Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Владимир СМИРНОВ
Несколько замечаний о святости царя Николая II


Предварительно требуются несколько слов о настроениях в нашем обществе. В настоящее время в российском общественно-политическом поле сложилась любопытная конфигурация, определяемая отношением людей к нашей ближайшей истории: я имею в виду советский период и предшествовавший ему распад Российской империи.

Итак, что мы видим? Российское руководство – или, немного обобщая, – современная российская элита в массе своей относится к советскому прошлому резко отрицательно.

Позиция Президента не столь определенная, он иногда допускает всякие оговорки, но общей картины это не меняет. 

При этом отношение элиты к царскому периоду несколько раздваивается, что тоже интересно: с одной стороны, для того, чтобы оттенить зверство большевиков, некоторые делают акцент на хрусте французских булок, упоительных вечерах и высоких темпах промышленного роста (типичным представителем является Н.Михалков); другие, в силу запредельного градуса русофобии, всё прошлое России – что царское, что советское – считают каким-то мерзким недоразумением, от которого интеллигентного человека просто тошнит (например, А.Кох или А.Чубайс). В этом спектре есть, конечно, оттенки и полутона, но, думаю, общая картина понятна;  власть настроена антисоветски.

Среди, так сказать, рядового состава, если отбросить нюансы, мнения разделяются на две части: меньшая часть разделяет мнение элиты, но большинство людей к временам Советского Союза относятся положительно – от сдержанного одобрения до нескрываемого уважения.

Отдельно выделю верующих. В настоящее время отношение к советскому прошлому со стороны руководства Русской Православной Церкви (здесь и далее РПЦ МП) резко отрицательное, что, в общем-то, понятно – советская идеология была официально атеистическая, и во времена Советского Союза церковь проходила по разряду исторических пережитков, опиума для народа и подвергалась гонениям – иногда весьма жестоким, на грани с геноцидом.

Среди верующих отношение не столь однозначное, но бóльшая часть следует в фарватере официального мнения и также придерживается этой точки зрения.

В результате возникла причудливая конфигурация, не лишенная юмористических черт, когда по одну сторону баррикады находятся либерально-фашиствующая интеллигенция, христианские диссиденты и православные ортодоксы. Правда, это такой юмор, от которого не хочется смеяться…

Определенным нервным центром этой сложной картины стала фигура последнего царя Российской империи Николая II, особенно после его прославления и канонизации РПЦ МП в 2000 году. В последнее время тема была дополнительно гальванизирована появлением фильма «Матильда» и сообщением от депутата Н.Поклонской о мироточении бюста.

Попробуем еще раз оценить предреволюционный период с точки зрения верующего человека, а также рассмотреть более детально вопросы относительно канонизации.

К слову: верующий человек отличается от неверующего тем, что он сам, непосредственно, опытным путем знает о существовании живого Бога. Это отличие несущественно для точных наук и техники, ибо все равно, кто считает расход воды или напряжение в стержне; но при анализе исторических событий верующему проще, так как его представление о мире более адекватно и анализ, тем самым, более научен; он учитывает такой важный объективный фактор как Бог.

Одним из распространенных заблуждений у современного интеллигентного человека является уверенность в том, что религия – это удел темного и тупого народа, одурманенного попами; хочется спросить: «А ничего, что верующими были, например, Коперник, Галилей, Ньютон, Кеплер, Фарадей, Планк и даже Эйнштейн? А еще Менделеев, Пирогов, Павлов, Сикорский, заместитель Королева академик Раушенбах, сталинский маршал Шапошников, авиаконструкторы Поликарпов и Туполев, а также великие Суворов и Ушаков, которые не проиграли ни одной (Карл, ни одной!) битвы».

После чего, соответственно, хочется предложить ребятам выплюнуть ту жвачку, которую активно жевал председатель «Союза воинствующих безбожников» товарищ якобы Емельян Ярославский и внимательнее смотреть на окружающую жизнь; жизнь сложна и не всегда соответствует пропагандистским штампам…

Итак, что представляла собой Российская империя во времена Николая II?

С высоты нашего знания – ситуация была удручающая. Хотя, конечно, были и упоительные вечера, и хруст французской булки, и великолепная живопись, и классическая литература – и много еще чего хорошего; можно почитать, например, пронзительную до слез повесть И.Шмелева «Лето Господне».

И все же, глядя внимательно с высоты нашего знания холодными глазами, мы видим прискорбную картину разложения, в первую очередь – и особенно – среди тогдашней элиты.

Опять же, более выпукло и понятно это разложение выглядит через призму веры; подчеркну еще раз – верующий человек при прочих равных условиях способен анализировать окружающий мир более адекватно, более научно по сравнению, например, с атеистом.

Состояние тогдашней элиты можно описать словом «апостасия», что означает «отступничество», отказ от своего предназначения.  Этот процесс начался в русском обществе примерно с эпохи Петра I и развивался далее с повышающим коэффициентом.  Российская империя всегда была неотделима от религиозной идеи служения Богу; эта идея как бы каскадировалась сверху вниз: царь отвечал непосредственно перед Богом; бояре, а позже дворянство служили царю; крестьяне обеспечивали дворянство и бояр; но все вместе были как бы в одной команде, и каждый на своем месте нес посильную ношу. Практически всегда Россия должна была отбиваться от бойких соседей – наших партнеров на современном языке – а война дело затратное; поэтому дворяне воевали, а крестьяне обеспечивали их материальное снабжение. Крепостная зависимость в тех условиях была необходимым и, в общем-то, справедливым решением: одни проливали кровь, другие их кормили.

Постепенно, в силу разных причин, элита стала освобождаться от своего бремени, а крестьяне по-прежнему тянули свою лямку. Это было несправедливо; в частности, одна из причин Пугачевского бунта – недовольство крестьян таким несправедливым положением.

В итоге русское общество распалось на две неравные группы, которые жили параллельными жизнями и порой даже плохо понимали друг друга; элита в той или иной степени гнушалась простым темным и некультурным народом, быдлом; говорила по-французски, часто бывала в Европе, обсуждала литературу и живопись и вела культурную, интеллектуальную жизнь. Именно тогда произошло практически поголовное отпадение русской элиты от православной веры; верить в Бога как какая-то темная крестьянка  стало признаком психической странности и просто каким-то обскурантизмом.

Конечно, это упрощенная схема, были и верующие образованные люди (я упоминал некоторых выше) – но не они определяли общее настроение, modus vivendi.

Все привычно восторгаются русской классической литературой; да, действительно, заметный вклад в мировую культуру и все такое. Но если посмотреть чуть внимательнее на произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Гоголя, Лескова, Куприна, Некрасова, Островского и даже Достоевского – они написаны людьми, более или менее далекими от нормальной православной веры; в лучшем случае это несколько умственные и путаные рефлексии у Достоевского, равнодушие у большинства, в худшем случае – туповатые и примитивные антиправославные пассажи у Толстого.  Я не отрицаю писательского таланта у Льва Николаевича – это было бы нелепо; но любовь всего мира он заслужил, несомненно, не из-за «Войны и мира» (которую мало кто из нынешней публики дочитал до конца), а из-за своей диссидентской антиправославной деятельности.

Это примерно как с Андреем Дмитриевичем Сахаровым – он был талантливый физик-атомщик, но весь мир любит его не за это, а за правозащитную деятельность, хотя его выступления и статьи на тему государственности склеены из незамысловатых пропагандистских штампов, надиктованных супругой.

Таким образом, даже лучшие в своем роде и нравственные представители русской интеллигенции были фактически неверующими людьми; что же говорить об остальных…

При этом коренная часть русского народа – крестьяне,– жила очень несладко.  Конечно, понятия «сладко» или «несладко» – относительные, и в любой стране всегда были и будут богатые и бедные. Но в дореволюционной России все же крестьяне жили очень тяжело, и особенно по сравнению с жизнью элиты. В интернете много достаточно детальных исследований на эту тему; но что особенно характерно – это равнодушие элиты к собственному народу при одновременной практической бесполезности своего существования. Характерный пример: в 1907-м году от продажи зерна было получено 431 млн рублей, из них примерно ¾ было потрачено на приобретение предметов роскоши и заграничные поездки – то есть совершенно бездарно для страны (смотри, например, здесь: http://maxpark.com/community/5134/content/2279025).

Я не буду писать про полностью зависимое от западных банков финансовое положение (что сложилось еще при Александре III, отце Николая II), крайне недостаточное и однобокое промышленное развитие (и, как следствие, совершенно неудовлетворительное количество технически образованных людей) и о других подобных аспектах; сейчас в сети много достаточно детальных и аргументированных материалов на эту тему.

Фактом является то, что в начале XX века российская элита выродилась в практически малоэффективную группу с четко выраженными паразитическими признаками; они жили «…под собою не чуя страны…»

Отдельная история – СМИ; в то время средствами массовой информации были в основном газеты, журналы и литература. Что мы видим? Картина печальная – полное доминирование либеральной и левой прессы, постоянно усиливающееся антиправославное и антигосударственное промывание мозгов…

Конечно, основным носителем веры было крестьянство; но основы народной веры подвергались сильной эрозии:  во-первых, из-за низкой образованности, темноты, что делало крестьянскую веру уязвимой от наукообразной пропаганды со стороны СМИ – при том, что элита была практически безбожной; во-вторых, вера ослаблялась народным  ощущением несправедливости бытия.

Характерный в этом отношении штришок – например, известная картина Валентина Серова «Девочка с персиками», написанная в 1887 году; Серов написал ее сразу по возвращению из Италии в подмосковном имении Мамонтова, позировала ему 11-летняя Верочка Мамонтова. Трогательная картина, милый антураж, много умилительных комментариев в интернете от чувствительных дамочек, включая, конечно, гневное обличение мерзких большевиков, растоптавших все светлое своими гулаговскими сапогами.

И я, глядя на картину, тоже начинаю было умиляться: «Италия…персики…Верочка» и слезы подступают к глазам – но потом я вспоминаю, что жизнь этого имения обеспечивали окружающие жители, темные крестьяне, которые кормили Верочку и ее папу и на чьи деньги художники ездили в Италию и припадали к культуре; и начинаю вспоминать, как жили эти русские люди, называемые крестьянами, в своих избах, провонявших потом и вонью и дымом, и как временами жрали лебеду и всякую дрянь, чтобы не сдохнуть с голода – но все же некоторые сдыхали; я вспоминаю это – и слезы умиления как-то усыхают…

Конечно, в русской деревенской жизни было и много хорошего, даже поэтического; конечно, там были не только черные краски; но все же контраст между персиками и квасом, между праздностью и тяжелым трудом резал глаза; это было несправедливо и создавало глухое отчуждение между народом и элитой – и ослабляло народную веру; элита и народ уже не были одной командой…

А что Церковь? – Надо хорошо понимать, что Церковь – это частица общества: болеет общество – болеет и Церковь… Там тоже было все не очень гладко: основная масса священников, тянувшая свою жреческую лямку в деревнях и провинции, была принижена, малограмотна и бедна; среди священства распространялось вольнодумство и неудовлетворенность…

В общем, как пел Виктор Цой: «…Перемен мы ждём, перемен». Все ждали перемен…

Не хочу никого огорчать, но Россия – страна Креста; как бы сейчас это ни казалось странным современным маловерующим соотечественникам, но Москва – это действительно третий Рим, и монах Филофей был прав.

С креста не сходят – с креста снимают; русская элита уклонилась от своего служения, и слепые вожди слепых с самоуверенной глупостью потащили страну в пропасть.

Те, кто указывает на высокие дореволюционные темпы промышленного роста, выхватывают отдельные фрагменты из контекста; конечно, если был один паровоз, а потом сделали второй, то темп роста будет ничего себе – 50%; но если учесть, что наши партнеры уже имеют одни сто пятьдесят шесть, а другие двести тридцать два паровоза, то темпы роста уже выглядят не так эффектно, особенно если учесть, что две трети деталей и сама конструкция наших двух паровозов – куплены у партнеров, и куплены за деньги от продажи зерна. Сейчас эта тема достаточно детально проработана, и в сети много соответствующих материалов,  которые однозначно указывают на то, что в России складывалась экономика с типичными колониальными чертами и под полным внешним финансовым контролем; эти слова немного обидные – но это правда.

Обратимся к канонизации царя Николая II. Сама по себе канонизация и у некоторых верующих людей вызывает сомнения; разберем их.

Во-первых, вполне очевидно, что это было сделано по политическим соображениям как необходимое условие для сближения с Русской Зарубежной Церковью Заграницей (РПЦЗ), которая канонизировала царя и его семью еще в 1981 году. РПЦЗ всегда отличалась резким антисоветизмом, и наша церковь здесь подыграла ей. 

Конечно, важен результат; Господь и зло на доброе устрояет; видимо, пришло время канонизации, и Бог задействовал те механизмы, что были, так сказать, под руками.

РПЦЗ не особо популярна в России, и это рикошетом отразилось на признании царя Николая II святым. 

Зарубежная Церковь напоминает младшую сестру, немного истеричную, эгоистичную и не вполне адекватную по отношению к старшей сестре.  Сейчас это уже все почти в прошлом, но, помню, совсем недавно у меня вызывало недоумение и легкую досаду то, что старшая сестра потакает нелепым капризам младшей сестрички. РПЦЗ немного крикливо требовала от нашей Церкви покаяться за Декларацию митрополита Сергия – и, кажется, добилась своего; что-то такое покаянное было озвучено со стороны РПЦ МП. Но вполне очевидно, что Декларация была вынужденным компромиссным шагом – не затрагивавшим ни одно каноническое правило Церкви. У жрецов, которыми по сути являются священники, своя особая миссия – они обеспечивают, так сказать, мистический контакт верующих с Богом. Жрецы не служат власти – они служат Богу, а с властью взаимодействуют постольку, поскольку это необходимо для их служения.

РПЦЗ, находясь в несоизмеримо более комфортных европейских условиях, высокомерно требовала от нашего священства покаяния за признание Советской власти; но ведь они тоже, проживая, например, в славном городе Нью-Йорк, возглашали на литургии моление о местных властях – то есть о правительстве США. Широко известно, что многие члены правительства, включая американских президентов, входят в действующие масонские ложи; масонство – враг христианства. Так чем лучше масоны США по сравнению с коммунистами СССР? – Ничем, и даже наоборот; но никто не требует покаяния от РПЦЗ за взаимодействие с безбожными американскими властями. Более того, в свое время РПЦЗ поддержала войну США во Вьетнаме, видя в ней борьбу с безбожным коммунизмом; а вот за это уже вполне можно бы и покаяться…

Ладно, война во Вьетнаме; допустим, политическая тупость и детская наивность как-то могут извинить иерархов РПЦЗ. Но как вам такая цитата:

«…Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета».

Это митрополит Анастасий, первоиерарх РПЦЗ, благословляет Адольфа Гитлера и вермахт накануне войны. А вот архиепископ Серафим (Лядэ), в июне 1941 года, после начала войны:

«Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников… Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»

Если кто не понял: «антибольшевистские бойцы» – это фашисты, а «враги» – это, например, мои оба деда, которые воевали, защищая свою Родину.

То есть РПЦЗ благословляла американцев, выжигавших напалмом вьетнамские деревни вместе с их обитателями, и благословляла фашистов, которые вели войну на истребление с СССР.

Примерно в те же дни, когда архиепископ Серафим благословлял одних «антибольшевистских бойцов» в Германии, капитан Гастелло направил свой горящий бомбардировщик на колонну других таких же бойцов в серой форме возле Минска – он сгорел сам, но сумел убить, сколько смог, врагов, пришедших захватить его Родину.

Я православный христианин, но самоубийца коммунист Гастелло мне неизмеримо ближе, чем православный архиерей Серафим; парадокс…

Заканчивая тему с РПЦЗ – я уверен, что еще будут разбор полетов и работа над ошибками; но будем также помнить, что Зарубежная Церковь сделала очень большое дело – они сохранили практически всю святоотеческую литературу, которую неизбежно уничтожили бы в Советском Союзе.  Правда, библиотечный работник вообразил себя директором школы – и это получилось нелепо; бывает…

Возвращаясь к теме канонизации Николая II и сомнениям относительно его святости. Первое сомнение мы разобрали (политическое влияние РПЦЗ), оно скорее психологическое и никак не отменяет сути. Второе сомнение именно в сути – в чем же состоит святость свергнутого царя?

Мир устроен так, что проигравших не любят. Когда Пилат вывел избитого и оплеванного Христа к иудеям и сказал: «Вот, Царь ваш!», – те зашлись криками от ненависти и унижения: «Возьми, распни его!». Они не хотели побежденного Бога…

Николай II проиграл империю, свой трон и саму жизнь; и мы тоже не хотим проигравшего и униженного святого, и готовы его оплевать и унизить – но не признавать святым. Наша реакция понятна; но здесь важнее понять, что думает на эту тему Бог. Я не сомневаюсь, что там Николай II находится в сонме святых; он прославлен у Бога. Видимым знаком являются многочисленные случаи мироточения икон. Причем эти случаи вполне подробно описаны, и у нас нет основания сомневаться в этих фактах.

Я никогда ранее не слышал о мироточении бюстов, этого нет в православной практике. То, как это было преподнесено Натальей Поклонской, проходит по разряду женской экзальтации и глупости. Не хочу погрешить против истины – возможно, такой факт имел место, жизнь сложна; но есть определенные правила надежной фиксации подобных событий. Здесь же внешне это выглядело, как переписка двух блондинок. По идее, прокурор должна иметь достаточный жизненный опыт и практику проверки различных сведений, особенно во всяких щекотливых ситуациях, чтобы не совершать подобных ляпов; объективно получилось, что она  подыграла той команде, которая дискредитирует святость царя…

Кроме того, известны случаи помощи со стороны Николая II и его семьи; я знаю несколько совершенно убедительных историй от спокойных, уравновешенных людей, не склонных к истерикам и фантазиям. Для меня наиболее поразительным является случай с поэтессой Ниной Карташевой, он есть в сети; также убедителен и опыт писателя Николая Блохина.

С другой стороны, решение комиссии по канонизации несет на себе отпечаток неуверенности: они разделили жизнь царя на два периода – до отречения и после, и решили, что царь достоин святости именно за второй, тобольско-екатеринбургский период, а первый период (то есть все царствование) вывели за скобки.

Это лишний раз показывает, что комиссия сама не вполне понимала смысла святости Николая II, и просто подтягивала задачу под ответ. Если посмотреть внимательнее на то время, то картина станет более понятной.

Спросим себя: был ли Николай II сильным политиком и руководителем? – Для того, кто немного знаком с реалиями того времени, ответ очевиден: нет, Николай II был посредственным руководителем.

Спросим еще: был ли Николай II сильно слабее своих предшественников: Александра III, Александра II, Николая I, Александра I? – Ну, если он и уступал, то только своему отцу, Александру III, да и то еще надо посмотреть…

Дело в том, что любой руководитель, и монарх в том числе, опирается на свое ближайшее окружение, элиту. Это тем более было справедливо по отношению к тогдашней Российской империи; среди элиты было много просто близких родственников Николая; тамошний высший свет очень хорошо знал друг друга, там было просто переплетение дружеских и семейных связей.

Если даже монарх был не семи пядей во лбу, работала сама система: царь был высшим арбитром, а всеми основными текущими делами занималось его окружение.

При рассмотрении того времени мы часто упускаем два очень важных момента: первый – степень деградации русской элиты достигла критического значения; второй – по России был нанесен удар страшной силы. Так, некоторые ставят в пример Николаю II его старшего двоюродного брата, императора Германии Вильгельма II, его ум и хватку – но забывают при этом, что  немецкая монархия также попала под раздачу и потерпела крушение; Вильгельм II, монарх сильной, промышленно развитой Германской империи, отрекся от престола 28-го ноября 1918, примерно через четыре месяца после расстрела Николая II и его семьи.

Даже если бы на месте Николая II – вообразим такой вариант – оказался бы Сталин, то и он, боюсь, ничего не смог бы сделать, так как монарху приходится работать в рамках той системы, которую он возглавляет. Невозможно было сменить всю аристократию, русская монархия физически и идеологически  была не способна реализовать такой вариант. Монархия, в которой элита отвергала Бога и, тем самым, идею самой монархии, фактически была обречена. Это как человек с резко ослабленным иммунитетом; его смерть – вопрос времени; он умрет или от простуды, или от случайной царапины; а уж если выстрелить в спину – то шансов нет…

Поясню примером тезис об ограниченных возможностях любого монарха. Сталин был гениальным руководителем, но и он мог действовать только в рамках, допускавшихся той системой и той элитой. Например, он дважды  должен был уступить своему окружению в вопросе об ограничении власти партийной номенклатуры.

Первый раз это произошло при попытке Сталина провести конституционную реформу в 1936–1937 г.г. с целью отодвинуть партию от ключевых постов. На декабрь 1937 года были запланированы выборы в верховные органы власти на альтернативной основе; в газетах было напечатано, что «…всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти». Но Сталин недооценил эти самые органы власти: на июньском Пленуме, за полгода до революционных выборов, региональные руководители (секретари обкомов и крайкомов) предъявили по сути ультиматум: до выборов, чтобы обеспечить высокое качество кандидатов, должны быть проведены чистки антисоветских элементов с использованием внесудебных органов власти, так называемых «троек». И Сталин, попытавшись было сманеврировать, в итоге был вынужден согласиться. По стране покатилась кровавая вакханалия. В условиях репрессий было уже не до альтернативных выборов… В итоге в октябре Пленум утвердил безальтернативный принцип «одно место – один кандидат»; Сталин проиграл элите.

Тем не менее, он не отказался от идеи отстранения партийной бюрократии от хозяйственного руководства страной. Вторая попытка была им сделана на XIX съезде партии в октябре 1952 года. Я не буду описывать детали, при желании все можно найти в сети, ограничусь констатацией – на 5 марта 1953 года был запланирован Пленум ЦК по обсуждению практических вопросов реформирования партии, но Сталин до него уже не дожил… Он опять проиграл элите, заплатив на этот раз своей жизнью…

Вернемся к Николаю II. Царь не мог опереться на элиту, ибо это была уже не элита, а либеральный кисель, пораженный метастазами масонства. С другой стороны, те, кто играли против, хорошо понимали значение фигуры царя для скрепления монархии, и поэтому целенаправленно били в эту точку. Против царя велась оголтелая и высоко профессиональная пропаганда. Градус злобы и презрения вокруг него постоянно повышался, элитный бульон подкипал… Опять же, не буду вдаваться в детали, укажу только для примера на один пункт – события 9-го января, «кровавое воскресенье». Сейчас понятно, что это была блестяще подготовленная спецоперация, эффективная и эффектная. Николай II в эти дни жил в загородной резиденции, хотя на него и повесили всех собак; но даже если бы он находился в городе и попытался бы как-то разрулить сложившуюся ситуацию – у него не было шансов. Кто хочет почитать подробности, может сходить по ссылке http://maxpark.com/community/13/content/4972564

Об эффективности этой операции и ее мощном пропагандистском обеспечении можно судить по тому, что до сих пор миф о кровавом Николае, залившем кровью народ 9-го января 1905 года, живет в умах многих даже образованных и неглупых современных людей. А что говорить о том времени…

Николай II был страшно одинок, его били со всех сторон; только с женой и детьми он мог хоть как-то расслабиться; его мать и близкие родственники относились к нему с раздражением и презрением и, по сути забыв о своем долге, требовали от него того же.

Это был его крест – тянуть лямку руководства страной, которая все менее и менее хотела его руководства. Он не мог просто так уйти в отставку, ибо он был помазан на царство и обязан был выполнять Божью волю. Именно через монарха реализуется Божья воля; и горе подданным, когда они забывают об этом.

«…И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…»

Подвиг Николая II подобен подвигу тяжело больного человека, который с терпением переносит свои страдания во имя долга. Это высокий градус веры, когда человек  настолько доверяет Богу, что даже страдая, не ропщет, понимая, что в этом есть свой смысл. Господь зрит на сердце человека; очевидно, что Николай II до конца выполнил свой долг перед Богом. А долг его был – быть царем убиваемой и преданной монархии…

Он отрекся от трона, когда все вокруг стали этого требовать: родственники, политики – и даже военные. Фактически все командующие фронтами (за единственным исключением) подписали телеграмму с просьбой/требованием об отречении – и это, не будем забывать, в разгар мировой войны. Отречения хотели и левые и правые; и военные  и штатские; и либералы и монархисты – во имя спасения России, как они его понимали.

Русская монархия не могла существовать без желания народа. Народ хотел перемен и не хотел царя – и царь отошел в сторону. Некоторые обвиняют Николая II в измене присяге – здесь не было измены, монарх не мог в той ситуации заставить подданных выполнять свой долг. Русская монархия не была заточена под массовые репрессии, а иного способа сохранить статус-кво не было.

Венцом крестного пути царя стало его убийство вместе с семьей и слугами. «…Прощай, Россия, встретимся в раю…» Монархия кончилась, и началась новая жизнь.

Новая жизнь началась кроваво и тяжело. Но ведь и новорожденный ребенок выглядит поначалу непривлекательно: весь красный, в слизи и маминой крови, истошно кричит, тут еще и пуповина с последом… Но проходит время – глядишь, и вырос какой-нибудь Ален Делон…

Примерно так выглядит история Советского Союза, но более детальное обсуждение выходит за рамки заявленной темы.

Итак, суммируя:

– у меня нет сомнения, что царь Николай II прославлен у Бога и находится в сонме святых;

– не имеет особого значения, как вы лично сейчас относитесь к этому факту; пройдет отмеренное вам время, вы умрете – и сами, попав туда, увидите Николая II, его семью и много еще кого – и тогда у вас не будет сомнений;

– подвиг царя – мученический; легче броситься на амбразуру, чем из года в год терпеть унижения, поношения, видеть свою беспомощность перед врагами – и продолжать тянуть лямку царя умирающей империи, который обязан это делать, потому что в этом его долг перед Богом.

Извиняюсь, если не смог достаточно убедительно выразить свою мысль

Спасибо за внимание.

 

 

Combat

 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

23.09.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

14.09.2018
Николай Каверин

Настало время пересмотреть диптих Православных Церквей и предоставить в нем Русской Церкви первое место

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

8.09.2018
Николай Каверин

Поставка Константинопольским патриархатом на Украину двух «церковных джавелинов» – проявление папизма Константинополя

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)

2.09.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин

Пенсионная реформа – это политическое покушение на Президента

29.08.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» по поводу пенсионной реформы

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

22.08.2018
Александр Буздалов

Богословский лубок «цареискупительства»

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

6.09.2018
Игумен Никон (Воробьев; †1963)

Письма к духовным чадам

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

 

НОВОСТИ

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

16.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

31.08.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него