Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

О миссионерстве и некоторых миссионерах

22.08.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

После 70 лет отлучения Церкви от общения с государственными и общественными структурами, после ожесточённой борьбы с религией и попыток атеистического перевоспитания нашего народа — наступили иные времена. В течение уже более двадцати лет Церковь наша получает всё большие возможности выхода из изоляции, созданной советской властью. И наше священноначалие призывает членов Церкви не ограничиваться внутрицерковной жизнью, а идти с проповедью Православия в народ, который в значительной своей части ждёт этой проповеди.

Недавно почивший Патриарх Алексий II предпринимал много усилий для разрушения «берлинской» стены между обществом и Церковью. В частности, с этой целью он совершал частые поездки по разным регионам, чтобы приучить местные власти к новым отношениям с Церковью и всколыхнуть народные массы призывом к воцерковлению. Этой чести — принимать Святейшего — удостоился и наш маленький городок (Касимов Рязанской области), воспоминание о чём вызывает у нас радостные слёзы благодарности.

И ныне здравствующий Патриарх — Святейший Кирилл — на всех этапах своего служения Церкви много сделал для научения ищущих дорогу к храму. Достаточно вспомнить любимые народом (причём, не только православным) телепередачи «Слово Пастыря».

У всех на слуху такие имена миссионеров, как А.И. Осипов, А.Л. Дворкин, диакон Андрей Кураев, архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Всеволод Чаплин, Владимир Легойда — всех не перечислишь! Мало того, в каждом месте нашей огромной страны — пусть в меньших размерах и перед меньшей аудиторией — но тоже ведётся миссионерская работа.

Однако выход членов Церкви к невоцерковленному народу требует соблюдения некоторых правил «техники безопасности», так как «мiр во зле лежит» (1 Ин. 5, 19). По опасности он сравним с выходом космонавта в открытый космос. Ему нужен прочный скафандр и надёжная привязка к космическому кораблю. Так и миссионеру нужен надёжный скафандр смирения, покаяния и молитвы, а главное — неразрывная связь с Церковью. Причём, если космонавт (предположим невероятное) по какой-то причине оторвётся от космической станции, он сознаёт весь трагизм своего положения. А оторвавшийся от Церкви может этого даже не заметить, считая, что он-то и есть Церковь! (См. Мф. 7, 21–23) «Блюдите, како опасно ходите!» — предупреждает апостол (Еф. 5,15). Отрыв от Церкви несравнимо более трагичен, чем отрыв космонавта от космического корабля.

В этой связи мне хочется порассуждать о «залётах», случающихся с некоторыми мною глубоко уважаемыми (говорю это с полной искренностью) миссионерами.

Начну с самого лёгкого случая. Прот. Всеволод Чаплин на встрече со студентами не исключил открытие православных ночных клубов: «Может быть, и возможен был бы ночной клуб, где молодые люди могли бы посмотреть хороший фильм и потом поговорить о нём хоть до трёх, хоть до четырёх часов ночи… такой клуб может работать даже ночью. А клуб со стриптизом и водкой, думаю, не нужен в православной среде» (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182311).

Ему хорошо ответил прот. Владимир Зязев из Екатеринбургской епархии, считающий, что Церковь не должна привлекать молодёжь подобными способами: «Я это категорически не приветствую. Церковь не должна идти на поводу у народа, а народ должен идти за Церковью» (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182316).

Кое-что в дополнение скажу и я. Во-первых, о названии. Словосочетание «ночной клуб» слишком тесно срослось «со стриптизом и водкой», так что для проекта о. Всеволода нужно другое название. Ведь не будем же мы здание, приспособленное для публичных выступлений и обсуждений, называть публичным домом. Кстати, подобную грязь и смрад несёт в себе и слово «постельный» — о чём речь впереди. Я не отрицаю необходимости искать какие-то формы общения молодёжи — православных и сочувствующих. Но они должны — и по форме, и по духу — дистанцироваться от современных молодёжных тусовок.

Теперь о времени такого общения — «хоть до трёх, хоть до четырёх часов ночи». Такое допустимо только в каких-то особых случаях, но отнюдь не систематически. Мы должны весь день трудиться с полной отдачей сил. В праздники с такой же самоотдачей молиться, а потом общаться с родными и близкими, или навещать больных и беспомощных. Ночь дана нам для сна и молитвы. Сон — великий дар Божий; за него мы каждое утро славим Бога такими словами: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа: подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Возвращаясь к вышесказанному, заметим, что и сам о. Всеволод указывает на московских католиков, которые вечерами (а не ночью!) обмениваются впечатлениями.

Добавлю, что следовать примеру инославных надо с большой осторожностью. Их движение навстречу народу привело ко многим, мягко говоря, странным обычаям. Например к тому, что польские католики каждый день по пути на работу заходят на минуту в костёл вкусить облатку, а месса, идя за народом, дошла в конце концов до пляжа.

Пришла в голову мысль — а проповедь на рок-концерте не сродни ли мессе на пляже? Хотя с другой стороны, не похоже ли это на подвиг преп. Виталия монаха? (память 22 апр.) Он подвизался так: днём трудился по найму и постился (в смысле — ничего не ел). Вечером малую часть заработанных денег тратил на скудный ужин, а на остальные входил на ночь к одной из блудниц. Ей он велел спокойно спать, а сам становился в угол и всю ночь проводил в молитве. Уходя утром, приказывал блуднице никому не говорить, как он провел ночь. За такую жизнь он подвергался насмешкам и издевательствам. Не терпя этого, одна из блудниц начала было рассказывать о его подвиге, но тут же подверглась беснованию, что заставило остальных молчать до его кончины. Многие из этих блудниц исправились — одни вышли замуж, другие ушли в монастырь.

Может быть Бог так же примет проповеди на рок-концертах, так что мы будем повинны в осуждении о. Андрея Кураева. Беда только в том, что это не единственный «залёт» о. Андрея, он — абсолютный чемпион по «залётам». Так, миссионер о. Андрей Кураев против миссии среди старообрядцев. «Эта цель (соединение со староверами) — говорит о. Андрей, — связала по рукам и ногам всю жизнь Русской Православной Церкви и в том числе — её миссию, обращённую к молодёжи. Потому, что любой священник, прежде чем выйти к молодёжи, в том числе — на рок-концерт, должен будет заняться вопросом: “А что об этом скажут староверы?”» (http://diak-kuraev.livejournal.com/15901.html).

Значит, если среди староверов явится новый Павел Прусский и станет их приводить к общению с Церковью, миссионер о. Андрей Кураев будет против? Но нам сказано: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3,15). Поэтому пусть о. Андрей Кураев идёт на рок-концерты, последователи о. Глеба Каледы — к заключённым, Александр Дворкин — к сектантам, о. Даниил Сысоев — к мусульманам, о. Тихон (Шевкунов) — к алкоголикам, а о. Всеволод Чаплин — в «православные» ночные клубы. Может быть и для старообрядцев Бог найдет миссионера — самого не­ожиданного! — как послал Он зарубежникам В.В. Путина.

Хочу при этом заметить, что как о. Андрей Кураев, так и многие другие неправильно понимают суть старообрядческого раскола. Эта суть заключается вовсе не в сохранении традиции, которое служит только прикрытием главной раны, оправданием раскола и в собственных глазах, и особенно для посторонних. Суть раскола — в бунте, в революции, в восстании против духовных и светских властей, что особенно ярко видно в истории его возникновения. Желавшие ограничить власть и авторитет Патриарха, ориентировавшиеся на Запад бояре собрали вокруг царя Алексея Михайловича группу священников, противопоставив её Патриарху Иосифу и его власти. Участник этого «кружка ревнителей» Никон, поняв губительный смысл нововведения, бежал от них в соловецкое уединение. Царь извлёк его оттуда и, проведя через Новгородскую митрополию, сделал Патриархом всея Руси. Когда Никон твёрдой рукой стал наводить канонический порядок, «ревнители» стали клеветать на него по любому поводу. Сначала они отстаивали западные нововведения в иконописи, но это не встретило сочувственного отклика в народе. Более удачным оказался протест против новопечатных книг — в этом «ревнители» получили сочувствие многих русских людей, тем более, что светские власти всё более интенсивно вводили западный стиль жизни, рушивший благочестивый быт допетровской Руси. Церковь сохранила покорность власти и терпением, смирением и молитвой мало-помалу нейтрализовала инъекцию западного яда. Те, кто не захотел подчиняться власти, ушли в раскол. И этот гордый бунт продолжается до сих пор. Так что о. Андрей Кураев по существу боится осуждения своей деятельности не «староверами», а традиционалистами внутри Церкви.

Особенно, мягко говоря, удивляют пренебрежительные высказывания о. Андрея Кураева в адрес почившего Патриарха Алексия II, святителя Игнатия Брянчанинова и святого Иоанна Предтечи. Они так не соответствуют духу православного миссионера, что у меня временами мелькала мысль о том, что кто-то, пользуясь анонимностью интернета, говорит от имени о. Андрея, желая подорвать его авторитет. Тем не менее, необходимо поговорить об этих его «залётах».

Вот что пишет диакон Андрей Кураев в «Литературной газете» (21.01.09) о Патриархе Алексии II: «В дни прощания с патриархом Алексием все издания искали что-то яркое в его служении. И при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейся речи или проповеди. Не нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь патриарха пронзила их сердце. Говорили о его замечательно светлых глазах, о внутренней (как бы дореволюционной) культуре, о человеческом обаянии, которое раскрывалось через личное общение… Но не о том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служителя Слова».

Естественно, что лично встречавшиеся с Алексием II при жизни, после его смерти говорили о его личном обаянии, но это вовсе не значит, что он не имел качеств, нужных Патриарху. Говорил он, не заботясь о блеске и взвешивая каждое слово, продуманными, выверенными словами. А дела его навсегда вошли в историю Церкви. В своём докладе на Соборе в январе 2009 года Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл (ныне — Святейший Патриарх) много говорил о деятельности своего предшественника и, в частности, сказал: «Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху за всё, что он сделал для народа, для его духовного возрождения» (ЖМП, 2009, № 2, с. 45).

Мне особенно дорог один из его последних подвигов — поездка в его предсмертной болезни и вопреки запретам врачей на Украину. Цель поездки — нейтрализовать очередную провокацию против единства Церкви. И вся Украина потряслась от благодарного клича православных: «Алексий — наш Патриарх!»

Поэтому моя молитва о почившем Патриархе согревается благодарностью Богу за то, что Он дал Русской Церкви такого «мужа по сердцу Своему».

Благодарность Богу согревает мою молитву и о ныне здравствующих иерархах — Святейшем Патриархе Кирилле и нашем рязанском Владыке Павле. Этому чувству помогают и мои воспоминания об их выступлениях на Архиерейском Соборе 1992 года (ЖМП, 1992, № 7, с. 4–20). Собор, в частности, обсуждал вопрос об украинской автокефалии. Только что рукоположенный Зарайский епископ Павел — наш нынешний Владыка — огласил на Соборе мнение старцев и братии Псково-Печерской обители, наместником которой он только что был, и своё согласие с этим мнением. Псково-Печерский монастырь нам особенно дорог тем, что в нём долгие годы подвизался наш бывший настоятель — о. Иоанн (Крестьянкин). А Владыка Кирилл (нынешний Патриарх) остановил демонстративный уход с Собора митрополита Филарета (Денисенко). 2 апреля, уже ночью, когда накал дискуссии принял особую остроту, митрополит Филарет, собирая бумаги со словами: «На таком Соборе мне делать нечего», – поднялся и стал выходить из зала. За ним встали лишь два украинских епископа… И тогда Владыка Кирилл возгласил: «Прежде чем встанет кто-то еще, я хочу, чтобы все осознали, что здесь сейчас происходит. А происходит раскол Церкви — страшный раскол со всеми вытекающими последствиями для души и личного спасения каждого, кто покинет Собор». И все трое вернулись на свои места. Обсуждение продолжалось ещё два дня. Таким образом, слова митрополита Кирилла способствовали тому, что раскол, который Филарет Денисенко всё-таки учинил, имел минимальные размеры и, несмотря на мощную поддержку властей, силы на Украине не имеет, что и показала предсмертная поездка Алексия II.

Так что за Патриарха Алексия II говорят его дела, и ничья хула не сможет опорочить его имя, уже принадлежащее истории Православия.

Скажу несколько слов по поводу высказывания диакона Андрея Кураева на его Интернет-портале о святителе Игнатии Брянчанинове. В ответ своему оппоненту, заявившему, что «миссионер должен обращать ко Христу, а чтобы это обращение было настоящим обращением “на спасение”, сам миссионер не должен увлекаться», и приведшему в применение к деятельности о. Андрея Кураева обширную цитату из творений свят. Игнатия, от о. Андрея последовал совет: «Очень советую Вам отложить в сторону творения св. Игнатия Брянчанинова. Православие радостнее, человечнее, умнее и богаче» (http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=213095.msg2551260#msg2551260).

Это — совет профессора и диакона Андрея Кураева. Если о. Андрей считает, что учение святителя Игнатия не соответствует «согласию отцов», он должен это показать на конкретных примерах.

Теперь по существу высказывания. Православие очень богато, но это богатство достижимо только для «нищих духом». Оно очень человечно, но эта человечность ущербна, если не опирается на служение Богу. Мудрость Православия утаена от мудрых и разумных и открыта младенцам (см. Лк. 10,21). Радость Православия необъятна, но для достижения её нужна борьба с грехом «до крови» (Евр. 12,4). Правда, на этом трудном пути Бог часто поддерживает подвижника радостными переживаниями — залогом нескончаемой вечной радости.

Теперь самое трудное и тяжёлое — разбор высказывания о. Андрея Кураева о святом Иоанне Предтече. Оно звучит так: «Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с тех пор все конфликты православных патриархов с царями — исключительно “постельные”… Этот поступок Предтечи стал оправданием авторитарного контроля над семейной жизнью людей» (http://newtimes.ru/articles/detail/3070/).

Во-первых, о термине «постельные» — скользком и двусмысленном. Он, в частности, сливает воедино противоположные понятия: брак и блуд, тогда как слово Божие резко их различает: «Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4).

Во-вторых, о какой семейной жизни идёт речь в этом высказывании? Ирод разрушил две семьи — свою и брата.

В третьих, пример «авторитарного контроля» над прелюбодеянием, которое в тексте называется «семейной жизнью», гораздо раньше Иоанна Предтечи показал по повелению Божию пророк Нафан (см. 1Цар. 12,1–10). Вечным памятником этого обличения является 50-й псалом.

А по поводу конфликтов патриархов с царями полезно было бы о. Андрею освежить в памяти историю Церкви. Начиная с конфликта Амвросия Медиоланского с Феодосием Великим (он вызвал к жизни беседы Златоуста «О статуях») и, кончая конфликтом святителя Филиппа с Иоанном Грозным, столкновения патриархов с царями никакого отношения к семейной жизни царей не имели.

Очень важно и то, что во всех этих конфликтах нет ни малейшего намёка на бунт против царя. Иоанн Креститель не обращается к народу, чтобы тот исполнил требование Моисеева закона: «Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего — да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев. 20,10). Он только говорит самому Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6,18). Говорит он это, будучи авторитетом для Ирода, «ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его и с удовольствием слушал его» (Мк. 6,20). С тем же правом обличали царей и святители Амвросий и Филипп. Они обличали своих пасомых, ведь эти цари были православными. Обличали они их как раз за деспотизм, как этого требует о. Андрей, но не призывали народ к протесту против них.

Такой не политический, а нравственный подход — принципиальная позиция Церкви, которая следует в этом (как и во всём) примеру Господа Иисуса Христа. Вспомним два евангельских эпизода, иллюстрирующих сказанное. «Некто из народа сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто Меня поставил судить или делить вас?» (Лк. 12, 13–14). И тут же производит суд, но суд нравственный. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от обилия имения его» (Лк. 12, 15), и подкрепляет эти слова притчей о богатом, у которого случился хороший урожай (см. Лк. 12,16–21 и далее).

Второй эпизод ещё красноречивее: «Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их». С какой целью они это сказали? Если Господь есть ожидаемый Мессия, как они подозревают, Он может и должен казнить Пилата, а если не Мессия, то хотя бы возмутиться таким беззаконием. Господь и это событие рассматривает с нравственной стороны, уча своих слушателей страху Божию: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1–9). Так что осуждение деспотизма — не дело Церкви.

Этот принцип чётко прослеживается в деятельности святителя Московского Тихона. Пока большевики хотя бы формально были православными, то есть, принадлежали к пастве святителя Тихона, он обличал их жестокость и несправедливость (и в то же время отказал в благословении тем, кто хотел их свергнуть силой оружия). Наконец, он отлучил их от Церкви. Когда они это отлучение проигнорировали, он перестал считать их членами Церкви и стал относиться к их деятельности как к чему-то внешнему, вроде падения Силоамской башни. По заповеди Божией он оказывал им послушание, а в остальном старался уберечь и Церковь в целом от разрушения, и кого мог из членов Церкви от репрессий.

Ему принадлежат замечательные слова: «Пусть погибнет моё имя в истории, лишь бы Церкви была польза». Святителя Тихона за то, что он не обличал деспотизм власти, осуждать редко кто решался. Вся тяжесть осуждения, непонимания и клеветы досталась его преемнику — митрополиту и на короткое время Патриарху Сергию. Время показало, что смирение, послушание, терпение и молитва всей Церкви и каждого её члена спасли православную веру в России, что и оправдало деятельность наших Первоиерархов в тяжкие времена тотального уничтожения Церкви. Но несмотря на это, осуждение Патриарха Сергия продолжается до сих пор. Боюсь, что и о. Андрей Кураев участвует в этом осуждении; ведь он даже и Иоанна Предтечу укоряет за то, что Предтеча не обличал деспотизм Ирода.

Мне, откровенно говоря, непонятны причины «залётов» о. Андрея Кураева, такого вдумчивого, умного, образованного богослова, с такими заслугами перед Церковью. Видимо, так мстит ему сатана за деятельность в защиту Православия. Но если в этом участвует его гордость (хотя кто из нас от неё свободен), хочу в предостережение о. Андрею привести случай, описанный Аввой Дорофеем в его беседе о смиренномудрии. Один загордившийся монах сказал: что мне ваши мнения — я доверяю только Зосиме и подобным ему. Затем стал говорить: что мне Зосима, я доверяю только Макарию (видимо Великому). Потом: что мне Макарий, нет никого выше Василия и Григория (видимо, Великого и Богослова). А потом: что мне Василий, что мне Григорий — нет никого достойного Петра и Павла. Потом; что мне Пётр, что мне Павел — никто ничего не значит, кроме Святой Троицы. Потом восстал и против Самого Бога — и лишился ума! («Аввы Дорофея душеполезныя поучения»). От всей души со слезами умоляю о. Андрея осмыслить всё это и покаяться перед Богом и перед святыми, которым он нанёс оскорбление — и впредь, подражая покойному Патриарху Алексию II, говорить и тем более писать более обдуманно и взвешенно, а главное, более смиренно, чтобы не вносить смуту в души верующих.

 * * *

Современные методы миссионерства нередко связаны с пренебрежением нашими церковными традициями, со смешением церковного и светского. Я в детстве по слуху подбирал на фисгармонии церковные песнопения и светские песни. Мама строго следила за тем, чтобы между ними был перерыв, чтобы церковное исполнялось благоговейно. В нашей семье не допускалось чтение светских книг после воскресной или праздничной всенощной. И что-то подобное было во многих семьях — не допускали смешения духовного со светским. И по канонам — например, во время пасхальной седмицы, несмотря на пасхальное ликование (точнее, благодаря ему) не допускаются увеселения. Это свято хранил наш народ. Хороводы начинались только с Красной горки, (т.е. Недели Фоминой — когда разрешались венчания).

Почему я так настаиваю на восстановлении и хранении православных традиций? Оговорюсь — не традиций Апостольского века или горы Афон, а наших русских православных традиций дореволюционной и, в особенности, первой послереволюционной поры. В душе русских людей живёт много принципов, воспитанных нашим тысячелетним Православием. Эти принципы могут быть ослаблены и даже в чём-то несколько искажены — но они есть, их нет нужды насаждать вновь, надо только освободить их от атеистических завалов — и они оживут. Это очень важно для возрождения Святой Руси. Приведу пример.

В наше время Церкви было возвращено множество храмов — поруганных, осквернённых, полуразрушенных. И во многих случаях — особенно в провинции, где мало денег, — эти храмы приспосабливались для службы ещё до их окончательного восстановления. Дальнейшее восстановление велось на средства, получаемые от богослужения. Что бы сказали прихожане о человеке (даже если он батюшка), который предложил бы: давайте этот осквернённый храм мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый храм построим! Ясно, что в современных условиях такое разрушение недопустимо, т.к. новый храм за недостатком средств построить не удастся.

Так и религиозное состояние нашего народа требует восстановления его в традиционном виде, без новшеств. При таком восстановлении проснутся заглушенные навыки благочестия и оживёт душа народа.

А проводимое заново, на пустом месте строительство если и принесёт плоды, то не ранее нескольких столетий. Если же оно проводится по рецептам афонских коливадов или по рок-проповедям о. Андрея Кураева, то можно безвозвратно погубить и те остатки благочестия, которые ещё хранит наш народ. Поэтому меня очень пугают смелые (а может быть, и вредительские?) эксперименты современных реформаторов. То, что требует изменений, само собой изменится, когда будет восстановлена традиция.

Хочу обратиться, в заключение, и ко всем, кому приходится миссионерствовать, словами ап. Иакова брата Господня: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове; тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 1–2). Поскольку мы уже стали учителями, нам надо просить Бога, чтобы Он не осудил нас за дерзость, а обратил наш труд на пользу тем, кого мы учим.

 




Голосование за статью
 - 
62
 /  - 
14
Комментарии:
Сергей 05/12/2011 в 09:58:28
Неплохое сравнение: учение о том, что кучка большевиков-атеистов смогла насильно отнять веру у православного народа (фактически - отнять Богом дарованную свободу воли) напоминает языческую сказку о погребенных заживо. Но древние сочинители фольклорного поругания Пасхи Господней и святоотеческих обрядов хотя бы не претендовали на лишение человека, по образу и подобию Божиему созданного, свободы воли. А тут - прям колдовское превращение в животное. Очнулся - а ты козёл. Как жил, как крестили, как дед молился - ничего не помню. Так не бывает.
Сергей 11/05/2011 в 11:51:33
то для такого человека (христианина) не существует "не религиозных вопросов"//
Смиренно замечу, что сие есть прямое нарушение II Заповеди (Не сотвори себе кумира....), ибо в таком случае и кукование кукушки тоже является "религиозным вопросом".
Gw 18/03/2011 в 09:25:52
Печально
Сергей 22/02/2011 в 22:19:23
Бывалому.
Ну, если так рассудить, то и людей благодарить не за что, ведь всё по-любому от Бога. Но если Вы ознакомитесь с литературой XIX столетия, то увидите там постоянное восхваление Петра I и Екатерины II. Про их деяния в отношении Церкви Вы, думаю, знаете. И Февральская революция была предпоследней ступенькой к последующему беспределу. И делалась она, Февральская, правящим классом Вами уважаемой Империи, при попустительстве и поддержке народных масс. Конечно, Христианин может вообще плюнуть на всё земное, отказаться от понятия Отечества, но тогда и говорить на эту тему нечего. Лично аз грешный твердо убежден, что именно подвиг русских солдат в ПМВ и советских солдат в ВОВ отвел гнев Божий, движимый на нас за дореволюционные, революционные и послереволюционные беззакония. Равно и в наше время - подвиг русских солдат в последних войнах.
Вы пишете: //Что если человек при крещении наплевал на сатану и его злые дела, и сочатовался Христу Богу, то для такого человека (христианина) не существует "не религиозных вопросов".//
По сей причине еще раз напомню Вам, что христианину важно одно - чтобы Господь Бог не отверг его бессмертную душу. Противоречите сами себе. С какой стати я должен проклинать СССР? Зло прокляну, добро благословлю. По отношению к Империи и любому другому времени точно так же. Не выдумывайте 11-ю Заповедь, не фантазируйте. Православное учение одно, оно не зависит от политической конъюктуры. Будьте Христианином - и довольно. "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". А если человек постоянно проклинает СССР или ещё что-то, то в нём действует страсть т.е. диавол в очередной раз обвел его вокруг пальца, под "благочестивым" предлогом.
Бывалый 21/02/2011 в 21:11:23
Сергею.
"Нельзя смешивать политические взгляды и христианскую жизнь" - что верно, то верно. Именно по этой причине следует понять, что СССР был неизбежной ступенькой вниз к РФ, а "нынешнее моральное состояние общества" подготовлено теми, кто в Бога не верил и не верит. И РФ тоже является только ступенькой вниз для тех, кому "Можно любить по-человечески кого угодно: Екатерину Вторую, Петра Первого, Сталина, это не религиозный вопрос, не грех, понимаете?"
Понимаем. Что если человек при крещении наплевал на сатану и его злые дела, и сочатовался Христу Богу, то для такого человека (христианина) не существует "не религиозных вопросов". А ежели появляются таковые вопросы, то либо сей несчастный не христианин вовсе, либо находится в бесовском обольщении. В этом состоянии души человек не понятно кого благодарит: "В СССР мы все получили образование, уже за это спасибо". Христианин скажет: слава Богу за то, что при беззаконии, превосходящем всякую меру человеческую во времена бесбожного СССР, Господь Бог явил нам окаянным божественное терпение, Желающим всем человекам спастися и в разум истины приити. Что до упомянутого Вами образования, то сея "образованщина" яйца выеденного не стоит. Спросите у кого-нибудь из "образованных": а кто и что им возят из Израиля на Пасху в Россию в олимпийском фонаре? И таки Вам все станет ясно с СССР.
Сергей 18/02/2011 в 20:44:13
Бывалому.
Рад, что Вы понимаете это: Вот Россiйская Имперiя - другое дело. Хотя именно в ней лежат корни сегодняшних событий. Но если Вы довольны нынешнем моральным состоянием общества, то хочется Вас пожалеть. Нельзя смешивать политические взгляды и христианскую жизнь. Можно любить по-человечески кого угодно: Екатерину Вторую, Петра Первого, Сталина, это не религиозный вопрос, не грех, понимаете? В СССР мы все получили образование, уже за это спасибо.
P.S. СпасиБо за совет. У меня прекрасное настроение, легко и радостно на душе, не беспокойтесь; слава Тебе, Господи!
Бывалый 18/02/2011 в 12:46:42
Уважаемый Сергей. Каждый волен восторгаться теми идеалами, кои ему ближе к сердцу. Лично мне Вами уважаемый С.С.С.Р., создание которого планировало разрушение Россiи с теми последствиями, свидетелями которых мы являемся, вовсе не близок. Вот Россiйская Имперiя - другое дело. Хотя именно в ней лежат корни сегодняшних событий. По сей причине еще раз напомню Вам, что христианину важно одно - чтобы Господь Бог не отверг его бессмертную душу. Прочтите житие Иоанна Русского - может Вам легче станет. Лично азъ грешник всем доволен, кроме своих дел. Спаси Господи люди Твоя.
Cергей 12/02/2011 в 17:00:06
Бывалому.
Знаете, Вы мне напомнили эпизод из советского кинофильма, когда Шурик ударяет шпагой Балбеса и течет кровь... Шурик плачет, роняет шпагу, Балбес убегает. А потом оказывается, что это не кровь, а спиртной напиток! Именно такого эффекта и добиваются борцы с историей. Чтоб мы смутились, руки вверх подняли и - "покаялись"...
Не выйдет, господа хорошие, и не таких мы видывали! Да, в СССР творили ужасное, но ныне все - и жертвы, и палачи - пред Судией стоят. И довольно. Точка. О том, как надо относиться к историческим событиям христианину можете почитать в книге Никодима Святогорца "Невидимая брань". Увлекаться такими помыслами и брать их в сердце нельзя!! Нужно жить по христиански, и довольно строго, ибо мы не имеем духовного потенциала.
В первом комментарии аз грешный погорячился, надо было то самое сказать покорректнее. Но суть одна: надо быть Православными людьми, а не сектантами-"покаянниками". Думать больше о настоящем, а не о прошлом. Отречение от своего прошлого есть душевный суицид, его следствие - экзальтация, манихейство (вера в то, что страна сотворена "злым богом" - "демоном коммунизма"), потеря трезвомыслия, путаница понятий, бессовестность. Защищая историю, защищаем святоотеческое учение о покаянии и аскезе, как ни парадоксально.
Уважаемого Григория отнести к "балбесам" никак нельзя. Знающие мя грешного лично вряд ли назовут мя трусом. Так что Ваш намёк - мимо цели.
Всех благ Вам, простите Христа ради, низко кланяюсь, р. Б. Сергий.
Бывалый 02/02/2011 в 13:19:42
Уважаемый Сергей, если у Вас происходит "путаница понятий", то это добрый признак, напоминающий Вам о том, что Вам следует исповедать Ваши нераскаянные грехи и поработать над собой для спасения души.
Сергей 20/01/2011 в 20:43:57
Насчет отлучений - Вы правы. Относительно идолопоклонства - не хочется спорить здесь... всё же есть СВЕТСКОЕ и есть РЕЛИГИОЗНОЕ, к идолопоклонству относится только второе, иначе происходит путаница понятий. Русские Православные люди праздновали праздники, которые корнями уходили в язычество, но это не почиталось демонослуженьем. Лично яз не думаю, что мы пред концем света живём, ещё Китай непросвещенный... Это от Бога только зависит. Спаси Господи. Простите.
Григорий 12/01/2011 в 15:14:33
Сергию:
ЦИТАТА: "А в будущее России верите? Азъ грешный, надеюсь."
Повторюсь, что ни в будущее остатков от России, ни в светлое будущее человечества не верю, но верю в Бога.
ЦИТАТА: "Но нельзя одновременно проповедовать Православие и говорить про старых людей, что они "идолопоклонники" и прочие безумные глаголы."
Если старые люди являются идолопоклонниками, то как же их прикажете именовать? Особенно, если "старые люди" и не очень старые кланяются прообразу Геены огненной - т.н. "вечному огню"? Возраст человека красит только тогда, когда человек кланяется Единому Богу, а не сатане.
ЦИТАТА: "Это элементарное несоблюдение 5-й Заповеди."
Ваши родители - только Ваши, но не мои.
ЦИТАТА: "И, потом: всё ж так и вышло: начались все эти катастрофы, и общественное мнение относительно СССР стало более адекватным. А за рассужденья про "Египетский плен" и "должны отмереть", коим грешат многие "церковные" люди, надо б на годок-другой от Причастия отлучать. Всего Вам доброго."
Стоило бы действительно придерживаться духовенству Правил Святых Апостол и вообще Правил Церкви. Лично азъ грешник был бы рад, когда бы меня за комсомольское прошлое отлучили бы от причастия - понимал бы, что Церковь Свята. Ан нет, теперь для некоторых "некоторые Правила не работают". Вам же, уважаемый, напомню, что предложения о прещениях могут исходить только от духовенства.
Cергей 12/01/2011 в 12:05:50
Григорию
А в будущее России верите? Азъ грешный, надеюсь. Но нельзя одновременно проповедовать Православие и говорить про старых людей, что они "идолопоклонники" и прочие безумные глаголы. Это элементарное несоблюдение 5-й Заповеди. И, потом: всё ж так и вышло: начались все эти катастрофы, и общественное мнение относительно СССР стало более адекватным. А за рассужденья про "Египетский плен" и "должны отмереть", коим грешат многие "церковные" люди, надо б на годок-другой от Причастия отлучать. Всего Вам доброго.
Григорий 10/01/2011 в 14:04:31
Сергию.
ЦИТАТА: "...поругание истории ХХ века, вплотную смыкающееся с грехом Хама... Это борьба со Святым Духом от имени Христова, и поругание Промыслителя Отца".
Уважаемый Сергий, грех Хама заключался в том, что увидев упившегося хмельным, ранее неведомым Ною напитком из винограда, Хам стал смеяться над наготой отца и призвал посмеяться и братьев над отцом своим. Однако Сим и Иафет, взявши покров, спиною подошли к отцу, чтобы не видеть его наготы, и покрыли спящего Ноя. О какой же истории Вы глаголите? О той, про которую еще мало сказано, ибо власть в руках все тех же хамов? Не все преступления властвующих Шариковых еще открыты, да и откроются ли в мире сем? <...> Прочие глаголы Ваши оставлю без коментариев <...>.
ЦИТАТА: "...Но это - следующая страница отечественной истории."
Не все верят в СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, азъ, грешник, к примеру, верую в Господа Бога, а не в бред сумасшедших сатанистов, посему скажу, что нам, христианам, точно известно, что после пришествия "светлого будущего человечества" придет Владыка мира Iисусъ Христосъ судить живым и мертвым.
Cергий 21/09/2010 в 18:59:28
И всё же, и всё же.... Истинная проповедь Православия - жизнь по вере. Как говорил кто-то из древних Отцов: "Слово со словом борется, но кто опровергнет жизнь?" В древности сильнейшим аргументом в пользу истинности Христианства была жизнь христиан. Года три назад я беседовал с неверующим человеком, и он говорил: да, я соглашусь, что Бог един, что вероучение истинно, но... отчего в церкви такие злые люди? Нет, конечно это уловка, повод, однако как всё наоборот! Слово со словом борется, но кто опровергнет нашу... неправедную жизнь? В само "религиозное возрождение" 90-х была заложена бомба замедленного действия - поругание истории ХХ века, вплотную смыкающееся с грехом Хама... Это борьба со Святым Духом от имени Христова, и поругание Промыслителя Отца. В построенные храмы мало кто идет, а кто идёт - не обретают мир с Богом. Теперь страна, построенная поругаными от имени церкви (!) дедами, рушится, и только это спасет обманутые диаволом души от окончательного растления. Бедствия телес разбудят души. Но это - следующая страница отечественной истории.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О миссионерстве и некоторых миссионерах Православный журнал «Благодатный Огонь»

О миссионерстве и некоторых миссионерах

22.08.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

20.12.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о богословствующем диаконе Андрее Кураеве

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

31.12.2020
Протоиерей Александр Шаргунов

К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова.
«Красота греха» и современная культура

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

 

НОВОСТИ

11.01.2021
В ближайшие дни сайт «Благодатный Огонь» познакомит читателей с мнением некоторых священнослужителей о богословском содержании работ А.В. Кураева

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»