Богородица

Актуальные статьи

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

18.11.2019

«Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 10). Эти печальные слова премудрого Соломона невольно приходят на ум, когда случается наблюдать полемику, развернувшуюся вокруг деятельности неообновленцев. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, пострадавшими от обновленческой ереси, и надо заметить, что большинство стрел, метаемых в сторону свящ. Г. Кочеткова и столешниковских глашатаев «обновленного Православия с человеческим лицом», не достигают своей цели, ибо «стреляющие» не метят в самое сердце этой ереси. Возмущение православной общественности обрушивается или на русский язык богослужения, или на изгнание из храма непричащающихся, или на подчеркнутый элитаризм и экуменизм этих общин. Но при этом практически не замеченной остается т. н. «парижская» подоплека этого явления, т. е. влияние «парижской школы богословия». Например, на знаменитой конференции «Единство Церкви», проходившей в 1994 году, представители Свято-Тихоновского Богословского института усиленно пытались отмежевать кочетковщину от учений оо. Шмемана и Афанасьева — этих столпов «православного» модернизма. Свящ. Г. Кочеткову приписывалась «честь» создания некоего собственного учения, тем самым подогревая его претензии на роль самозванного пророка. Все это напоминает недавнюю историю, когда, на заре перестройки, Сталин осуждался как отступник от заветов Ленина и идеалов коммунизма.

Действительно, в некоторых мелочах идеи российских неообновленцев и их практика отличаются от рецептов, прописанных парижской школой богословия. Но это лишь следствие земного несовершенства, не дающего (к нашему счастью!) идеям воплотиться в реальной жизни во всей своей красе. Однако сердцевина и у западного, и у российского церковного модернизма одна: отвержение святоотеческого Предания во всей его полноте. И как следствие — отвержение современного устройства Церкви или как устаревшего, или же как отошедшего от апостольских истоков. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 16–18). Этот критерий, данный Спасителем, отметает все попытки оправдать «парижан», ведь плоды церковного модернизма у всех перед глазами.

По опыту моего общения с кочетковцами (как бывшими, так и нынешними) должен засвидетельствовать, что в их сознании практически нет места для святоотеческого христианства. Место богомудрых Отцов Церкви занимают у них оо. А. Шмеман, Н. Афанасьев, А. Мень и, конечно, «великий катехизатор, пророк и учитель» священник Г. Кочетков.

Это движение имеет собственную догматику, уже из которой проистекает их собственная литургическая практика и своеобразная мораль, весьма далекая от православной.

Приведем несколько примеров. Обычай изгнания из храма непричащающихся восходит к идее о. Шмемана (см. его книгу «Евхаристия. Таинство Царства») и имеет своим догматическим основанием протестантское учение о всеобщем священстве мирян и, как следствие, учение об их сослужении священнику, который есть лишь предстоятель, а не совершитель таинства. Конечно, при таком понимании Евхаристии, на Литургии нет места для непричащающихся мирян, так же как в Православной Церкви не может служащий иерей уклониться от Святой Чаши. Однако, если следовать этому мнению, то непонятно, почему апостол Павел называет «домостроителями тайн (мистерий) Божиих» (1 Кор. 4, 1) не всю Церковь, а лишь апостолов. Когда Христос установил Таинство Своего Тела и Крови, то слова «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) Он сказал лишь Двенадцати, а не всем верным. Не народ, не сам по себе священник, а Сам Господь Иисус Христос есть Совершитель всех таинств через Своих апостолов и их преемников — епископов и пресвитеров, которые являются не творцами, а раздаятелями благодати. Посему и каждый священник читает на Литургии: «и удовли мя силою Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию священства предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати святое и пречистое Твое Тело и Честную Кровь... Ты бо еси Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш» (Молитва на Херувимской песни). Миряне же не обладают благодатью священства и поэтому не могут сослужить иерею. «Царственное священство» (1 Петр. 2, 9) мирян заключается в том, что они должны «представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12, 1), а не в том, чтобы сослужить епископу или священнику.

Поэтому и мог существовать в Церкви чин кающихся — «купностоящих», могших стоять вместе с верными и не выходившими вместе с оглашенными, но не причащавшимися Святых Таин. Об этой практике говорит святой III века свт. Григорий Чудотворец (12-е правило).

Другим примером модернистского богословия является учение о. Н. Афанасьева о тождественности по власти и благодати сана пресвитера и епископа (см. его книгу «Церковь Духа Святаго»). Часто православные удивлялись: «Почему священник Г. Кочетков не слушается своего Патриарха? Почему он и члены его общины спокойно судят, в чем Святейший прав, а в чем нет? Как кочетковцы могут создавать параллельные православным приходы по всей стране?» Ответ прост. Обновленцы считают себя архиереями. Для них Патриарх — лишь собрат, да еще и «некатехизированный». Само это мнение о. Н. Афанасьева (заимствованное у протестантских псевдоученых) отвергнуто еще в прошлом веке крупнейшим историком Церкви проф. В. В. Болотовым: «Степень епископа догматически предшествует степени пресвитера, а следовательно, не может быть исторически производной от нее. Всякое историческое представление о древних пресвитерах-епископах как пресвитерах в строгом смысле должно пасть, как несогласное с основным догматическим воззрением Вселенской Церкви» (Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т.2. С. 486). Самое основное для обновленцев понятие общины (кстати, по своему устройству очень напоминающее собой тоталитарную секту) выросло из мнение о. Н. Афанасьева, что в I–II веках такого понятия и явления, как Вселенская Церковь, еще не существовало. Тогда была лишь Церковь как евхаристическое собрание, которое тем самым было самодостаточно и не нуждалось в связи с другими Церквами.

Удивительно, как может считаться православным священником учащий этой ереси, если на каждой Литургии он свидетельствует: «Верую... в соборную (кафолическую) Церковь». Неверно это лжеучение и исторически. Апостол Павел называл Церковь «Телом Христовым, полнотою наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Коринфским христианам он пишет об евхаристическом общении: «Один Хлеб, и мы многие одно Тело, ибо причащаемся от одного Хлеба» (1 Кор. 10,17). Сам же апостол в это время был в Ефесе. Без признания существования в то время Вселенской Церкви как в теории, так и на практике этот текст необъясним.

Множество обновленческих обычаев объяснимо лишь в «парижском» свете. Отрицание последними мистериальности (таинственности) в Церкви до св. Константина ведет к стремлению изгнать ее из службы, как «неапостольское установление». Следствием этого является русский (а точнее, светский) язык богослужения, и отмена чтения часов (о. Шмеман считал, что богословие времени утеряно и посему служить часы нет больше смысла), и подчеркивание ненужности иконостаса. Примеры можно умножать... Учитывая все вышесказанное, мы убеждены, что православное богословие должно произвести свой суд не только над современным обновленчеством, но и, главное, над его истоками. В противном случае, осудив лишь о. Кочеткова и столешниковских обновленцев, мы рискуем получить то же самое, но лишь в другой, более привлекательной упаковке. Примером тому является воссиявшее на нашем небосклоне новое «богословское светило» из ОВЦС — иеромонах Иларион (Алфеев), проповедующий (ссылаясь на западные авторитеты) ереси, осужденные на Вселенских Соборах, например учение о всеобщем спасении (апокатастасис), отвергнутое V Вселенским Собором и возрожденное прот. С. Булгаковым и другими «парижанами», и дерзающий приписывать несторианские тексты великому святому.

В заключение заметим, что любая попытка оправдать деятельность «парижской школы» должна сперва объяснить, почему ее идеи порождают такие чудовищные химеры и заодно опровергнуть уже цитированные слова Христа: «Не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мф. 7, 18). Но лучше бы последователи «парижан» перестали чуждыми учениями смущать неутвержденные души.


1998 год

Благодатный Огонь № 2



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Дмитрий 20.11.2019 в 17:10:29

Эти кочетковцы-обновленцы так похожи на католических обновленцев! Посмотрите, что такое "неокатехуменат"! По образцу этого католического движения "неокатехуменат" построены кочетковские секты по всей стране. Больше того, отдельные представители из неокатехуменатских католических "общин" приезжали в кочетковские секты еще в 2006-2009 годах. Для обмена опытом интересно, или для контроля?

Татьяна 19.11.2019 в 23:26:50

Отца Даниила расстреляли 19 ноября 2009 г. и сразу закрыли на Московских Международных Образовательных Чтениях секцию МПЦ "Шестоднев", секретарем которого он был. МПЦ "Шестоднев" был благословлен Святейшим патриархом Алексием II с целью исключения из миросознания церковной среды "теологического эволюционизма", противоречащего учению Церкви о Всеблагом Боге, не сотворившем смерти. Отец Даниил обладал уникальной памятью, способностью объединить ученых и МПЦ "Шестоднев" выполнил задание патриарха Алексия II : соборное слово святых отцов против эволюции как способа Творения мира появилось в печатных трудах отца Даниила и его соратников в МПЦ "Шестоднев". Теперь на Рождественских Чтениях остались христианские "научники-эволюционисты". Не слышно голоса священников о том, что Бог смерти не сотворил. В учебниках по ОПК до сих пор периоды Творения неопределенной длительности. А в школах в это время на базе эволюционных идей иезуита Т. де Шардена внедряют новые "биоадекватные" технологии развития ума со спиритическими сеансами. Церковь даже не комментирует школьные учебники по биологии с происхождением человека от обезьяны. Вера в Эволюцию объединяет все вероисповедания для создания Новой церкви Антихриста (верой в одного бога у всех). Отец Даниил был последним горячим голосом Церкви в этом вопросе?

Евгений 19.11.2019 в 14:33:56

Очень полезная статья! Царствие Небесное убиенному о. Даниилу!
Очень характерны комментарии современные и десятилетней давности. Тогда люди пытались сравнивать времена и анализировать ту современность, в которой они находятся. Сравнение их огорчало. Неужели по прошествии ещё почти десяти лет всё не стало ещё хуже и те, обозначенные о. Даниилом, тенденции не дали своих ядовитых плодов, что никто на это не обращает внимания??? Или это и есть те самые ядовитые плоды: теплохладность и мозгословие? У нас как в современной медицине: диагностика на высоте, а лечить некому. Это "неонесторианство"! А дальше-то что?

Лев Хоружник 19.11.2019 в 10:47:39

"По опыту моего общения с кочетковцами (как бывшими, так и нынешними) должен засвидетельствовать, что в их сознании практически нет места для святоотеческого христианства. Место богомудрых Отцов Церкви занимают у них оо. А. Шмеман, Н. Афанасьев, А. Мень и, конечно, «великий катехизатор, пророк и учитель» священник Г. Кочетков. Это движение имеет собственную догматику, уже из которой проистекает их собственная литургическая практика и своеобразная мораль, весьма далекая от православной".
Это всё несторианство, а вернее неонесторианство, которое очень похоже на христианство, и от того ещё более опасное. Про несторианство в МДА писал покойный о. Петр Андриевский, аккаунт которого в ЖЖ существует и по ныне. Кто не читал - прочитайте обязательно!

Лев Хоружник 19.11.2019 в 09:01:38

Верю, что о. Даниил ныне пребывает со всеми святыми мучениками. Святой мученик Даниил, моли Бога о нас грешных!

Роман 19.11.2019 в 05:44:22

о.Даниила убили за правду о мусульманах, о том, что о.Даниил говорил, что они не смогут спастись, и я с ужасом отмахиваюсь от мысли про нашего патриарха, который утверждает, что мусульмане и православные молятся одному и тому же Богу.

Лидия 18.11.2019 в 23:38:27

Какой прекрасный пастырь - отец Даниил. Умный, яркий, блистательный. Как его не хватает сегодня... Остались его лекции, видео, книги, статьи. Вечная память!

p.б.Сергий 29.11.2012 в 16:58:15

ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ и низкий поклон отцу Даниилу за его труды, коими и ныне разгоняется туман лжи и облегчается дорога к Богу!

Николай (Москва) 20.11.2012 в 12:15:18

Считаю, что прот. Николая Афанасьева надо посмертно анафематствовать.

Михаил 30.12.2011 в 21:47:00

Кратко и точно написано. Жаль, что продвинутый иеромонах-светило и другие заблудшие клирики и миряне до сих пор (прошло 12 лет) ничему хорошему не научились. Более того, замахиваются на реформирование Церкви Христовой. Господи, вразуми их, внуши им страх Божий! Неужели они до сих пор верят во всеобщее спасение, несмотря на слова Самого Господа (Мф 25, 31-44)?.. Мы мол по любому спасёмся. Вот что значит читать еретиков, мятежников и псевдоправославных авторов типа этих шмеманов и афанасьевых. По плодам их узнаём их. Вечная память о. Даниилу!

Священник Андрей Хвыля-Олинтер 19.11.2011 в 12:14:43

Я лично знал многие года отца Даниила. И также близко знаю тех современных миссионеров, которые выдают себя за спасителей Церкви, а на самом деле представляют собой типичных обновленцев в самом худшем смысле этого слова. Так вот - нравственность их диаметрально противоположна. У упомянутых миссионеров нравственность - "пережиток детства". "Цель оправдывает средства". "Любые методы хороши, если побеждаешь". И т.п. Я цитирую их собственные устные высказывания. Даже убийство отца Даниила они восприняли с насмешкой - вот де, доигрался. А сейчас пытаются водрузить его портрет на свое знамя, спекулируют его именем. Отец Даниил был совсем другим.

Эхмалотос 08.11.2011 в 01:24:48

Священномученик отче Данииле, моли Бога о нас!

Сергей 22.05.2011 в 20:36:23

Сергею.
//восстановлении порядков Церкви времен Византии. И приписывает это к протестантизму//
Дело ведь в том, что церковные проблемы - наши современные: они практически исключительно нравственного порядка, христиане не живут нравственно, по Заповедям. Нечего, господа "богусловы", голову по таким вопросам ломать, на то Епископат есть. Отец Даниил проповедовал Православие как таковое, и правильно делал. А некоторые шибко умные товарищи "академисты-университисты" не знают, чем заняться: то Шмеман для них откровенья вывел, то Афанасьев, то Ориген, то митрополит Антоний (Блюм)... Многие богословы прошли через всё это, но потом осознали истинность Катехизиса. Зачем становиться 10000-ым, не лучше ли просто признать, что свт. Филарет (Московский) лучше нас знал и понимал Православие? Зачем морочить голову себе и другим? Чтобы через 20-40 лет сказать: "Ах, как я ошибался, не понимал, что у Святых Отцов цельное мышленье, потерял половину жизни и вывел по частям то, что для Святого Филарета было совершенно очевидно и.т.д. и.т.п."? Хотя, вольному воля, пожалуйста, наступайте миллион раз на одни и те же грабли.
Царство Небесное о. Даниилу. Вечная память.

Сергей 20.05.2011 в 10:11:07

Во многом отец Даниил заблуждался. Его излюбленный метод полемики - обвинять оппонента в том, что он не делал и потом находить собственные объяснения и оправдания своего крепкого словца. Этот метод "красной нитью" идет через все его "богословские" диалоги. Вот и сейчас, он видит "обновленчество" в восстановлении порядков Церкви времен Византии. И приписывает это к протестантизму. Наивно, наверняка делается для того, чтобы народ возмущался, тактический прием...
Царствие Небесное о. Даниилу... Пусть все то, что было на Земле, не навредит его душе.

Cергей 09.03.2011 в 18:49:09

Несколько слов об отличии традиционного православного богословия (богословского рассуждения о тех или иных вопросах) от модернистского, страстного мудрования.

Православное богословие основывается на Догматах и Заповедях, старается опираться на реальные, жизненные, всем известные примеры (вспомним притчи Спасителя о пшенице и плевелах, пастухе и овцах, о блудном сыне и иные). Страстное мудрование - "мозгословие" часто основывается на психологизме и формальной логике, на недоказанных и недоказуемых утверждениях, например: "Если бы оный царь поступил вот так, то история царства была бы вот такая...", на придуманных причинно-следственных связях, вроде: "Она осудила соседку, и из-за этого заболел её сын" (подобное может сказать только духоносный подвижник, по внушению Божиему). "Мозгословие" очень часто пользуется пафосными фразами - "О, человече, кто еси!?" и.т.п., которые в нормальном, Святоотеческом богословии играют декоративную, вспомогательную роль. Как правило, "мозгословы" имеют свой обычный набор словестных реплик, применяя их не к месту и не по делу.

Данная статья о. Даниила - пример православного богословия, которое описывает современную реальность современным языком в свете догматов, канонов, заповедей. Прекрасные примеры православного богословия - "Миссионерские письма" Свт. Николая (Велимировича), дореволюционные "Троицкие листки", творения арх. Иоанна (Крестьянкина).

Примером "мозгословия" могут служить современные "брошюры для кающихся", в которых автор перечисляет всевозможные человеческие грехи и дает безответственные советы, например: "Если делала аборт, то ты должна каждое утро падать на колени и вопить ко Господу из глубины души: "Господи, пощади меня, убийцу!" Кому-то это может быть и полезно, а для кого-то - очень вредно. Или: "Блудник должен всю жизнь помнить и оплакивать своё падение". Для кого-то это полезно (обычно спрашивают духовника), но вообще-то Святые Отцы советуют покаяться и не вспоминать грехи подобного рода. Там, где включается человеческая страсть, где задействуется воображение, нет подлинного рассуждения, а просто беспорядочный набор псевдоблагочестивых слов и цитат. Православное рассуждение смиряет душу, успокаивает её, настраивает на тихое покаяние, не отводит от реальности, но "приводит в себя". Отвлеченное же мозгословие задействует механическую память, подменяя смирение сердца самоугрызением и экзальтацией, иногда провоцирует депрессию.

Татьяна 19.11.2010 в 01:03:41

Царствие Небесное убиенному о.Даниилу! Вечная память!

Cергей 18.11.2010 в 23:02:37

Трудно что-то добавить к комментарию уважаемой Екатерины Домбровской. Но сердце жаждет, если будет позволено, сказать нечто о миссии этого замечательного пастыря. Не все, возможно, знают, что многие богословские идеи о. Даниила разрабатывал его отец - батюшка Алексий Сысоев, которого мы не должны забывать, а ещё вернее - должны чтить отца такого замечательного сына. Отец Даниил - удивительно энергичный человек и борец за истину - пример деятельного пастыря. Он занимался реабилитацией духовно поврежденных наркоманией, оккультизмом, ересями, учил народ.... Но... нет смысла пересказывать сказанное теми, кто хорошо знал его лично. Его роль в деле духовного спасения нашего Отечества немалая, она - скорее всего - намного больше, чем мы это можем представить. Ведь духовное состояние современной России таково, что "молитвами Святых Отец наших" даже малое духовное усилие дает многое и многое определяет. А о. Даниил делал не малое, а огромное. И стоит деревянный храм апостола Фомы пред гордыми многоэтажными новостройками, словно призыв к евангельскому смирению, как молчаливое слово, обращенное к нашим сердцам: "Придите ко Господу, все труждающиеся и обремененные, и Он успокоит вас". Последняя страна, которую посетил отец Даниил - родная Сербия. Как это удивительно трогательно. И встает пред мысленными очами великий Святитель-герой времен мiровых войн и духовных браней мирного времени Николай (Велимирович), и "призывает на подвиг Россию", на подвиг освобождения от рабских оков пошлых стереотипов, нелюбви и замкнутости, к Свету Любви и Добра.

Екатерина Домбровская 18.11.2010 в 20:15:43

Работа достопамятного отца Даниила просто замечательна! Написана 12 лет назад, а как актуальна! И не только потому, что мы и сегодня слышим все те имена, которые упомянуты в статье, причем слышим их уже в ауре успеха и позитива. Главное достоинство статьи - в краткости, точности и глубине анализа. "Учитывая все вышесказанное, мы убеждены, что православное богословие должно произвести свой суд не только над современным обновленчеством, но и, главное, над его истоками." Вот завет нам от отца Даниила. Но мы редко ему следуем, увлеченные местными боями с "противниками". А противники от таких сражений только укрепляются и размножаются. Их не "достали". А отец Даниил - именно достает. К примеру такой вот вывод автора: "Отрицание последними мистериальности (таинственности) в Церкви до св. Константина ведет к стремлению изгнать ее из службы, как «неапостольское установление». Следствием этого является русский (а точнее, светский) язык богослужения, и отмена чтения часов (о. Шмеман считал, что богословие времени утеряно и посему служить часы нет больше смысла), и подчеркивание ненужности иконостаса. Примеры можно умножать..." Не отсюда ли пошли есть нынешние миссионерские литургии, прерывающие то, что не может быть прервано?
Или вот такие суждения о. Андрея Кураева (ныне выставленные в роде методических указаний для новых миссионеров): "Одна из задач современной миссии – отбить у людей тягу к духовной экзотике. Нет ничего легче, чем рассказать людям про чудесный огонь в Иерусалиме, про чудесных старцев, и тем самым обречь людей на то, что они всю жизнь будут мотаться по миру за экзотикой: на Благовещение надо слетать на тот греческий остров, где змейки в храм выползают, на Афон съездить посмотреть как лампада под Иверской иконой качается. И, ни в грош не ставя обычных попов, искать духоносных старцев. Это тупик и путь к раздраю церковной жизни. Вообще, для современного сознания Бог – это там, где чудо. А для нормального традиционного сознания Бог – это там, где норма"...
Все здесь не просто мертво и супер рационально, здесь еще и хитро все уложено, чтобы как раз и разрушать ту самую мистериальность Церкви, о которой болело сердце покойного отца Даниила. Он-то знал, для чего работают эти рельсоукладчики, какие далеко идущие цели ставят и к какой модернизации и перестройке Церкви это все приведет.
Царствие Небесное убиенному за Христа, замечательному проповеднику и пастырю отцу Даниилу!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс