Богородица

Актуальные статьи

Может и должен ли быть социально успешным православный?

21.07.2011

Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Этот вопрос сейчас встречается практически во всех православных изданиях. Открываю православный женский журнал «Матроны» и читаю: «Сейчас, когда в православной среде идут оживленные дискуссии о том, “возможно ли спастись богатому” и нужен ли особый миссионерский подход к “представителям бизнес-элиты”, образ нравственного и честного предпринимателя как нельзя более актуален».

Игумен Петр (Мещеринов) в своей статье «Православие в России и 20-летнее испытание свободой: о подменах церковной жизни в откровенном разговоре» проявляет беспокойство: «Люди, проведшие уже долгое время в Церкви, долгое время считавшие себя определившимися в своем жизненном пути, вдруг, по истечении 10–15 лет обнаруживают свое духовное и социальное банкротство. Они не могут похвалиться не только карьерными достижениями, но необходимыми профессиональными навыками и опытом построения деловых отношений».

Название статьи в журнале «Нескучный сад» говорит само за себя: «Деловой христианин, или почему православные бывают похожи на дохлых рыбок?» Таким образом, на повестке дня стоит вопрос: можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьеры? Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. Но в его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала Святых Отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растёт и легко спасается. Вы недоверчиво качаете головой? Можно ли это совместить? Или нужно выбирать для себя что-то одно: либо духовное восхождение, либо карьерный рост? Лествица или карьерная лестница?

Когда я думаю об этом, я вспоминаю двух своих подруг. Мы дружим очень долго, можно сказать, всю сознательную жизнь. Обе они верующие женщины, воцерковленные, но пути их к Богу были очень разными. Первая моя подруга пришла к Богу в детстве. У неё верующие родители. Они привили девочке любовь к храму, к службам. С восемнадцати лет Татьяна (назовём её так) на клиросе, она вот уже больше 25 лет по воскресным дням ходит в церковь. У Татьяны верующий муж, который вместе с ней поёт на клиросе. Трое детей, которые также не представляют своей жизни без Бога. Всё в жизни Татьяны ровно и спокойно, нет особенных бурь и катаклизмов. Конечно, бывают и какие-то скорби, но эта дружная семья встречает трудности единым фронтом и легко перелистывает грустные страницы. Мы знаем, что у Татьяны есть крепкие молитвенницы — мама и старшая сестра, которые не оставляют её семью без молитвенной поддержки. Таня делится с нами: когда подступают трудности, она знает, что её мама и сестра тут же обращаются с молитвой к Господу, к своему любимому Святителю Николаю Чудотворцу, и скорби отступают. Такой путь к Богу Святые Отцы назвали бы средним путём, «царским». Ровно идёт Таня по жизни, нет у неё каких-то тяжёлых смертных грехов, бурного прошлого, абортов, обращения к экстрасенсам, гаданий и тому подобного. Не за что уцепиться тёмной силе. Всегда спокойная, уравновешенная, добрая, Татьяна — наша духовная поддержка и опора.

И на работе всё у неё ладится. Много лет работала она бухгалтером, а 5 лет назад, продвинувшись по карьерной лестнице, стала главным бухгалтером крупной государственной организации. На работе её ценят и уважают за порядочность, неконфликтный характер. Не смеются, когда она на корпоративных вечеринках во время поста выбирает постные блюда. Наоборот, она подаёт окружающим прекрасный пример православного воцерковленного человека, одновременно успешного в своей карьере. Можно ли сказать, что Таня целенаправленно стремилась к карьерному росту? Однозначно, нет. Она не гналась за должностью, должность нашла её сама. Как сложится Танина жизнь дальше? Я не знаю. Но думаю, что её путь к Богу будет таким же ровным, царским путём. Наша подруга очень почитает Оптинских старцев и часто на память цитирует Амвросия Оптинского: «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Когда мы спрашиваем у Тани, как это — не тужить, она приводит продолжение этого высказывания, менее известное: «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». Таня растёт духовно и восходит от силы в силу. Карьерный рост тоже налицо.

А вот у второй подруги нашей, Елены (назовём её так), к сожалению, совмещать это не получилось. Елена выросла в обычной советской семье. В церковь ходили, чтобы окрестить ребёнка или отпеть родственника. С детства не приученная к храму, не знающая, что такое исповедь и причастие, что такое молитвенное предстательство родных и близких, лишённая молитвенной поддержки, Лена была твёрдо уверена, что «Бог в душе». В храм ходила на Рождество и на Пасху, хотя считала себя верующим человеком. Детей своих Елена тоже не приучила к церковной жизни. Мы любили Лену за добрый и искренний характер, весёлый и жизнерадостный нрав. Но ей не доставало цельности и твёрдости Тани, понимания, как это — жить по Заповедям Христовым, как поступать правильно в сложных жизненных ситуациях. Невенчанный брак, аборт, сделанный в слезах, под давлением мужа-атеиста, пристрастие к картам Таро, сонникам, гаданиям — всё это не способствовало духовной жизни Лены. Но, трудолюбивая, умная, волевая, с университетским образованием, она уверенно поднималась по ступеням карьерной лестницы. Была уверена, что каждый человек — кузнец своего счастья, своей судьбы. Чем выше поднималась Лена по ступеням карьерной лестницы, тем сильнее она менялась. Всё реже становились наши дружеские встречи. Лене было не до нас. Днём на работе, даже в воскресные дни. А по вечерам постоянно приглашают то на корпоративные вечеринки, то на шашлыки, в рестораны, в сауну. На наши телефонные звонки по вечерам всё чаще отвечала она нетрезвым голосом.

И вот Елена становится руководителем крупной и процветающей организации. С нами она прежняя, но окружающие жалуются, что стала она нетерпима к чужому мнению, не говорит, а вещает, давит на людей. На наших глазах развивалась классическая ситуация искушения властью. Таня качала головой и тихо повторяла мне слова Оптинских старцев: «Можно спастись и в миру, да не на юру». Ещё она молилась за подругу детства. И вот «перемена десницы Вышняго»: смена городской администрации и кадровые перестановки. Лена теряет работу. Когда человек видит цель жизни в своей карьере, такой удар страшен. Лене за 40, и начинать карьеру заново в этом возрасте трудно. А разве в этом смысл жизни? Такие жизненные коллизии игумен Никон (Воробьёв) определял как посещение Божие. Он писал: «Это посещение Божие, чтобы люди поняли цену и прочность мирской жизни». Мы поддерживали Лену. И вот она уже вслед за Таней читает Оптинских старцев. И повторяет нам поучения Амвросия Оптинского: «За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь”». Лена воцерковляется, сейчас это глубоко верующий человек. Скорбь привела её к Богу. Прежние друзья, наперебой приглашающие на шашлыки и в рестораны, куда-то исчезли. Лена иначе, более скромно одевается. Воцерковившись, она выбросила сонники и карты Таро, больше не отвечает нам по телефону по вечерам нетрезвым голосом. Работает она сейчас на очень скромной должности, но выглядит гораздо более счастливым человеком. У неё появился духовный отец, она ездит в паломнические поездки. Читает духовные книги, регулярно исповедуется и причащается. Вслед за мамой пришли к Богу и дети. Как знать, может быть, её сегодняшняя социальная неуспешность в глазах Бога выше, чем её прошлая карьерная успешность и довольство собой?

Вот такие примеры. Таня, которая совмещает духовную жизнь и карьерный рост. И Лена, которая начала свою духовную жизнь, восхождение по Лествице, только потерпев падение с лестницы карьерной. Почему не всем удаётся совмещать карьерную лестницу и Лествицу?

Многое зависит от воцерковленности человека, от того, как он начал свою духовную жизнь. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит предостерегает от неправильного начала духовной жизни: «Когда человек неправильно начал духовную жизнь или его отягощает что-то наследственное, тогда он видит, как перед ним появляется сатана и устраивает ему шум». Теперь давайте честно ответим на вопрос: все ли мы начинаем нашу духовную жизнь правильно? Приходим к Богу с детства, а не в зрелом возрасте, испытав скорби и болезни, переполненные страстями и грехами? После семидесяти лет Богоборческого государственного строя сказать, что к Богу мы пришли ещё в детстве, могут очень немногие люди. Многих ли из нас не отягощает ничего наследственного? Не стоят ли за нами наши старшие родные — атеисты? А может и Богоборцы? Те, кто занимался атеистической пропагандой? Дежурил на подступах к храму, чтобы не допустить туда молодых верующих людей? Разрушал и закрывал церкви?

Старец Порфирий Кавсокаливит предупреждал: «Не будем давать диаволу прав. Лазейка — это и есть право. Удаляясь от Бога, ты подвергаешь себя опасности, потому что сатана находит тебя свободным и владычествует над тобой». Многие ли из нас могут сказать, что не давали диаволу прав над собой? Многие ли из нас не знают, что такое аборт? Никогда не гадали и не обращались к экстрасенсам, гадалкам? Не пробовали гадать сами, открывая добровольно дорогу к своей душе тёмной силе? И теперь, когда такие люди приходят к Богу, бесы не хотят мириться с лёгкой потерей добычи. Человека бросает из стороны в сторону, его мучают многочисленные страсти, искушения, одолевает уныние, отчаяние. Просто ли такому человеку в общественной, социальной жизни? Если мы будем расстраиваться, что такой человек худо-бедно пытается бороться со страстями, восходить по духовной лествице, но охладевает к карьере, то не уподобимся ли мы тем несмысленным людям, которые желали бы, чтобы тяжелобольной принял участие в конкурсе красоты? Тут бы душу спасти! Не до жиру, как говорится, быть бы живу.

Бывшая целительница-экстрасенс Н. теперь помогает в храме. О её социальной успешности говорить не приходится. Несколько лет подряд она просто жила в сторожке при храме, спасаясь от бесовских страхований. В церкви ей было легче. Сейчас она нигде не работает. Прибирается в храме. Часто ездит по монастырям и подолгу живёт там на послушании. Если сравнивать её прошлую жизнь и настоящую, то, возможно, в глазах неверующих людей, она проиграла. Сравните богатую, благополучную даму, возглавляющую процветающую фирму по нетрадиционным методам лечения с нынешней Н. — скромно одетой и часто нуждающейся. Жалеет ли она о своей социальной неуспешности? Нет. Она радуется, что не оказалась в психиатрической больнице. И благодарит Бога, что не отринул её, привёл в храм.

Мы часто забываем, что Господь ведёт нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «У кого в душе мир, тому и на каторге рай». «Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий». Святые Отцы определяли Промысел Божий, как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность — зависят от Промысла Божия, заботящегося о нашем спасении. Григорий Богослов писал: «Когда даст Бог, ничего не сделает зависть, а когда не даст, не поможет никакой труд». Святые отцы также утверждают: «Людей кротких, трудолюбивых, делающих всё единственно для славы Божией, Господь всегда возвышает и даже нередко чудесным образом. Люди никогда не сильны унизить того, кого захочет Бог возвысить».

О нашей социальной успешности или неуспешности, карьерном росте, условиях нашей жизни хорошо сказал священник А. Ельчанинов: «Условия, которыми окружил нас Господь, — это единственный возможный для нас путь спасения; эти условия переменятся тотчас же, как мы их до конца используем, обративши горечь обид, оскорблений, болезней, трудов — в золото терпения, безгневия, кротости».

Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек? Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Господь, которому всё возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжёлые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу». Апостол Павел писал: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».

Значит, от нас зависит трудиться, а Господь сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведёт такие искушения от своего верного чада. Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, — значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.

И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р.б.Сергий 08.04.2013 в 17:55:34

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице."
- Хотя духовные законы одинаковы для всех, для мужчин, как правило, с этого выбора все и начинается...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Alexander 23.10.2012 в 16:03:05

Православный христианин(ка), может быть успешным человеком. Великие русские князья, были богачами как их свет не видывал и тем не менее, многие из них, причислены к лику святых. Главное понять, что материальное богатство не должно служить личным удовлетворениям, на хлеб хватает и слава Богу. Что бы стать успешным человеком, нужно выполнять ряд определенных правил.
Приглашаю верующих православных христиан, тех, кому надоело одиночество, кто хочет обрести верных друзей, кто наконец хочет в этой жизни сделать что то полезное http://blogs.mail.ru/bk/ark.sp/?Password=&template=&Domain=&Login=#C01516E4A32A4A9
Спаси Господи!

Екатерина 21.08.2012 в 19:56:10

Замечательная статья! Спасибо автору!

Владимир 22.09.2011 в 01:33:03

Дорогие братья и сестры, давайте хоть на православных ресурсах будем говорить и слышать РУССКОЕ, славянское слово! ужель не режет слуха, не коробит этот омерзительный "лузер" (чтоб его в эту самую лузу опрокинуло). Есть замечательное, понятное, обоснованное и осмысляемое корневой основой слово "неудачник". А их луздер - так это даже и не точно: буквально это "теряющий". Мы-то вкладываем в это слово своим мощным сознанием куда более серьёзный смысл. Очнитесь, русские! Ведь и русского-то в нас почти только язык и остался. А мы и его норовим своим выпендриванием вытравить. Кто ж мы тогда останемся?! А может уже и остались?..

Владимир 21.09.2011 в 23:27:36

У каждого СВОЙ путь ко Господу и под Господом. И каждому промысл Его задаёт и проводит свой урок. И это тем более определённо, чем более человек искренен и устремлён к Истине. Случающиеся на таком пути греховные отклонения наказываются быстро и явно, что вырабатывает у ведомого Страх Божий и ясное осознание Богоприсутствия. И это столь богатое содержание, что сами по себе людские "успехи" вроде карьеры оказываются существенными лишь в малой мере - в той, как этот человек ощущает их работающими на своё призвание. Он твёрдо знает, что радости, покоя, чистоты совести он не получит, если даже и вознесётся на вершины удач, побед и карьеры, если для этого ему придётся марать лучшее да и мучиться в Божием страхе о неизбежном наказании за оскорбление высшего дара ради своей жалкой мелочёвки. А оно точно последует: кого впустили в чертоги Истины, тому не простится вороватость и свинство. Так что едва ли корректна сама постановка вопроса, вынесенного в заглавие статьи. Известно же, что действительно верующие - "не от мира сего", своего рода юродивые. Но это и есть самые счастливые и самые богатые люди. Поэтому весь этот хлам мирских обретений - лишь вроде пьянки, разве что ради дружеской эйфории. Но в багаж действительной ценности и счастия для этого человека они не войдут. Домашние же его обо всём этом думают иначе... А "друзья" всё равно завидуют. Только чему?.. А догадайся они - так завидовали бы по-каински.

Елена 29.08.2011 в 16:01:27

Андрею:
Очень хорошо, что Вы читаете игумена Никона (Воробьёва), мне тоже очень нравятся его наставления. Плохо то, что Вы, видимо, не совсем понимаете, о чём он пишет. А пишет он совсем не о социальном успехе. Вы, когда примериваете его слова к себе и к окружающим Вас людям, сначала задумайтесь о той духовной высоте, на которой стоял этот человек. Во-первых, он монашествующий. А монахи уходят из мира. Моно - один. Бог и душа – вот это монах. Святые Отцы говорили о монашествующих, что послушник «заболевает» для мира, инок для мира – «тяжело болен», а монах для мира «умер». А Вы пытаетесь комментировать статью, написанную для мирских людей и о мирских людях высказыванием монашествующего. Да не простого монашествующего, а игумена, и человека высокодуховного. Он, может, и к смерти уже был готов. А мы с вами? Когда отцу Иоанну Крестьянкину один человек сказал, что вот, дескать, уже и умереть готов, тот ему ответил: «Не спешите в мир иной, Вы ещё не все искушения прошли, не закалились ещё для Голгофы». Это он так тактично сказал.
Далее. Есть у меня один знакомый. Он иногда читает духовную литературу. Когда не пьёт и телевизор не смотрит, что, впрочем, бывает редко. Он работает изредка, в основном сидит на шее жены. А когда она его просит потрудиться, он ей цитирует слова святых отцов, дескать, мир во грехе лежит, нужно о душе думать, а спасению души мешает мамона, ну, и в том же духе. Часто цитирует монашествующих. Я ей говорю: «Так, может, ему бы в самом деле, в монастырь пойти?» А она отвечает: «Так я бы рада, а то он у детей последнюю кроху съедает… Так он не пойдёт! Он ведь любит выпить, покурить, мяса потрескать, опять же требует супружеского долга выполнения». То есть, смотрите, как часто люди хотят совместить несовместимое: они не хотят давать обеты нестяжания, целомудрия, не желают и молиться за весь мир, как тот же игумен Никон Воробьёв, а, с другой стороны, успешно трудиться в миру, быть образцом крепкой и дружной семьи для неверующих людей, они тоже не хотят. При этом берут на вооружение лозунги монашествующих, не имея на это никакого морального права. Не могут жить жизнью Марии, да и как Марфа успешно трудиться не хотят.
Небольшая справка для Вас о жизни Оптинских старцев: Преподобный Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, прожил долгую жизнь – 84 года. Он родился в начале века и умер на его исходе. Это была жизнь праведника и подвижника, одного из великих старцев Оптинских. Начиналась жизнь его в городе Курске в зажиточной купеческой семье Антимоновых, почётных граждан Курска. Семья эта пользовалась большим уважением в городе за безукоризненную честность, любовь к храму Божию, милосердие к бедным, строгую и благочестивую жизнь.
Преподобный Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев был третьим сыном Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны, а всего в семье было четыре сына. Никита Филимонович был известным в округе портным, выполнял многочисленные заказы. Будучи двадцати четырех лет от роду, Родион переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих. На артель, состоящую человек из тридцати, Родион смотрел как на своих детей, за которых надобно будет дать отчет Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью. С юных лет воспитанный в страхе Божием, искренно преданный Православной Церкви и строго соблюдавший ее уставы, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала в церкви на всенощной и обедни. Кроме того, при помощи знакомого дьячка Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.
Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре, отец его происходил из казаков, занимался торговлей. Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери. Сам преподобный Варсонофий в миру был блестящим полковником, ему прочили чин генерала.
Почитайте также про отца И.С.Шмелёва. Достаточно примеров социально успешных людей?

Андрей Каравай 29.08.2011 в 11:13:04

Игумен Никон (Воробьев) о "социальном успехе":
"...Жить мне никогда не хотелось, и теперь не хочется. Только желание помочь нуждающимся еще поддерживает интерес к жизни. Сам же по себе я, кажется, в любую минуту рад был бы покинуть мир сей. Страшит, конечно, неподготовленность, но и это умеряется надеждой на милосердие Божие..."

Сергей 17.08.2011 в 17:32:30

Спаси Вас Господь! Достаточно поучительная статья. Согласен с Еленой, спор не приносит спокойствия и утешения... Я понимаю, что корень всех зол - гордыня. Спасибо за Вашу работу, редакция, и отдельно каждому сотруднику!

борис 11.08.2011 в 11:18:18

Елена, на мой горделивый взгляд, вы очень поверхностно мыслите в вопросах аскетики. Но почему-то упрекаете меня за это. Можно читать книгу по аскетике, но понимать все своим умом, а можно жить аскетической жизнью под началом духовника или старца. Притча ваша не к месту. Я одержим почти всеми страстями, поэтому мне они все знакомы. Единственное - я не еретик. Поэтому, извините, дискуссию на этом предпочитаю закончить. Если вы желаете любой ценой отстоять свое личное мнение. Пусть так и будет. Я не в силах дискутировать с таким умным собеседником, достигшим вершин духовных. Храни Вас Господь!

Елена 10.08.2011 в 18:40:28

Борису:
«Блудники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6,9). Почему же вы не утверждаете, что корень всех страстей – блуд? Есть такая притча о трёх мужчинах, оказавшихся на окраине села ночью. Когда они увидели идущего в темноте путника, первый сказал: «Ха! К соседке отправился, у неё муж в отъезде!» Второй возразил: «Да нет, это явно воришка. Ищет, где что плохо лежит в темноте». А третий с радостью воскликнул: «Мне кажется, что этот человек вышел затемно, чтобы успеть на утреннюю службу в соседнем селе!» Вот такая притча. Каждый видит в другом недостатки или достоинства, присущие ему самому. Человеку, одержимому страстью сребролюбия, бывает трудно представить, что у кого-то могут быть другие страсти, что человек может быть бессребреником и при этом – гневливым или блудником. А самое тяжёлое уныние бывает у монашествующих, давших обет нестяжания. И поверьте, у них бывает уныние совсем не от того, что у них нет денег на мужские и женские «игрушки». Я понимаю, что человеку, одержимому страстью сребролюбия, бывает трудно представить, что кто-то может унывать по каким-то другим причинам…
Вы не умеете слушать собеседника. И, судя по вашим комментариям, вы никогда не читали аскетической литературы. У меня нет времени отвечать на ваши дальнейшие опусы, поэтому, если вы всё-таки решитесь прочитать хоть что-то из святых отцов по поводу классификации страстей, то со всеми вопросами и недоумениями обращайтесь к своему духовнику или священнику, у которого исповедуетесь. На прощание дарю цитату из Феофана Затворника: «Когда ведёте речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своём. Враг на это наводит, чтобы завязать спор, а от спора довесть до разлада».

Борис 10.08.2011 в 08:34:59

Елена, это не моя уверенность, а святоотеческая. И я вам попробую объяснить, почему сребролюбие корень всех зол. Это не главная страсть, а один из главных источников страстей. Вот смотрите - если вы поймете это и смиренно выслушаете меня, то, возможно, это принесет вам духовную пользу. Сребролюбие может проявляться не обязательно в стяжательстве, оно имеет многообразные формы. В современном мире - это культ материальных ценностей и наслаждений. Простой пример - Вы приходите в магазин, видите там красивое и дорогое платье, оно безусловно вам нравится, но купить его вы не можете, но нередко, вот это наше "НРАВИТСЯ, ХОЧЕТСЯ" может лишать душу свободы, начинает навязчиво мешать. И так во всём. Женщина и косметика, украшения, женские "игрушки". Мужчина и его "мужские" игрушки типа автомобиля, какой-либо техники и т.п. Желание обладать предметами преобладает над духовной жизнью. Отсюда и другие страсти берут начало. Могут заработать большие деньги - начинают прикладывать усилия только для этого, а потом удовлетворять свои страсти, и к относительно "здоровым" страстям (пропитание, одежда) начинают примешиваться страсти не здоровые, удовлетворение не только потребностей, но и похотей. Не может человек заработать - вариант множество - от воровства до зависти другому, скупости и жадности, до тоски и уныния. Аналогично и для богатых . Вот и выходит, что мысли об обогащении, о деньгах приводят любого человека к искушениям. Не важно - бедный человек или богатый. Само попустительство мыслям сребролюбивым приводит душу в растройство. По-моему, это азбучные истины, которые проистекают из православной аскетики. Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). Социальная успешность = мирская успешность = успешность нередко связана и со славой, больше/меньше - не важно, они идут рука об руку.

Елена 02.08.2011 в 13:57:46

Борису.
Ваша уверенность в том, что социальная успешность - то же самое, что мирская слава, и что это нечто очень плохое и вредное для православного человека сродни вашей уверенности в том, что сребролюбие - главная человеческая страсть. Прежде чем спорить, определитесь с пониманием слов, терминов. Ну, почитайте хоть словари и энциклопедии, если до аскетической литературы руки не доходят.
Ладно, думаю, что нужно попытаться выявить не разногласия, а то, в чём мы согласны. Я согласна с Вашим утверждением, что православный человек может быть социально успешным, а может им и не быть, на всё воля Божия. Об этом пишет и автор статьи. Бог в помощь.

борис 02.08.2011 в 12:28:12

Елена - вы как будто знакомы с православной аскетикой? Но вот связать ее, логику и окружающий нас мир вы никак не можете... По-моему, речь идет совершенно о другом. Не о работе по совести и не о том, чтобы быть профессионалом своего дела. Это не подлежит обсуждению. Это к социальной успешности нередко не имеет никакого отношения. Вы смешиваете понятия профессионализма, образованности и успешности. Это совсем разные понятия. Например, я - профессионал своего дела, хорошо образован. Но, если говорить об общественной успешности, исходя из нравов и реалий жизни современного российского общества, я совершенно не успешен. Скорее, я маргинален. По взглядам, образу мыслей, жизни. Речь идет о том, что слава мира сего - опасна для любого православного человека. И примеров таких множество. А слава мирская - это и есть социальная успешность. Потому что православной социальной успешности не существует.
Вот два вопроса:
1. Может ли быть социально успешным православный?
Да. Может.
2. Должен ли?
Нет. Не должен. Слава мира сего для него лишь испытания и бремя.

Елена 01.08.2011 в 22:16:10

Борису:
Борис, Вы, подобно сектанту, выхватываете цитату из Библии и делаете вывод, исходя из одной цитаты. Могу Вам привести множество других цитат. В том же послании к Тимофею апостол описывает состояние людей в последние дни: "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим.3:1-5).
Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: "Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?" (Мк.7:5), обращает внимание на внутреннего человека: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк.7:21-23). Согласно Святым Отцам, страсти - последствия нашего падения. Падение же состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога. Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание - самолюбие. Святые Отцы выделяют три основных его вида: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. В таком разделении они основываются на словах святого апостола Иоанна Богослова о трех искушениях мipa (1 Ин. 2, 16): сластолюбие отождествляя с похотью плоти, сребролюбие - с похотью очей, а славолюбие - с гордостью житейскою. Преподобный Максим, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. "Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие - ненависти к ближнему; мать их - самолюбие - есть причина обоих". Существует и иное разделение страстей на восемь главных (можно считать его дальнейшим подразделением трех названных на более конкретные страсти), и все остальные сводятся к этим восьми. Ими являются: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Достаточно о страстях?
Далее. Успешный педагог, врач, писатель, строитель, повар и т.д. совсем необязательно получили признание в социуме из-за того, что они тщеславны. Святые Отцы учили делать каждое дело по совести, называя это «хранением совести». И врач, который хорошо лечит, педагог, который хорошо учит, портной, который хорошо шьёт и т.д. – всегда будут востребованы обществом, детьми и родителями. Представьте ситуацию, когда верующий врач не будет стараться делать хорошо операции пациентам – ведь если он будет хорошо лечить, и смертности после его операций не будет – то ведь, согласно вашим предположениям, он может возгордиться и начать тщеславиться… Уж лучше пусть операция пройдёт неудачно, правда? А учитель пусть не повышает квалификацию и не очень-то старается учить детишек – а то тоже от тщеславия замучается… Пусть уж учит кое-как… Строитель пусть мост плохой строит… Ну и так далее. Редакция «Благодатного огня» пусть начнёт печатать бездарные статьи, а то что-то слишком много у них читателей, ещё возгордятся… И вы сами не вздумайте трудиться успешно, лучше кое-как работайте – и тщеславия не будет.

борис 01.08.2011 в 13:22:44

если вести речь о социальной успешности православного человека в нынешнем мире - это скорее, испытание неимоверное. бывает ли такое? бывает, конечно... но очень немного тех, кто бы это испытание смог понести достойно в христианском смысле этого слова. какая разница ученый или артист - и у того, и у другого серьезное испытание - тщеславие, славолюбие. вот подводные камни успешности, а к ней же примешиваются и иные страсти.

борис 01.08.2011 в 12:52:36

Елене - я вообще не спорю. Насчет сребролюбия - это обычное заблуждение. Это не просто одна из страстей. Сребролюбие есть пища страстей, поколику она поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть (из святых отцов) "ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1-е послание к Тимофею 6:9-10). Успешный педагог, ученый, писатель, строитель и т.п. - когда успех ради успеха - это самая обычная гордость. Тщеславие. Богатство материальное и богатство нематериальное - это все равно то, что мешает войти в Царство Небесное. Я не думаю, что редакция БО - социальны успешны в мирском понимании. Мы живем не в православном мире. Чтобы это понять - достаточно выйти из дома.

Иван, Саратов 25.07.2011 в 23:04:29

Елене
Вы смешиваете два вопроса.
1. Может ли православный человек быть социально успешным в принципе - так всем ясно, что будет на то воля Божья и сможет в любом обществе. И автор статьи это говорит, ну и Вы вспомнили календарь.
2. Может ли православный человек взять себе социальную успешность как принцип жизни?
А вот против этого - и автор статьи, и Сельскiй бригадиръ, если я правильно понимаю. Просто они это на примерах показали. В принципе с Вашей позицией - нужно трудиться в миру - не поспоришь и она совпадает с авторской. Только вывод, что это и есть социальная успешность, - не верен.

Ольга 25.07.2011 в 23:01:50

Полностью поддерживаю Елену. Понятие православный ученый, православный педагог, православный врач - это степень достоинства упомянутых людей. И не надо все смешивать. Когда-то на Руси не было понятия карьера, только каждый делал ДЕЛО более или менее успешно (Это уж по талантам и Воле Божией). Их успех был успехом и достижением нации, общества. А понятия каких-то там "лузеров" вообще не существовало и не имело права быть, посему как не русское оно.

Елена 25.07.2011 в 19:47:11

Сельскому бригадиру:
Почему Вы - бригадир? Это тоже какая-никакая карьера...
Что касается образования - Вы против образования? И что - у Вас и Ваших детей его нет? Как же Вы бригадиром стали? Или под бригадиром подразумевается нечто другое? А христианское имя у Вас есть? Вы передёргиваете любую мысль и любую фразу. Статья не призывает делать карьеру. Может быть, Вам стоит её прочитать? Я написала о православном календаре, где фото известных учёных, общественных деятелей, врачей, педагогов, а Вы отвечаете фразой о гламурных звездах телевидения и бизнеса. Если Вы не хотите или не умеете слушать собеседника, а высказываете только собственные мысли, то беседуйте сами с собой. Всего доброго.

Сельскiй бригадиръ 25.07.2011 в 18:52:11

Елене.
Сам Господь явился на земле не в образе социально успешного Царя, в славе, царской короне и мощи, и обязательно в образе Владыки мiра сего. А именно в образе Лузера не от мiра сего, необразованного, как книжники и первосвященники, в виде сына плотника, не сделавшего для себя карьеры, к которой так стремится современный мiр, Который и претерпел вместе с разбойниками оплевание и самую позорную казнь...
А вот Иуда собирался стать Министром Финансов при Царе Мiра, т.е. стать социально успешным.
А вот что касается гламурных глянцевых православных журналов, с обложек которых вместо икон или фотографий святых старцев на нас смотрят социально преуспевшие знаменитые и гламурные звезды телевидения и бизнеса, то они (православные журналы) и воспитывают читателя в оторванности от духовного понимания сути происходящего на наших глазах извращения Духа и извращения церковности.

Елена 25.07.2011 в 18:27:13

Сельскому бригадиру:
"В огороде бузина, а в Киеве - дядька". Мы говорили о конкретной статье, а не о проблеме формальной веры и не о проблемах веры проституток и бандитов. Недавно купила православный календарь с высказываниями и фото известных учёных, общественных деятелей, врачей, педагогов и других социально успешных людей, которые рассказывали о том, почему они православные. Так что православные - не лузеры. Может быть, кому-то хочется, чтобы мы такими были? Если же вы хотите обсудить другие проблемы - формальной веры, блуда, как главного порока нашего времени - напишите свою статью об этом, и мы её обсудим.

Иван, Саратов 25.07.2011 в 18:11:11

Елене.
Нет, социальная успешность и реализация себя это не одно и то же. Реализовывать себя и в своем огороде можно, если человек любит огородничать. А социальная успешность предполагает признание этой реализации социумом. И, скажем, наш социум в его нынешнем состоянии не признает учителей вовсе, поскольку у нас не образование, а "сфера образовательных услуг", по словам нашего министра образования. Можно ли назвать слугу социально успешным? Вряд ли. Так что Ваши примеры для абстрактного общества может и верны, да у нас общество "чисто конкретное". Пример "ровной жизни" Татьяны в статье есть тоже, скажем мягко, некоторая идеализация - не может быть все спокойно при таких социальных потрясениях. Они коснулись практически каждой семьи, она же не в вакууме живет, и "всегдашняя уравновешенность" кажется несколько странной на этом фоне. Я соглашусь, скорее с Борисом, но это не значит, что православный не может быть социально успешным. Бывают периоды в жизни общества, когда оно на духовном и, как следствие, на экономическом подъеме. В таком обществе "реализация себя" и "социальная успешность" - очень близкие понятия и богатство не требует обязательно несовместимых с совестью компромиссов, как сейчас. Другое дело, что Церковь должна была в первую очередь бороться именно за такое преображение общества и предпосылки для этого были - вспомним духовный подъем конца 80-х - начала 90-х. А уж потом и зажечься социальной успешностью как той же борьбой, но на новом этапе. К сожалению, вопрос о духовном преображении общества социальным служением ставится скорее бюрократически (собрали столько-то средств и т.д.), а о подвижнической жизни как-то вообще не ставится. Не в моде. Общество было объявлено прекрасным прямо в его наличном эмпирическом состоянии и православным осталось только "вписаться" в него, стать социально успешным. С этой целью развернулась борьба с маргиналами, не согласными восхищаться социал-дарвинизмом за окном. Теперь борьба практически успешно завершена и борцы остались один на один с тем противоестественным социальным отбором, которым они так восхищались. Запасаемся поп-кормом и смотрим, как они станут социально успешными, особенно если лишатся преференций, которые им были дадены именно в предположении их подвижничества, а не их ярких финансовых и музыкальных дарований.

Сельскiй бригадиръ 25.07.2011 в 17:53:06

Елене
Апостол Павел пишет недвусмысленно: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10).
Сребролюбие, и конкретно – деньги – это ключ ко всем порокам. И прежде всего к блуду. А блуд – это главный порок нашего растленного времени, он пропагандируется повсюду. И даже одежда, которую на себя одевает современный человек, побуждает к блудным помыслам и поступкам.
И все же в наше время христианство – это скорее религия т.н. лузеров, а не преуспевающих бизнесменов и социально успешных менеджеров, продвинувшихся по социальному лифту вверх, но не к Богу.
Сейчас очень многие люди обращаются к различной мистике, в том числе и к христианской. Однако целью этого обращения является не духовное самоусовершенствование, а получение защиты от сверхъестественных сил. Предметы духовные почти никто не изучает глубоко, т.е. практически нет интереса к святым Отцам, у который точно прописаны все тонкости и заблуждения души. Получается, что не человек хочет послужить Богу, а чтобы Бог послужил человеку в реализации его эгоистических устремлений. Человек формально (внешне) даже молится, ходит в церковь, но у нас есть православные бандиты и даже православные проститутки. Многие бандиты – православные. Они жертвуют огромные деньги на храмы и т.д. То же самое и с проститутками. Очень многие из них – православные. Все потому, что у них опасная работа и неизвестно, что с ними сделает братва или клиент. Поэтому все ищут зашиты у сверхъестественных сил. Тоже самое и в бизнесе и в карьере, которые крайне шатки и неустойчивые в наше быстро меняющееся время.

Елена 25.07.2011 в 07:53:41

Борису:
Сребролюбие - это одна из страстей, а не корень всех зол. Нельзя всё сводить к сребролюбию. Далеко не у всех людей именно сребролюбие является главной движущей страстью. Есть и славолюбие, и сластолюбие, и властолюбие и т.д. И не нужно путать богатство с социальной успешностью. Карьера - это не обязательно крупный и средний бизнес. Социально успешным можно назвать и талантливого педагога, любимого и уважаемого детьми и родителями. И хорошего врача, которого знают и любят пациенты. И писателя, и строителя и т.д. Хотя они могут быть вовсе небогатыми людьми. Дело не в богатстве, а в реализованности в социуме. Воцерковленный человек - это не обязательно сторож при храме или свещница или регент. Воцерковленный человек может быть и социально реализованным и успешным. И главный бухгалтер на любом предприятии - это человек успешный и социально реализованный, поэтому пример в статье про бухгалтера - как раз жизненный и очень удачный. Не нужно призывать всех к маргинальности. И про двух господ - фраза не к месту. Наш Господин - Господь. Но это не значит, что мы не должны трудиться и трудиться успешно в миру. Англичане говорят: "Честность - лучшая политика". Поэтому человек, живущий по заповедям, честный, находит признание в социуме, бывает уважаем. Вот, скажем, редакция "Благодатного огня" - социально успешны. Хотя, возможно, и небогаты... Кстати, в статье О.Рожнёвой написано, что "продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице". Поэтому непонятно, с чем Вы спорите. Есть люди, которые читают и не понимают, о чём речь. "Своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют..." (От Марка 4, 12). Статья умная, дельная и своевременная.

борис 22.07.2011 в 12:57:35

Корень всех зол - сребролюбие. Важно помнить это. Во-вторых, социум мира сего по сути своей антихристианский. И правит там если не князь мира сего, то просто человеческие представления от добре и зле. Нередко также далекие от Христа. Карьерный рост - росту рознь. Пример, бухгалтера не совсем удачный... Это работа другого рода и карьерный рост иной. Скромный весьма, который не может помешать серьезно духовной жизни воцерковленного человека. А вот крупный бизнес или даже средний - иная история. Мне кажется рано или поздно любой православный человек встает перед выбором - быть успешным в мире или тревожиться о спасении души - своей и ближних... Нельзя сидеть на двух стульях и служить двум господам одновременно.

Марина 21.07.2011 в 23:02:02

Спаси Господи! Очень хорошая статья, утешительная и истинная в каждой букве.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс