Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О «Парижской школе» и некоторых ее последователях

22.06.2015
Игорь Друзь


От редакции: В июне 2015 года известный своей модернистской направленностью Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже объявил о приостановлении своей преподавательской деятельности. Старейшее модернистское учреждение приостановило свою антиправославную пропаганду из-за попыток, как сказано на официальном сайте Свято-Сергиевского института, «канонического удушения и идеологического совращения» со стороны действующего главы Русской архиепископии архиепископа православных русских церквей Константинопольского патриархата в Западной Европе Иова (Гечи).
Напомним, что Свято-Сергиевский институт с 1930-х гг. находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Среди православных России Свято-Сергиевский институт прочно ассоциируется с модернистским направлением в богословской мысли: с т.н. «парижской школой» либерального богословия, выросшего на почве современных религиозно-философских учений, пронизанных духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и обновленчества.



* * *

В определенных весьма узких, но влиятельных кругах Русской Православной Церкви как чернильное пятно расползаются идеи т.н. «парижской школы».

Если проанализировать книги и речи ее представителей, то вырисовываются глубоко антицерковные идеи, а также крайняя ксенофобия по отношению к народам, играющим особую роль в защите Православия — русским, грекам и сербам. Все это маскируется «научностью» и «богословскими» аргументами. «Новыми богословами» отрицаются аскетизм, исповедь, пост, да едва ли не все Предание Церкви, от юлианского календаря до исповеди, постов и церковнославянского языка. Для характеристики неугодных им мест Священного Предания и даже Писания протопресвитеры А.Шмеман, Н.Афанасьев и их последователи используют несколько шаблонных фраз: «миф», «позднейшие вставки», «частные мнения экзальтированного окружения святых», или и вовсе — «католические заимствования». Последнее утверждение особенно сильно своей демагогией, поскольку иногда заставляет отрицать Предание вполне благонамеренных людей, отрицательно относящихся к католическим ересям. На деле католическое вероучение просто менее испорчено, чем протестантское, и потому есть немалое сходство между ним, и Православием.

В целом «парижское богословие» представляет собой клубок ересей, давно осужденных Церковью. Особенно, конечно, речь идет о ереси экуменизма, которую прп. Иустин Попович справедливо называл «ересью ересей».

И все это подается под предлогом «любви».

Такое «розовое богословие» закономерно отрицает и вечные адские муки, что также является ересью. Так, «православный катехизис» «Жив Бог», изданный членами парижского православного братства в 1979 году, вещает нам: «Скажем прямо: идея вечного ада и вечных мучений для одних, вечного блаженства, безразличного к страданию, для других не может больше в живом и обновленном христианском сознании оставаться таковой, какой ее некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники богословия. Это устаревшее понимание... Давно пора покончить со всеми этими чудовищными утверждениями прошедших веков... Педагогика устрашения и ужаса больше не эффективна. Наоборот, она загораживает вход в Церковь многим из тех, кто ищет Бога любви».

Предание и Писание для этих людей — это «чудовищные утверждения прошлых веков...». В данном случае, в одном из многих, новые «богословы» попадают под церковные анафемы.

Они, например, осуждены 12-м анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Богом-Словом, в котором нет никакого вещества... — да будет анафема».

В целом парижское богословие характерно своей крайне двусмысленностью и недосказанностью, что позволяет его проводникам классическими методами черного пиара расширить влияние своих идей. Мутность и двусмысленность — это фирменный знак этой «школы», резко отличающий ее тексты от святых отцов, которые жестко говорили «да» и «нет», называли зло злом, и добро — добром. Перед черной тьмой всегда бывают серые сумерки... Лягушку варят, постепенно повышая градус воды, иначе она выпрыгнет из нее.

Бесспорно, если бы читателям этих «богословов» подавали одни сплошные ереси, то их книжки были бы сразу резко отвергнуты. Но еретические идеи там обычно неплохо замаскированы цитатами из святых отцов и Писания. Если на 10% лжи приходится 90% правды, то ложь хорошо распространяется.

Такая тактика довольно эффективна в отношении многих полуобразованных и гордых собой «православных интеллигентов» — вчерашних сектантов и «научных» атеистов, которые всегда гордо хотят встать «над схваткой», и всегда падают ниже плинтуса. Диссиденствующие советские интеллигенты, лишенные корней и поколениями весьма далекие от веры, легко были перепрограммированы в постпротестантских агностиков. Они хорошо восприняли написанные к этом духе книги протопресвитера А.Шмемана.

«Парижские богословы» постоянно отрицают церковное предание и догматику, при этом нарочно не декларируя окончательных выводов, а как бы приглашая сделать их читателям.

Громкие обвинения в адрес, например, Иерусалимского Патриархата в том, что он, якобы, почти 2000 лет добывает Благодатный Огонь «из зажигалки», вызвали бы сильное отторжение у православных масс. Так и произошло с протодьяконом А. Кураевым, прямо обвинившим Патриарха Иерусалимского Феофила в фальсификации. Другое дело, подленькие намеки на это с лицемерным утверждением о том, что это все «неважно». Это куда более эффективно для воздействия на не умеющего самостоятельно мыслить постсоветского интеллигента.

А что значит «неважно»? Вопрос о подлинности этого чуда — это очень даже важно. Доказательство жульничества было бы концом Иерусалимского Патриархата, причиной ухода из Церкви миллионов людей. Сказать о том, что это неважно, может либо прямой враг Церкви, манипулятор, либо самонадеянный дурак. Обновленцы из таковых и состоят. Наверху там — весьма грамотные манипуляторы.

На самом деле намного легче поверить в это чудо, чем в то, что в условиях засилья зачастую враждебно настроенных иноверцев — крестоносцев, мусульман, иудеев, Патриархи Иерусалимские фальсифицировали чудо почти 2000 лет, при этом никто из них не попался и не проболтался. Хотя и раньше, и, особенно, теперь, когда существуют видеокамеры толщиной с человеческий волос, обнаружить обман было бы очень легко.

Но таков уж стиль мышления вчерашнего «научного материалиста», что он готов верить в любую материальную причину, даже если ее вероятность фактически равна нулю, зато в чудо — никогда. Вот что говорит на эту тему неоднократно подвергаемый прещениям священноначалия белорусский священник Александр Шрамко, большой поклонник «парижских богословов», известный крайним политическим фанатизмом либерального толка: «...я не склонен исследовать, действительно ли сходит огонь в Иерусалиме или это, как выразился Патриарх Феофил, образная репрезентация, символизирующая расхождение света Христовой Истины от Его Гроба. Гораздо более тревожным является то, что для множества верующих вера в Благодатный огонь является одним из ключевых, а иногда и важнейшим аспектом их веры». Далее этот «встревоженный» верой в признанное Вселенской Церковью чудо священник употребляет слова «миф о "схождении благодатного огня"». Завершается статья диковатым утверждением: «...нынешний кризис в осознании "иерусалимского чуда" может оказаться серьезным и плодотворным испытанием нашей веры: Христова ли она?» То есть: тот, кто верит в чудо Благодатного Огня, тот не верит во Христа! Конгениальное утверждение.

Проживший большую часть жизни в СССР священник А.Шрамко так и не смог избавится от советского «научного материализма», который впитал всеми фибрами души. Таким людям перейти от «научного атеизма» к европейскому постпротестантскому агностицизму очень легко.

Так же хулятся подобными «богословами» и другие чудеса. Здесь уместно вспомнить мнение Церкви по этому поводу. Вот два анафематствования Константинопольского собора 1084 года.

«Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму — анафема».

Из чина Недели Торжества Православия: «Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема».

Именно потому, что чудеса утверждают православную веру во всех отношениях, против них так сильно борется «парижская школа». Неообновленцев, к тому же, страшно возмущает, что православные утверждают верность Юлианского календаря. В т.ч. и на основании того, что Благодатный Огонь сходит только на Православную Пасху. Они же страстно борются за принятие Церковью «европейского» григорианского календаря, что смешало бы весь богослужебный цикл.

Осторожненькие нападки на православные праздники «богословы» вели, как всегда, двусмысленно и скользко, но твердо. Так, митрополит Антоний Сурожский непрямо отрицал праздник Введения Богородицы во Храм: «И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику...» (http://www.pravmir.ru/article_1515.html). 

Получается, что святые отцы воспринимали все слишком грубо и буквально, и праздновали то, чего на деле не было. А мы вот, «разумные», смотрим более «духовно», но «прощаем» «дремучих» святых, и согласны праздновать это, как дань традиции...

Обычно человек, борющийся против церковных праздников, обязательно будет и адептом антиправославной этики. Этика — производное от вероучения. После нападок на учрежденный Церковью праздник, становится неудивительным то, что митрополит Антоний допускает возможность абортов:

«Я думаю, что это тот случай, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться в таком страшно изуродованном, психически и физически, состоянии. Когда ты думаешь о том, что вот — родился этот ребенок; пока он еще малюсенький, это еле заметно. Но если человек вырастет, ему будет двадцать лет, и тридцать лет, и еще столько лет, и в течение всей жизни — ничего, кроме физической муки, физического страдания или психической растерянности, не будет. И вот тут, я думаю, можно медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совершить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания потому только, что мы хотим, чтобы этот ребенок родился и был бы моим сыном, моей дочерью».

Так же мутно и невнятно, но все же довольно явно, митрополит Сурожский выступил и против решений Вселенских Соборов, в Православной Церкви считающихся абсолютной истиной: «Я помню, как я был смущен, когда Николай Зернов мне сказал пятьдесят лет назад: "Вся трагедия Церкви началась со Вселенских Соборов, когда канонизировали те вопросы, которые должны быть оставлены открытыми". Сейчас я думаю, он был прав, но тогда я ужаснулся. Это не значит, что Вселенские Соборы ошибались, но они выражали ту точку зрения, к которой пришли... И с тех пор богословы достигли определенных вещей... Например, о. Сергия Булгакова считали еретиком, но сейчас на него смотрят иначе».

Это совершенно типичный «кривославный» стиль «Парижской школы». С одной стороны — утверждение, что «со Вселенских Соборов началась трагедия Церкви». С другой — «это не значит, что они ошибались». Но при этом: «Я думаю, он был прав» (насчет «трагедии Церкви» от Вселенских Соборов).

Иные поклонники «парижского богословия» заходили еще дальше, недвусмысленно намекая на свое неверие в Бога:

«Да, мы не знаем — "существует" ли Бог. Существует Святыня — духовная Красота. Согласен ли я вот так, ничего не зная, без всяких доказательств, расчетов, гарантий избрать эту духовную Красоту как Высший Принцип всех моих стремлений и действий? Вот — подвиг свободы, в которой человек на деле приобщается к Божественной жизни, входит в практическое христианство. Здесь, на этой земле, наше неведение есть условие нашей свободы... Можно сказать, что Бог согласен «быть» для нас только тогда, когда мы... свободно пожелаем, чтобы Он был». Так говорил о. Сергий Желудков.

«Когда мы говорим о Царстве Божием, мы говорим, следовательно, не о чем-то загадочно-отвлеченном, не о другом, загробном мире, не о том, что будет после смерти» (Прот. Александр Шмеман. Цикл бесед о молитве Господней «Отче наш» // Проповеди и беседы. М.: Паломникъ, 2003. С. 37).

Особенно достается от «новых богословов» ряду святых, которые символизируют собой симфонию Церкви и православной монархии. Например, — св. благоверному князю равноапостольному Константину, святому императору Юстиниану, благоверному князю Александру Невскому, и многим другим. В этом плане они полностью копируют протестантов, хотя на самом деле они даже хуже традиционных протестантов. Это уже больше смахивает не то на «научный» атеизм СССР, не то на постпротестантский агностицизм. Удар по символам. Все это напоминает «развенчание мифов» о советских героях войны для разрушения СССР. Хотя на деле те герои заслуживали доброй памяти и с православной точки зрения.

В целом идеология «парижской школы» удивительным образом совпадает с политической идеологией неолиберального толка. Крайняя ненависть к монархической, и даже просто национально-ориентированным формам правления, радикальный гедонизм, отрицание молчанием и даже еретической критикой вечных мук, ада и воздаяния за грехи. При этом идет смешная апелляция к некоему мифическому «первохристианству», которого никогда не было. Последователи «парижской школы» дошли уже до самочинной «канонизации» священника Александра Меня.

Идеи «нового богословия», как правило, очень нравятся некоторым инфантильным молодым людям, полуобразованным, но очень гордящимся собой, с большими личными проблемами.

Это — классическая секта, с еретическим лжеучением, с противлением Священному Преданию и архиереям, с маргинальным тоталитарным мировоззрением. Возьмем, например, украинских неообновленцев, читающих вместо Библии и книг святых отцов Дневники протопресвитера Шмемана, тесно связанных с кочетковцами и с игуменом Петром (Мещериновым).

Можно так кратко сформировать их учение: «Молитвами "святого Александра Меня" Украина вступит в Евросоюз и введет, наконец, замечательную ювенальную юстицию, созданию которой на Украине мешают "злые бабки" и "русские шовинисты". УПЦ МП получит автокефалию, реабилитирует Мазепу, перейдет на "прогрессивный Григорианский календарь", отделится от "тоталитарной Москвы" и предаст анафеме монархическую идею. В Европе щирые украинцы всех «воцерковят», уберут некоторые либеральные крайности типа всеобщей педерастизации и наркотизации, а также с помощью своей "Поместной Церкви" соединят «братскую католическую церковь» с Православием. В качестве почетных членов новой "Всемирной церкви" туда придут еще и протестантские секты, дивным образом соединяя свои взгляды со взглядами этих адептов "киевской идеи". А КиеВасюки станут духовным центром ЕС. И уже все европейцы тоже станут почитать "святого Меня"»...

В Киеве последователи «парижской школы» — это так называемая «православная молодежь», люди лет эдак 35 от роду, русскоязычные «щирые украинцы». Большая часть из них кучкуется вокруг околоцерковного сайта «Притвор», название которого говорит само за себя — в притворе обычно стояли те, кто находится под епитимьей за какие-то грехи. См. «Духовные причины зуда церковного "реформаторства"».

Для них очень характерны редкое невежество во всех вопросах, особенно — в догматическом богословии и наивное самолюбование. Нет даже базового культурного уровня, характерного для любого образованного человека. Не говоря уж о смирении в частности и духовности в целом. Презирая старцев и само понятие православного старчества, эти среднего возраста лица истово почитают теле-гуру, и по знаку «говорящих голов» из «зомбо-ящика» кидаются то на майдан, то покорно бегут в очередь за «чудо-вакцианами» от «пандемий» птичье-свинячьих гриппов, которые «дремучее» и «неученое» церковное большинство всегда называло пандемиями вранья (www.telegrafua.com/482/world/10188/).

Даже не самый опытный старец все же однозначно лучше, чем оплаченные олигархами телеведущие, попугаями выкрикивающие присланные им тексты. А ведь сейчас все нормальные люди, даже не воцерковленные, или вовсе не смотрят телевизор, или смотрят его весьма редко. Обычно у подобных кликуш майдана после очередного всплеска активности, после того, как их снова надуют политические кукловоды, наступает депрессия. Но они никогда даже сами себе не признаются, что стали жертвой обмана, считая себя слишком «разумными» для этого.

Впрочем, политтехнологи уже внушили им, что их поведение на майдане было гениальным, они стояли не за Ющенко, а за правду и «евроатлантический вектор Украины», и теперь инфантильные киевские адепты «парижского богословия» снова «готовы к употреблению» их кукловодами. К новому майдану. К новым антицерковным акциям.

Человек, лишенный целостного вероучения, твердых нравственных ориентиров, неизбежно становится жертвой всех «лоходромов». Кто не хочет быть рабом Божьим, тот станет рабом любого второразрядного политтехнолога. Они не понимают, что являются марионетками в руках сил, которые служат совсем не Богу. И вовсе не Украине.

Собственно, вся история «парижского богословия» — это история того, как сильные и умные «разводят» слабых и недалеких.

В этом плане интересен пример с известным историком А.В. Карташевым. Он был, как говорится, типичным, увы, для дореволюционной России интеллигентом, слишком слабым как для добра, так и для зла. И поэтому долго был простым орудием зла, марионеткой революционных сил. Он, без сомнения, много читал, но мало думал. Как историк, он стал типичным же примером накопителя информации, переварить которую был решительно не в состоянии. Ни по своему духовному, ни по интеллектуальному уровню. Читать его книги невозможно без сожаления и улыбки, поскольку он искренне не понимал святости, допускал пренебрежительные отзывы о святых. Даже либеральнейший архимандрит Киприан (Керн) называл его «разочарованным бурсаком», и указывал, что против него был резко настроен будущий Митрополит Антоний (Храповицкий), хотя тоже либерал, но не настолько.

Так вот, этот самый Карташев, яко революционный либерал и ярый антимонархист, успел даже побывать министром по делам вероисповеданий в предательском масонском Временном Правительстве, потом его, подобно другим «демократам-богоискателям» вымели за границу более сильные хищники — большевики. Но к концу жизни этот человек все же помудрел, набрался опыта, и разочаровался в революционных идеалах молодости. Понял, что Святая Русь — не выдумка «злокозненных» архиереев-монархистов и царских жандармов, и начал писать о ней хвалебные книги.

В 1958 году поумневший Карташев уже жаловался прот. Митрофану Зноско-Боровскому (впоследствии епископу Русской Зарубежной Церкви): «...вы не имеете представления о страшной духовной подъяремности русского православного ученого и здесь, в зарубежье. Тяжелый наш путь. Говорят, «деньги не пахнут». Неправда. Они не только пахнут, в них страшный яд кроется. Вот вам, к примеру, наша Парижская Духовная Академия. Ее студенты... Подумайте, когда говорю им на лекциях о св. Руси, они смеются, для них это легенда, пустой звук... Перед вами мой многотомный труд "История Русской Церкви"... Если хотите, это оправдание моей жизни и мое последнее слово предсмертное Матери Церкви Российской. Труд готов к печати, а издать не могу. Уж очень дорогую цену требует издательство "ИМКА-Пресс". Они требуют переработки отдельных отделов истории, кое-что выбросить, а кое-что изменить. Иначе говоря, я должен отказаться от того, что так важно и существенно в истории нашей Церкви и в жизни нашего народа. Сколько пережил я, когда хлопотал об издании моей книги "Воссоздание св. Руси". И тогда "ИМКА-Пресс" потребовала много изменить в тексте. Пошел я им на уступки, кое-что изменил, но они потребовали еще и еще новых изменений, на что я никак не мог согласиться, и книга так бы и осталась неизданной, если бы не взял на себя хлопоты мой благодарный ученик, нынешний епископ Сильвестр». (Книга вышла в 1956 г. как «Издание Особого Комитета» под председательством епископа Сильвестра, экзарха Вселенского Патриарха; два тома «Очерков по истории Русской Церкви» вышли в 1959 г. в «ИМКА-Пресс» — изложение в них доведено до начала XIX века.)

Заметим, что ИМКА была в свое время осуждена РПЦЗ.
Из окружного послания Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви:
«...Священный Собор определил:

1) Осудить масонство как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности.

2) Осудить также и все сродные с масонством учения и организации: теософию, антропософию, «Христианское знание» и ИМКА».
А ведь именно ИМКА была главным спонсором и одним из создателей «Православного богословского института» в Париже.

В 1922 году Джон Мотт, руководитель ИМКА, дал 8 000 долларов на его создание — сумма довольно большая по тем временам. Заметим, что ИМКА поддержала и еретическую деятельность Бердяева, в том числе — его Религиозно-философскую Академию, и его журнал «Путь».

ИМКА поддержала и обновленческий раскол в России, помогая раскольникам создать высшую церковную школу на территории СССР. Все изменилось за прошедшие с тех пор 90 лет. Много государств рухнуло, исчезали и появлялись новые нации, религии. Но все эти годы издательство ИМКА-Пресс стабильно и неутомимо издает обновленческую литературу, хулящую Православие и Святую Русь... У многих плывущих по течению обывателей, живущих в «вечном настоящем», не умещается в голове, что иные организации десятилетиями и даже веками ставят себе одни и те же цели. И цели совсем не экономические, а связанные с духовностью, точнее — с антидуховностью. Короче говоря, «филантропы» еще те...

Известная сербская публицистка Л.Булатович отмечала связь ИМКА с международным движением гомосексуалистов, гимн которых так и называется — «ИМКА». Кому-то это может показаться натяжкой, однако много фактов говорит в пользу такой версии. Среди неообновленцев вообще очень много педерастов и толерастов. (См.: «Знакомьтесь: Марти Ахтисаари - взяточник и содомит»).

Ничего удивительного. Следом за христианскими догматами бывает непременно извращена христианская этика. Нет малейших сомнений, что если отбросить Священное Предание, как учит нас «всепобеждающее» «новое богословие», то следом за ним будет отброшено и Писание.

Недавно глава англиканской Епископальной «церкви» США 52-летняя Кэтрин Джеффертс Шори, которая стала первой женщиной, возглавившей эту «церковь», заявила, что гомосексуализм не является грехом. «Я не верю, что гомосексуализм это грех. Я считаю, что бог наделяет нас разными дарами. Каждый приходит в этот мир с разным багажом, в котором что-то бросает нам вызов, а что-то приносит радость и позволяет делать мир вокруг нас счастливее», — заявила Джеффертс Шори в интервью телеканалу CNN.

На вопрос о том, как на ее взгляд гомосексуализм соотносится с некоторыми отрывками из Библии, прямо осуждающими сексуальные отношения между мужчинами, Шори заявила, что Библия была написана людьми, живущими в совершенно другой исторической обстановке.

«Библия может научить нас очень многому. Она учит нас, как быть людьми, но в плане повседневной жизни, библия не может сильно помочь нам. Она не может научить нас, какую пищу есть и какую одежду надевать. В Библии есть ряд правил, которые мы не соблюдаем сегодня», — сказала Шори (http://www.religio.ru/arch/20Jun2006/news/12885.html).

Это явное продолжение «логики» наших неообновленцев. Некоторые каноны не соблюдаются — так давайте все каноны отбросим. Поцелуем и поставим на полочку... Дама-«епископ» вышла на следующий уровень падения — ревизию Священных текстов.

Вслед за канонами этот трюк, без сомнения, будет проделан и с Библией. Тем более, что некоторые наши околоцерковные «интеллектуалы» уже вовсю говорят о наличии в Писании «позднейших вставок». Такие заявления делает, например, А.Десницкий, известный письменными пародиями на Жития святых в стиле советского «Крокодила» и тиражированием конспирологических страшилок Госдепа. Этот экзальтированный молодой человек в начале 90-х вовсю пугал народ вездесущей «Аль-Каидой», хотя кажется, любому мало-мальски вменяемому человеку была ясна бредовость обвинений США в адрес Ирака и Афганистана в организации 11 сентября.

Скорбный путь духовной деградации почти невозможно остановить. Из одной ирреальной идейной матрицы человек начнет падать в другую, еще худшую.Вспомним смену декораций последних десятилетий в стране:

Родной завод, политинформация, «научный материализм», оливье, Первомай, «голубой огонек»...
...НИИ-шный офис, откаты, «Амаретта», кожаная куртка, «стрелка», братки, путаны...
...Вертикаль власти, табели о рангах, оклады, «вискари», внутренние органы, джакузи, певички, модельки...
Что дальше? Микрочипы под кожу, ГМО-зация, всеобщая «голубая луна», ювеНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ детей?

Матрицы сменяют друг друга все быстрее, только всеобщее покаяние и последующее восстановление традиционного христианского государства может остановить и направить вспять процесс деградации. Но для этого нужно, чтобы Церковь продолжала оставаться эталоном духовности и морали. Но уже и там, в среде пока еще узких, но уже влиятельных сил, началась смена «матриц деградации»:

...Вон злых церковных бабок. Богоизбранный народ — это «православная молодежь»... Миссионерство превыше всего...

...Интимные отношения и скоромная еда в пост, «православный рок» для привлечения широких масс... Голые девки с хоругвями на мотоциклах у байкеров...

...Каноны на полку... Эвтаназия в некоторых случаях возможна... Воздерживающихся гомосексуалистов можно якобы рукополагать в священники...

Что дальше? «Православные бандиты» и «православные проститутки» с практикующими «православными» содомитами вкупе? Неизбежная логика процесса именно такова. Ибо, как говаривал другой перестройщик, «процесс пошел» и он захватывает в свою орбиту все новых людей.

Необходимы меры по практическому и соборному осуждению «парижского богословия», хотя оно и так фактически осуждено канонами. Иначе — мы можем повторить пагубный путь Финской Православной Церкви Константинопольского Патриархата, в которой ведущие клирики уже публично борются за «права» содомитов. Сначала она добилась автокефалии от РПЦ, потом перешла на новый стиль, даже впервые среди Поместных Церквей перейдя на западную Пасхалию, а теперь... Священное Предание такая вещь, что выбросив из него нечто одно, порушишь — все. Из-за одного кирпичика рухнет вся стена.

13 ноября 2008 г. архиепископ Лев делает публичное заявление о том, что он признает законными союзы между «православными» содомитами. Архиепископ Лев утверждает, что зарегистрированные «союзы» между извращенцами не представляют для ФПЦ никакой проблемы: «Допуская к участию в богослужениях Церкви, ни одного верующего не спрашивают о его семейной жизни. Человек, вступивший в зарегистрированный союз с человеком того же пола, не может быть священнослужителем. Перед церковными работниками-мирянами мы таких преград не ставим».

В мае 2009 г. «православное» «Общество радуги» выступает в качестве одного из организаторов Европейского форума «христиан»-извращенцев «Мужество следовать закону любви» в городе Ярвенпяя под Хельсинки. Клирики ФПЦ активно участвовали в его работе. В ходе форума, например, 21 мая, читался «акафист» «Хвала Богу за все творение» (ответственный — «православный» регент Томас Сидоров). 22 мая о. Хекки Хуттунен выступил на форуме с основным докладом «Человеческая сексуальность в православном богословии».

Судя по всему, ФПЦ открыто не «венчает» содомитов только из-за боязни выпасть из евхаристического общения со Вселенской Церковью. А так, там уже все руководство за это... Это все стандартные этапы пути развала, где прохождение первой ступеньки делает практически неизбежным прохождение последней.

Кукловоды очень спешат взломать культурные коды, уничтожить целомудрие. Для этого в СМИ поднимаются темы, вообразить публичное обсуждение которых в церковной среде ранее было бы совершенно невозможно. Если такие статьи выходят на других языках, моментально подключаются переводчики из разных городов сети неообновленцев и находятся деньги для их перевода и тиражирования в СМИ.

Так, несколько месяцев назад в интернете появилась переведенная с английского статья монахини Вассы (Лариной), преподающей литургику в Вене «О ритуальной нечистоте: Что это и зачем?». В ней менструально-озабоченная монахиня обвинила нашу «дремучую» Православную Церковь в «угнетении» женщин, выраженном в недопущении их к Причастию в период нечистоты. Ни одна воспитанная, культурная женщина, даже вовсе невоцерковленная, вообще не станет такое обсуждать публично, даже в светских СМИ. А монахиня Васса в своей статье не просто обсудила эту проблему. Она ни много ни мало осудила всю Церковь за то, что в ее практике тысячи лет существует нехристианское явление. Об ограничении причащаться для женщин во время менструаций, она говорит, что это: «нехристианское явление под маской православного благочестия. Независимо от того, попало ли это понятие в церковную практику под прямым влиянием иудаизма и/или язычества, оно не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии».

Фактически она высказала экклезиологическую ересь, ибо утверждая наличие в Церкви оскорбительных для человеческого достоинства языческих пережитков она, тем самым, отвергла действие в ней Святого Духа.

Критерий истины в Православии, есть то, что богословы называют «принцип рецепции», то есть признание с течением времени истиной того или иного решения иерархии или соборов всей непогрешимой и благодатной церковной полнотой. Церковная полнота отвергла причащение женщин во время нечистоты. Всегда и во все времена это не позволялось практически во всех приходах всех Поместных Церквей. Конечно, в современной деградировавшей Европе иные приходы тоже превратились в филиалы дегенеративных сект, как в вышеупомянутой Финляндии. Там-то, конечно, «благословят» на любые грехи. Но грехи все равно останутся грехами.

Еще с самых ранних веков христианства это было запрещено, не говоря уж о Ветхозаветной Церкви. В третьем веке св. Дионисий Александрийский пишет: «О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой. Молитися, поминати Господа не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Так же говорили и многие другие святые. Запрет был закреплен в Кормчей Книге.

Мнение озабоченнной непристойностями монахини против мнения Церкви. Вам кто дороже, Христос, или монахиня Васса? Мне Христос и Его Церковь дороже. Кроме того, вся ее изложенная в статье «аргументация» о том, что многие каноны не соблюдаются, и поэтому надо отменить и это правило, дерзостно и глупо донельзя. У нас очень многие люди не соблюдают Заповеди, но это вовсе не повод, чтобы отменить Заповеди.

Этот прием совершенно типичен для «нового богословия». Как и все остальное в статье. Например, «научность», множество ссылок на древние источники. Ссылки на советского человека зачастую имеют такое же магическое воздействие, как и картинки на ребенка. «Наука подтверждает...».

Другой прием: создание иллюзии «объективности». В данной статье сначала допущено критическое замечание о «православном феминизме», чтобы сразу опередить упреки в этом. Но потом идет навязывание этого же феминизма под «богословским» соусом.

Эдак, скоро могут появиться статьи с призывами отменить рясы для священников. «Где, — спросят нас «новые богословы» — в решениях Вселенских Соборов сказано о необходимости попам носить такую неуклюжую черную униформу? Необходимость ношения рясы, это, на самом деле: «латинские заимствования», «позднейшие вставки», «мифы». Надо священникам перейти на джинсы и панковские гребни, это полезно для миссионерства среди субкультур, да и удобнее». Материалы снабдят кучей «научных» ссылок.

Можно предвидеть, что скоро появятся статьи, в которых будет «богословски обоснована» возможность причастия мужчинам после ночного осквернения. В Церковь пришло поколение выросших на порнофильмах постсоветских «богословов», у которых чувство стыда отсутствует в принципе, не говоря уж о благоговении перед святынями, и которые истово хотят разрушить его у всех остальных. Что дальше? Супружеские отношения в ночь перед Причащением? Женское учительство в Церкви? А может быть и женское священство?

И под такие статьи, под их написание, переводы и распространение моментально найдутся деньги. Такие материалы нужны для ненавистников Церкви Христовой.

Благодаря статье монахини Вассы (Лариной) одновременно решается ряд вопросов:
— возводится хула на Церковь и подрывается доверие к ее правилам;
— уничтожается стыд, который, по словам антропологов, делает человека человеком;
— оскверняется святыня.

Последнее, вероятно, самое приятное из всего для главных заказчиков. Одна статья погоды не сделает, но таких материалов появляется уже великое множество.

Могут возразить, что, мол, инокиня Васса не имеет никакого отношения к «Парижской школе», заявленной в статье.
Но «Парижскую школу» следует рассматривать как самый крупный проект ХХ века разложения Церкви изнутри. Если человек в начале ХХ века взрывал полицейский участок, начитавшись литературы эсэров, то какое имело значение, являлся ли он формальным членом этой партии, или нет? Важно их идейное единство и сотрудничество!

Инокиня Васса — ярая поклонница «парижских» деятелей. Так, например, она активный участник всех конференций, посвященных «богословскому творчеству» протопресвитера Шмемана. «Отец Александр Шмеман и монашеское делание» — докладчик монахиня доктор Васса (Ларина) (РПЦЗ), преподаватель литургических исследований в Венском университете. Доклад прочитан на международном научном симпозиуме «Прошлое и будущее литургического богословия: Наследие отца Александра Шмемана». Симпозиум прошел 30-31 января 2009 г. в Свято-Владимирской семинарии, США.

Заметьте анекдотическое название доклада. Шмеман больше всего на свете ненавидел монашество, и значительная часть его Дневников — это «пятиминутки ненависти» к Афону, аскетизму, и т.д.

Одно радует: «парижская литература» запрещена во многих епархиях. Так, книги протопресвитера А.Шмемана и о. А. Меня не благословляются к продаже во многих епархиях и монастырях Украины, например, в такой цитадели Православия, как Почаевская Лавра. Несложно заметить, что именно регионы с традиционным Православием, по которым каток атеизма прошелся гораздо меньше, имеют хороший иммунитет против лжи.

 

2011 год




Голосование за статью
 - 
145
 /  - 
19
Комментарии:
Адриан 01/07/2015 в 00:47:00
"книги протопресвитера А.Шмемана и о. А. Меня не благословляются к продаже во многих епархиях" — как это, лучших друзей Патриарха?
Очень важная статья. Шмемановщина, блюмовщина, меневщина и под. уже захватили многие православные ресурсы. Особенно Блюм, своим "сладкоречием", может увлечь неопытных в погибель. Нужно пропагандировать правило: никаких новых "богословов". Только проверенные веками отцы Церкви! Потому что время лжепророков.
М.Яблоков 24/06/2015 в 17:45:32
"Лучше было бы (им) не родиться."
р.Б. Сергий 23/06/2015 в 17:54:25
"Хорошим иммунитетом против лжи" является искание Правды Божией прежде всего... Спаси Господь автора сего труда защиты матери-Церкви от нападок последователей "парижского богословия". И ныне статья не потеряла своей актуальности в виду сокращения времени, ибо "только всеобщее покаяние и последующее восстановление традиционного христианского государства может остановить и направить вспять процесс деградации", который мы ныне наблюдаем. Церковь же является и всегда будет "продолжать оставаться эталоном духовности и морали".
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Владимир Юрганов 23/06/2015 в 13:24:52
Замечательная статья. Хочется поерничать )) Чудеса, говорите? анафематствования Константинопольского собора 1084 года? вам же умные люди черным по белому написали - "Давно пора покончить со всеми этими чудовищными утверждениями прошедших веков!", а вы тут с каками то пещерным уровнем лезете: соборы, монахи, святые...
Вся эта парижская школа видится именно так - в отрицании апостольского преемства.
Светлана 22/06/2015 в 13:06:11
Спасибо за статью. Прекрасно написана!!! Плоды французской семинарии мне хорошо знакомы. Все в точку. Отделение финнской Церкви и переход на новый стиль, это был уже путь предательства. Очень странно, что руководство РПЦ признало эту церковь. Все таки и там много нездоровых сил. Да уж эти либералы в Церкви хотят уничтожить ее изнутри. Для этого и проводят всякие говорения на языках, и новшества с микрофонами и трансляциями службы на улицу.
Александр 22/09/2014 в 17:14:50
Очень и очень важная тема затронута. Нет хуже врага чем враг внутренний, приходящий под личиной этакого "богослова-интеллектуала". Каждая уступка врагу рода человеческого - это миллионы загубленных душ. Размывание Абсолютной Истины - есть отрицание Бога. Необходимо яростно бороться с такими еретиками.
Россиянин 22/09/2014 в 11:22:05
Особенно часты в "современном православном миссионерстве" не только соблазны, но и прямые действия (зачастую лукавые и насильственные) по ведрению в Церковь всего описанного в данной статье. И это преподносится как радение за Православие, как ответ на "вызовы" времени...
Николай (Москва) 22/09/2014 в 07:35:44
Нафанаилу:
Не сам человек рассуждает и испытывает, а духовник на исповеди перед причастием допускает или не допускает к таинству. Иначе самому можно так много нарассуждаться...
Как правило, после ночного осквернения не разрешается причащаться, и нечего тут говорить. Исключение делается только для священнослужителей, иначе тогда вообще литургия не будет совершаться, благодать Божия превозмогает немощь человеческую. А мирянину можно причаститься и в другой раз, никаких проблем.
Нафанаил 05/07/2011 в 09:12:05
Спасибо Автору, статья в целом хорошая. Хотелось бы только уточнить, что имеется в виду, когда высказывается озабоченность , что скоро "появятся статьи, в которых будет «богословски обоснована» возможность причастия мужчинам после ночного осквернения"? Все-таки отношение Церкви к физиологическим отправлениям мужчин несколько иное, нежели к женской нечистоте. Возможность причащаться после ночных истечений прямо закреплена Священными Канонами. См.: Правило 4 св.Дионисия Александрийского и Послание св.Афанасия Великого к Аммуну монаху, а также толкования этих правил византийскими канонистами Зонарой и Вальсамоном. Согласно им, непроизвольное ночное истечение семени само по себе, как явление природное, скверной не является (свт.Афанасий), и если не было предшествующего этому страстного возбуждения или излишества в пище и винопитии, то человек вполне может приступать к Чаше, и рассудить это должен он сам, испытав свою совесть (свт.Дионисий и Зонара).
Серафима 05/07/2011 в 06:00:07
Ох как важно сейчас обратить внимание на всякие злокачественные новообразования в Православной Церкви! Именно от них как круги по воде расходятся все деструктивные процессы в обществе.
Смирнова Людмила 05/07/2011 в 00:08:45
Замечательная статья, спасибо автору и руководству сайта.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О «Парижской школе» и некоторых ее последователях Православный журнал «Благодатный Огонь»

О «Парижской школе» и некоторых ее последователях

22.06.2015
Игорь Друзь

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

6.11.2018
Константинопольский патриархат и русское старообрядчество: два взгляда

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

 

НОВОСТИ

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»