Богородица

Актуальные статьи

Об истории и современном состоянии беседнического движения

16.02.2011
Священник Андрей Хвыля-Олинтер


Так называемые мирские старческие учения постоянно и стихийно возникают внутри народной среды в Русской Православной Церкви. В Российской империи эти стихийные мистические движения чаще всего не одобрялись. По каноническому учению, для них был выделен особый чин ереси: их именовали подцерковниками, а организованные ими христианские общины – самочинными сборищами. В 1880-90-х годах на территории Самарской губернии сторонников мирских старцев, которых по местному называли «беседниками» или «беседчиками», отождествляли с хлыстами. За минувшее столетие отношение Русской Православной Церкви и ее иерархов к «беседничеству» стало более терпимым. Сегодня «беседники», как и в прежние времена, основным путем к спасению души считают неуклонное и беспрекословное следование наставлениям своего старца. Отсюда один шаг до обожествления особо авторитетных подвижников.

Беседничество – локальная традиция келейничества в Среднем Поволжье. Свое название это движение получило оттого, что его последователи собирались на внебогослужебные собрания, которые, по аналогии с крестьянскими посиделками, назывались «беседками». Беседники признавали, что «Дух Божий вселяется в человека в той или другой степени полноты, сообразно степени его совершенства и воспреемлимости: то в степени “апостола”, то “пророка”, то “архангела”, то “богородицы” (причем, по их выражению, и мужик может быть “богородицей”), то “Христа”, то, наконец, “бога-саваофа”». Часто духовная эволюция беседника проходила следующим образом: «Сын Божий рождается от Отца, рождается всегда в душе верующего. Рождение это совершается непременно при участии святого человека: это видно из Евангелия, которое нужно понимать духовно. Там сказано: Авраам родил Исаака, т.е. научил его “доброй жизни”, показал ему, как нужно жить, чтобы быть “истинным христианином”, – и был ему как отец, ибо родил его для “новой” духовной жизни. А что тут речь идет не о плотском, а о духовном рождении – это видно из Писания: “рожденное от плоти – плоть есть”, а плоть – диавол, следовательно, о ней нам говорить не приходится. Только “рожденное от духа – дух есть”; следовательно, тут говорится о духовном рождении. Родить же "духом" может только человек “духовный” – святой. Такой духовный (святой) человек, (каковым может быть только беседник) рождает другого, когда сообщает ему истинное (беседническое) учение и руководит его в “новой” жизни своими советами и указаниями, помогая ему оставить прежние худые привычки и укрепить волю в добре. Во имя Троицы человек должен родиться три раза. Первый раз плотию от отца, другой раз водою от попа, третий – духом от апостола; два последних рождения для спасения существенно необходимы, ибо сказано: “аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие”. Рождаемый духом должен следовать за Христом, ибо только этот единственный и тяжелый путь ведет к достижению “меры возраста совершенна”. Путь этот указан в Евангелии и имеет четыре стадии развития, а именно: преображение, страдание, воскресение и вознесение. Жизнь духовная начинается с “преображения”, потому что, прежде всего, нужно “преобразить”, изменить прежнюю худую жизнь, оставить дурные привычки, перестать пить вино, курить табак, есть мясо и пр., главное, необходимо вступить в общество беседников. За таким “преображением” всегда следует “страдание” и “кресты”, т.е. напасти, беды».

По мнению сторонников данного движения, беседник – это тот, кто добровольно, повинуясь голосу своей совести, принимает на себя послушание старцу и выполняет в своей частной жизни посильные для всех аскетические правила домашней (келейной) жизни. Он может жить в непосредственной близости от старца, или же далеко от него. Он может быть человеком одиноким или семейным, без различия пола и возраста. Вблизи старца находятся его последователи, образуются кельи, которые сливаются в общину, живущую единым духом, единым укладом и единым хозяйством. В других селах и городах, если этого требует количество духовных чад и келий, назначается старший. Не существует никакого «чина» принятия в беседники.

По словам сторонников движения, организованностью общины не вытесняется церковность, каждый верующий регулярно посещает богослужения на своем приходе, где живет, и участвует в Таинствах Церкви, с желанием участвует в приходской жизни. Многие отмечают глубокую порядочность верующих-беседников, их прилежность в труде и аккуратность. Беседничество началось в среде верующих, жаждущих спасения, с желания оградить себя от соблазнов мирской жизни, а также при формальном отношении церковных пастырей к пасомым. Церковные власти по отношению к беседникам не всегда действовали умело. Предпринималось несколько попыток обвинить беседничество в сектантстве. Подобные дела рассматривались гражданскими судами и церковными инстанциями. Проблема беседников не раз обсуждалась на миссионерских съездах, как в Самарской, так и в Симбирской губерниях.

В 1902 году Преосвященный Гурий, предписал обследовать дело о беседчиках специальной епархиальной комиссии по беседничеству под председательством ректора Семинарии архимандрита Вениамина (будущего митрополита Петроградского, священномученика). Результаты работы комиссии были обсуждены на Епархиальном Съезде духовенства, который констатировал разногласие во взглядах членов Комиссии на беседничество: «Одни из членов Комиссии видят в беседчиках сильное желание утолить душевный голод через чтение и пение священных песней, для чего беседчики и устраивают собрания: другие находят в беседчиках стремление к аскетическим подвигам, но не под руководством пастырей церкви, а своих избранных и излюбленных наставников, так как пастыри церкви якобы не прилагают о них должного радения; некоторые же прямо видят в беседчиках людей, уклонившихся от православной церкви в сектантство». Съезд, сославшись на отсутствие единого мнения членов комиссии, отклонил от себя изыскание мер воздействия, предоставив этот вопрос совместному обсуждению отцов миссионеров и тех священников, приходы которых «заражены» беседничеством.

Выводы комиссии:

«1. Беседничество возникло на почве недовольства православного народа укладом религиозно-нравственной жизни его и является попыткой улучшить эту жизнь и устроить её на новых началах;

2. в основу такой жизни беседчики полагают начало аскетизма, обращая внимание на внешнюю сторону её – Слово Божие и народное богословие, то есть народное осмысливание и понимание истин веры, как оно выразилось в апокрифической литературе;

3. по началам аскетизма, для успеха в духовной жизни должны быть руководителем, наставники, которым руководимые должны открывать свою душу (мысли, желания) и отдавать в полное повиновение свою волю;
4. таких руководителей беседчики не нашли в православном духовенстве, которое не заметило в начале это новое направление в народной жизни;

5. поэтому беседчики обратились за руководством в духовной жизни к другим лицам, которые считались ими за людей, осведомлённых в духовной жизни; такими прежде всего оказались келейники и келейницы, уже по самому образу жизни выделившиеся из среды православных и представлявшие из себя уже нечто организованное, и побывавшие в монастырях и начитанные в аскетической литературе;

6. эти лица удовлетворили народившиеся духовные потребности, читая имевшиеся у них книги (большею частью издания монастырей, жития Святых и Священное Писание), поясняя и прилагая прочитанное к жизни;

7. это толкование и жизненное приложение вполне удовлетворят духовную потребность беседчиков: толкование для них было понятно, так как учителя их стояли на одном с ними уровне умственного развитая; жизненное приложение – пригодным, так как условия народной жизни были для них известны, потому что они сами принадлежат к народной среде;

8. толкование с жизненным его приложением, для поддержания внимания и для воодушевления, сопровождалось пением церковных песней и кантов, бывших в распоряжении келейников;

9. таким путем образовались беседки, которые имеют существенное значение в беседничестве и без которых оно не мыслимо;

10. посетители таких собраний по наставлению и под руководством найденных ими наставников и руководителей, начинают вести жить, отличную от жизни православных: перестают есть мясо, ограничивают приемы постной пищи, перестают пить вино, оставляют народные удовольствия и развлечения и в некоторых случаях начинают воздерживаться от супружеской жизни;

11. в конце концов вся их жизнь, даже до мелочей, определяется указаниями их руководителей; такая их жизнь не могла не обратить внимания православного духовенства, которое увидало в их обособлении отделение от Церкви, а по некоторым сходным чертам отождествило их с хлыстами;

12. в виду такого взгляда духовенства на беседчиков, Епархиальное Начальство вынуждено было применить к ним некоторые меры воздействия, выражавшиеся в отлучении их от общения с Церковью в таинствах исповеди и Святого Причастия и в предъявлении к ним требования, чтобы они оставили найденных ими руководителей и начатый ими образ духовной жизни и воссоединились с церковью путем произнесения особенного “клятвенного отречения”;

13. исполняя распоряжение Епархиальной власти, беседчики должны были признать злом и ложью то, что, по их понятие, явилось для них благом и давало им возможность вести истинно-нравственную жизнь;

14. такое отношение Епархиальной власти к беседчикам вызывало со стороны некоторых из них резкие суждения о представителях и самых действиях ее и способствовало некоторому отчуждению беседчиков;

15. таким настроением отлученных начинают пользоваться некоторые личности, которые в своих личных выгодах, выдвигают свой собственный авторитет руководителей, а часть их смело начинает высказывать взгляды на Церковь, представителей ее и на средства спасения чисто сектантские, хотя усвоение таких взглядов заурядными беседчиками бывает часто некрепким» (См. например: http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm).

Сегодня под тем или иным влиянием общин беседников находится достаточно большое количество (несколько тысяч) активных православных верующих, проживающих в разных населенных пунктах России и за ее пределами. С ними поддерживают тесные отношения многие православные общины, стремясь к взаимному обмену духовно-мистическими знаниями и опытом. Положительно то, что в отличие от хлыстов, беседники не практикуют радения для достижения религиозного экстаза, хотя экстатические состояния характерны и для них. Евхаристия для них не центр жизни. Причащаются сравнительно редко. «Духа Святого» стяжают через послушание, труд и «хранение жизни» – что значит: «не пить вино, служить каждую ночь полунощницу, класть ежедневно поклоны и держать двухразовое питание». Они называют себя «монастырь в миру», а место жительство братчиков, например квартиру в городе, – «кельями». Некоторые общины беседников создают и официально регистрируют общественные объединения благотворительного, реабилитационного и просветительского характера.

Особого внимания заслуживает то, что в настоящее время на роль духовного наставника духовно-мистических движений подобного типа претендует священник Георгий Кочетков, организуя в этом направлении много мероприятий. Например, в основном по его инициативе, 2–4 октября 2002 года в Москве состоялась Международная научно-богословская конференция «Духовные движения в Народе Божьем. История и современность», проведенная Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школой, журналом «Вестник РХД» (Париж) и Институтом человека Российской академии наук (Лариса Мусина. Слышать зов Божий и отвечать на вызовы времени. http://www.21v.ru/avarya/konff/konff.htm).

На конференции был представлен опыт различных церковных движений. Прозвучали доклады о таких движениях в Православии, как русское старчество (С.С. Хоружий, Москва), Всемирное содружество православной молодежи СИНДЕСМОС (свящ. Хейкки Хуттунен, Хельсинки), движение беседников (свящ. Георгий Кочетков), сербское движение мирян «Богомолячки покрет» (свящ. Рудольф Прокши, Вена), киевские общины о. Анатолия Жураковского и о. Алексея Глаголева (С.Н. Кокурин, Киев), старообрядческий «Союз истиннолюбцев» (М.А. Дзюбенко, Москва), молодежное движение. Были представлены движения в Западной церкви: литургическое движение Римской католической церкви ХХ в. (иером. Антоний Ламбрехтс, Шеветонь), движение фоколяров (свящ. Альберт Раух, Регенсбург), община «Beatitude» (В.А. Никитин, Москва), «секулярные институты» Католической церкви (Эмилио Трезальти, Рим), община св. Эгидия, и многие другие. Знаменательно, что о движении беседников докладывал сам священник Георгий Кочетков.

На конференции присутствовали представители четырех Поместных Православных Церквей, а также Римско-Католической, Лютеранской, Англиканской церкви и других. По мнению организаторов конференции: «расцвет духовных движений в XX в. не случаен, нельзя не видеть в этом требование времени и зов Божий, обращенный к Его детям. Духовные движения были настоящим даром Божиим ХХ веку, и мы должны творчески принять этот дар, черпая в нем вдохновение для решения задач наступившего XXI века».

Следует отметить, что практически все неправославные христианские организации проявляют собственный интерес к христианским духовно-мистическим движениям в России, стремясь взять их под свой контроль. Одновременно в Русской Православной Церкви и рядом с ней пытаются создать параллельную структуру, основанную на отрицании канонического Православия.

В связи с нарастающим влиянием общины священника Георгия Кочеткова на движение беседчиков важно учитывать то, что по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году работала Богословская комиссия по исследованию богословских трудов священника Георгия Кочеткова. Председатель комиссии – протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные богословские изыскания священника Георгия Кочеткова, комиссия пришла к следующим выводам:

«1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Священник Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у священника Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, “Единосущным Отцу”, а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение священника Георгия Кочеткова неправославным.

2. Святоотеческое наследие в книгах священника Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.

3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды священнику Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой – ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма» (http://www.blagogon.ru/biblio/150/).

Актуальность обращения к теме «беседнические движения» видна и с другой, социальной стороны. Духовно-мистические движения такого типа обладают социальной устойчивостью и самоорганизацией. В газете «КИФА», выпускаемой общиной священника Георгия Кочеткова, 18 сентября 2007 года было опубликовано интервью с В.Л. Глазычевым, председателем Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Приводим из него фрагмент:

«Вопрос: Есть в Вашей книге упоминание районного центра Самарской области Похвистнево. Вы его выделяете особо, как уникальное место, где начала местного самоуправления успешно реализуются. Оценка достаточно высокая по Вашей шкале. А известно ли Вам, что Похвистневский район является центром общинного церковного движения “беседников”? Есть здесь какая-то связь?

Ответ: Она может и быть, я это не исследовал, поэтому сказать ничего не могу. Но как раз мною упомянутая работа Всемирного банка среди прочего дала побочный, в общем, верифицированный научный результат. Оказалось, что подвижки к формированию подлинного местного самоуправления на порядок выше в местах, где были государственные крестьяне и резко ниже там, где было активное крепостное право. Как это произошло – через столько поколений, войн, революций, миграций, переселений – честно говоря, понять трудно, но прослеживается очень четко. Если уж можно за полтора века каким-то образом сохранить традиции, то вполне можно ожидать, что связь между тем, о чем вы говорите, и некоторой динамикой, которая в Похвистневе наблюдалась, есть, но я ее не знаю».

Ценностью общин типа «беседническое движение» является способность к внутреннему самоуправлению и выживанию в сложных неблагоприятных условиях.

В нынешней ситуации острой нехватки православных священников и храмов во многих регионах России может возникать иллюзия, что это может способствовать православной миссии. Кроме того, данные общины выдают себя за потенциальные центры исцеления от алкогольной, табачной и иной негативной зависимости. Поэтому появляется соблазн использования заведомо сектантского опыта беседнических и аналогичных общин. Однако, как показывает многовековая история христианства, надежды на появление у них православной основы и окормления Русской Православной Церковью лишены какого бы то ни было основания.

Поэтому полностью подчинить рассматриваемое движение православным каноническим установлениям затруднительно в силу наличия в нем отдельных вышеуказанных околосектантских признаков (характерных для народного мистицизма в целом), балансирования между старчеством и сектантством, а также максималистских требований к духовно-нравственным качествам священства.

 
 
—————————————————

При написании статьи были использованы материалы:

Андрей Дударев. В поисках духовных корней: беседническое движение в Русской православной церкви (историософский анализ) // Журнал «Сибирские огни». 2008, №12. (http://magazines.russ.ru/sib/2008/12/du11.html).

Протоиерей Борис Якубовский. «История беседничества в Самарской епархии», 2003. (http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm).


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Бывалый 21.02.2011 в 16:37:35

Елизавета Феодоровна неплохую рекламу продукции книжного рынка разместила.
ЦИТАТА: "Издание книги приурочивается к 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского".
Это для идиотов - типа Серафим Саровский тоже беседовал таки. :-).

Владимир Юрганов 21.02.2011 в 11:51:37

таки да... о. Павел... безусловной трезвости... и замены на Причастии вина на виноградный сок? наслышаны, наслышаны...

Елизавета Федоровна 20.02.2011 в 00:26:37

Продолжая лучшие традиции русского христианского подвижничества, пройдя нелегкий, а порой и драматический исторический путь, преодолевая непонимание церковной среды, мужественно перенося гонения со стороны атеистического государства, беседничество дошло до наших дней свободным от всего церковно-неканонического. Следует отметить, что на одной из недавних встреч со священнослужителями епархии архиепископ Сергий дал следующую оценку этому явлению в православии: "Беседники - православные верующие, ведущие строгую, воздержанную, благочестивую жизнь, в чем они являются примером для остальных мирян". Протоиерей Борис Якубовский, написал и издал исследование "ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСТВА В САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ (Два столетия христианской общины)" где он на основе убедительного исторического материала книга разбивает миф о якобы сектантском характере христианской общины беседников. Издание книги приурочивается к 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. В основе образа жизни беседников лежит так называемое келейничество, окормляемое старцем. История являет нам духовную династию девяти беседнических старцев, которые, как яркие образцы духовной высоты и нравственной чистоты, сияют на небосводе нашей Матери-Церкви. В книге приводятся краткие жизнеописания старцев, дается высокая оценка их деятельности. Один из старцев, святой праведный Петр Чагринский, в 2000 году прославлен в лике местночтимых святых Самарской земли. Засвидетельствовано более 1000 чудес по молитвенным обращениям к нему. В наши дни духовными ключами "беседничества" владел недавно отошедший ко Господу священник из поселка Красные Ключи Самарской области митрофорный протоиерей Павел Алексахин. С 1992 по 1998 год протоиерей Павел Алексахин издал большим тиражом восемь ранее написанных им небольших книг - жития святых старцев, детские книги, духовные песнопения, житие и чудеса святого - праведного Петра Чагринского. Как сторонник и проповедник безусловной трезвости о. Павел избирался делегатом всероссийского форума Общества трезвости, и на всероссийском уровне стал известен своей яркой проповедью против пьянства. Подробно можно познакомиться по ссылкам:
http://www.pravoslavie.ru/news/26344.htm
http://www.jmp.ru/jmp/08/09-08/06.htm
http://religion.ng.ru/style/2000-06-14/8_save-in-world.html
http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm

Григорий 16.02.2011 в 17:07:40

ЦИТАТА: "В нынешней ситуации острой нехватки православных священников и храмов во многих регионах России... "
с такой подготовкой откуда ж священникам православным взяться? -Таки приходится миссионерить.

Россиянин 16.02.2011 в 10:32:56

Кочетковцев очень привечают и приголубливают в Синодальном миссионерском отделе РПЦ МП.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс