Богородица

Актуальные статьи

Краткая история возникновения Календарного вопроса

28.04.2021


Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на земле: церковь – с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург – папа с властью самодержца.

В V веке Римская церковь приняла Александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г. В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года.

Итак, 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы название григорианский.

В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают. Чтобы закрепить Пасху за астрономическими датами «навечно», в Александрийскую пасхалию были введены громоздкие добавления и поправки.

Однако астрономические причины, выдвинутые папой Григорием XIII, являются далеко не главными. По откровенному признанию одного из представителей Рима, вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. Последовавшая вскоре после календарной реформы Брестская уния – явное тому подтверждение. Григорианская реформа, установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные. В настоящее время часто католическая пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е пр. Апост.; 1-е пр. Антиох. Соб.). Вызвано это тем, что в некоторые годы иудейская пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого. В Александрийской пасхалии с самого начала заложен принцип, не допускающий опережения иудейской пасхи, так как в расчетах участвует не астрономическое полнолуние, а расчетное, которое относительно пасхального весеннего равноденствия – 21 марта по юлианскому календарю – всегда является первым полнолунием, хотя относительно астрономического равноденствия – 21 марта по григорианскому календарю – может быть и вторым. И лишь шесть раз в 19 лет, когда расчетное и астрономическое полнолуния выпадают на одну неделю, православная Пасха и католическая совершаются в один день. Итак, не имея достаточных оснований для реформы церковного календаря, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора. «Аще кто всякое Предание церковное, писаное или неписаное, отвергает, анафема» (VII Вселенский Собор, деяния). О сознательном вызове авторитету отцов Церкви свидетельствует медаль, выпущенная по случаю введения григорианского календаря с портретом папы и надписью «Григорий XIII, наилучший верховный жрец».

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован (Гордон Мойер. Григорианский календарь).

Практически все университеты высказались за сохранение прежнего календаря. Через год после календарной реформы французский ученый Ж. Скалигер разработал систему унификации летоисчислений, в основу которой заложен юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются историки и астрономы. Реформа XVI века резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль.

Под угрозой отлучения все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии. Православная Церковь решительно отвергла папское нововведение. Всеправославный Собор 1583 года в Константинополе вполне справедливо выносит серьезное решение в отношении исправления пасхалии и календаря:

«Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемые христианами всей земли и празднуемой, как определено, – сего ради становится причиной соблазнов... Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) от Церкви Христовой и собрания верных да будет. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

+ Константинопольский патриарх Иеремия II,
+ Александрийский патриарх Сильвестр,
+ Иерусалимский патриарх Софроний».

(Ελευθερίου Χρ. Γκουτζήδου, θεολόγου, καθηγητού. Έλεγχος και Ανατροπή της διδακτορικής διατριβής του Δημητριάδος Χριστοδούλου Παρασκευαϊδη. Αθήναι 1985, σελ. 34)

Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ.

В 1793 г. Франция была объявлена республикой. Победила революция. Революционное правительство создало религию человеческого разума с карнавально-цирковыми обрядами, в которых осмеивалось и пародировалось христианство. Оно создает комиссию по разработке проекта нового календаря, которую возглавил революционер и астроном Ромм, впоследствии покончивший жизнь самоубийством.

В революционном календаре семидневная (библейская) неделя была заменена десятидневной декадой. Началом эры было объявлено не Рождество Христово, а провозглашение Французской республики. В 1871 г. Парижская коммуна возобновила календарь Ромма, который просуществовал вместе с коммуной чуть более двух лет.

И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю.

Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь, доктор церковной истории, профессор императорской Санкт-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря как наиболее простого и удобного для расчетов и не нуждающегося на самом деле ни в каких коррективах и являющегося, по его мнению «неиспорченным старым стилем», к которому желательно вернуться и всем западным странам.

В 1917 г. революция победила в России, а в 1921 г. в Турции. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный». Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по старому. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. На это требование последовал со стороны Всероссийского Собора отказ.

Православным патриархам пришлось так или иначе участвовать в деятельности новообразовавшихся государств. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной реформой до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис, вводя новый стиль и неканонические новшества, предлагая, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам – иметь жен, сокращение постов и богослужений. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался так называемый «новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. данные календари совпадают один к одному. Новоюлианский календарь нужно рассматривать как вариант григорианского. Церкви, принявшие новоюлианский календарь, лишь формально сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. Непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Патриарх Мелетий занимал престол Афинский в 1918–1920, Константинопольский в 1921–1923, затем Александрийский в 1926–1935 годах, где ввел новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре умер, и Иерусалимская Патриархия не перешла на новый стиль. Искусственно сочетаемый с Александрийской пасхалией новоюлианский календарь вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский (Петровский) пост. Полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. В практической жизни это все означает разлад в церковном народе и разделение. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников».

Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь. Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Более того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ:

«Для сохранения вселенского единства важно, чтобы во всех Православных Церквах возносились одновременно одни и те же молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того Юлианский календарь, принятый во всех Православных автокефальных церквах, освящен вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к авторитету вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого вопроса согласным голосом всей Православной Кафолической Церкви».

И далее Патриарх Тихон пишет:

«По учению Православной Церкви хранителем чистоты веры является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей ее совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и патриарх Всероссийский, в частности, — не Римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью: он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками...» (cм.: Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (относительно реформы календаря) от 30.9.1924 г. // М. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997, с. 279-281).

В настоящее время только четыре Поместные Церкви (Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская) сохранили приверженность церковному юлианскому календарю и Александрийской пасхалии. Одиннадцать Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. (С 2014 года Польская Православная Церковь спустя 90 лет возвращается к освящённому православными традициями юлианскому календарю, иначе называемому старым стилем (см. http://www.blagogon.ru/news/306/)).

Как было сказано выше, переход на григорианский календарь приводит и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они нередко праздновали Пасху прежде иудеев.

Сам Господь Своим Знамением – схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения – подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию. Чудо это происходит на глазах у многочисленных паломников каждый год вот уже в течение многих веков. Благодать в виде огня сходит именно перед православной Пасхой и именно на православных иерархов. До сих пор одна из колонн храма сохранила следы события, когда представители Армянской церкви захватили храм с целью получения Благодатного огня и не пустили в него православных. Но напрасно они дожидались благодати. Божественный огонь рассек колонну, около которой стоял православный патриарх, и зажег свечи стоящих у храма православных. С тех пор никто уже не претендует на первенство получения Благодатного огня.

Многие серьезные ученые выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

И в заключение напомним слова профессора В.В. Болотова, сказанные им в 1899 году:

«Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Русское Астрономическое Общество. Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России СПб. 1899 г. // Журнал восьмого заседания Комиссии... от 21 февраля 1900 г. Приложение к журналу: Особое мнение члена Комиссии В.В. Болотова.).

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Яблоков 02.01.2020 в 21:58:51

Владимир:
@Как это связано с Пасхой по новому стилю - не вем@
А что тут ведать? В тот день 14 нисана приходилось на 23 марта Юлианского календаря. А 25 марта (Кириопасха) - Христос воскрес.

Михаил Яблоков 02.01.2020 в 21:53:45

Еще бы эти неканоничные ночные литургии отменить...

Владимир 02.01.2020 в 00:26:28

Ветхозаветный агнец был заклан в 14 день месяца нисана. Христос был распят в 14 день месяца нисана. Конечно, и Тело Христову - Его Церковь, распнут в 14 день месяца нисана. Как это связано с Пасхой по новому стилю - не вем. Но как-то связано...

Виктор П. 03.01.2017 в 17:13:23

Борису.
Вы забыли Польскую Православную Церковь - она тоже живёт по Юлианскому календарю. Кроме того, несколько лет назад существовали приходы и монастыри в Болгарской Церкви, живущие по старому стилю (какова сейчас их судьба - не знаю).

Борис 03.01.2017 в 02:51:16

Кроме Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской поместных церквей, по юлианскому календарю еще живут все монастыри Святого Афона, хотя находятся в Греции и подчиняются константинопольского патриархату.

Роман 11.04.2016 в 10:33:57

Замечательный материал, проливающий свет на многие не совсем очевидные проблемы использования церковного и светского календаря. Спасибо автору за его труд. Со своей стороны считаю необходимым дополнить тезис: "Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль". Дело в том что, помимо указанного варианта иногда используется так называемый "пролептический" григорианский календарь: https://ru.wikipedia.org/wiki/
По-сути действие григорианского календаря распространяется в дореформенное прошлое и все даты и события рассчитываются по правилам григорианского календаря. Примером подобного календаря можно указать данный сайт: http://calendum.ru Следует отметить, что подобный подход имеет право на жизнь, так как делает адаптацию григорианского календаря к прошлым событиям простой и удобной. В то же время он вносит путаницу с датами в исторических рукописях, книгах и документах.

Светлана 04.01.2016 в 12:21:43

Переход на старый календарь, объединение России, Малороссии и Белороссии в единое государство. Это цели, за которые нужно молиться всем верующим православным христианам. Только объединение предательски разобщенного народа может дать процветание всем славянским народам, проживаюшим на территории нашей страны. А с процветанием славянских наородов хорошо будут и всем остальным народам.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 04.01.2016 в 08:55:41

Данная статья по-прежнему чрезвычайно актуальна... И деятельность редакции журнала "Благодатный Огонь" все также очень полезна! С наступающим Рождеством!

Николай Обухов 04.01.2016 в 08:41:05

Главное - Кириопасха становится невозможной при "новоюлианском" календаре.

Владимир Р. 10.01.2014 в 13:56:44

Извините не даю ссылку (уже не знаю ту страницу в википедии), но там есть разъяснения, что обои календари отстают на 5 лет, так как в расчетах произошла ошибка.

Православный антивирус 06.01.2014 в 01:37:04

"В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю. Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды...
Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях. Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост. Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей. Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры... Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.
Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение".
(Протоиерей Константин Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль)
http://www.blagogon.ru/digest/21/

Владислав Быков 06.01.2014 в 00:59:18

Требование восстановления Юлианского календаря в нынешней РФ, совершенно правильно и стратегически научно обоснованно. Однако масштаб политической воли Государственной Думы, которая должна принять данный закон, сегодня недостаточен. На мой взгляд, настоящие православные русские в российской власти в меньшинстве, да еще и очень робком. Здесь важно, чтобы инициатива была от власти. Власть, поддержанная народом России, отменила этот календарь в 1918 году, она же должна вернуть его, при активной поддержке прозревшего православного народа.
Мы должны признать, что переживаем очень тяжелый момент нашей духовной истории, наша Церковь (последняя наша надежда), оказалась перед труднейшими искушениями: искушение мнимой земной властью, искушение земными благами, искушения плотские блудные взбешенные против священства и монашества. Огромная пропагандистская машина работает на растление и дискредитацию Православной Церкви, как через реальную жизнь и поведение мирян, так и через иерархов, авторитет которых и есть одна из целей врагов. В этой войне против Русского Православия, основы нашей силы, важнейшую роль играет светский календарь, об этом все написано в статье, и именно поэтому изменить его, заменить другим, да не просто другим, а церковным — это значит признать поражение всего того сатанизма (талмудического пошиба), который сегодня правит всем миром, который и заставил весь мир жить по ложному календарю, исповедовать самоубийственные истины, строить вавилонскую башню содомской глобализации. Кто же дерзнет поднять меч на этого дракона? Это Вам не половинчатая дипломатия сегодняшних кремлевских хозяев, тут Иван Грозный нужен и Гермоген.

р.Б. Владимир 04.01.2014 в 22:06:39

Надо требовать от ГД и Президента вернуть в России юлианский календарь. В 19 веке и поезда ездили, и пароходы ходили в Европу, никто не путался. И сейчас много стран с иным календарем и временем, и ничего, все нормально. Сейчас не только Новый год (с нарушением поста) не на своем месте, но и понедельник выпадает на юлианское воскресенье. Выходит, нужно в субботу ходить в храм, для четкого соблюдения 4-ой заповеди в новозаветном порядке.

Дмитрий 04.01.2014 в 13:58:31

Николаю С.
Это была цитата сообщения от Ксения 04/01/2013 в 21:34:20
А от себя я добавил, что и новый год на Афоне встречают не первого, а четырнадцатого января. http://agionoros.ru/docs/445.html

Николай С. 04.01.2014 в 11:17:12

Дмитрию.
Святая гора не откалывалась. Все обители по-прежнему признают юрисдикцию Константинополя. Многолетнее исключение составляет только монастырь Эсфигмену, но на Афоне уже давно есть и канонический монастырь с тем же названием.

Дмитрий 04.01.2014 в 10:48:38

Ксения 04/01/2013 в 21:34:20
Хотелось бы дополнить, что помимо Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской Поместных Церквей юлианский стиль летоисчисления сохранила и Святая гора Афон, именно по причине смены календаря "отколовшаяся" от Константинопольского патриархата.
Вот и новый год на Афоне встречают не первого, а четырнадцатого января. http://agionoros.ru/docs/445.html

Наталья Л. 03.01.2014 в 15:21:41

Спасибо за очень подробное описание проблемы календарей. Многое не знала... и теперь новый год окончательно и бесповоротно стал не важен для меня. Давно уже не нравилось это новогодняя вакханалия, более похожее на день последний перед концом света. Новый год - это Рождество Христово!

Агапит 03.01.2014 в 10:47:29

Не приведи, Господи, лишиться нам ЦСЯ и "старого стиля". Надеюсь, что благодать Божия и генетическая память православного народа нашего этого не допустят.

Марина 02.01.2014 в 11:16:30

Спаси Господи, верных чад Твоих! Своевременная публикация! Согласна с тем, что молодежь, приходящая в Церковь, несерьезно относится к таким важным вопросам. Наша задача, родителей, просвещать и наставлять своих детей в этих вопросах. Так будет подрастать молодое поколение, которое будет свято блюсти нашу православную веру!

р.б.Сергий 08.01.2013 в 00:09:35

Низкий поклон редакции журнала "Благодатный Огонь"! Мира и Благочестия! Поздравляю Вас с Рождеством Христовым!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Ксения 04.01.2013 в 21:34:20

Хотелось бы дополнить, что помимо Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской Поместных Церквей юлианский стиль летоисчисления сохранила и Святая гора Афон, именно по причине смены календаря "отколовшаяся" от Константинопольского патриархата.

Николай 04.01.2013 в 19:38:57

ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 1948 год
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ВОПРОСУ «О ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ»
1. Стремясь к сохранению общецерковного единства, Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей в Москве подвергло пересмотру календарный вопрос и пришло к выводу, что ценность календаря для Православной Церкви определяется, главным образом, отношением его ко времени празднования Святой Пасхи, так как это празднование должно совершаться на основе Библейских узаконений и согласно с Соборными определениями, повсеместно в одно и то же время, в день воскресный, но не одновременно с пасхой иудейской. Этому церковному требованию вполне удовлетворяет Александрийская Пасхалия.
2. Чтобы устранить особенности по отношению к празднованию Святой Пасхи по причине различных календарных систем, существующих в Автокефальных Церквах, Совещание полагает обязательным для всего православного мира совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской Пасхалии.
3. До того времени, когда будет выработан и утвержден самый усовершенствованный календарь, Совещание считает, что для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем.
4. Совещание считает обязательным для клириков и мирян следовать стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают, как одному из обычаев этой Церкви, соблюдение которых во имя единения и любви заповедуют нам святые каноны.
+ Смиренный АЛЕКСИЙ, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси.
+ Смиренный КАЛЛИСТРАТ, Католикос-Патриарх всея Грузии.
+ АЕМ Патриарх Сербский ГАВРИИЛ.
+ Смиренный ЮСТИНИАН, Божиею милостию Патриарх Румынии.
+ Смиренный СТЕФАН, Экзарх Болгарский.
ОТ АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ: + Митрополит Эмесский АЛЕКСАНДР. + Митрополит Ливанский ИЛИЯ
ОТ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ: + Митрополит Эмесский АЛЕКСАНДР. + Митрополит Ливанский ИЛИЯ
ОТ ПОЛЬСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: + Смиренный ТИМОФЕЙ, Архиепископ Белостокский и Бельский.
ОТ АЛБАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: + Епископ Корчииский ПАИСИЙ.
+ Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии ЕЛЕВФЕРИЙ, Архиепископ Пражский и Чешский. Москва,
17 июля 1948 г.

Peregrin 04.01.2013 в 11:48:50

Благодарю редакцiю за своевременную публикацiю прекрасной статьи! Для желающихъ получить наиболѣе полную информацiю по этому вопросу предлагаю ссылку: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2315#part_38916

Священник Андрей Хвыля-Олинтер 04.01.2013 в 08:33:02

Присоединяюсь к словам протоиерея Михаила Любощинского.
Уважаемая редакция журнала "Благодатный Огонь"! Сердечно поздравляю Вас с праздником Рождества Христова! Расцениваю Вашу деятельность как чрезвычайно ценную в святом деле противостояния всем формам обновленчества и экуменизма. В этом Вы продолжаете деяния Святых Отцов Церкви, таких как Максим Исповедник, Марк Эфесский, Иларион Троицкий и многих - многих иных. Поэтому все истинно верные чада Церкви поддерживают Вас.
Да укрепляет вас Господь Иисус Христос в борьбе за чистоту Православия!

Юлия 14.04.2012 в 08:48:08

И все-таки, никто не удивлен, что на католическую пасху не сходит Благодатный Огонь? Или у них не связано это с пасхой??? Ведь это главное что происходит, то есть пасха у них в один день, а огонь в другой? В нашу Пасху так? Как они это объясняют интересно..

ЛЮДМИЛА 06.01.2012 в 23:30:51

Большое спасибо редакции за вразумление. Я лично до прочтения этой статьи и не предполагала, насколько серьезен вопрос изменения календаря. По сути изменение календаря на Григорианский - это есть начало внутренней борьбы христианства, продолжающейся по сей день, которое и повлекло к таким серьезным событиям в христианстве, как отступничество. Потому всякое введение "нового" не сообразуясь с действующими Правилами Семи Соборов очень опасное явление. Но эти явления не случайны. Ибо все, что происходит в нашей жизни в этом смысле, это есть попустительство Божье. Да хранит нас Господь от всякого рода соблазнов, искушений! Очень хотелось бы почитать всю ту статью проф. Болотова относительно юлианского календаря, отрывок из которой написан в Вашей статье.

Протоиерей Михаил Любощинский 06.01.2012 в 14:11:32

Уважаемая редакция журнала "Благодатный Огонь"!
Поздравляю вас с наступающим праздником Рождества Христова!
Очень благодарен вам за противостояние обновленчеству и экуменизму. Да укрепляет вас Господь наш Иисус Христос в борьбе за чистоту Православия!
Протоиерей Михаил Любощинский,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Гамильтон,
Канада

Павел Глущин, Москва 05.01.2012 в 21:25:26

Иванову Вано.
Вы правы. Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) – известный экуменист и масон, ярый сторонник новшеств и модернизма в Церкви. При помощи своих могучих покровителей он сделал беспрецедентно-стремительную церковную карьеру, занимая сначала престол Афинской архиепископии (1918–1920), затем Константинопольской патриархии (1921–1923). Будучи вынужден покинуть Константинопольский престол, М. Метаксакис перешел на Александрийскую кафедру (1926–1935), и ему удалось ценою недовольства и разделения ввести новый стиль и в эту Православную Церковь. Незадолго до своей смерти он кандидатствовал и на Иерусалимский престол, но не был избран. (Смотри о нем:
– Князь К. М. Горчаков. Возбудители раскола. Париж. 1927. С. 29.
– Проф. С. В. Троицкий. Будем вместе бороться с опасностью. ЖМП. 1950. № 2. С. 37.
– «Масонский бюллетень», журнал Великой ложи Греции. 1967. № 71 (январь-февраль) (на греч. языке).
– Международный масонский словарь: Lennhoff E., Posner O. Internationales Freimaurer-Lexikon. Wien – Muenchen. 1932. (Nachdruck 1980). S. 584–585. В нем сказано следующее: «Многие греческие православные ...Патриархи принадлежали и принадлежат к масонству, ...в том числе Патриарх Александрийский Мелетий, бывший до того Вселенским Константинопольским Патриархом»).
Взято отсюда: http://www.blagogon.ru/biblio/155/

иванов вано 05.01.2012 в 20:38:22

Мелетий IV Метаксакис был масоном, и это немаловажный факт для понимания - кто и зачем пытается ввести смуту и разделения.

Светлана 05.01.2012 в 17:33:30

Я очень благодарна редакции этого сайта, что такие важные и интересные темы обсуждаются на этом сайте. Все статьи, которые я здесь прочитала, написаны точно так, как я до этого думала и как подсказывало мне мое сердце. Отстаивание традиций Русской Православной Церкви в наше сложное богоборческое время показывает только одно, что редакция глубоко верующая, и самое главное - безкомпромиссная и неподкупная, и выражает точку зрения абсолютного большинства православных верующих нашей страны. Слава Богу, что есть в нашей стране такие сайты и люди, которые не боятся говорить про черное, что оно черное. Про белое, что это белое. Возвращают соборность нашей церкви. Сохраняют в нашей церкви благодать. Спаси Господи

Иеромонах Сергий Б. 05.01.2012 в 11:49:23

Статья, безусловно, важная и интересная, особенно в наше время. Дело в том, что сегодня меняется возраст церковной среды. Приходящее в церковь уже новое поколение воспитано на либерализме, и молодежи непонятны многие "важные принципы", устои Православной Церкви. На них смотрят "сквозь пальцы", свысока, не считая это нужным для спасения. Более того, заметим, календарный вопрос, как особая и важная проблема, не такая уж простая как кажется, требует от человека очень вдумчивого отношения к Богом освященной традиции Православной Церкви. А это, порой, молодежи делать не хочется. Удобнее просто плыть по течению и слушать елейные речи поверхностно образованных пастырей и архиереев, к тому же еще и лишенных глубокого молитвенного опыта, а значит и не имеющих православного сознания. Очень кстати слова свт. Феофана Затворника: "Приходя в Церковь, мы должны чувствовать себя не распорядителями ее богатства, а благоговейными хранителями". Архипастыри и пастыри призваны не разорять, и не командовать, а благоговейно взращивать церковное сознание. Мне кажется, что следовало бы опубликовать полный доклад проф. В. В. Болотова. Чтобы стыдно стало верхоглядам, а другие немного задумались и остепенились, стремясь легкомысленно реформировать Юлианский календарь.

Михаил 04.01.2012 в 20:18:32

Замена календаря юлианского григорианским и последующие потуги и нововведения революционеров и обновленцев явно указывают на общность духа противления, гордыни, "непогрешимости" и т.д. у проводивших и навязывавших календарные реформы, будь то папа Римский, француз или патриарх Мелетий IV. Сейчас такого же духа современные обновленцы и реформаторы-модернисты в нашей Русской Церкви открыто попирают Священное предание, многовековые традиции, сознательно подводя себя под анафему (для них решения Вселенских Соборов не действуют), пытаются реформировать и нашу Церковь. Будь их воля, завтра же ввели бы григорианский календарь, сократили и изменили до неузнаваемости наше богослужение и ввели бы в церковную жизнь всё, что не смогли ввести их мятежные предшественники. Но Богу это не угодно!
Согласен с профессором В.В. Болотовым и предлагаю нашему Священноначалию выступить с архипастырской инициативой ко всем Поместным Православным Церквям о возвращении к единому для всех православных христиан юлианскому календарю. Для этого не нужно собирать Вселенский Собор, так как достаточно будет Совещания предстоятелей Поместных Церквей. Господи, помогай нам!

Светлана 04.01.2012 в 19:53:50

Прекрасная статья. Здесь все хорошо описано и разложено по полочкам. Обидно, только что у нас совершается Патриархом Новогодний молебен, не 13 Сентября, или на худой конец 13 января. Поздравление верующих с Новым Годом, до Рождества Христова, является кощунственным. Я слышала, что в сретенском монастыре по поводу Нового года проводится ночная литургия, по некоей традиции. Мне кажется все эти так называемые традиции, навязывания Нового Года на 1 января григорианского календаря, есть ни что иное, как протаскивание в церковную среду привыкания к празднику Нового года, а точнее поминание папы Римского Сильвестра, так как в западных странах, чаще празднуется не собственно Новый год, а память Сильвестра. Праздник так и называется: Сильвестр.

Екатерина Домбровская 04.01.2012 в 19:01:07

Замечательная и очень нужная публикация. Огромное спасибо редакции сайта. Полезно прочесть всем как небольшое добавление к Катехизису (Филарета, разумеется).

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс