Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Может и должен ли быть социально успешным православный?

21.07.2011
Ольга Рожнёва

Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Этот вопрос сейчас встречается практически во всех православных изданиях. Открываю православный женский журнал «Матроны» и читаю: «Сейчас, когда в православной среде идут оживленные дискуссии о том, “возможно ли спастись богатому” и нужен ли особый миссионерский подход к “представителям бизнес-элиты”, образ нравственного и честного предпринимателя как нельзя более актуален».

Игумен Петр (Мещеринов) в своей статье «Православие в России и 20-летнее испытание свободой: о подменах церковной жизни в откровенном разговоре» проявляет беспокойство: «Люди, проведшие уже долгое время в Церкви, долгое время считавшие себя определившимися в своем жизненном пути, вдруг, по истечении 10–15 лет обнаруживают свое духовное и социальное банкротство. Они не могут похвалиться не только карьерными достижениями, но необходимыми профессиональными навыками и опытом построения деловых отношений».

Название статьи в журнале «Нескучный сад» говорит само за себя: «Деловой христианин, или почему православные бывают похожи на дохлых рыбок?» Таким образом, на повестке дня стоит вопрос: можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьеры? Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. Но в его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала Святых Отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растёт и легко спасается. Вы недоверчиво качаете головой? Можно ли это совместить? Или нужно выбирать для себя что-то одно: либо духовное восхождение, либо карьерный рост? Лествица или карьерная лестница?

Когда я думаю об этом, я вспоминаю двух своих подруг. Мы дружим очень долго, можно сказать, всю сознательную жизнь. Обе они верующие женщины, воцерковленные, но пути их к Богу были очень разными. Первая моя подруга пришла к Богу в детстве. У неё верующие родители. Они привили девочке любовь к храму, к службам. С восемнадцати лет Татьяна (назовём её так) на клиросе, она вот уже больше 25 лет по воскресным дням ходит в церковь. У Татьяны верующий муж, который вместе с ней поёт на клиросе. Трое детей, которые также не представляют своей жизни без Бога. Всё в жизни Татьяны ровно и спокойно, нет особенных бурь и катаклизмов. Конечно, бывают и какие-то скорби, но эта дружная семья встречает трудности единым фронтом и легко перелистывает грустные страницы. Мы знаем, что у Татьяны есть крепкие молитвенницы — мама и старшая сестра, которые не оставляют её семью без молитвенной поддержки. Таня делится с нами: когда подступают трудности, она знает, что её мама и сестра тут же обращаются с молитвой к Господу, к своему любимому Святителю Николаю Чудотворцу, и скорби отступают. Такой путь к Богу Святые Отцы назвали бы средним путём, «царским». Ровно идёт Таня по жизни, нет у неё каких-то тяжёлых смертных грехов, бурного прошлого, абортов, обращения к экстрасенсам, гаданий и тому подобного. Не за что уцепиться тёмной силе. Всегда спокойная, уравновешенная, добрая, Татьяна — наша духовная поддержка и опора.

И на работе всё у неё ладится. Много лет работала она бухгалтером, а 5 лет назад, продвинувшись по карьерной лестнице, стала главным бухгалтером крупной государственной организации. На работе её ценят и уважают за порядочность, неконфликтный характер. Не смеются, когда она на корпоративных вечеринках во время поста выбирает постные блюда. Наоборот, она подаёт окружающим прекрасный пример православного воцерковленного человека, одновременно успешного в своей карьере. Можно ли сказать, что Таня целенаправленно стремилась к карьерному росту? Однозначно, нет. Она не гналась за должностью, должность нашла её сама. Как сложится Танина жизнь дальше? Я не знаю. Но думаю, что её путь к Богу будет таким же ровным, царским путём. Наша подруга очень почитает Оптинских старцев и часто на память цитирует Амвросия Оптинского: «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Когда мы спрашиваем у Тани, как это — не тужить, она приводит продолжение этого высказывания, менее известное: «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». Таня растёт духовно и восходит от силы в силу. Карьерный рост тоже налицо.

А вот у второй подруги нашей, Елены (назовём её так), к сожалению, совмещать это не получилось. Елена выросла в обычной советской семье. В церковь ходили, чтобы окрестить ребёнка или отпеть родственника. С детства не приученная к храму, не знающая, что такое исповедь и причастие, что такое молитвенное предстательство родных и близких, лишённая молитвенной поддержки, Лена была твёрдо уверена, что «Бог в душе». В храм ходила на Рождество и на Пасху, хотя считала себя верующим человеком. Детей своих Елена тоже не приучила к церковной жизни. Мы любили Лену за добрый и искренний характер, весёлый и жизнерадостный нрав. Но ей не доставало цельности и твёрдости Тани, понимания, как это — жить по Заповедям Христовым, как поступать правильно в сложных жизненных ситуациях. Невенчанный брак, аборт, сделанный в слезах, под давлением мужа-атеиста, пристрастие к картам Таро, сонникам, гаданиям — всё это не способствовало духовной жизни Лены. Но, трудолюбивая, умная, волевая, с университетским образованием, она уверенно поднималась по ступеням карьерной лестницы. Была уверена, что каждый человек — кузнец своего счастья, своей судьбы. Чем выше поднималась Лена по ступеням карьерной лестницы, тем сильнее она менялась. Всё реже становились наши дружеские встречи. Лене было не до нас. Днём на работе, даже в воскресные дни. А по вечерам постоянно приглашают то на корпоративные вечеринки, то на шашлыки, в рестораны, в сауну. На наши телефонные звонки по вечерам всё чаще отвечала она нетрезвым голосом.

И вот Елена становится руководителем крупной и процветающей организации. С нами она прежняя, но окружающие жалуются, что стала она нетерпима к чужому мнению, не говорит, а вещает, давит на людей. На наших глазах развивалась классическая ситуация искушения властью. Таня качала головой и тихо повторяла мне слова Оптинских старцев: «Можно спастись и в миру, да не на юру». Ещё она молилась за подругу детства. И вот «перемена десницы Вышняго»: смена городской администрации и кадровые перестановки. Лена теряет работу. Когда человек видит цель жизни в своей карьере, такой удар страшен. Лене за 40, и начинать карьеру заново в этом возрасте трудно. А разве в этом смысл жизни? Такие жизненные коллизии игумен Никон (Воробьёв) определял как посещение Божие. Он писал: «Это посещение Божие, чтобы люди поняли цену и прочность мирской жизни». Мы поддерживали Лену. И вот она уже вслед за Таней читает Оптинских старцев. И повторяет нам поучения Амвросия Оптинского: «За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь”». Лена воцерковляется, сейчас это глубоко верующий человек. Скорбь привела её к Богу. Прежние друзья, наперебой приглашающие на шашлыки и в рестораны, куда-то исчезли. Лена иначе, более скромно одевается. Воцерковившись, она выбросила сонники и карты Таро, больше не отвечает нам по телефону по вечерам нетрезвым голосом. Работает она сейчас на очень скромной должности, но выглядит гораздо более счастливым человеком. У неё появился духовный отец, она ездит в паломнические поездки. Читает духовные книги, регулярно исповедуется и причащается. Вслед за мамой пришли к Богу и дети. Как знать, может быть, её сегодняшняя социальная неуспешность в глазах Бога выше, чем её прошлая карьерная успешность и довольство собой?

Вот такие примеры. Таня, которая совмещает духовную жизнь и карьерный рост. И Лена, которая начала свою духовную жизнь, восхождение по Лествице, только потерпев падение с лестницы карьерной. Почему не всем удаётся совмещать карьерную лестницу и Лествицу?

Многое зависит от воцерковленности человека, от того, как он начал свою духовную жизнь. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит предостерегает от неправильного начала духовной жизни: «Когда человек неправильно начал духовную жизнь или его отягощает что-то наследственное, тогда он видит, как перед ним появляется сатана и устраивает ему шум». Теперь давайте честно ответим на вопрос: все ли мы начинаем нашу духовную жизнь правильно? Приходим к Богу с детства, а не в зрелом возрасте, испытав скорби и болезни, переполненные страстями и грехами? После семидесяти лет Богоборческого государственного строя сказать, что к Богу мы пришли ещё в детстве, могут очень немногие люди. Многих ли из нас не отягощает ничего наследственного? Не стоят ли за нами наши старшие родные — атеисты? А может и Богоборцы? Те, кто занимался атеистической пропагандой? Дежурил на подступах к храму, чтобы не допустить туда молодых верующих людей? Разрушал и закрывал церкви?

Старец Порфирий Кавсокаливит предупреждал: «Не будем давать диаволу прав. Лазейка — это и есть право. Удаляясь от Бога, ты подвергаешь себя опасности, потому что сатана находит тебя свободным и владычествует над тобой». Многие ли из нас могут сказать, что не давали диаволу прав над собой? Многие ли из нас не знают, что такое аборт? Никогда не гадали и не обращались к экстрасенсам, гадалкам? Не пробовали гадать сами, открывая добровольно дорогу к своей душе тёмной силе? И теперь, когда такие люди приходят к Богу, бесы не хотят мириться с лёгкой потерей добычи. Человека бросает из стороны в сторону, его мучают многочисленные страсти, искушения, одолевает уныние, отчаяние. Просто ли такому человеку в общественной, социальной жизни? Если мы будем расстраиваться, что такой человек худо-бедно пытается бороться со страстями, восходить по духовной лествице, но охладевает к карьере, то не уподобимся ли мы тем несмысленным людям, которые желали бы, чтобы тяжелобольной принял участие в конкурсе красоты? Тут бы душу спасти! Не до жиру, как говорится, быть бы живу.

Бывшая целительница-экстрасенс Н. теперь помогает в храме. О её социальной успешности говорить не приходится. Несколько лет подряд она просто жила в сторожке при храме, спасаясь от бесовских страхований. В церкви ей было легче. Сейчас она нигде не работает. Прибирается в храме. Часто ездит по монастырям и подолгу живёт там на послушании. Если сравнивать её прошлую жизнь и настоящую, то, возможно, в глазах неверующих людей, она проиграла. Сравните богатую, благополучную даму, возглавляющую процветающую фирму по нетрадиционным методам лечения с нынешней Н. — скромно одетой и часто нуждающейся. Жалеет ли она о своей социальной неуспешности? Нет. Она радуется, что не оказалась в психиатрической больнице. И благодарит Бога, что не отринул её, привёл в храм.

Мы часто забываем, что Господь ведёт нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «У кого в душе мир, тому и на каторге рай». «Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий». Святые Отцы определяли Промысел Божий, как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность — зависят от Промысла Божия, заботящегося о нашем спасении. Григорий Богослов писал: «Когда даст Бог, ничего не сделает зависть, а когда не даст, не поможет никакой труд». Святые отцы также утверждают: «Людей кротких, трудолюбивых, делающих всё единственно для славы Божией, Господь всегда возвышает и даже нередко чудесным образом. Люди никогда не сильны унизить того, кого захочет Бог возвысить».

О нашей социальной успешности или неуспешности, карьерном росте, условиях нашей жизни хорошо сказал священник А. Ельчанинов: «Условия, которыми окружил нас Господь, — это единственный возможный для нас путь спасения; эти условия переменятся тотчас же, как мы их до конца используем, обративши горечь обид, оскорблений, болезней, трудов — в золото терпения, безгневия, кротости».

Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек? Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Господь, которому всё возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжёлые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу». Апостол Павел писал: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».

Значит, от нас зависит трудиться, а Господь сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведёт такие искушения от своего верного чада. Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, — значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.

И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью
 - 
115
 /  - 
20
Комментарии:
р.б.Сергий 08/04/2013 в 17:55:34
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице."
- Хотя духовные законы одинаковы для всех, для мужчин, как правило, с этого выбора все и начинается...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Alexander 23/10/2012 в 16:03:05
Православный христианин(ка), может быть успешным человеком. Великие русские князья, были богачами как их свет не видывал и тем не менее, многие из них, причислены к лику святых. Главное понять, что материальное богатство не должно служить личным удовлетворениям, на хлеб хватает и слава Богу. Что бы стать успешным человеком, нужно выполнять ряд определенных правил.
Приглашаю верующих православных христиан, тех, кому надоело одиночество, кто хочет обрести верных друзей, кто наконец хочет в этой жизни сделать что то полезное http://blogs.mail.ru/bk/ark.sp/?Password=&template=&Domain=&Login=#C01516E4A32A4A9
Спаси Господи!
Екатерина 21/08/2012 в 19:56:10
Замечательная статья! Спасибо автору!
Владимир 22/09/2011 в 01:33:03
Дорогие братья и сестры, давайте хоть на православных ресурсах будем говорить и слышать РУССКОЕ, славянское слово! ужель не режет слуха, не коробит этот омерзительный "лузер" (чтоб его в эту самую лузу опрокинуло). Есть замечательное, понятное, обоснованное и осмысляемое корневой основой слово "неудачник". А их луздер - так это даже и не точно: буквально это "теряющий". Мы-то вкладываем в это слово своим мощным сознанием куда более серьёзный смысл. Очнитесь, русские! Ведь и русского-то в нас почти только язык и остался. А мы и его норовим своим выпендриванием вытравить. Кто ж мы тогда останемся?! А может уже и остались?..
Владимир 21/09/2011 в 23:27:36
У каждого СВОЙ путь ко Господу и под Господом. И каждому промысл Его задаёт и проводит свой урок. И это тем более определённо, чем более человек искренен и устремлён к Истине. Случающиеся на таком пути греховные отклонения наказываются быстро и явно, что вырабатывает у ведомого Страх Божий и ясное осознание Богоприсутствия. И это столь богатое содержание, что сами по себе людские "успехи" вроде карьеры оказываются существенными лишь в малой мере - в той, как этот человек ощущает их работающими на своё призвание. Он твёрдо знает, что радости, покоя, чистоты совести он не получит, если даже и вознесётся на вершины удач, побед и карьеры, если для этого ему придётся марать лучшее да и мучиться в Божием страхе о неизбежном наказании за оскорбление высшего дара ради своей жалкой мелочёвки. А оно точно последует: кого впустили в чертоги Истины, тому не простится вороватость и свинство. Так что едва ли корректна сама постановка вопроса, вынесенного в заглавие статьи. Известно же, что действительно верующие - "не от мира сего", своего рода юродивые. Но это и есть самые счастливые и самые богатые люди. Поэтому весь этот хлам мирских обретений - лишь вроде пьянки, разве что ради дружеской эйфории. Но в багаж действительной ценности и счастия для этого человека они не войдут. Домашние же его обо всём этом думают иначе... А "друзья" всё равно завидуют. Только чему?.. А догадайся они - так завидовали бы по-каински.
Елена 29/08/2011 в 16:01:27
Андрею:
Очень хорошо, что Вы читаете игумена Никона (Воробьёва), мне тоже очень нравятся его наставления. Плохо то, что Вы, видимо, не совсем понимаете, о чём он пишет. А пишет он совсем не о социальном успехе. Вы, когда примериваете его слова к себе и к окружающим Вас людям, сначала задумайтесь о той духовной высоте, на которой стоял этот человек. Во-первых, он монашествующий. А монахи уходят из мира. Моно - один. Бог и душа – вот это монах. Святые Отцы говорили о монашествующих, что послушник «заболевает» для мира, инок для мира – «тяжело болен», а монах для мира «умер». А Вы пытаетесь комментировать статью, написанную для мирских людей и о мирских людях высказыванием монашествующего. Да не простого монашествующего, а игумена, и человека высокодуховного. Он, может, и к смерти уже был готов. А мы с вами? Когда отцу Иоанну Крестьянкину один человек сказал, что вот, дескать, уже и умереть готов, тот ему ответил: «Не спешите в мир иной, Вы ещё не все искушения прошли, не закалились ещё для Голгофы». Это он так тактично сказал.
Далее. Есть у меня один знакомый. Он иногда читает духовную литературу. Когда не пьёт и телевизор не смотрит, что, впрочем, бывает редко. Он работает изредка, в основном сидит на шее жены. А когда она его просит потрудиться, он ей цитирует слова святых отцов, дескать, мир во грехе лежит, нужно о душе думать, а спасению души мешает мамона, ну, и в том же духе. Часто цитирует монашествующих. Я ей говорю: «Так, может, ему бы в самом деле, в монастырь пойти?» А она отвечает: «Так я бы рада, а то он у детей последнюю кроху съедает… Так он не пойдёт! Он ведь любит выпить, покурить, мяса потрескать, опять же требует супружеского долга выполнения». То есть, смотрите, как часто люди хотят совместить несовместимое: они не хотят давать обеты нестяжания, целомудрия, не желают и молиться за весь мир, как тот же игумен Никон Воробьёв, а, с другой стороны, успешно трудиться в миру, быть образцом крепкой и дружной семьи для неверующих людей, они тоже не хотят. При этом берут на вооружение лозунги монашествующих, не имея на это никакого морального права. Не могут жить жизнью Марии, да и как Марфа успешно трудиться не хотят.
Небольшая справка для Вас о жизни Оптинских старцев: Преподобный Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, прожил долгую жизнь – 84 года. Он родился в начале века и умер на его исходе. Это была жизнь праведника и подвижника, одного из великих старцев Оптинских. Начиналась жизнь его в городе Курске в зажиточной купеческой семье Антимоновых, почётных граждан Курска. Семья эта пользовалась большим уважением в городе за безукоризненную честность, любовь к храму Божию, милосердие к бедным, строгую и благочестивую жизнь.
Преподобный Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев был третьим сыном Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны, а всего в семье было четыре сына. Никита Филимонович был известным в округе портным, выполнял многочисленные заказы. Будучи двадцати четырех лет от роду, Родион переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих. На артель, состоящую человек из тридцати, Родион смотрел как на своих детей, за которых надобно будет дать отчет Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью. С юных лет воспитанный в страхе Божием, искренно преданный Православной Церкви и строго соблюдавший ее уставы, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала в церкви на всенощной и обедни. Кроме того, при помощи знакомого дьячка Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.
Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре, отец его происходил из казаков, занимался торговлей. Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери. Сам преподобный Варсонофий в миру был блестящим полковником, ему прочили чин генерала.
Почитайте также про отца И.С.Шмелёва. Достаточно примеров социально успешных людей?
Андрей Каравай 29/08/2011 в 11:13:04
Игумен Никон (Воробьев) о "социальном успехе":
"...Жить мне никогда не хотелось, и теперь не хочется. Только желание помочь нуждающимся еще поддерживает интерес к жизни. Сам же по себе я, кажется, в любую минуту рад был бы покинуть мир сей. Страшит, конечно, неподготовленность, но и это умеряется надеждой на милосердие Божие..."
Сергей 17/08/2011 в 17:32:30
Спаси Вас Господь! Достаточно поучительная статья. Согласен с Еленой, спор не приносит спокойствия и утешения... Я понимаю, что корень всех зол - гордыня. Спасибо за Вашу работу, редакция, и отдельно каждому сотруднику!
борис 11/08/2011 в 11:18:18
Елена, на мой горделивый взгляд, вы очень поверхностно мыслите в вопросах аскетики. Но почему-то упрекаете меня за это. Можно читать книгу по аскетике, но понимать все своим умом, а можно жить аскетической жизнью под началом духовника или старца. Притча ваша не к месту. Я одержим почти всеми страстями, поэтому мне они все знакомы. Единственное - я не еретик. Поэтому, извините, дискуссию на этом предпочитаю закончить. Если вы желаете любой ценой отстоять свое личное мнение. Пусть так и будет. Я не в силах дискутировать с таким умным собеседником, достигшим вершин духовных. Храни Вас Господь!
Елена 10/08/2011 в 18:40:28
Борису:
«Блудники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6,9). Почему же вы не утверждаете, что корень всех страстей – блуд? Есть такая притча о трёх мужчинах, оказавшихся на окраине села ночью. Когда они увидели идущего в темноте путника, первый сказал: «Ха! К соседке отправился, у неё муж в отъезде!» Второй возразил: «Да нет, это явно воришка. Ищет, где что плохо лежит в темноте». А третий с радостью воскликнул: «Мне кажется, что этот человек вышел затемно, чтобы успеть на утреннюю службу в соседнем селе!» Вот такая притча. Каждый видит в другом недостатки или достоинства, присущие ему самому. Человеку, одержимому страстью сребролюбия, бывает трудно представить, что у кого-то могут быть другие страсти, что человек может быть бессребреником и при этом – гневливым или блудником. А самое тяжёлое уныние бывает у монашествующих, давших обет нестяжания. И поверьте, у них бывает уныние совсем не от того, что у них нет денег на мужские и женские «игрушки». Я понимаю, что человеку, одержимому страстью сребролюбия, бывает трудно представить, что кто-то может унывать по каким-то другим причинам…
Вы не умеете слушать собеседника. И, судя по вашим комментариям, вы никогда не читали аскетической литературы. У меня нет времени отвечать на ваши дальнейшие опусы, поэтому, если вы всё-таки решитесь прочитать хоть что-то из святых отцов по поводу классификации страстей, то со всеми вопросами и недоумениями обращайтесь к своему духовнику или священнику, у которого исповедуетесь. На прощание дарю цитату из Феофана Затворника: «Когда ведёте речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своём. Враг на это наводит, чтобы завязать спор, а от спора довесть до разлада».
Борис 10/08/2011 в 08:34:59
Елена, это не моя уверенность, а святоотеческая. И я вам попробую объяснить, почему сребролюбие корень всех зол. Это не главная страсть, а один из главных источников страстей. Вот смотрите - если вы поймете это и смиренно выслушаете меня, то, возможно, это принесет вам духовную пользу. Сребролюбие может проявляться не обязательно в стяжательстве, оно имеет многообразные формы. В современном мире - это культ материальных ценностей и наслаждений. Простой пример - Вы приходите в магазин, видите там красивое и дорогое платье, оно безусловно вам нравится, но купить его вы не можете, но нередко, вот это наше "НРАВИТСЯ, ХОЧЕТСЯ" может лишать душу свободы, начинает навязчиво мешать. И так во всём. Женщина и косметика, украшения, женские "игрушки". Мужчина и его "мужские" игрушки типа автомобиля, какой-либо техники и т.п. Желание обладать предметами преобладает над духовной жизнью. Отсюда и другие страсти берут начало. Могут заработать большие деньги - начинают прикладывать усилия только для этого, а потом удовлетворять свои страсти, и к относительно "здоровым" страстям (пропитание, одежда) начинают примешиваться страсти не здоровые, удовлетворение не только потребностей, но и похотей. Не может человек заработать - вариант множество - от воровства до зависти другому, скупости и жадности, до тоски и уныния. Аналогично и для богатых . Вот и выходит, что мысли об обогащении, о деньгах приводят любого человека к искушениям. Не важно - бедный человек или богатый. Само попустительство мыслям сребролюбивым приводит душу в растройство. По-моему, это азбучные истины, которые проистекают из православной аскетики. Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). Социальная успешность = мирская успешность = успешность нередко связана и со славой, больше/меньше - не важно, они идут рука об руку.
Елена 02/08/2011 в 13:57:46
Борису.
Ваша уверенность в том, что социальная успешность - то же самое, что мирская слава, и что это нечто очень плохое и вредное для православного человека сродни вашей уверенности в том, что сребролюбие - главная человеческая страсть. Прежде чем спорить, определитесь с пониманием слов, терминов. Ну, почитайте хоть словари и энциклопедии, если до аскетической литературы руки не доходят.
Ладно, думаю, что нужно попытаться выявить не разногласия, а то, в чём мы согласны. Я согласна с Вашим утверждением, что православный человек может быть социально успешным, а может им и не быть, на всё воля Божия. Об этом пишет и автор статьи. Бог в помощь.
борис 02/08/2011 в 12:28:12
Елена - вы как будто знакомы с православной аскетикой? Но вот связать ее, логику и окружающий нас мир вы никак не можете... По-моему, речь идет совершенно о другом. Не о работе по совести и не о том, чтобы быть профессионалом своего дела. Это не подлежит обсуждению. Это к социальной успешности нередко не имеет никакого отношения. Вы смешиваете понятия профессионализма, образованности и успешности. Это совсем разные понятия. Например, я - профессионал своего дела, хорошо образован. Но, если говорить об общественной успешности, исходя из нравов и реалий жизни современного российского общества, я совершенно не успешен. Скорее, я маргинален. По взглядам, образу мыслей, жизни. Речь идет о том, что слава мира сего - опасна для любого православного человека. И примеров таких множество. А слава мирская - это и есть социальная успешность. Потому что православной социальной успешности не существует.
Вот два вопроса:
1. Может ли быть социально успешным православный?
Да. Может.
2. Должен ли?
Нет. Не должен. Слава мира сего для него лишь испытания и бремя.
Елена 01/08/2011 в 22:16:10
Борису:
Борис, Вы, подобно сектанту, выхватываете цитату из Библии и делаете вывод, исходя из одной цитаты. Могу Вам привести множество других цитат. В том же послании к Тимофею апостол описывает состояние людей в последние дни: "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим.3:1-5).
Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: "Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?" (Мк.7:5), обращает внимание на внутреннего человека: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк.7:21-23). Согласно Святым Отцам, страсти - последствия нашего падения. Падение же состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога. Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание - самолюбие. Святые Отцы выделяют три основных его вида: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. В таком разделении они основываются на словах святого апостола Иоанна Богослова о трех искушениях мipa (1 Ин. 2, 16): сластолюбие отождествляя с похотью плоти, сребролюбие - с похотью очей, а славолюбие - с гордостью житейскою. Преподобный Максим, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. "Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие - ненависти к ближнему; мать их - самолюбие - есть причина обоих". Существует и иное разделение страстей на восемь главных (можно считать его дальнейшим подразделением трех названных на более конкретные страсти), и все остальные сводятся к этим восьми. Ими являются: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Достаточно о страстях?
Далее. Успешный педагог, врач, писатель, строитель, повар и т.д. совсем необязательно получили признание в социуме из-за того, что они тщеславны. Святые Отцы учили делать каждое дело по совести, называя это «хранением совести». И врач, который хорошо лечит, педагог, который хорошо учит, портной, который хорошо шьёт и т.д. – всегда будут востребованы обществом, детьми и родителями. Представьте ситуацию, когда верующий врач не будет стараться делать хорошо операции пациентам – ведь если он будет хорошо лечить, и смертности после его операций не будет – то ведь, согласно вашим предположениям, он может возгордиться и начать тщеславиться… Уж лучше пусть операция пройдёт неудачно, правда? А учитель пусть не повышает квалификацию и не очень-то старается учить детишек – а то тоже от тщеславия замучается… Пусть уж учит кое-как… Строитель пусть мост плохой строит… Ну и так далее. Редакция «Благодатного огня» пусть начнёт печатать бездарные статьи, а то что-то слишком много у них читателей, ещё возгордятся… И вы сами не вздумайте трудиться успешно, лучше кое-как работайте – и тщеславия не будет.
борис 01/08/2011 в 13:22:44
если вести речь о социальной успешности православного человека в нынешнем мире - это скорее, испытание неимоверное. бывает ли такое? бывает, конечно... но очень немного тех, кто бы это испытание смог понести достойно в христианском смысле этого слова. какая разница ученый или артист - и у того, и у другого серьезное испытание - тщеславие, славолюбие. вот подводные камни успешности, а к ней же примешиваются и иные страсти.
борис 01/08/2011 в 12:52:36
Елене - я вообще не спорю. Насчет сребролюбия - это обычное заблуждение. Это не просто одна из страстей. Сребролюбие есть пища страстей, поколику она поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть (из святых отцов) "ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1-е послание к Тимофею 6:9-10). Успешный педагог, ученый, писатель, строитель и т.п. - когда успех ради успеха - это самая обычная гордость. Тщеславие. Богатство материальное и богатство нематериальное - это все равно то, что мешает войти в Царство Небесное. Я не думаю, что редакция БО - социальны успешны в мирском понимании. Мы живем не в православном мире. Чтобы это понять - достаточно выйти из дома.
Иван, Саратов 25/07/2011 в 23:04:29
Елене
Вы смешиваете два вопроса.
1. Может ли православный человек быть социально успешным в принципе - так всем ясно, что будет на то воля Божья и сможет в любом обществе. И автор статьи это говорит, ну и Вы вспомнили календарь.
2. Может ли православный человек взять себе социальную успешность как принцип жизни?
А вот против этого - и автор статьи, и Сельскiй бригадиръ, если я правильно понимаю. Просто они это на примерах показали. В принципе с Вашей позицией - нужно трудиться в миру - не поспоришь и она совпадает с авторской. Только вывод, что это и есть социальная успешность, - не верен.
Ольга 25/07/2011 в 23:01:50
Полностью поддерживаю Елену. Понятие православный ученый, православный педагог, православный врач - это степень достоинства упомянутых людей. И не надо все смешивать. Когда-то на Руси не было понятия карьера, только каждый делал ДЕЛО более или менее успешно (Это уж по талантам и Воле Божией). Их успех был успехом и достижением нации, общества. А понятия каких-то там "лузеров" вообще не существовало и не имело права быть, посему как не русское оно.
Елена 25/07/2011 в 19:47:11
Сельскому бригадиру:
Почему Вы - бригадир? Это тоже какая-никакая карьера...
Что касается образования - Вы против образования? И что - у Вас и Ваших детей его нет? Как же Вы бригадиром стали? Или под бригадиром подразумевается нечто другое? А христианское имя у Вас есть? Вы передёргиваете любую мысль и любую фразу. Статья не призывает делать карьеру. Может быть, Вам стоит её прочитать? Я написала о православном календаре, где фото известных учёных, общественных деятелей, врачей, педагогов, а Вы отвечаете фразой о гламурных звездах телевидения и бизнеса. Если Вы не хотите или не умеете слушать собеседника, а высказываете только собственные мысли, то беседуйте сами с собой. Всего доброго.
Сельскiй бригадиръ 25/07/2011 в 18:52:11
Елене.
Сам Господь явился на земле не в образе социально успешного Царя, в славе, царской короне и мощи, и обязательно в образе Владыки мiра сего. А именно в образе Лузера не от мiра сего, необразованного, как книжники и первосвященники, в виде сына плотника, не сделавшего для себя карьеры, к которой так стремится современный мiр, Который и претерпел вместе с разбойниками оплевание и самую позорную казнь...
А вот Иуда собирался стать Министром Финансов при Царе Мiра, т.е. стать социально успешным.
А вот что касается гламурных глянцевых православных журналов, с обложек которых вместо икон или фотографий святых старцев на нас смотрят социально преуспевшие знаменитые и гламурные звезды телевидения и бизнеса, то они (православные журналы) и воспитывают читателя в оторванности от духовного понимания сути происходящего на наших глазах извращения Духа и извращения церковности.
Елена 25/07/2011 в 18:27:13
Сельскому бригадиру:
"В огороде бузина, а в Киеве - дядька". Мы говорили о конкретной статье, а не о проблеме формальной веры и не о проблемах веры проституток и бандитов. Недавно купила православный календарь с высказываниями и фото известных учёных, общественных деятелей, врачей, педагогов и других социально успешных людей, которые рассказывали о том, почему они православные. Так что православные - не лузеры. Может быть, кому-то хочется, чтобы мы такими были? Если же вы хотите обсудить другие проблемы - формальной веры, блуда, как главного порока нашего времени - напишите свою статью об этом, и мы её обсудим.
Иван, Саратов 25/07/2011 в 18:11:11
Елене.
Нет, социальная успешность и реализация себя это не одно и то же. Реализовывать себя и в своем огороде можно, если человек любит огородничать. А социальная успешность предполагает признание этой реализации социумом. И, скажем, наш социум в его нынешнем состоянии не признает учителей вовсе, поскольку у нас не образование, а "сфера образовательных услуг", по словам нашего министра образования. Можно ли назвать слугу социально успешным? Вряд ли. Так что Ваши примеры для абстрактного общества может и верны, да у нас общество "чисто конкретное". Пример "ровной жизни" Татьяны в статье есть тоже, скажем мягко, некоторая идеализация - не может быть все спокойно при таких социальных потрясениях. Они коснулись практически каждой семьи, она же не в вакууме живет, и "всегдашняя уравновешенность" кажется несколько странной на этом фоне. Я соглашусь, скорее с Борисом, но это не значит, что православный не может быть социально успешным. Бывают периоды в жизни общества, когда оно на духовном и, как следствие, на экономическом подъеме. В таком обществе "реализация себя" и "социальная успешность" - очень близкие понятия и богатство не требует обязательно несовместимых с совестью компромиссов, как сейчас. Другое дело, что Церковь должна была в первую очередь бороться именно за такое преображение общества и предпосылки для этого были - вспомним духовный подъем конца 80-х - начала 90-х. А уж потом и зажечься социальной успешностью как той же борьбой, но на новом этапе. К сожалению, вопрос о духовном преображении общества социальным служением ставится скорее бюрократически (собрали столько-то средств и т.д.), а о подвижнической жизни как-то вообще не ставится. Не в моде. Общество было объявлено прекрасным прямо в его наличном эмпирическом состоянии и православным осталось только "вписаться" в него, стать социально успешным. С этой целью развернулась борьба с маргиналами, не согласными восхищаться социал-дарвинизмом за окном. Теперь борьба практически успешно завершена и борцы остались один на один с тем противоестественным социальным отбором, которым они так восхищались. Запасаемся поп-кормом и смотрим, как они станут социально успешными, особенно если лишатся преференций, которые им были дадены именно в предположении их подвижничества, а не их ярких финансовых и музыкальных дарований.
Сельскiй бригадиръ 25/07/2011 в 17:53:06
Елене
Апостол Павел пишет недвусмысленно: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10).
Сребролюбие, и конкретно – деньги – это ключ ко всем порокам. И прежде всего к блуду. А блуд – это главный порок нашего растленного времени, он пропагандируется повсюду. И даже одежда, которую на себя одевает современный человек, побуждает к блудным помыслам и поступкам.
И все же в наше время христианство – это скорее религия т.н. лузеров, а не преуспевающих бизнесменов и социально успешных менеджеров, продвинувшихся по социальному лифту вверх, но не к Богу.
Сейчас очень многие люди обращаются к различной мистике, в том числе и к христианской. Однако целью этого обращения является не духовное самоусовершенствование, а получение защиты от сверхъестественных сил. Предметы духовные почти никто не изучает глубоко, т.е. практически нет интереса к святым Отцам, у который точно прописаны все тонкости и заблуждения души. Получается, что не человек хочет послужить Богу, а чтобы Бог послужил человеку в реализации его эгоистических устремлений. Человек формально (внешне) даже молится, ходит в церковь, но у нас есть православные бандиты и даже православные проститутки. Многие бандиты – православные. Они жертвуют огромные деньги на храмы и т.д. То же самое и с проститутками. Очень многие из них – православные. Все потому, что у них опасная работа и неизвестно, что с ними сделает братва или клиент. Поэтому все ищут зашиты у сверхъестественных сил. Тоже самое и в бизнесе и в карьере, которые крайне шатки и неустойчивые в наше быстро меняющееся время.
Елена 25/07/2011 в 07:53:41
Борису:
Сребролюбие - это одна из страстей, а не корень всех зол. Нельзя всё сводить к сребролюбию. Далеко не у всех людей именно сребролюбие является главной движущей страстью. Есть и славолюбие, и сластолюбие, и властолюбие и т.д. И не нужно путать богатство с социальной успешностью. Карьера - это не обязательно крупный и средний бизнес. Социально успешным можно назвать и талантливого педагога, любимого и уважаемого детьми и родителями. И хорошего врача, которого знают и любят пациенты. И писателя, и строителя и т.д. Хотя они могут быть вовсе небогатыми людьми. Дело не в богатстве, а в реализованности в социуме. Воцерковленный человек - это не обязательно сторож при храме или свещница или регент. Воцерковленный человек может быть и социально реализованным и успешным. И главный бухгалтер на любом предприятии - это человек успешный и социально реализованный, поэтому пример в статье про бухгалтера - как раз жизненный и очень удачный. Не нужно призывать всех к маргинальности. И про двух господ - фраза не к месту. Наш Господин - Господь. Но это не значит, что мы не должны трудиться и трудиться успешно в миру. Англичане говорят: "Честность - лучшая политика". Поэтому человек, живущий по заповедям, честный, находит признание в социуме, бывает уважаем. Вот, скажем, редакция "Благодатного огня" - социально успешны. Хотя, возможно, и небогаты... Кстати, в статье О.Рожнёвой написано, что "продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице". Поэтому непонятно, с чем Вы спорите. Есть люди, которые читают и не понимают, о чём речь. "Своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют..." (От Марка 4, 12). Статья умная, дельная и своевременная.
борис 22/07/2011 в 12:57:35
Корень всех зол - сребролюбие. Важно помнить это. Во-вторых, социум мира сего по сути своей антихристианский. И правит там если не князь мира сего, то просто человеческие представления от добре и зле. Нередко также далекие от Христа. Карьерный рост - росту рознь. Пример, бухгалтера не совсем удачный... Это работа другого рода и карьерный рост иной. Скромный весьма, который не может помешать серьезно духовной жизни воцерковленного человека. А вот крупный бизнес или даже средний - иная история. Мне кажется рано или поздно любой православный человек встает перед выбором - быть успешным в мире или тревожиться о спасении души - своей и ближних... Нельзя сидеть на двух стульях и служить двум господам одновременно.
Марина 21/07/2011 в 23:02:02
Спаси Господи! Очень хорошая статья, утешительная и истинная в каждой букве.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Может и должен ли быть социально успешным православный? Православный журнал «Благодатный Огонь»

Может и должен ли быть социально успешным православный?

21.07.2011
Ольга Рожнёва

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

3.09.2014
Нина Павлова

Забытая веревка

 

НОВОСТИ

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора