Богородица

Библиотека

Захар ПРИЛЕПИН
Вечная Отечественная

 

Святой праздник 9 мая и страшная дата 22 июня неизбежно связаны с разговорами о войне, о долге, о мобилизации.

Тот особый тип людей, что не терпят всяческий «милитаризм» и на дух не переносят разнообразный «патриотический угар», накануне праздника испытывают постоянный душевный тремор.

У них сложность: они не желают выглядеть как «голуби мира» в день памяти о самой страшной войне в истории человечества, и вроде как бы разделяют нашу радость и нашу горечь, однако любой их «тост» за победу неизбежно содержит разнообразные оговорочки, о которых стоит упомянуть.

Самый, по моим наблюдениям, частый довод наших «голубей» прост: не надо всякую войну путать с Отечественной.

Отечественная война, говорят они, делая возвышенно-постные лица — это великое дело, а всякая другая война — дело грязное.

Так создаётся крайне удобная зацепочка, и этой зацепочкой они тянут за ниточку, чтоб наш тёплый, дедом нагретый ватник, понемножку распустить, и оставить нас голыми на ветру.

Ведь если «всякая другая» война — грязное дело, значит, всё это ваше «патриотическое воспитание», все эти ваши фильмы и книжки про войну, и уж тем более «крымнаш» и прочий «донбасский позор», и, конечно же, сирийские авантюры, и раздувшиеся военные бюджеты — всё это лишнее, наносное, ненужное, и даже подлое — «лучше крыши в псковской области почините».

Между тем, всё это демагогия.

Отечественная война от «всякой другой грязной войны» отличается только в учебниках: там смотришь оглавление и сразу находишь: Отечественная война 1812 года, Отечественная война 1941–1945 гг.

Но люди живут не в учебниках, они живут и умирают в реальные времена.

Ту войну, которую сегодня именуют Первой Мировой 1914–1916 гг. — в годы, когда она шла, между прочим, называли Второй Отечественной. И сотни тысяч русских солдат шли на неё, как на Отечественную.

Последовавшая за ней война Гражданская, во многом имела признаки войны именно Отечественной, потому что наряду со зверским противостоянием классов и сословий, она очень скоро приобрела формы вполне традиционные: русские люди спасали свою независимость и свои территории от интервенции: польской, японской, английской, французской, и так далее.

Мне тут могут сказать: а вот если бы большевики не взяли власть, не было бы никакой интервенции… но это тоже, в сущности, чепуха.

Русские офицеры, которые шли военспецами в Красную армию, радели об Отечестве, им не было никакого дела до яростных споров между социалистам, февралистами и монархистами, они спасали родную землю на которую ступил сапог чужака.

Потом наступили 30-е годы — причиняющие нашему «голубю мира» ужасную душевную муку.

Негласное участие советских войск в испанских событиях, нападение на Польшу — и «аннексия» Западной Украины и Западной Белоруссии (на самом деле, возвращение русских земель), «аннексия Прибалтики», война с Финляндией — мы всё это как должны воспринимать? Как «грязные войны»?

Но это всего лишь прелюдии Отечественной, которая была, увы, неизбежна.

В лице Испании мы разумно желали получить европейского союзника.

В Прибалтике имели место полуфашистские и враждебные нам режимы.

Если б границы не были отодвинуты по всем вышеуказанным направлениям, Москву и Ленинград мы могли потерять уже в 1941 году: те, цены не имеющие дни и недели, что мы выиграли, пока немецко-фашистские войска проходили с боями «аннексированные» территории — спасли Россию.

Спросите у любого «голубя мира» — святые ли слова для него: оборона Брестской крепости.

Загнанный в угол, кривляться он не сможет, и скажет: да, святые.

Ну так, Брест — тоже «аннексированный», в результате «грязной войны».

И как с этим быть?

Какой голубь мира рискнёт сказать вслух, что «Брест брать было не надо»?

Это мы лишь о событиях не столь давних говорим.

Вообще же Россия, к примеру, приняла христианство ровно по той причине, что князь Владимир «аннексировал» Херсонес в Крыму. Без этой аннексии мы так и оставались бы язычниками, или получили бы веру на правах византийской колонии, а не самостоятельного государства.

Если спросить наших скептических голубей, являлась ли, так сказать, протоотечественной войной, борьба с Ордою — они, пожалуй, согласятся.

А вы спросите у «голубя»: а походы Иоанна Грозного на Казанское ханство и Астраханское, а так же многочисленные походы русских государей на Крымское ханство — являлись ли «грязными войнами», или нет?

И он наверняка начнёт отвечать в стиле «нет, но...» или «да, но...» или «прекратите жонглировать...»

Однако тут никто не жонглирует. Ликвидация Крымского ханства, Астраханского ханства, походы Ермака в Сибирь, походы русского воинства в Крым являлись органичным и неизбежным продолжением войны с Ордой. Триста лет длилось татаро-монгольское иго — это ж никого не удивляет, так в учебниках пишут, — и триста лет длилась ликвидация страшных последствий этого ига, разрешение «территориальных споров» и вхождение России в права наследства империи Чингисхана.

Во всех этих событиях есть очевидная, прозрачная и ясная логика.

Поймайте скептика за рукав и поинтересуйтесь, можно ли к Отечественной войне отнести изгнание поляков из Москвы в период Смуты XVII века, или, скажем, битву под Полтавой?

Нехотя он признается, что, да, тут имеются признаки войны Отечественной.

Ну так спросите этого «голубя», пусть он перечислит сколько было русско-польских войн и русско-шведских войн — до того момента, как Россия в несколько заходов разделила Польшу, и «аннексировала» в 1807 году Финляндию — проще говоря, отобрала у давнего, закоренелого, векового шведского врага огромную часть территории.

«Голубь» и не вспомнит, сколько там было войн — потому что их было очень много, они шли и шли, одна за другой, непрестанно; и всё это было эхом и продолжением Отечественных войн эпохи прихода к власти Романовых и эпохи Петра. И пока мы в этих войнах спустя век-другой не победили — они не прекращались.

И в этом контексте подавление польского восстания 1831 года — вовсе не железные объятия жестоковыйного русского милитаризма, а продолжение предыдущих событий.

Потому что польские, воюющие за независимость, войска управлялись… бывшими офицерами армии Наполеона — теми самыми поляками, что воевали против России в 1812 году.

В известном смысле они брали реванш — и за Отечественную 1812 года, и за «воссоединение Украины с Россией», и за Гришку Отрепьева, и за все едва поддающиеся подсчёту русско-польские войны.

Не существует никаких маникюрных ножниц, которыми можно отрезать «праведную» войну и войн «грязных» и «неправедных».

В мире из века в век действуют по одним и тем же направлением почти одни и те же геополитические игроки.

Любая разумная страна неизбежно ищет себе союзников, организует форпосты, расчленяет территории неизбежного противника, ссорит коалиции, которые направлены против нас.

Это не злая воля и не грязный умысел.

Это данность — и наша независимость.

Всякий раз в день окончания очередной Отечественной, на другой же день возникает опасность новой Отечественной.

Чем сильней и убедительней мы выглядим на карте мира, тем меньше шансов перейти этой войне вскипеть и начаться в чудовищных формах на нашей земле.

 

Военный