Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь

8.11.2010
Екатерина Домбровская-Кожухова



«Ходить царским путем, измерять поприща и не быть беспечными», – так учил, по свидетельству Древнего Патерика, авва Вениамин, которого называли еще и новым Иовом, поскольку он, будучи мучительно и неисцельно болен, сохранял необыкновенное благодушие, и еще умудрялся врачевать и других. Как и многие святые обоедеснорукие отцы, авва Вениамин опытно знал, что для душ, имеющих доброе произволение, из всего горького и мнимоскорбного можно и нужно извлекать благую и спасительную пользу, поскольку это есть непременное условие непреткновенного следования по спасительному пути, названному Царским и заповеданному нам Самим Господом Иисусом Христом.


1.


После выхода целой серии информационных сюжетов и репортажей на телевидении и, в особенности, после эфира двух больших и популярных передач первого канала «Пусть говорят» и «Человек и закон», вышедших в эфир в один и тот же вечер 28 октября 2010 года, противоборство обвинителей и защитников Свято-Боголюбовского монастыря Владимирской области не только выплеснулось из местных епархиальных рамок, но захватило уже, благодаря масштабам телевидения, миллионы телезрителей, включая, разумеется, и тех из них, кто никогда даже и свечки в храме не ставил.

Мiр, как известно, падок на скандалы, ему только дай подглядеть сквозь замочную скважину в чужую жизнь, – так извращает он, как, впрочем, и все остальное, изначально доброе стремление человечества к единству, что и используют на полную катушку, уже не заботясь ни о каких-таких единствах разнообразные мастера PR и прочие современные властители дум. А тут еще городу и мiру внезапно приоткрылась не просто изнанка такой же, как у всех, обычной жизни, а бытие запретное, сакральное, таинственно-монастырское и потому сугубо привлекательное для любопытствующих глаз обывателя.

Нужно ли говорить о том, каким раскатистым эхом отозвались в общественном сознании события, которые вот уже больше года сотрясают жизнь тихой обители, сколько вреда принес этот «испорченный телефон» (испорченный еще и потому, что изначально ход событий провоцировался отнюдь не добрыми и миротворческими намерениями, но крайне агрессивно, со злобой и нечистыми методами…) множеству еще невоцерковленного народа, и в особенности тех, кто только начал делать первые шаги на пути к храму.

Какая же духовная польза может быть извлечена из этих печальных событий? О каком духовном выигрыше можно говорить, когда противостояние противоборствующих сторон – обвинителей и защитников обители, достигло уже такого накала, что бурлящий котел взаимных обвинений стал выбрасывать свою огненную лаву теперь уже и в широкий внешний мiр, ставший, наверное, впервые свидетелем подобного извержения, когда на их глазах столь скандально и жестоко подвергалась бы поруганию честь Русской Церкви.

Есть такое понятие как навигационное предупреждение, которое используют в мореплавании и воздухоплавании ради того, чтобы странствующие в водах и в облаках заблаговременно готовились к штормам и бурям и прочим капризам стихий. Выскажем предположение, что и Боголюбовский узел проблем завязался тоже не случайно, и, несмотря на все горькие сопутствующие моменты, опять же, как и все, что попускается нам Богом, – завязался несомненно ради извлечения нами пользы – ради услышания вот этого самого навигационного предупреждения.

Какие же уроки, предостережения и предупреждения должны мы были бы извлечь из столь негативных событий?


2.
 

После выхода в эфир 28 октября упомянутых передач 1-го канала телевидения у многих зрителей отношение к Боголюбовским «страданиям» резко изменилось. Приоткрылась во всей своей неприглядности изнанка скандала, несомненно испирированного со стороны, и имеющего далеко не одну только духовную подоплеку, хотя для нас сейчас именно духовная подоплека важнее всего. Миллионам зрителей был явлен подлинный облик одного из самых активных зачинщиков нынешнего второго витка скандала – суздальского священника-растлителя несовершеннолетних девочек Виталия Рысева, который так же, как и в первой серии боголюбовских событий, когда в авангарде скандала выступал о. Максим Хижий, вовсе не случайно принял на себя роль «застрельщика». За тем и другим прорисовалась и неоднозначная фигура игумена Сергия (Рыбко), являющегося духовником священника Виталия Рысева и главным обвинителем монастыря и его духовного наставника – архимандирита Петра (Кучера), ветерана войны, фронтовика, беззаветного патриота и духовного руководителя многих душ не только в монастыре, но и в мiру. Впечатление на церковный народ, на людей близ Церкви стоящих, все это произвело ошеломляющее. Вспомнилось, как несколько лет назад в День Победы 9 мая (!) в прямом эфире радио «Радонеж» тот же игумен Сергий (Рыбко) в течение целого часа буквально истязал сердца потрясенных радиослушателей, вознося дифирамбы движению генерала Власова.

Согласитесь, что и самые закаленные сердца телезрителей не могли не дрогнуть, когда на их глазах затянулся этот крепкий узел. После телепередач, подталкиваемый естественным ходом вещей, не мог не зародиться вопрос о том, кто же так злостно и коварно хотел навредить – и преуспел в том! – достоинству и репутации Русской Православной Церкви, при этом, несомненно, действуя из каких-то своих своекорыстных побуждений. Многие стали понимать, что желаемая определенными кругами – в том числе и церковными, расправа с монастырем – есть лишь вершина айсберга. А под ним – уже такая чернуха, что и говорить о ней – не всякое перо выдержит и не всякая бумага стерпит.

Тем временем заложником этого противостояния стали не только запутавшиеся в конец в своих противоречивых показаниях девочки-подростки, на которых без боли смотреть было невозможно, но и весь церковный народ, поскольку за столкновением «обвинителей» и «защитников» монастыря с самого начала стали четко просматриваться очертания гораздо более серьезного, глубокого и системного кризиса, достигшего уже чуть ли не предельных степеней – внутрицерковного противостояния «левых» и «правых».

С одной стороны – «неообновленцев», возымевших страстное желание «переформатировать» тысячелетний строй жизни Русской Православной Церкви в сторону «лайт»-православия, обмiрщения Церкви, более активной адаптации ее к светской и политической жизни (почему они сами себя и стали именовать «политправославными»), причем далеко не всегда сугубо духовными и церковно принятыми способами. Эти активные модернизаторы, реформаторы или перестройщики церковного бытия и затеяли всю эту «разборку» с Боголюбовым, воспользовавшись подвернувшимся им в прошлом году под руку семейным конфликтом Теленковых, дочь которых ушла в монастырь против воли родителей. Тут подоспело и обсуждение проблемы ювенальной юстиции, и целый ряд других грядущих событий, к которым прорабам перестройки в Церкви очень хотелось подверстать и Боголюбовский конфликт.

С другой стороны в отряд защитников монастыря вошли люди, близкие патриотическому лагерю, называемые их оппонентами «традиционалистами», «криптораскольниками», «опричниками», «миссиофобами» и «ревнителями», нередко «царебожниками», «инненистами», «диомидовцами», а в последнее время, с легкой руки миссионера в законе протодьякона Андрея Кураева, умеющего как никто ловко и бесстрашно клеить налево и направо ярлыки, – и сектантами.

Надо добавить, что ни о каких взаимных уступках, компромиссах и попытках поисков взаимопонимания тут и речи не могло быть по причине полной духовной несовместимости этих церковных группировок.

Однако следует признать, что и духовное самосознание некоторых защитников Боголюбова не избегло искажений и поражений, причем весьма серьезных, – напомним, что Царский путь исключает сползание как на левую, так и на правую радикальные обочины, расценивая их не как духовные уклонения, но как духовный блуд, или, выражаясь еще жестче, вслед за святыми отцами, как «волчий путь».


3.
 

Святоотеческое понятие Царского пути – великая и исключительно духовно постигаемая тайна и определяется это понятие не как банальная серединная линия, а как новая жизнь, в которой богословское сознание, аскетическая практика и стихия благочестия гармонично сочетаются в высоком духовном единстве, подобном единству Святой Троицы. Это единство не может произвольно трансформироваться в зависимости от превходящих человеческих воль и похотений, от их страстно окрашенных приятий-неприятий. А крайности к сожалению присущи и консервативному течению в Церкви, так называемым «правым» – это в первую очередь неправославное учение о «Царе-искупителе» – т.н. «царебожие». И это с горечью следует признать, если мы хотим оставаться верными чистоте православного вероучения. По своей сути – это тот же соблазн «политправославия» только с принципиально противоположным знаком: мифы и ожидания «царя-победителя» (эти еретические воззрения мы разберем ниже), всенародные чины покаяния, и проч. – могут быть описаны и поняты как естественная реакция народного благочестия на расцветающий пышным цветом в последнее время экуменизм и церковный модернизм (про другие, ничуть не меньшие искушения современного церковного бытия мы просто здесь не имеем места говорить), как естественная защита корневых понятий и святынь православной веры (к примеру, то же монархическое сознание, которое есть непременное следствие и компонент миросозерцания иерархического, церковного, но в уродливом варианте перевоплощающийся в «монархизм», феномен чисто политический, который на равных правах пытаются ввести в духовно-церковную жизнь православия иные ревнители не по разуму).

Славянам, и в особенности людям простым и глубоко верующим, всегда была свойственная некая мифологизации сознания, которую порождала и несомненная горячность веры, глубокая жизнь сердца, воспитывавшегося на образах и символическом языке Евангельских притч, на текстах достопамятных сказаний о святых отцах, на житиях, исполненных чудесами и высокой мистикой. Именно эти замечательные свойства православного миросозерцания, которые порождали и в России, и в Сербии, и в Румынии множество вышедших из среды простого народа подлинно великих подвижников благочестия, нынче являются объектом откровенного глумления со стороны левых церковных либералов и протестантствующих рационалистов. Тем более, что к концу XX века в силу его трагических событий это мифологическое сознание претерпело немалые трансформации в нашем народе. Люди, возвращавшиеся в конце прошлого века к Богу, начинали свой путь, не успевая и не имея реальных возможностей для обретения прочного фундамента настоящего духовного воспитания в святоотеческих традициях, того фундамента, который наши предки несомненно в массе своей имели – сам воздух, сама среда старинной русской жизни были пронизаны подлинным духом православия. Народ постигал дух православия и его основы с молоком матери, уча родной язык по Псалтири, пребывая в храме с раннего детства, принимая Заповеди Божии как единственно верные и святые образы поведения, мышления и чувствования. Даже те, кто сегодня «разносит» великую русскую классику за маловерие, должны сказать ей спасибо, что она оставила нам потрясающие документальные свидетельства о том, каким был в действительности наш народ, какова была его вера и духовные идеалы.

Пока вот этот природный и наследственный мистицизм и мифологичность народного сознания хранился на прочном фундаменте богословия, аскетической практики и благочестия, можно было надеяться на сохранение и Царского пути – да ведь и какие к тому же были тогда отцы – опытные пастыри, высокодуховные наставники, воспитатели у народа… Но когда все это изничтожилось, а души людей получили чудовищные повреждения, вся это мифологичность «детской веры» повисла в воздухе. Опору в подлинном духовном делании найти было трудно. И поучить-то как следует народ было некому, и главное – направить его шествовать Царским путем (а это путь послушания Кресту Господню), а народ стал самостийным, своенравным и непослушным в церковном понимании. А во внешних делах светской политики с ее вечными «сражениями за истину» адаптироваться было куда легче. Произошла духовная подмена, незаметное внутреннее духовное делание стало вытесняться внешними эффектными его суррогатами, а суррогаты в свою очередь вновь стали укреплять эту самость, своенравие и самочиние. Лечить же эти уклонения ничуть не легче, чем безлюбовный эгоистический скептицизм либерального церковного сознания, пропитанный к тому же книгами кумира нынешних реформаторов прот. Шмемана, у которого нарушения Царского пути просматривается и в сфере богословского, и в сфере литургического сознания, и в сфере аскетики и, разумеется, в его очень своеобразном «благочестии».

Глубокий крен правых в политику, историю, идеологию, усердные поиски идеала вождя и проч. затеи не проходят бесследно. И вот уже мы видим, как на наших глазах крайности сходятся: те, кто мыслит свою духовную церковную жизнь, свое участие в Таинствах, в древних чинах богослужения как жизнь в вечности, незаметно для них перемещается в сферу актуальной политической борьбы – иными словами в шмемановский поток истории. Тут уж конечно, от правых рукой подать до левых, только внешние приметы и детали не совпадают, и намерения, конечно, разные (что, разумеется, очень важно). Но соскальзывание с Царского пути на обочины не может обойтись без духовных травм, поражающих внутреннего человека и искажающих в конце концов и чистоту его намерений. В результате путь ко Христу искажается, кресты – самовольно заменяются. Происходит деформация богословского сознания, откуда и один шаг до появления ересей.

Но вернемся к конкретным фактам противостояния вокруг «Боголюбовского узла»…


4.
 

Действительно, немало горючих материалов подлил этот конфликт в костер внутрицерковного противостояния. Тематика эта заполнила печатные и электронные СМИ, прописалась в церковных притворах, произведя множества ссор и разделений внутри приходов, привела даже и к немалому числу пострадавших – не только душевно, но и физически. Ведь для большинства рядовых прихожан Церковь – это самое дорогое, что только есть в их жизни, и когда они становятся свидетелями столь нелицеприятного раздрания на глазах у разцерковленного обывателя церковных завес, разрывания живой ткани святой для них церковной жизни, оплевывания многовековых традиций и благочестия, – у искренних верующих не в переносном, а в самом прямом смысле начинают раздрываться сердца. Ведь не так просто дойти до глубин и подоплек нынешнего противостояния правых и левых, все осознать, во всем разобраться…

В результате Боголюбовского конфликта неожиданно предоставился так долго ожидаемый и наконец, подвернувшийся для левых либералов повод унизить и высмеять правых, людей сугубо преданных Церкви, чувствительных, по-детски верующих (пусть и ошибающихся), и их традиции – вплоть до того, что лихо и бесцеремонно поставить под сомнение то, что несомненно уже относится к сфере Священного Предания. Традиционалистов-консерваторов сейчас шельмуют как устаревших и выживших из ума, как людей неполноценных социально, не карьерных, не практичных, – своего рода лишних людей (о чем и Сам Господь предупреждал Своих учеников), в то время как «политправославные» агитаторы церковного обновления (они же, как правило, именуют себя «миссионерами») в восторге от своей «современности», встроенности в современный мiропорядок и элиту, от своей укорененности в истории и социуме, от своей практичности и мiрских успехов, от своего гордого «интеллектуализма» (к духовности и церковности никакого отношения не имеющего), в то время как их оппоненты, которые таковые ценности не разделяют и не желают их вообще иметь и потому абсолютно не дорожат ими, являются с их точки зрения маргиналами и лузерами.

Обновленцы не скрывают, что с нетерпением ждут скорейшего ухода с церковной сцены этого неугодного им церковного контингента, чтобы их «миссионерская церковь» как можно скорее очистилась от этого консервативного «гноя».

Все это есть ни что иное, как нарастающие центробежные тенденции, которые определяют во многом нашу сегодняшнюю церковную жизнь. Эта динамика противостояния уже вышибла очень многих людей на обочины церковного бытия: многие уходят из Церкви, все меньше оставляя надежд и для тех, кто хотел бы пересидеть лихие времена, удержавшись любой ценой в желанной серединке. Напомним еще раз, что великий Царский путь – не политика и не идеи, и не схемы и не системы, а святая жизнь по образу и в подобие Святой Троицы. Богословское сознание, аскетика и благочестие – и ни одно из этих трех не может быть опущено или урезано, преувеличено или преуменьшено.

Les extremites se touchent, – крайности сходятся, – говорят французы, свидетельствуя о парадоксальном сходстве радикальных позиций. Увы, и в духовной жизни эта максима Блеза Паскаля сохраняет свою силу. А вот и примеры с той и другой стороны…


5.
 

В день выхода в телеэфир упомянутых выше телепередач протодьякон Андрей Кураев так «озвучил» позицию левого фланга:

«Я бы не советовал направлять детей в Свято-Боголюбовский монастырь, даже если бы их там носили на руках. Этот монастырь – малоканоническое, нетрадиционное образование, поскольку церковный канон запрещает совместное проживание лиц мужского и женского пола в такого рода монастырях. А здесь игумен Петр (Кучер) игуменствует в женском монастыре» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37989).

Озвучить-то о. Андрей озвучил, но как-то странно: никто доселе не слышал об игуменстве в Боголюбовском монастыре архимандрита Петра (Кучера). В настоящее время в монастыре настоятельницей является монахиня Георгия (Курчевская), а архимандрит Петр (Кучер) является духовником обители и настоятелем монастырских храмов. Мог ли не знать этого протодиакон? Скажем так: вполне мог знать, но не знал, так как никогда в Боголюбове не бывал. Что не помешало ему преступить с той же хлестаковской легкостью и 9-ю Заповедь: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна», настолько хотелось нашей церковному топ-миссионеру ради этого противостояния опорочить в глазах священноначалия насельниц монастыря, их игумению вкупе с духовником. По словам о. Андрея собравшаяся вокруг отца Петра община (то бишь монастырь) «готова приветствовать любые сплетни, лишь бы в них негативным образом представал образ патриарха».

Ну не пакостный ли это донос, не сплетня ли?

Если бы отец Андрей в Боголюбово съездил, он бы убедился, что в Боголюбове всегда и за каждым богослужением благоговейно поминается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Верхоглядство и безответственность не помешали отцу Андрею не только возвести на обитель напраслину, но лихо и бездоказательно осудить опыт ее жизни как «маргинальный» и противопоставить практике Боголюбовского монастыря в качестве положительного примера – деятельность приюта для мальчиков в Раифском монастыре Татарстана:

«Меня поразило, что на песенном конкурсе в Казани его воспитанники пели под гитару обычные песни про девчонок и про любовь, и только одну – на церковную тему» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37989).

Воистину новую, поистине модернистскую ценностную иерархию презентовал тут отец протодиакон в качестве новых критериев оценки деятельности церковных приютов. Доказательство от противного – хочешь петь про любовь и девчонок под гитару – иди воспитываться в монастырь.

Мода, как и талант, и красота – «страшная сила». Явили мiру наши неообновленцы моду на церковное вынянчивание отнюдь не спешащих приступить к подвигу покаяния рок-музыкантов, и настолько захватили этим наши впечатлительные богословско-миссионерские умы, что наличие юных рок-исполнителей в церковных приютах теперь уже классифицируется как однозначно положительный и достойный подражания пример «здравой монастырской педагогики».

Все это смотрится очень дико. Ведь из детей православные педагоги должны воспитывать людей, которым привиты спасительные навыки жизни, а не рок-исполнителей! Не лишнее было бы сегодня вспомнить таковым обновителям церковной жизни, что практика монастырского или шире – церковного воспитания детей существовала в России уже более двух веков. Она пришла, между прочим, к нам из Европы, где всегда и в самых аристократических домах считалось хорошим тоном воспитывать детей в пансионах при монастырях, что вовсе не мешало, конечно, потом их воспитанникам мгновенно адаптироваться в бурных волнах житейского моря, хотя несомненно, что институтки не разучивали кафешантанные песенки в стенах институтов.

Как правило наши институты и училища благородных девиц, сиротские приюты создавались в России на базе опыта католических и протестантских учебных заведений. Вводили эту практику императрицы и великие княгини, в основном не русского происхождения. Разумеется, и педагоги преимущественно были иностранцами, которые представляли чуть ли не все католические ордена, а педагогический костяк составляли известные в то время воспитатели-протестанты.

Добрым словом надо было бы вспомнить на этом фоне наши замечательные епархиальные училища, в большинстве своем дававшие детям основательную как нравственную, так и житейскую подготовку.

Можно было бы, ратуя за чистоту православия, предъявить к тогдашней педагогической системе претензии духовного плана, но нельзя не сказать, что эти заведения монастырского типа выпускали людей очень крепко стоящих на ногах, воспитанных, хорошо образованных, получивших важнейшие трудовые и педагогические навыки и, как показала жизнь, доказавших это в самых тяжелых обстоятельствах гонений, лагерей и ссылок XX века, являя чудеса настоящей духовной выносливости.

Сегодня наша Мать-Церковь пытается возродить эту традицию: с большим трудом, с крайне ограниченными возможностями, преодолевая к тому же неистовое сопротивление многих мирских госструктур, о чем свидетельствует настойчивое сопротивление Минобразования и других крупных чиновников всем этим церковным начинаниям. И история с приютами в Боголюбовском монастыре тому подтверждение.

Не случайно в те же насыщенные «телесенсациями» о Боголюбове дни последовало заявление руководителя юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) о том, что «конфликт в Свято-Боголюбском монастыре используется Минобрнауки России в целях ограничения права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В своем комментарии мать Ксения, в отличие от отца Андрея Кураева, опиралась на фундаментальные ценности Православия:

«Деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся для попечения родителями, неотъемлемо связана с православным вероучением и потому не противоречит целям его совместного исповедания и распространения. Данная деятельность является традиционной для религиозных организаций Русской Православной Церкви (прежде всего для монастырей). Она осуществляется безвозмездно (на благотворительной основе)» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38006).

Целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь, – так можно подытожить характер действий левых политправославных застрельщиков, которым нужны были великие скандалы, безумного противостояния ради, а не, выражаясь по-столыпински, великое духовное возрождение России.


6.
 

В последние дни октября 2010 года в Москве состоялся митинг в защиту Боголюбова, на котором и в устных выступлениях и в надписях на плакатах прочитывалось главное – обращение к Патриарху за помощью и заступлением. Однако искушения поджидали теперь уже с правой стороны: комментируя это событие, известный своими праворадикальными позициями сайт «Москва – III Рим», который общественное мнение почему-то связывало непосредственно с Боголюбовским монастырем, охарактеризовал эти обращения как «сыновнюю резолюцию». Хотя трудно себе представить, что же это есть за фигура такая словесная – «сыновняя резолюция» и какие такие дети обращаются к отцам… с «резолюциями»?

Однако на сем сайте этим не ограничились, а предложили и нечто вроде своего собственного проекта резолюции, предъявив Патриарху Кириллу самосочиненный ультиматум:

«Верующие дали патриарху последний шанс показать, что он патриарх, а не наемник! Большинство из нас уверены, что он проигнорирует церковную паству. Но шанс есть шанс. Если он его упустит, то мы его окончательно опустим! СТАНЕТ КАК ЯЗЫЧНИК И МЫТАРЬ ! Все убедятся в том, что мы – его критикующие – ПРАВЫ» (http://www.3rm.info/...zashhitu-svyato.html).

И хотя ультиматум этот был вскоре, благодаря возмущенным репликам верующих, сокрыт или стерт, оставшись только тысячу раз перепетым, скопированным в «левых» жж-блогах, большего вреда Боголюбову, и далеко не только Боголюбову, нанести было, наверное, невозможно. Разве что, приняв за основу мысль о том, что сие обращение есть самая обыкновенная и неприкрытая провокация. К сожалению, к этой мысли подтолкнуло и изучение содержимого самого сайта «Москва – III Рим»…

Рядом с этой «сыновней резолюцией» мы обнаружили и доморощенный «акафист Царю-искупителю», свидетельствующий о процветающей в рядах создателей этого сайта ереси царебожия, в которой недоброжелатели обвиняли и Боголюбовский монастырь. Что же это за ересь?

Достопоминаемый мученик за Христа отец Даниил Сысоев точно определил ересь царебожия, согласно которой мученическая смерть императора Николая II будто бы искупила грехи России и всего русского народа. Отец Даниил справедливо писал, что называть царя-мученика Николая II «царем-искупителем» – есть богохульство и самое возмутительное заблуждение (см. подробнее: http://www.blagogon.ru/articles/72/). Он указывал, что корни этого лжеучения уходят в хлыстовство: оно переносит на людей смертных только Одному Христу Спасителю присущие Божественные свойства. «Можно даже генеалогически связать появление этой доктрины с послереволюционными сектами хлыстов-николаевцев, – подчеркивал отец Даниил, – считавших царя Николая воплощением Бога Отца… Человек, искренне считающий императора искупителем, не может быть христианином, ибо тем самым он считает, что дело Господа было неудачно и потому нуждается в дополнении. Голгофа не смогла спасти русский народ, и Богу потребовалась еще одна жертва, которую Он принял в лице царя».

Конечно, здесь не место вдаваться в доскональный анализ того, на какой почве человеческих заблуждений возникла в Русской Церкви царебожническая ересь, которая внушала и внушает своим адептам, что «Царь после победы над антихристом (!) будет вначале производить свой царский суд над врагами Православия и уж только после этого (!) будет Страшный Суд Христов», – писал протоиерей Петр Андриевский в журнале «Благодатный огонь» (http://www.blagogon.ru/articles/232/).

Там же о. Петр Андриевский разъяснял, что в отличие от многих православных, ожидающих возвращения на Российский Престол православного Самодержца, царебожники учат, что грядущий царь будет именоваться уже не удерживающим, а «царем-победителем» – победителем самого антихриста! Мол, вот придет царь, наведет наконец порядок в разворовываемой стране, а заодно и в Церкви, потом объединит всех славян, а так как это будет как раз во времена антихриста, то царь поведет свою могучую армию славянских племен на антихриста, одолеет его и победит, войдет победоносно в Иерусалим, расправится с антихристом, казнит всех изменников России и врагов Православия, и вот вам и Царство Божие уже здесь на земле. В этом у сторонников ереси царебожия открыто проявляется осужденное Церковью учение хилиазма, т.е. своеобразный «православный иудаизм».

Однако верные православные христиане научены веровать как учит Церковь. Христос не обещал нам победу здесь на этой грешной земле, а только скорби и страдания, которые, благодушно перенеся здесь, наследуем победу там, в Его Царстве, которое не от мiра сего.
Да и разве мы слышали из уст отца Петра (Кучера) что-либо подобное из набора вышеописанных царебожнических фантазий: про «царя-искупителя», искупившего вместо Христа Спасителя грехи русского народа, или же про «царя-победителя», победителя самого антихриста, опять же вместо Христа? И это при том, что без всяких на то оснований оппоненты «сливали» и ссыпали на Боголюбово (и продолжают это делать) все мыслимые и немыслимые обвинения: и царебожничество, и противостояние ювенальщикам, и критику блудника Виталия Рысева, чтобы тут же, все это выворотив наизнанку, выдать по примеру Андрея Кураева и политправославных агитаторов в качестве очередного «нападения на Патриарха».

Боголюбово в ответ на все эти «сливы» долго предпочитало не вступать в перебранку, продолжая жить в своем обычном размеренном монашеском ритме. Но, в конце концов, на своем сайте Свято-Боголюбский монастырь публично отмежевался от воздвизаемых на обитель ересей:

«Уважаемые посетители сайта! В ряде электронных СМИ периодически появляются сообщения о том, что официальную позицию Свято-Боголюбского монастыря отражает Интернет-сайт “3 Рим” и некоторые другие сайты. В ответ на это, Попечительский совет обители заявляет, что у Свято-Боголюбского монастыря нет СМИ, которое было бы официальным органом монастыря, отражающим его позицию по общественно значимым вопросам. Главное монашеское делание – молитва, а не журналистика» – говорится в заявлении сайта Боголюбовского монастыря (http://sv-bogolubov.ru/index.php).


7.
 

Итак, крайности сходятся… Заповеданный нам святыми отцами Царский путь, – это путь умеренного внутреннего делания, охраняющего верующего человека на его пути ко Христу от подобных соблазнов и подмен, путь, на котором он обретает наполнение своей духовной жизни настоящим духовным содержанием, которое поглощает его всецело. Таковому уже не нужно – разве только за послушание Богу – искать заполнения своих внутренних духовных пустот в мишуре внешней деятельности, псевдоборьбы и бесконечной политической суеты. Центр жизни у такого человека в сердце. Там он ведет самые главные сражения, там служит и миру и ближним, побеждая и преодолевая с Божией помощью собственную испорченность. В то время как рядом на обочинах православия бушуют страсти, ожесточающие людей, раскачивающие их душевность, но никак не созидающие духовность, пробуждающие поистине революционные инстинкты и возвращающие этих людей к революционным формам и методам борьбы со своими противниками (что мы вкратце и пытались показать на примерах нынешнего противостояния). Все это заменяет подлинную духовную жизнь людей во Христе, – жизнь трудную, крестоносную, не эффектную, но оживляющую и преображающую человека, – ее социально-политическими суррогатами. Откуда же могут взяться у сопротивников подлинно церковные навыки преодоления конфликтов? И тем и тем нужно действительно мудрое и подлинно духовное, церковное врачество, которое, разумеется, не может быть заменено одним голым мирским администрированием.

Но заботы и внимания требуют сегодня не только те, кто соскользнул на обочины. Может быть, еще больше требуют помощи и поддержи те, кто все-таки, несмотря на соблазны, старается удержаться на Царском пути – в русле святоотеческих традиций и Предания. Эта середина, это церковное несомненное ядро сегодня подвергается нападкам как и слева, так и справа. Его искушают со всех сторон, как бы подталкивая скатиться на ту или иную крайнюю позицию, чаще всего политическую. Уклоняющийся подвергается обструкции и двойному прессингу, особенно мощному со стороны левых церковных радикалов. Большой надо иметь духовный опыт и закалку, чтобы выстоять в этом сражении между левыми и правыми циклопами и сохранить свою духовную индентичность, не соскользнуть на стезю правых искушений и не соблазнится пресловутыми обновленческими новшествами. Ведь модернизм может проявляться как слева, так и справа. Суть его, в самом простом определении – отрыв формы от содержания, обновление форм и через это насильственное внесение изменений в содержание, в духовную составляющую. В духовной сфере поиски каких-то новых идей, конструкций, жизненных ниш, ориентаций всегда сигнализируют о несомненной бедности, неправильности и пустоте духовной жизни человека, которому почему-то начинает недоставать обыденной и внешне неприметной, но исполненной внутреннего огня церковной жизни. Они уже подустали учиться у святых Отцов, исполнять Заповеди Божии, работать над собой, постоянно держать себя в покаянном настрое, смиряться и уступать, прощать и миловать других, а себя судить строго и нелицеприятно, быть невидимым, сереньким, тише воды и ниже травы, в то время как рядом масса шумит и клокочет страстями, делает карьеры, наслаждается жизнью, совершает преступления и перевороты, тусуется, делает шумные заявления и выступает, выступает и выступает…

Сражения «на Боголюбовском плацдарме» наглядно выявили всю разрушительную и бездуховную природу модернизма о двух концах, губительность и опасность радикальных противостояний, забвения Царского пути, а так же растерянности и неумения синодальных структур находить подлинно церковные и своевременные средства врачевания духовных кризисов. Сам ход событий вокруг Боголюбовского скандала подтвердил основательность подобной критики. Ведь как ни крути, как не верти, а работа прошлогодней церковной комиссии по первому раунду скандала оказалась несостоятельной. После того, как комиссия в прошлом и нынешнем году работала в Боголюбове, разбиралась там, выносила решения и «принимала меры», она автоматически стала одним из главных ответственных за то, что будет делаться в Боголюбове дальше. Если бы оказались правы рысевы и иже с ними, – то какую оценку можно было бы дать работе этой комиссия? Почему не разобрались, почему бросили на произвол судьбы Боголюбово, почему не сумели помочь, предотвратить, уврачевать, став тем самым соучастниками и попустителями того, что произошло позднее?!

С другой стороны... Если нынешние обличения Боголюбова, как и прошлые окажутся клеветой, то опять же в ответе та комиссия: почему не предусмотрела никаких профилактических мер, «не заметила» или не захотела заметить скандальную интригу, которая наверняка просматривалась уже тогда? Ведь уже в прошлом году очевидно было, что налицо явно продуманное и спланированное нападение внешних нецерковных структур на монастырь (правда руками некоторых церковных людей) с явным расчетом на разжигание широкого публичного скандала. То, что он вылился в сегодняшнее публичное шоу, уже принесшее огромный вред Церкви (из которого мы, тем не менее, пытались извлечь духовную пользу, как и заповедано нам святыми Отцами) – в этом невозможно не обвинить первую церковную комиссию, закрывшую глаза на эту разборку «мiра» с ненавистными ему «монастырскими святошами».

Сейчас, похоже, время уже упущено, и узел этот скорее всего не развязать. Но на то и попущены были эти события вокруг Боголюбова, чтобы ответственные лица, священноначалие Церкви воинствующей, земной, увидело бы в них, наконец, нечто вроде того самого навигационного предупреждения и нашло бы силы для духовного врачевания духовного же противостояния таким образом, как это всегда умела делать только наша Мать-Церковь. Мудро, с пастырской любовью и с духовной пользой возвращая кого только можно на Царский путь спасения, и оказывая поддержку тем, кто в условиях шторма все-таки старался не бросить весла и не сбиться с пути.

И напоследок несколько слов – вместо эпилога…


8.
 

Разве все мы, именующиеся христианами, не чувствуем, не помним из опыта жизни, как нянчит нас, грешных, как долготерпит каждого из нас и всех вместе Милосердный Господь? Не так ли и нам должно мыслить и жить? Но увы: у многих нынешних обличителей – обличительство, скорее, палаческое. Наверное, все-таки нельзя допускать малоопытных духовно людей к обсуждению острых духовных проблем. Соответственно и о духовной и пастырской опытности нужно иметь правильные представления. Нельзя профанировать церковную жизнь. Ткань этой жизни – не нами соткана. Все должны знать свое место. Журналистика и ее публичные методы в сложных церковных ситуациях не уместны, там действовать должна только Божественная Благодать, «немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». Потому-то и не теряет еще пока надежды сердце на милосердное и мудрое уврачевание больных, утишение страстей, и ограждение внутренней жизни Церкви от вулканических толчков, как слева, так и справа.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью
 - 
48
 /  - 
9
Комментарии:
Александра 22/08/2012 в 03:02:58
Прости меня Господи, не дай осудить, но по-моему дьякон Андрей Кураев "ради красного словца не пожалеет и отца..." Кокетничает, позирует и ораторствует. Для светского лектора института - блестящий ход, карьера обеспечена. Но для православного дьякона - ужасно. Во всех речах видно любование собой и безразличие к окружающим. Про отношение к Церкви и не говорю. Не чувствуется любви, боли за свою святую Церковь, желания помогать ближним. Полно, да православный ли он? Может быть уже нет? Его язык чужд. Его шутки оскорбительны. Его ласковые высказывания вызывают тошноту и желание пойти и помыться. Что же такое творится ? А Боголюбовский монастырь защитит Божья Матерь. Бог поругаем не бывает!
Евгений Сергеевич 17/11/2010 в 21:15:46
Хорошая статья. Давно хотелось услышать подобное мнение. Владимиру Юрганову: букву "i" используют для того, что бы отличить мiр людского от мира душевного.
Владимир Юрганов 10/11/2010 в 10:16:29
очень хорошая статья. объясняющая многое. монастырь этот просто стал катализатором противостояния еретическим тенденциям, сам оставаясь твердыней Православия. только как всегда - каждый раз спотыкаюсь о букву i в слове мир. к чему это кокетство? ладно уж, придется простить
Галина Борсуковская 10/11/2010 в 02:38:42
Внимательный, доскональнейший анализ весьма неоднозначной ситуации провела Екатерина Домбровская. Как-будто на наших глазах терпеливо, ниточка за ниточкой, распутывался сложно-запутанный узел. Надеемся, что вот таким же образом - и внимательно, и взвешенно, а главное - с такой же любовью и пониманием разберутся в проблеме церковные власти.
А. И. Орехова из г. Владимира 09/11/2010 в 17:15:07
"По словам губернатора Виноградова проверка в Боголюбове не обнаружила подтверждения фактов жестокого обращения с детьми. Он призвал Церковь разработать единые правила пребывания детей и подростков в монастырях" – о чем сообщило во второй половине дня 9 ноября сего года агенство ИНТЕРФАКС- РЕЛИГИЯ: «Рабочая группа не выявила в действиях монахинь Свято-Боголюбского монастыря Владимирской области фактов жестокого обращения с детьми, которые содержались при обители», - заявил глава региона Николай Виноградов. Выступая во вторник на пресс-конференции во Владимире, он сообщил, что рабочая группа, созданная по его распоряжению, приступила к работе после публикации в СМИ заявлений нескольких воспитанниц бывшего приюта. Губернатор высказал мнение, что церковным властям необходимо разработать единые правила пребывания детей и подростков в монастырях. "Было бы правильно, чтобы дети, живущие в монастырских приютах, обучались в общеобразовательных светских школах", - такова точка зрения владимирского губернатора.
Автор публикации 09/11/2010 в 13:14:52
Виталию Смирнову: спасибо на добром слове, однако хочу подправить Вас, простите меня, немного - я против глобальных обобщений. И таких: "Боголюбово - это Церковь". Да еще с заглавной буквы. И таких: "тут вопль сердца, и плачь ...за многострадальную нашу Православную Церковь вкупе". Автор на такое не дерзал даже в помыслах. Если протодиакон А. Кураев придумал передачу "Со своей колокольни" и оттуда вещает... Ну что же... Ему повезло - у него есть целая своя колокольня. Автор данной статьи размещается много ниже - хорошо если у подножия колокольни и мыслит в гораздо более скромных масштабах, в качестве самого рядового прихожанина нашей Матери-Церкви.
Виталий Смирнов 09/11/2010 в 12:34:17
Ирина, мой Вам совет: статью-то все-таки ПРОЧТИТЕ. По Вашему получается можно назвать Валаам, Дивеево или какой-нибудь отдельно взятый храм - Церковью?! Если бы Вы читали статью ВНИМАТЕЛЬНО, Вы бы увидели и УСЛЫШАЛИ то, что хотел сказать автор, обращаясь к нам. Боголюбово - это лишь поле битвы, где есть и "правые", и "левые" и те, кто идет Царским путем. Церковь никак не может быть отдельным взятым сообществом, конкретно территориально располагающимся, имеющим, наконец, СВОЕГО Христа. Вы что не читали даже катехизис, милая моя? Не впадайте в ересь.. И тут не статья, тут вопль сердца, и плачь за не отдельно взятую историю (коих бесчисленное множество было есть и еще будет), а за многострадальную нашу Православную Церковь вкупе. ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ!..
Екатерина, а Вам низкий поклон и помощи Божией.
Ирина Иванова 09/11/2010 в 09:51:40
Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь. И это неизбежно, поскольку Боголюбово - и есть Церковь. Этим сказано все.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь Православный журнал «Благодатный Огонь»

Монастырский узел: целились в Боголюбово, а выстрелили в Церковь

8.11.2010
Екатерина Домбровская-Кожухова

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

14.08.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Летняя резина.
Рассказ

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

 

НОВОСТИ

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

05.08.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии