Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Богословие реакции

30.11.2010
Священник Александр Зайцев


В русском обществе — необходимо это констатировать — наступает реакция на прошедший период свободного становления и укрепления Православной Церкви.

В этот реакционный процесс включаются постепенно различные слои общества, впрочем, очень у нас разрозненного и неоднородного, чтобы говорить о его слоях; а чаще — отдельные личности, которые то выражают, то формируют, пользуясь информационными возможностями, определённые общественные мнения.

Стали возможными открытые антицерковные «невзоропознеровские» выступления, по существу — недалёкие и провокационные, но дерзкие, развязывающие активность той серой массы, что оцепенела на время, взирая на распускающийся цветок Православия, а теперь изготовилась вновь сбивать кресты и осквернять священные сосуды.

История с Боголюбово — серьёзный сигнал о том, что ещё чуть-чуть и церемониться с Церковью уже не будут.

Но не внешняя реакция, которая вполне понятна и ожидаема, беспокоит нас. Напротив, более тревожит рефлексия внутри церковной среды. Активизируется модернистское крыло, становится безапелляционным, смело опрокидывающим авторитеты. Нездоровые оценки церковных либералов состояния Святого Православия носят судорожный характер, сопровождающийся частичной потерей памяти и духовного рассуждения. Иначе и не понять мотивацию сознания, которое, например, эпоху Святейшего Патриарха Алексия, эпоху свежей радости и новизны Православия, идентифицирует как застойную и немую.

«Что такое случилось с нашей Церковью? — инфантильно вопрошает известный игумен Петр (Мещеринов), тут же предлагая радикальный ответ, — Современная наша церковная жизнь утратила реальное религиозное измерение».

Неужели утратила? И повсеместно? Нет, видимо у игумена Петра в монастыре или в общине утратила! Или нет: везде утратила, а у него не утратила. Вот незадача!

На такого рода неадекватные выпады хочется отвечать по-военному грубовато: присядьте, успокойтесь, будьте мужчиной(!), выпейте воды и слушайте: «С нашей дорогой Церковью ничего не случилось!» Или, по крайней мере, не случилось ничего такого, что не сопровождало Церковь всегда в её историческом движении, исполненном куда более драматических страниц, чем та, что ныне раскрыта перед нами и которую читаем с великой радостью и благодарением Господу!

Безусловно, в видимой церковной жизни мы встречаем разное... Чаще — всё по старой пословице: «Каков поп — таков и приход». И задачи миссии, и катехизации, и общинного благоустройства, и благоговейного неспешного служения, и соблюдения правильной иерархии христианских ценностей, и воспитания молодых христиан, и подготовка священнослужителей — проблемно стоят перед нами... Но отчего же смущается сердце наше от такой критики церковной ситуации, что проводится игуменом Петром в течении нескольких лет; отчего такое раздвоение, такой озноб?

О статьях игумена Петра, посвящённых проблемам в Церкви, написано и сказано немало (см. например, http://blagogon.ru/articles/137/Прим. ред.). Нашей задачей стало выявление и обличение сокрытых мировоззренческих диссонансов глубокого, богословского порядка, того, что не сразу было заметно, но видится теперь лучше с некоторого расстояния времени. Не секрет, что многих неофитов пленила смелость игумена Петра, открытость суждений. Мы берём на себя смелость другую — показать, какие невозможные, с церковной точки зрения, вещи пришлось «проглотить» тем, кто легкомысленно себя зачислил в число сторонников игумена.

Очевидно, что в общем тоне изложения и идейной позиции игумена Петра, когда выявление несовершенств во внешней церковной среде перерастает в несправедливые оценки самой Церкви, видится путь опасный и безблагодатный. Например, в статье «Проблемы воцерковления» читаем: «Ни к какой внутренней деятельности Церковь после периода гонений не была способна. Восстановление храмов... оказалось важнее пастырской заботы о правильном воцерковлении...». И вот так категорично! То же самое, что сказать: жена была совершенно бесплодна, но родила кучу детей. Как же мы родились духовно и жили в Церкви, которую честной игумен, сам в ней рождённый, росчерком пера «лишил» способности к внутренней деятельности? Так будет выглядеть сын, который скажет матери своей: не знаю, как ты, негодная, могла меня родить на свет; не твой я сын, а... Божий!

Стоит ли противопоставлять храмостроительство и воцерковление? Если кто-то так делал, то был не прав. Но мы видели другое: воцерковление через созидание храмов; духовное общение, захватывающие дух открытия!

В своей последней статье «Размышления о расцерковлении» игумен по-прежнему настроен антицерковно. Он пишет, что окружён знакомыми (считает, что с ними ему весьма «повезло»), большинство из которых «на дух не переносят РПЦ». «Их образ мыслей весьма отчётлив: наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение».

Скажи мне, кто твой друг... «Друг», который на дух не переносит Церковь, нам хорошо известен, он, например, не позволяет человеку пересечь порог храма, или, смяв бесноватого, бросает его на каменные плиты.

По ходу статьи становится понятным, что и отец наш не далёк от мнения своих замечательных «друзей», когда говорит: «...дерзну сказать, что современный уклад нашей церковной жизни даже и препятствует человеку возрастать во Христе».

Чем же это «современный» уклад отличается от уклада 200–300-летней давности? Церковь и её устав — всё те же. А вот христианин может быть другим. Игумену Сергию не мешал уклад церковно-монастырский, напротив, способствовал восхождению к святости, а некоторым современным игуменам возрастать препятствует.

А Игумен Земли Русской не писал ничего. Просто молился и сострадал всему.

Здесь уместно вспомнить и о другом умном богослове, который попрекнул покойного Патриарха (эдак помянул «по-христиански») в недостаточной витийности речей.

Вся внешняя обрядовая сторона Православия тяготит игумена-реакционера. Для этого ему необходимо отделить внешнее от внутреннего, обряд от его духовного содержания. И такой безжизненный обряд, как сдёрнутую кожу с трепещущего тела Церкви, подвергнуть уничтожающей критике. Сознание давно стало на путь разделений и межеваний. На протяжении ряда лет в своих статьях и выступлениях наш вития искусно проводит линию разобщения между Писанием и Преданием, Евангелием и церковным учением, Господом Иисусом Христом и Его Церковью.

Совесть подсказывает нам, что происходит что-то несправедливое: утверждается и объективируется разрыв между небом и землёй. То, что Христос Господь пришёл соединить («...ибо приблизилось Царство Небесное»), разъединяется. Христос сошёл на землю, — надо замкнуть Его на небе. Христос вочеловечился, — надо с особой брезгливостью отделить Его от всего человеческого. Христос установил Церковь, пребывая в ней незримо, а наш игумен доказывает неустанно, что Церковь никуда не годится. Сама собой напрашивается параллель с гениальным Гёте, у которого Мефистофель цинично произносит: «...творение не годится никуда».

Но не подумайте, что мы легкомысленно бросили дьявольскую тень на православного игумена.

Приведём показательный пример из статьи «Проблемы воцерковления», как там используются цитаты. В 6-й главе автор развенчивает идеи духовничества и пытается убедить нас в эксклюзивности поучений преп. аввы Дорофея не верить своему сердцу, а полагаться на доброго наставника. В противовес авве Дорофею игумен цитирует книгу Иисуса сына Сирахова, причем фрагментами: «Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей... Держись совета сердца твоего... Но при этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине». С подачи автора складывается впечатление совершенного противоречия между аввой Дорофеем и Св.Писанием, не в пользу святого аввы, конечно.

Откроем же названную книгу (Сир. 37:7-20) и увидим мудрое житейское поучение Иисуса сына Сирахова, который учит не советоваться с недостойными: «с немилосердным — о благотворительности... с ленивым рабом — о большой работе... Но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душою — по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. Держись совета сердца твоего... Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет».

Очевидно, что Писание рекомендует нам держать сердечный совет не с самим собой, любимым, а с благочестивым мужем, который ещё и сопереживать будет. Это есть прямая отсылка на духовничество!

Спрашивается, зачем автор создаёт искусственный прецедент, ссоря единых в духе Иисуса сына Сирахова и незабвенного авву Дорофея, расставляя неверные акценты, приводя себе угодные цитаты, вырывая их из контекста, уподобляясь методам сектантов? Разве можно упрекнуть игумена в недостатке образования?

Нет, это тень Мефистофеля попыталась промелькнуть между Св.Писанием и Св.Преданием, это его насмешливый голос слышится: мол, устарели святые отцы ваши, эксклюзивно мыслят, не годятся никуда.

Вот ещё один пример размежевания, проводимого вполне целенаправленно либерально настроенным богословом. Это касается не менее важной для нас темы — церковно-патриотической.

Цитируем: «Патриотизм и возрождение Великой России — прекрасные вещи, но пусть они идут своим чередом; Церковь всё-таки — совсем о другом».

Помилуйте, Церковь и об этом тоже! Возможно ли разделить и развести совершенно патриотическое, национальное и церковное? Нам неприятны политиканство и дешёвый патриотизм, но к чему столь радикальное размежевание, выплёскивающее с водой ребёнка?

Уроки Священной Истории и истории России, их герои, ясно и наглядно показывают нам неразрывность церковных и исторических, православных и отеческих задач. Спросим об этом у тех исторических личностей, которые связали жизнью своей и служением Церковь и Отчизну: у прп. Сергия Радонежского, свт. Алексия Московского, наших благоверных князей, сщмч. Гермогена, полководцев Суворова и Кутузова и многих, многих других.

Спросим об этом у Авраама, Исаака и Иакова; Моисея и Иисуса Навина, для которых понятия обетованной земли и истинной веры были равно священны. И не от них это исходило, а от Бога, Его призывов и обетований. «Я Бог Всемогущий, ходи предо мною и будь непорочен... и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими... и дам тебе землю, по которой ты странствуешь, всю землю ханаанскую, во владение вечное» (Быт. 17:1-8).

Патриарх Авраам, возможно, и рад был остаться странником на земле, но Господь навеки привязал ветхозаветную Церковь к земле обетованной, наполнив эту идею (патриотическую!) священным содержанием! Почему? — Иначе бы Церковь потеряла своё основание в мире дольнем и не исполнила своего мессианского предназначения, не явила Спасителя мира. Заметьте, — фарисейство и законничество попустил Господь, но потерю земли — нет.

Итак, Бог соединил Церковь и Отечество, а игумен Петр... разъединил!

Но, может быть, позиция в этом направлении меняется? Ничего подобного! Вот сказано совсем недавно: «Что интересуют сегодня «церковные массы»?... — Вещи исключительно земные: наша славная история,... наш особо духовный путь, христолюбивое воинство,... демографические проблемы,... всё именно и только земное, голая идеология, здесь нет ни капли христианской религиозности».

Если мы вновь обратимся для наглядности к образным примерам из Ветхого Завета, то увидим, как Самого Бога чрезвычайно интересовали особые духовные пути Им избранного и ведомого народа, проблемы демографические, военные, т.е. земные. Достаточно перечитать историю завоевания земли обетованной. Но то, о чём проявляет заботу Господь, не заботит уже реакционеров внутрицерковных, которые стоят, казалось бы так возвышенно и чисто, за «полагание смыслов, целей и мотиваций всей жизни исключительно в Царстве Христовом, которое не от мира сего».

Будем наблюдать за столь возвышенно настроенными либералами, не стоит ли под ними трава, не прогибаясь; не ходят ли они по воде, «яко по суху»; не молятся ли на метр от пола; если так, то, пожалуй, раздоры оставим и попросим их помолится за нас и за Церковь.

Надо ли ещё доказывать, сколь опасно это реакционное, болезненно рефлектирующее богословие, которое как бы желает забрать Церковь на небеса, в царство чистоты и непорочности, от этой грешной и сложной земли?

Но зачем тогда приходил Спаситель наш Иисус Христос?

Порой мы готовы согласиться с игуменом Петром, что, например, обрядоверие — несомненная проблема церковной жизни, но и очень древняя! Не надо с ложной эмоциональностью соотносить эту проблему с нашим временем, которое отличается гораздо большей живостью обряда, чем это было в Церкви в начале ХХ века.

Каин — первый формальный обрядоисполнитель — появился вместе с обрядом. У Авеля обряд и жертва, форма и содержание — едины, пронизаны любовью к Богу. Каин не знает любви, жертвоприношение для него становится обузой, обряд отслаивается, теряет внутреннее измерение. Каин ещё как-то хватается за обряд, но видимые знаки безблагодатности возбуждают в нём только ненависть к тому, что было свято, но потеряло смысл, и он идет на убийство. Каин убивает брата, а вместе с ним убивает Авеля в себе — живую веру и жертвенную любовь.

Пока совершается богослужение и возносятся к Богу молитвы сокрушённых сердец, будет и обряд. И будут недобросовестные Каины, из-за которых обрядовость начинает звенеть как пустой сосуд.

Задача священнослужителей не допускать каинского опустошения обряда, напротив, авелевой любовью и благоговением способствовать свечению обряда изнутри. Задача мирян — включаться в устав и обряд с пониманием и любочестием.

И несмотря на то, что обряд условно вторичен, нельзя его ни богословски, ни философски (и всё ж по-каински) отделять от любви Божьей, от Духа Святого.

Но именно на это идёт игумен Петр, противопоставляя обряду внутреннее стремление к совершенству во Христе: «Отними от нас закрытые алтари, церковно-славянский язык, старый стиль, посты, нестриженные бороды, привычные лексические штампы — и нам очень сложно будет осознавать себя христианами, мы окажемся в некой пустоте...».

Применим ли такой посыл: «отними...»? Не является ли это предложение дуалистичным, тотальным и просто несправедливым? Кто дерзнёт во всеуслышание сказать, например, — вы, врачи, а сними с вас халаты, отбери аппаратуру и градусники, клизмы и таблетки, что от вас останется! Думаем, между прочим, что хороший врач сможет обойтись без всего этого и оказать врачебную помощь.

Возможно ли так провокационно ставить вопрос? Каин уже и сам отделил обряд от жертвы, его нужно изгонять, как то сделал Господь. Авель же не заслуживает таких предложений.

Пусть Авель и ответит: «Если Бог, которого я чту и люблю, заповедал мне жертвоприношение, зачем кто-то предлагает оценить, как я обойдусь без жертвенника и овна? Не странно ли это? Не голос ли искусителя матери моей в уши мои?»

Мы намеренно не останавливались на «мелких» колкостях игумена Петра в отношении поста, церковного календаря, языка, жития святых и многого другого, чтобы не загромождать нашу статью. Бестактность этих выпадов очевидна и всем известна.

Что ещё пугает, так то, что игумен Петр обращается в критиканском духе своих проповедей к молодёжи (он сам рассказывает об этом), часто вызывая недоумение и смущение: неужели всё так плохо в Церкви? И здесь он особенно контрастно входит в противоречие с самим собой. Многократно он твердит о первейшей важности церковной педагогики и преподавании «жизни и возрастании во Христе», а сам неопытные сердца очень непедагогично «просвещает» не светом Христовым, а неоновым искусственным мерцанием своей пристрастной критики.

И здесь он парадоксально идентифицируется с крайне «правым» крылом в Церкви. Ибо и они, также находясь в пристрастии, начинают свою проповедь с антихриста и его козней, а не с раскрытия Истины Христовой. А крайности, как известно, сходятся, ибо одинаково отстоят от оси истины.

Игумен Петр предлагает в конце своих статей принять участие в обсуждении своих идей о церковном несовершенстве. Мы же полагаем, что церковные недостатки, если таковые имеются, нужно не обсуждать, не размусоливать, а покрывать состраданием и скоро, молча и спокойно исправлять. Именно так педагогично поступали апостолы, реагируя на первые негативные проявления в церковном обществе (Деян. 5:1-11).

Аминь и Богу слава!



Голосование за статью
 - 
15
 /  - 
0
Комментарии:
Роман 13/06/2011 в 07:47:59
Всё таки Церковь нашу сохраняет Христос и без наших рук сохранит. А нам главное - не отпасть от Нее.
и.А.З. 14/12/2010 в 01:22:42
Благодарю за отзывчивость братьев и сестёр! Признаюсь, что моя небольшая статья не претендует на обстоятельный анализ. Я сознательно отказался от этого, сократив написанное первоначально раза в три, без преувеличения. Это не планомерная "бомбёжка", а короткий прицельный выстрел указующего характера. Я почувствовал опасный дух и просто не мог молчать. Вы заметили, что все революционные изменения с катастрофическими последствиями, начиная с самой первой революции в духовном мире ангелов - восстания сатаны - начинались с пристрастной критики? Чтобы произошла революция в России, надо было запустить мощную волну критики и недовольства, разрушающую традиционные устои Церкви и Самодержавной власти. И в раю лукавый расшатывает совесть Евы искаженной оценкой первого мироустройства: "Нет, не умрёте, ...будете как боги".
Чтобы расшатать сегодня церковную жизнь, исполненную молодых наивных адамовых сил, лукавый не придумывает по сути нового приёма, но пытается опрокинуть наш рай нашими же руками. Не повторим ошибок прародителей, сохраним наш рай, Церковь нашу святую, в непорочности, через послушание и чуткое исполнение заповедей.
Cергей 04/12/2010 в 16:48:02
Святитель Игнатий разумеется писал всё истинно, просто надо учитывать, что он обращался к людям XIX века, более праведным чем мы. Иногда бывает, что человек по неопытности ВЫДЕЛЯЕТ у свт. Игнатия ТО, что ему вредно - язык у Святителя как современный, а культурная среда сейчас другая. Но виноват тут не Святитель, а мы сами.
Галина 03/12/2010 в 01:34:43
Ученице. Новообновленцы как раз и выявляются по их ненависти к Святителю Игнатию. Видать, неустанно молится о нас грешных.
Екатерина Домбровская 01/12/2010 в 00:48:07
"В своем последнем выступлении http://www.bogoslov.ru/text/1253246.html о. Петр (Мещеринов) крепко наехал на святителя Игнатия (Брянчанинова). Видите ли: "Существенной духовной ошибкой св. Игнатия было постулирование того, что человек в состоянии страстном не способен к принятию божественной благодати – тем самым упраздняется значение Церкви и её Таинств".
Оставим сейчас за скобкой вывод игумена Петра, что таинства тем самым упраздняются - чистая спекуляция! Возьмем к рассмотрению аскетическое учение о благодати... Вот здесь, как и во всем остальном церковном (увы!) у Мещеринова говорит к сожалению духовная неискушенность или даже невежество, а иногда и явная нелюбовь к учению наших столпов Православия. Есть учение святоотеческое о посещении человека благодатью: одно дело - в страстном его состоянии, - это как некий залог, знакомство или обещание, вот, мол, знай, а теперь потрудись, чтобы потами и трудами в чистоте это стяжать! - да и то не всем, а избранным (см. жития святых), и "достойное" стяжание благодати - что принадлежит уже очищенным в подвиге. "Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят". Подробно аскетическое учение о благодати древние отцы еще со времен свт. Григория Паламы формулировали так: есть три ступени: благодать очищающая, благодать просвещающая и благодать освящающая, - все действует по мере духовного восхождения подвижника и по мере его очищения - зависимость, которую и ИМЕЛ В ВИДУ СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ! Так какие могут быть претензии к святителю, которого церковь прославляет как учителя молитвы и "монашествующих славо и похвало"? Он ни в чем с древними отцами не расходится. Иногда лексика бывала разная, но разумеющий и проходящий деланием этот путь, всегда чувствовал полное единство и согласие святителя со всем православным учением. Потому-то и "непонимание" Мещеринова вызывает мягко говоря недоумение: а что же он-то делал в своем монашестве, благодать получил совсем задарма, судя по его хвастливым признаниям, что он, видите ли "знает Духа"? Ох, нет на него священномученика Илариона (Троицкого), а то бы тот ему еще несколько лет "соловков" "за исцеления" прибавил.
Екатерина Домбровская 30/11/2010 в 22:56:25
"Игумен Петр предлагает в конце своих статей принять участие в обсуждении своих идей о церковном несовершенстве. Мы же полагаем, что церковные недостатки, если таковые имеются, нужно не обсуждать, не размусоливать, а покрывать состраданием и скоро, молча и спокойно исправлять. Именно так педагогично поступали апостолы, реагируя на первые негативные проявления в церковном обществе (Деян. 5: 1-11)."
Очень тонкий и трепетный вопрос - вопрос церковных несовершенств.
1. Не всем по плечу. Очень руки чистыми должны быть и намерения. Освященность человека, к теме прикасающегося.
2. Говорит таковому о них возможно - если есть великая любовь к Церкви и умудренность.
3. А по страсти говорить и осуждать святыми отцами воспрещено (по страсти осуждения глаголет бес), здесь же - в данном случае у Мещеринова - звучит раздражение и неприятие и предвзятость, копившиеся годами (пока был Предстоятелем Патриарх Алексий II).
Эти "накопления" многолетние мы слышим невооруженным слухом во всех его писаниях. И не только в его: это знакомый до боли голос либеральной диссидентствующей интеллигенции, получившей ныне зеленую улицу в церковных делах, как когда-то при Ельцине получили диссиденты зеленый свет по делам политическим и государственным. Старая песенка. Хоть бы какая-нибудь Швейцария приняла бы и эту партию меланхоликов...
Екатерина Домбровская 30/11/2010 в 22:30:13
Не в силе Бог, а в правде. Тошно разбираться с его писаниями (плодовит), но увы, придется.
ученица 30/11/2010 в 16:06:02
Знать силен игумен Петр, раз поднял голос на Святого Игнатия Брянчанинова.
http://uchenitsa-iya.livejournal.com/128371.html

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Богословие реакции Православный журнал «Благодатный Огонь»

Богословие реакции

30.11.2010
Священник Александр Зайцев

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

 

НОВОСТИ

23.09.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви