Богородица

Актуальные статьи

Святой мученик Христофор и его иконография

21.05.2021


Тропарь, глас 4:
Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.


Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах


Греческая икона святого Христофора XVIII века

* * *
Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

* * *
Иконография святого Христофора в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.
В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

 
Старообрядческие иконы святого Христофора
* * *
Житие и иконография святого Христофора в католицизме
Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

 * * *

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI–VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Современные иконы святого Христофора
Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»). Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

священник Алексий 27.05.2015 в 23:12:32

Не знаю, не знаю. Читал пролог на славянском. Ничего там не отвергается. А наоборот утверждается, что св. Христофор был с песьей головой. В четьях-минеях свят. Димитрия Ростовского (на славянском) житие св. Христофора описывается кратко и за подробностями читатель отсылается к прологу. Т.е. опять таки святитель Димитрий молчаливо признает версию пролога о песьей голове.

р.Б.Ирина 26.05.2015 в 11:22:51

Я думаю, что изображение св. Христофора оправдано во всех случаях. Невозможно относиться к иконе, как факту "научному". Это предмет веры, связь времен и мера каждого (насколько каждый способен принять и понять). Предание и Писание многопланово и глубоко по смыслам, а иконопись лишь слабо отражает как вневременной, так и временный характер феномена (любого).
1) Оправдано изображение св. Христофора с человеческим лицом, ибо в Царствии Божьем все земные искажения пропадают без следа.
2) Оправдано с песьим лицом, ибо Богу и Ангелам Его по силам сделать по просьбе святого, если он не желает быть привлекательным красавцем. Известно, что некая женщина казалась лошадью всем на неё смотрящим. Тут можно говорить о неисследованном до конца моменте, где магия и волшебство отличаются от чудес Божиих.
3) Оправдано песье изображение и в случае с действительными уродствами больной природы человеков.
4) Не будет грехом и понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником.
5) Следует обратить внимание, что пес - это лучший друг человека, поэтому я бы св. Христофора назвала лучшим другом Христа.
6) Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, не вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством.
Этот момент я бы вообще символически перенесла на убогую Русь. Не нищетой сильны русские люди, а Правдой и Силой Божьей. Кто-нибудь подумал о том, как выигрывают сегодня в своей красивой рекламе украинские фашисты, извращенцы и предатели всех мастей?.. А как красив извращенный театр и профессиональные проститутки! Но что божественного в такой красоте?
Заключение можно подвести цитатой М. Яблокова: "Священное Предание Церкви едино во всей своей совокупности".

М.Яблоков 25.05.2015 в 06:16:28

На самом деле духовная преемственность - очень важная вещь. Это и есть в каком-то смысле предание.

Агапит 24.05.2015 в 23:39:25

Владимир Юрганов
*** А кто это - прот. Василий Швец? Агапит что ли? Печально...***
Спасайтесь, г-н Юрганов, Или лечитесь. И в любом случае задвиньте своё ёрничанье и хамство.

Владимир Юрганов 24.05.2015 в 21:48:43

Яблокову.
А кто это - прот. Василий Швец? Агапит что ли? Печально...

М.Яблоков 24.05.2015 в 15:47:50

Владимиру Юрганову.
///Христианину следует отличать Св. Предание от сочинений мирян///
Приветствую и тебя, дорогой друг! Только протоиерей Василий Швец - заслуженный священник, а не мирянин и, тем более, его духовник - преподобный Симеон Псково-Печерский. Вот в чем дело. С Праздником, тебя!

Владимир Юрганов 24.05.2015 в 08:00:42

Всё очень просто. Может ли быть человек с пёсьей головою? Будет на то Воля Господня - так и будет. А будет ли она - не нам о том судить.

Владимир Юрганов 24.05.2015 в 07:59:06

М.Яблоков 23/05/2015 в 06:40:44
***@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@ (Агапит)
Это утверждение всех церковных обновленцев***
Михаил, вот тебе мой ответ о православном мифотворчестве: Актуальные статьи К 70-летию Великой Победы. «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин. Христианину следует отличать Св. Предание от сочинений мирян. И сравнивать жития со статьями - кощунственно.

Агапит 23.05.2015 в 20:31:45

Сельскiй бригадиръ 23/05/2015 в 15:34:05
1. ***Миссионеру Агапиту***
Поспешил я похвалить себя, назвавшись миссионером, поспешил.... "Вы думаете, это миссионер? Говорить можно о чём угодно, а дела-то и не будет. Но скажу о другом. Миссионер – это человек, который должен очень хорошо знать Православие. Это первое. Второе: это человек, который должен сам быть искренним христианином, то есть стремиться, насколько это возможно для него, вести христианскую жизнь, а не какую-либо иную. Потому что только человек, в котором живой дух, может передать жизнь, таящуюся в христианстве. Истинных миссионеров всегда было немного. Почему апостолы победили мир? Они были одухотворены Духом Божиим, Господь дал им это, потому что так было необходимо, иначе бы христианства просто-напросто в истории не осталось. А затем самыми лучшими миссионерами кто были? Посмотрите, они все канонизированы; лучшими миссионерами были святые, и напротив – профессора и учителя, которые много говорят о Боге, далеко не святы – как говорится, воз и ныне там."
2. ***Миссионер - погромщик Церкви.***
Нет, погромщик Церкви называется "миссионЭр" :)
С Праздником!

М.Яблоков 23.05.2015 в 15:36:31

Агапиту.
Никто не спорит, аллегорическое понимание Церковью тоже в некоторых случаях принимается. Например, если в Евангелии говорится: будьте как голуби, то это не значит, что надо откладывать яйца :)

Сельскiй бригадиръ 23.05.2015 в 15:34:05

Миссионеру Агапиту.
@Опубликованные Бригадиром фотографии - факт медицинский, см. п.3 моего поста в 11:29. Это диагноз, но не чудо.... Как миссионер (не путать с либерастом), я в данном случае придерживаюсь... @
Отвечаю миссионеру Агапиту как убежденный миссиофоб с огромным стажем многогранной миссиофобской деятельности: никто ведь и не говорит и не пишет, что внешний вид мученика Христофора - это чудо. Возможно случай муч. Христофора имел под собою чисто медицинские причины. Но это никак не отрицает того факта, что был такой святой с собачьей головой, что и было запечатлено на древних иконах времен св. великомученика Георгия Победоносца.
P.S. Миссионер - погромщик Церкви.

Агапит 23.05.2015 в 14:50:24

С.Бригадиру и М. Яблокову.
"Не иму веры."
1. "... а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён..."
Вот в существование таких племён как в исторический и этнографический факт я "не иму веры". Религиозной составляющей здесь нет.
2. Опубликованные Бригадиром фотографии - факт медицинский, см. п.3 моего поста в 11:29. Это диагноз, но не чудо. Такое могло, конечно, быть в конкретном индивидуальном случае.
3. Повторюсь, что:
А) "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником".
Б) "Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид".
В) "В 1707 году Синод Русской Православной Церкви подтвердил решения Большого Московского Собора 1667 года о запрете изображений "противных естеству, истории и истине", в т.ч. изображения Св. Мученика Христофора с песьей головой. Против звероподобных изображений Мученика Христофора высказывался Святой Димитрий Ростовский. Святой Священномученик Арсений (Мациевич), также выступал за исправление икон святого и за создание новых "по надлежащему с человеческою главою... дабы вместо Христофора песия главы не почитать."
PS: Я потому и ввязался в этот спор, что очень часто встречал даже и среди старообрядцев крайнее недоумение по поводу таких икон. Как миссионер (не путать с либерастом), я в данном случае придерживаюсь вышеозначенных мнений А-В в пункте 3 данного поста.
С наступающими праздниками свв. Кирилла и Мефодия и Отцев I Вселенского Собора!

М.Яблоков 23.05.2015 в 12:50:59

"Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы." (Дан.4.30).

Сельскiй бригадиръ 23.05.2015 в 12:38:58

Агапиту неверующему.
@Не иму веры, да и никто в это всерьез не поверит, ни в 1 веке, ни в 21-м.@


На правом фото с нагрудной цепочкой Федор Евтищев. Его называли «человек с собачьей мордой». Работал в цирках и аттракциона Европы. Лаял, рычал на потеху публике. Скалил зубы, пугая чувствительных дам. Отец его был таким же по виду.
Тот, что в вельветовом пиджаке, знаменитый поляк Лионель. Человек-лев.
Свободно владел 5-ю языками, был эрудирован и настолько берег от повреждений свою роскошную гриву, которая полностью покрывала его лицо и продолжалась в виде львиной шерсти по всему телу, что однажды, когда случился пожар в гостинице, он, Стефан Боровский, как звучало его оригинальное имя, сиганул с балкона вниз, оставив на съедению огню все свое имущество, включая кошелек с деньгами.
Итак, человекособака – исторический факт, а значит был такой факт и в истории Церкви. В Библии упоминаются человеко-львы.
Людей с собачьими головами описал в XI веке Адам Бременский в своей «Истории гамбургских архиепископов» IV, 19: «Кинокефалы — это те, которые носят на плечах песью голову. Их часто берут в плен в Руссии, а говорят они, мешая слова и лай». Один такой кинокефал Полкан по воспоминаниям служил в свите князя Владимира в числе сильных богатырей. С тех пор кличка Полкан распространена у собак.

Агапит 23.05.2015 в 11:29:19

1. "Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов."
Не иму веры, да и никто в это всерьез не поверит, ни в 1 веке, ни в 21-м.
2. "Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид".
Вот и ответ на вопрос.
3. "... Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку."
Существует заболевание - акромегалия - при котором у взрослого человека начинают непропорционально увеличиваться подбородок, язык, дёсна, нос, уши, кисти и стопы, так что лицо приобретает как бы лошадиный облик, делается отталкивающим. Конечно, такое объяснение звучит слишком рационально, в духе о. Александра Мень, но как вариант, такое могло случиться.

М.Яблоков 23.05.2015 в 10:56:56

Агапиту.
Критерием подлинности Предания по св.Иринею Лионскому является соответствие его вере Церкви. Разумеется, всякие суеверия не могут является Преданием.
Что же касается конкретного указанному вами материала - «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин, - то оное требует дополнительного исследования. Вере Церкви оно не противоречит, а посему наименование указанных событий мифотворчеством не является однозначным.

Агапит 23.05.2015 в 10:24:43

М.Яблоков 23/05/2015 в 06:40:44
***@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@ (Агапит)
Это утверждение всех церковных обновленцев***
Михаил, вот тебе мой ответ о православном мифотворчестве: Актуальные статьи К 70-летию Великой Победы. «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин.

М.Яблоков 23.05.2015 в 06:40:44

@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@
Это утверждение всех церковных обновленцев, либералов и реформаторов! Священное Предание Церкви едино во всей своей совокупности. Можно говорить лишь об иерархии Предания, однако и малое в нем представляет для христианина огромную духовную ценность.

Андрей Тимесков 22.05.2015 в 23:37:22

По моему мнению, собака сотворена Богом в назидание людям. Дабы, как хорошая собака относится к своему хозяину, так и человеку должно относиться к Господу своему...

Агапит 22.05.2015 в 20:16:55

С. Бригадиру.
Брат, что ты меня критикуешь, когда даже свт. Димитрий Ростовский и Арсений Мациевич, мученик, выступали против "песьеголовых" икон, а местами фрески переписывали. (Впрочем, переписывали и двуперстие на троеперстие.) Очевидно, зооморфное изображение святого всегда повергало людей в смущение.
Икона Воскресения Христова...Так ведь и любая каноническая икона тем и отличается от картины на религиозную тему, что насыщена глубоким символизмом, многопланова, имеет обратную перспективу и свой особый язык.
Что касается сравнения с о. Александром Мень, то оно вряд ли уместно по ряду причин. Но в одном я с ним соглашусь: я допускаю, что жития некоторых святых содержат элементы фольклора и подверглись мифологизации, что неизбежно при передаче путем устного предания. Главное-то ведь не в том, песья голова была у сего св. мужа, гораздо ценнее, когда человек сам просит Господа отъять земную свою красоту, чтобы не быть соблазном, как об этом повествует один из вариантов жития. К Св. Писанию и Св. Преданию вышесказанное не относится. Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий.
И ещё: Бригадир, прочти внимательнее: "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником". Это Синаксарь, а не книга о. А. Мень.
С уважением к тебе.

Владимир Юрганов 22.05.2015 в 19:49:06

To Сельскiй бригадиръ символически, как понимают 5-ю заповедь последователи о. Даниила Сысоева... Что мол речь там не ведется о биологических родителя, а то что при них пишут. Так это просто символ

Сельскiй бригадиръ 22.05.2015 в 13:47:28

Агапиту
@собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически@
Так, так, брат Агапит. Сначала православную иконографию (например, икону Воскресения Христова - Сошествия Христа во ад) будем учиться понимать не буквально, а символически. А потом дойдем и до того, что библейские и евангельские тексты станем понимать не буквально, а символически. Как об этом учил новый "великий учитель церкви" протоиерей Александр Мень.

Агапит 22.05.2015 в 13:29:22

Людмила 03/02/2012 в 23:54:22
***Мне лично как-то жутковато и совсем непривычно смотреть на святого, изображенного с собачьей головой.***
Полностью согласен! Вот ответ Иоанна (см. ниже) и соборные прещения на "песьеголовые иконы", думаю, должны рассеять наши страхи и сомнения:
Иоанн 11/05/2012 в 19:37:49 "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником".

Ярослав 22.05.2015 в 07:29:21

Если кроме подпиливания зубов, как говорит Гость, еще и голову перевязывать, как практиковали некоторые кочевники на нашей территории (она вытягивалась вверх и назад), то как раз и получится то что на иконах.

Ирина Фр. 21.05.2015 в 23:52:45

А вот икона начала 20-го века, Владимиро-Суздальский музей-заповедник - св. Христофор с головой не собачьей, не лошадиной, не человеческой.

Помню, что впервые услышала про св. Христофора и его странный иконописный образ в Успенском соборе Владимира. Возможно, там тоже есть его фреска. Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его!

Иоанна 21.05.2015 в 20:37:42

По вопросу иконографии св. Христофора есть интересная статья Виктора Куткового, но в интернете я ее не нашла. Она есть в его книге "Краски мудрости".

мимоходом 09.12.2012 в 20:44:12

Гербершейн передает сведения о спеглавцах, которые живут в Верхнем Приобье - в горах Алтая. Любопытно, что именно эта территория (Телеутская землица) оставалась недоступной русской колонизации аж до учреждения Петром Российской империи, и внятных причин обтекания границ этой "землицы" всеми землепроходцами историки не приводят. Может быть сообщение Герберштейна и страх казаков (которые, на самом деле, мало чего боялись) как-то связаны?

Николай 07.08.2012 в 21:02:05

Православной Греческой и Русской Церковью отвергнуто изображение Святого Христофора с песьей головой (в т.ч. на старообрядческих образах), и принята ВСЕГДА существовавшая иконография его в человеческом облике, что более соответствует истине.

Иоанн 11.05.2012 в 19:37:49

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. В 1707 году Синод Русской Православной Церкви подтвердил решения Большого Московского Собора 1667 года о запрете изображений "противных естеству, истории и истине", в т.ч. изображения Св. Мученика Христофора с песьей головой. Против звероподобных изображений Мученика Христофора высказывался Святой Димитрий Ростовский. Святой Священномученик Арсений (Мациевич), также выступал за исправление икон святого и за создание новых "по надлежащему с человеческою главою... дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия" (т.е. подобно этому Святому). Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. В Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен», то есть в образе юноши-воина человеческой головой. Исследователь С.Н. Липатова высказала предположение, что уродство лица святого Христофора наиболее вероятно связано с его воинскими травмами, чем с какими-либо другими фантастическими легендами. Любой иконописец знает, что Святые не изображаются с прижизненными телесными уродствами, если таковые и были, т.к. в Царствии Небесном не может быть ничего несовершенного.

Василий 22.03.2012 в 00:19:03

Цитата: "...выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии."
А никак нельзя писать просто "эпоха Возрождения", без "язычества"? Ну сколько можно видеть в этой эпохе одно плохое? Нельзя видеть то или иное явление только в черном (или только в белом) цвете. Возрождение было прежде всего временем великого искусства. Происходит обращение к античности. Но кто сказал, что это непременно означает возврат к язычеству? Зарождается светская культура. Опять же, что в этом плохого?

Иоанн 14.02.2012 в 02:56:13

Не понимаю высказывания святителя Дмитрия Ростовского. Если существовали иконы 5 века изображающие мученика Христофора в том облике, каком его изобразили древние иконописцы, то какие могут быть, более поздние запреты?

Людмила 03.02.2012 в 23:54:22

Мне лично как-то жутковато и совсем непривычно смотреть на святого, изображенного с собачьей головой. Такой "суррогат", "человек-собака" как-то отталкивающе действует и уж совсем не воспринимается как святой. Ибо такое изображение не являет собой не только святого, а и обычного нормального земного человека с определенным внутренним достоинством, каким-то уважением. Все ж-таки Творец создал нас, человеков, именно с человеческой головой, а не со всякими другими головами. На мой взгляд, как бы не складывалась реальная жизнь земного человека, тем более Святого, все это должно быть описано в его житии, а не в иконе, как таковой. Все-таки человеческие образы в иконах должны соответствовать творению, как такового, Самого Творца. Это первое. И во-вторых, я так и не поняла, действительно ли существовало такое явление в жизни свт.Христофора, как перенесение им Христа? Либо это плод в определенном смысле воображения? Еще раз повторюсь, что сугубо на мой взгляд, вот такое суррогатное изображение скорее всего во всех смыслах подходит современным "двурогим", но никак Православным. Кстати, эти иконы с суррогатным изображением очень идентичны по своему глубинному осмыслению иконе свт. Георгия Победоносца, одобреной Евросоветом. Потому и возникает, по крайней мере у меня лично, какое-то внутреннее отторжение в восприятии этой иконы. А ведь икона, как таковая, должна излучать только божественность, легкость, одухотворенность. Посмотрел на икону и внутренне отдохнул... Прости, Господи!

архим. доц. Павел Стефанов, БГ 05.09.2011 в 22:41:44

В самом деле и православная, и римокатолическая иконография этого святого - оба легендарные. На Афоне есть стенописы с католическом вариантом иконографии св. Христофора. Изображение в старом митрополитском соборе г. Велико Тырново им. св. Петра и Павла копирует Афон.
См. статьи: Ждраков, З. За западната иконография на св. Христофор от църквата „Св. Св. Петър и Павел” в Търново. – Изкуство, 1990, № 9-10, 42-47.
Рашков, Ив. За иконографията на св. Христофор – Кинокефалос (източна и западна традиция). - В: Православната традиция и културата на Македония в контекста на цялостната българска история. Научна конференция Мелник 7-8 ноември 1999. С., (2000), 64-70 (Библиотека “Православен колейдоскоп”)

прохожий 05.09.2011 в 07:45:48

а статуи у католиков имеются или все больше картины?

Гость 29.08.2011 в 09:34:08

Как-то много лет назад мне попалась статья об одном племени Африки. Одним из обрядов этого племени было подпиливание зубов (в треугольник) и разрезание рта на манер оскала собаки. Фоток не было, но были зарисовки путешественников - очень похоже на псоглавцев. Делалось это для устрашения злых духов и заодно окрестных племён.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс