Богородица

Актуальные статьи

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)


[08/02/2010] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил.
Не могли бы Вы ответить: влияет ли на действительность Таинства вера священника, совершающего это Таинство? Если священник придерживается ошибочных взглядов на Евхаристию (отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), совершается ли в таком случае Таинство?
С уважением, Алексей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Вы мне задали трудный вопрос. С одной стороны, вера священника является необходимым условием для действительности Таинств, но, с другой стороны, Таинства, совершенные неверующими священниками, которые, например, поспешили отречься от веры и снять сан после революции, не аннулированы и не признаны Церковью недействительными.
Я думаю, что если священник вслух выражает неверие в том, что в святых Тайнах существенно присутствует Христос, то, зная это, не следует причащаться у него, хотя бы потому что, от причастника требуется вера в Таинства, а здесь могут возникнуть сомнения и осуждение священника. Но надо еще отметить следующий нюанс: некоторые отвергают не само пресуществление, как таковое, а термин, считая это заимствованием из католичества, а в слово «преложение» вкладывают такой же смысл, какой есть в пресуществлении. Думаю, что здесь ошибка священника в том, что он выступает против церковной традиции и Предания.
Термин «пресуществление» воцерковлен, принят, усвоен Церковью так же, как, например, термин «единосущие». Сомнение в этом термине может быть основываться на невежестве, а именно, в отождествлении латинского слова «субстанция» с православным «сущность». Православный термин включает в себя духовную структуру объекта, его целевую идею, его энергетический потенциал, его идеальную сторону. Поэтому сущность более глубокое понятие, чем субстанция, и в православии слово «пресуществление» вовсе не носит грубо биологического характера, который хотят приписать ему модернисты. Если же священник, вопреки учению Церкви, не верит в истинность святых Таин, как Тела и Крови Христа, или объясняет слово «истинно» двусмысленно и превратно, то такой священник перестает быть православным до своего покаяния.
Но вопрос – совершается ли литургия ради верующих, вопреки заблуждению священника или нет – для меня остается открытым, с допущением того, что Господь может совершить чудо и через ангела-хранителя алтаря святые Дары освятятся. К сожалению, современные модернисты стремятся засорить православное учение протестантскими заблуждениями для своих целей.

* * *


[28/03/2011] Андрей спрашивает:

Здравствуйте, батюшка, обязательно ли поститься 3 дня перед Причастием Св. Таин, если мирянин постится в многодневные посты и в среду и пятницу?
Спаси, Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! В Православной Церкви существуют две практики: одна не считает необходимым исповедоваться и поститься перед Причащением; исповедуется каждый, когда пожелает этого, а постятся согласно установлениям Церкви – в среду, пятницу и многодневные посты. Это практика греческих церквей.
Вторая требует поста перед причащением от одного до трех дней. Этой практики придерживается Русская Церковь. Я думаю, что вы должны исполнять традицию той поместной Церкви, которой принадлежите.
Помоги вам Господи.

* * *


[28/03/2011] Ирина спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к старообрядческой (древлеправославной Церкви), много читала про реформу Никона и "инквизицию" того времени на Руси, про староверов. Так больно, что все это произошло.
Действительно, много ошибок и в тексте Библии и в молитвах (в частности, в Символе Веры и даже в Таинстве Крещения). Что вы думаете обо всем этом?
С уважением, Ирина.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! Вопрос о старообрядчестве, по моему мнению, очень сложный и болезненный. Бог не осуществляет правду через насилие, а Патриарх Никон проводил свою реформу с помощью репрессирующего государственного аппарата. Именно насилие было одной из причин раскола, ставшего трагедией для Русской Церкви.
Фрагментарное исправление книг и обрядов, само по себе нужное и целесообразное, не должно было принять вид реформы. Что касается старообрядчества, то в нем провинциализм (где часть, отторгаясь от целого, берет на себя функции целого) взял верх над принципом универсализма, кафоличности и соборности. Естественное желание сохранить форму, с которой неразрывно связано содержание, превратилось в консервацию ошибок и несовершенств самой формы.
Главная вина старообрядчества заключалась в том, что их протест и неприятие исправленных книг перешли в хулу на Православную Церковь. Думаю, что нельзя отождествить старообрядчество с древлерусской Церковью, так как в Древней Руси до Иоанна Грозного и старца Вассиана был другой духовный и психологический фон. Мне кажется, что Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович своим диктатом заложили психологические основы реформам Петра, которые обратились против самой Церкви.
Помоги вам Господи.

* * *


[12/04/2011] Светлана спрашивает:

Здравствуйте, уважаемый о.Рафаил! Хочу Вас поблагодарить за статью "О монашеском авангардизме", за Вашу безкомпромиссную защиту Православия. Слава Богу, что Вы есть!
Спаси Вас, Господи.
С уважением, Светлана


Архимандрит Рафаил отвечает:

Светлана! Благодарю за духовную поддержку. Прошу ваших молитв.

* * *


[15/04/2011] Р.б. Владимир спрашивает:

Дорогой отец Рафаил!
Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин.
Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает...
Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать.
Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите?
Мне около 72 лет, поздно делать ошибки.
Спаси Вас Господи! Помолитесь за меня, Владимир.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-м столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела.
Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней.
В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца.
Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

* * *


[17/04/2011] Сергей Ларин спрашивает:

Отец Рафаил, благословите! И прошу Ваших молитв обо мне и ближних.
В книге воспоминаний Вы пишете о противостоянии ученых богословов и монахов-молитвенников на Афоне. Почему возникает ситуация, когда православие менее академично, чем модернизм; часто искажающих учение Церкви авторов, уважают за увесистые монографии, пестрящие терминами на древних языках, а о.Серафим (Роуз) или прп. Иустин несколько проще по сравнению с ними пишут. Каков выход, на Ваш взгляд?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей!
Стяжать чистоту сердца и внутреннюю молитву намного труднее, чем приобрести внешние знания. Научиться языку молитвы требует несравненно больших усилий, чем выучить несколько иностранных, в том числе древних языков.
Теперь теряется «наука из наук» – учение о внутренней духовной жизни и человек переходит на внешнее. Там, во внешнем, бушуют неискорененные страсти: человек хочет выдвинуться, превзойти других, продемонстрировать свои знания; внутренние ориентиры теряются и человек оказывается в плену рассудочных представлений и воображений. Они сочетаясь друг с другом, порождают модернизм.
Один из современных модернистов так выразился о классическом богословии: «Скучище какое-то». Слова жизни не приняло его сердце, а страсти, склоняющиеся к декадансу, будь то в искусстве или теологии, потребовали самовыражения через новые теологические гипотезы (которые на самом деле оказываются отзвуком старых, уже забытых и выброшенных на свалку ересей и заблуждений).
Я помню как беседовал с одним теологом о бездоказательности того ходячего мнения, что «Корпус Ареопагитикум» принадлежит не священномученику Дионисию, а неизвестному анониму. Он как веские аргументы приводил мнения протестантских и католических ученых, но потом в процессе разговора признался, что не читал Четьи-Минеи – одну из важных частей Священного Предания, и был уверен, что в христианстве не существовало монашества до 4-го столетия.
Что же касается споров богословов с афонскими имяславцами, то само имяславство скорее представляет собой монашеский модерн. Это невежественная попытка догматизировать метафорический и образный язык христианских мистиков и заменить его плоскими понятиями, которые уродуют саму мысль.
Творения Серафима Роуза и преподобного Иустина Поповича проще сочинений, скажем Булгакова, потому что их мысль яснее, форма изложения более четкая и не нуждается в витийстве, где под нагромождением слов скрывает себя пустота и нищета духовного познания.
Что касается выхода из создавшегося положения, то мне кажется, что люди, которые хотят серьезно заняться изучением богословия, вначале должны тщательно изучить самые авторитетные руководства по систематическому богословию: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, затем «Исповедание православной веры» святителя Петра Могилы и «Ответы на вопросы англиканских богословов», главным автором которых является Патриарх Досифей.
Затем приступить к изучению богословских трудов митрополита Филарета, митрополита Макария, епископа Сильвестра и архиепископа Филарета.
Надо сказать, что умозрительное богословие неразрывно связано с литургическим богословием, так что иногда храмовое богослужение называют «певучим богословием». Чтобы православным богословствовать, надо жить по православному и сделать свое сердце православным так, чтобы иметь не только внешнее, но и внутреннее, идущее из глубины души непосредственное свидетельство Православия. Для тех, кто не имеет возможности специально заниматься богословием, достаточно изучить Катехизис святителя Филарета Московского, чтобы знать основы Православия.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[17/04/2011] Ирина спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, благословите!
Люди, не понимающие и не видящие опасности в принятии Единой Электронной Карты, а за ней и чипа, как правило говорят следующее: «Какой тут вред для души? Ведь при принятии карты/чипа не требуют отрекаться от Христа! Какой вред душе от этого внешнего действия?»
Батюшка! Ещё в подтверждении своих слов такие люди приводят цитаты из творений святителя Тихона Задонского. Пожалуйста прочтите: «Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру и сердечное желание» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 3. Глава 5).
«Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. … Но таковые все духовно свободны» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 1. Глава 2).
Как объяснить этим людям духовную опасность в принятии единой карты и чипа?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина!
Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно.
Поэтому в вопросе о единой электронной карте, надо избегать крайностей, а именно, не хвалить ее как достижение и, с другой стороны, не приписывать ей какую-то демоническую власть, которая захватывает человека.
Сам я не изучал этих вопросов, и скажу откровенно, они меня мало интересуют; я считаю, что здесь надо прислушиваться к голосу священноначалия. Мы включены в тот организм, который называется Церковью. Конечно, можно указать на ошибки отдельных священников и иерархов, но ведь можно также указать и на ошибки врачей, однако из-за этого нельзя отрицать саму медицину. Ведь с большей вероятностью можем ошибиться мы сами, и тогда к ошибке прибавится еще грех самомнения и непослушания.
Лично я не вижу в электронной карте отречения от христианства или отступления от Православной веры.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[01/05/2011] Кирил Димов спрашивает:

Благословите, Ваше Високопреподобие!
Меня зовут Кирил Димов – православный христианин из Болгарии. Хочу Вас спросить о Церковном календаре. Как Вам известно, Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в 1968-ом году после одного неканонического решения Св.Синода. Вы отвечали уже на подобные вопросы, но я хочу знать, как поступать?
Надо ли нам по послушанию следовать новому стилю, или просить благословения от Патриарха или Митрополита, что бы следуем старого, святоотеческого календаря?
В последнем случае мы будем отделится от остальных православных, от наших братьев и сестер, хоть только от Св. Пятидесятницей до Воскресения. Еще, когда нет священника, который служит по старому стилю, то на неподвижных праздниках нам некуда посещать богослужение.
А в первом случае не попадаем ли под анафемы с 1583 года, Второй сигилион из 1756 г., Окружное послание 1848г. и всех Вселенских соборов?
Простите, что мой русский язык очень плохой. Спаси Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Кирилл! Я думаю, что надо обратиться официально к Патриарху Максиму с просьбой, выделить храм, где служба будет совершаться по старому стилю; такая практика уже есть в Элладской Церкви, где в Афинах и Салониках имеются храмы, пользующиеся для богослужения юлианским календарем. Положительное решение этого вопроса укрепит Болгарскую Церковь, будет проявлением заботы и любви к пастве, так как раскольники пытаются отторгнуть христиан от Церкви, выставляя перемену календаря, как перемену веры.
Если же Патриарх откажет в такой просьбе, то следует остаться в Церкви: надо предпочесть погрешность в календарно-уставном вопросе уходу в раскол, который святые отцы называли грехом, равным ереси.
Что касается поместных Константинопольских Соборов, предавших анафеме григорианский календарь, то эта анафема была вызвана главным образом опасением дальнейшей католической агрессии в православный мир, так как сам григорианский календарь был детищем папы Григория и ученых иезуитов.
Сам я являюсь убежденным сторонником юлианского календаря. У него несомненные преимущества в структуре (повторяющихся циклах), а также сведение в одну парадигму нескольких космических ориентиров, что позволяет говорить о более глубоком отражении времени. У меня есть несколько статей о календарном вопросе, с которыми вы можете ознакомиться на сайте.
На общеправославном совещании 1948 года, где присутствовали главы и представители почти всех православных Церквей, было принято соглашение, что календарный вопрос должна решать каждая поместная Церковь, и разница в стилях не должна нарушать евхаристическо-молитвенного единства поместных Церквей.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[11/05/2011] Людмила спрашивает:

О. Рафаил, благословите! Мы в семье уже давно молимся о Вас как о духовно близком человеке. Очень благодарна Вам за книгу "Церковь и интеллигенция".
Батюшка, как горько видеть Вашу ОШИБОЧНУЮ позицию по вопросу чипизации людей. Она в корне отлична от позиции таких духовных авторитетов как старец Паисий Святогорец и о. Кирилл (Павлов). Батюшка Кирилл говорил: "Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать". И события, разворачивающиеся на наших глазах, подтверждают правоту этих и других духовных мужей.
Вот Вы ответили диакону Владимиру [29/03/2011], что этот вопрос "не касается Православия и религии вообще". Я же грешная думаю, что Господь на стороне тех, кто понимает опасность внедрения чипа в тело человека (на лоб или правую руку – как об этом и предупреждал нас Иоанн Богослов и как предусмотрено в уже разработанных технологиях). В частности, на недавнем молитвенном стоянии православных (против чипизации, в Москве) мироточила икона Святых Царственных Страстотерпцев; фотография мироточащей иконы размещена в интернете http://3rm.info/9770-soobshhenie-i-fotoreportazh-o-stoyanii-u.html
Думаю, что те, кто послушается Вашего "доброго" совета и получат чип сначала в УЭК (универсальной электронной карте), а затем и в тело – погибнут, а Вам придется за Ваши "добрые" советы отвечать на мытарствах и на Страшном суде. Простите и помолитесь обо мне многогрешной Людмиле, моей душевнобольной дочери Марине и болящей матушке моей Любови.
Храни Вас Господь, в том числе и от душепагубных заблуждений.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Людмила! Я должен отвечать на вопросы так, как думаю. А я думаю, что печать антихриста неотделима от сознательного и публичного поклонения ему, как земному богу. Господь хочет, чтобы человек добровольно посвятил Ему свое сердце, а антихрист – чтобы человек добровольно отрекся от веры, так как только в этом случае душа будет принадлежать ему.
Поэтому печать будет приниматься не насильственно, не обманом, а сознательно, так как антихристу нужно именно согласие воли человека. Опасно также самостоятельно заниматься расшифровкой библейской символики, так как одни и те же символы могут иметь различное значение в зависимости от контекста.
Я нахожусь в Церкви и верю, что, по словам Спасителя, благодать никогда не оставит Церковь: «Врата ада не одолеют ее». Поэтому, считаю, что надежнее прислушаться к общему голосу иерархии, чем субъективно решать эти вопросы.
Благодарю вас за молитвы.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи вам и вашим родным.

* * *


[20/06/2011] Андрей спрашивает:

Батюшка Рафаил, благословите. Спаси вас Господи за книги и за ответы на сайте и дай вам Бог здравия и сил еще на многая лета!
Вопросы у меня вот какие:
1. Очень беспокоят всякие либерально-модернистские настроения и мнения среди священства и даже среди иерархов. Признают теорию эволюции и «большого взрыва», неодобрительно высказываются об «устаревшем» обычае супружеского воздержания после венчания, с восхищением говорят об освоении Космоса как о «богоугодном деле» и вообще о всяком техническом прогрессе и мирском искусстве как о «достижениях человеческого духа» и проч.
Проникновение в Церковь духа мира сего как-то все сильнее и очевиднее. Как сохранить в этих условиях чистоту веры и воспитать в ней детей? И как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщенными», - слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?
2. Как определить грань между неприятием «нововведений» и расколом? Ведь, как говорили некоторые русские святые XX века, придет время, когда храмов будет много, но ходить в них будет нельзя – они будут обновленческие. Но ведь это раскол? Боже упаси!
Прошу ваших молитв об Андрее и Елене со чадами.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей!
1. Остановить процесс либерализации нравов и секуляризации менталитета современного человека, по моему мнению, так же невозможно, как остановить поток реки. Церковь не изолирована от мира. Люди, находящиеся в церкви, в том числе и священнослужители, получили
воспитание и образование в этом либеральном обществе и не все сознают необходимость переменить свое душевное и нравственное кредо.
Вы спрашиваете, как сохранить чистоту веры. Чистота веры запечатлена в творениях святых отцов, вероучительных книгах и богослужебных текстах. Воспитать детей в христианстве нужно, прежде всего, собственным примером и общей духовной атмосферой в вашей семье.
К священнослужителям, как носителям священнической благодати, надо относиться с уважением, невзирая на ошибки и недостатки. Нужно верить, что через них совершаются церковные таинства и богослужения, так что следует приходить на церковную службу, не разбирая личности священнослужителя, однако надо иметь духовным наставником того, кто исповедует чистую православную веру и нравственность.
Что касается ваших вопросов: «…как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщенными», – слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?», то думаю, что таких священников переубеждать не в ваших силах. Первым не спешите вступать с ними в словопрения, но если вас спросят, то ответьте прямо и откровенно, но без резкости.
2. Не принимать нововведения – это значит не соглашаться с ними и отвергать их. А раскол, как непризнание законной иерархии и выход их Церкви, никогда и ничем не может быть оправдан. Старцы во времена обновленческого раскола говорили, что не надо ходить в храмы, захваченные обновленцами, но они не говорили, что не надо вообще ходить в церковь, – ведь существовали патриаршие приходы.
Возможно, что их слова в искаженной передаче породили такое мнение, что придет время, когда в храмах уже нельзя будет молиться. Надо твердо верить, что Церковь будет существовать на земле до второго пришествия Христа.
Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.

* * *


[25/06/2011] Артём Рыжов спрашивает:

Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Прежде всего хочу поблагодарить Вас за работы, направленные против современных искажений Православия.
Вы писали ссылаясь на Митрополита Макария Булгакова, что мнение о том, что Христос вывел всех из ада является частным, но кажется есть некоторое количество святых отцов (а может и не мало), которые считали, что Христос вывел всех. Как Вам кажется есть ли по этому вопросу согласие отцов, есть ли твёрдое учение? Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Христос победитель ада» активно пытается доказать, что Христос вывел всех и даже называет мнение св.Григория Двоеслова латинским и пишет, что «такой подход далёк от традиционного восточно-христианского понимания» а св. Григорий возражает против того, что Христос вывел всех. Высочайший авторитет Св. Григорий Богослов пишет так: «Всех ли без изъятия спасает, явившись там, или одних верующих?» (Слово 45. На Святую Пасху) и не даёт ответа на этот вопрос.
Извините отец Рафаил за большое количество вопросов, если это много ответьте пожалуйста на то, что Вам понравится.
Прошу Ваших молитв. Спаси Господь.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Артемий!
Только очень немногие из древнехристианских писателей допускали, что Господь после схождения в ад вывел души всех людей из преисподней. Обычно здесь ссылаются на Климента Александрийского; но этот древнехристианский писатель не причислен к лику святых; в его богословии немало ошибок (например, вера в богодухновенность книг сивилл, учение о «христианском эзотеризме», уравнение языческих философов с ветхозаветными пророками).
Надо также учесть, что в Священном Писании, творениях святых отцов и гимнографии употребляется языковое изобразительное средство – синекдоха, где часть берется вместо целого, или целое вместо части. Например, апостол Павел употребляет синекдоху, что «весь Израиль спасется», а в другом месте пишет, что спасется только остаток Израиля. Святые отцы дают пояснение: Израиль означает «видящий Бога», то есть в духовном отношении имеющий истинную веру; поэтому спасется та часть иудейского народа, которая уверует в Христа.
Если допустить, что Христос вывел языческих философов из ада, то возникает недоумение, куда привел их? Нигде в христианском предании нет даже намека на то, что лучшие из язычников или наиболее глубокомысленные из них, как Сократ, Платон, Заратустра и Будда были бы в раю.
Если бы Господь вывел всех, то какая разница между теми, кто верили в Мессию, ожидали Его пришествие и старались жить по Ветхому Завету, включая первоначальное предание, и язычниками, приносящими жертвы Ваалу и пляшущими перед изображением Шивы. Если мы буквально примем учение о спасении всех душ, которые находились в аду во время сошествия в ад Христа Спасителя, то это логически неизбежно приведет нас к оригенизму – ереси апокатастасиса, преданной анафеме на пятом Вселенском и нескольких поместных соборах.
Что касается святителя Григория Двоеслова (6-7 вв.), то он принадлежит не только Римскому патриархату, но всей нераздельной Вселенской Церкви. Его «Диалоги» (Римский патерик) были любимым чтением, как на Западе, так и на Востоке. Литургия преждеосвященных даров, составленная Григорием Богословом, имеет восточное происхождение.
Поэтому свидетельство святого Григория Двоеслова не менее авторитетно, чем свидетельства византийских богословов и не отличается от них. Здесь опять психологический ход: если святой Григорий Двоеслов проживал на Западе (хотя часть своей жизни он провел в Константинополе), то, значит, он по своему духу католик, а если католик – значит, пишет неправильно, и вывод весьма оригинален: надо не принимать и бороться с учением святого Григория, чтобы защитить Православие от католицизма.
Надо сказать, что святой Лев, как и святой Григорий Двоеслов, был Римским папой; однако отцы Халкидонского собора приняли его христологическое послание, как одну из основ догматического решения собора и провозгласили: «Лев – это Православие».
Что касается святого Григория Богослова, то у этого отца нередко встречаются утверждения в форме вопроса, что напоминает диалоги Сократа; он как бы приглашает своего собеседника поразмыслить вместе с ним, подводит его к истине, но предоставляет ему самому дать ответ.
Взаимно прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

* * *


[04/07/2011] Владимир спрашивает:

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Рафаил!
Известно, что число воцерковлённых христиан в России сейчас где-то 3%.
В настоящий момент среди части клира и активных мирян РПЦ сложились 2 партии: "миссионеров" и "миссиофобов". Последние стоят за консервацию "синодальных" стандартов, их лозунг – "кого надо, Господь Сам приведёт".
"Миссионеры" же зачастую повторяют ошибки своих западных коллег, будто Второй Ватикан ничему их не научил.
И всё же надо что-то делать. Русь надо оглашать и крестить. Оглашать не по-кочетковски, конечно.

Мы все любим язык свв. Кирилла и Мефодия. Но и проблема непонимания богослужений, всего гимнографического богатства, она ведь тоже не надумана, она существует.
Может, следует создавать храмы, где будут служить по-русски, наподобие того, что существуют старообрядные единоверческие приходы?
Хотелось бы знать Ваше мнение, дорогой отец Рафаил! Прошу благословения и Ваших святых молитв.

P.S. Батюшка, хотелось бы знать, практикуемое сейчас во многих Русских храмах чтение Евангелия лицом к народу это модернистские новины или вариант нормы?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Евангелие проповедуется и распространяется не одними человеческими силами, а содействием и помощью благодати. Только те, кто стяжали благодать Божию, могут донести евангельский свет до народа и стать миссионерами. Одни и те же слова, сказанные людьми разного духовного уровня, имеют различное воздействие на душу человека. Только благодать открывает сердце; только слова, насыщенные благодатью, глубоко проникают в душу и остаются в памяти, как бы выбитые на камне.
Безблагодатная речь может быть внешне красивой, логически обоснованной, украшенной всеми изобразительными средствами ораторского искусства, но она останется семенем, пустым внутри, которое не может дать ростка. К сожалению, миссионеры в наше время больше ориентируются на внешние знания, сообразуются со вкусами аудитории, стараются не упасть в грязь лицом в разговоре с учеными и показать свою всестороннюю эрудицию в общении с интеллигенций.
Но ведь люди, в том числе ученые, ищут у миссионеров то, что они не получают в миру и науке, – ищут других, духовных знаний, которые выше слова, хотя и передаются через слово, ищут удовлетворения своих мистических чувств. Вместо того, чтобы поднять душу человека к Богу, эти миссионеры идут за миром и, в конце концов, становятся ненужными для него.
Что касается «миссиофобии», то это реакция на неправильное миссионерство, которая может дойти до крайности – до отрицания самого миссионерства. Мое мнение такое: чтобы дать людям, нужно иметь самому; нельзя приглашать гостей на трапезу, поставив перед ними пустые тарелки, хотя бы красиво раскрашенные; нельзя дать милостыню нищему, не имея в кармане ничего кроме дыр. Так же нельзя быть миссионером, не очищая своего сердца, не борясь со своими страстями, не исполняя то, чему учишь других.
Если же христианин стяжет благодать, то он уже становится миссионером – светильником, который светит всем. Один светский поэт, надо сказать отрицательно относившийся к христианству, написал строки, которые запомнились мне: «Трудись над звонкими словами, пустые рифмы набирай. Торгуйся чуждыми речами, и пламя бледное из пепла выжимай. Ослы и дети будут восхищаться, и только их ты можешь удивить. Но сердцу с сердцем не сливаться, когда не можешь ты от сердца говорить». А надо говорить миссионеру не только от сердца, но от благодати, живущей и действующей в его душе, тогда откроются для его слов сердца людей.

Что касается богослужебного языка, то это язык преимущественно символов и священной поэзии. Можно перевести с иностранного языка поэму, приблизив ее к подлиннику, но невозможно адекватно перевести молитвенные тексты с древних языков на современные языки – здесь другая структура и другая динамика.
В переводе на современный язык богослужебная гимнография будет вульгаризирована и опошлена; это будет только пересказом, который мало что даст душе. Религия преимущественно обращена к сердцу, а древние языки ближе к динамике и внутреннему смыслу молитвы, чем современные. Для богослужения нужен особый сакральный язык, отличающийся от обыденного языка, как храм отличается от простых домов.
История обновленчества 20-30 гг. прошлого столетия показала, что народ переставал ходить в те храмы, где богослужение шло на современном языке. Простые люди сердцем поняли, что у них отнимают священное и дорогое, что их духовно окрадывают, что это шаги к апостасии.

Насчет чтения Евангелия лицом к народу должен сказать, что по уставу Евангелие читается лицом к народу только на пасхальной вечерне, а в остальные дни – обратившись к престолу. Надо сказать, что чтение апостольских посланий символизирует апостольскую проповедь, а чтение Евангелия – вечную жизнь.
Помоги вам Господи.

* * *


[10/07/2011] Владимир спрашивает:

О.Рафаил, сущность обновленчества в обмирщении Церкви?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Обновленчество это попытка соединить несоединяемое – христианство и либерализм; это уния между Церковью и духом полуязыческого мира, замена подвига мученичества, на котором стоит Церковь, перманентным приспособленчеством, где нравственность заменяется прагматикой.
Либерализация общественного сознания проникает в Церковь через ее человеческий элемент. Обновленцы стремятся к нравственному минимализму, к замене евангельских заповедей либеральными представлениями, которые все больше порабощают современную культуру.
Обновленчество 20-х годов прошлого столетия проявило себя как революционный протест против каноники Церкви. Но тогда еще в Церкви были достаточно твердые установки и крепкие духовные силы, которые защитили Православие от обновленчества, отбросили и осудили его как нравственную ересь, и обновленчество превратилось в раскол, стремящийся найти поддержку у атеистической власти.
Формально обновленчество как организация прекратило свое существование в 40-х годах прошлого столетия, но дух обновленчества продолжал жить и действовать. Евангельские заповеди и моральные императивы христианства неразрывно связаны с православным вероучением, догматикой и каноникой.
И современные модернисты-обновленцы уже идут дальше своих предшественников. Они борются с православным вероучением, стараются извратить догматы через их ложную интерпретацию, создать либеральное богословие, которое усыпило бы совесть и бдительность человека, оправдало бы грех, сняло ответственность за него. Теперь обновленчество не борется с Церковью, как в постреволюционное время, а старается выдать свои подделки за христианство, только очищенное от наслоений – византинизма, католичества и даже язычества.
Обновленцы дискредитируют Священное Предание, бесцеремонно обращаются с вероучительными книгами и вообще с богословским наследием прошлых веков, и хотят православных богословов представить как фанатиков, обскурантов или каких-то пещерных людей, незнакомых с культурой и цивилизацией.
Христианство призывает человека бороться с грехом и страстями. Обновленчество хочет оправдать страсти, примирить с ними человека, заставить его забыть о демоническом мире, об аде и уничтожить представление о грехе, как о богоборческой силе, заменить его другими словами, такими как: ошибка, болезнь, несовершенство, незнание и т.д.
Апостол Павел предостерегает людей не превращать благодать в повод к распутству. А обновленцы хотят превратить любовь Божию к человеку в безнаказанность.
Помоги вам Господи.

* * *


[15/07/2011] Дмитрий спрашивает:

Откуда взялось сейчас такое распространенное мнение, что требник Петра Могилы прокатолический? Спрашивал у священника – один из доводов был, что там есть чин, при котором болящему священник дает испить воды со служебного копия. Как с православной точки зрения объяснить этот чин?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Митрополит Петр Могила причислен Церковью к лику святых. Его Требник был перепечатан несколько лет тому назад в издании Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сомнение в православии Требника Петра Могилы – очередная уловка модернистов, которые хотят показать борцов с католицизмом чуть ли не проводниками католицизма, для того, чтобы незаметно проталкивать свои протестантско-рационалистические концепции в Церковь под видом очищенного и обновленного Православия.
Молитва над больным с благословением его копьем, имеется в современных требниках, а что касается освященной воды с копья, – это местный обычай, имеющий фрагментарный характер.

* * *


[15/07/2011] Александр спрашивает:

Благословите, отец Рафаил! С благодарностью к Вам и с ожиданием общения.
Ваша статья «О монашеском авангардизме» еще более укрепило во мне такое отношение к монашеству, что это явление очень необходимое для православия. И именно в том виде и в тех традициях, которые через все века не смогли быть попранны такими, как Шмеман. Я бы назвал их (монахов) нашим и авангардом и крепким тылом, оплотом и опорой православия. Спасибо за статью.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! Рад, что моя статья «О монашеском авангардизме» помогла вам правильно понять значение православного монашества.
Призываю на вас Божие благословение и прошу ваших молитв.



Часть I см.
здесь.

Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:

Яндекс-Деньги: 410012614780266


Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Геннадий 01.08.2015 в 16:30:57

"Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, — череп издал из себя голос.
Старец сказал ему: «Кто ты?»
Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение».
Старец спросил: «В чем состоит это утешение?»
Череп отвечал: «Сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего».
Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: «Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке! К этому старец присовокупил: есть ли мука, более тяжкая этой?»
Череп отвечал: «Ниже нас мука больше».
Старец сказал: «Кто в ней?»
Череп: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».
После этой беседы старец предал череп земле". (Отечник. Авва Макарий Великий)
Кто сказал, что "ад опустел" с сошествием в ад Спасителя, откуда ж тогда столько душ в нём? Неужели, чтобы наполнить его хватило каких-то неполных триста лет? Так ещё авва Макарий услышал из первых уст слова о вечной муке.

Адриан 22.07.2015 в 03:51:35

Архимандрит Рафаил: "Сам я являюсь убежденным сторонником юлианского календаря. У него несомненные преимущества в структуре".
Уверен, даже на любой лучший календарь нельзя переходить, так как Царствие Христа на кресте при юлианском совершилось. И это Царствие стало не от сего мира. Потому истинное Православие не может бежать за погибшим миром. Только если в пропасть.

Георгий 26.10.2014 в 15:59:58

живу в Грузии и тут везде биометрические паспорта, как жить? не хочу принимать эту бесовскую метку, как быть дальше? подскажите батюшка, мне 17 лет учиться надо дальше, а тут только с этими паспортами ....как быть?

Максим 28.03.2013 в 15:30:05

Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Приношу свои извинения, что отвлекаю Вас своей проблемой. У меня душа терзается от любви. Я был женат 3,5 года, родился ребенок, осознавал что с женой жить не могу, развелся, осознал что люблю одну девушку, ей признался в этом, она с трудом но призналась, что я ей очень нравился, и что она расстроилась, что я женился. Теперь по сути препятствий нет. Я искренне понял, что люблю и всеми поступками, доказывал ей это. В ответ она ничего не может сказать, а в последнее время стала грубить, сказала что я к ней прицепился, хотя и говорила, что я ей безразличен. Меня терзания уже стали душить, потому что мысли о человеке стали занимать практически все время. Помогите разобраться, очень прошу Вас. Я стал ходить в церковь, молить Божью Матерь, чтобы соединила нас либо уже развела, если нет у нее любви. очень тяжело на душе!

Сергей 22.07.2012 в 01:00:03

Благословите, отец Рафаил!
Простите меня, очень и очень волнует вопрос о чипах этих. Читал здесь уже Ваш ответ по данной теме. Но всё таки вопрос крайне важный, и к нему стоит отнестись крайне серьёзно, иначе ошибка.. страшна...
Вот если просто следовать написанному: "И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его." - То ведь не говорится о том, что люди поклонятся именно! А просто НУЖНО будет КАЖДОМУ принять. И что без неё будут невозможны никакие МИРСКИЕ операции. А ведь так и получается...
Простите меня ещё раз! Очень переживаю, ведь всё это очень серьёзно. Молюсь Господу о вразумлении, потому что сам очень грешен. Прошу Ваших молитв обо мне! Спаси Вас Господи!

иванов вано 28.12.2011 в 17:08:09

>>Вы проще скажите, Сельский бригадир: есть прощение грехов не крещенным в аду или нет? Есть ли в аду проповедь Евангельская или ее там нет? Есть в аду крещение или нет? Есть ли спасение для католиков или нет? В случае Ваших положительных ответов Вас примут без экзаменов в профессоры богословия. Пока только в Риме, конечно>>
Я отвечу. В контексте нашей беседы - прощение некрещенным в ветхозаветном аду есть. Ибо ни один ветхозаветный праведник не был крещен :) Вместо крещения было обрезание. Проповедь Христа в аду упоминается у многочисленных святых Отцов. В аду нет крещения. Причем тут католики? :)
Спасение инославных - это дело Божьего промысла и не надо рассуждать об этом и вставать на место Бога. Мы знаем, что вся полнота христианского вероучения находится внутри Православия. Но мы, как и любые инославные, можем погубить свою душу, если не будем спасаться и стараться жить по евангельским заповедям, удаляя себя от Христа. Более того, окончательное решение о судьбах умерших будет на Страшном судилище Христовом. И даже участь находящихся сейчас в аду может меняться по молитвам Церкви, и по частным молитвам верующих. В какой степени - это нам неизвестно. Участь некрещенных - в настоящее время - ад, но в свете Второго Пришествия - их дальнейшая участь - тоже тайна Божия. Некрещенные есть разные: те, кто слышал Евангельскую проповедь, но сделал выбор, те, кто никогда не слышал ее, есть некрещенные младенцы... И т.п.

иванов вано 28.12.2011 в 16:51:44

Григорий - "факт сошествия в ад души величайшего из рожденных женами и именуется проповедью" - это чистой воды лукавство. Слово проповедь не имеет значение СОШЕСТВИЕ. Ни в греческом, ни в славянских. Я еще Вам повторяю - слово ТЕМНИЦА, употребляемое в ЕВАНГЕЛИИ в переводе с греческого означает АД или ШЕОЛ, "..которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (ст. 18-19); место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии; это место в преисподней.
Во-вторых, а почему вы считаете, что первоначальный, греческий вариант Нового Завета ущербный? Именно на нем были написаны все книги и послания Нового завета (возможно, за исключением Евангелия от Матфея).
>>"Не понимаю, о чем Вы говорите: о каком "переводе"? - Укажите оригинал, с которого был выполнен упомянутый Вами "перевод", а также список Святых авторов "перевода".">> 
Точно сектант...:)
Зайдите в любой храм и купите там Новый завет на церковнославянском языке.
>>Повторяю для тех, кто верит в "догмат о проповеди в аду", что "проповедь в аду" есть ЕРЕСЬ.>>
Так может говорить только неправославный. Догмат о сошествии Христа во ад -- часть православного учения о спасении. Проповедь Христа в аду плоть от плоти этого учения.

иванов вано 28.12.2011 в 16:27:43

Сельскiй бригадиръ - такое ощущение, что Григорий член какой-то "особо православной секты". Он не раскрывает свою конфессию. На вопросы конкретно ответить не может. Все ответы - лукавые. Он постоянно переводит дискуссию на смежные темы, и уклоняется от прямых ответов. Ставит под сомнение мнения святых отцов, и трактует Евангелие на свой особый лад. В лучшем случае, он, возможно, старообрядец.

Сельскiй бригадиръ 27.12.2011 в 21:22:32

Григорию.
Ответ на мой вопрос не получен. Примером жития во аде проповедовать невозможно. Потому что содержащиеся там души сюда не переходят и об образе жизни нового пришельца ничего не знают.

Григорий 27.12.2011 в 21:06:29

Проповедовать не всегда значит ВЕЩАТЬ ГОЛОСОМ, иногда для этого достаточно примера жития. Право публичной проповеди дано духовным лицам, начиная с иерея.
Теперь же Вы ответьте на поставленные мной вопросы. В случае не ответа буду считать Вас профессором богословия.

Сельскiй бригадиръ 27.12.2011 в 20:55:24

Я Вам задал конкретный простейший вопрос:
«Что значит "проповедовать"? Вещать какие-то истины, или пребывать немым?».
При неполучении ответа на него буду считать Вас некомпетентным по обсуждаемому вопросу.

Григорий 27.12.2011 в 20:14:26

Я писал здесь о справщиках уже.
///О сошествии во ад ясно свидетелствет ап. Павел: "Он и нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф. 4, 9)///
Дольний = земный, бренный.(см.словарь Г.Дьяченко). У переводчиков это уже имеет значение @преисподней@, хотя такое слово есть на славянском.
Вы проще скажите, Сельский бригадир: есть прощение грехов не крещенным в аду или нет? Есть ли в аду проповедь Евангельская или ее там нет? Есть в аду крещение или нет? Есть ли спасение для католиков или нет? В случае Ваших положительных ответов Вас примут без экзаменов в профессоры богословия. Пока только в Риме, конечно.

Сельскiй бригадиръ 27.12.2011 в 19:54:40

Григорию.
Вы пишете:
@"проповедь в аду" есть ЕРЕСЬ@
О сошествии во ад ясно свидетелствет ап. Павел: "Он и нисходил прежде в преисподние места земли" (Еф. 4, 9), а также и ап. Петр о ПРОПОВЕДИ в аду: "...Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал" (1 Пет. 3, 19), "и мертвым было благовествуемо" (1 Пет. 4, 6).
Как Вы это понимаете? Что значит "проповедывать"? Вещать какие-то истины, или пребывать немым?

Григорий 27.12.2011 в 19:14:01

Сельскому бригадиру:
Откуда следует Ваше авторитетное утверждение, что
/// В аду проповедовал не только Господь наш Иисус Христос.///?
Если на основании тропаря Iоанну Предтече еще можно сделать ошибочные заключения, что имеется в виду именно проповедь - как мы ее понимаем в наших храмах - в особых местах заключения душ - в аду - по разлучении души с телом, то откуда берется Ваше утверждение о проповеди Господа Бога? На мой взгляд речь идет о том, что Iоанн Предтеча, явившись величайшим из рожденных женами, тем не менее по своей мученической кончине оказался в аду до избавления душ Святых Господом Богом, сошедшим в ад по Закону Предвечному и Своей Воле. Вот сам факт сошествия в ад души величайшего из рожденных женами и именуется проповедью.
///Точное изложение православной веры /// содержится в Символе Веры, в Святых Догматах и Канонах Церкви, записанных в Правилах Церкви, в трудах Великих Учителей Церкви и вообще в трудах Святых Отец.
Повторяю для тех, кто верит в "догмат о проповеди в аду", что "проповедь в аду" есть ЕРЕСЬ. Проповедь возможна только для тех, чья душа не разлучилась с телом. После разлучения души с телом покаяния нет. Церковь учит, что посмертно сокровенное при жизни становится явью, чего проповедовать? Вам же напомню, что даже кровь мученичества не искупает грех ЕРЕСИ, чего и следует остерегаться прежде всего. Господь Бог вообще не проповедовал, но учил:
Евангелие от Марка, гл.3, ст.14:
И сотвори дванадесяте, да будут с ним, и да посылает их проповедати
===
поскольку был не просто Учитель или величайший из рожденных женами, но воплотившийся Предвечный Бог.

Сельскiй бригадиръ 27.12.2011 в 18:04:51

Григорию.
Господь в аду не восресал и находящиеся в аду души Его Воскресение видеть не могли. Господ воскрес ИЗ АДА И СМЕРТИ и вместе с Ним воскресли многие телеса ветхозаветных праведников, которые, соединившись с душами, вошли во Святой Град и явились многим. Следовательно, воскресение из мертвых было знамением не для находящихся в преисподней, а для живущих на земле. Почему же Господь говорит, что, даже если кто-то из мертвых воскреснет - не уверуют? По Своему Божественному предведению: богач требовал восрешения Лазаря - и Лазарь действительно воскрес (только не из притче о богаче, а из Вифании). Некоторые из иудеев при виде этого уверовали во Христа, но, очевидно, их вера не была твердой, потому что никто из них не примкнул к ученикам Христовым. А многие и при виде явного воскрешения Лазаря не уверовали, а пошли и донесли на Христа Синедриону.
То же самое произошло и с Воскресением Самого Христа. Ему пришлось убеждать в истинности этого События даже Своих присных учеников. И так это продолжалось до дня Святой Пятидесятницы, когда, после наития Святаго Духа, Христовы ученики из боязливых жителей Палестины стали смелыми проповедниками воскресшего Господа.
В аду проповедовал не только Господь наш Иисус Христос. Перед Его сошествием во ад свою проповедь там свершил св. Иоанн Предтеча, как свидетельствует Церковь в посвященном ему тропаре, где говорится, что он "благовестил... и сущим во аде Бога, явльшагося плотию". Так что проповедь в аду имела места и была вполне возможна.
А что касается самовольных толкований Священного Писания, то об этом красноречиво заключил VI Вселенский Собор, правило 19-е которого гласит:
"...и Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго".
Так что поостерегитесь хулить Точное изложение православной веры св. Иоанна Дамаскина.

Григорий 27.12.2011 в 16:38:24

Вано:
Апостол Петр сказал то, о чем я уже написал, ни о какой "проповеди в аду" у Апостола нет ни слова. Об этой "проповеди в аду" нет Догмата Церкви - это ставит точку в обсуждениях фантазий.
======
От Луки, Св. Евангелие, гл.16, ст. 20-31: И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его: и той возглашь рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши: и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят. Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не тии приидут на место сие мучения. Глагола ему Авраам: ИМУТ МОИСЕЯ И ПРОРОКИ: ДА ПОСЛУШАЮТ ИХ. Он же рече: ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются. Рече же ему: АЩЕ МОИСЕА И ПРОРОКОВ НЕ ПОСЛУШАЮТ, и аще КТО ОТ МЕРТВЫХ ВОСКРЕСНЕТ, НЕ ИМУТ ВЕРЫ.
=======
Не понимаю, о чем Вы говорите: о каком "переводе"? - Укажите оригинал, с которого был выполнен упомянутый Вами "перевод", а также список Святых авторов "перевода". Если Вы скажете, что "перевод" был выполнен с оригинала Святаго Текста Кирилла и Мефодия, то это - прежде всего - ложь. А кроме того - какие Святые перевели Текст Святых и для какого народа? - Я принадлежу к славянам и пользуюсь Святым Текстом Кирилла и Мефодия. Для грузин есть свой Текст на древнегрузинском.
Что касается Вашей ссылки на якобы принадлежащие Иоанну Дамаскину слова "...ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРОПОВЕДОВАЛ И НАХОДИВШИМСЯ В АДУ", то эти слова ПРЯМО ПРОТИВОРЕЧАТ Слову Господа Бога в Евангелие от Луки, потому их нельзя признать истиной. Ибо прямо сказано: АЩЕ МОИСЕА И ПРОРОКОВ НЕ ПОСЛУШАЮТ, и аще КТО ОТ МЕРТВЫХ ВОСКРЕСНЕТ, НЕ ИМУТ ВЕРЫ. Обсуждение ЕРЕСИ о "проповеди в аду", "крещении в аду", "миссионерских литургиях", "проповеди на рок-концертах" и прочего сатанизма продолжать не собираюсь. Спаси Господи люди Твоя.

иванов вано 27.12.2011 в 07:04:11

То есть вы считаете, что синодальный перевод Библии неверный и вы отрицаете слова апостола Петра о том, что Христос проповедовал в аду? Я такой вывод делаю. Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь в аду проповедовал всем, но для одних эта проповедь была во спасение, а для других – в обличение: «Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду» (Точное изложение православной веры. 3, 29).

Григорий 26.12.2011 в 20:35:03

Вячеславу 
/// В чем я вижу вредность статью отца Рафаила. В том, что он советует слушать священноначалие, но не уточняет какое. ///
Вам хотелось бы, чтобы о. Рафаил посоветовал не слушать священноначалия? - Слушать следует Святую Церковь во всей Ея полноте. А больше о. Рафаил или кто еще сказать не может, поскольку все Святые Истины содержатся в книге Новый Завет, в том числе в книге Апокалипсис Iисуса Христа. Понимают же сии книги не многие. 1Петра гл. 4, ст. 18: аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится; от Луки, гл. 18, ст. 18 ... ОБАЧЕ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРЯЩЕТ ЛИ ВЕРУ НА ЗЕМЛИ;
Лучше бы Вы, Вячеслав, увидели пользу от мудрых советов о. Рафаила многим вопрошающим, а то как в притче о мухе и пчеле, которую приводил Св. Амвросий Оптинский.

Григорий 26.12.2011 в 19:37:32

Еще забыл указать Вано на притчу о Лазаре и богаче - там все написано про "проповедь". Вспомните, что ответил Господь богачу.

Григорий 26.12.2011 в 19:17:44

///Я хочу задать вам три вопроса:
1. Каким образом "не крестившийся, не причастивыйся Тела и Крови Христовой" разбойник на кресте попал в Рай?///
В соответствии с учением Церкви существует три вида крещения: 1) - Водой по православному чину 2) - Кровью мученической исповедавшего Господа Бога Iисуса Христа 3) - слезами оплакивающего свои грехи против Истинного Господа Бога Iисуса Христа (См. книгу СКРИЖАЛЬ при патриархе Никоне)
///2. У ветхозаветных евреев был свой частный ад, а у всех других народов - другой ад? Так? Если вы отвечаете: ДА. То это получается, что Христос не является спасителем всего человечества. Так? Откуда вы знаете, кто с точки зрения Бога был в аду праведник, а кто нет? Это напоминаем мне чистой воды талмудическое богословие - евреев создал Бог, а остальные люди произошли от животных. А поскольку это так, то и спасения достойны только евреи.///
У жидов ветхозаветных был Закон Моисеов и ветхозаветная церковь, которая призвана была через века пронести лишь одну Истину, открытую о Себе Господом Богом (т.е. Догмат Церкви) - о том, что имеет прийти Спаситель Мира, Мессия. Понятия ада, рая и воскресения имелись и в языческом мире тоже, например, как известно Севиллы содержали пророчества о пришествии Мессии, а дары принесли Богомладенцу языческие волхвы. Тем не менее не у жидов или идумеев или эллинов был ад, а сии места имеются во вселенной, сотворенной Господом Богом, т.е. это объективные не вымышленные места. Все до единого христиане знают, что прославленные во Святых Святые были несомненно праведниками в аду кроме нескольких - если не ошибаюсь Ильи Пророка и Пророка Елисея, которые непосредственно Господом были взяты на небо, а не заключены в ад. Кроме того, из Преображения Господня знаем, что и Моисей тоже беседовал с Господом до Спасительной Жертвы. О прочих известно, что они находились в стесненных обстоятельствах, не позволявших им видеть Господа Бога.
/// 3. Вы зачем-то собрали воедино три постулата "всеобщение спасение", "уверовавшие в аду", "проповедь в аду", назвали это все вместе ересью, которая унижает Божественное Величие. Хорошо, на каком вселенском соборе осуждена эта придуманная вами ересь? ///
На Семи Вселенских Соборах изложены либо подтверждены Догматы и Каноны Церкви, составляющие Святый Орос Церкви. Всякое инакомыслие или разномыслие с этими Догматами и Канонами называется ЕРЕСЬ. Посему потрудитесь назвать ДОГМАТ о крещении в аду или о ПРОПОВЕДИ В АДУ. Это, как Вы понимаете, просто ЧЕПУХА и есть ЕРЕСЬ.
/// В-третьих, я вообще нигде ни писал о всеобщем спасении. Вы пытаетесь приписать мне слова, которых я не говорил. Вы только себя слышите? ///
Да, Вы действительно прямо не сказали о ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ. Но Вы сказали, что Господь ПРОПОВЕДОВАЛ В АДУ. А теперь подумайте - найдется ли хоть ОДИН ПРЕСТУПНИК, который находясь в заточении за содеянные преступления откажется от СПАСЕНИЯ ДУШИ и вечного блаженства ВМЕСТО ЗАСЛУЖЕННЫХ МУЧЕНИЙ, если им в темнице станут ПРОПОВЕДОВАТЬ? Первым захочет в рай Иуда Искариот, о котором Церковь говорит, что он находится на дне ада. 

иванов вано 26.12.2011 в 13:49:28

Григорий, вы в каком храме и какой юрисдикции окормляетесь? У меня ощущение, что вы не слышите собеседника и не понимаете предмета разговора. Вешаете на меня ярлыки, обвиняете в чем-то? Подумайте, что вы делаете... Я никакого Осипова не читаю. Хотя слышал о таком преподавателе духовной Академии. Это во-первых.
Во-вторых. Я хочу задать вам три вопроса:
1. Каким образом "не крестившийся, не причастивыйся Тела и Крови Христовой" разбойник на кресте попал в Рай?
2. У ветхозаветных евреев был свой частный ад, а у всех других народов - другой ад? Так? Если вы отвечаете: ДА. То это получается, что Христос не является спасителем всего человечества. Так? Откуда вы знаете, кто с точки зрения Бога был в аду праведник, а кто нет? Это напоминаем мне чистой воды талмудическое богословие - евреев создал Бог, а остальные люди произошли от животных. А поскольку это так, то и спасения достойны только евреи.
3. Вы зачем-то собрали воедино три постулата "всеобщение спасение", "уверовавшие в аду", "проповедь в аду", назвали это все вместе ересью, которая унижает Божественное Величие. Хорошо, на каком вселенском соборе осуждена эта придуманная вами ересь?
В-третьих, я вообще нигде ни писал о всеобщем спасении. Вы пытаетесь приписать мне слова, которых я не говорил. Вы только себя слышите?

Вячеслав 26.12.2011 в 11:14:25

"Уважаемый Вячеслав, однажды на вопрос к моему духовнику, не такому известному, как о. Рафаил, о печатях и т.п. азъ грешникъ получил очень короткий и точный ответ: А ты не принимай. Что Вас беспокоит еще? - Что мир примет? - А Вы можете этому воспрепятствовать?"
"16Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. 17А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?" (1-е Соборное послание св. апостола Иоанна, гл.3)
Мне нет дела до всего мира, я зашел на православный, как мне кажется, сайт и обращаюсь к братьям по вере. Я считаю, что слова апостолов святы, потому что в них -- Дух Божий, и если мы уклоняемся от соблюдения их слов, значит и уклоняемся от Бога. Я не вижу греха в достижениях цивилизации, но грех в богоборческой власти, использующей эти достижения.
"7Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 8Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 9Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 10Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 11Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2-е Соборное послание апостола Иоанна).
В чем я вижу вредность статью отца Рафаила. В том, что он советует слушать священноначалие, но не уточняет какое. Еще с опубликованием пресловутой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) наша Церковь была расколота. Последствия этого раскола не изжиты и, думаю, не изживутся и до воцарения антихриста. Что двигало митрополитом, писавшим эту Декларацию? Любовь к братьям, гнившим в тюрьмах и лагерях или желание "сохранить Церковь" в обход Писаниям? Не хочу его судить -- бог ему судья! Хочу лишь оградить братьев своих от "веры не по разуму". Сатана умен, он готовит престол антихристу последовательно: сперва -- ИНН, потом -- УЭК, и, наконец, -- микрочипы, что означает полная подконтрольность "с обратной связью". Как поступило наше священноначалие с ИНН? Обличило действие властей? Оно сказало: греха нет! Если хотите -- можете принять! И я, болван, имел неосторожность послушаться. На Нюрнбергском процессе, осудившем фашизм, осудили нумерацию человека, а у нас в Церкви -- это "не грех". Теперь эти же лица нам говорят: УЭК -- не грех , а завтра скажут -- чипизируйтесь! Да укрепит меня Господь не повестись на ложь! Да вразумит и тех, кто имеет разум! Ибо уже сегодня отдельные псевдоправославные и псевдопатриотические сайты начинают озвучивать идеи о смене формы правления с демократической на автократию во главе с ... Путиным. Чем помазание такого "царя" на царство от имени Церкви отличается от воцарения антихриста? Заметьте, я не говорю о том, чтобы Церковь занималась политикой, но лишь о том, чтобы деяния отдельных политиков получали своевременную нравственную оценку в ЦЕЛЯХ ОГРАЖДЕНИЯ СТАДА ХРИСТОВА ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ!

Григорий 26.12.2011 в 08:03:07

Иванову Вано:
уважаемый Вано, заниматься манипуляциями означает искажать Истину. Тот факт, что Господь Бог сошел во ад и извел из ада праведников и святых не вызывает никаких сомнений, ибо это есть Догмат Церкви. Однако приведенное Вами рассуждение Иннокентия Херсонскаго и Таврическаго, недавно прославленного Церковью во святых, базируется на ОШИБОЧНОМ ТЕКСТЕ, не соответствующем Тексту Кирилла и Мефодия, а потому мнение о НЕОБХОДИМОСТИ ГОСПОДУ БОГУ проповедовать в аду есть не Догмат Церкви, а ЕРЕСЬ. Ранее в святоотеческой литературе ни один из Святых не высказывал мнения о том, что "спасение человек может получить посмертно" иначе, чем через молитвы ЦЕРКВИ за усопшего ХРИСТИАНИНА. Бред о "ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ "уверовавших в аду" ЧЕРЕЗ ПРОПОВЕДЬ В АДУ " не является манипуляцией - ЭТО ЕСТЬ ЕРЕСЬ, не православное и ложное учение, которое унижает Божественное Величие, отрицает Церковь, отрицает христианскую Догматику о том, что не крестившийся, не причастивыйся Тела и Крови Христовой может еще какими-то "миссионерскими манипуляциями" улучити посмертно спасения души и жизни вечной. Пишу это не для того, чтобы поучить Вас, на что никаких прав у меня, слава Богу, нет, но чтобы разоблачить ЕРЕСЬ, которую Вы упорно здесь отстаиваете. К сожалению, объем и формат комментариев не позволяет дать Вам здесь вместе с Вашим учителем Осиповым уничтожающее ересь учение Вселенской Церкви во всей Ея полноте, а не мнение каких-либо (хотя бы и прославленных во святых) отцев.
Игорю Б.:
уважаемый Игорь, отец Рафаил является священником, а Осипов есть человек мирской. Если мирянин желает познать ту или иную духовную истину, он прежде всего должен обратиться к своему духовнику с вопросом о том, как ему лучше поступить. Отец Рафаил, на сколько мне известно, не является духовником Осипова, но так как от лица профессора богословия Осипова исходят многочисленные еретические высказывания, являющиеся соблазном для мирян, то отец Рафаил разоблачает эти ошибки через своих прихожан, любезно выкладывающих мнения отца Рафаила на сайт, который отец Рафаил в глаза не видел, поскольку не пользуется компьютером совсем.

Игорь Б 26.12.2011 в 00:51:06

многоуважаемый священник Рафаил, надо вам встретится в живую с профессором академии Осиповым и побеседовать, как он смеет вас называть представителем западного учения. Сатана говорит 99% правды и 1% добавляет лжи, делая тем самым чашу истины отравленной. Я не пойму, кто из вас сатана, или к вам можно применить слова из апостола, и надлежит среди вас быть разногласие, чтобы рождалось искусное.

иванов вано 25.12.2011 в 20:33:49

Григорий...
Вы зачем манипуляциями занимаетесь? Я изложил одно из святоотеческих мнений. Оно вам не нравится? Главное в этом обсуждении слово АД, а не ДУХОМ. Сошествие Христа в ад - это вообще-то догмат христианский. Вы хотите его оспорить? Нет единого мнения в Православии по следующим вопросам: кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники, или те, кто услышал проповедь и уверовал (что разумно и логично). Также нет единого мнения к кому в аду была направлена проповедь. Это тайна Божия.
Процитирую архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического: "Догмат о сошествии Христа во ад имеет важное значение для понимания действий Бога в человеческой истории, отраженных на страницах Ветхого Завета. Библейское повествование о всемирном потопе, результатом которого была гибель всего человечества, является камнем преткновения для многих, кто хотел бы уверовать в милосердного Бога, но не может смириться с Богом, «раскаивающимся» в собственных действиях. Однако учение о сошествии во ад, изложенное в 1 Пет. 3:18—21, вносит совершенно новую перспективу в наше понимание тайны спасения. Оказывается, выносимый Богом смертный приговор, прерывающий жизнь человека, не означает того, что человек лишается надежды на спасение: не обратившись к Богу в жизни земной, люди могли обратиться к нему за гробом, услышав проповедь Христа в темнице ада. Предав созданных Им людей смерти, Бог не погубил их, но лишь перевел в иное состояние, находясь в котором, они имели возможность услышать проповедь Христа, уверовать и последовать за Ним. Сошествие Христа во ад имеет отношение не только к судьбе человека, но и к судьбе всего тварного бытия. Свет Божий проник в те области, в которые он никогда раньше не проникал, и озарил не только небо и землю, но и преисподнюю. Как мы уже говорили при рассмотрении Пасхального канона св. Иоанна Дамаскина, весь тварный мир оказался подвержен тлению и смерти в результате грехопадения человека; поэтому вся тварь нуждается в искупительном подвиге Христа, победившего смерть. Дело, начатое Христом на земле, было завершено в аду".

Григорий 24.12.2011 в 20:36:04

Прошу меня простить, написал, что в Елизаветинской Бибии было написано ДУХОВОМЪ. Нет, поторопился, не проверил. В Елизаветинской Библии написано ДУХОМЪ. ДУХОВОМЪ написано при Александре II в книге Новый Заветъ.

Григорий 24.12.2011 в 18:29:13

Иванову Вано о "миссионерской проповеди в аду" и о "крещении в аду Осипова": Апостол Петр в своем первом послании, в гл. третьей дает наставления христианам о спасительных правилах поведения в земной жизни, обращая внимание на превосходство духовного над вещественным. В частности, в ст. 19-м Петр напоминает о том, что Господь Бог Духом Святым проповедал народу юдейскому, сущему в темнице противления Богу, по Божественному долготерпению через Ноя, делавшему ковчег, в котором и спаслось только восемь душ от воды. Вот что сказано в этом месте. Ошибка Ваша происходит от того, что в современном Тексте, исправленном при Императрице Елизавете Петровне, написано вместо славянского слова ДУХОМЪ слово ДУХОВОМЪ. Что изменило смысл написанного Святыми Кириллом и Мефодием и, как следствие, смысл написанного Апостолом Петром. Отсюда появляются безумные мудрования о проповеди Господом Богом в аду душам, разлученным с телом, Нового Завета. На самом деле юдеям был дан Закон Моисеов и их отношение к этому Закону определило их осужденность или святость. Тем не менее, и души святых находились в аду до избавления их Господом Богом через Крестную искупительную Жертву Iисусом Христом. Аминь. Это еще раз к теме о современных тупых справщиках, желающих Святый Текст Кирилла и Мефодия окончательно исказить своими луначарскими правками.

иванов вано 24.12.2011 в 08:44:16

Григорий, я никого не сужу. А высказываю мнение. Григорий, причем тут ваша ссылка на воскресение тел усопших святых в момент распятия Христа? Вы не понимаете предмета разговора? Речь идет о сошествии Христа во ад. Об этом упоминается в 1-м послании апостола Петра стих 19. Но в контексте нужно читать стихи 18-22. Там ЯСНО сказано: "и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (ст. 18-19). Под этой "темницей", как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или "Шеол" — место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии; это место в преисподней, то есть под землей или внутри земли. Это не ад в нашем смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для духа человеческого, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших. В эту "темницу" сходил Господь для проповеди о свершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие без сомнения были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся Воскресением Христовым рай - место блаженства праведников. По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа во аде была предварена там проповедью о Христе св. Иоанна Предтечи (см. тропарь его). "Непокорным" — значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа. Из 6 стиха 4 главы можно заключить, что и из таковых были спасшиеся проповедью Христовою во аде: "ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом". Этим апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников, и притом самых грешных из них (ст. 19-20). Христос ПРОПОВЕДОВАЛ в АДУ, и донес благую весть до ВСЕХ умерших. Вы считаете, что у евреев был свой личный ад, а у всех других народов, которые были неевреями, отдельный - еще один частный ад, куда Христос не входил? То есть Бог-Отец не является Творцом неба и земли, видимым же всем и невидимым? Если Христос не донес благую весть до всех людей, значит, мы впадаем в ересь, считая, что Христос не является одним из лиц Святой Троицы. Христианство не говорит об избирательной проповеди и избирательной благой вести. Это не религия книжников и фарисеев. Всем дана возможность спасти свою душу, но не все этому следуют.

Григорий 23.12.2011 в 20:34:27

Иванову Вано:
уважаемый, не суди, да не судим будеши. Читаем Евангелие: От Матфея, 27, 52 ...и гроби отверзшася: и многа телеса усопших СВЯТЫХ восташа...
Так что не только о. Рафаил знает, кого Господь вывел из ада. Теперь и Вы узнаете. Спаси Господи.

иванов вано 23.12.2011 в 17:19:28

о. Рафаил заблуждается в вопросе о спасении людей в аду Христом в момент сошествия в ад. Он совершенно упускает такую вещь, как то, что ОЧЕНЬ многие язычники были язычниками в силу того, что не знали и не имели НИКАКОЙ информации о истинном ТВОРЦЕ. По сути он говорит очень странную вещь: Христос вывел из ада и спас только еврейских праведников. Во-первых, о. Рафаил не может знать - кого Христос спас из ада, а кого нет. Во-вторых, по-моему, ответ совершенно элементарный. Христос проповедовал в аду. КТО УСЛЫШАЛ И УВЕРОВАЛ, был спасен. Кто нет - остался в аду по своему выбору. Тоже самое, как два разбойника, распятые рядом с ним. Какие могут быть мудрствования? Мы знаем примеры во все времена, когда язычники слышали проповедь о Христе и уверовали. Об этом говорит и Евангелие. "Нигде в христианском предании нет даже намека на то, что лучшие из язычников или наиболее глубокомысленные из них, как Сократ, Платон, Заратустра и Будда были бы в раю"... А почему они должны быть - эти намеки? Отец Рафаил, поразмыслите над вашими ответами. Куда он их привел? Привел Христос тех, кто в него уверовал, в РАЙ. И не важно, кто это был - Сократ, Диоген или Будда. Или неизвестный язычник.

Григорий 23.12.2011 в 14:21:37

Вячеславу на 23/12/2011 в 11:43:25
Уважаемый Вячеслав, однажды на вопрос к моему духовнику, не такому известному, как о. Рафаил, о печатях и т.п. азъ грешникъ получил очень короткий и точный ответ: А ты не принимай. Что Вас беспокоит еще? - Что мир примет? - А Вы можете этому воспрепятствовать? - Тогда милостиво прошу Вас - не медлите с этим.

Вячеслав 23.12.2011 в 11:43:25

Спасибо всем "неповерхностным" христианам за исчерпывающие "ответы" на поставленные мною вопросы. Особенное спасибо Григорию за "конструктивную" и, самое главное, "глубокомысленную" критику... Не дерзну вопрошать великих подвижников-исихастов и всех делателей умной молитвы, оставляющих здесь свои комментарии о смысле происходящего в нашем обществе, однако осмелюсь всё-таки задать последний вопрос: задумывались ли Вы над смыслом происходящего на Литургии, и, особенно, относительно смысла молитв на ней возсылаемых? И, особенно, относительно того, за кого ходатайствует пред Богом святая Церковь? И хватит ли у Вас силёнок вымолить "грешащих к смерти"? Если "да", то я не сомневаюсь, что и антихриста Вы вымолите...

Димитрий 23.12.2011 в 09:11:57

Простите, если выскажу свое мнение. Есть письмо ныне почившего отца Иоанна (Крестьянкина) про его отношение к ИНН, шестеркам и проч., где он совершенно правильно говорит, что вся эта возня с ЧИПами, ИННами и проч. - еще одна уловка сатаны для поверхностных христиан. Что многие носятся с этими печатями и мало кто серьезно борется, чтобы очистить свое сердце от главной печати антихриста - греховной. И еще в одном письме золотые слова о том, что (дословно) "Борцов за чистоту православия все больше, а истина собирает вокруг себя малое стадо. Если бы все "борцы за чистоту православия" боролись со своими страстями, Православие воссияло на Руси". Как справедливо также говорит о. Рафаил, внешние знания и деятельность гораздо проще работы над собой. Осуждать модернистов, и прочих "истов" и стуча себя (мысленно) в грудь считать себя "православным" это несложно. Гораздо труднее ежедневно видеть в самом себе предательство этому самому православию, свою полную негодность, ничтожество, бессилие исправиться. Годами бороться со своими недостатками и не унывать. Т.е. действительно пытаться жить по вере. И когда человек увидит хотя бы отчасти свое истинное духовное состояние, ему уже будет не до "борьбы за православие" и некогда будет на "православных форумах" сидеть. А Господь всесилен и никогда ищущего без помощи не оставит, и действительно "врата ада церкви не одолеют", что бы не творили ухищрения человеческие. Кажется, что и редакция этого журнала тоже слишком увлекается критикой, и мало действительно душеполезных статей. Простите за словоблудие..

Григорий 23.12.2011 в 05:21:41

Вячеслав 22/12/2011 в 21:55:34
Уважаемый Вячеслав, зачем Вам чип? - Вы и так имеете превосходное качество жизни, имеете беспроводной контакт мозга с окружающими предметами, в результате чего, к сожалению, уже не имеете возможности понять написанное русским языком.

Вячеслав 22.12.2011 в 21:55:34

//Рафаил Карелин монах, он живет в горах и никаких чипов принимать не собирается и не примет. Потому его ответ такой исчерпывающе ясный и полезный для вопрошающих.//
А вот я живу не в горах, и мне, например, непонятно, как отец Рафаил будет вести свой сайт лет этак через несколько, когда "наши" правители подарят нам "счастливую" возможность общаться с компьютерами посредством вживленных в нас микрочипов.
“Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства. Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения” (“Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года”).

Григорий 22.12.2011 в 19:21:33

Рафаил Карелин монах, он живет в горах и никаких чипов принимать не собирается и не примет. Потому его ответ такой исчерпывающе ясный и полезный для вопрошающих.

Вячеслав 22.12.2011 в 16:22:27

"Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно."
Думаю, что отец Рафаил здесь несколько обобщает. Думаю, что проблема не в отвлеченной глобализации и не в технической цивилизации, а в определенных людях, которые проводят соответствующие идеи и чьи конкретные действия должны получить соответствующую нравственную оценку со стороны Церкви, и в первую очередь со стороны священноначалия... Поскольку эта оценка часто и густо находится в плоскости молчания (или молчаливого одобрения?), люди, обычно рядовые миряне, на подобные вопросы предпочитают искать ответы самостоятельно...
Что же касается чипизации. Вопросы, вопросы, вопросы... В чьих интересах выбрасываются миллионы на её внедрение? С какой целью людей загоняют в это информационное стойло? Устраивает ли Вас, отец Рафаил, смена понятий "человек разумный" на "человек информационный", или человек как образ Божий на биообъект? Нас пытаются вписать в систему, вдумайтесь, ПОСТХРИСТИАНСКОГО МИРА! А имплантант в виде микрочипа -- для связи с "благами" этого мира, для того, чтобы СТАТЬ ЧАСТЬЮ ЭТОЙ СИСТЕМЫ! И лояльность какому правительству или вождю мы выказываем приятием этих ноу-хау? Не утратим ли мы с принятием микрочипов ОКОНЧАТЕЛЬНО то, что уже частично мы утратили уже сейчас -- СВОБОДУ ВЫБОРА?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс