Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Святой мученик Христофор и его иконография

21.05.2015


Тропарь, глас 4:
Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.




Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах




Греческая икона святого Христофора XVIII века


* * *

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.


* * *

Иконография святого Христофора в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.
В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

 

Старообрядческие иконы святого Христофора


* * *

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

 
* * *
 

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI–VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

 

Современные иконы святого Христофора


Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»). Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
225
 /  - 
27
Комментарии:
священник Алексий 27/05/2015 в 23:12:32
Не знаю, не знаю. Читал пролог на славянском. Ничего там не отвергается. А наоборот утверждается, что св. Христофор был с песьей головой. В четьях-минеях свят. Димитрия Ростовского (на славянском) житие св. Христофора описывается кратко и за подробностями читатель отсылается к прологу. Т.е. опять таки святитель Димитрий молчаливо признает версию пролога о песьей голове.
р.Б.Ирина 26/05/2015 в 11:22:51
Я думаю, что изображение св. Христофора оправдано во всех случаях. Невозможно относиться к иконе, как факту "научному". Это предмет веры, связь времен и мера каждого (насколько каждый способен принять и понять). Предание и Писание многопланово и глубоко по смыслам, а иконопись лишь слабо отражает как вневременной, так и временный характер феномена (любого).
1) Оправдано изображение св. Христофора с человеческим лицом, ибо в Царствии Божьем все земные искажения пропадают без следа.
2) Оправдано с песьим лицом, ибо Богу и Ангелам Его по силам сделать по просьбе святого, если он не желает быть привлекательным красавцем. Известно, что некая женщина казалась лошадью всем на неё смотрящим. Тут можно говорить о неисследованном до конца моменте, где магия и волшебство отличаются от чудес Божиих.
3) Оправдано песье изображение и в случае с действительными уродствами больной природы человеков.
4) Не будет грехом и понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником.
5) Следует обратить внимание, что пес - это лучший друг человека, поэтому я бы св. Христофора назвала лучшим другом Христа.
6) Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, не вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством.
Этот момент я бы вообще символически перенесла на убогую Русь. Не нищетой сильны русские люди, а Правдой и Силой Божьей. Кто-нибудь подумал о том, как выигрывают сегодня в своей красивой рекламе украинские фашисты, извращенцы и предатели всех мастей?.. А как красив извращенный театр и профессиональные проститутки! Но что божественного в такой красоте?
Заключение можно подвести цитатой М. Яблокова: "Священное Предание Церкви едино во всей своей совокупности".
М.Яблоков 25/05/2015 в 06:16:28
На самом деле духовная преемственность - очень важная вещь. Это и есть в каком-то смысле предание.
Агапит 24/05/2015 в 23:39:25
Владимир Юрганов
*** А кто это - прот. Василий Швец? Агапит что ли? Печально...***
Спасайтесь, г-н Юрганов, Или лечитесь. И в любом случае задвиньте своё ёрничанье и хамство.
Владимир Юрганов 24/05/2015 в 21:48:43
Яблокову.
А кто это - прот. Василий Швец? Агапит что ли? Печально...
М.Яблоков 24/05/2015 в 15:47:50
Владимиру Юрганову.
///Христианину следует отличать Св. Предание от сочинений мирян///
Приветствую и тебя, дорогой друг! Только протоиерей Василий Швец - заслуженный священник, а не мирянин и, тем более, его духовник - преподобный Симеон Псково-Печерский. Вот в чем дело. С Праздником, тебя!
Владимир Юрганов 24/05/2015 в 08:00:42
Всё очень просто. Может ли быть человек с пёсьей головою? Будет на то Воля Господня - так и будет. А будет ли она - не нам о том судить.
Владимир Юрганов 24/05/2015 в 07:59:06
М.Яблоков 23/05/2015 в 06:40:44
***@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@ (Агапит)
Это утверждение всех церковных обновленцев***
Михаил, вот тебе мой ответ о православном мифотворчестве: Актуальные статьи К 70-летию Великой Победы. «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин. Христианину следует отличать Св. Предание от сочинений мирян. И сравнивать жития со статьями - кощунственно.
Агапит 23/05/2015 в 20:31:45
Сельскiй бригадиръ 23/05/2015 в 15:34:05
1. ***Миссионеру Агапиту***
Поспешил я похвалить себя, назвавшись миссионером, поспешил.... "Вы думаете, это миссионер? Говорить можно о чём угодно, а дела-то и не будет. Но скажу о другом. Миссионер – это человек, который должен очень хорошо знать Православие. Это первое. Второе: это человек, который должен сам быть искренним христианином, то есть стремиться, насколько это возможно для него, вести христианскую жизнь, а не какую-либо иную. Потому что только человек, в котором живой дух, может передать жизнь, таящуюся в христианстве. Истинных миссионеров всегда было немного. Почему апостолы победили мир? Они были одухотворены Духом Божиим, Господь дал им это, потому что так было необходимо, иначе бы христианства просто-напросто в истории не осталось. А затем самыми лучшими миссионерами кто были? Посмотрите, они все канонизированы; лучшими миссионерами были святые, и напротив – профессора и учителя, которые много говорят о Боге, далеко не святы – как говорится, воз и ныне там."
2. ***Миссионер - погромщик Церкви.***
Нет, погромщик Церкви называется "миссионЭр" :)
С Праздником!
М.Яблоков 23/05/2015 в 15:36:31
Агапиту.
Никто не спорит, аллегорическое понимание Церковью тоже в некоторых случаях принимается. Например, если в Евангелии говорится: будьте как голуби, то это не значит, что надо откладывать яйца :)
Сельскiй бригадиръ 23/05/2015 в 15:34:05
Миссионеру Агапиту.
@Опубликованные Бригадиром фотографии - факт медицинский, см. п.3 моего поста в 11:29. Это диагноз, но не чудо.... Как миссионер (не путать с либерастом), я в данном случае придерживаюсь... @
Отвечаю миссионеру Агапиту как убежденный миссиофоб с огромным стажем многогранной миссиофобской деятельности: никто ведь и не говорит и не пишет, что внешний вид мученика Христофора - это чудо. Возможно случай муч. Христофора имел под собою чисто медицинские причины. Но это никак не отрицает того факта, что был такой святой с собачьей головой, что и было запечатлено на древних иконах времен св. великомученика Георгия Победоносца.
P.S. Миссионер - погромщик Церкви.
Агапит 23/05/2015 в 14:50:24
С.Бригадиру и М. Яблокову.
"Не иму веры."
1. "... а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён..."
Вот в существование таких племён как в исторический и этнографический факт я "не иму веры". Религиозной составляющей здесь нет.
2. Опубликованные Бригадиром фотографии - факт медицинский, см. п.3 моего поста в 11:29. Это диагноз, но не чудо. Такое могло, конечно, быть в конкретном индивидуальном случае.
3. Повторюсь, что:
А) "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником".
Б) "Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид".
В) "В 1707 году Синод Русской Православной Церкви подтвердил решения Большого Московского Собора 1667 года о запрете изображений "противных естеству, истории и истине", в т.ч. изображения Св. Мученика Христофора с песьей головой. Против звероподобных изображений Мученика Христофора высказывался Святой Димитрий Ростовский. Святой Священномученик Арсений (Мациевич), также выступал за исправление икон святого и за создание новых "по надлежащему с человеческою главою... дабы вместо Христофора песия главы не почитать."
PS: Я потому и ввязался в этот спор, что очень часто встречал даже и среди старообрядцев крайнее недоумение по поводу таких икон. Как миссионер (не путать с либерастом), я в данном случае придерживаюсь вышеозначенных мнений А-В в пункте 3 данного поста.
С наступающими праздниками свв. Кирилла и Мефодия и Отцев I Вселенского Собора!
М.Яблоков 23/05/2015 в 12:50:59
"Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы." (Дан.4.30).
Сельскiй бригадиръ 23/05/2015 в 12:38:58
Агапиту неверующему.
@Не иму веры, да и никто в это всерьез не поверит, ни в 1 веке, ни в 21-м.@


На правом фото с нагрудной цепочкой Федор Евтищев. Его называли «человек с собачьей мордой». Работал в цирках и аттракциона Европы. Лаял, рычал на потеху публике. Скалил зубы, пугая чувствительных дам. Отец его был таким же по виду.
Тот, что в вельветовом пиджаке, знаменитый поляк Лионель. Человек-лев.
Свободно владел 5-ю языками, был эрудирован и настолько берег от повреждений свою роскошную гриву, которая полностью покрывала его лицо и продолжалась в виде львиной шерсти по всему телу, что однажды, когда случился пожар в гостинице, он, Стефан Боровский, как звучало его оригинальное имя, сиганул с балкона вниз, оставив на съедению огню все свое имущество, включая кошелек с деньгами.
Итак, человекособака – исторический факт, а значит был такой факт и в истории Церкви. В Библии упоминаются человеко-львы.
Людей с собачьими головами описал в XI веке Адам Бременский в своей «Истории гамбургских архиепископов» IV, 19: «Кинокефалы — это те, которые носят на плечах песью голову. Их часто берут в плен в Руссии, а говорят они, мешая слова и лай». Один такой кинокефал Полкан по воспоминаниям служил в свите князя Владимира в числе сильных богатырей. С тех пор кличка Полкан распространена у собак.
Агапит 23/05/2015 в 11:29:19
1. "Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов."
Не иму веры, да и никто в это всерьез не поверит, ни в 1 веке, ни в 21-м.
2. "Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид".
Вот и ответ на вопрос.
3. "... Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку."
Существует заболевание - акромегалия - при котором у взрослого человека начинают непропорционально увеличиваться подбородок, язык, дёсна, нос, уши, кисти и стопы, так что лицо приобретает как бы лошадиный облик, делается отталкивающим. Конечно, такое объяснение звучит слишком рационально, в духе о. Александра Мень, но как вариант, такое могло случиться.
М.Яблоков 23/05/2015 в 10:56:56
Агапиту.
Критерием подлинности Предания по св.Иринею Лионскому является соответствие его вере Церкви. Разумеется, всякие суеверия не могут является Преданием.
Что же касается конкретного указанному вами материала - «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин, - то оное требует дополнительного исследования. Вере Церкви оно не противоречит, а посему наименование указанных событий мифотворчеством не является однозначным.
Агапит 23/05/2015 в 10:24:43
М.Яблоков 23/05/2015 в 06:40:44
***@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@ (Агапит)
Это утверждение всех церковных обновленцев***
Михаил, вот тебе мой ответ о православном мифотворчестве: Актуальные статьи К 70-летию Великой Победы. «Православные» мифы о Великой Отечественной войне 5.05.2015 Николай Каверин.
М.Яблоков 23/05/2015 в 06:40:44
@Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий@
Это утверждение всех церковных обновленцев, либералов и реформаторов! Священное Предание Церкви едино во всей своей совокупности. Можно говорить лишь об иерархии Предания, однако и малое в нем представляет для христианина огромную духовную ценность.
Андрей Тимесков 22/05/2015 в 23:37:22
По моему мнению, собака сотворена Богом в назидание людям. Дабы, как хорошая собака относится к своему хозяину, так и человеку должно относиться к Господу своему...
Агапит 22/05/2015 в 20:16:55
С. Бригадиру.
Брат, что ты меня критикуешь, когда даже свт. Димитрий Ростовский и Арсений Мациевич, мученик, выступали против "песьеголовых" икон, а местами фрески переписывали. (Впрочем, переписывали и двуперстие на троеперстие.) Очевидно, зооморфное изображение святого всегда повергало людей в смущение.
Икона Воскресения Христова...Так ведь и любая каноническая икона тем и отличается от картины на религиозную тему, что насыщена глубоким символизмом, многопланова, имеет обратную перспективу и свой особый язык.
Что касается сравнения с о. Александром Мень, то оно вряд ли уместно по ряду причин. Но в одном я с ним соглашусь: я допускаю, что жития некоторых святых содержат элементы фольклора и подверглись мифологизации, что неизбежно при передаче путем устного предания. Главное-то ведь не в том, песья голова была у сего св. мужа, гораздо ценнее, когда человек сам просит Господа отъять земную свою красоту, чтобы не быть соблазном, как об этом повествует один из вариантов жития. К Св. Писанию и Св. Преданию вышесказанное не относится. Но я полагаю, что следует отличать Предание от преданий.
И ещё: Бригадир, прочти внимательнее: "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником". Это Синаксарь, а не книга о. А. Мень.
С уважением к тебе.
Владимир Юрганов 22/05/2015 в 19:49:06
To Сельскiй бригадиръ символически, как понимают 5-ю заповедь последователи о. Даниила Сысоева... Что мол речь там не ведется о биологических родителя, а то что при них пишут. Так это просто символ
Сельскiй бригадиръ 22/05/2015 в 13:47:28
Агапиту
@собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически@
Так, так, брат Агапит. Сначала православную иконографию (например, икону Воскресения Христова - Сошествия Христа во ад) будем учиться понимать не буквально, а символически. А потом дойдем и до того, что библейские и евангельские тексты станем понимать не буквально, а символически. Как об этом учил новый "великий учитель церкви" протоиерей Александр Мень.
Агапит 22/05/2015 в 13:29:22
Людмила 03/02/2012 в 23:54:22
***Мне лично как-то жутковато и совсем непривычно смотреть на святого, изображенного с собачьей головой.***
Полностью согласен! Вот ответ Иоанна (см. ниже) и соборные прещения на "песьеголовые иконы", думаю, должны рассеять наши страхи и сомнения:
Иоанн 11/05/2012 в 19:37:49 "В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником".
Ярослав 22/05/2015 в 07:29:21
Если кроме подпиливания зубов, как говорит Гость, еще и голову перевязывать, как практиковали некоторые кочевники на нашей территории (она вытягивалась вверх и назад), то как раз и получится то что на иконах.
Ирина Фр. 21/05/2015 в 23:52:45

А вот икона начала 20-го века, Владимиро-Суздальский музей-заповедник - св. Христофор с головой не собачьей, не лошадиной, не человеческой.

Помню, что впервые услышала про св. Христофора и его странный иконописный образ в Успенском соборе Владимира. Возможно, там тоже есть его фреска. Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его!

Иоанна 21/05/2015 в 20:37:42
По вопросу иконографии св. Христофора есть интересная статья Виктора Куткового, но в интернете я ее не нашла. Она есть в его книге "Краски мудрости".
мимоходом 09/12/2012 в 20:44:12
Гербершейн передает сведения о спеглавцах, которые живут в Верхнем Приобье - в горах Алтая. Любопытно, что именно эта территория (Телеутская землица) оставалась недоступной русской колонизации аж до учреждения Петром Российской империи, и внятных причин обтекания границ этой "землицы" всеми землепроходцами историки не приводят. Может быть сообщение Герберштейна и страх казаков (которые, на самом деле, мало чего боялись) как-то связаны?
Николай 07/08/2012 в 21:02:05
Православной Греческой и Русской Церковью отвергнуто изображение Святого Христофора с песьей головой (в т.ч. на старообрядческих образах), и принята ВСЕГДА существовавшая иконография его в человеческом облике, что более соответствует истине.
Иоанн 11/05/2012 в 19:37:49
В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого следует понимать не буквально, а символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. В 1707 году Синод Русской Православной Церкви подтвердил решения Большого Московского Собора 1667 года о запрете изображений "противных естеству, истории и истине", в т.ч. изображения Св. Мученика Христофора с песьей головой. Против звероподобных изображений Мученика Христофора высказывался Святой Димитрий Ростовский. Святой Священномученик Арсений (Мациевич), также выступал за исправление икон святого и за создание новых "по надлежащему с человеческою главою... дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия" (т.е. подобно этому Святому). Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. В Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен», то есть в образе юноши-воина человеческой головой. Исследователь С.Н. Липатова высказала предположение, что уродство лица святого Христофора наиболее вероятно связано с его воинскими травмами, чем с какими-либо другими фантастическими легендами. Любой иконописец знает, что Святые не изображаются с прижизненными телесными уродствами, если таковые и были, т.к. в Царствии Небесном не может быть ничего несовершенного.
Василий 22/03/2012 в 00:19:03
Цитата: "...выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии."
А никак нельзя писать просто "эпоха Возрождения", без "язычества"? Ну сколько можно видеть в этой эпохе одно плохое? Нельзя видеть то или иное явление только в черном (или только в белом) цвете. Возрождение было прежде всего временем великого искусства. Происходит обращение к античности. Но кто сказал, что это непременно означает возврат к язычеству? Зарождается светская культура. Опять же, что в этом плохого?
Иоанн 14/02/2012 в 02:56:13
Не понимаю высказывания святителя Дмитрия Ростовского. Если существовали иконы 5 века изображающие мученика Христофора в том облике, каком его изобразили древние иконописцы, то какие могут быть, более поздние запреты?
Людмила 03/02/2012 в 23:54:22
Мне лично как-то жутковато и совсем непривычно смотреть на святого, изображенного с собачьей головой. Такой "суррогат", "человек-собака" как-то отталкивающе действует и уж совсем не воспринимается как святой. Ибо такое изображение не являет собой не только святого, а и обычного нормального земного человека с определенным внутренним достоинством, каким-то уважением. Все ж-таки Творец создал нас, человеков, именно с человеческой головой, а не со всякими другими головами. На мой взгляд, как бы не складывалась реальная жизнь земного человека, тем более Святого, все это должно быть описано в его житии, а не в иконе, как таковой. Все-таки человеческие образы в иконах должны соответствовать творению, как такового, Самого Творца. Это первое. И во-вторых, я так и не поняла, действительно ли существовало такое явление в жизни свт.Христофора, как перенесение им Христа? Либо это плод в определенном смысле воображения? Еще раз повторюсь, что сугубо на мой взгляд, вот такое суррогатное изображение скорее всего во всех смыслах подходит современным "двурогим", но никак Православным. Кстати, эти иконы с суррогатным изображением очень идентичны по своему глубинному осмыслению иконе свт. Георгия Победоносца, одобреной Евросоветом. Потому и возникает, по крайней мере у меня лично, какое-то внутреннее отторжение в восприятии этой иконы. А ведь икона, как таковая, должна излучать только божественность, легкость, одухотворенность. Посмотрел на икону и внутренне отдохнул... Прости, Господи!
архим. доц. Павел Стефанов, БГ 05/09/2011 в 22:41:44
В самом деле и православная, и римокатолическая иконография этого святого - оба легендарные. На Афоне есть стенописы с католическом вариантом иконографии св. Христофора. Изображение в старом митрополитском соборе г. Велико Тырново им. св. Петра и Павла копирует Афон.
См. статьи: Ждраков, З. За западната иконография на св. Христофор от църквата „Св. Св. Петър и Павел” в Търново. – Изкуство, 1990, № 9-10, 42-47.
Рашков, Ив. За иконографията на св. Христофор – Кинокефалос (източна и западна традиция). - В: Православната традиция и културата на Македония в контекста на цялостната българска история. Научна конференция Мелник 7-8 ноември 1999. С., (2000), 64-70 (Библиотека “Православен колейдоскоп”)
прохожий 05/09/2011 в 07:45:48
а статуи у католиков имеются или все больше картины?
Гость 29/08/2011 в 09:34:08
Как-то много лет назад мне попалась статья об одном племени Африки. Одним из обрядов этого племени было подпиливание зубов (в треугольник) и разрезание рта на манер оскала собаки. Фоток не было, но были зарисовки путешественников - очень похоже на псоглавцев. Делалось это для устрашения злых духов и заодно окрестных племён.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Святой мученик Христофор и его иконография Православный журнал Благодатный огонь
Святой мученик Христофор и его иконография
21.05.2015
АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви

01.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора