спасителем – великая честь и знак двойной ответственности, как члена Церкви и как члена народа Божия».

С христианской точки зрения родство по плоти само по себе еще никакой чести не составляет. Апостол Иаков удостоился чести именоваться «братом Господним» не потому, что был сродником Христа по плоти, а потому, что был единственным из сыновей Иосифа, который согласился поделиться своей наследственной долей с юным Иисусом[7]. Родной брат Иакова, будущий Апостол Иуда этого не сделал и хотя стал одним из Двенадцати, братом Господним не именовался.

Крещенные евреи, которые в своем происхождении по плоти склонны усматривать для себя «великую честь», должны согласиться и на соответствующее бесчестие: ибо если они родственники Пророкам и Апостолам, то они же родственники и тем, кто Пророков убил, а Апостолов изгнал. От евреев Божия Матерь и Сам Христос – это бесспорно. Но разве не от евреев также Иуда-предатель и грядущий антихрист?

О. Александру следовало бы знать, что истинные «сотелесники» Иисуса Христа не те, кто являются сродниками Его по плоти, а те, кто с верою приобщаются Его Пречистого Тела и Крови. Они же и суть истинный народ Божий, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

О. Александр испытывает «двойную ответственность». Эта неловкая ситуация проистекает оттого, что он, по его собственным словам, является одновременно и «членом Церкви и членом народа Божия».

До чего странное сопоставление! Если евреи и по сей день – народ Божий, то что же такое Церковь? Разве не к Церкви обращается Апостол Петр: «...Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий...» (1 Пет. 2, 9)?

Но если народ Божий это Церковь, то что же такое современное еврейство?

Неужели у Единого Бога два Божиих народа? Зачем?

«Отломившиеся ветви» (Рим. 11, 9) не составляют дерева. Изгнанный «сын рабы» (Гал. 4, 30) не получает наследства. Дом, ocтавленный пустым (Мф. 23,38), отнюдь не Храм Бога Всевышнего. Если о. Александр с этим не согласен, то нам придется признать, что от «двойной ответственности» не так уж далеко и до «двойного сознания» – мучительного разделения личности между двумя полюсами притяжения. В данном случае между Христом и отвергнувшим Его еврейским народом.

4. Отвечая на вопрос, как он смотрит на то, что «Христианская Церковь присвоила[8](!?) себе наименование “Новый Израиль”, тем самым подчеркнув, что отныне только ей принадлежит избрание и обетования, а еврейский народ отвергнут Богом», о. Александр заявил: «Хотя с приходом Христа все народы стали сынами Божиими, Израиль как народ, по слову апостола, сохраняет свое избранничество, оставаясь сыном-первенцем».

Этому заявлению о. Александр предпослал ссылки на те самые места 11 главы послания Апостола Павла к Римлянам, которые мы уже рассмотрели в 1-й части «диптиха». Не считая нужным повторять только что сказанное, я хочу сразу сосредоточить внимание читателя на понятии «сына-первенца», при помощи которого о. Александр пытается выразить свою веру в особое положение евреев не только среди народов, находящихся вне Библейской традиции, но и среди народов, входящих в состав Христовой Церкви.

Очевидно, что «народом-первенцем» может называться либо тот из народов, который имеет в очах Божиих преимущество по происхождению, либо тот народ, который хотя и не первенствует по происхождению, но имеет преимущества перед другими в силу своей особой близости к Богу. Так, допотопный род «сыновей Божиих» (Быт. 4, 26; 6, 2) происходил не от первенца Каина, но от третьего сына Адама Сифа.

Если о. Александр полагает, что из всех народов, усыновленных Богом во Христе, еврейский народ является «сыном-первенцем» по происхождению, то это, конечно, справедливо, но столь же справедливо и то, что это первенство принадлежит не всему еврейскому народу в целом, но одному только «избранному остатку», т.е. Святым Апостолам и тем первым крестившимся евреям, которые вместе с Апостолами стали основанием Христовой Церкви, о чем мы подробно говорили выше.

Если же о. Александр полагает, что еврейский народ и посей день является у Бога «сыном-первенцем» в силу особых по плоти наследуемых преимуществ, то с этим невозможно согласиться. Ибо Христова Церковь никаких преимуществ по плоти не знает. На том самом Апостольском Соборе в Иерусалиме, постановления которого о. Александр хотел истолковать в пользу «иудеохристиан», Апостол Петр «по долгом рассуждении», встав, сказал: «Мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их...» (Деян. 15, 7-9).

Итак, если по слову Верховного Апостола Бог «не положил никакого различия», то кто смеет такие различия полагать? И если Бог всем «даровал Духа», то где место для преимуществ по плоти?

Толкуя ссылку Апостола Павла на Пророка Иоиля: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13), св. Иоанн Златоуст пишет: «Поелику Иудеев особенно возмущало то, что они пользовались преимуществом перед всем человеческим родом, а теперь вера низлагает их с сего престола и предоставляет им не более прав, как и другим, то Апостол неоднократно делает указания на пророков, которые предвещают им о таком равенстве. “Всякий, верующий в Него, cказано, – не постыдится, и всякий, кто призовет имя Господне, спасется”. В устранение всяких возражений в том и другом месте поставлено слово “всякий”»[9].

Кажется, все ясно!

Избранность по плоти была уместна только до тех пор, пока не явилась Истина, обращенная ко всем народам. Какой-то конкретный «этнос» должен был послужить делу Боговоплощения и Благовестия. Народ, избранный Богом для этого служения, должен был до времени находиться «под стражею закона» (Гал. 3, 23) и воспитываться Пророками. Но после того, как Вселенская Истина явилась и была проповедана народам, примиряя в Себе людей доброй воли (Лк. 2, 14), независимо от их происхождения, настаивать на избранности по плоти значит проповедовать религиозный расизм. Ясно, что никакой расизм не может быть терпим в Церкви Божией.


1978 год.




[1] Мф. 3,8-10; 8, 11-12; 21, 33-46; 22, 1-14; 23, 34-38: 27,24-26; Лк. 23, 28-31; Деян. 15, 17-19; Рим. 3,9-31; 10, 1-21; Гал. 3, 15-18; 4, 21-31; Ефес. 2, 11-21; Кол. 3,11; 1Фес. 2, 14-16, 22-36

[2] Цитирую по книге: Епископ Феофан. Толкование послания Св. Ап. Павла к Римлянам (главы IX-XVI), Москва, 1980 г., с. 140-143.

[3] Там же. С. 139-140.

[4] Толкование на Новый Завет Блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского. С.-Петербург, 1911 г., с. 362.

[5] Здесь и дальше выделено мной. – Ф. К.

[6] В интервью, данном журналу «Евреи в СССР» (№11, 1975 г.), о. Александр Мень высказался за деканонизацию русских православных святых преп. Евстратия Печерского и муч. Гавриила Белостокского, а также за пересмотр православных богослужебных текстов с целью изъятия из них «выпадов» против евреев, якобы содержащихся в этих текстах (прим. сост.).

[7] Православное предание. Память «Ап. Иакова, брата Господня по плоти» Православная Церковь совершает дважды в году: в неделю по Рождестве Христовом, совместно с Иосифом обручником и Давидом царем, и отдельно 23 октября (ст. ст.).

[8] Эту наглость о. Александр счел возможным оставить без ответа. Ну разве не «двойное сознание»?

[9] Цитирую по книге: Епископ Феофан. Толкование 9-16 глав Послания Св. Ап, Павла к Римлянам. Москва, 1890 г., с. 117.

 




АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

30.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

 

НОВОСТИ

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм