Богородица

Актуальные статьи

«Пророческий голос» Никиты Струве и м. Мария Скобцова

Протоиерей Валентин Асмус


 В номере 176 "Вестника РХД" за 1998 год (отв. ред. Н.А. Струве) появилась знаменательная публикация – статья монахини Марии Скобцовой "Типы религиозной жизни".
Констатируя "невероятную многогранность понимания духовной жизни", м. Мария все же пытается выделить и определить существующие на "данный момент" (статья написана в 1937 году) следующие 5 типов благочестия: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и Евангельский. Последний являет идеал м. Марии, а прочие описываются как отклонения.
 С синодальным типом все просто: м. Мария (отдавшая свою юность служению народу в рядах партии социалистов-революционеров и потому вовсе не знавшая церковной жизни до революции, хотя Бог и подарил ей в детские годы встречу с великим слугою Церкви – Победоносцевым) повторяет заезженные пошлости о превращении Церкви в "атрибут великодержавной русской идеи", и т. д., и т. п. Это определяет весь строй "благочестия" в синодальный период.
 "В Церкви оставались главным образом лишь теплохладные, лишь умеющие мерить свой религиозный порыв, умеющие вводить запросы души в систему государственных ценностей... Высшей ценностью был, пожалуй, порядок, законопослушность, известная срединность, вместе с тем довольно ярко выраженное чувство долга, уважение к старшим, снисходительная забота о младших, честность, любовь к родине, почитание власти... Тут действовали... люди почтенные, добросовестные, но не вдохновенные и не творческие". Спасибо, что хоть какие-то добродетели нашлись у людей двухвекового периода нашей истории. Какой-нибудь В. К. Шохин из журнала "Континент" не видит там ничего, кроме низкого сервилизма. Но итог все же неутешительный. Непонятно только, как могла эта Церковь бюрократов явить миру и величайших святых подвижников – Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, и великий сонм Новомучеников.
 Но пойдем дальше – к определению "уставщического типа", характеризующего "благочестие" московского периода. Может быть, м. Мария по старой славянофильской традиции изобразит Московскую Русь в контрасте с Петербургской Империей? Увы, мы видим всего лишь контраст черного с серым. "Не подлежит сомнению чрезвычайно слабый творческий и богословский уровень московского благочестия..."; "Вся Московская Русь была пропитана... духом" того "уставщичества", которое есть "самое страшное и косное, что нам оставила в наследие Московская Русь"; "Утрачивая живой дух христианства, Церковь XVIII и XIX веков все же не истребила в себе этого московского духа устава, правила, положенного, дозволенного, блюдомого". Казалось бы, и утрачивать было нечего, так как и в XVII веке, как мы только что слышали, "вся Московская Русь" была пропитана не "живым духом христианства", а совсем иным духом. Но зачем м. Марии какие-то скучные исторические уточнения? Впрочем, она готова признать какие-то добродетели и за "уставщиком": "у него очень развито чувство долга, послушание". Но, конечно, любовь ему "не дается". Показательно, что в главе, посвященной "уставщику", дается обличительная пародия "умной молитвы" (анафематствованный в XIV веке Варлаам Калабриец мог бы порадоваться, что дело его не погибло окончательно в православном мире): "уставщик" "знает особую технику искусства приводить себя в определенные духовные состояния. Он может научить, как надо дышать и в каком положении должно быть тело при молитве, должны ли быть ноги в холоде или тепле". Но – "если разобраться в этом особом явлении, то становится несомненной его сильная зависимость даже не от христианских религий Востока (? – В. А.), – вы чувствуете тут и своеобразный дервишизм, и отзвуки индуизма, а главное – страстную веру в магию слова, сочетание слов, жеста и ритма жестов". Эта практика безблагодатна, хотя может вести к чисто человеческим достижениям: "эта вера в магию имеет под собой какие-то очень реальные корни. На этом пути действительно можно добиться очень многого, – огромной внутренней дисциплины, огромной власти над собой, над всем хаосом человеческой души, даже власти над другими, полной устроенности и завершенности своей внешней и внутренней жизни, даже своеобразного подзаконного вдохновения". Увы, даже лучшие монастыри полностью подпадают под понятие уставщического законничества. "Сейчас имеются у нас две цитадели такого Православия, Православия традиционного, уставного, святоотеческого и отеческого, – Афон и Валаам. Мир отрешенных от нашей суеты и грехов, мир верных слуг Христовых, мир Боговеденья и созерцания. Чем этот мир святости болеет сейчас? Как он смотрит на раздирающие нас современные беды?.. Что всего больше тревожит эти острова избранных, эти вершины православного духа? Перед ними, как самое главное, самое насущное, самое злободневное, стоит вопрос о новом и старом стиле... Это то, что раскалывает их на партии, то, за что они проклинают инакомыслящих, то, что определяет меру вещей... Уставщичество являет себя тут как рабство субботе... Есть что-то угрожающее и зловещее в том, что именно на Афоне и на Валааме, в вековых центрах православной подлинной духовности, человек может найти ответ только на один вопрос из всех поставленных жизнью... Не имеем ли мы тут дела с новым идолом, который в новом язычестве являет себя спорами о стилях, уставами, правилами, запретами, торжествующей над Сыном Человеческим субботой?"
 Заметим попутно, что, эстетически воспитанная на "символистах", м. Мария напрочь отказывает календарю в знаковом значении, в то время как для защитников старого календаря "стиль" имеет широчайший символический объем, воплощая в себе или систему церковной традиции, или, соответственно, того новаторства, которое эту традицию разрушает. Но даже и при таком понимании проблемы нелепо сводить все заботы и тревоги монашеских центров к ней одной: вспомним, что когда м. Мария писала свои обличения, в одном только Русском монастыре на Афоне жили такие монахи, как преп. Силуан, ученик его Софроний Сахаров и Василий Кривошеин. Но что поделаешь! Осуждение традиционного монашества – один из ведущих мотивов творчества м. Марии.
 Следующий объект обличения – "эстетический тип". Не будем останавливаться на нем, отметим только, что здесь особенно достается Богослужению, даже не эстетскому его восприятию и совершению, но Богослужению как таковому. "Сладкие песнопенья, шепотливые переливы чтений, ладанное куренье, блаженное мление в красоте окутает облаком скорбный лик Иисусов, заставит замолкнуть вопли, заставит потупить головы, заставит заснуть надежду. Одни убаюкаются на время этим обволакивающим благолепием, другие уйдут от него, – и между Церковью и жизнью останется великая пропасть". Неудивительно, что в конце главы говорится, что для Церкви в советской России (где все советские годы таким великим утешением были немногие остававшиеся храмы), "может быть... было бы полезнее не иметь официального разрешения на богослужения, а собираться тайком, в катакомбах" (что в 1937 году означало бы для всех "практикующих" "10 лет без права переписки", то есть, иными словами, расстрел).
 Но самое интересное начинается потом. Автор статьи переходит к обличению аскетизма. Это не значит, однако, что отвергается всякий аскетизм. "Религиозная жизнь всегда аскетична", и проповедуемый м. Марией Евангельский путь есть путь высшей аскезы. Но принцип аскезы имеет два полюса. До сего момента можно было еще надеяться, что борьба м. Марии – борьба против искажений христианства за христианство истинное. Но здесь автор открыто объявляет о двойственности самого принципа христианства и, рассекая христианство пополам, поднимает на борьбу с одною его половиною во имя другой. Рассечение проходит по центральной линии: "именно вопрос о спасении души является мечом, рассекающим весь духовный мир христианства. В это понятие вкладывается два совершенно разных содержания, которые ведут к разным нравственным законам, к разным нормам поведения и т. д. И трудно было бы отрицать, что у обоих пониманий есть величайшие и святейшие представители, что оба они имеют за собой непререкаемый авторитет церковного опыта" (выделено мною. – В. А.). По разные стороны оказываются хороший, Евангельский, жертвенный аскетизм и аскетизм всяких там Добротолюбий и Патериков, являющий всего лишь форму утонченнейшего эгоизма, эгоизма "спасения души". Недолжный аскетизм, хотя и не отвергает любви совсем, но скупо и строго дозирует ее: "поскольку любовь помогает моему спасению, постольку она мне полезна, но надо сразу обуздать и сократить ее, если она не обогащает, а обкрадывает мой духовный мир... Странная и страшная святость – или подобие святости – открывается на этом пути. Вы видите подлинную и отчетливую линию настоящего восхождения, утончения, усовершенствования, – и вы чувствуете холод... безграничную духовную скупость, почти скряжничество... Это понимание христианства является зачастую уделом сильных и мужественных душ, оно может стать соблазном для наиболее ценных, наиболее жертвенных, наиболее близких к Царствию Небесному. И соблазнительность его в его безграничной чистоте, огромном напряжении, во всем этом обманчивом и влекущем виде святости". Уже само покаянное делание чревато этим безграничным эгоизмом. "Человек кается в своих грехах, но покаяние не освобождает его от мысли о своем ничтожестве, в нем он не преображается, а вновь и вновь возвращается к единственному для него интересному и дорогому зрелищу – зрелищу собственного ничтожества и собственной греховности... все бледнеет и исчезает в свете моей гибели, моего греха... А своеобразно понимаемое христианство в это время диктует самый углубленный анализ себя, борьбу со своими страстями, молитву о спасении себя... К... Искупителю всего человеческого рода у такого человека может быть только одна молитва – о себе, о своем спасении... Духовный эгоцентризм подменяет подлинную аскетическую установку". В результате духовного скряжничества происходит "процесс самоотравления духовными богатствами", что "иногда приводит... и к полной духовной смерти". В общем, несмотря на вышеуказанных "величайших и святейших представителей", несмотря на "непререкаемый авторитет церковного опыта", – "аскетизм, ставящий в центр всего свою собственную душу, спасающий ее, отгораживающий ее от мира... – это не есть христианский аскетизм".
 Ему противостоит истинный, Евангельский аскетизм, составляющий кредо м. Марии. Его определению посвящены самые сильные, истинно вдохновенные страницы статьи. Если определить этот тип духовной жизни одним словом – мы назовем его самопожертвованием. И эти страницы тоже не свободны от рискованных моментов. Истинный христианин здесь горделиво выступает как соискупитель, он ежедневно "отдает Христу душу свою, чтобы он (так у м. М. – В. А.) ее принес в жертву за спасение данного человека", того, о ком в настоящий момент печется подвижник. Сама Евхаристия имеет это человеческое измерение: она есть "вечно пребывающая и вечно совершаемая жертва Христа и христов-человеков за грехи мира". В соответствии с этим искажается и текст Анафоры: "от (так! – В. А.) всех и за вся". Человеческая жертва так же тотальна, как и Жертва Христова: "Отлучаясь от Христа (крайне рискованное перетолкование Рим. 9, 3. – В. А.), в предельном акте самоотречения и любви, он отдает себя людям". "Если передо мной лежат два пути и я сомневаюсь, если вся мудрость человеческая, опыт, традиции, все – указывает на один из них, но я чувствую (выделено мною. – В. А.), что Христос пошел бы по другому, – то мои сомнения должны сразу исчезнуть, я должен идти против опыта, традиций и мудрости за Христом". Это – путь "юродства во Христе", здесь религиозный максимализм отождествляется с нигилизмом – не только культурным, национальным, государственным, но даже и религиозным. Отсюда эта поспешная готовность "отлучиться от Христа". Достоевский в свое время написал, что если истина не со Христом, он отрекается от истины, чтобы быть с Ним. М. Мария провозглашает, что, если человеку кажется, что вся церковная традиция, все содержание церковной жизни отделены от Христа, нужно оставить все это и идти за Христом.
 При таком "юродстве", конечно, не остается места ничему, выходящему за пределы чисто личного, субъективного видения Христа. Не остается места и пресловутому "творчеству", во имя которого отрицаются первые три "типа духовности". Это побуждает обратить внимание на понятие "творчества". М. Мария понимает его по-революционному: ее радует творчество как сила, разрушающая старое, и эта ее радость не меньше радости о созидании нового: "Творчество, стремясь к достижению и утверждению, всегда от чего-то отталкивается, что-то отрицает, что-то ломает. Оно расчищает место для нового, оно так сильно жаждет этого нового, творимого, что по сравнению с ним вменяет в ничто все уже сотворенное, все старое, а зачастую и разрушает его". Религиозная жизнь не нуждается в творчестве, потому что на вершине своей она вполне аналогична, близко родственна творчеству в этом нигилистическом порыве разрушения всего ради "единого на потребу": "Религиозная жизнь всегда аскетична, потому что требует от человека жертвы всем во имя высших духовных ценностей, – и параллельно этому творческая жизнь тоже всегда аскетична в глубине своей, потому что тоже требует от человека жертвы всем во имя высших творческих ценностей". Здесь – "трансцензус" м. Марии, здесь ее, с позволения сказать, "апофатическое богословие". И, увы, мы не можем не видеть, что здесь под знаком совершенной любви и полной свободы воздвигается новое законничество, которое судит мир строже и беспощаднее книжников и фарисеев.
 Эта интереснейшая публикация преподносится в "Вестнике" в несколько мистифицированном сопровождении, как будто речь идет о потерянной, никем не читанной работе, хотя и сообщается, что о ней "глухо упоминают" мемуарист Мочульский и биограф Гаккель. Только два года назад работа была обнаружена в "завалявшемся чемодане" С. Б. Пиленко, матери м. Марии, и извлечена из "окончательного небытия". Эта романтическая версия не выдерживает критики. Неужели сама м. Мария не могла при желании напечатать столь яркий, хотя и не свободный от некоторых противоречий, текст в каком-нибудь издательстве – хоть христианском, хоть социалистическом? Неужели это не могла сделать старая госпожа Пиленко после гибели м. Марии? Неужели этим не могли до сих пор озаботиться ее многочисленные почитатели? Дело, конечно, в том, что в прежние десятилетия такая скандальная, прямо скажем, публикация была невозможна. Даже в самой евлогианской группировке самые почтенные деятели откликнулись бы на эту провокацию массированным ударом, и статья была бы морально разгромлена. В наше время все по-другому. Традиционные настроения концентрируются или в немотствующих массах, имеющих "инстинкт истины", но не могущих ее членораздельно защитить, или в обособленных группах, которых стараются маргинализировать и не замечать. В наше время есть реальный шанс сделать модернизм официальной церковной идеологией, которую не посмеют не принять церковные верхи, погрязшие в экуменизме и всяческом политиканстве, всяческом заигрывании с миром сим, во зле лежащим.
 Именно такой смысл имеет публикация "Вестника" и предваряющее ее двухстраничное воззвание Н. Струве. Это радостная песнь идеологической победы. Сама находка рукописи изображается как обнаружение "явленной иконы", несущее благословение одним и предостережение другим.
 М. Мария, уклонившись в евлогианский раскол, перейдя под омофор Константинополя, связала свою судьбу с Церковью, которая тогда общалась с нашими обновленцами, а ныне усердно сотрудничает с всемирными ревнителями "демократии и прогресса". Канонизация м. Марии, планируемая этим Патриархатом, есть его внутреннее дело и не противоречит общим линиям его политики. Н. Струве, для которого дорог не столько жизненный подвиг м. Марии и ее страдальческая кончина, сколько ее специфическая бердяево-эсеровская идеология (митр. Евлогий говорил, что в ней "все еще бродят старые партийные дрожжи"), хотел бы теперь провозгласить эту идеологию во всеправославном масштабе. "Как нужно было бы, чтобы (ее церковное прославление), провозглашенное единодушно не только Константинопольской, но и Московской церковью... стало бы тем пророческим делом и словом, в которых так нуждается вселенское Православие накануне третьего тысячелетия".
 Слово м. Марии, имеющее смысл и правду только как корректив, Струве властию, ему данною, превращает во всеобъемлющий и безапелляционный регулятив.
 Будем, однако, надеяться, что наша Русская Церковь еще "не созрела" для "единодушной" канонизации идеологии, ведущей к саморазрушению Церкви под бдительно-благожелательным надзором "демократических сил".


Благодатный Огонь № 3



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Ирина Фр. 07.03.2013 в 13:47:50

Про взаимное почитание святых.
Не в другой какой поместной православной Церкви, а в нашей, дорогой Русской, в Астраханско-Енотаевской епархии, прославлен как местночтимый святой мученик Евгений Родионов. Почему-то на этот факт логика о. Владимира Воробьева не распространяется.

Николай С. 07.03.2013 в 10:50:31

1. Если Русская Православная Церковь общается с Константинопольским патриархатом, это вовсе не означает, например, что мы должны праздновать всё по новоюлианскому календарю. То же самое можно сказать и о взаимном почитании всех новых святых. Праздника «преподобномученицы Марии» (Скобцовой) в наших святцах нет – если апрелевские и балашихинские батюшки хотят, пусть празднуют на дому по месту прописки.
2. Мария Скобцова de facto не была инокиней, так как сознательно и демонстративно не соблюдала монашеские обеты. Постриг она приняла, кажется, по дамскому капризу, для эпатажа, так модницы выбирают себе экстравагантную шляпку, чтобы на них показывали пальцем на улице. Религиозность Марии Скобцовой была протестантского толка.
3. По поводу мученической кончины. Концлагерь – не то место, откуда можно получить надёжные свидетельства, и к любой информации оттуда надо относиться осторожно. Мне кажется странным допущение, что там можно было пойти в газовую камеры по желанию вместо кого-то. Узники не имели права указывать администрации лагеря, кого казнить, а кого миловать. А администрация не обязана была выполнять распоряжения заключённых типа «хочу в душегубку, а вон того человека трогать не сметь».
4. О спасении евреев до концлагеря. Говорят, что Мария Скобцова выдавала иудеям ложные справки о крещении и тем спасала их от гибели. Вообще-то, на таинство лгать нельзя – православный человек мог, например, попытаться спрятать еврея или, по возможности раздобыть ему фальшивые гражданские документы. Но дело даже не в этом, а в полной неправдоподобности, то есть лживости данной истории. Любой человек, хоть немного знакомый с историей германского фашизма, знает, что немцы уничтожили евреев не по религиозному, а по национальному, кровному признаку. Убивали не только ревностных иудеев, но и крещёных, необрезанных, атеистов – главное, чтобы была восьмая часть еврейской крови (с шестнадцатой частью уже можно было считаться не очень чистокровным немцем). Так, что утверждение о спасении путём подлога о крещении является вымыслом – в Третьем Рейхе никакое крещение спасти еврея не могло.

Сергій 07.03.2013 в 10:12:18

Господь милосерд... Но если мать Мария спасена, то необходимо сказать и о средстве, которое избрал Господь для ее спасения. Дабы никто не смел утешать себя ложной надеждой.

Валерий 07.03.2013 в 09:45:51

Если какая-либо из поместных Церквей, находящихся в общении с РПЦ, вздумает канонизировать папу Римского, то неужто это будет означать автоматическое признание "святости" и у нас? Ответ, по-моему, очевиден. Мы не должны признавать ничего неканонического и еретического.

Сельскiй бригадиръ 07.03.2013 в 08:51:26

Уважаемая Ирина! Насчет кончины "монахини" Марии Вы не совсем в курсе. Дело в том, что версию о том, что якобы Скобцова пошла в газовую камеру вместо некоей еврейки - является вымыслом еврейского священника Сергия Гаккеля. Это не так. Скобцова погибла в общем порядке: когда советские войска стали приближаться в конце апреля 1945 года к лагерю, где находилась Скобцова, ВСЕХ заключенных отправили в газовые камеры. И никакого подвига "монахиня" не совершала. Так что не будем вестись на хитрости еврейских батюшек, выдумывающих "мученические" жития псевдосвятых.

Ирина Фр. 07.03.2013 в 04:33:42

Интересная какая статья у м. Марии! Абсолютно бездуховная, абсолютно! Ровно такую же статью может и сейчас написать любая дама-графоманка с высшим педагогическим образованием, сколько-то попривыкшая ходить в церковь да подначитавшаяся статей на злобу дня. А относительно кончины м. Марии - а именно на кончину велено нам взирать, - скажу, хотя, может, и ошибаюсь, что кончина ее - подвиг, перед которым хочется обнажить главу и сроден он подвигу Александра Матросова. Но Александра никто никогда канонизировать не собирался.

Евстолия 06.03.2013 в 22:59:20

Спасибо за публикацию. Статья в совокупности с комментариями дает весьма полную картину "святости" м. Марии Скобцовой. Вопрос только в том, каков процент духовно близких соратников протоиерея Владимира Воробьева в Синодальной комиссии по канонизации.

Екатерина Домбровская 06.03.2013 в 22:04:24

Несомненно, канонизация монахини Марии (Скобцовой) "продавливается" и очень усиленно. Заметные, крупные фигуры МП упоминают ее имя в своих публичных выступлениях и проповедях с приставкой "преподобномученица". Куда уж дальше? Канонизация такой "святой" - фактически перечеркивает все аскетическое Предание матери-Церкви. Но аскетика, как известно, неразрывно связана с догматикой, так же как внешнее и внутреннее в человеке. Вопрос чрезвычайно серьезный, опасный и ответственный. И здесь нельзя растекаться по отдельным высказываниям м. Марии, а они - не что иное как прямое разрушение церковности. Фактически, речь идет о подмене духовности - душевностью, от отказе от креста аскетического пути каждого человека, суть которого - обретение смирения в высшей мере, и на этой основе - любви, об отказе от метафизики послушания Церкви, а в ней Христу, и возведении на пьедестал своеволия под благовидными мотивами душевной помощи душевному плотскому миру.
Мария Скобцова - это вызов Церкви. Канонизация ее - флаг разрушения Церкви. Оказывается, говорят радетели этой канонизации, можно служить миру и не будучи очищенным духовно от страстей. В то время как "выйдет человек на дело свое и даже до вечера" только тогда, когда он будет духовно очищен и исцелен и через него, чистого в мире будет действовать Христос. А тут предлагается подмена: я действую, я творю благо в мире. Не Христос, а я.

Валентин 06.03.2013 в 21:45:09

Канонизация в Русской Церкви матери Марии Скобцовой -- курящей монахини нетрадиционной бердяево-эсэровской ориентации, это будет смертельным ударом по устоям всего русского монашеского благочестия. Да не будет!

Григорий 06.03.2013 в 21:18:10

Прот.Воробьев пишет:
//"Святые, канонизированные в одной Поместной Православной Церкви, являются святыми всей Церкви. Поэтому пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми."//
Ничего подобного. Многие русские святые вовсе не почитаются греками и другими поместными церквами, там многих наших святых и не знают вовсе. "Единство с Вселенским Патриархатом" дело важное, но второстепенное, первично со Святой Соборной и Апостольской Церковью во всей Ея полноте, не может быть никакого единства в деле почитания ошибочно канонизированных ложных "святых".

Сельскiй бригадиръ 06.03.2013 в 21:01:03

Показательно также, что «продавленная» в 2004 г. либеральными кругами парижской архиепископии Константинопольского Патриархата (не без участия московских неообновленцев) канонизация монахини Марии осуществлена в Стамбуле как раз в момент сближения между РПЦ и РПЦЗ, то есть эта акция Константинопольского Патриархата вне всякого сомнения была направлена на то, чтобы помешать процессу воссоединения двух частей Русской Церкви.
Самочинное отделение митрополита Евлогия от Матери-Церкви было осуждено в свое время Русской Православной Церковью как на Родине, так и за границей. Естественно, что канонизация монахини Марии Скобцовой (одинаково ненавидевшей, судя по ее парижским публикациям, традиции как Зарубежной — «карловацкой», так и Русской Православной Церкви на родине — «так называемой “патриаршей церкви”», как выражалась монахиня Мария), была с восторгом воспринята кочетковцами и другими неообновленцами, которые также были противниками воссоединения с Зарубежной Церковью из-за ее строго православного консерватизма.

Сельскiй бригадиръ 06.03.2013 в 20:55:06

В святцах нашей Церкви этой "монахини", слава Богу, не обретается (см: Календарь МП за последние годы). Следовательно, Русская Православная Церковь МП воздерживается от ее канонизации, чтобы там не вещал прот. В.Воробьев. Тем более, что сия монахиня пребывала в расколе с Матерью-Церковью.
Канонизация монахини Марии Скобцовой — это был очередной недружественный выпад Константинопольской Патриархии против Русской Православной Церкви, ибо этим актом Константинопольский Патриарх Варфоломей пытается оправдать евлогианский раскол 30-х годов прошлого века и захват Константинопольским Патриархатом, вопреки церковным канонам, русской парижской архиепископии в самый трагический для Русской Церкви период ее истории.

Евстолия 06.03.2013 в 20:42:02

прот. Алексий Касатиков 06/03/2013 в 19:24:54:
"можно аргументировать позицию по поводу навязываемой её канонизации".
А канонизация-то уже состоялась! http://www.pravmir.ru/mat-mariya-skobcova-goryachee/
Читаем комментарий ректора ПСТГУ члена Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерея Владимира ВОРОБЬЕВА: "Святые, канонизированные в одной Поместной Православной Церкви, являются святыми всей Церкви. Поэтому пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми."
И далее: "...Так что не следует говорить: мать Мария там канонизирована, а у нас не канонизирована. Если были сомнения, можно сказать по-другому: мы сомневались в возможности канонизации, но теперь мы должны ее признать."

прот. Алексий Касатиков 06.03.2013 в 19:24:54

Благодарю автора статьи и редакцию "Благодатного Огня" за эту публикацию. И раньше личность м. Марии (Скобцовой) вызывала некое недоумение, но теперь, после публикации её явно еретических мнений можно аргументировать позицию по поводу навязываемой её канонизации. Кстати, благодарность и первому публикатору, доставшему сию вещицу из "пыльного портфеля". Эта публикация более других аргументов обличает и его и его сподвижников.
Вообще дело канонизации стало в понятиях некоторых партий чем-то вроде "сакраментального" вопроса в пьяной компании: "Ты меня уважаешь?". Как будто единственным способом подтвердить уважение или просто доброе отношение к особе является провозглашение этой особы "сущей в лике святых". Не всегда люди, которых мы любим, достойны прославления в этом лике. И наибольшим проявлением любви к ним является не "выкликание" их святыми, как на новгородском вече, а смиренная молитва о них (заодно и о нас, грешных) перед Богом, Который ОДИН прославляет человека, причисляя его к лику святых, очищая от всякого греха. А "выкликатели" сильно грешат, восхищая Божественную власть прощать грехи и вводить человека в Жизнь Вечную.
Впрочем, "по мощам и миро" - продемонстрированный бритый батюшка, почитатель м. Марии является (сопряжённые признаки!) почитателем и "бесподобного" Б.Г., заявляя, что тот, дескать, "глубоко понимает христианство". При этом сам Б.Г., явно потешаясь над теми, кто носится с его персоной как с писаной торбой, ничтоже сумняся провозглашает в одном (а может и не одном интервью):
"ВОПРОС: Концерт в Лавре, Оле Нидал, Шри Чинмой - как это всё сочетается?
ОТВЕТ: Элементарно и просто. Если мы замечаем существование Того, что люди называют Богом, следовательно, логично предположить, что невозможно, чтобы здесь Бог был один, а там другой. Чушь! Бог по определению вездесущ и пронизывает всё, что существует. Поэтому если две страны или две культуры по-разному его (так! - прот. А. К.) называют, это не значит, что они должны враждовать. А представители НАШЕЙ РЕЛИГИИ ПОЧЕМУ-ТО ГОВОРЯТ: ПРАВЫ ТОЛЬКО МЫ (выделено мной - прот. А. К.)".
Хорошенький "духовный христианин"! Не стоит долго рассуждать о том, что вовсе НЕ ЛОГИЧНО путать Бога с чьими-то фантазиями о Боге, как это делает "мудрец" Б.Г. Но что можно сказать о человеке, носящем сан православного (!) священника, считающего себя гораздо "православнее" непросвещённой массы ("люди, не знающие закона - прокляты суть"), который до небес возносит и порождённую кокаиническим "серебряным веком" эсерку Скобцову и "потомка сексуально-психоделической революции" Б.Г.!
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ, И Я СКАЖУ КТО ТЫ.

Михаил Ершов 06.03.2013 в 19:19:29

Оказывается, м. Мария (Скобцова) уже "канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица 16 января 2004 года" http://www.blagogon.ru/articles/208/ и есть официальное подверждение на сайте РПЦ МП: http://www.patriarchia.ru/db/text/102071.html Можно ожидать, что вскоре после смерти "канонизируют" и ректора СФИ...

Валерий 06.03.2013 в 13:04:56

Судя по всему, обновленческий процесс будет только нарастать. Ибо его поощряют наши иерархи. И либеральное общество, независимо от того, верующие люди или нет. Число приходов множится, как и число архиереев, приходят новые, молодые и... подготовленные соответственно духу времени. Всех верующих и почитающих Традицию выставляют маргиналами. Я не вижу возможности эффективного активного сопротивления: это лишь письма, протесты, узкие публикации. Пассивный путь - это как в первые годы советской власти: бойкот обновленческих приходов и священников. Свв. Отцы предсказывали о возрождении монархии в России, и что Царь с железной волей наведёт порядок, отстранит от служения отступников в рясах. Но этого мы ещё должны заслужить.
И ещё: мы должны тщательнее изучать святоотеческое учение, но не по-фарисейски, без отрыва от Евангелия. Тогда сможем во-время замечать все отступления и ереси. И всё-таки, хотелось бы и голос пастырей честных слышать...

Uljana 06.03.2013 в 12:27:29

Вот одна из проповедей обновленческого батюшки о.Шугалея из апрелевского храма: http://aprilhram.ru/news.php Посмотрите его тон, с которым он выходит на проповедь..

Наталия 06.03.2013 в 12:14:47

"Если передо мной лежат два пути и я сомневаюсь, если вся мудрость человеческая, опыт, традиции, все – указывает на один из них, но я чувствую (выделено мною. – В. А.), что Христос пошел бы по другому, – то мои сомнения должны сразу исчезнуть, я должен идти против опыта, традиций и мудрости за Христом"
Т.е. если я вдруг восчувствую, что надо к примеру устроить терракт и якобы Христос пошел бы по этому пути, то мне надо отвергнуть разум, мудрость, совесть и прежнее учение и следовать "за Христом"... Это уж ересь какая-то.

Николай С. 06.03.2013 в 10:25:22

Л.В.
Конечно, обновленческий батюшка вполне может посоветовать прихожанину поискать другой храм, равно как и прихожанин вполне может порекомендовать обновленческому батюшке поискать другой приход. А не пускать крещёного православного человека в храм и отказывать ему в таинствах священник не имеет никакого права (разве что посетитель богохульствует, публично еретичествует, буйствует, пьян или явно непотребно выглядит). То, что делают обновленческие иереи-«скобцовцы» наподобие указанного Вами «брадобритца» о. Антония с обручальным кольцом на руке или священников храма в Балашихе, которые хулят свт. Николая, противопоставляя ему «святость» Марии Скобцовой (http://www.blagogon.ru/digest/387/), на понятном современным людям языке называется рейдерским захватом храмов, приходов и, в конечном итоге, Церкви в целом. Поэтому допускать этого никак нельзя. Прихожане – это паства, «словесное стадо», а не отара баранов.

Татьяна Д. 05.03.2013 в 22:30:00

Л.В.
//А настоятель молчит, молчит и благочинный... Если это все спущено свыше, что можно говорить... "тронуть не моги", а то предложит сразу поискать себе другой храм, где нас все устраивает.//
Настоятеля можно понять, в смысле почему молчит. А вот прихожанам-то грех молчать.

М.Е. 05.03.2013 в 17:52:06

Л.В.
Этого обновленческого "героя" из апрелевского храма нужно показать: http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/ant-440x600.jpg
Иерей Антоний Шугалей: "Творчество и поэзия Гребенщикова это яркий пример современной культуры, причем пример очень удачный во многих отношениях, ибо его поэзия лишена того популизма и привкуса фальши, который часто пронизывает творчество эпохи постмодерна. Тексты песен Гребенщикова выдают в нем человека глубоко знакомого с культурой православного христианства, живо интересующегося мировой культурой и другими религиозными традициями. Особенно важно, на мой взгляд, то обстоятельство, что тексты – продолжение поиска, порождение личного духовного опыта. Это позволяет вплотную подойти к действительно важным темам духовной жизни и отойти от ритуально-магических интересов большинства."
Посмотреть бы на его домашнюю книжную полку. Бедный обновленческий "батюшка"...

Л.В. 05.03.2013 в 15:33:25

А в нашем Ильинском храме в Апрелевке эта книжечка "монахини" Скобцовой стоит на полке (!) и очень популяризуется на занятиях по катехизации молодым бритым батюшкой Антонием. А настоятель молчит, молчит и благочинный...
Если это все спущено свыше, что можно говорить... Хорошо еще, что православная литература занимает отдельные 3 шкафа. А у иерея Антония Шугалея - шкафчик свой (и на полках полно книг Меня, книг Библейского общества и пр. и пр.); и "тронуть не моги", а то предложит сразу поискать себе другой храм, где нас все устраивает...

Валерий 05.03.2013 в 13:00:04

"процесс самоотравления духовными богатствами"... - А мы так мечтаем "самоотравиться"! Сколь же можно умничать, чтобы так всё исказить?!
Спасибо Редакции за просвещение, а то, по незнанию, можно чего-то непотребного "скушать".

Михаил Ершов 05.03.2013 в 12:05:15

Кто же раскопал и опубликовал этот письменный бред мятежного человека? Вместо того, чтобы сжечь это вместе с чемоданом, нам пытаются навялить что-то "новенькое" из творчества заблуждавшихся людей. И кто же это делает? Такой же заблуждающийся член попечительского совета СФИ. Может быть, он и Георгия Кочеткова до кучи канонизировать хочет? А ведь пора бы уже и о кончине подумать. За такое "творчество" отвечать придется неминуемо...

Священник Андрей Хвыля-Олинтер 05.03.2013 в 10:47:30

Откуда же в нашей земной Церкви берутся все эти демократы, либералы, маргиналы, обновленцы? Это те, кто из-за своей гордыни и неумеренных своих личных потребностей уклонились, ушли от Святого Предания. Замечательный богослов ХХ века Владимир Николаевич Лосский пишет: «Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь сообщающая каждому члену тела Христова способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей свете». Таким образом, Предание - не просто передача опыта, передача знаний, и даже не только передача благодати, это еще и даруемая нам способность расслышать, почувствовать и понять эту благодать. Именно такого Предания нет у "демократических сил"!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс