Богородица

Актуальные статьи

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

Монахиня Сергия (в миру Татьяна Ивановна Клименко) родилась 2 января 1901 года в Ростове-на-Дону в дворянской семье. По окончании гимназии, в 1918 году, она поступила на историко-филологический факультет Донского университета, который ей не удалось закончить из-за гражданской войны. В 1921 году мать Сергия уехала в Кисловодск, где зарабатывала на жизнь стиркой и частными уроками.

В 1923 году в ее жизни произошла знаменательная встреча с великим старцем, тогда еще молодым, но духовно умудренным иеромонахом Стефаном (Игнатенко), насельником Второ-Афонского монастыря на горе Бештау, в десяти километрах от Пятигорска. Отец Стефан повел ее твердой поступью по пути духовного совершенства. Вскоре, ища уединения, отец Стефан ушел в затаенную пустынь, в горы, а Господь послал матушке другого великого наставника — архиепископа Иннокентия (Ястребова), который, найдя ее уже достаточно подготовленной, в 1925 году постриг в монашество с именем Сергия.

В 1927 году владыку Иннокентия арестовали. Перед арестом он благословил матушку спешно уехать из Кисловодска. Так она очутилась в пустыни Покровской, расположенной на Мархотском хребте Кавказских гор. Но воли Божией на явное монашество, по словам матушки Сергии, не было, и всего лишь два года пожила она не в миру. Узнав о том, что скиты по Черноморскому побережью закрыты, а все духовенство и монашествующие привезены пароходами в Новороссийскую тюрьму, матушка Сергия испросила благословения ехать в Новороссийск и носить передачи арестованным.

В 1929 году ее саму арестовали, отвезли в Бутырскую тюрьму и через несколько месяцев отправили по этапу в Соловки. Но до Соловков мать Сергия не дошла: тяжело заболела костным туберкулезом, была оставлена в Кеми, а в 1931 году освобождена.

А дальше, в 30-е годы, происходит то, о чем она никогда не думала. Владыка Антоний (Абашидзе) благословил ее учиться в Московском мединституте, "служить Богу на этом святом поприще". И матушка становится врачом — до войны работает в Москве, затем в Вышнем Волочке Тверской области. Ее духовная жизнь не ослабевала, а с годами становилась все более напряженной. Следуя завету своего первого духовника отца Стефана: "Более всего нам подобает читать преосвященного Игнатия", — она не только читала, но и знала наизусть многие произведения епископа Игнатия Брянчанинова, следовала его советам в отношении внутреннего делания.

Выйдя на пенсию после смерти матери, монахиня Сергия в 1955 году переехала в Эстонию и поселилась близ Пюхтицкого монастыря. Она посещала все монастырские службы, посильно помогала заболевшим сестрам, но постриг ее продолжал оставаться тайным вплоть до 1975 года, когда матушка игуменья Варвара "открыла" его. В 1987 году она благословила мать Сергию перейти из "хибары", в которой та жила, в "ограду" монастыря. В монастыре матушка несла послушание: в храме — чтение синодиков, в келье — псалтири. Монахиня Сергия стяжала глубокое смирение и высокий молитвенный настрой. "Желаю всегда носить в сердце своем имя Господа нашего Иисуса Христа", — говорила она.

За месяц до кончины, начиная с праздника Рождества Пресвятой Богородицы, матушка ежедневно с глубоким покаянием причащалась Святых Таин. Ее соборовали. 7 октября 1994 года, накануне дня своего Ангела, монахиня Сергия мирно отошла ко Господу. В молодости, очевидно по молитвам ее духовного отца иеромонаха Стефана, ей было дано видение — прохождение мытарств, которое она впоследствии подробно записала.

 * * *

В январе 1924 года я болела тяжелым воспалением легких; неделю держалась температура 40,80. На восьмой день болезни я видела сон или видение (не знаю, как назвать), о котором хочу рассказать.

В то время, к которому относится это событие, я уже три года жила, руководясь советами отца Стефана, иеромонаха Успенского монастыря на горе Бештау.

В течение недели болезни сознания я не теряла; в ту памятную ночь я вполне ориентировалась в окружающей обстановке, не спала и видела отчетливо всю комнату, спящую родственницу на соседней постели и зажженную свечу. Я силилась читать про себя Иисусову молитву. Сначала все шло как обычно, но потом я стала ощущать злую силу, сопротивляющуюся молитве Иисусовой и стремящуюся меня отвлечь от нее: то плыли передо мной пейзажи дивной красоты, то звуки симфонического оркестра врывались в мое сознание. Один момент — я залюбуюсь, заслушаюсь, оставив слова молитвы, и... злая сила потрясет меня всю до основания.

В такой борьбе, томясь от жара, но в полном сознании, я вдруг вижу перед собой отца Стефана с крестом на груди. Отдавая себе отчет в невозможности его появления, я начала читать "Да воскреснет Бог...", памятуя совет отцов. Отец Стефан дожидается окончания молитвы, говорит с улыбкой "Аминь" и... берет меня. Иным словом я не могу выразить пережитого, — в мгновение ока душу взял из меня.

Мы очутились с ним словно в недрах земли и шли по высоким обширным пещерам, расположенным, как я чувствовала, где-то в глубине недр.

Я была в монашеском, скорее в послушническом одеянии, а отец Стефан — в своей обычной черной рясе. Он шел впереди, а я следом за ним. Путь наш шел по берегу ручья с черной, быстро текущей водой. Его русло пересекало пещеру, и мы направились к истоку его. Я подумала о том, что может означать этот поток, и мгновенно почувствовала, как отец Стефан подумал мне в ответ: "Это мытарство за осуждение" (далее также мы не говорили, но общались мысленно). Я поняла, что нахожусь на мытарствах, которые мне пришлось бы пережить, если бы я тогда умерла.

Мы подошли к истоку черного ручья и увидели, что он вытекает из-под огромных, мрачных, тяжелых дверей. Я "услышала" мысли отца Стефана, объясняющие мне, что там, за этими ужасными дверями, мытарства за смертные грехи. Чувствовалось, что там царят невообразимый ужас и страдание. Отец Стефан повернул от этих врат назад, и я вдруг увидела на дне его мою знакомую, которая и до сих пор жива. Отец Стефан, повернувшись ко мне, подумал с каким-то ударением: "Осуждение (ближнего) никогда не прощается". И я с необычайной яркостью ощутила свою виновность в отношении этого греха и невозможность оправдать себя. С ужасом взмолилась я о душе, погруженной в черные воды, и... вдруг она вышла оттуда в своем человеческом облике и притом сухая.

Отец Стефан объяснил мне, что если бы эта раба Божия умерла в том состоянии, в каком она была тогда, то она мучилась бы вечно. По милосердию и смотрению Божиему ей будут дарованы при жизни великие страдания, которые помогут ей очиститься от этого греха.

Каким-то образом мы с отцом Стефаном поднялись на более высокий ярус. К сожалению, память мне изменяет в последовательности изложения виденного, но, насколько помню, мы далее очутились словно в магазине готового платья.

Необычайная духота, скука и уныние составляли как бы воздух этого помещения. Я увидела множество одежды, висящей рядами, и между ними свою душу в виде какой-то одежды, распяленной на вешалке. Тут же стояла как бы клетка, в которой томилась тщательно одетая женская фигура: она словно умирала и не могла умереть от скуки. Я поняла, что все это представляет мытарство за мшелоимство, за суетную любовь к красивым одеждам.

(Должна оговориться, что мне очень трудно излагать виденные образы, слова не могут передать их тонкость и необычайную убедительность. Все сейчас звучит грубо и вместе с тем бледно.)

Меня тут охватило необычайно рельефное и яркое ощущение виновности, чувство невозможности оправдаться — "непщевати вины о гресех": такой осязательной вина никогда не ощущалась при жизни. Множество висевших одежд — это были мои мысленные пожелания, даже и неосуществившиеся.

Отец Стефан провел меня дальше. Тут я увидела состояние душ моих родственниц, которые тогда еще были живы: они без конца перекладывали с места на место чистое белье. Невыразимой тоской и томлением духа повеяло на меня от этой картины. Отец Стефан мне объяснил, что так они бы мучились, если бы тогда умерли. В пояснение могу сказать, что эти родственницы проводили жизнь спокойную, нравственную в обывательском смысле слова, но эгоистичную. Они спали в житейском уюте, были убежденными "старыми девами". Отец Стефан вывел меня и из этого кольца. Мы пошли дальше, и вдруг наш путь преградили весы. На одну чашу беспрерывным потоком падали мои добрые дела, а на другую с сухим треском сыпались пустые орешки. Они только ударяли по левой чашке весов, но, несмотря на это, пустая чаша перевешивала полную. В их треске звучала злая насмешка надо мной: эти пустые орешки изображали собой самоуслаждение, сопутствующее моим добрым делам, тщеславие, их обесценивающее.

Пустые орешки перевесили...

Первая чаша взвилась высоко. Я стояла безответная, убитая, осужденная...

Вдруг на правую чашу упал кусок пирога (или торта) и перевесил. Словно кто-то в долг дал мне, но что дал — я не поняла. Возможно, это были чьи-то молитвы. Весы исчезли, путь опять был свободен. С трепетом я следовала за отцом Стефаном, и вдруг перед нами предстала гора пустых бутылок. Что-то нелепое, глупое было в ней. Гора словно надувалась, величаясь. Это, увы, была моя гордость. Непередаваемо остро я почувствовала всю глупость и ложность ее. И опять остановилась, не находя мысли, оправдывающей меня.

Если бы я уже умерла, то должна была бы трудиться на этом месте, чтобы словно откупорить каждую пустую бутылку, и это было бы мучительно и бесплодно.

"Еще не умерла", — подумал отец Стефан и как бы взмахнул гигантским штопором, вскрывшим сразу все бутылки. Этот штопор символизировал собой благодать. Путь открылся, и мы пошли дальше. Оглянувшись, я заметила, что по моим следам ползет большая длинная слюна с лицом женщины, неотступно с ненавистью глядящей на меня, следящей своими нечеловеческими, злобными глазами за каждым моим движением. Она словно хотела броситься на меня, подползая, и задушить, обвив змеей. Помертвев от ужаса, я поняла, что это страсть раздражительности и вместе с тем бес раздражительности, преследующий меня. Отец Стефан отстранил попытки слюны обвить меня словами: "Еще не умерла". В непрестанном сопровождении этой слюны мы вошли куда-то.

Слева бушевала бурная река со множеством людей, как бы яростно бьющих друг друга бревнами. При виде меня они неистово закричали, замахали бревнами, требуя меня как должницу. Это было мытарство гнева. Надо ли говорить, в каком ужасе была я!

Со словами "еще не умерла" отец Стефан повернул вправо, и мы очутились перед запрудой. Шли сложным шлюзом, состоящим из системы тонких трубочек, сквозь которые просачивалась вода. Как будто в этой картине не было ничего страшного, но нестерпимым ужасом и мукой веяло от нее. То было мытарство гнева сдержанного, непроявленного, внутреннего. Система тонких трубочек необычайно убедительно изображала сплетение тайных помыслов памятозлобия, недоброжелательности. Если бы я умерла, то должна была бы словно протискиваться сквозь все эти трубочки, мучительно и бесконечно переходя из одного состояния в другое, потому что в свое время утонченно сложно работала во мне сдержанная мысленная злоба. Снова ужас неизбывной вины, и снова избавляющие слова отца Стефана: "Еще не умерла, может покаяться".

Повернув обратно, мы снова сбоку увидели бурную реку и слюну, не покидающую меня сзади по-прежнему. Отец Стефан спас меня от поползновений обвить и задушить меня.

Нужно отметить, что я страшно боролась с этим сном-видением, читая "Да воскреснет Бог...", и пыталась проснуться. Отец Стефан словно отпускал меня на время, я приходила в себя в знакомой обстановке и опять против воли "уходила из себя".

Мы поднялись выше и вошли в какое-то небольшое помещение, являющееся частью большого, словно это был отгороженный угол комнаты. В нем стояли какие-то уроды, потерявшие образ человеческий, — трудно мне выразить это, но они были как бы "покрыты срамом", словно облиты помоями. Тут я поняла, что значит безобразие, оно воистину есть потеря образа и подобия Божия, так как это были люди, употреблявшие великий дар Божий — слово — на похабщину, любившие в своей земной жизни неприличные анекдоты. Я с облегчением подумала, что уж этим-то я не грешна, и вдруг услышала, как эти чудовища заговорили хриплыми, нечистыми голосами: "Наша, наша!" Я обомлела и с кристальной ясностью вспомнила, как, будучи ученицей младших классов, сидела с подругой в пустом классе и писала в тетради какие-то глупости, кажется, я никогда об этом и не вспоминала. Опять неоплатный долг! Нечем покрыть, нечем оправдаться! В отчаянии, закрывая глаза, чтобы не видеть этих омерзительных уродов, я бросилась к отцу Стефану и, услышав в своем сердце его мысли-слова "может покаяться", проскользнула за ним к выходу, где у наружной стороны этого закоулка стояла как бы лабораторная колба. В ней сидела крошечная фигурка, в которой я с изумлением узнала себя: то было мытарство за грех гадания; моя душа, умаленная, униженная, задыхалась, умирая, за то, что гадала я давно в юности, очень недолго и несерьезно, и забыла об этом, не думая, что унижала гаданием свою душу, которой подобало быть по своей сущности в общении только с Богом, Творцом своим! Я почувствовала, как умаляет бессмертную душу гадание, превращая ее словно в безжизненный лабораторный препарат.

С трепетом последовала я за отцом Стефаном и подошла к какому-то бассейну с золотистой, беспрестанно вращающейся, расплавленной жидкостью. Как будто ничего устрашающего не было в этом, но смертельной мукой повеяло на меня: это мытарство за тайные извращенно-плотские помыслы. Лиц здесь никаких не было; идя дальше и словно наклонившись, я увидела как бы сквозь окна нижнее помещение, вроде отделения кондитерской: там рядами стояли мириады пирожных, конфет, изображавших мою любовь к "сладенькому" — гортанобесие. В строгом порядке, в каком стояли эти кондитерские изделия, таилась бесовская ехидность, — они, бесы, возбуждали во мне эту страсть, они же старательно и запоминали содеянное. Если бы я умерла, то должна была бы снова все это поглощать, но уже без желания, нестерпимо страдая, как бы под пыткой. Знакомые спасительные слова "еще не умерла" дали мне возможность идти дальше.

Тут мы встретили сбоку нашего пути цветок, чудесный по цвету и нелепый по форме. Он представлял собой лепестки дивного розового цвета, свернутые в трубочку. Лепестки без корня как-то нелепо выходили из земли. Это была душа моего знакомого. Отец Стефан подошел, обрезал, укоротил лепестки, словно перекроил весь цветок, и, глубоко укоренив его в земле, сказал: "Теперь принесет плод".

Поблизости стояла фигура моего двоюродного брата. Она как бы потеряла свою субстанцию и представляла собой сплошную военную амуницию, не имея в себе жизни: его психика как бы претворилась в военную форму, словно души-то собственно и не было.

Брат был тогда жив. Он любил свое военное дело безыдейно, безотносительно, так, как любят "искусство ради искусства", считая его единственным подходящим для себя занятием.

Мы вышли из этого отделения, и тут (не помню, возможно, и раньше) я заметила, что одежды на отце Стефане стали иными: черная ряса превратилась в пурпурную бархатную мантию, и шел он как победитель. Я старалась наступать на следы его ног и когда сбивалась, то из-под пола выползали змеи, пытаясь ужалить меня.

Мы вошли в помещение, в котором стояли невообразимые уроды: одни из них были огромного роста, но с крошечной головой, другие — с огромной головой, насаженной на слабое тонконогое туловище. Рядом с ними стояла, увы, и я в виде огромной мертвой монахини, как бы высохшей или деревянной, безжизненной. Все это не представляло собой мытарства, но изображало людей, занимающихся неумеренными подвигами, проводящих самочинно подвижническую жизнь, без послушания и руководства.

Великаны с булавочными головками — это те, кто предается неумеренному телесному подвигу; головастики на тонких ножках — это лица, проводящие жизнь в умствованиях за счет всего остального. У одних — телесный подвиг, у других была слишком развита рассудочность. Вследствие самочиния и ревности не по разуму ни у тех, ни у других не могло получиться гармонического развития.

"Деревянная монахиня" говорила мне о том, что придет время, когда я оставлю послушание отцу Стефану и займусь самочинными подвигами. Я в ужасе взмолилась Пречистой Богородице, и тут мои одеревеневшие было ноги оторвались от пола и снова получили возможность двигаться.

Должна сказать, что пережитое здесь мне очень трудно передать: в тот момент сгладились грани времени, настоящее слилось с будущим, и, молясь тут Пресвятой Владычице, я в то же время, перешагнув какой-то промежуток времени, молилась и о будущем. (Так все и случилось, когда в 1929 году я, нарушив советы отца Стефана, ушла в раскол, не признавая митрополита Сергия, покойного патриарха. Отломившись от древа жизни, я действительно внутренне высохла, омертвела и только по заступничеству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы вернулась в лоно Церкви.) Это было не мытарство, а как бы образ будущих моих уклонений от правильного пути ко спасению.

Далее мы очутились в высоких просторных залах. Они были красивы, но как-то чуждо холодны душе. Это были как бы храмы без Бога. Мы долго шли: храмы сменялись один другим, и я тоскующим взглядом обводила их высокие, готического стиля своды. Еле передвигая ноги от усталости, я услышала мысленный укор отца Стефана: "Зачем много мечтала, ведь это все твои мечты!"

Наконец мы вошли в другое — светлое продолговатое помещение. Чувствовалось, что мы находились уже далеко от тех недр, откуда начали идти. Вдруг справа раздался как бы барабанный бой, и мы увидели живого святителя Феодосия Черниговского, стоящего во весь рост в киоте. Он словно улыбался и напомнил мне о моем оставлении молитвенного обращения к нему. Я действительно вспомнила, что перестала почему-то поминать его на молитве.

Когда мы пошли далее, то стали встречаться по дороге аналои, около которых мы останавливались. Я опускалась на колени и исповедовалась: первый раз отцу Петру (нашему соборному протоиерею), а потом неведомо кому. Отец Стефан стоял при этом рядом. Это представляло собой изображение дальнейшего моего пути ко спасению через частое таинство исповеди. Отец Стефан действительно вскоре ушел в пустынь, и я исповедовалась в первый раз у отца Петра, а затем у кого Бог пошлет.

Вдруг путь наш преградило дивное явление: представьте себе лепестки розы, пронизанные лучами солнца, и вот сотканный из подобного кроткого сияния, весь розовый и вместе золотой, в полном архиерейском облачении стоял перед нами святитель Николай Чудотворец. Я пала на колени и, склонясь ниц, видела душевными очами, как святитель Николай поцеловал отца Стефана в щеку. Я испытала пламя жгучего стыда. Мучительно заныли все язвы душевные, словно обнаженные и освещенные изнутри этой потрясающей близостью со святостью. Не могу передать никакими словами то ощущение, потускневшее сейчас от времени, ощущение всеобъемлющее, подавляющее, своего недостоинства, нечистоты, невозможности прикоснуться, поднять глаза. Я поняла это сердцем, почему грешнику нет места в раю, — он не может вынести ощущения близости к святыне...

Совершенно потрясенная, я увидела себя вновь идущей за отцом Стефаном.

Вскоре я почувствовала, что Матерь Божия может спуститься к нам. Но моя немощная, грехолюбивая душа заметалась отчаянно от невозможности непосредственного общения со святыней.

Мы заметно приблизились к выходу.

Когда мы вышли на воздух, то и здесь, у наружной стены, увидели одну монахиню, которую как будто подбрасывали на доске. Я не поняла значения виденного, тем более что она была еще жива.

Мы с отцом Стефаном пошли по дороге и вошли в храм. В его притворе царил полумрак, а в главной части храма сиял свет.

Вокруг колонн сидели какие-то фигуры. Мы прошли в главный придел — и я замерла от чудного видения: перед иконостасом, высоко в воздухе, облитая лучами света, падавшего косо из окна храмовой стены, стояла стройная фигура.

Это была дева, облаченная в пурпурное одеяние, ниспадавшее мягкими складками. Она стояла легко и свободно в лучах света, и я, вглядываясь в нее, чувствовала, что знала ее когда-то. Она была воплощением благородства и красоты, печать образа Божия лежала неискаженно на ней... "Образ есть неизреченныя Твоея славы..."

"Кто ты, милая, родная, бесконечно близкая?" — шептала я, не в силах оторваться от дивного облика. Тщетно силилась я вспомнить. Минутами мне казалось, что вот-вот я ее узнаю, вспомню ее, но потом опять словно туманом заволакивало все внутри. И вдруг я узнала ее — это была моя душа! Душа, данная мне Творцом, душа в том девственном состоянии, в каком она вышла из купели крещения. Образ Божий в ней не был еще искажен. Вокруг нее в воздухе овальным кольцом, выше и ниже ее, стояли святые, заступники ее, молитвенники, но их я не узнала. Один, помнится, был в древних святительских одеждах.

Из окна храма лился чудный свет, озаряя все кротким сиянием. Я не сводила глаз, глубоко потрясенная, но вдруг из серого сумрака притвора выступила одна из сидевших там фигур. Это было ужасное, несказанное чудовище на свиных ногах, с огромными черными губами поперек живота, безобразная, низкая баба... Она властно подходила ко мне, как к своей должнице, и — о ужас! — я узнала в ней свою душу, душу в том состоянии, в каком она находится сейчас: безобразная, исказившая в себе образ Божий...

Слов нет выразить, что было тогда в моем сердце...

Отец Стефан отстранил чудовище, хотевшее как бы прильнуть ко мне со злорадством, словами: "Еще не умерла, может покаяться" — и повел меня к выходу.

В тени вокруг колонны сидели и другие подобные уроды — чужие души, но не до чужих грехов мне было.

Уходя, я оглянулась и с тоской бросила прощальный взгляд туда, где в воздухе, на высоте иконостаса, в пурпуре царственного одеяния в потоке золотистых лучей стояла дивная дева, давно забытая, утерянная.

В трепете вышла я за отцом Стефаном.

Мы повернули с ним словно вниз, и, спускаясь, я увидела какие-то старинные, как будто монастырские постройки, посыпанные снежком. Меня окружили монахини, и все говорили: "Да, да, наша, наша", а я как-то упиралась, не хотела там быть, сама себе удивляясь, так как последние годы мечтала попасть в монастырь. Меня подвели как будто к игумену, также утвердительно сказавшему: "Наша".

Не помню, как мы потом с отцом Стефаном очутились одни на пустынной дороге. Мы шли молча и вдруг увидели сидящего перед нами на краю дороги величественного старца с раскрытой книгой в руках. Мы с отцом Стефаном стали перед ним на колени, и старец, вырвав лист из книги, дал его отцу Стефану. Отец Стефан взял его и исчез, я поняла — умер. Исчез и старец.

Я осталась одна на незнакомой дороге. В смятении, не зная, что делать, я медленно пошла вперед. Дорога привела меня к озеру с песчаными берегами. Был тихий закатный час. На берегу озера стеной стоял лес, откуда-то доносился благовест: вечерний воздух был пронизан каким-то молитвенным благоговением.

Я остановилась в полном недоумении, дороги не было. И вдруг, скользя над землей, в воздухе предо мной появилась фигура отца Стефана. В руках у него было кадило, он безмолвно, строго смотрел на меня и, двигаясь в сторону леса лицом ко мне, кадил и словно звал меня за собой. Я последовала за ним, не спуская с него глаз, и мы очутились в глухом лесу. Сумрак сгущался, отец Стефан скользил сквозь стволы деревьев, как призрак, все время лицом ко мне, неотступно глядя на меня. Кадило медленно качалось в его руке, и фимиам струйкой поднимался вверх. Мы остановились на полянке. Отец Стефан окадил ее кругом, не спуская с меня глаз; я опустилась на колени и стала молиться. Отец Стефан, бесшумно скользя вокруг полянки и не спуская с меня строгих глаз, покадил ее всю и исчез... Я проснулась.


* * *

Несколько раз во время этого сна я приходила в себя, видела комнату, слышала дыхание спящей родственницы. Сознательно не желая продолжения этого сновидения, я читала молитву, но снова против воли "уходила из себя".

Когда я теперь окончательно проснулась, сгорая от жара, увидела знакомую обстановку и вспомнила пережитое во сне, то ясно почувствовала приближение смерти. В душе поднялась томительная тоска от сознания бесцельно прожитой жизни. Умирала я, не приобретя ничего, не принеся Богу ни одной добродетели, не исполнив ни одной Его заповеди. И не приготовив себя к вечности.

"Даром, даром прожита жизнь", — с какой-то стихийной силой твердила во мне обнаженная совесть... И тут в ответ с такой же силой во мне поднялся пламенный молитвенный призыв к Царице Небесной с просьбой дать мне время на покаяние. "Обещаю жить для Сына Твоего, обещаю". И тут я произнесла еще несколько слов, о которых не могу говорить.

Еще не умолкли на запекшихся губах эти слова, как я почувствовала дивное прохладное дуновение, объявшее меня всю словно благодатной росой. Жара как не бывало. Я почувствовала легкость, возвращение к жизни. Чувствуя полное выздоровление, я увидела в щель между оконных ставень мерцающую чистую звездочку, зовущую меня к новой, обновленной жизни.

Пришедший поутру врач констатировал полное выздоровление.


* * *

Перед Господом Богом исповедую, что все виденное излагала без всякого преувеличения или умалчивания.

Богу нашему и Пречистой Преблаженной Деве Богородице слава во веки веков. Аминь.



Благодатный Огонь № 7



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Фотина 31.12.2015 в 23:38:34

Я тоже сделала некоторое исследование. Этот сон-видение никак нельзя рассматривать в отрыве от личности матушки Сергии, поэтому я в первую очередь нашла её книгу «Минувшее развертывает свиток». Книга эта не имеет ничего общего ни с произведениями Фомы Кемпийского, ни Павла Флоренского, так же как и сама матушка Сергия по духу не имеет ничего общего с монахиней Марией Скобцовой. Это книга воспоминаний о жизни и подвиге монашествующих 20-30 годов XX века, написанных по благословению игумении Пюхтицкого монастыря матушки Варвары и иерея Патриаршего Богоявленского Собора Герасима в 2005 году. Матушкой Сергией написан также Акафист в честь Преславного Введения во храм Божией Матери, который опубликован в этой же книге, книга издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Из книги видно, что матушка Сергия – обычная православная исповедница XX века, глубоко православная, претерпевшая гонения от советской власти, имябожников и обновленцев. Она прекрасно знакома с творениями Игнатия Брянчанинова, в том числе о молитве:
«Вся жизнь, все болезненное направление имябожников подтверждало ту истину, что для занятия молитвой надо иметь правильное умоустроение. А его можно приобрести только в лоне Церкви! "Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно...Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным... выводит ум из состояния Божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана..." (епископ Игнатий Брянчанинов. О молитве. Т.1)».
Из этой книги отвечаю Николаю С
Николай С. 02/02/2013 в 14:28:48
***До места исполнения наказания заключённая не доехала***
***Продолжительное время м. Сергия лежала в тюремной больнице, затем работала в ней. Через два года была освобождена по болезни, вернулась в Ростов-на-Дону***
Николай С. 02/02/2013 в 14:28:48
***Кто-нибудь из посетителей сайта, даже не будучи судимым, пробовал в куда более благостные брежневские времена поступить в первый или второй московский «мед?»***
***На работе, в больнице, меня быстро выдвинули на должность завуча курсов медсестер и преподавательницы русского языка. (Дело в том, что, окончив в 1918 году гимназию в Ростове-на-Дону, я поступила в том же году в Донской университет, на историко-филологический факультет, где проучилась три года.) Увидели это по документам и назначили меня вести курсы; за эту работу премировали путевкой в мединститут. Вот тут я растерялась - еще этого не хватало! Что делать?..***
Матушка поехала к схиархиепископу Антонию (Абашидзе) проситься в болгарский монастырь какой-нибудь: «Да, еще, говорю, осложнение - я медсестра, работаю, а меня заставляют повышать квалификацию, учиться на врача, целая комиссия уговаривает, а я не хочу!». Но владыка Антоний благословил учиться: "Учитесь, учитесь, учитесь. Служите Богу на этом святом поприще. Не всем дано быть исповедниками, но у каждого есть свое послушание от Бога".
Николай С. 02/02/2013 в 14:28:48
***А если даже получилось, иногородний выпускник мог получить работу, прописку и жильё в Златоглавой, не вступив в законный брак с аборигеном?***
***Учиться мне приходилось "без отрыва от производства". А это своего рода "аскетика" и "умерщвление плоти", в современных условиях: жили мы с мамой в 30 километрах от Москвы, в Красково, Казанской железной дороги. Больничный городок был расположен на расстоянии километра от станции; электричек еще не было, ходили паровые поезда. Работала сначала в инфекционном отделении, потом в клинической и санитарно-бактериологической лаборатории. Училась по ночам. Вот тут-то мне пригодилась привычка мало спать.***
Почитала я также «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова и различные описания мытарств, очень душеполезные чтения, но не нашла ничего, что доказывало бы мнимодуховность или вредность обсуждаемого здесь видения-сна. Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Сан-Францисский: «Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно различаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той невидимой брани, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов».
На основании такого исследования прихожу к выводу, что обсуждаемое сон-видение было послано будущей монахине Сергии Господом для вразумления и наставления к более трезвенной и внимательной жизни. Ничего вредного, прелестного или противного традиционному православию в этом явлении нет, оно вполне духовно и душеполезно. Вера же – дело добровольное, и если кого-то собственное «шестое» или «восьмое» чувство пока ещё не допускает поверить этому бесхитростному рассказу старенькой православной монахини, то верю, что со временем и им Господь откроет.

Фотина 02.12.2015 в 01:33:28

Понимаю Вашу осторожность. Согласна, что это мог быть сон. А у Вас никогда не было таких ярких снов, что казалось как наяву? Тем более девушка больна, температура.. По молодости мне снились иногда такие яркие сны, что в этом ярком сне я по ходу дела и засыпала и просыпалась. И в конце концов просыпалась по-настоящему. По-моему, в художественной литературе описание таких ярких снов тоже встречается. Тогда Ваше «явление о. Стефана должно быть внутри сна» будет как раз внутри такого яркого сна, и всё объясняется. А в то, что она выздоровела после этого, Вы верите?
«Слово о смерти» почитаю. Про царя Давида пришлите ссылку, пожалуйста, интересно, совсем недавно еще читала книги Царств и Паралипоменон, но не пойму, о чём Вы говорите.
А по поводу ангелов можно привести в пример Рафаила – спутника Товии, помните? Я в поездке буду несколько дней, хотелось бы продолжить этот очень интересный разговор, не теряйте меня, вернусь))

Антон Мацнев 01.12.2015 в 17:56:02

Из песни слов не выкинешь. Те внешние нюансы, которые вы и многие не берут во внимание, они очень важны. Ведь ложь иногда бывает так тщательно прикрыта правдой, что сразу и не поймешь.
Вы говорите, что «Конечно же, это мог быть только ангел в образе о. Стефана, чтобы девушка не так сильно испугалась явления ангела». Но по тексту ни где не видно, что это ангел. Девушка утвердительно пишет, что это был о. Стефан, он постоянно участвует в процессе сна как человек и даже умирает по ходу ее сна. Так не бывает, чтоб ангел явился и разыгрывал из себя знаемого ей человека. Везде должен быть порядок и точность, тем более в духовных делах.
Вы говорите: «Ну разве когда Бог спросил человека – хочет ли он выйти из тела?». Почитайте в «Слове о смерти» представленную святителем Игнатием историю о затворнике, чью душу вырвал демон трезубцем и о нищем, проживающем в том же городе, за душой которого сначала приходят Архангелы, а за тем царь Давид пытается уговорить душу покинуть это несчастное тело. Я не к тому, что это общий для всех порядок, но к тому, что писания нужно знать.
Еще раз скажу, в тексте нет порядка. Но все же, если допустить, что этот сон девушки имел место, то явление о. Стефана должно быть внутри сна, тогда текст выглядел бы более достоверно. Возможно, даже все доводы, касательно какие кому образы видятся, были бы в этом случае приемлемы. Во сне, образ какого либо человека, вполне может иметь место, как мечтательный. Но описываемое действие с участием о. Стефана, которое девушка видела, будучи вне сна и в здравом рассудке быть не могло, по причине о которой я уже говорил в комментариях. Остальное, что видит и ощущает девушка, вполне нормально для сна, действия которого, как правило, проходят в каких-нибудь подземельях и лабиринтах. Мне самому такое неоднократно снилось. Поэтому могу допустить, что это было все во сне. Все, что происходит по тексту в описанном сне, имеет мечтательный характер и не имеет четких определительных образов, по которым можно судить о предметах, тем более о святых предметах. И если этот сон имел место, то он личного характера и касается только этой девушки. Поэтому рассматривать его как текст, который может возбудить покаяние или как нравоучительный текст для себя, не вижу смысла.

Фотина 01.12.2015 в 05:31:21

Антону Манцеву
Благодарю за подробный ответ. Я не имела цели убеждать Вас лично верить видению, потому как у Вас есть свободная воля верить чему-то или нет. Я только сказала о том, что Ваши предостережения несколько остановили меня от веры и я попыталась объективно разобраться, насколько же они серьёзны, и действительно ли этому видению верить ВРЕДНО и оно мнимодуховно. И мне кажется, что я поняла Ваши доводы. Вы воспринимаете всё слишком буквально, Вы пытаетесь сравнить внешнюю форму этого явления с внешней формой мытарств или видений святых, о которых Вы читали. Может быть, эта внешняя форма была бы ценна, если бы я утверждала, что монахиня Сергия за святость жизни удостоилась «ведения». Тогда Вы были бы абсолютно правы! Но я этого не утверждаю. Видение – это не обязательно плод святости. Тут другое.. Тут имеем дело с тем, когда Господь чудесным способом обращает душу от нерадивой жизни к жизни более трезвенной. И в таких видениях форма не важна сама по себе: «в недрах земли» или «на воздусе», сон или выход из тела, тем более личность духовника - уж точно не сам он лично явился к будущей монахине ))). И я ни в коем случае не пытаюсь никого убедить в его святости, он тут вообще не при чём. Конечно же, это мог быть только ангел в образе о.Стефана, чтобы девушка не так сильно испугалась явления ангела. Душу же с телом может разлучить только сам Бог (если это был по-настоящему выход из тела при участии ангела, а не тонкий сон), и Он действует при этом только самовластно, никогда не спрашивая согласия человека. Ну разве когда Бог спросил человека – хочет ли он выйти из тела? На самом деле в этом видении нет описания духовного мира, в котором, несомненно, должен быть порядок, в этом я полностью с Вами согласна, Антон. Но это видение приближено к тонкой душевной психике девушки дворянки, совсем обычной грешнице, не святой, но которую Бог по Своей милости вразумляет к более трезвенной жизни таким вот способом.
К сожалению, Вы совсем не обращаете внимания на внутреннюю сущность этого видения, ведь основным критерием истинности служит не внешняя форма, а внутреннее действие на душу человека: зрение своих грехов, покаяние и смирение. Отвлекитесь же от внешней формы, оцените это внутреннее действие, тогда Вы «по плодам их узнаете их» (Мф, 7, 16). Внешняя форма таких видений зависит от устроения души человека, от его психики – грубому человеку Бог даст грубое видение, тонкой дворянской душе – более тонкое, лишь бы оно вело к ПОКАЯНИЮ. Это как если один человек любит поэзию - и духовные стихи пробуждают его душу, другой любит прозу - и получает пользу от духовных рассказов, третий не любит литературу, а любит живопись, и приходит в храм через любовь к иконе, а четвертый в искусстве не понимает совсем «чой-то какая-то билиберда. Ляп на ляпе...» ))), зато любит походы в горы, охоту, рыбалку – и через красоту природы также познает Творца. Возможно, что у Вас такое устроение души, что видение это не вызывает скорби о грехах, но это не значит, что само видение мнимодуховно, нет. Оно вызывает сокрушение о грехах у других людей, с более тонкой психикой. Я верю, что Вы соберете грибы покаяния на другой полянке, может быть, Вы просто любите белые грибы, а тут предлагают грузди…Но и в тех, и в других есть основной признак съедобности, вот он: «и тут в ответ с такой же силой во мне поднялся пламенный молитвенный призыв к Царице Небесной с просьбой дать мне время на покаяние».
Господи, помилуй нас, грешных.

Антон Мацнев 30.11.2015 в 12:59:42

Фотина 29/11/2015 в 23:51:50
Откровенно не понимаю, зачем вы пытаетесь меня убедить в истинности этого видения-сна. Но уж раз так, то скажу, ваши доводы меня не убедили, поэтому попытаюсь еще раз объяснить свой ход мыслей.
Давайте начнем с самого начала. Мы имеем текст. В тексте описывается что, видение или сон? Читая текст с начала, видим, что это видение с явлением и исхождением души из тела: «В такой борьбе, томясь от жара, но в полном сознании, я вдруг вижу перед собой отца Стефана с крестом на груди. Отдавая себе отчет в невозможности его появления, я начала читать "Да воскреснет Бог...", памятуя совет отцов. Отец Стефан дожидается окончания молитвы, говорит с улыбкой "Аминь" и... берет меня. Иным словом я не могу выразить пережитого, — в мгновение ока душу взял из меня. Мы очутились с ним словно в недрах земли и шли по высоким обширным пещерам, расположенным, как я чувствовала, где-то в глубине недр.»
Она пребывает в полном сознании, о чем свидетельствует в тексте. Читаем дальше, видим, что это вроде сон: «Несколько раз во время этого сна я приходила в себя, видела комнату, слышала дыхание спящей родственницы. Сознательно не желая продолжения этого сновидения, я читала молитву, но снова против воли "уходила из себя". Когда я теперь окончательно проснулась, сгорая от жара, увидела знакомую обстановку и вспомнила пережитое во сне, то ясно почувствовала приближение смерти».
Здесь же она спит, по ее свидетельству. Сон, в который девушка проваливается, выходит и снова проваливается, не имея сил остаться вне сна. Вполне нормальное явление для сна истощенного человека. Уже сталкиваемся с неопределенностью, как же все это происходит во сне или на яву. Давайте перейдем к автору текста. Автор, христианка 23 лет, живущая в миру. Могу ли я с уверенностью сказать, что эта девушка изменена Святым Духом и ее ведение свято, наверное нет.
К сведению. Святитель Игнатий, на которого вы ссылаетесь, при поступлении в монастырь, получил эпитимию и отлучение от причастия на несколько лет. Он же говорит о не возможности стяжать должной чистоты сердца в миру. Какие еще свидетельства к достоверности сего видения-сна мы имеем? Благословение к записи этого сна или же все-таки видения, духовного отца этой девушки, собственно и все. По этим пунктам, я не нашел для себя оснований слепо довериться этому сну или видению. Поэтому я исследовал текст на основании трудов святых отцов и выводы написал в комментариях, которые вы уже читали.
Теперь ваши доводы. Озаглавлен текст: «Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств.» По тексту читаем, что «Это было не мытарство, а как бы образ будущих моих уклонений от правильного пути ко спасению». КАК БЫ ОБРАЗ. Как бы сон, как бы видение… И все же как на основании «Уклонения от пути к спасению – как раз под землю.» вы делаете вывод о правдоподобности? Некий о. Стефан берет душу девушки и влечет ее под землю. Мы знаем со всей определенностью, что в недрах земли ад. Получается этот о. Стефан, увлек душу в ад, для показа наказаний за грехи. Можно прочитать о том, как после смерти по узким смердящим сходам душа влечется в адские глубины. Можно прочитать о тех видениях святым, где грешники жутко мучаются в аду и вообще об опыте пребывания души в аду. А здесь мы читаем о похождении, получается по аду, как о прогулке по аттракциону с ужастиками. Или это было опять, КАК БЫ ПОД ЗЕМЛЮ, а не на самом деле. Да и участие о. Стефана в этом видении, если все-таки это видение, а не сон, более чем сомнительно, о чем я уже писал. Нет такой практики и свидетельств, чтоб душа не разлученная законным путем с телом и не обретя свое место в незримом мире по воле Бога, могла руководить другую душу по этому незримому миру. Я в первую очередь именно на этом акцентировал внимание, а не на том по своей она воле исходит или нет. Если это все-таки видение, то девушка могла прельститься на этапе доверия образу духовника, который явился ей. Соглашусь, что видения святым случаются неожиданно, но вы где-нибудь читали, что бы ангел без спроса выдергивал душу из тела при жизни человека? А именно это делает образ о. Стефана. В этом сне-видении все перепутано и сон и видение и ад и мытарства и видение святых образов и чувства.
Еще раз скажу, нет в этом тексте порядка, нет правильности. Одни неопределенности, свойственные как раз для сонного мечтания, сонного бреда души.

Фотина 29.11.2015 в 23:51:50

Вот как раз по теме статья диакона В.Духанина "Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний":
"Если Святой Дух, как Бог, действует самовластно, внезапно и незримо изменяет ум и сердце смирившегося человека, просвещает их истиной, то падший дух, под каким бы видом он ни явился, всегда действует как именно обольститель, пытается заручиться согласием человека на предлагаемую прелесть. Действие это так описывает святитель Игнатий: «Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда не соединяет прелесть рассеченного грехом человека, не останавливает движений крови, не наставляет подвижника на покаяние, не умаляет его пред ним самим; напротив того, возбуждает в нем мечтательность, приводит в движение кровь, приносит ему какое-то безвкусное, ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол “я”» [Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. С. 319] (http://www.blagogon.ru/digest/315/).
Из сравнения ясно видно, что видение монахини Сергии нельзя отнести к мнимодуховному.

Фотина 29.11.2015 в 20:06:48

Антону Мацневу
Антон, мне очень нравится ход Ваших мыслей и Ваша осторожность. Честно говоря, сердцем я сразу поверила видению, и радостно было читать первые отзывы. Но я, как и Вы, люблю осторожничать и всё проверять, потому первые же Ваши сомнения немножко меня приостановили. Попробую ответить и себе самой, и Вам, не с целью бесполезного спора, но в попытках совместно объективно разобраться, поможете?
1. Антон Мацнев 17/11/2015 в 14:54:38
*** Все видения мытарств, которые я читал раннее, не походят на представленные этой монахиней. Уже с самого начала вызывает сомнения в правдоподобности этого виденья то, что душа не поднимается на восхождение, а спускается под землю.***
Но в видении неоднократно говорится о том, что «Это было не мытарство, а как бы образ будущих моих уклонений от правильного пути ко спасению». Уклонения от пути к спасению – как раз под землю.. Я так поняла, что это видение - предостережение, а не описание мытарств. Ну, а «сюрреалистические японские мультики» - это очень субъективно лично Ваше восприятие, навеянное Вашим жизненным опытом, ему как раз можно не доверять, мне кажется?
2. Антон Мацнев 18/11/2015 в 11:00:47
***Здесь же девушке явился ее духовник, который не умер еще, он умирает в процессе ее видения. Монахиня видя его перед собой читает молитву, но явившейся ей ни чем не подтверждает своей принадлежности, кроме слова: "аминь"..***
Согласна, и с Геннадием согласна. Но смотрите дальше что происходит: «Несколько раз во время этого сна я приходила в себя, видела комнату, слышала дыхание спящей родственницы. Сознательно не желая продолжения этого сновидения, я читала молитву, но снова против воли "уходила из себя".» Она «уходит из себя» ПРОТИВ ВОЛИ, читая молитву, и несколько раз об этом говорит. Как раз видения бесовские никогда не бывают невольными, потому что цель бесовского прельщения и заключается в том, чтобы человек волею прельстился, поверил бесу, в невольном же греха нет. Бес всегда искушает, прельщает, соблазняет, но не имеет власти так вот запросто брать душу и уводить из тела. От Бога же очень часто видения бывают именно невольными, об этом у многих святых отцов написано. Уважая Ваше знание святых отцов, даже не буду приводить примеры.
Внимательно прочитав Ваши предостережения, больше никаких не нашла. В пользу же истинности видения могу сказать, что не нахожу в монахине Сергии признаков прелести – желания благодатных ощущений со склонностью к чудесному, экзальтированности. Вижу, что видение приводит её к глубокому покаянию и зрению своих грехов. Также вижу, что чтение этого видения во многих читателях, в том числе и во мне, пробуждает такое же здоровое чувство покаяния, что также является одним из признаков Божественности видения. Кое-кто и заунывал немножко, но в целом здоровая реакция, мне кажется, – покаянный дух.
И последнее «ЗА»: «Я испытала пламя жгучего стыда. Мучительно заныли все язвы душевные, словно обнаженные и освещенные изнутри этой потрясающей близостью со святостью. Не могу передать никакими словами то ощущение, потускневшее сейчас от времени, ощущение всеобъемлющее, подавляющее, своего недостоинства, нечистоты, невозможности прикоснуться, поднять глаза. Я поняла это сердцем, почему грешнику незт места в раю, — он не может вынести ощущения близости к святыне...» - вот это неподражаемое смирение, мне кажется, просто не может быть вызвано бесовским прельщением.

Игорь Р. 23.11.2015 в 14:27:05

В.В.
И меня тоже частенько мучают те же вопросы и сомнения, никогда никому их не излагал, что бы не искушать людей и не сделаться еще и в этом виноватым, но трудиться нужно, хотя бы за тем чтобы минимизировать свои будущие муки, хотя это очень грустно.

Сергей Владиславович 20.11.2015 в 21:34:49

Нина В. 20/11/2015 в 15:10:40 пишет:
//...Сами то поняли что написали?...//
Уважаемая Нина В., разве можно увидев лишь часть судить о целом?! Когда потрудитесь прочесть все комментарии, кто знает тогда, возможно Ваше мнение изменится. В нынешнее апостасийное время человек подвергается непрерывному бесовскому нападению и не требуется ему никакого труда, чтобы увидеть негативное, - гораздо труднее ему в увиденном найти повод для своего укорения и совершенствования, соработничества Богу. Царство Небесное трудом нудится, - крут и тернист к Нему Путь.
Да поможет Вам Господь "зреть своя согрешения!"
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Нина В. 20.11.2015 в 15:10:40

Сергей Владиславович 20/11/2015 в 13:23:34
***если бы в Ваших рассуждениях не было бы изьяна, то обретение человеком подобия Божия было бы невозможно.***
Сами то поняли что написали? Поддерживаю Антона и Геннадия. Статья, как мне кажется, очень сомнительная.

Сергей Владиславович 20.11.2015 в 13:23:34

Антону Мацневу и Геннадию
Дорогие братия, для того и дан человеку разум, чтоб мог отличать хорошее от плохого и свет от тьмы. Господь сказал нам: "кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Лк.11,23). Именно поэтому у чистого все чисто, а если бы в Ваших рассуждениях не было бы изьяна, то обретение человеком подобия Божия было бы невозможно.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Лина 20.11.2015 в 11:44:18

Антону Мацневу, Геннадию
Мне кажется, то, что "Мытарства" были записаны по благословению духовного отца http://sobory.ru/article/?object=24149#articles-tabs (внизу страницы текст), затем включены в написанную по благословению игумении Варвары книгу "Минувшее развёртывает свиток...", которая была издана с грифом Патриарха Алексия, это тоже нужно учитывать. Ну и, собственно, очень поучительные автобиографические воспоминания монахини Сергии, не имеющие в себе ничего экзальтированного.

Геннадий 20.11.2015 в 10:02:35

Антон Мацнев:
***Я не убеждаю не читать этого текста, но надеюсь, что все, кто прочитал мои комментарии, будет осторожен.***
Этот текст прочитал только после завязавшейся полемики, и прочёл его только лишь, чтобы убедиться, что по всей видимости прав Антон Манцев. Есть фильм Г.Царевой, в котором много подобных историй, да и произносят их сами "очевидицы". Не рекомендую его смотреть.

Антон Мацнев 20.11.2015 в 08:30:26

Сергей Владиславович, вы уверены, что душа ваша, моя и любого другого здорова и отклик ее будет правильный. Я видел людей, которые, начитавшись Фомы Кемпийского, пребывали в невероятном восторге и убеждали меня, что это самая лучшая книга о Боге и мне обязательно ее нужно прочитать. Слышал людей, которые начитались Павла Флоренского и несли откровенный бред.
Думаю ваши доводы об отклике души будут справедливы, когда уверен в том, что читаешь текст святого писателя. Кроме свидетельства самой девушки более достаточных оснований нет признать этот текст достоверным. Я вообще предпочитаю не читать текстов, когда нет свидетельства в святости писавшего. Но этот прочитал, потому что мало текстов про мытарства.
Вы говорите про отклик души, так вот именно потому, что в душе возникло смущение от этого текста, я его и исследовал и сравнивал. И вы правы, на этой лужайке я грибы собирать не стал. Но есть много других, где я с полной уверенностию обретаю съедобные "грибы". Иоанн Златоуст, Игнатий Брянчанинов и многие другие, их произведения преизобилуют благодатию Святаго Духа, там моя душа обретает правильные ощущения и учится получать правильные отклики. Там изложено мнение Святой Православной Церкви, которого я неуклонно стараюсь придерживаться, а не искать своего, как вы меня все пытаетесь в этом убедить.
На этом мы с вами и закончим. Я не убеждаю не читать этого текста, но надеюсь, что все, кто прочитал мои комментарии, будет осторожен.
И да сохранит нас от лукавого Господь наш Иисус Христос!

Лидия 20.11.2015 в 01:09:31

Спасибо за публикацию. У меня небольшой церковный опыт. Я больше – «захожанка». «БО» читаю не так давно – с интересом. Рассказы о мытарствах при всей их «фантастичности» – как «ушат холодной воды». Нельзя лениться в духовной жизни. Как высок и недостижим идеал святости. Почаще напоминайте о мытарствах. А то сейчас много публикаций (в светской литературе) об опыте клинической смерти. Дескать, умирать не страшно – душа ощущает Бога как «океан любви и милосердия» и просто уходит в некий светлый мир.
Господи, будь милостив к нам грешным! Спаси и сохрани!

Сергей Владиславович 19.11.2015 в 21:51:09

Антон Мацнев 19/11/2015 в 11:35:42 пишет:
//... может вы думаете, что я осуждаю эту девушку, в дальнейшем монахиню?//
Дорогой о Господе Антон, Вы не осуждаете, но по прежнему ищете своего, так как вновь упускаете из виду прямое указание святых наших о том, как поступать при рассуждении, когда нет достоверного признака причины какого-либо явления. Безусловно, что непрестанное трезвление ума для бесстрастного рассуждения является основой обретения человеком всеоружия Божиего, поэтому и вниманием ума нашего отвергаем не только худые помыслы, и но сомнительные игнорируем, чтобы принять только достоверное. Вы же рассуждая о видении и вовсе остались без грибов, не найдя в своей душе отклика в данном видении чему-либо полезному. Не несостыковки надобно было бы выискивать, а трепет души, пребывающей в страхе Божием при зрении своих прегрешений. Если мы не храним в сердце своем память о преодоленных искушениях и скорбях, то и не восходим к Богу, а ходим по кругу около.
Простите меня, коли сочли мое косноязычное произволение дополнить Ваше рассуждение как укоризну. В нашей власти только пожелать благого, дать же это благое только во власти Бога. Слава Богу за все, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Антон Мацнев 19.11.2015 в 11:35:42

Уважаемый Сергей Владиславович, может вы думаете, что я осуждаю эту девушку, в дальнейшем монахиню? Нет, я даже не берусь за это дело, она в руке Божией, в Его власти, как и всякая душа впрочем. Я рассматриваю представленный мне и другим текст для того, что бы понять можно ли этим напитать душу мою или нет. Вот говорите вы, что не должно рассуждать дабы не похулить... А не думали ли вы, что без рассуждения можно и лукавое принять? Соглашусь если сказать, что ни как не отнестись, просто не принимать и все. Вот допустим, опытный грибник в лесу собирает грибы, он быстро и четко отсеивает ядовитое и собирает только съедобное, а если видит что то сомнительное - оставляет на месте. Неопытный грибник, он насобирает всего, но придет домой откроет справочник или позовет опытного и так разъединит съедобное от ядовитого. А вот грибник с помраченным рассудком, он насобирает все подряд, приготовит, съест и отравится. Вы говорите: "Ведь оскорбляет человека не то, что входит в него, но что исходит от него..." Ведь что бы что то изнести от сердца своего, нужно туда привнести что то, ведь от исполнения сердца говорит человек. Если человек относится к еде чувственной с такой щепетильностью, то сколь нужно быть более бдительным, что бы не допустить чего ядовитого в душу. Тело питается чувственной пищей, а душа Истинной - Словом Божиим. Ведь сколь ценней душа тела, столь и бдительней должно быть в отношении потребляемого ей.
Вот у меня возникло множество сомнений, вы их разрешить не можете, говорите ешь все подряд, без рассуждения. Даже Духовное слово, употребленное безрассудно, не вовремя и не к месту может нанести вред душе. Попробуйте применить к своему роду жительства наставления из Добротолюбия для монахов отшельников, думаю это повредит душу неисцельно.
Вот совсем недавно БО представил на обсуждение статью писателя Артемова. Что произошло: все бросились без рассуждения восхищаться святости несуществующего старца, а кто-то и наоборот, но правы оказались те, кто сразу предположил, что все это выдумано. Поэтому, взывая к вашему разуму, приведу еще одну несостыковку нынешнего текста. В тексте говорится о видении мытарств. Когда душа их проходит? Тогда когда по смерти исходит из тела, по восхождении на Небо, проходит эшелоны бесов стоящих на воздухе. Заметьте, не в землю, где располагается ад. Туда бесы низвергают души. Душа духовного отца этой девушки ей явилась... Заметьте, из текста следует, что душа о. Стефана еще не разлучилась с телом в законном порядке, а руководит душой другого человека в духовном, не знакомом ей еще самой мире. Сколь бы не были высоки духовные подвиги души, она в сущности не знает того духовного мира, в котором ей предстоит жить, не тем более руководить по нему другую душу. Поэтому душу разлучающуюся с телом встречает ангел и руководит ее или бесы и сразу низвергают ее во ад. Вспомните видение рая, Андрея Христа ради юродивого, он был взят ангелом при жизни, который его и руководил, а не сам он там путешествовал и не другой какой либо святой его руководил.
Поэтому, да и по многим другим причинам, я сделал вывод, что нет в этом тексте логики, нет порядка строго установленного в духовном мире.

Сергей Владиславович 19.11.2015 в 00:39:14

Димитрий 18/11/2015 в 18:59:42 пишет:
//Чой-то какая-то билиберда. Ляп на ляпе... //
"Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк.11,34-35)

Сергей Владиславович 19.11.2015 в 00:31:25

Антон Мацнев 18/11/2015 в 11:00:47 пишет:
//... Не нужно спешно делать выводы... нельзя в душу допускать то, что вызывает сомнение в истинности. Обратите внимание, отцы не рекомендуют доверяться видениям вообще. Надо помнить, что... святые, которым кто либо являлся, не дерзали вступать в общение и не оказывали доверия явившемуся, пока тот не подтверждал своей принадлежности соответствующими действиями и славословием Бога. Здесь же...//
Дорогой о Господе Антон, здесь же ... не должно и рассуждать, когда не имеем достоверного знания того, что это видение от лукавого, дабы ненароком не похулить святого. Назидательность данного видения для нас заключается в понимании того, что и разбойник может спастись с последним вздохом, а так же и праведник, с последним вздохом может низринуться в бездну тартара. Главным признаком спасения (восхождения к Богу) души, пребывающей в теле, является видение ей множества собственных прегрешений. Потому и преподобный Сисой Великий, пока не достиг Царствия Небесного, почитал себя грешником, подвластным бесовским искушениям. Ведь оскорбляет человека не то, что входит в него, но что исходит от него...
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Димитрий 18.11.2015 в 18:59:42

Чой-то какая-то билиберда. Ляп на ляпе... Чуть-ли не в каждой строке. Согласен с Николаем С. и Антоном Мацневым.

М.Яблоков 18.11.2015 в 16:29:02

"Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный?" (Цветная Триодь).

Лина 18.11.2015 в 14:39:06

Нашла интересную ссылку о монахине Сергие - http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2005_1633.htm. И ещё одна, маленькая - http://www.podvizhnik.orthodoxy.ru/ser.htm. Полностью не читала, но вот что бросилось из короткой ссылки в глаза: - Пережив разрушительные годы обновленчества, монахиня Сергия особенно остро чувствовала опасность малейшего отступления от истин православной веры, глубоко переживая попытки нового реформирования Церкви. Экуменические съезды духовенства надрывали ей сердце: «Горе, горе! - писала матушка. - От Православия ничего не остается. Я за всех боюсь и за всех молюсь. Все сбылось, о чем писали. Надо молиться и молиться!». Наверное, интересное и поучительное чтение.

В.В. 18.11.2015 в 13:28:45

А я поверил, но первые впечатления: смущение, безнадёга, провокация уныния. Девушка, в мотиве жизни которой присутствует практически только Господь, Церковь и Вера, причем присутствуют, судя по её дальнейшей биографии, сильнее и качественнее, чем у всех у нас (даже вместе взятых); девушка, у которой есть опытный духоносный молитвенник и наставник; девушка, которая наверняка и искренне прибегала к спасительным таинствам исповеди, евхаристии, соборования практически не спасается на тот самый момент … «пока ещё не умерла, покается». Разве она не старалась честно исправиться, не исповедовалась на последних исповедях в осуждении, в сластолюбии…, обобщая всё, что было в этой части за плечами, разве в молитвах соборования не просила соборно простить забытое или неосознанное? Что и мы делаем систематически. Но тем не менее, оказывается непрощённой в даже в детской любви к «конфетке».
Делаю вывод: а чего мне то тогда «ловить», у которого нет нет, да и промелькнёт осуждающая мыслишка к какому-нибудь либералу) или вот ботинки куплю не первые попавшиеся…, зачем правила и посты, зачем …формулы типа «и воздыхание слышит», «и намерение целует». На чём должна основываться радость, надежда, упование, неотчаивание??? Ответите - на милости Божией – конечно! Но как-то абстрактно получается, наказание описано конкретно, неотвратимо, жёстче даже человеческой милости, а вот радость милости подана только и только в возвращении конкретного человека для конкретных трудов, да ещё каких Трудов, да вобщем, что называется и то не факт.
Вопросы:
1. Неужели настолько мало «избранных» даже православных христиан (риторический).
2. Так на исповеди прощаются грехи обозначенные словами – наименованиями греха (массовые форматы исповеди в приходах, обусловленные приходским порядком) или успешен только подробнейший анализ любого движения души, а на соборовании прощаются ли забытые или неосознанные грехи?? (не риторический).
С уважением, к Благодатному огню! Будьте верны принципам объективности, честности, грамотности и ответственности, как это и было.

Геннадий 18.11.2015 в 13:19:52

Антон Мацнев, здраво рассуждаете, в подтверждение Ваших слов, можно привести цитату из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова:
"Поведал авва Евсевий, пресвитер лавры Раифской: «К некоторому из здешних старцев пришел бес в образе монаха и постучался в двери келлии. Старец отворил двери и сказал пришедшему: «Сотвори молитву». Пришедший сказал: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Старец опять сказал ему: «Сотвори молитву». Бес опять сказал: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Старец сказал ему в третий раз: «Сотвори молитву». Бес и в третий раз сказал: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Тогда сказал ему старец: «Так скажи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Бес, услышав это, исчез, как бы опаленный огнем» (Алфавитный Патерик).

Иван Красножонов 18.11.2015 в 12:31:27

Спасибо за статью. Храни вас Господь.

Антон Мацнев 18.11.2015 в 11:00:47

Сергей Владиславович, с чего вам пришла мысль, что я своего ищу? Не нужно спешно делать выводы. Я текст этот сравнивал с другими текстами мытарств, читал отцов на тему рая и ада и общения с духами. В этом тексте есть места, которые вызывают сомнения, и не одно, о чем я и прокомментировал. Истина просвещает и очищает душу, ложь же омрачает и убивает вечной смертью. А ум человека врата души, он стоит на страже ее и нельзя в душу допускать то, что вызывает сомнение в истинности. Обратите внимание, отцы не рекомендуют доверяться видениям вообще. Надо помнить, что человек не достоин общения со святыми по своей нечистоте. Те святые, которым кто либо являлся, не дерзали вступать в общение и не оказывали доверия явившемуся, пока тот не подтверждал своей принадлежности соответствующими действиями и славословием Бога. Здесь же девушке явился ее духовник, который не умер еще, он умирает в процессе ее видения. Монахиня видя его перед собой читает молитву, но явившейся ей ни чем не подтверждает своей принадлежности, кроме слова: "аминь".
Объясните хотя бы эти два моих сомнения, что я привел в прошлом комментарии и в этом, может я действительно напрасно сомневаюсь.

Сергей Владиславович 18.11.2015 в 09:08:37

Антону Мацневу (17.11.2015)
Дорогой брат, когда ищем своего, не можем познавать Божиего.

Владимир Юрганов 18.11.2015 в 08:25:22

Хорошая статья. Поучительная. Ещё вспомнилась книга Вознесенской, написанная по видению её наставницы, игуменьи Афанасии, по поводу поступления в ВУЗ. Так ведь по молитвам. Или Николай С. не верит в чудодейственную силу молитв старцев? Как я понял, схиархиепископ Антоний катакомбник, потому и его духовное чадо Сергия тоже, потому и скрывала свой постриг.

OlegAney 17.11.2015 в 20:12:22

Описанія мытарствъ въ святоотеческихъ и агіографическихъ текстахъ соотвѣтствуютъ модели истязаній, которымъ подвергается душа послѣ смерти, но индивидуальный опытъ можетъ значительно различаться. Наша Церковь упоминаетъ о мытарствахъ во многихъ богослуженіяхъ. Подборку матеріала по данному вопросу можно посмотрѣть на интернетъ-страничкѣ http://azbukaspaseniya.com/biblioteka/mytarstva.html

Антон Мацнев 17.11.2015 в 14:54:38

Все видения мытарств, которые я читал раннее, не походят на представленные этой монахиней. Уже с самого начала вызывает сомнения в правдоподобности этого виденья то, что душа не поднимается на восхождение, а спускается под землю. А дальше все происходит как в сюрреалистических японских мультиках. Не буду хулить сие, но и доверять этому виденью я не могу.

раб Божий Николай 01.08.2013 в 18:05:38

Ещё более укрепился в вере Христовой.

р.Б.Виталий 04.03.2013 в 17:16:22

В статье рекомендация духовника своей дочери читать труды свт. Игнатия Брянчанинова. Именно у него о мытарствах подробно. См."Слово о смерти". т.3. Собрание сочинений.

Николай С. 02.02.2013 в 16:45:26

Для Г.А.
Из трёх-четырёх Ваших комментов я в силу своего скудоумия уразумел только то, что у Вас есть высокий талант туманно выражаться. Хоть убейте, не понял: похвалили ли Вы меня или обругали. Но в любом случае, спасибо, что замечаете.
P.S. Хотел впервые нажать "не понравилось", но по привычке автоматически надавил на "понравилось". Пусть так и будет.

Г.А. 02.02.2013 в 16:00:51

Николай С, а я на кнопочку "Понравилось" два раза нажал. Вот. Первый раз - когда прочитал статью, а второй раз - когда прочитал Ваш комментарий к этой статье.

Николай С. 02.02.2013 в 14:28:48

Вынужден был нажать кнопочку «не понравилось», несмотря на то, что изложенная история носит весьма благочестивый и назидательный характер. Коротко поясню почему, только не сильно меня ругайте – монахиня Сергия пока не канонизирована. Подозреваю, что никогда и не будет. Сонного видения благочестивая и набожная девушка Татьяна удостоилась, когда ей едва исполнилось 23 года – январь в январь. Как следует из текста, там, перед Господом её душа к тому времени выглядела уже как отвратительная свинья с мерзкой пастью на брюхе. Чем же успела так нагрешить невинная девушка? А, собственно говоря, ничем. Смертные грехи она прошла без остановки. Грешила, например, мшелоимством, немножко модничала – а какой отроковице в 17 лет не хочется чуть-чуть покрасоваться? Страшным гортанобесием, то есть вполне извинительной для девочки маленькой слабостью к шоколадкам в непостные дни. Будучи школьницей, написала в тетради какие-то детские глупости. Да разве за это кого-нибудь отправляют в преисподнюю? Если бы это были мои единственные или главные грехи, я был бы просто счастлив. Надул бы щёки и наставлял архиереев в благочестии. Других прегрешений у неё фактически не было. Мимо крайне неприятного бассейна с тайными блудными помыслами прошла, вообще не задерживаясь, во что даже и не очень-то верится. У кого из нас в 14 лет и позже не было сомнительных мечтаний относительно противоположного пола?
Само воздаяние за грехи выглядит чересчур уж простецки. Где-то через силу вкусными пирожными насильно потчуют. Где-то заставляют сидеть в модном бутике, а купить ничего не позволяют. Такой сладостный ад в этой жизни ежедневно и добровольно устраивают себе каждый день миллионы не очень обеспеченных женщин (да и мужчин тоже) – как известно, шопинг без денег называется зыринг. Если уж ад – то только туда. Простите за излишне лёгкий стиль изложения, я не виноват – текст навеял.
Теперь – более серьёзно. В 1929 или 1930 году после страшной Бутырской тюрьмы, осуждённую, надо полагать, по 58-й статье дворянку и монахиню отправляют по этапу на ещё более жуткие Соловки. До места исполнения наказания заключённая не доехала – вместо Беломорканала классово чуждая дворянка, монашка и осуждённая контрреволюционерка с непогашенной судимостью попала прямиком в столичный вуз. Кто-нибудь из посетителей сайта, даже не будучи судимым, пробовал в куда более благостные брежневские времена поступить в первый или второй московский «мед»? Получилось? А если даже получилось, иногородний выпускник мог получить работу, прописку и жильё в Златоглавой, не вступив в законный брак с аборигеном? Отвечаю: никак. И вообще, всё это как-то не очень вяжется с монашескими обетами. Очень почитаемый мной святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сначала стал врачом, после чего монахом, а отнюдь не наоборот. Что за нужда была скрывать монашество почти до 90 лет?
Поэтому, простите, публикация мне не понравилась. Как говорил К.С.Станиславский, «не верю».

Татьяна Д. 29.01.2013 в 15:33:16

Спасибо за статью! А мне несколько раз снились умершие люди. И они говорили, что трудятся, именно бесплодно и мучительно. Какой ужас! А со мной-то что тогда будет. Прошу ваших молитв.

Ирина Фр. 27.01.2013 в 02:02:02

Господи, помилуй, чьи же это мытарства? Чистейшей светлой девушки, духовной подвижницы! "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" - сказал апостол Петр. И слова-колокол свт. Игнатия: "Не играйте спасением вашим, не играйте!"
Ужас какой - Суд-то С т р а ш н ы й... Но не вмещает порченое сознание (мое - прежде всего), что никто не гарантирует, что ближайшая ночь не будет последней...
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!

Юлия 25.01.2013 в 15:12:13

Очень страшно и невыразимо стыдно за себя, стыдно за свое бессилие и слабоволие. Спасибо, "Благодатного огонь", за публикацию!

Наталия 25.01.2013 в 15:11:40

Спаси Бог, очень поучительно. Чем оправдаемся пред Господом? Я замечаю, что сейчас сама себя при жизни все время оправдываю, нерадею, тем же хуже для меня.
"...головастики на тонких ножках — это лица, проводящие жизнь в умствованиях за счет всего остального..." А что значит, когда "слишком развита рассудочность"? Боюсь, что возможно повинна в этом грехе.

+ Феодор 24.01.2013 в 15:44:40

Господи! Cпаси всех тружеников "Благодатного огня", и Царство Небесное патриарху Алексию, который любил ваш журнал. Низкий вам поклон.

Михаил Ершов 24.01.2013 в 12:24:50

Замечательное свидетельство. Богу нашему слава во веки веков ! Пресвятая Богородице, помогай нам!

Екатерина Домбровская 24.01.2013 в 11:16:17

Поблагодарю редакцию БО и я: это видение инокине Сергии было дано по молитвам ее духовного отца - схиархимандрита Стефана (Игнатенко) - дивного когда-то афонского, потом Кавказского старца. ОН вырастил духовно многих известных подвижников и подвижниц Кавказа. Это видение мытарств столь же не может быть подвергнуто сомнениям, как и сны и видения игумении Таисии (Леушинской), которые сподобились "печати" от св. праведного Иоанна Кронштадтского. Из- рассказа схимонахини Сергии мы узнаем, что душа человеческая - каждая - имеет свой некий лик. В этом лике она и предстанет пред Господа. Эти лики видели у приходящих к ним великие духоносные старцы. Видение мытарств монахини Сергии - православная классика духовной литературы.

Богдан Волчков 24.01.2013 в 10:27:37

Спасибо за републикацию этого чудного свидетельства! - Это для "умников", которым "дикою" кажется мысль о мытарствах, но которым их "не миновать", по замечательному выражению свт.Феофана Затворника.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс